Главная страница

Автономная некоммерческая организация. Подвижные игры как средство физического воспитания детей младшего школьного возраста по учебной дисциплине мдк. 02. 01


Скачать 70.19 Kb.
НазваниеПодвижные игры как средство физического воспитания детей младшего школьного возраста по учебной дисциплине мдк. 02. 01
Дата06.03.2023
Размер70.19 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаАвтономная некоммерческая организация.docx
ТипКурсовая
#971573
страница3 из 6
1   2   3   4   5   6

1.2Истоки зарождения физического воспитания ребенка.


Одним из первых государств, уделявших, особое внимание физическому вниманию ребенка была Спарта (древнегреческий полис в Пелопонессе).

В спартанском обществе контроль государства над воспитанием ребенка начался с первых дней жизни младенца. После рождения ребенка отец нес его с Совет старейшин, который, оценив физическое здоровье, определял дальнейшее его судьбу. Если ребенок оказывался здоровым, то счастливый отец возвращался с ним домой, а если нет, то, по данным различных источников, его или отдавали в рабство или воспитывали в специальных домах. Существовала легенда, что больных новорожденных спартанцев бросали в пропасть.

До семилетнего возраста ребенка его физическим воспитанием занималась семья. Смысл этого воспитания заключался в закаливании. С семилетнего возраста всех мальчиков направляли в общественный дом. Главное место в их воспитании, очень суровом, занимало физическое воспитание. Чтобы сделать мальчиков более выносливыми, кормили их весьма скудно, ходили они босыми и, как правило, без одежды.

Основными занятиями, связанными с физическим воспитанием мальчиков, были охота, различного рода обрядовые танцы, а также многочисленные состязания в беге, прыжках, метания диска и копья, борьбе.

Следует заметить, что в Спарте была постоянная забота родителей и о физическом развитии девушек, которые, как и юноши, участвовали в военных походах и сражениях. По свидетельству Плутарха (древнегреческий писатель и философ), «девицы также упражнялись в беге, борьбе, бросании диска и копья, чтобы их тела были сильны и крепки, и чтобы такими же были рождаемые ими дети. Закаленные такими упражнениями, они могли легче вынести муки деторождения и выйти из них здоровыми».

Таким образом, забота о физическом воспитании в Древней Спарте распространялась не только на мужчин, но и на женщин. Женщины Спарты гордились тем, что их потомство – это мужественные, ловкие и смелые люди. А причину этого они видели в своем физическом совершенстве.

Таково было спартанское воспитание. Оно в основном было направлено на улучшение физического развития. Умственное воспитание являлось частным делом каждого спартанца.

Заботу о физическом совершенстве проявляла не только Спарта. Древний историк Геродот сохранил для человечества описание мужественного описания женщин у скифов. К примеру, если женщина не могла уничтожить, хотя бы одного врага своего народа, ей не разрешалось иметь мужа. Женщина должна была быть сильной, ловкой, смелой, и поэтому воспитание девочек должно было соответствовать требованиям времени.

Значительное внимание вопросам физического воспитания уделяли древнегреческие философы.

Аристотель (340 до н. э.) писал о взаимосвязи физического и психического состояния организма. Он утверждал, что гнев, радость, печаль откладывают свой отпечаток на состояние мышц. Подчеркивая важность гигиены движений, закаливания ребенка, он считал, что движение – это жизнь и что физическое воспитание предшествует умственному. Ничто та не ослабляет и не истощает человека, как продолжительное физическое бездействие.

В городах Древней Греции физическое воспитание носило классический характер, особенно в Афинах. Известный философ древности Платон так охарактеризовал воспитание в этом городе: «Воспитание и наставление начинается с самых первых лет существования и продолжается до конца жизни. Выучив ребенка игре на кифаре, учителя знакомят его с творениями выдающихся поэтов-песнотворцев. Эти произведения они поют под звуки инструмента и приучают свои души к ритму и гармонии, благодаря чему они научатся быть более благородными для слова и дела, ибо вся человеческая жизнь нуждается в гармонии и ритме. Потом они отправляют детей к учителю гимнастики, чтобы таким образом лучше приспособить их тела к мужественной жизни и чтобы благодаря телесной слабости у них не появлялось малодушия во время войны или в каких-либо других случаях. Таким образом поступают те, кто имеют средства, те, кто богат. Их дети раньше начинают образование и оканчивают последними».

Если Спарту и Афины в вопросах физического воспитания объединяет классический подход, то само воспитание значительно отличается и прежде всего тем, что из афинянина готовили всесторонне развитого человека, получавшего умственное, эстетическое и физическое воспитание, в то время как спартанца учили быть выносливым воином.

В Афинах семилетнего мальчика отдавали в школу, но он продолжал жить с родителями. В городе существовали частные школы трех видов, которые поочередно посещали учащиеся. В грамматических школах они обучались грамоте и письму. В музыкальных – пению и игре на музыкальных инструментах. В гимнастических – борьбе и различным физическим упражнениям.

Воспитание в Афинах не было таким жестким, как в Спарте. Согласно законам Афин, основную заботу о воспитании детей проявляли родители. Интересно отметить, что если родители не давали сыну должного воспитания, то он имел право отказаться содержать их в старости. Обращает на себя внимание и то обстоятельство, что физическая подготовка в основном осуществлялась в государственных школах (гимназиях), а не в частных, что свидетельствовало о заинтересованности государства в подготовке верной своей опоры против рабов и внешних врагов. Для гимназий («гимнос» - нагой) строились специальные здания, спортивные площадки и городки. В них, в отличие от частных школ, мог поступить каждый (кроме рабов).

Преподаватели гимнастики не только обучали отдельным упражнениям (например, борьбе), но и наблюдали за влияние их на организм, за соблюдениям гигиенических правил. Это означало, что преподаватели должны были не только быть хорошими педагогами, но и знать основы современной им медицины.

Необходимо подчеркнуть, что не все дети свободных граждан получали образование. Дети крестьян из окружающих города сел, ремесленников и рыбаков часто не имели такой возможности. Что касается девочек, то они не получали такого физического воспитания, как в Спарте, а обучались лишь ведению домашнего хозяйства.

Таким образом, хотя физического развития греки добивались ради мощи своих государств, они понимали в то же время, что занятия физическими упражнениями способствуют более совершенному физическому развитию человека.

Уже в начале IV в. до н. э. в Афинах создаются профессиональные войска вместо гражданского ополчения из числа свободных людей. Это обстоятельство отразилось и на физическом воспитании. Оно отодвигалось как бы на второй план, уступая место ораторскому искусству. Физические упражнения стали более легкими, необходимыми скорее для отдыха, чем для воспитания выносливости.

Специфика того времени и взгляды на физическое воспитание отразились в трудах древнегреческого философа Платона, который сводил физическое развитие человека к тому, чтобы «совершенствовалась душа человека».

На этот исторический период приходится расцвет медицины.

Постепенный переход медицины на научную основу способствовал и совершенствованию системы физического воспитания.

Древнегреческий врач Гиппократ представлял себе физическое воспитание, как занятие различными физическими упражнениями, использование которых содействует разностороннему, более гармоничному развитию тела. Он рекомендовал тем, кто занимается гимнастикой, бегать и бороться зимой, а летом – меньше бороться и совсем не бегать, но гулять в прохладе. Те, которые утомляются от бега, должны бороться, а которые утомляются борьбою, тем следует бегать, ибо таким образом какая-либо часть тела, утомленная от трудов, лучше всего может согреться, укрепиться и отдохнуть.

Многое из того, к чему Гиппократ пришел в результате наблюдений, в последующем получило свое научное подтверждение.

Физическое воспитание в Риме носило иной характер, чем в Греции. Хотя как в Греции, так и в Риме воспитание сводилось к подготовке воинов, тем не менее, до 16 лет юноша воспитывался в семье. Физическое воспитание не было чем-то особенным. Оно носило трудовой характер. Дети должны были работать в поле вместе с родителями, участвовать в охоте и т. д. Участие в разнообразном труде и было основной школой физического воспитания и закаливания организма. Юноши много времени посвящали бегу, метанию различных тяжелых предметов (диска, копья), борьбе, фехтования, верховой езде, различным играм, в том числе с мячом.

В период образования Римской империи (первые века н.э.) физическое воспитание преследовало двоякую цель. С одной стороны, нужно было подготовить выносливых, крепких воинов наемной армии и их военачальников, а с другой – обеспечить физическую подготовку тех, кто выступал в различных состязаниях, устраиваемых как зрелища для народа, чтобы отвлечь его от насущных проблем, свойственных антропологическому обществу.

У многих народов существовал обычай, согласно которому, чтобы стать полноправным членом племени, юноши должны были так или иначе доказать свою физическую силу.

Сохранившиеся исторические данные о быте множества различных племен в XIIXV вв. н.э. на островах в Океании также свидетельствует о том, что в жизни этих народов физическая подготовка занимала большое место. Так, аборигены Австралии для физического воспитания широко использовали бумеранги и упрощенные копья для метания. Если бы они не занимались этим, им трудно было бы рассчитывать на успешную охоту, которая требовала ловкость, выносливость и быстроту.

1   2   3   4   5   6


написать администратору сайта