Главная страница

Текст к презентации. Платон о государстве и праве Слайд 3


Скачать 29.95 Kb.
НазваниеПлатон о государстве и праве Слайд 3
Дата03.12.2022
Размер29.95 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаТекст к презентации.docx
ТипЗакон
#826658

Платон о государстве и праве
Слайд 3

Платон (427-347 гг. до н.э.) является родоначальником философии объективного идеализма и учеником Сократа. Основными и самыми известными работами Платона являются работы "Государство", "Политик", "Законы". Всю свою жизнь в своих работах он изучал проблемные вопросы государственно-политического устройства.

Слайд 4

Все виды государственного устройства, которые существуют, являются извращениями идеального государства. Идеального государства, как и идеального образца, в реальности нет, поскольку отсутствует справедливость и в существующих государствах, и в человеке. Платон считал, что нравственно совершенным человек может быть только в правильно организованном государстве.

Рассматривая сущность государства, Платон определил его как «совместное поселение», которое объективно возникает с целью достижения справедливости. Возникновение государства он обуславливал следующими причинами: многообразие потребностей людей и разделение труда. Поэтому философ в своих трудах трудовые функции разделял между тремя сословиями.
Слайд 5

Самой популярной теорией в политической философии древнегреческого ученого является теория идеального государства. Данная теория подробно описывается в трактате «Государство». Именно в нем сформулирован первый проект идеального государства. Справедливость выступает основным аспектом такого государства. Суть справедливости заключается в том, что каждый гражданин наделен особым занятием, которое соответствует его натуре. Идеальное государство – это, когда каждый гражданин действует в согласии со своей собственной душой.

Слайд 6

Три начала в душе человека можно сопоставить с тремя сословиями, которые должны быть в каждом идеальном государстве. Так вот:

1) разумному началу души в таком государстве соответствуют правители-философы;

2) яростному началу – воины;

3) низменному, вожделеющему началу – земледельцы и ремесленники (низшее сословие).

Слайд 7

Опора идеального государства представляет собой четыре добродетели: мужество, мудрость, справедливость и рассудительность. Добродетельное государство признается таковым, если «оно мудро мудростью своих правителей-философов, мужественно мужеством своих стражей, рассудительно повиновением худшей части государства его лучшей части». А справедливое государство будет признаваться таковым, если в нем все люди «служат государству как некой целостности, занимаются своим делом, не вмешиваясь в чужие дела».

Он признавал царский строй и аристократию самыми идеальными и правильными формами правления.
Слайд 8

Аристократия представляет собой правление «лучших» с одобрением народа, как считал философ. Платона считал, что на роль идеального правителя подходит тот, кто добровольно отказывается стать правителем и исправляет чужие пороки.

Тимократия (от "тиме" – честь) – власть честолюбивых, господство сильнейших воинов, как в Спарте. Правители в такой форме правления обладают духом соперничества и честолюбием. Поэтому в таком государстве предпочтение отдается людям, которые обладают яростью, они рождены для войны и воспитаны на насилии.

В тимократии, если гражданин прославился, то ему будет не хватать одной славы, и он захочет что-то новое для закрепления его социального статуса. Постепенно в этом обществе наступает приоритет богатства над добродетелью. Следовательно, честолюбие губит тимократию, и она переходит в олигархию.

Олигархия характеризуется наличием в общественной жизни имущественного ценза, следовательно, основная цель – это богатство. В таком обществе управленцами являются только богатые люди, бедняки же отделены от власти. Богачи постоянно ищут, куда потратить деньги, поэтому они начинают перетолковывать законы, мало считаясь с людьми. Поэтому государство раскалывается на государство богачей и государство бедняков. Что приводит к борьбе между ними, развитию преступности, преобладанию алчности и корыстолюбия.
Слайд 9

Демократия связана с уравниванием гражданских прав. В таком обществе появляется полная свобода и откровенность, возможность делать все, что хочешь, не обязательно подчиняться, если ты не желаешь. Но этот режим, к сожалению, не имеет должного управления. При демократии если граждан к чему-то принуждать, то у них это вызывает возмущение. Что может привести к несоблюдению законов.

Тирания представляет собой самую порочную форму правления.

Тиран является наставником народа, которому постоянно приходится «строить козни против соперников, пока не очистит от них государство». Его основная опора – это послушная толпа. С соперниками он разбирается с помощью несправедливых обвинений суда, которые направлены на изгнание и приговор к страшной казни. После этого он будет чувствовать себя уверенно как современный тиран своего государства. Такой правитель всегда будет вести войны и вовлекать в них граждан, чтобы они испытывали потребность в предводителе. Тирания как незаконная власть одного лица характеризуется абсолютной несвободой всех граждан общества, за исключением его самого. Для него свои интересы важнее, чем народа.
Изучив теорию идеального государства Платона, можно сделать следующие выводы:

  1. Данная теория является разновидностью социальной утопии, которая утверждает, что в основе порчи форм правления лежит порча нравов;

  2. Частная собственность рассматривается как источник социального зла, поскольку приводит к разрушению целостности и единства государства, и настраивает людей друг против друга;

  3. Происходит упразднение всего личного: граждане владеют только своим телом, живут сообща и кушают вместе, а также философ упраздняет семью, так как наличие жен и детей вызывает свои радости и печали, что разобщает людей.

  4. В таком государстве устанавливается жесткий контроль за каждым гражданином.

Социальная утопия Платона содержит идейные истоки тоталитаризма, в которых личность – "винтик" в механизме государства.
Слайд 10

В своей работе «Законы» философ создал более реалистическую модель государственного строя, которую он называет "второй по достоинству". Тут он поменял свой взгляд на соотношение моральных и правовых методов осуществления власти. Что помогло ему выделить два типа государственного строя:

1) государство, где над всем стоит правитель;

2) государство, где правит закон.

По мнению Платона, суть первого типа государства заключается в том, что если закон установлен в отношении нескольких человек, то речь идет только о внутренних распрях и «то, что считается там справедливостью, носит вотще это имя».

Второй тип, по его мнению, рассказывает о справедливых законах – "определениях разума", установленных ради общего блага всего государства в целом.

Также в «Законах» были определены структура и механизм функционирования государства, которые не были рассмотрены в его предыдущей работе "Государство".

Теперь, по мнению философа, идеальным государственным устройством является смешанная форма (совмещение начала демократии и монархии). К таким началам можно отнести демократический принцип арифметического равенства (выборы по большинству голосов) и монархический принцип геометрического равенства (выбор по заслугам и достоинству).
Слайд 11

В своих работах философ отождествляет закон и право. Опорой государства должны стать детальные и суровые законы, о чем настаивал Платон. В процессе их создания законодатель должен достичь справедливости и умеренности. Все это должно быть выражено, во-первых,

в ограниченной власти правящих кругов, а во-вторых, в установлении ограничений свободы управляемых.

Но писаное право не должно возвышаться над божественным законом, по мнению древнегреческого мыслителя. «Ведь если бы по воле божественной судьбы появился когда-нибудь человек, достаточно способный по своей природе к усвоению этих взглядов, – писал Платон, – то он вовсе не нуждался бы в законах, которые бы им управляли. Ни закон, ни какой бы то ни было, распорядок не стоял выше знания».
Слайд 12

Он считал, что закон представляет собой совокупность религиозно-нравственных норм, которые установлены мудрыми правителями, в качестве правил поведения для остальных граждан. Правители же сами обязаны соблюдать и божественные законы.

Для философа в соотношении силы и права в государстве приоритетом является право. В своем труде "Законы" мыслитель замечал: «Я вижу близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью. Там же, где закон – владыка над правителями, а они – его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, какие только могут даровать государствам боги».
Слайд 13

Таким образом, рассмотрев философию Платона, можно сделать следующие выводы:

  • Теория идеального государства является разновидностью социальной утопии, которая утверждает, что в основе порчи форм правления лежит порча нравов;

  • государство не преходящее, временная форма организации общества, а форма общежития людей, способных жить в мире и совместными усилиями утверждать торжество нравственности;

  • в философии государства следует отдавать предпочтение общим нравственным благам человеческого бытия;

  • каждому человеку необходимо развивать ту добродетель, которая соответствует его природной склонности и его социальному положению;

  • государство должно гарантировать торжество общей добродетели и справедливое распределение благ, при этом интересы целого в государстве превалируют над интересами групп и классов;

  • закон ставит своей целью не благоденствие одного какого-нибудь слоя населения, но благо всего государства.


написать администратору сайта