Драматургия досуга. Понятие и отличительные особенности драматургии досуга. Понятие и отличительные особенности драматургии досуга
Скачать 125.38 Kb.
|
Структура (архитектоника) сценария Сценарий, так же как и пьеса, имеет свое (внешнее) построение. Он состоит из эпизодов, блоков, частей. Главной структурной единицей сценария является «эпизод». Эпизод – драматургическая микроструктура, имеющая завязку конфликта, его развитие и завершение. Каждый эпизод имеет трехчастную структуру своего построения: начало, середину, конец. Причем, наибольшей по объему частью эпизода является его середина, определяющая его основное содержание. Кроме этого, в практике встречаются более мелкие структурные единицы – эпизод-мостик, эпизод-переход, эпизод-штрих, смысловая единица эпизода. Эпизод-мостик – текстовой, песенный, танцевальный «кусок», выступление члена жюри – часть действия между основными эпизодами сценария. Эпизод-штрих – структурная единица, служащая для дополнительного раскрытия характера героя сценария, для заполнения паузы и т. д. Смысловой единицей эпизода, составляющей его содержание могут быть: песня, стихотворение, танец, кинокадр, демонстрация реликвии, слово Ведущего или реального героя (ветерана войны, главы местной администрации и др.) и т.п. Из таких смысловых единиц может состоять целый эпизод. Например, эпизод КВН «Музыкальный номер» будет состоять, как минимум из 5 смысловых единиц: слово Ведущего (сообщение о задании) + собственно конкурс + слово Ведущего (представление слова членам жюри) + выступления членов жюри (впечатления о конкурсе) + итоги конкурса (оценки) Эпизоды могут монтироваться в блоки – более крупные, также законченные по композиции и смыслу, структурные единицы. Но чаще всего понятие «блок» употребляется в программах самых различных концертов: тематических, сборных, театрализованных (блок русских песен, блок современных танцев и т. д.) Несколько блоков, содержащих эпизоды, объединяются в часть – крупную законченную структурную единицу сценария, имеющую свою завершенную композицию. Сценарий так же, как и пьеса, состоит из монологов и диалогов, ремарок, описаний. Уточним, что такое монологи, диалоги в сценарии. Монолог – речь конферансье, Ведущего, реального человека (ветерана войны, очевидца того или иного события и др.), обращенная к участникам мероприятия и к зрителям; вступительный, заключительный монологи. Диалог – форма устной речи, разговор двух или нескольких персонажей театрализованного представления; беседа, интервью Ведущего с Героями мероприятия, со зрителями. Ремарка – описание предполагаемого поведения участников мероприятия, условий проведения игр, конкурсов и т. п. Такая ремарка достаточно подробная и развернутая. Все ремарки выделяются в тексте сценария графически, располагаются в середине строки. Краткая ремарка, находящаяся внутри прямой речи, заключается в скобки. Описание – изложение необходимых сведений о месте и времени проведения будущего мероприятия, его оформлении, расстановке звуко-технической и осветительной аппаратуры, о местах расположения групп исполнителей, специальной техники (в частности, машин скорой помощи, пожарных машин и др.) и т.п. Но чаще всего в практике пользуются только ремарками. Форма записи сценария Выделим условно несколько сценарных блоков: «От автора». Описание действия до начала зрелищной части вечера. Развитие сценического действия (зрелищная часть вечера). Раскрытие действия после окончания зрелищной части. Первый сценарный блок – «от автора» (или «от авторов») –имеет чрезвычайно важное значение. Здесь необходимо определить тему сценария, выявить цель проводимого мероприятия, описать его структуру, характер используемых выразительных средств. А также состав предполагаемой зрительской аудитории, время и место проведения мероприятия. Второй сценарный блок – подробное описание (во времени и пространстве) последовательности и особенностей развития действия в фойе и комнатах клуба. Эта часть сценария является своеобразной увертюрой, камертоном. От того, насколько она продумана и насыщена, во многом зависит соучастие зрителя в действии. Как правило, это встреча зрителей и гостей, демонстрации кино, видео-фрагментов, «живая» музыка, выставки, стенды, торговля и т. д. Третий сценарный блок – развитие сценического действия непосредственно в зрительном зале. Здесь сценаристу необходимо дать примерные тезисы выступлений официальных гостей, обращающихся к собравшимся с приветствиями, рассказами, речами и т.п.; подобрать тексты монологов, диалогов, стихотворных и прозаических фрагментов; описать характер и время использования музыки, света, шумов и т.п. В этом сценарном блоке, являющемся, по сути дела, основным, могут быть обозначены темы выступлений реальных героев мероприятия (с указанием продолжительности выступления с воспоминаниями, рассказами, речами и т.д.), включены концертные номера (с указанием авторов и исполнителей), описание и использование предметов бутафорииигрового реквизита, характера перестановок в оформлении по ходу развития действия и т.д. и т.п. Четвертый сценарный блок – подробное описание во времени и пространстве последовательности и особенностей дальнейшего развития действия, от начала до конца. Сценарий может включать также: а) предложения по оформлению места проведения мероприятия : входа, вестибюля, фойе, комнат, сцены и зри-тельного зала; б) эскизы оформления рекламы, то есть анонсы, афиши, пригласительные билеты Полностью графически оформленным сценарий можно считать в том случае, когда он содержит, кроме вышеперечисленного: перечень использованных художественных произведений, исторических, архивных и личных документов и реликвий героев мероприятия, произведений искусства или их фрагментов, сценарных разработок других авторов (с полным библиографическим описанием использованной литературы); перечень творческих коллективов, принимавших участие в проведении мероприятия, их названия, Ф.И.О. руководителей, других сотрудников, исполнявшийся репертуар, отдельные исполнители и пр.; список официальных гостей и героев мероприятия (Ф.И.О., должность, награды, ученая степень и т.д.); эскизы оформления пригласительных билетов и т.п., рекламы в различных СМИ; Ф. И. О., должность автора сценария, дата написания и утверждения сценария». Только в этом случае сценарий может стать официальным документом, дающим право на постановку, позволяющим решать многие вопросы в процессе его реализации: проводить анализ, учет и отчетность проделанной работы. Композиция сценария и ее особенности Композиция сценария мало чем отличается от композиции пьесы. В ней могут присутствовать те же элементы: пролог, завязка, развитие, кульминация, развязка, финал (апофеоз). Но в сценариях есть некоторые особенности. Например, в таких мероприятиях, как праздник, присутствует несколько самостоятельных композиций. Сколько частей (самостоятельных мероприятий) – столько композиций и еще одна – общая. И здесь важно определить порядок проведения мероприятий: в какой последовательности они пройдут в зависимости от их эмоциональной и смысловой значимости, какое из них будет кульминационным и, соответственно, так и должен быть написан сценарий. Здесь очень важно построение во времени, так как большие перерывы между мероприятиями могут привести к потере цельности восприятия. В некоторых сценариях возможно совпадение кульминации с развязкой. Например, в викторинах, конкурсных программах кульминация и развязка – выявление победителей и церемония их награждения. И сразу следует финал – прощание с игроками и зрителями. Иногда вместо прямого конфликта в сценарии создается драматическая коллизия, развивающая действие за счет смены ритма (например, в представлении), за счет жанрового разнообразия (в концерте), чередований форм действий (игра, пение, танцевание и т.п.) и т.д. Основные требования, предъявляемые к написанию сценария Эти требования относятся, прежде всего, к развитию действия: строгая логичность в построении и развитии темы (каждый эпизод логически связан с предыдущим и последующим смысловыми мостиками). законченность каждого эпизода (каждый эпизод – мини-сценарий со своей композицией и законченной мыслью); органическая связь эпизодов (важно, чтобы эпизоды сценария были внутренне смонтированы, чтобы художественные материалы не выглядели вставными номерами); нарастание действия в его движении к кульминации (от экспозиции-завязки – к кульминации); обязательное наличие развязки, финала действия сценария. В противном случае действие останется незавершенным; финал – наиболее удобный момент для максимального проявления активности аудитории и участников мероприятия. Распространенные формы финалов – коллективное пение, клятвы, обращения, вручение призов, наград (церемония награждения) и др. Выразительные средства сценария «Набор инструментов», способов, приемов эмоционального воздействия на сознание и чувства людей, участвующих мероприятии, то, с помощью чего достигается «заранее задуманный результат» носит название выразительные средства – «язык сценария». Главным выразительным средством, заложенным в сценарии, является слово, о котором мы уже говорили, проявляющееся в различных формах: Живое слово реального героя. Слово Ведущего. Сольное исполнение стихотворения или прозы. Дикторский текст. Речевой хор. Массовое скандирование (лозунгов, призывов). Конферанс (сольный и парный). Монолог. Фельетон. Пародия. Интермедия. Музыкальный фельетон. Музыкально-разговорные жанры. Куплеты и т.д. Слово создает образы, которые могут непосредственно воплощать и передавать действия, чувства, настроения и переживания людей, атмосферу общения. Оно способно охватить большой отрезок времени, передать то, что не удается выразить средствами искусства. Слово Ведущего, например, соединяет эпизоды, комментирует, информирует и т.д. Слово в сценарии действует на читателя сначала на сознание, а затем уже на чувства и эмоции. Слово же, «ставшее» сценическим, становится «богаче», так как к нему «прирастают» мимика, жесты, сила звука, отношение говорящего, и, соответственно, процесс воздействия меняется: сначала – рождаются чувства, эмоции, а затем идет осмысление услышанного. После слова среди множества выразительных средств необходимо выделить метафору, аллегорию, символ. Символом в драматургии досуга может быть реальный предмет (например, солдатская каска как символ войны, патефон – символ предвоенных лет), действие, явление, танец, животное, несущие в себе установившийся переносный (символический) смысл. Среди других выразительных средств, заложенных в сценарий, необходимо назвать различные выразительные средства искусства: музыки, хореографии, кино, цирка и других. Музыка (греч. – искусство муз) – вид искусства, в котором средством воплощения художественных образов служат опреде-ленным образом организованные музыкальные звуки, которые че-рез органы слуха воздействуют на наши чувства, эмоции, а уже затем на сознание. Основные элементы и выразительные средства музыки – лад, ритм, темп, громкостная динамика, мелодия, гармо-ния и другие. Хореография «Хореография (с греч. – пляска и пишу.): запись танца посредством системы условных знаков. искусство сочинения танцев и танцевальных (балетных) спектаклей. искусство танца. Танец – это выражение мысли и чувства средствами условных движений – жестов и поз. Он исполняется, как правило, под музыку, из которой черпает свое содержание. Танец – вид искусства, в котором средством создания художественного образа являются движения и положения человеческого тела. Первоисточник танца – разнообразные движения и жесты человека, связанные с трудовыми процессами и эмоциональными впечатлениями от окружающего мира. Движения постепенно изменялись, преображались, подвергались художественному обобщению, и это привело к возникновению искусства танца, являющегося одним из древнейших проявлений народного творчества. Первоначально связанный со словом и песней, танец постепенно приобрел значение самостоятельного искусства. Танцы получали распространение, совершенствовались, обретали устойчивые формы. У каждого народа сложились свои танцевальные традиции, хореографический язык и пластическая выразительность, свои приемы соотношения движения с музыкой. На этой основе стал формироваться профессиональный сценический танец, который достиг высокой степени развития и подвергся научной систематизации. Являясь одним из видов искусства, танец служит средством идейно-эмоционального воздействия. Искусство танца раскрывает духовный мир человека. Основные выразительные средства танца: гармоничные движения и позы; пластическая выразительность и мимика; динамика, темп и ритм движения; пространственный рисунок; композиция. Танцевальный образ воспринимается как непосредственно, так и в сочетании с другими выразительными средствами, прежде всего с мимикой. Средствами его обогащения и конкретизации являются костюм и реквизит. В балете танец обогащается выразительными средствами драматургии, что придет ему особую силу воздействия. Применительно к европейскому сценическому танцу в искусствоведении установлены следующие положения: организация во времени и пространстве; простейший элемент, составляющий основу танца, – телоположение (позиции, позы); переход из одного телоположения в другое их смена образует движение; простейшая форма танцевального движения – темп; темп складывается в па; па образуют различные танцевальные сочетания. Основные танцевальные формы: Классический танец. Народный танец. Эстрадный танец. Бальный танец. Современная хореография. Сольный, дуэтный, массовый танцы. Кино и ТВ «Киноискусство – вид художественного творчества, сформировавшийся на технической основе кинематографии; важнейшая составная часть искусства экрана, включающего и производственную, основанную на других средствах аудивизуальной коммуникации. Искусство экрана соединяет в себе ресурсы временных и пространственных искусств. Технические средства записи и воспроизведения изображения и звука находят применение и вне сферы искусства. Обладая свойствами «зримой литературы», «движущейся живописи», «цветомузыки», киноискусство отвечает потребности в синтетической форме творчества, расширяющей экспрессивный (яркий, выразительный, раскрывающий духовный мир человека) потенциал образной выразительности и усиливающей общественный резонанс художественной деятельности. Включая драматургические, языковые, живописно-пластические, музыкальные элементы, игру актеров, киноискусство не дублирует и не заменяет литературу, театр, живопись, музыку, а перерабатывает их опыт в соответствии с особенностями экранного творчества. Оригинальные жанры (цирк) Цирковое искусство – вид искусства, предусматривающий демонстрацию силы, ловкости и смелости. Первоосновой циркового искусства являются номера, построенные, в основном, на трюках и эксцентрике. Цирк отличает большое жанровое разнообразие, из которого выделим лишь некоторые, с успехом использующиеся в массовых мероприятиях: Пантомима. Акробатика. Воздушный полет Жонглирование. Вентрология. Партерные акробаты. Клоунада. Фокусы . Другие жанры. Основные выразительные средства цирка, принадлежащие, прежде всего, именно ему, – трюк, эксцентрика. Трюк (фр.) – ловкий, эффектный прием, искусный, сложный маневр. Используется, например, в фокусах и других цирковых жанрах. Эксцентрика (лат. – из, вне + центр) – художественный прием, заключающийся в заостренно-комедийном, часто гротесковом изображении алогичных, нелепых действий персонажа, с нарочитым нарушением логики, последовательности и связи между изображаемыми поступками. Эксцентрический номер основан на неожиданном контрасте, причудливом смешении привычных понятий. Как прием используется в театре, кино, на эстраде. Спорт Спорт – физические упражнения для развития и укрепления организма. Сегодня такого определения явно недостаточно. Спорт (англ.) – «многогранное общественное явление, составляющее неотъемлемый элемент культуры общества, одно из средств и методов всестороннего гармонического развития человека, укрепления его здоровья, подготовки к труду и защите страны, состоящее из физических упражнений и различных соревнований. Цель спорта – наряду с укреплением здоровья и общим физическим развитием человека достижение высоких результатов и побед в состязаниях. Спорт – это одно из важных средств этического и эстетического воспитания, удовлетворения духовных запросов общества, это целый мир эмоций. Спорт сегодня – вид профессиональной человеческой деятельности, бизнес и, конечно же, зрелище. И в этом смысле спорт приближается к искусству. Мы, зрители, а в спорте «болельщики», так же сопереживаем выступлениям спортсменов, радуемся или огорчаемся их победам, успехам или неудачам. Вспомните, какие «представления» устраивают иногда футболисты во время игры. Нас это «искусство» привлекает своей непредсказуемостью, красотой и совершенством тела, координацией движений, ловкостью, силой, скоростью и драматизмом соревнований. Среди основных спортивных видов, включаемых в культурно-досуговые мероприятия, следует назвать следующие: Художественная гимнастика (сольная и групповая). Акробатика. Аэробика. Шейпинг. Другие виды спорта. |