Главная страница
Навигация по странице:

  • Понятие римского частного права. Отличие ius privatum от ius publicum Римское частное право

  • (Ульпиан).

  • Нормы публичного права

  • Исторические системы римского частного права: ius civile, ius gentium, ius naturale Право народов

  • Право народов регулировало

  • «претор по делам перегрина»

  • Источники цивильного права

  • Преторское право

  • Влияние преторского права

  • Взаимосвязь цивильного и преторского права

  • Кконцу III в.

  • Рецепция римского права обусловливалась

  • Причины рецепции римского права

  • Обычай как источник римского права Источники римского права

  • Закон как источник римского права. Конституции императоров и их виды. Кодификации конституций до Юстиниана

  • Римское право. Ответы на экзаменационные вопросы. Подготовлено Учебным сектором Студенческого совета Института юстиции Саратовской государственной юридической академии Римское частное право


    Скачать 314.15 Kb.
    НазваниеПодготовлено Учебным сектором Студенческого совета Института юстиции Саратовской государственной юридической академии Римское частное право
    АнкорРимское право. Ответы на экзаменационные вопросы
    Дата22.06.2020
    Размер314.15 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаRimskoe_pravo.docx
    ТипДокументы
    #131938
    страница1 из 16
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16

    Подготовлено Учебным сектором Студенческого совета Института юстиции Саратовской государственной юридической академии

    Римское частное право



    Саратов – 2020

    1. Понятие римского частного права. Отличие ius privatum от ius publicum

    Римское частное право — совокупность правовых норм, направленных на урегулирование имущественных и семейных отношений в римском обществе. Период существования римского права — это весь период существования Римской империи. (753 год до н.э. – 476 год)

    1. Публичное право (jus publicum) – совокупность норм, регулирующих вопросы религиозного характера и вопросы управления. Это право, которое «ad statum rei Romanae spectat» (относится к положениям Римского государства). Публичное право включало в себя святыни, служение жрецов, положение магистратов (Ульпиан). К нему относились нормы, определяющие правовое положение государства и его органов и регулирующие их отношения с частными лицами. Римское публичное право содержало нормы о судопроизводстве: формах судебного процесса, вызове в суд, доказывании и доказательствах, процессуальном представительстве; уголовного права: о преступлениях и наказаниях, об ответственности за преступления; о законах, сенатус-консультах и долговременном обычае; о порядке похорон и церемоний; о правоспособности и дееспособности лиц, о структуре власти, о занятии государственных должностей. Нормы публичного права носили повелительный характер (императивные) и не могли быть изменены. Применялись методы власти и подчинения. Публичное право неразрывно связано с обязанностями.

    2. Частное право (jus privatum) – совокупность норм, регулирующих вопросы имущественных и семейных отношений в римском обществе. Это право, которое относится «ad singulorum utilitatem» (касается выгоды, интересов отдельных лиц). Частное право регулировало отношения частных лиц между собой и в институтах, связанных с производством, обменом вещей и услуг. Частное право делилось на комплекс имущественных (по поводу вещей) и личных прав (абсолютных, неотчуждаемых).

    Определение, данное римским юристомУльпианом, отражает саму суть разделения права на частное ипубличное:

    - Публичное право (ius publicum) выражает и защищаетинтересы государства. Регулирует отношения между государством и частными лицами. Нормы публичного права являются обязательными и отдельными лицами изменены быть не могут.

    - Частное право (ius privatum) выражает и защищает интересы отдельных частных лиц. Нормы частного права могут быть изменены соглашением между частными лицами. Частное право содержало нормы, регулирующие отношениякак между физическими, так и юридическими лицами.

    Ius privatum является единым термином для совокупности цивильногоправа (ius civile), права народов (ius gentium) и преторского права (jus honorarium).

    Римские юристы делили ius privatum на следующие категории:

    1) право, относящееся к лицам (т. е. к личным правам и личным отношениям между жителями Рима);

    2) право, относящееся к вещам (т. е. к имущественным отношениям между лицами);

    3) право, относящееся к искам (т. е. к защите личных и имущественных прав лица).

    1. Исторические системы римского частного права: ius civile, ius gentium, ius naturale

    Право народов (jus gentium) – разновидность римского гражданского права; право, единообщее для всех народов, общенародное право. Его действие распространялось на все римское население, включая перегринов. В современном понятии это международное право.

    Право народов возникло позже цивильного и было более прогрессивным. Оно отличалось большей свободой и упрощением формы. Принцип права народов: главное не то, что было сказано, а то, что имелось в виду.

    Первоначально право народов состояло из договоров, заключенных Римом с иностранными державами.

    Право народов регулировало имущественные отношения, возникавшие между перегринами и римскими гражданами, а также публично-правовые вопросы, вопросы торгового права (международной торговли).

    Со становлением Рима, центра международной торговли, появилась необходимость создать претора и по делам иностранцев. Он получил название «претор по делам перегрина» и разрешал споры между римскими гражданами и иностранцами или между самими иностранцами на территории Римского государства. Поскольку на перегринов не распространялось цивильное право, претор вынужден был применять, с одной стороны, международные правовые нормы, заключенные Римским государством, с другой стороны, – то, что относилось к праву, общему для всех народов. То, что было общее для всех народов, известных Риму, и было правом народов. В своем отправлении правосудия претор пользовался прежде всего понятием справедливости и международным правом. При этом складывались определенные обыкновения, которые претор стал отражать в эдиктах. Постепенно эдикты претора перегринов образовали новую общность, новую правовую систему в рамках римского частного права. Поскольку это был Римский магистрат и поскольку право применялось на территории Римского государства – право это было Римское. С другой стороны, оно отличалось по своим подходам, по своим идеям, которые оно в себе заключало, по тем правилам, которые содержались в эдиктах, по тем формулам исков, которые там содержались, от цивильного права. Потому что оно приняло на себя еще одно поколение международного гражданского оборота, с одной стороны, с другой стороны – некоторые нормы, взятые из иностранного права. Преторы по делам перегринов занимались творчеством. Для решения споров с иностранными гражданами на территории Рима они создавали новые, более гибкие, более удачные, чуждые присущему цивильному праву формализму нормы.

    Цивильное (от лат. civitas – «город»), или квиритское, право (римляне называли себя квиритами в честь бога войны Яна Квирина) – совокупность норм права, исходящих от народного собрания, позднее – сената. Источники цивильного права: обычаи и законы. Это привилегированное право, которое отделяло членов римской общины от неримлян. Оно было создано для римлян и действовало только в отношении римских граждан.

    Цивильное право консервировало патриархальное строение семьи с безусловным господством домовладыки, в его рамках не было развитого права собственности и всего того, что закономерно обусловливает обращение такой собственности. Отношения гражданства заканчивались на пороге римского дома и определяли только военно-общественную и религиозную деятельность узкого круга глав родов и семей в традициях, восходящих еще к временам военной демократии.

    Преторское право (jus honorarium или jus praetorium) – совокупность правил и формул, созданных претором. Источники преторского права: эдикты преторов.

    Преторское право представляло из себя наиболее динамично развивающуюся часть римского частного права.

    Преторское право действовало не только в отношении римских граждан. С разрастанием Римской империи и развитием товарооборота, в который вступали лица, не имеющие римского гражданства, возникла необходимость в правовом оформлении данных отношений. Эта проблема была решена созданием должности претора перегринов.

    Магистраты, обладавшие высшей властью, – преторы, правители провинций, а в пределах своей компетенции курульные эдилы – издавали эдикты, программные заявления, общеобязательные на год службы издавшего эдикт магистрата. Затем преемники стали переписывать из эдиктов предшественников все, имевшее жизненное значение, – постоянные эдикты (edictum perpetuum). В 125–130 гг. император Адриан поручил юристу Сальвию Юлиану установить окончательную редакцию постоянного эдикта с целью закрепления отдельных постановлений преторского права.

    Влияние преторского права определялось тем, что претор не только издавал эдикты, но и предварительно решал вопросы о судебной защите по конкретным делам.

    Преторский эдикт, не отменяя формально норм цивильного права, указывал пути для признания новых отношений и этим становился формой пра-вообразования. В качестве руководителя судебной деятельности претор мог придать закону практическое значение или, наоборот, лишить силы положения права. Давая иск или возражение против иска вопреки цивильному праву или в дополнение цивильного права, преторский эдикт создавал новые формы права.

    Зачастую законодатель в лице главы собраний либо в лице императора старался отразить нормы цивильного права в новых законах, в новых конституциях то, что было наработано.

    Взаимосвязь цивильного и преторского права выражалась в творчестве юристов, которые комментировали, с одной стороны, цивильное право, а с другой – преторское право.

    Юрист Марциан называл преторское право живым голосом цивильного права в том смысле, что преторский эдикт быстро откликался на запросы общественной жизни и интересы господствующего класса и их удовлетворял.

    Кконцу III в. различие между цивильным и преторским правом практически исчезло.

    1. Рецепция римского права

    1. Рецепция римского права — это восприятие (заимствование) его положений правовыми системами других государств более позднего периода. Рецепция выражает собой преемственность в праве. Рецепция римского частного права больше всего видна а формировании германской и французской правовых систем, заметна она и в российской правовой системе. Во Франции и Германии наблюдалась прямая рецепция, то есть заимствование правовых решений из положений римского права.

    2. В России прямой рецепции не было, а воспринимались главным образом идеи римского частного права. Однако и в России, в ГК РФ, заметна рецепция римского частного права. Вот несколько примеров. Условия ответственности и освобождения от нее (вина, случай, непреодолимая сила). Степени ограничения дееспособности имеют три возрастные категории. Институт эмансипации (ст. 27 ГК) — освобождение от опеки родителей или попечителя. Опека над умалишенным (ст. 29) и попечительство над расточителем (ст. 30). Контроль административных органов за деятельностью опекунов и попечителей (ст. 34). Институт товарищества (статьи 66—86) аналогичен римскому. Деление вещей (статьи 128 — 135), ипотека, сервитуты (статьи 131, 216). Институт приобретения по давности (ст. 234), оккупация, переработка, клад (статьи 220, 221, 233). Земельные сервитуты (статьи 274 — 276). Основания возникновения обязательств (ст. 307). Обеспечение исполнения обязательств (ст. 329). Классификация и понятие договоров. Обязательства из деликтов и неосновательного обогащения (статьи 1064 — 1109). В действующем законодательстве в основном принят юстинианов порядок призвания к наследству по закону. Рецепция касается также целого ряда принципов и положений процессуального права.

    3. Рецепция римского права обусловливалась:

    — высоким уровнем римского права — наличием в готовом виде ряда институтов, регулировавших отношения развитого товарооборота, четкостью и ясностью правовых норм. Римское классическое право во многом было свободно от национальной ограниченности, приобрело черты универсальности и почиталось как «общее, высшее, научное право»;

    — недостатками местного, в основном обычного, права. Обычное право было архаично, содержало многочисленные пробелы, неясности, противоречия.

    Причины рецепции римского права:

    — римское право давало готовые формулы для юридического выражения производственных отношений развивающегося товарного хозяйства;

    — короли, находя в римском праве государственно-правовые положения, обосновывающие их претензии на абсолютную и неограниченную власть, использовали их в борьбе с церковью и феодальными сеньорами;

    — повышение интереса к римскому праву в силу широкого обращения эпохи Возрождения к античному творческому наследству.

    Этапы рецепции:

    1) изучение римского права в отдельных городских центрах Италии. Происходило по Своду законов императора Юстиниана в Болонской школе искусств и связано с именем Ирнерия. Образовались школы:

    — глоссаторов: изучение римского права первоначально выражалось в кратких замечаниях и разъяснениях (глоссах), делаемых между строками и на полях рукописей римских законов;

    — постглоссаторов, для деятельности которых типично приспособление римского права к использованию в судах. Аккурсий в середине XIII в. соединил существовавшие при нем комментарии римского права и создал сводную глоссу (Glossa Ordinaria);

    2) распространение рецепции на территории ряда государств и практическое применение римского права в деятельности судей-практиков;

    3) переработка и усвоение достижений римского права.

    Римское частное право стало «общим правом» ряда государств и фундаментом дальнейшего развития феодального и буржуазного права. Оно приобрело уже через ряд столетий после падения Рима значение действующего права в ряде государств Центральной и Южной Европы.

    1. Обычай как источник римского права

    Источники римского права — это формы закрепления и выражения правовых норм, имеющие общеобязательное значение.

    Римскому частному праву известны следующие виды источников:

    • обычное право;

    • законы;

    • сенатусконсульты;

    • конституции императоров;

    • эдикты магистратов;

    • ответы юристов.

    Обычное право — совокупность общеобязательных правил поведения, сложившихся в Древнем Риме в результате их неоднократного использования, санкционированных и защищаемых государством, однако не зафиксированных в каком-либо формальном акте. Римские юристы так говорили об обычае:

    • "Прежний укоренившийся обычай заслуженно признается как закон, и это право

    называется правом, установленным нравами" (Дигесты.1.3.32.1);

    • "Долго применявшийся обычай следует, соблюдать как право и закон в тех случаях, когда не имеется писаного закона (Д. 1.3.33);

    • "Обычное право является самой древней формой образования и выражения римского частного права".

    В императорский период обычай не должен был противоречить закону; обычай не мог отменять указание закона.

    Для признания обычая правовым, т. е. дающим основание для защиты судом, он должен был:

    - выражать продолжительную правовую практику в пределах жизни более одного поколения;

    - выражать однообразную практику, причем безразлично, действия или бездействия;

    - воплощать неотложную и разумную потребность именно в правовом регулировании ситуации.

    Специфика правового применения обычая – ссылающийся на обычай должен был сам доказывать факт его наличия, обычай не предполагался в суде, а доказывался.

    1. Закон как источник римского права. Конституции императоров и их виды. Кодификации конституций до Юстиниана

    Законы (leges) – главное воплощение римского писаного права.

    Для признания правового предписания в качестве закона необходимо было, чтобы он исходил от имеющего соответствующие полномочия органа, т. е. так или иначе воплощал весь римский народ, и чтобы он был надлежащим образом обнародован: тайный правовой акт не мог иметь верховной юридической силы. Для его принятия закон должен был быть доведен до сведения граждан – выставлен магистратом заблаговременно на специальном месте форума.

    «Законы – имеющие предписывающий характер общие постановления, предложенные магистратом, принятые народным собранием и утвержденные Сенатом». Закон для придания ему должной значимости мог исходить только от законно избранного магистрата и только в пределах его компетенции. Римские законы получали, как правило, наименование по его инициатору: закон Корнелия, закон Аквилия и т. д. Иногда наименование было двойным по двум именам, например закон Валерия-Горация.

    Закон должен был содержать обязательные элементы:

    1) praescriptio – вводная часть, или указатель обстоятельств издания;

    2) rogatio – текст закона, который мог подразделяться на главы и т. п.;

    3) sanctio – последствия нарушения закона и ответственность нарушителей.

    Древнейший закон – Leges XII tabularum 451 г. до н. э. (Законы XII Таблиц). Их появление объясняют борьбой плебеев с патрициями за ограничение произвола. Законы XII таблиц установили одинаковые нормы для коренных жителей и плебеев, но не провели их равенства. Содержание Законов XII Таблиц отражает жизнь Рима – земледельческого общинного натурального хозяйства. Нет норм о меновой торговле, об обязательствах, за исключением займа.

    Виды законов:

    – lex perfecta, нарушение которых влечет недействительность сделки;

    – lex minus quam perfecta – влечет невыгодные последствия без признания сделки недействительной;

    – lex imperfecta – без санкции.

    В Риме республиканского периода законами являлись постановления народного собрания – plebiscita. Причем народное собрание не имело законодательной инициативы. Чиновник, имеющий право созыва народного собрания, выдвигал на нем свой законопроект, который либо принимался в предложенном виде, как правило, с именем автора (uti rogas), либо отвергался полностью (antiquo).

    Частичные изменения в законе, не внесенные самим магистратом, римская практика не допускала.

    Подвиды римских законов:

    – lex как постановление народного собрания, имеющее высшую юридическую силу;

    – plebiscitum – На собраниях плебеев принимались постановления (плебисциты). Сначала не имевшие общеобязательного значения, эти акты к концу предклассического периода приобрели силу закона: "Между плебисцитами и законами есть разница в способе установления, но сила их одинакова" (Д. 1.2.2.8).

    В период с I до середины III в. основной формой законодательства стали постановления Сената – сенатусконсульты (senatusconsulta). Однако реально сфера сенатусконсульта все же несколько отличалась от полного закона: известные по содержанию сенатусконсульты в основном касались правовых форм деятельности магистратов и применимости их полномочий к разным территориям и типам правоприменения. Постепенно они были вытеснены постановлениями императора – конституциями. Конституции приобретают наименование leges.
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16


    написать администратору сайта