Главная страница

Реферат на тему поэтический вечер для подростков. Ким. Поэтический вечер в круге чтения современных подростков


Скачать 1.06 Mb.
НазваниеПоэтический вечер в круге чтения современных подростков
АнкорРеферат на тему поэтический вечер для подростков
Дата13.12.2019
Размер1.06 Mb.
Формат файлаrtf
Имя файлаКим.rtf
ТипДокументы
#100081


Оглавление

подросток чтение библиотека Поэтический вечер

Введение

1. Поэтический вечер в круге чтения современных подростков

1.1 Самореализация подростков с помощью поэтических вечеров

1.2 Роль и место поэзии в круге чтения подростков

1.3 Современные поэты – современным подросткам

Заключение

Список используемой литературы

Приложения

Введение
Актуальность темы. Изменения, происходящие во всех сферах российского общества, влекут за собой перемены и в библиотечной деятельности. Они выражаются, прежде всего, в ориентации библиотек на потребности и запросы читателей, среди которых выделяется такая возрастная группа, как подростки. Известно, что книга помогает овладеть необходимой информацией для полноценного развития личности, учит выражать свои мысли, думать, анализировать события и поступки людей, то есть то, что так необходимо сформировать у подростков, готовя их к дальнейшей самостоятельной жизни. Однако, за несколько последних десятилетий книга во многом изменила свои функции в жизни подростка. Сведения о самых различных ситуациях, с которыми можно столкнуться в жизни, «рецепты» поведения в гораздо большей степени сообщает телевидение и кино, чем книги. Всевозможную полезную и не только информацию дети черпают из Интернета, часть былой книжной нагрузки принимают на себя разнообразные компьютерные игры. Сильное, но неоднозначное воздействие оказывает на чтение подростков продолжающая реформа школьного образования, - рост числа новых программ приводит к резкому возрастанию потребности школьников в «деловой» информации, в ущерб чтению «для души», в том числе поэзии [11, с. 3].

Исследования, проведенные специалистами Российской государствен-ной детской библиотеки (РГДБ) в последние годы, выявили проблемы и тенденции в чтении подростков, а в также поставили новые проблемы, необходимые для изучения. Одной из таких проблем является изменение роли художественной литературы, в том числе поэзии, в круге чтения подростка. К сожалению, пренебрежительное отношение к поэтическим произведениям сегодня является характерным для значительной части подростков [31, с. 131]. Что совершенно недопустимо, поскольку воспитательное значение поэзии трудно переоценить: Поэтический вечер развивает память, воображение, выражает красоту речи, открывает новые понятия и способствует развитию творчества, помогает детям разбираться в себе и людях, учит правилам жизни.

Степень изученности. В России внимание к произведениям для детей, считая их наиважнейшими в формировании человека в ребенке; к вопросам о круге детского чтения поднимались еще Н. Чернышевским, В. Белинским, Н. Добролюбовым, Л. Толстым и др. Острота данного вопроса остается и в современной России. Так, заметный вклад в изучение теории читательских интересов внесли такие исследователи, как Н.А. Рубакин, C.JI. Вальдтгарт, А.А. Покровский, В.П. Таловов, Б.Г Умнов и др. Тема детского чтения на современном этапе наиболее глубоко изучается социологами и психологами Российской государственной детской библиотеки Е.И. Голубевой, Н.Г. Малаховой, О.Л. Кабачек, В.В. Ялышевой, А.С. Степановой; различным аспектам подросткового чтения посвящены многочисленные труды В.П. Чудиновой, в том числе «Чтение, жанры и книги, популярные у подростков», «Детское чтение. Негативные последствия развития медиасреды», «Чтение московских подростков в реальной и электронной среде. Материалы социологического исследования» и др. Важными являются работы Н.Н. Сметанниковой, М.М. Самохиной и О.И. Харитоновой, в которых исследуются социально-психологические основы интереса, мотивов чтения в детском возрасте. Интересны работы Ю.Ф. Андреевой «Поэтический вечер в круге чтения современных подростков», «Развитие интереса к поэзии у подростков и молодежи в публичной библиотеке», «Методы развития читательского интереса к стихам». А также других авторов по данной теме таких как В.Я. Аскаров, Н.К. Сафонов «Читающий подросток в мире взрослых», Е.И. Голубев «Ресурсы, мотивы и стимулы детского и подросткового чтения», М.М. Самохин «О реальном месте чтения в жизни современного молодого человека (по результатам социологических исследований последних лет)», В.С. Собкин, П.С. Писарский «Круг чтения художественной литературы у старшеклассников», в которых изучается материал, связанный с анализом круга, ресурсов, мотивов подросткового чтения, места чтения в их жизни, анализ читательских интересов. Интересен также опыт исследовательской и практической работы И.И. Тихомировой. Но, несмотря на достаточное количество исследований в области подросткового чтения, исследований о месте поэзии в круге чтения подростков крайне недостаточно.

Проблема: в читательских предпочтениях подростков нет места поэзии.

Объект курсовой работы - подростки.

Предмет курсовой работы - Поэтический вечер в круге чтения подростков.

Цель курсовой работы: изучение круга чтения современных подростков и какое место в нем занимает Поэтический вечер.

Гипотеза. Мы предположили, что:

- подростки теряют интерес к чтению в целом и поэзии в частности;

- формирование интереса у подростков к поэзии способствует внедрение в их среду мультимедийных технологий.

Исходя из цели и гипотезы, необходимо решить следующие задачи:

- изучить потребности и запросы в области чтения подростков;

- раскрыть роль и место поэзии в круге чтения современных подростков;

- осуществить исследование места поэзии в круге чтения подростков.

База исследования: библиотека МБОУ гимназии № 2 г. Заозерного Красноярского края.

Для решения поставленных задач в процессе исследования использованы следующие методы: теоретический анализ литературных источников; анализ библиотечных отчетов, статистических данных; анализ читательских формуляров школьной библиотеки; метод анкетирования; методы обработки результатов исследования.

Практическая значимость курсовой работы заключается в том, что материалы исследования помогут определить круг чтения современного подростка и позволят корректировать работу с ними по развитию интереса к поэзии.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

1. Поэтический вечер в круге чтения современных подростков
1.1 Самореализация подростков с помощью поэтических вечеров


Потребность в чтении - это та основа, на которой возникают их читательские интересы. Читательский интерес подростка начинает формироваться к 10-11 годам. Родительская опека к этому времени начинает ослабевать, а школа часто «обязывает» читать, не пробуждая личностных мотивов обращения к книге. Сказывается на чтении и лимит времени (возрастает учебная нагрузка, активизируется общение со сверстниками, кружковая деятельность, возникают новые увлечения). Опыт показывает, что если к 10 годам ребенок уже осознал значение книги в своей жизни, если обращение к печатному слову стало его внутренней потребностью, если его познавательные интересы вылились в читательские, то есть основание полагать, что в дальнейшем эти качества укрепятся и разовьются. Если же интереса к чтению не возникло, то можно ожидать, что в старшем школьном возрасте этот подросток пополнит ряды «нечитателей». Именно в этом возрасте активизируется познавательная деятельность, заметен интерес к необыкновенным явлениям природы, к историческим событиям, неизвестным странам, к осмыслению фактов окружающей действительности. Поэтому в этом возрасте не надо бояться изменчивости запросов, и создавать условия для свободного, самостоятельного выбора книг. Диапазон познавательных интересов у подростков 12-13 лет значительно расширяется, запросы приобретают личностный смысл, становятся избирательными, осознанными. У многих подростков возникают устойчивые интересы к отдельным учебным предметам и, следовательно, к соответствующим областям знания. У 14-летнего подростка наибольшие возможности для читательского развития, которые заложены в самовоспитании, самообразовании. Таким образом, читательские интересы обусловлены возрастными особенностями подростков, сформированностью устойчивого интереса к чтению в младшем школьном возрасте и авторитетностью взрослых [21, с. 57].

Кроме того, в подростковом возрасте круг чтения мальчиков и девочек, по мере взросления, все более различается: у мальчиков и юношей все более популярной становится литературе о спорте, технике, компьютерах, у девочек-подростков, девушек становятся популярными романы о любви. У старших подростков, в отличие от младших, резко возрастает доля тех, кто читает литературу преимущественно по школьной программе. То есть, уходит мотив «интересно», присущий младшим подросткам, и ему на смену идет стимул «школьное задание», которое не дает возможностей самим выбрать те книги, которые им интересны; и значимым при выборе литературы становится не совет друга, а рекомендация учителя.

Изучением современной картины чтения детей, подростков и молодежи систематически занимается РГДБ, результаты исследований которой показывают, что интерес к чтению книг постепенно утрачиваются: читать любят преимущественно дети младшего школьного возраста, чем дети старше, тем меньше времени у них занимает чтение на досуге и тем меньше они любят читать. Среди 15-16-летних количество отрицательно относящихся к чтению втрое больше, чем среди 11-12-летних [32, с. 70]. Растет и доля тех, кто читает только или в основном «под давлением» (прежде всего для выполнения заданий). Так, сотрудники Левада-центра приводят следующие цифры результатов опроса подростков (5-9 классы), касающихся их отношения к чтению (табл. 1).
Таблица 1

Отношение подростков к чтению, %

Суждение

Младшие подростки

Старшие подростки

Мне нравится читать

42

27

Я читаю потому, что этого требуют учителя и родители

64

84

Ненавижу читать, скучное занятие

15

19

Чтение сейчас не нужно

11

18


Отвечая на вопрос о том, почему так происходит, школьники указывали разные причины. Отсутствие интереса и желания что-либо читать, отсутствие времени на чтение, другие интересы. Отмеченная здесь динамика известна библиотекарям. От средних к старшим классам число любителей чтения (и «свободных» читателей) значительно уменьшается. В качестве одной из причин авторы называют дефицит литературы – прежде всего такой, где говорится о современной жизни, об острых проблемах переходного возраста, а также о влиянии компьютеризации, современных технологий, альтернативных способов проведения досуга.

Итак, опасения о «не чтении детей», о «кризисе детского чтения» имеют под собой реальную основу. Начало XXI века - период значительного изменения характера чтения российскими подростками; дети, действительно, читают «не то» и «не так», как предыдущие поколения. Меняются практически все характеристики детского чтения: статус чтения, его длительность, характер, способ работы с печатным текстом, репертуар чтения детей и подростков, предпочитаемые произведения и пр. Меняется и мотивация чтения: чтение для удовольствия и развития сегодня значительно уступает деловому чтению с целью освоения учебных программ. Их чтение становится индивидуальным, прагматичным, информационным и поверхностным, утрачивается способность к сопереживанию, к сочувствию. Так, если у подростков второй половины XX века наблюдались черты активного читателя [33, с. 9-10]:

– «любовь к чтению», т.е. высокий статус чтения, престиж в обществе «человека читающего», обязательность регулярного чтения;

– преобладание в круге чтения книг, а не журналов;

– разнообразный репертуар чтения, в том числе поэзии;

– наличие домашней библиотеки;

– общение со сверстниками по поводу прочитанного;

– наличие «литературных героев»;

– сравнительно небольшая доля литературы низких художественных достоинств;

– позитивное отношение к библиотеке (частое посещение библиотеки, существование «своего» или «хорошего» библиотекаря);

– советы сверстников семьи при подборе книги являлись авторитетными.

То, у современных подростков отмечаются следующие преобразования в читательских характеристиках:

– преобладает информационно-познавательный характер, политическое видение в произведении;

– наблюдается равнодушие или даже негативное отношение к чтению;

– отмечается снижение тяги к чтению как к эстетической потребности;

– не склоны читать поэзию;

– отмечается трансформация ценностей, противоречие ценностей при чтении, т.е. сегодняшние подростки говорят, что читать нужно хорошую художественную литературу, однако круг их чтения составляет литература низкого качества;

– отсутствует иерархия в чтении, т.е. молодые люди стихийно выбирают жанры: любят приключения, триллеры, фантастику, фентези, журналы;

– преобладает «деловое» чтение, писатели и поэты – из списка программы школьной литературы. При этом, произведения, которые рекомендуются педагогом и обсуждаются на уроках, кажутся подросткам навязанными, ненужными. Это влечет за собой то, что дети не хотят читать «не программные» произведения «программных» авторов [20, с. 124].

Исследователи заметили изменения и в читательской психологи современных подростков: если раньше их увлекали книги, вызывающие сильные переживания, то теперь многие не хотят сопереживать, а жаждут вечного веселья и забав [28, c. 50].

Замечено также, что меняется и источник получения печатной информации: в библиотеки записано 38% подростков, причем более активно пользуются библиотеками девочки (63%). А в ответ на вопрос «Зачем вы приходите в библиотеку?» честно признаются: «Нужно по школьной программе», «Чтобы не получить «два» по литературе». На смену книгам приходит компьютер и Интернет. Если раньше свободное время подростки проводили за чтением книг, то сейчас за телепросмотрами, интернетом и компьютерными играми. С одной стороны, появление компьютера в жизни ребенка «обусловлено постоянно меняющимся информационным пространством, ведь в большинстве именно школьники и подростки являются той социальной группой, которые с легкостью осваивают новые информационные технологии. Но, с другой стороны, компьютер и выход в Интернет не являются препятствием к чтению книг. Сегодня в Интернете читают: 67% подростков, 57% - с экрана компьютера, 29% - с помощью электронных книг и 19% - с экрана телефона. Кроме того, информацию о книгах, литературных новинках подростки находят на сайтах книжных издательств (27%), в социальных сетях (30%), на форумах и в тематических сообществах (15%), в блогах (16%) [31, с.150]

Таким образом, сегодня в чтении подростков происходят серьезные изменения, которые носят глубинный характер.


1.2 Роль и место поэзии в круге чтения подростков
Поэтический вечер, как отмечают многие отечественные и зарубежные исследователи, играет важную роль в развитии личности подростка, при помощи которой у подростков формируется языковой вкус, показывая всю глубину переживаемых чувств, развивая у них глубокое эмоциональное восприятие, воображение, красоту речи, открывает новые понятия и способствует развитию творчества [26, c. 269-272.].

Однако, результаты социологических исследований показывают, что только 3,6% регулярно читающей молодежи, в числе последних прочитанных произведений, называют стихотворение [14, с. 98]. Да и мероприятия, которые проводятся в практике библиотек: встречи с поэтами, презентации поэтических сборников, музыкально-поэтические вечера, конкурсы чтецов и т.д. – как правило являются популярными среди читателей с уже развитым интересом к поэзии [3, с. 61].

Поэтому, очень важно, чтобы дети к поэтическому слову приобщались как можно раньше. Так, по мнению П.П. Гутовского, наиболее благоприятными для формирования положительной установки на чтение поэзии являются первые 7-8 лет жизни, поскольку жанр поэзии очень нравится детям младшего школьного возраста. Однако в подростковый период, большинство детей теряет интерес к стихам. И даже обязательный стихотворный минимум из школьной программы для многих становится проблемой. Как отмечают исследователь, все дело в том, что в подростковом возрасте мировоззрение существенно изменяется, они чувствуют себя уже более взрослыми и считают, что переросли те забавные стишки, которые им еще так недавно нравились [13, с. 12]. В тоже время, некоторые исследователи, в частности Ю.Ф. Андреева, причину утраты читательского интереса подростков к поэзии, видит в особенности преподавания литературы в современной школе, что и вызывает «культурную аллергию» на произведения поэтического жанра [4, с. 32-36].

Дж. Норвелл обращает внимание на то, что в возрасте от 10 до 12 лет дети начинают терять интерес не только к поэзии для детей, но и не проявляют интереса к поэзии для взрослых. Это подтверждает и Энн Терри, которая отмечает наличие этой тенденции при переходе детей в средние классы. изучая интересы детей и подростков в области поэзии Терри [34, с. 3-6] пришла к выводу, что на их интерес к поэзии влияют:

- форма произведения (детям нравятся так называемые «фигурные стихи» - стихотворения, строки которого расположены таким образом, что весь текст имеет очертание какой-либо геометрической фигуры или предмета);

- определённые элементы поэзии: ритм, рифма, звуковые повторы, стилистические фигуры (сравнения, антитезы);

- содержание (особенно дети любят юмористические стихотворения и стихотворения, связанные с их непосредственным опытом).

Содержание - это не тема и даже не сюжет, - это мировосприятие поэта. Одна и та же тема, один и тот же сюжет будут звучать по-разному в зависимости от мировосприятия поэта. Например, о грозе можно написать радостное лирическое стихотворение, и может оно быть трагическим и мрачным. Естественно, что форма стиха, его звуковая оркестровка, ритм, интонация также будут различны, так как отбор художественных средств непосредственно связан с общей тональностью и восприятием мира художником-творцом в данный момент.

Терри отмечает, что дети и подростки не любят те стихотворения, которые они не понимают: философского, созерцательного характера. Подросткам больше нравится современная Поэтический вечер, чем традиционная, классическая. При этом, качество поэтического произведения может не являться решающим фактором, влияющим на их выбор. Однако, хрестоматии, учебные программы, учебные пособия не содержат любимых детских поэтических произведений, а составляются, исходя из мнения взрослых по этому вопросу. Многие стихотворения, которые, по мнению литературоведов не являются «настоящей поэзией», тем не менее, очень нравиться детям.

Вся сложность поэзии для подростков заключается в том, что современный подросток жаждет чего-то нового, он любит нарушать стереотипы и хочет создавать новые традиции, их привлекает игровой характер поэзии, а также круг тем, затрагиваемых поэтами (учеба, любовь, дружба). При этом, стихи, которые нравятся детям одного возраста, могут не нравиться детям другого возраста - в разных классах их читательские интересы в области поэзии различны. Если для младших школьников характерно образное восприятие мира, игровое его освоение, стремление ритмически организовать речь, соотнести ее с движением, красками, звуками, то для подростка важнее героическое начало, события большого эмоционального накала, а потому и тяга к остросюжетной, героической поэзии. В то же время стихотворение, которое популярно у детей одного возраста и уровня развития, может нравиться детям другого возраста. Поэтому угодить современному подростку и воплотить в стихе все его предпочтения очень непросто. Ведь, для того чтобы быть интересным подростку, автор должен прочувствовать, какие проблемы его волнуют, заинтересовать его, раскрыть те моменты жизни подростка, которые беспокоят его наиболее. Чаще всего подростки хотят увидеть в произведении самих себя, чтобы знать, что они не одни переживают определенные кризисы и проблемы, что такие же случайности выпадают на долю многих их сверстников. Также он должен поверить, что самому автору не чужды его переживания, что он разделяет его интересы, и всегда готов поддержать школьника, его начинания и стремления.
1.3 Современные поэты – современным подросткам
Отечественные и зарубежные писатели прошлого подарили детям и подросткам немало хороших поэзий, которые помогают глубже узнать внутренний мир человека, освещают исторические события, раскрывают глубокий замысел автора. Среди знаемых подростками - это А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, С. Есенин, А. Ахматова, М. Цветаева и другие. Вряд ли найдется человек, не слышавший стихов К. Чуковского, С. Михалкова, С. Маршака, А. Барто. Но и современные поэты не обходят стороной категорию поэзии для детей и подростков. Все они представляют золотой период детской поэзии, их стихи все знают с детства наизусть. Однако и период конца ХХ – начала ХХI века дал детской поэзии немало славных имен, эта тема является весьма сложной для поэта. Среди современных авторов, которые не побоялись соприкоснуться с противоречивой личностью подростка такие известные имена, как С. Махотин, А. Гиваргизов, М. Бородицкая, Г. Лукомников, В. Берестов, Е. Благина, А. Усачев, Вейцман Марк, Г. Остер. Большой вклад в современную детскую поэзию внесли О. Григорьев, И. Токмакова, Ю. Мориц, Г. Сапгир и др.

Григорий Остер - именно он придумал книгу вредных советов для детей (дети все любят делать наоборот, поэтому нужно предложить им делать то, чего как раз не следует делать):

«Если друг на день рожденья

Пригласил тебя к себе,

Ты оставь подарок дома -

Пригодится самому».

Сергей Махотин обращается в своей поэзии к детям разных возрастов. Его стихи веселые и поучительные. Очень удачным сборником поэта, можно назвать книгу «За мелом», где мастер предлагает автобиографические поэзии, которые как будто раскрывают жизнь писателя с маленького возраста до периода 6-7 класса. Дети среднего школьного возраста видят в этих стихах встречу лирического героя со взрослыми проблемами, автор предлагает подросткам возможные пути решения сложных задач и размышляет о них. Именно третий раздел книги «За мелом» представлен в тревожных красных тонах, отличии от первых двух – зеленого и синего. Сигнальный свет напрямую ассоциирован с переживаниями и противоречиями подростка. Автор старается полностью проникнуть в атмосферу подросткового возраста, чтобы не упустить даже мелочи, чтобы только точно передать всю интонацию и показать им в строчках самого себя. Так, в стихотворении «Рожи», рассказывается о том, как лирический герой плохо себя вел на уроке, а из класса выставили по ошибке его товарища. Школьник чувствует свою вину перед одноклассником, теперь он ведет себя спокойно, но его не оставляет переживание о друге.

Работая в среде детей, поэт часто спрашивает подростков о том, как бы они поступили в той или иной ситуации, тем самым прививая им моральность поступков, а также изучая психологию подростка, чтобы создавать новые интересные стихи для детей в дальнейшем. Эти творения пера весьма близки подросткам, они веселы, но имеют нотку грусти, от того что уходит детство. Казалось бы, ну стихи, ну пишет человек от лица подростка, ну что тут может быть необычного. Но как это написано, как прочувствовано! Да и школьник здесь, конечно, не современный, не компьютеризированный, это ребенок из прошлого, возможно, даже сосед по парте из времен наших родителей. Он еще не знает, что такое компьютеры, он не знаком с сотовым телефоном, а слово «скайп» для него пустой набор букв и звуков. Зато, он умеет ценить уникальные, неповторимые моменты жизни, радуется лету, помогает друзьям, веселит больных детишек, защищает девочек, ценой собственных синяков. Он знает цену любви, преданности, дружбе, заботе, благодарности, нежности. Вы послушайте открытие ребенка, вам самим возможно тоже приходили в голову подобные мысли, мне точно приходили:

«Я сегодня сам не свой,

Потому что вдруг

Я открыл, что я - живой

И живой - мой друг.

Засмеялись вдруг глаза

У живого пса,

И живая стрекоза

Взмыла в небеса.

Ветер веткой зашуршал

И лизнул в лицо.

За рекою конь заржал,

И мышонок пробежал

В норку под крыльцо.

На траву ложится тень,

Гаснут облака

Я шепчу: До завтра, день, ветер, лес, река...»

Артур Гиваргизов также раскрывает в своих стихах веселые странички школьной жизни. Его стихи забавны и мелодичны, особенно они приглядываются школьникам 5-6 классов. Автор пишет о затейливости учеников, их желанию испытать что-то новое, необычное. Среди многих тем затрагивается также и любовная, лирическая. Все стихотворения Артура Гиваргизова пропитаны симпатией к подросткам, желанием принести им радость. Например, веселая Поэтический вечер «По коням» рассказывает о том, как школьники жаловались солдатам на своих учителей, и настоятельно просили защиты от этих требовательных и назойливых взрослых. «Колыбельная» - очень веселая Поэтический вечер, в которой высказано всецелое понимание школьника, который так хочет спать, и устал от бесконечных уроков:

«Можно спать на математике,

На ботанике и русском.

На уроке физкультуры

С непривычки, правда, узко,

Твёрдо и высоковато -

Давит всё-таки турник -

Я подкладываю вату

И почти уже привык.

Птицы спят на ветках, куры,

Мухи спят на потолке...

На уроке физкультуры

Спит Андрей на турнике».

Многие педагоги скажут, что Поэтический вечер Гиваргизова не слишком педагогична, но она нравится детям, заинтересовывает их, позволяет им почувствовать себя смелыми и сильными. Автор избегает дидактичности и назидательности в своих произведениях, не обращается к тону нотаций и поучений, он просто отображает ежедневную действительность школьника со всеми его забавными желаниями и предпочтениями.

Читая веселые стихи Марины Бородницкой, подросток просто не может не улыбнуться, он воображает себе описанную ситуацию и искренне смеется со столь интересных событий и действий. Младшим подросткам нравятся веселые стишки, что повествуют о школьной жизни и свободном времени, которое наступает после уроков. Среди таких поэзий, можно выделить стихи «На контрольной», «Вечер», «На снегу».

«Кто из школьников не помнит себя на контрольной работе.

Не решается задачка - хоть убей!

Думай, думай, голова, поскорей!

Думай, думай, голова, дам тебе конфетку,

В день рожденья подарю новую беретку.

Думай, думай - в кои веки прошу!

С мылом вымою тебя! Расчешу!

Мы ж с тобою не чужие друг дружке.

Выручай! А то как дам по макушке!»

Специально для старших подростков она написала сборник «Амур на подоконнике». Школьно-лирическая Поэтический вечер затрагивает уже не детские вопросы о любви и жизни средних и старших школьников:

«Прогульщик и прогульщица

Прогуливали день:

Брели вдвоём сквозь белый свет

И голубую тень,

По самой лучшей из дорог,

Испытанной и старой,

И проходили за урок

По полтора бульвара.

Прогульщик и прогульщица

Расстаться не могли.

Когда бульвары кончились,

Они в музей зашли.

Повесив куртки на крючки,

В Египетском отделе

В пластмассовые номерки

Друг дружке пальцы вдели».

Невозможно обойти вниманием поэзию Вейцмана Марка для школьников подросткового возраста. Поэту не чужды перемены в душе подростка, он смело дает ответы на интересующие школьников вопросы, рассказывает и подготавливает к ответственности взрослой жизни. Поэт также обращается и раскрывает в своих стихах тему первой любви и влюбленности, что имеет огромное значение для подростка, которому очень необходимы советы в этом ранее неизвестном вопросе. Его стихи, безусловно, заслуживают самого пристального внимания, настолько своеобразна и выразительна его поэтическая палитра. Особенно удивительны стихи о подростках, о периоде перемен в жизни растущего человека. Вроде бы все то же самое – парты, мел, не выученные уроки, мечты о свободе от скучных обязанностей. Однако школьная жизнь наполняется новым смыслом. Даже у привычного детского нежелания учиться появляются другие причины:

«Папа с мамой на работе.

Солнце светит – благодать!

Как учиться неохота, –

невозможно передать!»

У еще не взрослого, но уже и не у ребенка вдруг проявляется утраченная было тонкость в восприятии собственного и чужого внутреннего мира, зарождается такое новое, непонятное пока чувство, как любовь, обретают неведомые оттенки прежние детские впечатления…:

«Мимолётное виденье…», «Гений чистой красоты…»

Совпаденье? Сновиденье? Это ж вылитая ты!

То у сетки волейбольной вдруг возникнешь, то в окне,

то мелькнёшь, как призрак, в школьной коридорной толкотне.

Белый хвостик на макушке, тонкий шрамик на губе…

Не пойму, ну как же Пушкин догадался о тебе?!»

Для школьников среднего возраста известный поэт Валентин Берестов написал целый цикл стихов «Школьная лирика». В нем автор обратил внимание на большинство аспектов, которые так необходимы ученику:

«Ты не сразу бросаешь арену

И не сразу подводишь черту.

Три попытки даются спортсмену

Для того, чтобы взять высоту.

Неудача, но ты не в убытке:

Снова близок решающий миг.

Ты готовишься к третьей попытке,

Наблюдая попытки других.

Разбежался. Взлетел. И - готово!

Возвещая о новой борьбе,

Выше ставится планка, и снова

Три попытки даются тебе.

А не вышло (попытка - не пытка),

Стиснув зубы, готовься и жди.

И выходит, что третья попытка

Остается всегда впереди».

Оригинальная Поэтический вечер Германа Лукомникова также наверняка заинтересует многих подростков. Стихи моментально запоминаются и легко произносятся. Кроме того, в некоторых стихах есть связи с другими произведениями русской культуры, что можно использовать в работе с подростками. Например, при рассказывании о К. Малевиче и его «Чёрном квадрате»:

«Я сегодня очень рад:

Чёрный вычертил квадрат».

Таким образом, Поэтический вечер для подростка служит средством для индивидуализации и самовыражения. Если подростки находят в поэзии себя, если она близка их душе, ребятам становится намного проще переживать кризисные периоды, они становятся более спокойными и целеустремленными. При этом, стихи для подростков должны быть интересными и оригинальными, чтобы он всегда смог взять что-то для себя, чтобы увидел, что его переживания не единичны, и порадовался веселым строчкам школьной жизни.
Выводы по 1 главе
Чтение – это базовый компонент воспитания и образования. Оно является деятельностью, формирующей и развивающей личность подростка. Однако в их чтении сегодня происходят серьезные изменения, с одной стороны, чтение обусловлено школьными заданиями и становится все более функциональным, прагматичным, т.е. деловым, с другой стороны – носит поверхностный и развлекательный характер, т.е. становится досуговым.

Сегодняшние подростки – дети цифровой эры: их отличает свободная ориентация в Интернет-пространстве, расширяющая границы общения и передачи информации и обеспечивающая доступ к огромному информационному полю. В связи с этим идет процесс формирования новой модели чтения, меняются практически все его характеристики:

- статус чтения, его длительность (время чтения на досуге), характер, способ работы с печатным текстом, репертуар и др.:

- восприятие печатного текста и информации, оно становится более поверхностным и фрагментарным, вследствие чего ребенку всё труднее концентрировать внимание на многостраничном тексте;

- мотивация чтения и репертуар читательских предпочтений (например, под влиянием телевидения и видеопросмотров усиливается интерес к темам и жанрам, которые там широко представлены - детективам, триллерам, «фэнтези», «ужасам», «кинороманам»);

- предпочтение отдается печатной продукции с широко представленным видеорядом (иллюстрированных журналов и комиксов);

- происходит «клиширование», упрощение и огрубление речи, поскольку дети не осваивают язык классического наследия.

Крайне низок и репертуар чтения подростками классических произведений, в том числе поэзии – низкая. Как показывают исследования, только чуть более 3% подростков любят, знают или регулярно читают стихи. К сожалению, такое отношение к поэзии является характерным для значительной части подростков. Что совершенно недопустимо, поскольку воспитательное значение поэзии трудно переоценить: Поэтический вечер развивает память, воображение, выражает красоту речи, способствует развитию творчества.

При этом, стихи для подростков должны быть интересными и оригинальными, чтобы он всегда смог взять что-то для себя, чтобы увидел, что его переживания не единичны, и порадовался веселым строчкам школьной жизни. Поскольку, если подростки находят в поэзии себя, если она близка их душе, ребятам становится намного проще переживать кризисные периоды, они становятся более спокойными и целеустремленными.

Заключение
В наши дни вопрос, что читать и как читать детям, и исходя из этого, формирование круга детского чтения, то ест тех произведений, которые читают (слушают чтение) и воспринимают дети - особенно актуален.

Целью данной курсовой работы было изучение круга чтения современных подростков и какое место в нем занимает Поэтический вечер.

В первой главе раскрываются основные потребности и запросы в области чтения современных подростков, а также роль и место поэзии в круге их чтения.

Утверждения о «кризисе детского чтения» имеют под собой реальную основу. В начале XXI в. дети читают «не то» и «не так», как предыдущие поколения, интенсивно идет процесс изменения читательских привычек юных читателей. Меняются практически все характеристики детского чтения: статус чтения, его длительность (время чтения на досуге), источники получения информации характер, способ работы с печатным текстом. Меняется круг чтения детей и подростков, мотивы и стимулы чтения, предпочитаемые произведения, наблюдается спад интереса к классике и поэзии.

Как показывают исследования, только чуть более 3% подростков любят, знают или регулярно читают стихи. К сожалению, такое отношение к поэзии является характерным для значительной части подростков. Что совершенно недопустимо, поскольку воспитательное значение поэзии трудно переоценить: Поэтический вечер развивает память, воображение, выражает красоту речи, способствует развитию творчества.

Во второй главе мы исследовали место поэзии в круге чтения подростков гимназии № 2 города Заозерного. В результате сделаны следующие выводы. У подростков действительно происходит: снижение интереса к печатному слову, падение престижа чтения; изменение характера чтения, которое становится более индивидуальным, прагматичным, информационным и поверхностным; возрастание числа учащихся, ограничивающихся чтением книг только по школьной программе; чтение отчетливо подразделяется на досуговое (для отдыха, удовольствия) и деловое (для учебы); преобладание «делового» чтения над «свободным» (в репертуаре подростков, значительно возрастает доля «программного» чтения); изменение «свободного» (досугового) чтения у подростков в сторону предпочтения литературы развлекательного характера.

В то же время, полученные данные показывают, что прогнозы о том, что подростки в новом веке не читает, не оправдываются: подростки читают, но читают «не так» и «не то». Что касается поэзии, то в ходе проведения исследования мы узнали, что отношение к поэзии среди подростков гимназии остается довольно благоприятным, но число поэтов, вызывающих интерес, очень невелико. При этом, в общей массе произведений чтение стихов в основном носит уровень делового чтения, т.е. по школьному заданию. Число подростков, серьезно увлекающихся поэзией лишь около 3 %.

Сложившуюся ситуацию могут изменить библиотекари, предлагая им нечто отличное от того, к чему подростки привыкли на уроках литературы.

Кроме традиционных форм работы (устный журнал, читательская конференция, литературные-музыкальные, поэтические вечера, выставки поэтических сборников, различные мероприятия, конкурсы и игры), действенным способом приобщения подростков к поэтическому слову становится активное внедрение информационных и мультимедийных технологий, силами библиотекарей, а также силами самих учащихся.

Мультимедийная презентация в Power Рoint позволяет сочетать в единой среде поэтические тексты, иллюстрации, видео, анимацию, а также звуковой ряд в виде различных аудиоэффектов и музыкальных композиций.

А активное внедрение в web-пространство позволит библиотекарю создавать собственные информационные продукты, которые помогут подростку сориентироваться в удивительном и не теряющем своей ценности мире поэзии.

Таким образом, в процессе работы цель курсовой работы – достигнута, все поставленные задачи - решены, гипотеза подтверждена.

Список используемой литературы

  1. Альтернативные площадки продвижения чтения: материал дискуссии // Университетская книга. 2014. №7-8. С. 71-75.

  2. Андреева Ю.Ф. Мультимедийная презентация как средство развития интереса к поэзии у подростков / Ю.Ф. Андреева // Библиотечное дело. 2011. №8. С. 7-9.

  3. Андреева Ю.Ф. Методы развития читательского интереса к стихам, основанные на выявлении связи между прозаическими и поэтическими текстами / Ю.Ф. Андреева // Библиосфера. 2013. № 1. С. 61-71.

  4. Андреева Ю.Ф. Постнеклассическая рациональность в исследовании развития читательского интереса к поэзии / Андреева Ю.Ф. // Библиосфера. 2011. №2. С. 32-36.

  5. Андреева Ю.Ф. Поэтический вечер в круге чтения современных подростков / Ю.Ф. Андреева // Чтение детей и взрослых: качество чтения: сб. ст. СПб., 2010. С. 44-47.

  6. Андреева Ю.Ф. Теоретико-методические аспекты развития интереса к поэзии у подростков и молодежи публичных библиотек: дисс... к.п.н / Ю.Ф. Андреева. СПб.: СПб ГУКИ, 2012. 174 с.

  7. Антипова В.Б. Массовая работа в школьной библиотеке / В.Б. Антипова. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://rusla.ru/rsba/ provision/provision-metod/tech_bibl_serve/Doc/appendix2.pdf.

  8. Арзамасцева И.Н. Детская литература: Учебник / И. Н. Арзамасцева, С.А. Николаева. М.: Академия, 2015. 576 с.

  9. Архипова И.В. Читать не скучно: результативные технологии поддержки чтения в Челябинской областной юношеской библиотеке / И.В. Архипова // Информационный бюллетень РБА. 2013. № 68. С. 156-159.

  10. Глухова Л.В. Развлекательное чтение в прошлом и настоящем / Л.В. Глухова, О.В. Либова // Чтение в библиотеках России. СПб.: Российская национальная библиотека, 2007. С. 11-70.

  11. Гринева М.И. Психолого-педагогический анализ проблемы культуры чтения подростков / М.И. Гринева // Современные исследования социальных проблем. 2013. №9 (29). С. 16.

  12. Гриценко З.А. Практикум по детской литературе и методике приобщения детей к чтению: учеб. пособие / З.А. Гриценко. М.: Академия, 2008. 224 с.

  13. Гутовский П.П. Пропаганда поэзии среди молодежи в библиотеке: особенности, тенденции и пути совершенствования: автореф. дис. … к.п.н. / П.П. Гутовский. Л., 1989. 16 с.

  14. Дадали Н.В. Чтение художественной литературы в Петербурге / Н.В. Дадали, М.Е. Илле // Чтение в библиотеках России. 2007. № 7. С. 94-102.

  15. Загидуллина М.В. Подростки: чтение и Интернет в повседневной жизни / М.В. Загидуллина // Социологические исследования. 2016. № 5. С. 115-123.

мещено на Allbest.ru



написать администратору сайта