Главная страница
Навигация по странице:

  • Семья. Агнатское и когнатское родство Термин «familia

  • Брак и формы его заключения. Брак cum manu и sine manu

  • Условия вступления в брак, препятствия к заключению брака, прекращение брака

  • Формы развода в римском праве

  • 1) развод с плохими последствиями (divorium cum damno)

  • 2) развод без последствий (divorium sine damno)

  • Имущественные отношения супругов. Dos и donatio Имущественные отношения супругов

  • 29. Отцовская власть. Правовое положение детей. Пекулий и его виды. Отцовская власть домовладыки

  • Способы установления отцовской власти

  • Римское право. Ответы на экзаменационные вопросы. Подготовлено Учебным сектором Студенческого совета Института юстиции Саратовской государственной юридической академии Римское частное право


    Скачать 314.15 Kb.
    НазваниеПодготовлено Учебным сектором Студенческого совета Института юстиции Саратовской государственной юридической академии Римское частное право
    АнкорРимское право. Ответы на экзаменационные вопросы
    Дата22.06.2020
    Размер314.15 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаRimskoe_pravo.docx
    ТипДокументы
    #131938
    страница6 из 16
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16

    Юридические лица в римском праве

    Самого термина «юридическое лицо» в римском праве не было, его сформулировали только средневековые глоссаторы.

    Римские же юристы сформулировали признаки юридического лица:

    1) юр. лицо имеет своё имя;

    2) юр. лицо имеет собственное имущество и это имущество отделено от личного имущества его членов;

    3) юр.лицо не отвечает по долгам его членов; так же и члены не отвечают по долгам юр. лица;

    4) юр. лицо может самостоятельно выступать в имущественном обороте, самостоятельно может быть истцом и ответчиком в суде, при этом действует через представителя.

    К юридическим лицам в римском праве относили:

    1) фиск (государственная казна);

    2) политические образования (города, провинции, колонии);

    3) вольные союзы (религиозные коллегии, коллективы ремесленников, похоронные коллегии);

    4) церковные и благотворительные учреждения.

    Все юридические лица, кроме фиска, делились на корпорации и учреждения.

    Корпорации – это объединения лиц, которые существуют и действуют в интересах своих членов.

    Учреждения – это объединения капиталов; они действуют в интересах лиц, не связанных друг с другом и не связанных с учреждениями.

    Юридические лица в зависимости от группы (корпорации или учреждения) образовывались следующими способами:

    - корпорации образовывались сначала по инициативе будущих их членов. Членов должно быть не менее трёх. С императорского периода в Риме создание корпорации должно было быть одобрено государственной властью.

    - учреждение признаётся как юридическое лицо только в период абсолютной монархии. Учреждения создавались по решению собственников имущества. Это решение оформлялось либо договором дарения, либо завещанием.

    В этих случаях создание учреждения контролируют местные церковные учреждения, либо местный епископ.

    Созданные юридические лица считались правоспособными, но не дееспособными. Поскольку, юридическое лицо было недееспособным, то любое юридическое лицо имело представителя и действовало через него. Представителем мог быть любой член юридического лица, руководитель, либо постороннее лицо, которое действовало на основании доверенности.

    Кроме того, т. к. юридическое лицо недееспособно, оно не может совершать деликты (правонарушения). Если деликт совершал представитель юридического лица, то юридическое лицо отвечало лишь в размерах его обогащения.

    Правоспособность юридического лица по сравнению с физическим лицом была ограничена.

    Юридические лица имели имущественные права. Все юридические лица имели право получать завещательные отказы; наследниками по завещанию могли быть римские города и учреждения. Иные юридические лица могли быть наследниками по завещанию, если им была предоставлена привилегия. Церковные учреждения и привилегированные корпорации могли быть наследниками по закону. Данное право было ограничено: они могли наследовать выморочное имущество, оставшееся после их членов.

    Юридическое лицо прекращалось в следующих случаях:

    - по решению государства;

    - по решению членов корпорации (в отношении корпорации), при этом решение должно быть единогласным;

    - если все члены корпорации вышли из её состава;

    - в результате смерти всех членов юридического лица;

    - в результате банкротства юридического лица.

    За исключением последнего случая, когда имущества нет, если после юридического лица оставалось имущество, то оно либо распределялось между членами юридического лица, либо шло на благотворительные цели. Если в уставе юридического лица судьба имущества не была определена, то имущество переходило в доход государства.

    Особым юридическим лицом в Древнем Риме был фиск. Фиск (или государственная казна) появился в императорский период, когда все провинции Римской империи делятся на сенаторские и императорские. Со стороны императорских провинций собирались все налоги в пользу государства, а также все налоги, которые собирались с населения города Рима.

    Фиск считался субъектом и публичного, и частного права. Фиск, по сравнению с другими юридическими лицами, обладал привилегиями:

    - если фиск вступает в обязательственные отношения, то автоматически в момент возникновения обязательств всё имущество должников фиска находится в залоге.

    - при возникновении обязательственных отношений должники фиска автоматически за просрочку исполнения обязательств должны были уплачивать проценты.

    - фиск имел право на публичных торгах продавать чужое имущество.

    - фиск имел право быть наследником по завещанию и по закону (наследует выморочное имущество).

    1. Семья. Агнатское и когнатское родство

    Термин «familia» имеет гораздо более широкий смысл в римском праве, чем в наши дни. Под этим словом в архаичные времена понимались рабы, имеющиеся в данном хозяйстве, позже сюда также вошло все, что относится к составу домашнего хозяйства: и имущество, и рабочая сила, и собственно члены семьи.

    В Риме на разных исторических этапах признавалось два вида родственных связей – агнатское и когнатское родство. Под агнатским родством понимали изначальное подчинение власти одного и того же paterfamilias, то есть домовладыки, отца семейства; это родство по мужской линии. Когда дочь выходила замуж и переезжала в новый дом, она поступала под власть нового домовладыки, нового агната и переставала быть агнатской родственницей своего отца, братьев и т. д.

    Отец и мужчины прежней семьи утрачивали власть над ней, она принимала на себя власть мужа и мужчин – родственников мужа. Агнатское родство распространялось на детей: сыновья находились с отцом в этих отношениях, пока сами не становились агнатами, то есть домовладыками. Дочери – пока не переходили из-под власти отца под власть мужа. Агнатское родство распространялось на всех родственников, живущих в доме своего агната, а также на рабов.

    Наиболее бесправными в агнатских отношениях были рабы и женщины. Со временем власть домовладыки утратила ярко выраженные патриархальные черты и приобрела более очерченные границы; она перестала быть бесконтрольной и непререкаемой, а личность подвластных постепенно была введена в положения частного права. Это стало возможно с изменением экономических устоев общества – с развитием хозяйства, торговли, дроблением патриархальной семьи и ослаблением патриархальных устоев. На первое место начало выдвигаться родство по крови через женскую линию, когнатское родство, которое в конце концов полностью вытеснило агнатское родство.

    В отличие от агнатского родства когнатское основывалось на общности происхождения. В когнатском родстве учитывались линии и степени кровного родства. Линии в когнатском родстве имели два вида:

    1) прямая, связывающая людей, происходящих один от другого; линия могла быть восходящей или нисходящей в зависимости от точки отсчета – от потомства к предку или от предка к потомству;

    2) боковая, объединяющая людей, имеющих общего предка (братья-сестры, двоюродные братья-сестры, троюродные братья-сестры и т. д., включая их потомство).

    Степень родства предполагала исчисление поколений, на которое сопоставляемые лица отстоят одно от другого; при выяснении степени родства отсчет рождений велся так: по прямой линии – непосредственно между этими лицами, по боковой линии – от общего предка.

    1. Брак и формы его заключения. Брак cum manu и sine manu

    Римский юрист Модестин (III в. н. э.) определял брак как союз мужа и жены, соединение всей жизни, общность божественного и человеческого права. Это определение, однако, не соответствовало действительному положению вещей.

    Римское право различало разные формы заключения брака.

    Законным признавался брак между гражданами, имеющими право на брак; только в таком браке дети получали полную правоспособность и являлись гражданами. Законный брак мог осуществляться двумя способами:

    – брак с мужней властью (брак cum manu), в этом случае жена находилась под неограниченной властью мужа, вплоть до того, что муж имел право ее убить или продать, а если муж находился под властью домовладыки, то этим правом обладал последний. Власть мужа в одинаковой степени касалась и его детей от этого брака;

    – брак sine manu – брак без перехода под власть мужа, когда женщина оставалась под властью прежнего агната (а если имела самостоятельность, то сохраняла независимость от мужа), она входила в брачные отношения с единственной целью – образовать семью и растить детей.

    В законном браке жена получала по мужу имя и сословное положение, но в то же время права мужа распространялись на исковое истребование жены из любого места, в котором она находилась, и она была обязана подчиниться. Позднее римское законодательство декларировало необходимость взаимного уважения супругов. Власть мужа перестала распространяться на жизнь или продажу жены.

    Незаконные браки могли выражаться как простое непостоянное сожительство; дети в случае такого сожительства никаких прав не получали.

    Конкубинат, или постоянное сожительство, очень похожее на брак, но таковым не являющееся. При конкубинате для мужчины не имело значения, состоит ли он в законном браке; женщина, принимая условия конкубината, не имела права состоять в сожительстве с другим мужчиной. Дети, родившееся в конкубинате, не имели никаких прав – они не наследовали отцу, не носили его имени, не получали его социального положения, но в то же время на них не распространялась его власть. Женщина, живущая в конкубинате, не получала от своего мужчины ни имени, ни сословного положения. Мужчина, живущий в конкубинате, имел право убить сожительницу, если получал доказательства ее неверности.

    1. Условия вступления в брак, препятствия к заключению брака, прекращение брака

    Условия вступления в брак:

      1. достижение брачного возраста (14 лет для мужчин и 12 лет для женщин)

      2. согласие на брак;

      3. наличие у брачующихся права заключить законный брак.

    Способы заключения брака в римском праве:

      1. путем совершения религиозного обряда;

      2. путем покупки женихом невесты;

      3. путем простого соглашения сторон.

    Два первых способа заключения брака порождали «правильный брак», брак с мужской властью (cum manu). Третий способ заключения брака вел к установлению «неправильного брака», брака без мужской власти (sine manu).

    Религиозный обряд (confarreatio) имел место в богатых патрицианских семьях. Данный способ представлял собой пышную церемонию, сопровождаемую поеданием лепешек (хлеба), принесением съестного в пользу Юпитера. Обряд проходил в присутствии жреца и 10 свидетелей.

    Покупка женихом невесты (coemptio) осуществлялась в форме манципации, которую осуществлял домовладыка. Она проходила в присутствии пяти свидетелей, весовщика с весами и сопровождалась произнесением определенных слов.

    Простое соглашение сторон не требовало особых брачных формальностей. Брак считался заключенным с отведением невесты в дом жениха. При этом способе заключения брака власть мужа над женой устанавливалась одногодичным непрерывным осуществлением брачного сожительства.

    Основания прекращения брака в римском праве:

      1. Смерть одного из супругов.

      2. Утрата свободы (capitus deminutio maxima) одним из супругов, т. е. обращение его в рабство.

      3. Утрата гражданства (capitus deminutio media) одним из супругов.

      4. Умаление гражданской правоспособности в виде кровосмешения (incestum superveniens).

      5. Воля главы семьи.

      6. Развод.

      7. Назначение мужа вольноотпущенницы сенатором.

    Формы развода в римском праве:

      1. объявление о разводе перед свидетелями (в эпоху Августа количество свидетелей было установлено в количестве семи человек);

      2. письменное соглашение;

      3. фактическое прекращение совместного проживания.

    Начиная с постклассической эпохи с введением христианской морали на разводы наложили строгие запреты.

    Возникли следующие виды разводов:

    1) развод с плохими последствиями (divorium cum damno):

    • по вине одного из супругов (repudium ex iusta causa) (супружеская неверность, тяжкое преступление, аморальный образ жизни);

    • без вины супруга (repudium sine ulla causa), т.е. неправильное одностороннее расторжение брака. Такой развод карался строгими санкциями — от изъятия приданого до высылки, но брак считался расторгнутым;

    2) развод без последствий (divorium sine damno):

    • развод по взаимному согласию супругов (divortium communi consensu);

    • развод по воле одного из супругов (divortium bona gratia). Такой развод был возможен только по уважительной причине: импотенция, уход в монастырь и др.

    1. Имущественные отношения супругов. Dos и donatio

    Имущественные отношения супругов по римскому праву различались в зависимости от формы заключения брака:

    – при заключении брака в форме cum manu все имущество жены и ее рабочая сила с абсолютностью переходили к мужу, он имел право виндикации (истребования из чужого незаконного владения) на любое принадлежащее жене имущество как полноправный собственник даже в отношении ее прежней семьи. Все возможные приобретения в это имущество (как до, так и после брака) переходили мужу. Он имел полное право по распоряжению имуществами жены, при том что родственники ее не могли в это вмешиваться. Известным вознаграждением жене за такое лишение ее собственнических прав было предоставление ей прав на наследование в качестве агна-тической родственницы;

    – при заключении брака sine manu в семье действовал принцип раздельности имуществ супругов. Управление и распоряжение доходами с имущества жены принадлежало мужу, но отчуждать эти имущества муж не имел права без специального разрешения супруги либо ее прежнего домовладыки. Прежние родственники имели право не только предъявить мужу требования о восстановлении имущества, но даже иски по поводу злоупотреблений в управлении им. Но жена не могла (как не обладающая jus commerii) самостоятельно распоряжаться этими имущест-вами в хозяйственном отношении. Супругам запрещались при этой форме заключения брака взаимные дарения, кроме как на восстановление нарушенного строения, для отправления мужем почетной должности. Ответственность возлагалась на супругов раздельно, за исключением случаев конфискации имуществ по уголовным преступлениям.

    Независимо от формы заключения брака на особом правовом положении находились две категории брачных имуществ:

    – приданое (dos) – материальный дар супругу со стороны семьи жены для возмещения его расходов в браке по содержанию супруги. Приданое – имущество жены, но право собственности на него принадлежало мужу. Плоды поступали в его свободную собственность, земельные участки он не мог ни продать, ни заложить. Движимые вещи отчуждались с согласия жены, кроме заменимых и скоропортящихся, отчуждаемых мужем самостоятельно. Муж нес ответственность за сохранность приданого. Передача приданого составляла особый обрядовый акт либо оформлялась особым документом отдельно от событий заключения брака. Приданое не могло быть заменено другим, даже большей стоимости или ценности, не могло изменять своего статуса. Документ о передаче приданого должен был содержать условия и оговорки относительно судьбы приданого при прекращении брака. Приданое воспрещалось отчуждать в течение брака. При разводе судьба приданого зависела от признания той или другой стороны виновной, в этом;

    – брачные дары (donatio) представляли как бы «антиприданое», это был подарок жене от мужа соответственно с их общественным положением в ходе заключения брака, которым супруга как бы обеспечивалась на случай вдовства. Основное условие для признания брачного дара в качестве такового – поднесение его строго до заключения брака, но не в связи с обручением (дары по поводу обручения имели специальное положение, при незаключении брака или при его прекращении они не возвращались).

    29. Отцовская власть. Правовое положение детей. Пекулий и его виды.

    Отцовская власть домовладыки в отношении подвластных детей (patria potestas pater familiae) – специфический институт римского семейного права.

    Дети не только были в чисто семейной власти родителя, но и состояли под властью особого рода, которой предполагались дополнительные правовые возможности родителя по отношению к детям.

    Все члены семьи считались подвластными домо-владыки. Взрослый сын мог занимать высокие государственные должности, руководить армиями, но в семье он был всецело подчинен отцовской власти (даже если сам состоял в браке).

    Отцовская власть над детьми принадлежала только отцу и только в отношении детей из правильного брака. Власть над внебрачными детьми считалась принадлежащей тому родителю, кто своим поведением демонстрировал брак.

    Основания возникновения отцовской власти:

    Способы установления отцовской власти:

    1. Рождение ребенка от данных родителей, состоящих в законном браке.

    2. Узаконение (отец узаконивает своего сына, рожденного вне брака): 1) последующим браком родителей внебрачного ребенка; 2) путем получения соответствующего императорского рескрипта; 3) путем зачисления незаконного сына в члены муниципального сената, замужества незаконной дочери за членом муниципального сената.

    3. Усыновление. Усыновить можно было лицо, находящееся под властью другого домовладыки, либо лицо, не являющееся подвластным.

    В сфере имущественных отношений подвластные дети были рано допущены к совершению сделок от своего имени. Но все права из таких сделок возникали для домовладыки. В случае совершения подвластным деликта потерпевшему давался ноксальныи иск.

    В республиканском праве у подвластных не было своего имущества: все принадлежало домовладыке.

    В классический период подвластным детям стали, как и рабам, выделять пекулий (peculium). Помимо пекулия, получаемого от отца, появился институт военного пекулия, т.е. имущества, получаемого сыном на военной службе или в связи с таковой (жалованье, военная добыча). Позже правовой статус пекулия был распространен на всякого рода приобретения сына, сделанные на государственной, придворной, духовной и иной службе. В период абсолютной монархии за подвластным признали также право собственности на имущество, приобретаемое с материнской стороны.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16


    написать администратору сайта