Главная страница

мастер-класс. Курбанова М. Т.. Подготовила учитель русского языка и литературы мбоу сош 54 имени Хасана Кааева М. Т. Курбанова Речь


Скачать 2.32 Mb.
НазваниеПодготовила учитель русского языка и литературы мбоу сош 54 имени Хасана Кааева М. Т. Курбанова Речь
Дата28.03.2023
Размер2.32 Mb.
Формат файлаppt
Имя файламастер-класс. Курбанова М. Т..ppt
ТипДокументы
#1021089

Подготовила учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №54 имени Хасана Кааева» М. Т. Курбанова


Речь.
Языковые средства выразительности.
Алгоритм решения задания 26 ЕГЭ.


Цели занятия:


Систематизировать и обобщить знания о различных изобразительно-выразительных средствах
Уметь находить их в тексте
Уметь пользоваться этими средствами в речи


ЭПИГРАФ:


СЛОВО
Молчат гробницы, мумии и кости,—
Лишь слову жизнь дана: Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь Письмена.
И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бессмертный — речь. (И.А. Бунин)


Изобразительно-выразительные средства языка условно можно разделить на две большие группы:
лексические средства и синтаксические средства.


Средства языковой выразительности многообразны. Особое место среди них занимают так называемые средства художественной изобразительности (художественно-изобразительные средства: звукопись, метафоры, олицетворения, гиперболы и т. д.), основанные на использовании специальных приемов и способов сочетания звуков, слов, словосочетаний, предложений. 


Изобразительно- выразительные средства


Тропы


Стилистические фигуры


Эпитеты


Метафоры


Метонимия


Синекдоха


Обращение


Риторический вопрос


Анафора


Парцелляция


Градация


Гипербола


Литота


Перифраз


Сравнение


Инверсия


Синтаксический параллелизм


Олицетворение


Антитеза


Оксюморон


Эллипсис


ПОВТОРИМ ТЕОРИЮ!
Ответьте на вопросы:


Что такое эпитет?
Это красочное определение
Что такое метафора?
Это слово в переносном значении
Что такое гипербола?
Это преувеличение
Что такое риторический вопрос?
Это вопрос, не требующий ответа
Что такое инверсия?
Это обратный порядок слов


ПОТРЕНИРУЕМСЯ!
Инструкция по работе с учебным тренажёром


Каждое задание имеет 4 варианта ответа. Вы должны выбрать один правильный.
2. Если вы выбрали правильный ответ, появится «плюс».
3. Если вы выбрали неверный ответ, появится «минус».


Желаю удачи!


1. Вопрос. Какой термин обозначает «повторение отдельных слов или оборотов в начале предложений, из которых состоит высказывание»?


антитеза


анафора


лексический повтор


эпифора


-


+


-


-


2. Вопрос. Какой термин обозначает стилистический контраст, противопоставление разных явлений и понятий?


антитеза


оксюморон


антонимы


анафора


-


-


-


+


3. Вопрос. Какое средство выразительности не относится к лексическим средствам?


фразеологизмы


эллипсис


антонимы


индивидуально-авторские слова


-


-


+


-


4. Вопрос. По какому принципу объединены в пары слова? Найдите «четвёртое лишнее»


гипербола, литота


анафора, эпифора


антонимы, синонимы


метонимия, синекдоха


-


+


-


-


5. Вопрос. Обращение, призванное выражать отношение автора к тому или иному объекту


риторический вопрос


олицетворение


риторическое обращение


эпитет


-


+


-


-


6. Вопрос. Дословная выдержка из какого-либо текста, сочинения, приводимая для подтверждения своей мысли - это


пословица


цитата


афоризм


поговорка


-


-


+


-


7. Вопрос. Необычное соединение слов, противоречащих друг другу, логически исключающих друг друга


антитеза


оксюморон


антонимы


зевгма


-


-


+


-


8. Вопрос. Новые и необычные слова, создаваемые авторами для определённых художественных целей, являющиеся принадлежностью индивидуального стиля


разговорная лексика


неологизмы


индивидуально-авторские слова


термины


-


-


-


+


9. Вопрос. Укажите неверное утверждение


оксюморон – замена множественного числа единственным, употребление названия целого вместо части или части вместо целого


перифраза – троп, состоящий в употреблении вместо слова или имени описательного сочетания


градация – стилистическая фигура, состоящая в расположении ряда слов в порядке нарастания или ослабления их смыслового и эмоционального значения


омонимы – разные по значению, но одинаковые по написанию и звучанию единицы языка


-


-


-


+


10. Вопрос. Художественный прием (троп), при котором образ создается посредством сравнения одного объекта с другим


синекдоха


метонимия


метафора


сравнение


+


-


-


-


Как решать задание 26?


В формулировке рецензии к заданию 26 содержатся своеобразные подсказки. Там может говориться: «достигается это с помощью тропов…, «этому способствуют такие синтаксические средства выразительности, как …», «среди лексических изобразительных средств обращает на себя внимание употребление…». Таким образом, при решении этого задания поможет хорошее знание классификации изобразительно выразительных средств языка.


Алгоритм выполнения задания 26


Внимательно прочитайте список изобразительно-выразительных средств, представленных в выборке ответа.
Отметьте те, которые относятся к данной категории средств (например, синтаксические средства), отметьте их.
Внимательно прочтите указанные номера предложений, соотнесите их с отмеченным, выберите нужное, выпишите на черновик.
Это средство можно вычеркнуть и аналогично работать дальше.
В случае затруднения можно воспользоваться приёмом исключения (вычёркивания) из списка тех терминов, которые по смыслу не могут быть на месте пропусков в тексте рецензии («Это точно не эпитет, не риторический вопрос…)
При выполнении задания 26 следует помнить, что вы заполняете места пропусков в рецензии, т.е. восстанавливаете текст, а с ним и смысловую, и грамматическую связь. Поэтому часто дополнительной подсказкой может служить анализ самой рецензии: различные прилагательные в том или ином роде, согласующиеся с пропусками сказуемые и т. д.
Прочтите рецензию, остановите своё внимание на первом указании на термин.


(1) Бабушка Варвара, из Вятки, рассказывала: – (2)В девках я здоровая была, наравне с парнями мешки таскала. (3)Тятя жалел, да ведь десять ртов в семье жалость заглушат.
(4)И вот, никогда не забыть, грузили мы баржу с картошкой. (5)С обеда начали, к вечеру ноги подгибаются. (6)Парни мне стараются мешки поменьше давать, а все равно тяжело. (7)Дождь шел, промокла я, продрогла, все прокляла.
(8)К вечеру дождь перестал. (9)Тащу мешок, а тятя говорит: «Варя, посмотри-ка, какая красота». (10)Я отвечаю: «Тять, куда же я посмотрю, меня мешок к земле пригибает, только под ногами у себя вижу». (11)«Сбрось, говорит, мешок, успеешь натаскаться, а такое и не увидишь больше никогда. (12) Свет над рекой, будто коня небесного в радугу запрягли».
(13)Что такое, думаю, он увидел? (14)Сбросила тяжесть, разогнулась, гляжу – глазам не верю. (15)Подумала, что пожар. (16)Река, вся красная, так и пылает: радуга во все небо! (17)Поглядела я и будто умылась, дышать легче стало.
(18)И вот если б не обратил мое внимание отец на красоту, так слепой бы всю жизнь и прожила, ничего не понимая. (19)А от него я это переняла и детям передала.
(20)Пошла как-то с Настенькой, с дочкой своей, за земляникой. (21)День на дворе хороший, солнце. (22)В березняке, за болотом, я вышла на маленькую полянку и аж обомлела. (23)Зову туда дочку чуть не шепотом, словно кого спугнуть боюсь. (24)Полянка вся в землянике, красным-красна ягода, и на ней роса горит! (25)Дочка на голос прибежала, увидела, хлоп на колени - и давай рвать. (26)Подожди, говорю, не убегут ягоды, ты полюбуйся. (27)Она встала рядом, смотрела-смотрела и говорит: «Жалко, мама, ягоды трогать, давай просто так уйдем». (28)Я засмеялась: «Милая ты моя! (29)Ты красоту запомни, а пользу зачем упускать».
(30)И вот чем закончу. (31)У этой дочки есть теперь своя дочь, моя внучка. (32)Гуляем в парке, а она младшенькой говорит: «Смотри, Машенька, цветы улыбаются». (33)На руки ее взяла: «Смотри, Машенька, какие в небе облака».
(По В. Крупину*)
*Крупин Владимир Николаевич (р. 1941 г.), известный русский прозаик, публицист.


24. Особенность малой прозы Владимира Крупина – подчеркнутая простота стиля, сочетающаяся с эмоциональностью и детальностью художественного изображения. Это отражается в синтаксисе: текст изобилует __________ (предложения 7, 14, 25). Внимательный читатель обратит внимание на такой прием, как __________ (предложения 12, 17, 23). Особую роль в создании тона речи рассказчицы играют _________ : «здоровая», «тятя», «натаскаться» (в предложениях 2, 3,
11), а также __________ (в предложениях 24, 32).
Список терминов:
1) ряды однородных членов
2) разговорные и просторечные слова
3) вводные слова и предложения
4) литота(-ы)
5) риторический(-ие) вопрос(-ы)
6) сравнение(-я)
7) гипербола(-ы)
8) метафора(-ы) и олицетворение(-я)
9) парцелляция(-и)


Ответ: 1628


(1)Кто в той или иной степени не ощущал гнет одиночества? (2)Оно тяготит душу, рождает нерадостное настроение, озлобленность, беспросветную тоску. (3)Но когда-то великий Репин признавался, что лучшие часы его жизни – одинокие часы в мастерской. (4)И пожалуй, самая счастливая случайность нашей культуры – болдинское одиночество Пушкина.
(5)Вдохновение, размышление, поиск – ведь это тоже имена одиночества! (6)А если будем говорить не о великих и прославленных людях, а о простых смертных? (7)Каждый год сотни тысяч людей стремятся в синее одиночество моря, зимнее одиночество тайги, белое одиночество горных вершин или тундры. (8)Известно, наконец, что любая серьёзная учеба требует времени, то есть опять-таки изрядного куска одиночества. (9)Словом, существует немало ситуаций, когда это человеческое состояние идет со знаком «плюс».
(10)Но самое, на мой взгляд, важное – та огромная роль, которую играет одиночество в развитии нашей личности. (11)Нужен ли нам собеседник, когда мы любуемся прекрасными картинами природы? (12)Восход солнца над морским горизонтом… (13)Волны спелой пшеницы, бьющие в глаза брызгами тяжелого золота… (14)Вершины лесных елей, вычерченные на фоне легкой сентябрьской дымки… (15)Только тот по-настоящему понимает природу, кто умеет и любит разговаривать с ней с глазу на глаз.
(16)Мы берем с полки книгу. (17)Мы пойдем туда, где останемся с этой книгой «без свидетелей и компаньонов». (18)И там мы прочтем ее в одиночестве. (19)А потом так же без свидетелей обдумаем прочитанное. (20)Не потому ли, кстати, литература остается ведущим из искусств, что с книгой мы всегда наедине, что почти весь процесс постижения ее происходит в творческом, напряженном, пронизанном мыслью одиночестве?
(21)Одиночество – школа, в которой мы учимся стойкости, мудрому, выстраданному спокойствию, уверенности в себе. (22)Наконец, одиночество – тот единственный дом, в котором без помех и суеты разговаривает с человеком его собственная совесть. (23)На людях такой разговор получается предельно редко.
(24)Вспомните хрестоматийно любимых героев. (25)Такие разные, они схожи были в одном: Робинзон был одинок на своем острове, Дон Кихот – в своем безумии, Гамлет – в своих сомнениях, Фауст – в своих поисках, князь Мышкин – в своей доброте. (26)Случайность? (27)Вряд ли…
(28)Даже самая красочная картина пишется на сером холсте. (29)Чем прочнее холст, тем долговечнее живопись. (30)В основе ярких человеческих личностей и судеб почти всегда лежит плотный пласт одиночества…
(31)Какой вывод можно сделать из сказанного? (32)Да хотя бы тот, что не стоит смотреть на одиночество трагически. (33)Раз уж нашла на вас именно эта жизненная полоса, используйте на все сто ее плюсовые стороны! (34)Чтобы потом, после того как пройдет темная полоса, быть полностью готовым к счастливой случайности.
(По Л. А. Жуховицкому*)


24. Публицистические произведения Л. А. Жуховицкого обращены к вечным проблемам, которые не теряют своей злободневности со временем. Автор ведет беседу с читателем на равных, не поучая его, но стремясь аргументировать свою позицию, пытаясь убедить читателя посредством яркой, эмоционально насыщенной речи. Этому способствуют такие синтаксические средства, как __________ (предложения 7, 21), а также __________ (предложения 33–34). В тексте использованы __________: « на все сто» (предложение 33), «с глазу на глаз» (предложение 15). Автор употребляет яркие тропы, в первую очередь __________: «имена одиночества» (предложение 5), «брызги золота» (предложение 13).
1) литота(-ы)
2) ряд(-ы) однородных членов
3) фразеологизм(-ы)
4) эпитет(-ы)
5) риторическое(-ие) восклицание(-я)
6) парцелляция
7) гипербола(-ы)
метафора(-ы)
риторический(-ие) вопрос(-ы)


Ответ: 2638


(1)Большинство людей убеждено, что рассказы должны быть поучительными. (2)Но, как всегда, есть чудаки, преимущественно сами писатели, не желающие безоговорочно подчиняться этой истине. (3)Они утверждают, что некоторые произведения искусства, хотя они ничему и не учат читателей, могут просто порадовать их, показав красоту какой-нибудь, к примеру, крошечной песчинки, которая умеет преломлять солнечный свет и делать из него множество разноцветных сияний и радуг. (4)Они правы. (5)Дни и ночи, осень и зима, весна и лето сменяются на земле и уходят, полные своей мимолётной прелести. (6)Среди забот и трудов, радостей и огорчений мы забываем вереницы этих дней, то синих и глубоких, как небо, то притихших под серым пологом туч, то тёплых и туманных, т о заполненных шорохом первого снега. (7)Мы забываем об утренних зорях, о том, как блещет кристаллической каплей воды хозяин ночей Юпитер.
(8)Мы невнимательны, мы забываем о том, о чем забывать нельзя, о красоте, которой проникнут наш мир. (9)Лет двадцать назад в Москве показывали так называемую экспериментальную, созданную только для опыта, для пробы кинокартину о дожде. (10)Показывали её работникам кино, так как думали, что обыкновенный зритель на такой картине будет зевать и уйдёт из кинотеатра в полном недоумении. (11)В картине был показан дождь во всём его разнообразии, бурном и многоцветном. (12)Дождь в городе на чёрном асфальте, дождь дневной и ночной, ливень.
(13)Так называемый грибной, моросящий дождик, слепой дождь под солнцем, дождь на реке и на море, воздушные пузыри на лужах, мокрые поезда в полях, великое разнообразие дождевых облаков… (14)Всего перечислить я не могу, но воспоминание об этой картине сохранилось надолго и помогло мне ощутить с большой силой ту поэзию обыкновенного дождя, которую раньше я плохо замечал. (15)Раньше меня, как и многих, поражал, например, нежный запах прибитой дождём пыли, но я не вслушивался в звуки дождя и не всматривался в пасмурную и мягкую расцветку дождевого воздуха. (16)Что может быть важнее для писателя (а он по существу всегда должен быть и поэтом), чем открытие новых областей поэзии вблизи нас и тем самым обогащение нашего восприятия, сознания, памяти? (17)И мы, конечно, не можем не быть благодарными тем людям, которые напоминают нам о красоте мира, которые открывают нам всю простую прелесть этой земли. (По К.Г. Паустовскому*)


24. Художественная публицистика К. Г. Паустовского совмещает в себе точность характеристик и выразительность деталей. Особенность его авторского стиля – строгость и ясность построения фраз. Синтаксис писателя сдержан, не случайно основными выразительными средствами в нем являются привычные в письменной речи __________ (предложения 5,11). Яркие синтаксические выразительные средства у Паустовского встречаются нечасто, но на общем фоне приобретают особую эмоциональную рельефность, как, например, __________ (предложение 16). Главную роль в создании неповторимого колорита авторской речи играют тропы: неброские, но удивительно уместные __________ : «вереницы дней» (предложение 6), «поэзия дождя» (предложение 14), точные, свежие __________ (в предложениях 6, 11).
Список терминов:
1) сравнительный(-ые) оборот(-ы)
2) диалектизм (-ы)
3) эпитет(-ы)
4) лексический(-е) повтор(-ы)
5) ряд однородных членов
6) риторический(-ие) вопрос(-ы)
7) гипербола(-ы)
8) метафора(-ы)
9) парцелляция(-и)


(5)Дни и ночи, осень и зима, весна и лето сменяются на земле и уходят, полные своей мимолётной прелести. (11)В картине был показан дождь во всём его разнообразии, бурном и многоцветном.


(16)Что может быть важнее для писателя (а он по существу всегда должен быть и поэтом), чем открытие новых областей поэзии вблизи нас и тем самым обогащение нашего восприятия, сознания, памяти?


(6)Среди забот и трудов, радостей и огорчений мы забываем вереницы этих дней, то синих и глубоких, как небо, то притихших под серым пологом туч, то тёплых и туманных, т о заполненных шорохом первого снега. (11)В картине был показан дождь во всём его разнообразии, бурном и многоцветном.


Ответ: 5683



написать администратору сайта