Политическая сфера
Скачать 153.41 Kb.
|
1 2 1 - Политика как объект теоретических исследований. Взаимосвязь политики с другими сферами общественной жизни. Политическая сфера - это «область политики, политической жизни общества, пределы распространения непосредственного влияния политиков и политических организаций, воздействия политических идей». хозяйственно-экономическая сфераобеспечивает всю материальную инфраструктуру и включает в себя отношения по поводу производства и распределения материальных благ; социальная сфера развивается на основе межличностных и групповых отношений с учетом социального статуса каждого индивида. К социальным относят круг проблем, связанный с организацией труда и быта, здоровья, досуга, благосостояния и защиты; политическая сфераскладывается по поводу власти и участия в государственном управлении; духовная сферавключает в себя производство духовных ценностей, мировоззрения, науки, а также отношений по поводу потребления духовных благ. политика детерминирована экономическими, духовными факторами, социальной структурой общества, в частности статусными характеристиками социальных групп, уровнем социального расслоения общества, этнической и конфессиональной структурой. С другой - сама политика способна воздействовать на эти сферы, проникать в них. политика присутствует во всех общественных сферах в силу свойственной ей регулирующей функции. На рационализацию отношений между людьми в этих сферах, а также более рациональное использование общественных ценностей направлены такие виды государственной политики, как экономическая, военная, научно-техническая, социальная, культурная, экологическая и др. 2- Политология как отрасль знания: понятие, структура, функции. Термин "политология" образован на основе двух греческих слов: politike – общественные, государственные дела и logos – учение, слово. Автором первого понятия считают Аристотеля, второго – Гераклита. Из данного словосочетания следует, что политология – это учение, наука о политике. Функции политологии Методологическая функция разработка теории и методологии исследования политических явлений и процессов, выработке категорий и законов данной науки. Познавательная функция накопление, описание, изучение фактов политической деятельности, анализ конкретных политических явлений и процессов, выявление важнейших политических проблем и противоречий политического развития. Регулятивная разработка практических рекомендаций для властных структур, предварительная научная экспертиза политико-управленческих решений, определение способов, методов и средств рационального воздействия на политическую жизнь общества. Прогностическая функция определение ближайших и отдалённых перспектив политического развития общества, выработке прогнозов, в моделировании будущих политических процессов и отношений. Мировоззренческая функция формирование и обоснование определённых политических идеалов и ценностей, соответствующих интересам общества политических взглядов, убеждений и ориентации граждан. Структура политологии состоит из теоретического и практического знания. Теоретическая политология формирует фундаментальные знания о политической деятельности и процессах политического развития, методологию и методы политических исследований. Прикладная (практическая) политология изучает проблемы преобразования политической действительности, анализирует пути и средства целенаправленного воздействия на политические процессы, предлагает конкретные рекомендации для достижения практических результатов. технология и техника организации власти, конкретная деятельность различных политических институтов, избирательные кампании, общественное мнение, особенности политической ориентации и политического поведения различных социальных групп. Выводы прикладной политологии могут служить основанием для формулирования положений теоретической политологии. 3. Категориальный аппарат и методы политологии. Понятийный (категориальный) аппарат политологии – это система теоретических понятий, в рамках которых осмысливаются политические явления и процессы, в целом политическая жизнь общества. Методы - институциональный, социологический, сравнительный, антропологический, психологический, бихевиористский, коммуникативный, метод политического моделирования. Институциональный метод ориентирует на изучение институтов, с помощью которых осуществляется политическая деятельность (государства, партий, других организаций и объединений и т.п.). Социологический метод –совокупность приемов конкретных социальных исследований, направленных на сбор фактов и практических материалов путем анкет, опросов и т.п. Он исходит из принципа зависимости политики от социальных процессов, в особенности от социально-экономической структуры общества. Сравнительный метод – иначе его называют компаративный – известен еще со времен Платона и Аристотеля. Сопоставление политических объектов или процессов, выявлении их подобия и отличительных черт. 4. Политические учения древности. Политические учения Древнего Востока (Египет, Иран, Индия, Китай, Вавилон, Ассирия) политическая мысль не выделялась в самостоятельную область социального знания; первоначальные представления о политике выступали в мифологической форме, придавали зарождающимся элементам властных отношений сверхъестественный характер; господствовала концепция божественного происхождения власти и социального устройства. Ведущие мыслители этого периода: Конфуций, Мо-Цзы, Шан-Ян, Хаммамурапи, Будда и др. Политические учения Древней Греции и Древнего Рима Характерные черты: постепенное освобождение политических взглядов от мифологической формы; становление их как относительно самостоятельной части философии; всесторонний анализ устройства государства, классификация его форм; поиск и определение идеальной формы правления. Ведущие мыслители этого периода: Гомер, Соломон, Гераклит, Демокрит, Протагор, Сократ, Платон, Аристотель, Лукре- ций, Цицерон и др. 5. История политических учений Средневековья. Особенности: перемещение центра тяжести в общественном сознании от государства к церкви, к проблемам религии, безраздельное господство католической церкви в духовной жизни; политическая наука стала отраслью богословия; социально - политическая мысль развивалась усилиями религиозных деятелей; обоснование теологической теории появления государства и политической власти. Мыслители: Августин Блаженный, Фома Аквинский, Иоанн Солсберийский и др. Августин Блаженный римский идеолог и деятель христианской церкви, заложил основы христианской политической теории. Резко противопоставляя церковь и государство, Августин стремился обосновать верховенство церкви над светской властью. Государство рассматривалось Августином как создателем и правителем которого является Бог. Поэтому все государи должны служить своей властью как Богу, так и человеку. Главными формами правления он считал моральные и религиозные обязанности, в частности уважение к Богу и уважение к человеку. Фома Аквинский итальянский философ. сущность власти устанавливается богом, поэтому в интересах общественного целого необходимо беспрекословное выполнение каждым человеком своих обязанностей; государство также является божественным установлением; Иоанн Солсберийский, английский богослов и юрист, автор трактата «Поликратик», выдвигал идею ограничения светской власти за счет авторитета церкви и первым в Западной Европе систематизировал политическую теорию. 6. Западноевропейская политическая мысль эпохи Возрождения и Реформации. Характерные черты: освобождение политической науки от теологии и стремление создать чисто светскую теорию; развитие гуманистических начал в политической теории; анализ проблем и свобод человека, закона и государства, демократического устройства общественной жизни; обоснование революционных форм и методов переустройства общества. Ведущие мыслители этого периода: Н.Макиавелли, Т.Мор, Т.Компанелла, Ж.Боден, Т.Гоббс, Г.Гроций, Дж.Локк, Б.Спиноза и др. Никколо Макиавелли, первым стал рассматривать политику как особую сферу научного исследования. впервые сформулировал идеологию централизованной монархической власти; обосновал, что народ не играет никакой роли в государстве; подчеркнул, что правитель сам определяет цели своей политики и добивается этих целей, используя любые средства; утверждал, что политика аморальна, мораль и политика не совместимы. Томас Гоббс развил гражданскую трактовку политики, считал, что монархия – самая лучшая форма власти. Он утверждал, что источник королевской власти – общественный договор с некоторыми ограничениями власти монарха. Джон Локк английский философ, основоположник либерализма. Он первым четко разделил такие понятия, как личность, общество, государство, выделил законодательную и исполнительную власти. Политическая теория Локка направлена против патриархального абсолютизма и рассматривает социально-политический процесс как развитие человеческого общежития от естественного состояния до гражданского общества и самоуправления. Основной целью правительства является защита естественного права граждан на жизнь, свободу и собственность, и в целях надежного обеспечения естественных прав, равенства и свободы люди соглашаются учредить государство. законодательная власть в государстве должна быть отделена от исполнительной (включая судебную) и федеративной (внешних сношений), причём само правительство также должно неукоснительно подчиняться закону. Бенедикт Спиноза Он был сторонником республиканского правления и противником монархии. Это было связано с осознанием им политической роли церкви как ближайшего союзника монархического правления. Спиноза считал возможным гармоничное сочетание частных интересов граждан с интересами всего общества. 7. Политические учения Англии и Голландии в период ранних буржуазных революций. Естественное право– это совокупность принципов, правил, ценностей, продиктованных естественной природой человека. Естественное право распространяется как на общество, так и на и людей, как неотъемлемую часть природы. Политико-правовое учение Т. Гоббса Томас Гоббс считал, что важнейшим «искусственным телом», создаваемым человеком является государство. Чтобы познать последнее, необходимо предварительно исследовать человека, его природу, способности и склонности. Происхождение государства. Человеческое общество вначале проходит стадию естественного состояния, когда люди подчиняются в основном лишь своим чувственным влечениям и руководствуются естественным правом. Так как интересы и право одного сталкиваются с аналогичным правом другого, то в обществе царит «война всех против всех», грозящая людям истреблением. Возможный выход из этого положения – заключение общественного договора (каждый соглашается с каждым), в результате которого возникает государство. Т. Гоббс различает государства в зависимости от способа их возникновения. Появившиеся в результате добровольного соглашения и появившиеся в результате физической силы - на «приобретении». Форма государства. Организация государственной власти, по мнению Т. Гоббса, может быть различной: монархия, аристократия и (демократия). Задачи государственной власти: обеспечение равной для всех справедливости, незыблемости договоров, равных налогов, установление равного для всех суда присяжных, гарантии права на защиту. Отношения светской и духовной власти. Т. Гоббс считал религию необходимой духовной пищей масс, но решительно выступал за подчинение церковных институтов светской, государственной власти. Право. Различает понятия право и закон: право состоит в свободе делать что-то или не делать, закон предписывает или обязывает делать то либо другое. Право включает в себя естественные законы, которые к исполнению необязательны (свобода делать или не делать), а также позитивные (гражданские) законы, регулирующие общественные отношения и основанные на принуждении верховной власти. Т. Гоббс отмечает важность законодательной деятельности в государстве. Одно из важнейших полномочий-издание хороших законов. Учение Т. Гоббса - это результат теоретического осмысления первой английской революции и диктатуры О. Кромвеля. 8. Политическая мысль эпохи Просвещения. Особенности и характерные черты: формирование либеральной политической идеологии; обоснование необходимости разделения властей; характеристика правового государства; формирование концепции прав человека и гражданина. Ведущие мыслители этого периода: Ш.Монтескье, Ж- Ж.Руссо, И.Кант, Г.Гегель и др. Шарль Монтескье французский просветитель, автор труда «О духе законов», в котором он изложил теорию разделения властей. Верховенство права, может быть обеспечено лишь взаимным сдерживанием и разделением властей на: законодательную, исполнительную и судебную власти. Жан-Жак Руссо французский философ, в трактате «Об общественном договоре, или Принципы политического права» критиковал современное ему общество, используя в качестве эталона для сравнения «естественное состояние» догосударственного человечества и идеальную модель возможного общественного устройства. Постоянные столкновения могущественных и обездоленных людей, по мнению Руссо, приводят, главным образом, первых к потребности в гражданском мире, который обеспечивается заключением общественного договора. Иммануил Кант немецкий философ, в труде «Метафизика нравов» обосновал, что государство – это объединение множества людей, подчинённых правовым законам. Средством к установлению и сохранению мира Кант считал развитие международной торговли и общение с их взаимными выгодами для различных государств. Георг Гегель немецкий философ, в основном своем труде «Философия права» осуществил постановку вопроса о взаимосвязи социально-экономической и политической сфер гражданского общества и государства. Гражданское общество, по Гегелю,– опосредованная трудом система потребностей, основанная на господстве частной собственности и всеобщем формальном равенстве людей, которая возникает и развивается с утверждением буржуазных отношений. Гегель считал, что гражданское общество – сфера развёртывания частных, особенных интересов отдельных личностей, государство – сфера общего и всеобщего. 10. Политическая мысль в России. Эта мысль прошла пять этапов: Первый этап (XI-XVII вв.). Основателем общественно- политической мысли на Руси считается киевский митрополит Илларион, сформулировал следующие идеи, касающиеся развития государства и общества: исторический процесс движется сменой принципов религий: основа Ветхого Завета – принцип закона; основа Нового Завета – принцип благодати (истины); Русская церковь должна быть независима. Главная идея политической мысли Руси XV-го в. – величие власти Московских государей – была разработана монахом Филофеем в XVI веке и нашла свое отражение в теории «Москва – третий Рим». Второй этап (конец XVII в. – первая четверть XIX в.). Этап связан с именем Петра I, который оформил русское феодальное государство в абсолютную монархию, положил начало преодолению промышленной, военной и культурной отсталости страны. Это период образования и укрепления абсолютизма в политической мысли России. Феофан Прокопович защитник Петровских преобразований, полагал, что: образование государства –лучший «образ правления» – неограниченная монархия; нужно осуждать ограниченную монархию; аристократия и демократии должна быть подвергнута критике; церковь не должна иметь превосходство над светской властью. Иван Посошков отражал взгляды и идеи нарождавшейся буржуазии. В своих трудах он: провел идею «общего блага», которое должен обеспечить абсолютный монарх; выдвинул требование сильной централизованной власти в стране; выступил против аристократии и демократии; выдвинул тезис о том, что власть царя подобна власти бога; предложил чётко определить права каждого сословия и его обязанности перед государством; выдвинул идею о том, что помещики владеют крестьянами временно, пока служат государю; предложил устроить единый суд для всех сословий. Михаил Щербатов выступал как защитник крепостничества; предлагал строить государство на основе чётко зафиксированной в законе сословной организации; считал, что верховная власть должна принадлежать императору. Семен Десницкий выдвинул оригинальную теорию возникновения государства, связывая его появление с частной собственностью; пытался исторически подойти к таким институтам, как семья и собственность; выступал как сторонник ограничения абсолютной власти монарха; предлагал выделить различные ветви власти, причём сделать их частично независимыми от воли монарха; выступал с осуждением крепостничества, так как в его условиях нельзя применить многие прогрессивные методы. Третий этап (вторая четверть XIX в. – октябрь 1917 г.). Начало ему положило восстание декабристов. Основные идеи этого этапа: обоснование революционных планов коренного преобразования государственного строя в России; критика деспотизма в организации государственной власти; необходимость конституционной монархии, разделения властей, правового государства; поиск путей развития (самобытный и общеевропейский) государства. Наиболее видными мыслителями этого этапа были: представители идеологии либерализма Н.С.Мордвинов и Н.Н.Сперанский; идеологи декабристов Н.М.Муравьев и радикал П.И.Пестель; представители российского революционного демократизма: А.И.Герцен , В.Г.Белинский, Н.Г.Чернышевский; народники М.А.Бакунин , П.Л.Лавров, П.Н.Ткачев, Г.В.Плеханов и др. Четвертый этап (октябрь 1917 г. – начало 90-х гг. ХХ в.), коммунистический. После революции октября 1917 года российская политическая наука развивалась только в одном направлении – теории марксизм-ленинизм. Наиболее видными мыслителями этого этапа были В.Ленин, И.Сталин и др. Пятый этап (начало 90-х годов XX-го в. по н.в.). начало в России своеобразного ренессанса классической и неоклассической политической мысли. Таким образом, на всех этапах российской истории политических учений каждая из политических доктрин несла на себе четкий отпечаток конкретно-исторических условий страны и эпохи. 11. Власть как политическая категория, подходы к ее анализу. Еще в XVIII в. французский мыслитель Г. де Мабли (1709– 1785) так определил социальное назначение власти: "Цель, которую ставят себе люди, объединенные законами, сводится к образованию общественной власти для предотвращения и пресечения насилия и несправедливости отдельных лиц"[1]. В те времена публичная власть рассматривалась как ограничитель произвола монархов, дворян, класса собственников. Однако с точки зрения ее социальной сущности, особой роли в обществе власть выступает в качестве универсального механизма интеграции, согласования, упорядочения взаимодействий людей, реализующих собственные интересы 1 – источники власти 2 – объекты власти 3 – субъекты власти 4 – функции власти 5 – ресурсы власти Бихевиоралъный подход. В основу бихевиорального направления были положены определенные методологические принципы: эмпирическое наблюдение за поведением людей; эмпирическая проверка полученных выводов; принцип верификации (т. е. объясняющая теория должна быть способна делать эмпирически значимые выводы, которые подтверждаются эмпирическими данными); использование преимущественно количественных методов исследования. Благодаря новой методологии, удалось преодолеть нормативный подход в исследовании политических процессов и изменить представления о месте и роли теории в социальном познании. Структурно-функциональный подход. Структурно-функциональный анализ выводит представления о социальных изменениях из представлений о структурной дифференциации общества и социальных систем, из анализа процессов, которые обеспечивают преобразование отдельных элементов, подсистем и целостных структур. В основе структурно-функционального анализа как метода лежат три тезиса: 1) социальная система представляет собой единство; 2) функция — это то, что способствует сохранению социальной системы как целого; 3) функционирование общества обеспечивается благодаря тому, что оно удовлетворяет определенным потребностям общества. Сравнительный (компаративистский) подход. Сравнение — общий метод познания. Сравнение как метод исследования вошел в социологическую науку на самых ранних этапах ее становления, когда стало понятно, что социальные науки не могут использовать многие экспериментальные методы естественных наук. Социальные и политические институты и процессы не могут быть объектом исследования экспериментальной науки. Значение сравнительного метода осознавали Дж. С. Милль, О. Конт, Э. Дюркгейм, М. Ковалевский. Они рассматривали его как наилучшую замену экспериментальному методу, применение которого в социальных науках не оправдало себя. Дискурсивный анализ. Взаимодействие языка и политики имеет глубокие исторические корни. Уже в античный период такие выдающиеся философы, как Платон и Аристотель, обращались к данной проблеме. Так, например, аристотелевское определение человека как политического существа может быть адекватно понято лишь в сочетании с его определением человека как живого существа, обладающего речевой способностью. Способность к речевой деятельности — основная для политической деятельности. Политика и политическое в целом проявляются через речь. Поэтому адекватное понимание политики невозможно без анализа политической речи. 12. Структурные элементы политической власти: источники, субъект, объект, функции, основания, ресурсы. Политическая власть имеет свою структуру - субъекты, объекты, ресурсы (источники) и основания власти. Субъект олицетворяет активное, направляющее начало власти. Это может быть человек, организация, народ или даже мировое сообщество людей в лице ООН. Чтобы возникли властные отношения, очень важно, чтобы субъект обладал рядом качеств, таких как желание властвовать, стремление к власти. Кроме того, субъект должен быть компетентным, профессионально знать суть дела, обладать авторитетом, уметь использовать ресурсы власти. Субъекты власти имеют многоуровневый характер. Ее первичными носителями выступают индивиды и социальные группы, вторичными - политические организации, политические лидеры и элиты. Объект власти - это то, на кого направлены властные отношения. Объектом политической власти могут быть общество в целом и каждый гражданин в отдельности Элемент (компонентов) политической власти - основания власти, т.е. то, на чем она основана, фундаментирована. Политология выделяет наиболее существенные основания политической власти, к которым она относит следующее:
Функции управленческая интегрирующая (интеграция общественных интересов) мотивационная мобилизационная контролирующая (обеспечение правопорядка) культурная Функции политической власти напрямую связаны с функциями государства во внутренней и внешней политике. Для того чтобы добиться своих целей, власть может использовать следующие ресурсы: волю; убеждение; манипуляцию; авторитет; насилие; право; поощрение; принуждение. Источники Богатство Знания и информация Общественное положение Сила – принудительное навязывание власти Организация общественно полит объединений или гос учреждений 13. Основные ветви власти и принцип разделения властей. Один из основополагающих принципов конституционного строя РФ, закреплен в ст. 10 Конституции РФ: государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Каждая из ветвей власти (законодательная, исполнительная и судебная) самостоятельна и независима в реализации своих полномочий; ни одна из ветвей власти не может принять на себя осуществление функций др. ветви власти. Все государственные органы действуют в рамках своей компетенции. При этом все ветви власти взаимосвязаны, взаимодействуют и образуют единый государственный механизм. 14. Легитимность власти: понятие, виды, значение. Соотношение легальности и легитимности власти. Легитимность –это юридическое оформление власти, соответствие данной власти объективному праву. Виды легитимности: традиционную - базируется на вере в священность обычаев и традиций, их непоколебимость.. Монархи получают свою власть от бога. Обычаям и традициям должны подчиняться не только подданные, но и носители власти. Харизматическая - В основе харизматического типа легитимности лежат харизма, полная личная преданность и личное доверие, вызываемое наличием качеств вождя у какого-то человека». «Харизма» в переводе с греческого означает «божественный дар, благодать». Харизматичен культ личности вождя или руководителя. Подчинение и согласие носят эмоциональный и личностный характер. Ослаблено действие и значение правовых норм. Окружение харизматичного лидера, его армия не имеют чётко выраженного правового статуса. Харизматический тип власти характеризуется абсолютной легитимностью. Часто образ такого лидера сознательно формируется в обществе на основе желаний и представлений, который преобладают у большей части населения. Харизматический тип легитимности приписывается и советским политическим лидерам (Сталин). Рациональная - основывается на вере в законность и справедливость существующих правил формирования и функционирования институтов политической власти. Вера во всеобщие, равные, прямые избирательные права при тайном голосовании. Институты власти в своей деятельности подчиняются закону. Соотношение легальности и легитимности политической власти Легальность является этически нейтральной, юридической характеристикой власти. Легитимность отображает принятие власти общественным сознанием, доверие к ней, оправдание действий. 15. Политическая стратификация: понятие, сущность. Политическая стратификация– это отношения политического неравенства, вытекающие из различного положения социальных групп в системе властных институтов, различной возможности этих групп оказывать влияние на принятие политических решений. Политическая стратификация, является одним из важнейших источников политики. Политическая стратификация не является неподвижной, она может изменяться, развиваться за счет того, что те или иные социальные группы меняют свое положение в иерархии властных отношений, возникают новые способы и каналы влияния на власть и основные политические институты. Так, значительные сдвиги в политической стратификации западных обществ произошли на протяжении XX в., когда новые социальные группы вошли в состав правящей элиты, резко возросла численность бюрократии и аппарата управления разных уровней, увеличилась политическая роль менеджеров крупных, в том числе государственных корпораций и т.п. Основные политические страты:политические лидеры, политические элиты, государственная бюрократия и массовые группы, занимающие подчиненное положение в системе властных отношений. К представителям политических элит обычно относят лидеров основных политических партий, представителей высших органов исполнительной, законодательной и судебной власти, высших представителей местных органов власти. 16. Понятие, стили и типы политического лидерства. Полити́ческое лидерство — процесс взаимодействия между людьми, в котором наделённые властью люди осуществляют влияние на общество, которое отдаёт им часть своих полномочий и прав. Виды лидеров: правящий и оппозиционный; революционеры, консерваторы и реформаторы; формальные и неформальные; кризисные и рутинные; большие и малые; пролетарские, буржуазные, мелкобуржуазные; общенациональные и региональные; диктаторские и демократические. Стили лидерства — это совокупность приемов и методов деятельности политического лидера, характер взаимодействия с членами групп и последователями. Традиционно выделяются три стиля лидерства: авторитарный, демократический и невмешивающийся. Для авторитарного характерен упор на жесткие распоряжения, угрозы, декреты. Выделяется также отстраненный или невмешивающийся стиль лидерства. Лица, придерживающиеся третьего стиля, редко проявляют стремление к какой-либо деятельности. Их позиция — положение стороннего наблюдателя, внимательно следящего за происходящим, но не выражающего своего отношения к событиям или мнениям. Демократическому стилю соответствует иной подход лидера к организации взаимодействия внутри группы. Для успешного достижения целей поощряются активность и инициативность членов группы. Усилия лидеров сосредоточиваются на координации ролевого поведения, а также межгруппового взаимодействия. 17. Воспроизводство элит: механизмы и критерии рекрутирования. политическая элита - это привилегированная группа, которая занимает руководящие позиции во властных структурах и непосредственно участвует в принятии важнейших решений, связанных с использованием власти. Механизм формирования политической элиты. Этот механизм включает системы и каналы элитообразования. Системы рекрутирования политических элит определяют: кто, как и из какой среды осуществляет отбор, каков его порядок, критерии и побудительные мотивы. От характера рекрутирования политических элит во многом зависит социальная представительность и качественный состав различных органов власти. Каналами рекрутирования элит называют пути продвижения новобранцев в системе политической иерархии. Существует две основные системы рекрутирования элит - антрепренерская и система гильдий. Главными механизмами воспроизводства элиты является рекрутация (отбор, кооптация представителей других социальных групп), репродукция (самовоспроизводство за счет внутренних ресурсов) и циркуляция (замена персонального состава правящей элиты представителями других социальных групп). Критерии Полит стабильность общества Национальная безопасность Достигнутый уровень прогресса и благосостояния своего народа Оптимальное соотношение между гражданским обществом и гос-вом 18. Группы интересов. Лоббизм. Политическая социология содержит несколько теоретических подходов в исследовании форм и методов влияния групп интересов на выработку и осуществление государственной политики: теория групп интересов, лоббизм и корпоративизм. Лоббизм как система реализации групповых интересов в политике Лоббизм (или представительство интересов) есть система и практика реализации групповых интересов путем организованного воздействия на законодательную и административную деятельность органов государственной власти. Согласно словарю иностранных слов, «лобби», «лоббизм» — это система контор и агентств крупных монополий при законодательных органах США, оказывающих в интересах этих монополий воздействие на законодателей и государственных чиновников в пользу того или иного решения при принятии законов, размещении правительственных заказов и т. п.; «лобби» называются также агенты этих контор и агентств (иначе — лоббисты). Практикующие лоббисты понимают под лоббизмом проведение деятельности, нацеленной на влияние на общественное мнение и законодательные органы, правительство. За рубежом лоббизм — профессия, регулируемая законами. Это целые системы контор и агентств крупных монополий при органах власти. Их работа — в отстаивании интересов частных компаний в законодательной сфере. В США лоббистов нередко называют третьей палатой Конгресса. Только в Вашингтоне их около 20 тысяч. Они защищены поправкой к Конституции. Лоббизм необходим, чтобы просвещать американское правительство. Правительство вынуждено полагаться на экспертов из частного сектора. Они участвуют в политическом процессе, присутствуют на слушаниях, предлагают стратегии решений обсуждаемых проблем. Более того, во многих странах под контролем законодательства находятся даже финансовые прибыли лоббистов. Именно поэтому известно, что, например, в Великобритании годовой оборот лоббистских объединений превышает 500 млн. фунтов стерлингов. В странах Европейского содружества только официально зарегистрировано более 10 тыс. лоббистов. Лоббизм — один из наиболее значимых механизмов взаимосвязи общества и государства. Социальной основой возникновения лоббистских отношений является наличие в структуре общества социально оформленных групповых интересов. Движущим мотивом образования групп является стремление реализовать специфический социальный интерес, артикулированный как групповой и выраженный, как правило, во влиянии на общественное мнение, в присвоении статусных привилегий, в достижении властных полномочий или в получении материальной выгоды. Государственная политика есть процесс принятия управленческих решений, в котором главную роль играют не просто отдельные индивиды, а именно группы интересов, чьи интересы представляют в политике и управлении политические институты и политические лидеры. Соответственно, группы интересов, продвигающие свои интересы через структуры государства, выступают как группы давления, приобретают политический характер. Деятельность таких групп давления, механизмы их влияния на органы власти и управления, определяющие процесс принятия решений, по сути, и есть основная проблематика как теории лоббизма, так и практики продвижения тех или иных интересов с помощью лоббизма. Существуют два основных подхода к пониманию сути и определению лоббизма. В рамках первого лоббизм понимается как деятельность субъектов, влияющих на структуры государственной (муниципальной) власти и управления с целью принятия ими необходимых решений. Сторонники второго подхода связывают с профессиональной деятельностью физических лиц или организаций по продвижению интересов клиентов в структурах государственной (муниципальной) власти и управления. 19. Госслужащие как политическая страта: понятие, бюрократия и ее концептуальные модели. БЮРОКРАТИЯ –система управления, основанная на вертикальной иерархии и призванная выполнять поставленные перед нею задачи наиболее эффективным способом. «Бюрократией» часто называют не только систему управления, осуществляемую специальным властным аппаратам, но и сам этот аппарат. Основные концепции. Концепция Вебера – Вильсона В начале XX в. немецкий социолог Макс Вебер разработал концепцию рациональной бюрократии. Бюрократическая организация пришла на смену системе патриархальной, средневековой администрации, при которой обычному, рядовому человеку без денег и связей добиться справедливости было невозможно: Основные идеи Вильсона таковы: в любой системе управления существует единый управляющий центр как необходимая предпосылка ее эффективности и ответственности; структурное сходство всех современных правительств; отделение управления от политики; профессионализм служащих; организационная иерархия как условие финансовой и административной эффективности; наличие хорошей администрации как необходимое условие модернизации человеческой цивилизации и достижения благоденствия.) Концепция Маркса «имперская» («азиатская») Эта модель наиболее полное воплощение получила в азиатских империях. Ее классическая форма — китайская бюрократия. жесткие меры против неформальных связей в среде чиновников, чтобы предотвратить возникновение в их среде устойчивых коалиций. Например, запрет на личную дружбу, запрещение чиновникам одного клана служить в одной провинции, запрет на браки из числа местных жителей, запрет на приобретение собственности под юрисдикцией чиновника; Его благополучие зависело от умения выжать из императорских подданных максимум доходов, в том числе и в свою личную пользу. Это неизбежно превращало чиновника в легкоуязвимого нарушителя законов со всеми сопутствующими последствиями — страхом разоблачения, неуверенностью даже в ближайшем своем будущем и т.п.; «реалистическая— это ее поворот в сторону людей. Гражданин рассматривается как своего рода «клиент» государственных учреждений. Из статуса подопечного, просителя он переходит в статус реализующего свои права потребителя оказываемых ему государством услуг. Направления: анализ и институционализация политической роли бюрократии и механизмов реализации ею своих корпоративных интересов; поиск оптимального соотношения политических и профессиональных начал в администрации; уменьшение роли вертикальной административной иерархии, развитие функциональных органов, «плоских» структур и т.п.; децентрализация, удешевление, сокращение администрации; ограничение роли традиционной административной «лестницы чинов»; введение менеджмента и даже маркетинга в значительной части госслужбы; максимально возможная открытость, «отзывчивость» бюрократии на потребности и ожидания граждан; значительное повышение внимания к культурным и морально-этическим аспектам госслужбы. 20. Институциональный и функциональный (Д. Истон) подходы к анализу политической системы. Если рассматривать систему в институциональном плане, то её можно свести к совокупности государственных и негосударственных институтов и норм, в рамках которых проходит политическая жизнь данного общества. Теория Д. Истона Теория рассматривает политическую систему как механизм формирования и функционирования власти в обществе по поводу распределения ресурсов и ценностей. Системный подход позволил более четко определить место политики в жизни общества и выявить механизм социальных изменений в нем. Институциональная подсистема (совокупность институтов (учреждений, организаций), связанных с функционированием политической власти) Государство Политическая инфраструктура Средства массовой информации Церковь 21. Структурно-функциональный и коммуникативный подходы к анализу политической системы. Все полит системы имеют собственную структуру Полит система многофункциональна Все полит системы являются смешанными в культурном смысле Отличие между простыми (традиционными) и развитыми системами заключается в дифференциации функций и специализации структур, эти системы похожи по функциям , но различаются по структурным характеристикам Все полит системы выполняют аналогичные универсальные функции , необходимые для соц жизни, функции выполняются разными структурами системы и с разной частотой Коммуникативный подход - особая разновидность социального взаимодействия политических субъектов, а также как специфическая форма социальной коммуникации между субъектами и объектами политической деятельности, связанной с получением, хранением, воспроизводством и трансформацией политической информации с целью выработки адекватных или неадекватных политическим ценностям общества решений. Концепция средств коммуникациив качестве основания теории власти находит свое развитие и в работе немецкого социолога Никласа ЛуманаПо его мнению, политическая власть является ядром (жизненным центром) любой политической системы, а политическая система, в свою очередь, интегрируется в общество при помощи коммуникации, которая организует функционирование политической власти. Таким образом, согласно концепции Н. Лумана, современная политика – это способ принятия решений, и решений обязательно коллективных. Концепция коммуникативной рациональности властиЮргена Хабермаса призвана дать объяснение генезису социального действия как рационального действия. По его мнению, это означает, что человеческое общество создано ради рационализации действий людей, ради их общения и интеракции. Члены каждого конкретного общества как участники процесса коммуникации пытаются достичь взаимопонимания и рационального согласия. Предназначением концепции «коммуникативной рациональности», по мнению Ю. Хабермаса, выступает описание процессов «жизненного мира». 22. Признаки, компоненты и функции политической системы. Компонентами политической системы представлены: Совокупностью политических соединений; Политическими отношениями, складывающимися меж структурными элементами системы; Политическими нормами и традициями, регулирующими политическую жизнь страны; Политическим осознанием, отражающим идеологические и психологические характеристики системы; Политической деятельностью, охватывающей действия определенных людей как представителей или членов политических объединений. Основными признаками политической системы являются: Тесная взаимосвязь ее с властью государства, с ее борьбой за эту власть и ее реализацию; Отражение политических интересов разнообразных классов, социальных слоев и группировок; Присутствие организационных форм отражения политических интересов; Регулировка взаимоотношений между институтами системы политики правовыми, политическими нормами и традициями политики. Функции политической системы общества: Обеспеченность политической власти для конкретной группы социума или для большей части членов такого общества; Управление разнообразными сферами жизненной деятельности индивидов в интересах конкретных групп социума или большей части населения; Мобилизация ресурсов и средств, которые необходимы при достижении таких задач и целей; Выделение и представление интересов разнообразных субъектов отношений политики; Удовлетворение заинтересованностей разнообразных субъектов отношений политики при помощи раздела духовных и материальных ценностей при соответствии с какими-либо идеалами определенного общества; Интеграция общества, воссоздание требуемых условий для взаимного воздействия разнообразных элементов его структуры; Легитимизация политической власти 23. Политическая система в России. Основы конституционного строя РФ. 1. Демократическое государство. Государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Государственную власть осуществляют Президент, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство, суды. 2. Правовое государство. Обязательность соблюдения Конституции РФ и законов органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами, гражданами и их объединениями. Признание составной частью правовой системы РФ общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Гарантированность каждому гражданину РФ обладания на ее территории всеми правами и свободами, предусмотренными Конституцией. Гражданин РФ не может быть лишен своего гражданства или права изменить его. 3. Федеративное устройство. Федеративное устройство РФ основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами власти РФ и органами власти субъектов РФ, равноправии и самоопределении народов в РФ. РФ состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов – равноправных субъектов РФ. 4. Республиканская форма правления. 5. Признание человека, его права и свободы высшей ценностью. 6. Суверенитет. Суверенитет РФ распространяется на всю ее территорию. Носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. 24. Понятие политической культуры, ее содержание, функции. Политическая культура – это система исторически сложившихся объективных политических ценностей: идей, теорий, учений, программ, лозунгов, субъективируемых человеческими чувствами и эмоциями, реализующаяся в политической деятельности политическом поведении людей. В структуру политической культуры он включил исключительно идеальные компоненты, а именно: знания и мнения о политической системе и ее функциях; чувства и эмоции, испытываемые людьми к политическим институтам и политикам. политической сознание; политические ощущения (политическую психологию); политическое поведение. К функциям политической культуры принято относить: познавательную, которая реализуется посредством предоставления субъектам политической деятельности необходимых знаний, что обеспечивает историческую преемственность, передачу опыта от поколения к поколению и таким образом реализуется трансляционная функция; регулирующая функция обеспечивает посредством правовых, политических норм, идеалов, определенные взаимоотношения между политическими акторами; информационная направлена на удовлетворение потребностей личности в политических сведениях, освещающих происходящие в мире события, явления, процессы; воспитательная реализуется в интеллектуальном развитии личности, усвоении ею политических норм, ценностей, формировании интереса к политической жизни, выработке определенных установок на общественно-политическую деятельность. 25. Структура политической культуры, компоненты. Структура политической культуры может быть представлена совокупностью следующих элементов:
Компоненты 1 - культура политического сознания (знания, представления, ценности, установки, убеждения, идеологии); 2) культура политического поведения (нормы, обычаи, традиции. конвенциональные формы политического участия, стандарты профессиональной политической деятельности); 3) культура функционирования политических институтов (эффективность и стабильность государственной, избирательной, партийной систем, способов разрешения политических конфликтов, практика принятия важных политических решений и др.) 26. Типология политической культуры. По степени согласованности во взаимодействии политических субкультур в той или иной стране выделяют интегрированную и фрагментарную политическую культуру. Интегрированная политическая культура - Тенденция к единству в представлениях граждан относительно функционирования и возможностей политической системы страны с низким уровнем конфликтного и политического насилия; преобладание гражданских процедур в разрешении конфликтов; лояльность по отношению к существующему политическому режиму Фрагментарная политическая культура Отсутствие согласия граждан относительно политического устройства общества; расхождение в вопросах понимания власти; 1 2 |