Главная страница
Навигация по странице:

  • Правовая идеология

  • Значение

  • Моральный выбор в деятельности юриста

  • Профессиональный долг

  • Примеры проф деформации адвоката

  • Понятие и формы правосознания


    Скачать 43.19 Kb.
    НазваниеПонятие и формы правосознания
    Дата14.12.2021
    Размер43.19 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаSeminar_6.docx
    ТипСеминар
    #303260

    Деформация и выгорание были на том семинаре

    ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА И ПРАВОВОЕ СОЗНАНИЕ

    ИЗ лекции:

    Понятие и формы правосознания


    Правосознание, рассматривается как элемент правовой культуры разных слоев и групп людей, где оно только и может быть изучено. Правосознание включает отношение гражданского общества к правоохранительной системе государства.

    Правосознание является одной из форм общественного сознания, которая, в свою очередь, обладает свойственными ей особенностями:

    - зависимостью от глобальных особенностей социальной и экономической системы государства;

    - дискретностью (подразделенностью на виды и элементы, относительно содержания, которых у исследователей нет единого мнения);

    - существованием на разных уровнях (ивидуальном, малой социальной группы и большой социальной группы);

    - относительной противоречивостью[1].

    Можно согласиться с точкой зрения, что правосознание в отличие от законознания присуще каждому субъекту права и то, что правосознание открывает человеку, порой выглядит смутно и не очень отчетлив.

    Выступая одним из компонентов правовой культуры, правосознание выполняет функции отражения и оценки всех ее остальных компонентов: права как совокупности норм, правовых институтов, правового поведения (собственного и других людей), а также порождаемых юридическими нормами правоотношений, которые реализуются в жизни не изолировано, а в системе остальных общественных отношений и в тесной связи с ними.

    Правосознание – это совокупность знаний, идей и чувств, характеризующая восприятие, оценку и отношение людей к праву и правовым явлениям в реальной действительности[2].

    Правосознание – это отражение в сознании человека правовых явлений. Правосознание не существует автономно, изолировано в сознании человека и тесно переплетается с иными видами и формами общественного сознания (особенно со сферой морали, нравственности и др.). Например, И.А. Ильин очень образно определял этот термин: «Правосознание есть легкое, которым каждый из нас вдыхает и выдыхает атмосферу взаимного общения»[3].

    Правосознание как одна из форм общественного сознания  может обладать следующими признаками[4]:

    1) отражать не только социальную действительность, но и активно на неё воздействовать, быть высшим уровнем отражения социально-экономических отношений людей, выраженных в законах общества;

    2) проявляться всегда через вторую сигнальную систему (речемыслительная деятельность людей выступает в качестве механизма правосознания, отражая систему правовых знаний и понятий, регулирующую общественные отношения);

    3) оно не может существовать без своего конкретного носителя – конкретной человеческой личности, групп, коллективов; по признаку общности сознания своих правовых норм в обществе происходит объединение людей в группы, соответственно возникает категория группового правосознания, характерного для социальных общностей.

    Структура правосознания


    Правосознание имеет сложное строение, в котором условно выделяются 2 элемента: правовая идеология и правовая психология.

    Правовая идеология – это совокупность понятий, идей, представлений о правовых явлениях; это совокупность эмоциональных компонентов правосознания.

    Правовая психология – отражение в сознании людей правозначимых сторон действительности и психическая регуляция человеком собственного правозначимого поведения[1].

    Юристам, особенно участвующим в производстве следственных действий и отправлении правосудия, необходимо развивать в себе высокий уровень правосознания, являющийся ориентировочной основой правозначимых действий[2]

    В современной литературе в качестве самостоятельного аспекта анализа правового сознания предлагается изучать проблему структуры правосознания. Предлагаются критерии, по которым можно дифференцировать правосознание:

    1) по предмету отражения (сферы правосознания, соответствующие разным отраслям права);

    2) по глубине отражения правовых явлений (обыденное и теоретическое правосознание);

    3) по широте распространения (массовое, специализированное, локальное правосознание);

    4) по принадлежности к определенным субъектам (правосознание общества, группы и индивидов)[3].

    Кроме структуры правосознания определяются функциональные компоненты правового сознания, сущность которых базируется на исходном положении психологической науки о единстве сознания и деятельности. Применительно к правосознанию данный принцип реализуется в том, что основные функциональные компоненты правосознания - интеллектуальный, интеллектуально-эмоциональный и интеллектуально-эмоционально-волевой - определяются согласно трем функциям правосознания: познавательной, оценочной и регулятивной. 

    Также к структуре правосознания принято относить четыре основных типа оценочных отношений:

    1) отношение к праву, а именно к его принципам, институтам, нормам;

    2) отношение к правовому поведению людей;

    3) отношение к правоохранительным органам и их деятельности;

    4) отношение к собственному правовому поведению, т.е. правовая самооценка[4].

      1. Значение правовой культуры и правосознания в профессиональной деятельности юриста (ЕЁ УЧЕБНИК)

    Нет сомнений, что в современном обществе право и правовое регулирование является основной формой социального регулирования, обеспечивающего упорядоченность жизнедеятельность общества, его поступательное развитие. Юристу необходимо в своей профессиональной деятельности проявлять высокий уровень культуры, в том числе и особой правовой культуры и правосознания.

    Следует отметить, что термин «культура» (от лат. Cultura) возделывание, воспитание, образование, развитие. Культура – обработка и уход за землей, с тем чтобы сделать её пригодной для удовлетворения человеческих потребностей, чтобы она могла служить человеку. В переносном смысле культура – уход, улучшение, облагораживание телесно- душевно-духовных склонностей и способностей человека; соответственно существует культура тела, культура души и духовная культура. В широком смысле культура есть совокупность проявлений жизни, достижений, творчества народов и группы народов.

    Культура рассматривается с точки зрения содержания, распадается на различные области, сферы: нравы и обычаи, язык и письменность, характер одежды, поселений, работы, постановка воспитания, экономика, характер армии, общественно-политическое устройство, судопроизводство, наука, техника, искусство, религия, все формы проявления объективного духа68.

    В свою очередь, под правойкультуройпонимается - исторически сложившаяся система овеществленных и идеальных явлений в сфере действия права и их отражение в сознании и поведении людей.

    Становление правовой культуры, как и процесс изучения данного явления в жизни общества имеет довольно длительную историю. И хотя исследование правовой культуры как качественного состояния правовой жизни начинается лишь ХХ в., начало этапа становления национальной правовой культуры относится авторами ещё к древнерусскому периоду.

    В настоящее время в состав правовой культуры традиционно включаются следующие наиболее крупные культурные комплексы:

      1. право, как система норм, выражающих государственные веления;

      2. правоотношения, т.е. система общественных отношений, регулируемых правом;

      3. правовые учреждения как система государственных органов и общественных организаций, обеспечивающих правовой контроль, регулирование и исполнение права;

      4. правовое поведение, как правомерное, так и противоправное;

      5. правосознание, т.е. система духовного отражения правовой деятельности;

      6. правовая психология;

      7. правовая культура личности.

    В свою очередь, правовая культура личности – это обусловленные правовой культурой общества степень и характер прогрессивно -правового развития личности, обеспечивающие её правомерную деятельность.

    Правовая культура личности включает в себя:

    1. правосознание и правовое мышление,

    2. правомерное поведение;

    3. результаты правомерного поведения и правового мышления.

    Следует согласиться с мнением, согласно которому правовую культуру личности предлагается характеризовать как единство семи блоков69:

    1. когнитивного (знание и понимание основных правовых понятий и норм);

    2. оценочного (оценки личностью явлений правовой действительности с точки зрения законности, справедливости, целесообразности);

    3. эмоционального (эмоции, связанные с правовой действительностью);

    4. мотивационно-оценочного (интериоризация нормативных предписаний в сферу личностных ценностей);

    5. волевого (стремление и внутренняя готовность личности к развитию правовой культуры, способность проявить духовный иммунитет к совершению правонарушений);

    6. первично-практического (умения и навыки по владению правовой терминологией и лексикой, работе с правовыми источниками, по теоретическому анализу правовой ситуации, составлению правовой документации);

    7. поведенческого (законность, активность, результативность, стереотипность деятельности по применению правовых норм).

    При осуществлении своих должностных полномочий юристами

    правовая культура личности приобретает совершенно другое содержание, поскольку позволяет проследить глубокую взаимосвязь между его внутренней духовной жизнью, психологией, моралью и ежедневным исполнением профессиональных обязанностей.

    Должный уровень правовой культуры оказывает организационно- регулирующее воздействие в плане обеспечения правомерного поведения разнообразных участников общественных отношений, превращаясь в

    «барьер» на пути возникновения и распространения социального зла, и тем самым способствует утверждению правового порядка в социуме.

    Низкий уровень правовой культуры сотрудников правоохранительных

    органов, как и других юристов, может стать деструктивным фактором, являющимся непосредственной причиной принятия ошибочных

    юридических решений, размывающих основы правопорядка и соответственно законности.

    Правопорядок- это основанное на праве реальное состояние общественных отношений. Правопорядок отождествляется с атмосферой нормальной правовой жизни, которая устанавливается в результате точного и полного исполнения предписаний правовых норм (прав, свобод, обязанностей, ответственности) всеми субъектами права.

    Стремление повышать уровень своей правовой культуры сотрудниками

    будет способствовать не только повышению авторитета организации, учреждения в глазах общественности, но и способствовать карьерному росту.

    Высокий уровень правовой культуры юристов невозможен без высокого уровня правосознания.

    Правосознание это совокупность знаний, идей и чувств, характеризующая восприятие, оценку и отношение людей к праву и правовым явлениям в реальной действительности70.

    Правосознание это отражение в сознании человека правовых явлений. Правосознание не существует автономно, изолировано в сознании человека и тесно переплетается с иными видами и формами общественного сознания (особенно со сферой морали, нравственности и др.). Например, И.А. Ильин очень образно определял этот термин: «Правосознание есть легкое, которым каждый из нас вдыхает и выдыхает атмосферу взаимного общения»71.

    Поскольку правосознание является одной из форм общественного сознания, которая, в свою очередь, обладает свойственными ей особенностями: 1) зависимостью от глобальных особенностей социальной и экономической системы государства; 2) дискретностью (подразделенностью на виды и элементы, относительно содержания, которых у исследователей нет единого мнения); 3) существованием на разных уровнях

    (индивидуальном, малой социальной группы и большой социальной группы);

    1. относительной противоречивостью72.

    Выступая одним из компонентов правовой культуры, правосознание выполняет функции отражения и оценки всех ее остальных компонентов: права как совокупности норм, правовых институтов, правового поведения (собственного и других людей), а также порождаемых юридическими нормами правоотношений, которые реализуются в жизни не изолировано, а в системе остальных общественных отношений и в тесной связи с ними.

    Признаки правосознания, как одна из форм общественного сознания обладает признаками73:

      1. отражает не только социальную действительность, но и активно на неё воздействовать, быть высшим уровнем отражения социально- экономических отношений людей, выраженных в законах общества;

      2. проявляется всегда через вторую сигнальную систему (речемыслительная деятельность людей выступает в качестве механизма правосознания, отражая систему правовых знаний и понятий, регулирующую общественные отношения);

      3. не может существовать без своего конкретного носителя конкретной человеческой личности, групп, коллективов; по признаку общности сознания своих правовых норм в обществе происходит объединение людей в группы, соответственно возникает категория группового правосознания, характерного для социальных общностей.

    Правосознание имеет сложное строение, в котором условно выделяются 2 элемента: правовая идеология и правовая психология.

    Правовая идеология – это совокупность понятий, идей, представлений о правовых явлениях; это совокупность эмоциональных компонентов правосознания.

    Правовая психология– отражение в сознании людей правозначимых сторон действительности и психическая регуляция человеком собственного правозначимого поведения74.

    Юристам, особенно участвующим в производстве следственных действий и отправлении правосудия, необходимо развивать в себе высокий уровень правосознания, являющийся ориентировочной основой правозначимых действий.

    Правосознание можно дифференцировать в зависимости от критериев:

    1. по предмету отражения (сферы правосознания, соответствующие разным отраслям права);

    2. по глубине отражения правовых явлений (обыденное и теоретическое правосознание);

    3. по широте распространения (массовое, специализированное, локальное правосознание);

    4. по принадлежности к определенным субъектам (правосознание общества, группы и индивидов)75.

    Функции правосознания:


    1. познавательная;

    2. оценочной;

    3. регулятивная.

    Также к структуре правосознания принято относить четыре основных типа оценочных отношений: 1) отношение к праву, а именно к его принципам, институтам, нормам; 2) отношение к правовому поведению людей; 3) отношение к правоохранительным органам и их деятельности; 4) отношение к собственному правовому поведению, т.е. правовая самооценка76.

    Следует отметить, что развитое правосознание и высокий уровень правовой культуры юриста, способствует правильной оценке его норм, а также способствует избранию наиболее целесообразных, этических, морально оправданных способов реализации своих прав и обязанностей, как при выполнении служебных функций, так и во внеслужебной деятельности
    Моральный выбор в деятельности юриста

    Моральный выбор - это осознанное предпочтение человеком того или иного варианта поведения в соответствии с личными или общественными установками. Или, другими словами, духовно-практическая ситуация самоопределения личности в отношении принципов, решений, действий. Необходимым условием для осуществления морального выбора является моральная свобода. Моральная свобода - это возможность и способность субъекта определять и реализо-вывать свою нравственную позицию, обеспечивающую достижение идеала. Только будучи свободным, человек может считаться действительно творческой и самостоятельной личностью. Различные этические учения по-своему понимают суть моральной свободы. В прагматизме есть мнение, что свобода реализует стремление человека к выгоде1. В экзистенциализме особенно подчеркивается, что свобода является сущностной характеристикой человека, границы свободы велики, но также и велика ответственность каждого человека2. Понимание свободы требует учитывать и объективные, и субъективные факторы. К числу объективных условий морального выбора можно отнести наличие вариантов выбора поведения и возможности их реализации. Субъективные условия включают в себя уровень нравственного развития личности, степень усвоения ею нормативных требований той или иной системы морали, развитость чувства долга, совести и другие нравственные характеристики личности. Объективная свобода выбора - это наличие вариантов поведения, субъективная свобода выбора - возможность совершения поступков не под воздействием внешней принудительной силы, а под влиянием внутренних убеждений.

    Обратной стороной категории свободы является категория ответственности или социальной ответственности. Практический уровень ответственности заключается в реальных достижениях, результатах выбора3.

    Субъект на всех уровнях развития ответственности, осуществляя сознательный выбор, должен заранее определять последствия своего выбора. Кроме того, ответственность как мера свободы проявляется не только в сознательном выборе соответствующей линии поведения и оценке предполагаемых результатов, но и в сознательном преобразовании общественных отношений, социально значимых изменениях.
    Моральный выбор иногда трактуют слишком узко лишь как сознательный акт принятия человеком решения. Но для того, чтобы это решение было принято, необходимо наличие определенных объективных и субъективных предпосылок и условий выбора, возможностей познания этого выбора. Кроме того, принятием решения не заканчивается акт выбора. Продолжением его служит выбор средств реализации решения, практическое его осуществление и оценка результата.

    Поэтому при рассмотрении морального выбора в поле зрения попадают почти все объективные и субъективные компоненты поведения человека. Структура морального выбора: .

    Формулировка проблемы; .

    Познание вариантов выбора; .

    Принятие решения; .

    Выбор средств достижения цели; .

    Практическая реализация выбора в процессе достижения цели; .

    Получение результатов и их оценка.

    К числу объективных условий можно отнести наличие вариантов выбора поведения и возможности их реализации. Субъективные условия включают в себя уровень нравственного развития личности, степень усвоения ею нормативных требований той или иной системы морали, развитость чувства долга, совести и другие нравственные характеристики личности. Диапазон целей, которые встают перед человеком, группой или обществом и определяют необходимость морального выбора, достаточно широк. Он характеризуется и степенью общности субъекта, уровнем сложности (простая, ясная, легкодоступная цель и цель, требующая преодоления трудностей, связанная с большими материальными, физическими или моральными затратами). Соответственно, и нравственная оценка различных целей будет неоднозначна.

    Для того чтобы выбор поступка был наиболее эффективным и с практической, и с нравственной стороны, человек должен познать все варианты возможных действий, чтобы затем определить среди них наилучший с его точки зрения. Характер юридической деятельности, связанный с острым противоборством, нестандартными ситуациями, значительно обостряет проблему выбора в условиях риска. Если будет установлено, что выбор действия был сделан правильно, но его осуществлению помешали объективные условия или условия, которые юрист не мог предвидеть, нравственная оценка этих действий должна быть положительной. Отрицательной оценки заслуживают те ошибки в выборе, которые вызваны некомпетентностью морального решения, нецелесообразностью избранных средств. Если при выявлении вариантов выбора мораль играет роль регулятора, направляющего на наиболее полное и всестороннее исследование обстоятельств и возможностей выбора, то на этапе выбора варианта поведения ей отводится решающая роль.

    Профессиональный долг
    Долг - это из основных категорий этики, поскольку сфера морали - это сфера должного. Долг - общественная необходимость, выраженная в нравственных требованиях к личности. Иными словами, это превращение общего для всех требования нравственности в личную задачу конкретного лица, сформулированную применительно к его положению и определенной ситуации. Долг издавна получил особое признание в деятельности юриста.
    Профессиональный долг юриста - совокупность требований правового и морального характера, предъявляемых к юристу при осуществлении им своих служебных полномочий. Так, профессиональный и нравственный долг следователя исключает промедление с осмотром места происшествия или отказа от его проведения. Как составная часть общественного долга профессиональный долг юриста - основа нравственных отношений в профессиональной юридической деятельности. Профессиональный долг юриста имеет объективную и субъективную стороны, т.е. является нравственным в объективном и субъективном выражении.
    Нравственная ценность объективного содержания долга состоит в том, что он подчинен решению самой высокой и справедливой задачи: защиты личности, ее прав и законных интересов, обеспечения законности и правопорядка в стране. Объективная сторона долга представляет собой четко сформулированные задачи, поставленные государством перед работниками юридического труда. Нравственная ценность долга в его субъективном выражении проявляется в том случае, когда общественные обязанности, поставленные государством перед работниками юридического труда, воспринимаются как справедливые и истинные, осознаются ими, как личные глубинные потребности и убеждения, становятся добровольной и целенаправленной деятельностью. Субъективная сторона долга представляет собой внутреннее убеждение в справедливости и правоте дела, которому посвящается жизнь.
    Профессиональный долг юриста - средоточие связи всей совокупности моральных норм и принципов, которыми он руководствуется, с его профессиональной практической деятельностью. В долге проявляется активная природа морали, состоящая в претворении морально осознанного в достигаемое. В долге теория преобразуется в практику, моральные принципы и нормы - в реальные действия и поступки. Профессиональный долг мобилизует юриста или рабочую группу на исполнение работы качественно, в срок, с наибольшим эффективным результатом, заставляет их использовать все физические и нравственные силы для достижения поставленных целей.
    Профессиональный долг юриста определяется взаимодействием норм права и норм морали, поскольку нормы морали регулируют внутреннее осознание человеком своего поведения, а нормы права - внешнюю форму поведения. Отступление от норм морали, как правило, всегда является одновременно и нарушением правовых норм. Требования профессионального долга юридически закреплены в законах, уставах, положениях, инструкциях. В этих актах закреплена и моральная оценка поступков юристов. Для законодательства характерно единство правовых и моральных предписаний.
    Нельзя отождествлять профессиональный долг юриста с его юридической обязанностью. Юридическая обязанность юриста связана с его компетенцией, которая четко определена нормами права и влечет государственное принуждение в виде различных юридически санкций в случае ее неисполнения. Понятие профессионального долга шире по объему, чем юридическая обязанность. Профессиональный долг отличается от обязанностей, имеющих правовой характер, тем, что: )включает в себя как обязанности правового характера, так и определенные моральные требования, предъявляемые к его профессии; )профессиональный долг реализуются не принудительной силой государственного контроля, а на основе внутренней убежденности, веления совести, справедливости, осознаваемый как внутренняя необходимость.
    Какие бы функции не выполнял юрист, существует множество ситуаций, когда никто его непосредственно не контролирует со стороны. Ни сила правового воздействия, ни влияния коллег, если они не совпали с внутренними личными побуждениями, убежденностью, совестью и страстью, не могут быть гарантом того, что в процессе своей деятельности конкретный юрист не нарушит свой профессиональный долг. Поэтому важнейшим элементом нравственного долга является самодисциплина. Механизм самодисциплины охватывает: убеждения личности, постепенно складывающиеся в процессе общественной жизнедеятельности; чувства, привычки, самооценку человеком своих действий, побуждений, моральных качеств; самовоспитание. Необходима такая высокая ступень развития нравственного отношения к долгу, когда ни один поступок не совершается вопреки самосознанию, а выполнение долга подкрепляется велением совести, когда дисциплина, как главное выражение профессионального долга, становится самодисциплиной. Для надлежащего выполнения юристом своего профессионального долга огромное значение имеют такие моральные факторы, как совесть, честь, репутация.
    Совесть - это внутреннее осознание нравственного долга и ответственности перед обществом, требующее от личности самоконтроля, строгого выполнения норм личного и служебного поведения, самокритичной оценки собственных поступков. Здесь долг и ответственность перед самим собой неразрывно связаны. )нравственного удовлетворения; )чувства стыда.
    Понятие чести раскрывает отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества. Оно играет такую же роль во взаимоотношениях людей и регулировании личностью своего поведения, что и достоинство. В преамбуле Международного пакта о гражданских и политических правах отмечено, что достоинство личности является свойством, присущим всем представителям человеческого рода, из него вытекают все неотъемлемые права и основываются свобода, справедливость и всеобщий мир. Моральная ценность личности в понятии чести связывается с конкретным положением человека, родом его деятельности и моральными заслугами, которые за ним признаются.
    В отличие от понятия достоинства личности, основывающегося на принципе равенства всех людей в моральном и правовом отношении, понятие чести, наоборот, дифференцированно оценивает людей. Такая оценка находит отражение в репутации. Соответственно честь требует от человека, чтобы он поддерживал ту репутацию, которой обладает сам или коллектив, в котором работает. Честь юриста, т.е. профессиональная честь - это движущая сила всех нравственных поступков, которые проявляются при выполнении профессионального долга. Честь следователя, адвоката, судьи, нотариуса и других неотделима от чести коллектива, в котором они работают. Поэтому они не могут позволить себе совершить поступок, который бы позорил своих товарищей по работе. Честь коллектива - это честь конкретного юриста.
    Понятие профессиональной чести юриста тесно связано с понятием честолюбия. Здоровое честолюбие должно быть у любого юриста, ибо оно определяет стремление занять в иерархической служебной пирамиде то место, которое соответствовало бы способностям, затратам труда. Правильно понимаемое честолюбие не вредит общему делу, а наоборот, придает дополнительные силы для его выполнения. Здоровое честолюбие юриста проявляется как мотив действий, которые совершаются ради достижения человеком первенства, главенства, приобретения влияния и веса, а также с целью заслужить официальное признание и связанные с ним почести и награды. Здоровое честолюбие необходимо отождествлять с понятием профессиональной карьеры. К сожалению, данный термин скомпрометирован понятием «карьерист». Однако законодательство и юридическая практика нуждаются в нем.

    Примеры проф деформации адвоката

    1. Забывая про этические нормы адвокатской профессии, поддавшийся деформации личности адвокат может начать гонку за прибылью. При этом могут страдать закон, государство и общество, включая и самих доверителей. Один из авторов данной статьи часто вспоминает пример, когда в арбитражном процессе, где автор был представителем одной из сторон, адвокат, представлявший интересы другой стороны, примчался в судебное заседание с опозданием, извинился («очень много дел, Ваша Честь!»), потом, переведя дух, рьяно принялся участвовать в процессе и тут же продемонстрировал перед всеми, включая судью, не только отсутствие знакомства с делом, но и элементарное непонимание, на стороне кого он вообще выступает в данном процессе. Такие случаи производят тягостное впечатление.

    2. Рассматривая профессиональную деформацию в положительном ключе, можно отметить, что адвокат становится менее восприимчивым к особенностям правоохранительной системы, что позволяет более эффективно и плодотворно осуществлять свою деятельность, без ущерба собственному психическому здоровью. Так же, среди таких «плюсов» можно отметить и эмоциональную невосприимчивость к доверителям. Не «пропуская» через себя проблемы клиента, а лишь смотря на проблему с профессиональной точки зрения, можно добиться более качественного подхода к решению вопроса. Спорна точка зрения о том, что, не сочувствуя своему доверителю, можно вызвать его недоверие. Эмоциональная составляющая в профессии адвоката равно, как и в профессии врача, может только навредить делу. Адвокат сам должен вызывать эмоции: к примеру, у присяжных заседателей, а не фонтанировать ими. Профессиональная деформация служит во благо и при взаимодействии адвоката с сотрудниками правоохранительных органов, большинство из которых уже прошло эту деформацию и она проявляется в

    самых негативных аспектах. Часто у них отмечается стремление вывести адвоката из себя, дабы устранить его от доверителя. Невосприимчивость к провокациям, способность противостоять недоброжелателям — еще один «плюс» профессиональной деформации личности адвоката.


    написать администратору сайта