Главная страница
Навигация по странице:

  • Специфические выразительные средства сценария

  • Основные функции выразительных средств

  • Документ, факт, событие в сценарии. Герой сценария

  • Театрализация и иллюстрирование

  • Основные функции театрализации

  • 8. Инсценирование (драматизация)

  • Драматургия досуга. Понятие и отличительные особенности драматургии досуга. Понятие и отличительные особенности драматургии досуга


    Скачать 125.38 Kb.
    НазваниеПонятие и отличительные особенности драматургии досуга
    АнкорДраматургия досуга
    Дата09.10.2022
    Размер125.38 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаПонятие и отличительные особенности драматургии досуга.docx
    ТипДокументы
    #723573
    страница3 из 4
    1   2   3   4

    Изобразительные искусствараздел пластических искусств, объединяющих живопись, скульптуру и графику. Отражают действительность в наглядных, зрительно воспринимаемых образах. Благодаря методам обобщения, типизации, воображению художника изобразительные искусства получают возможность эстетически раскрывать временное развитие событий, духовный облик, переживания, мысли, взаимоотношении людей, воплощать общественные идеи. Главными средствами выражения замысла в изобразительных искусствах являются: точка, линия, штрих, пятно, плоскость, объем, форма, пропорции, свет, цвет, пространство и его композиция. Виды изобразительного искусства (графика, живопись, скульптура) определяют характер практического применения изобразительных средств».

    Изобразительные искусства занимают значительное место в режиссуре массовых мероприятий. Это – оформление мест их про-ведения (сцена-зал, фойе, площадь, стадион, и т.д.), оформление места действия в мероприятии (интерьер дома, квартиры, деревенской избы и т.д.; экстерьер – берег моря, лесная поляна и др.), это и реклама (анонсы, афиши, пригласительные билеты, листовки и пр.) и т.д.

    Естественно, что обо всем этом, в той или иной степени, мы «сообщаем» в сценарии в форме ремарок.

    Необходимо заметить также, что оформление мероприятий на открытом воздухе значительно отличается от оформления мероприятия в помещениях. Такое оформление носит название оформительское искусство.

    Оформительское искусство – область декоративного искусства: праздничное оформление улиц, площадей, производственных территорий, демонстраций, шествий, гуляний и т.д., а также оформление экспозиций, витрин, стендов и т.д. Пользуется средствами архитектуры, изобразительного искусства, театра, кино, свето- и звукотехники, создавая наиболее массовые образцы синтеза искусств.

    Зритель при этом находится внутри его подвижных, динамичных, воздействующих на него короткое время образов, часто как участник действия.

    В оформительском искусстве преобладают в связи с этим доходчивые символы, лаконичные плакатные приемы, сочетания изображения и слова, легкие и мобильные материалы и конструкции, в том числе и надувные, острые цветовые и пространственные решения.

    Особое место как важный элемент оформительского искусства занимает иллюминация улиц, площадей.
    Специфические выразительные средства сценария

    Говоря о выразительных средствах, заложенных в сценарии, невозможно обойти стороной так называемые специфические выразительные средства, используемые, как правило, в мероприятиях праздничного характера, организуемых на открытом воздухе: на площадях, улицах, стадионах, парках и других местах. Наряду с традиционными средствами выразительности массовых мероприятий, особенно на открытом воздухе, используются совершенно особые, специфические, свойственные только этим мероприятиям: транспортная и другая техника, стихии огня и воды, природное освещение, пиротехника, птицы и животные.

    Транспорт:

    • удобная движущаяся декорация и сценическая площадка;

    • вспомогательное средство для цирковых, например, но-меров;

    • создатель образа времени («перекличка» старого паровоза и современного тепловоза, парад старой и новой техники и др. варианты);

    • средство эмоционального воздействия;

    • средство создания динамики в действии мероприятия.

    К транспортным средствам, используемым в массовых действах, шествиях, парадах и других уличных, стадионных мероприятиях, относится самодвижущаяся техника: легковые и грузовые автомобили, автобусы, трамваи, троллейбусы, автокраны, пожарные и поливочные машины, тракторы, танки, машины-амфибии, бронетранспортеры, молоковозы, цементовозы и прочие «возы», веялки, сеялки, жнейки, комбайны и другая сельхозтехника, велосипеды, мотоциклы, самолеты, вертолеты, катера, глиссеры, шлюпки и яхты, теплоходы и тепловозы, сухопутные и плавучие подъемные краны, электрокары, метеозонды, аэростаты, воздушные шары, дирижабли, авиационные трапы и другая техника.
    Кроме настоящей техники в качестве средств выразительности могут быть использованы и бутафорские технические средства – ракеты, луноходы, подводные лодки и пр., чудовищные и сказочные существа: драконы, трехглавые Змеи-Горынычи и прочая «нечисть».

    Животные и птицы

    В массовых праздничных мероприятиях могут «участвовать» животные: лошади, коровы, собаки, кошки, ослы, обезьяны, другие животные, в том числе и дрессированные, а также птицы: голуби, куры, петухи, гуси и другие. И животные, и птицы «выступают» в них как: «исполнители ролей» или «участники действия» (шествий, демонстраций, состязаний, финалов и т.д.). специфическим выразительным средствам относятся и силы природы: земля, огонь, вода, луна, солнце. Все они достаточно широко «используются» в мероприятиях на открытом воздухе.

    Особое место, как изобразительно-выразительное средство, занимает пиротехника.

    Пиротехника (древн.-гр. – огонь + техника) – отрасль техники, связанная с производством и применением сигнальных , зажигательных, дымовых и шумовых смесей и снаряженных ими изделий. В досуговой практике – это фейерверки (нем. – огонь + дело ) – декоративные огни, получаемые при сжигании различных пороховых составов, а также различные пиротехнические картины: огненная плотина с «падающим каскадом огня, домна плавкой «металла», земной шар с вращающимися вокруг него спутниками, огненные карусели, звезды, крутящиеся колеса и, конечно же, «салюты». Пиротехника – это также взрывы, цветные дымы, завесы и своеобразные «занавесы», на которые можно давать проекции.

    Пиротехника, кроме своего главного назначения – создания световых эффектов – является сильным выразительным средством. Как эти средства будут «работать» – задача режиссера. Задача сценариста – «заложить» их в сценарий, зная их возможности и силу воздействия.

    К выразительным средствам, «заложенным» в сценарии, можно отнести и чисто театральные выразительные и изобразительные средства: декорации, мебель, реквизит, свет, костюмы, грим и др., так как они так же воздействуют на аудиторию через чувства и эмоции. Они имеют некий «отсроченный» эффект, так как «срабатывают» только в сценическом действии. В сценарии они обычно «заложены» в описательной форме.

    Основные функции выразительных средств:

    • Организация сюжета.

    • Идейно-эмоциональное воздействие.

    • Создание сопоставления, контраста, параллелизма в действии.

    • Создание динамики развития действия.

    • Воспроизведение историко-бытовой обстановки.

    • Обозначение места и времени действия.

    • Перемещение в пространстве и времени.

    • Создание атмосферы

    • Передача состояния действующих лиц – героев сценария.

    • Активизация зрительской аудитории.

    • Иллюстрация.

    • Лейтмотив мероприятия.

    • Другие функции.

    Многообразие выразительных средств и их функций требует от создателя сценария (сценариста) выполнения некоторых обязательных требований в их отборе.

    Основные принципы отбора выразительных средств для включения их в сценарий:

    Соответствие художественных выразительных средств тематическому содержанию сценария. Тема и идея сценария определяют характер его содержания. Художественные выразительные средства помогают выявить и акцентировать тему. Например, идея ярких новогодних праздников требует карнавального веселья, красочного оформления, шуток, розыгрышей и т. п. Значит и художественно-выразительные средства должны быть соответствующие – маски, различные сказочные и фантастические персонажи и костюмы, выразительные тексты, пиротехника и пр.

    Сочетание информационно-логической и эмоционально-образной линий. В процессе создания сценария необходимо помнить о человеческом восприятии. Из огромного количества различной информации – звуковой, зрительной, которая составляет так называемый «информационный фон», человек синтезирует в сознании, в своих ощущениях лишь только ту ее часть, которая становится «фигурой» восприятия и которая запоминается. Значит, в сценарии необходимо четко определить то информационное ядро, которое бы стало «фигурой» восприятия на широком «фоне», создаваемом с помощью точно подобранных и использованных в данном сценарии выразительных средств.

    Соответствие художественно-выразительных средств замыслу сценария Подбор и использование таких средств диктуется темой и идеей, местом проведения мероприятия, составом аудитории, содержанием, т. е. замыслом – сочетанием двух линий в развитии действия будущего мероприятия – информационно-логической и эмоционально-образной.


      1. Документ, факт, событие в сценарии. Герой сценария


    Драматургия досуга основана на реальных, конкретных событиях и фактах, которые по своей природе многозначны и с точки зрения воздействия на аудиторию обладают богатыми возможностями. Яркость, конкретность, эмоциональная насыщенность факта, а именно такими особенностями воздействия они обладают, создают почву для образно-эмоционального (психологического) и педагогического воздействия, для реализации замысла сценариста, а затем и для постановщика.

    Факт (с лат. – сделанное) – невымышленное происшествие, событие, явление.

    «Факт – это не то, что бывало, бывает, а то, что было в определенном случае, что произошло вчера, сегодня, там-то. Факт, таким образом, – ячейка действительности в ее движущемся развитии. У него есть объем, начало, развитие, завершение, т. е. некая фабула. Факт, следовательно, отличается динамичной природой, отражает событие в момент деятельности человека, коллектива, общества. Поскольку факт – это событие, то оно может быть закреплено в документе» Документ (лат. – свидетельство) – это свидетельство о факте, зафиксированное в письменной форме.

    Факт, засвидетельствованный документом, уходит в историю, становится историческим. Именно поэтому любое документальное произведение по сути своей историко-документальное. Факты могут иметь разную значимость для разных социальных групп, отдельных людей, в целом для общества. И тогда необходимо говорить о событии. Вручение диплома – факт или событие? Получение паспорта? Получение приза за участие в массовых зимних забавах?

    Событие – то или иное значительное явление, факт общественной или личной жизни. В сценарии события иногда может не быть, но любой сценарий, мероприятие всегда посвящается какому-нибудь событию или отражает содержание того или иного события общественной или личной жизни.

    Конечно же, подтвержденное соответствующими документальными материалами, а также и художественными – «фактами искусства»

    Среди огромного количества документальных материалов, фиксирующих и сохраняющих информацию о событиях и фактах жизни отдельного человека, трудового коллектива, социальной группы, общества, которые могут быть использованы в сценарии, необходимо выделить: письма, дневники, ауди-, фото-, кино-, ви-део- материалы, зарисовки, личные свидетельства очевидцев и участников тех или иных событий или зафиксированные в письменной или другой форме.

    Кроме этого сюда могут быть отнесены дипломы, грамоты, ордена и медали, вещи, предметы быта, памятные подарки, сувениры и другие личные реликвии участников или очевидцев тех или иных фактов и событий.

    Особую группу документальных материалов составляют официальные акты (документы): Указы президента страны, Постановления Правительства, приказы, протоколы, распоряжения, инструкции; гражданские акты (свидетельство о рождении, о регистрации брака, завещание, дарственная и т.д.), трудовые книжки, удостоверения личности, а также эпистолярные документы (личные письма и дневники, опубликованные их владельцем или кем-то другим).

    Все они могут быть «зачислены» в разряд выразительных средств. Они дают ощущение достоверности, правды факта. Разумеется, в том случае, если каждый факт подан не иллюстративно, если он осмыслен образно, если он подвигает зрителя к сотворчеству.

    Известны три основных приема использования фактов и документов в сценарии: иллюстративный, комментаторский, ассоциативный. Прием, в данном случае, – некий способ «существования» факта и документа.

    Иллюстративный прием заключается в том, что «факты жизни» и документы вводятся в сценарий для подтверждения «фактов искусства» (художественные материалы), закрепляют заключенные в них тезисы. Совокупность тезисов образует необходимый настрой в восприятии. Цель приема – сделать эти тезисы для аудитории более наглядными.

    Довольно часто используется изложение различных фактов, событий, свидетельств в устной форме, т. е. в форме монолога того или иного их участника или очевидца. Такие свидетельства могут быть переданы в форме размышления (о каком-либо событии, факте) или воспоминания (о виденном). Они могут быть переданы в форме диалога их очевидца или участника с другим их участником. Чаще всего используются такие формы как беседы интервью. Как правило, их организует и проводит Ведущий. И связано это с тем, что, человек, выходящий на публику (на сцену). начинает волноваться, он испытывает неловкость, неудобство, и он может ничего не рассказать ни о себе, ни о событии, ни о чем-либо. В этом ему необходимо помочь и не только на сцене, но и до его выхода на нее. Заблаговременный разговор (своеобразная репетиция) с ним позволит ему сосредоточиться, выявить главное в своем будущем выступлении, и тогда беседа или интервью пройдут интереснее и ярче.

    Таким образом, мы подошли к еще одному важному вопросу – о герое сценария и о его действующих лицах.
    Герой сценария

    Определение понятия «герой» нам уже известно из первого хождения. Кто же является «героем» в сценарии?

    В отличие от традиционной пьесы главным героем массового представления (соответственно, сначала сценария) является не герой-личность, чей образ раскрывается не только в поступках, но главным образом в психологической разработке роли, а народ.

    Именно народ является главной действующей силой в массовом представлении, понимаемый и воспринимаемый не как сумм одинаковых частиц, а как коллектив многообразных личностей, наделенных единой волей, желанием, целью.

    В жанре массовых спортивно-художественных представлений главный герой совершенно особый, отличный от всех жанров зрелищного искусства. Это коллективный герой, который постепенно создается режиссером-постановщиком в процессе репетиционной работы, формируясь из большого числа неорганизованных участников. Причем, этот герой – масса – существует для зрителей только тогда, когда она вся действует настолько четко согласованно, что воспринимается как единое целое. Только в этом случае коллективный герой может изменением своей формы (рисунка построения) и содержанием своих действий выразить и донести до зрителя как идеи отдельных эпизодов, так и главную идею представления в целом.

    Герой в сценарии – отдельная личность (пусть даже и историческая) или небольшая группа людей (заводская бригада, студенческая группа и т.д.) – на тематическом вечере, посиделках, воскресной программе выходного дня и т.п. Это может быть и целый трудовой коллектив (завода, учреждения, фирмы и т.д.) – на корпоративном празднике или на спортивно-развлекательном мероприятии. Это большие народные массы на народных или государственных праздниках (например, на Масленице, карнавале или на торжествах, посвященных Дню Победы).

    Действующими лицами наших сценариев могут стать: лес, река, птицы, звери, дома, улицы, площади, памятники истории, фабрики, заводы и т.д., т.е. символические и персонифицированные образы, а также литературные, фантастические, сказочные и другие персонажи.

    Среди действующих лиц сценария важное место занимает Ведущий, человек осуществляющий непосредственное общение с аудиторией (слушателями, зрителями), комментирующий те или происходящие на сцене события, поддерживающий развитие действия мероприятия, осуществляющий «связь» между зрителями и выступающими артистами… и т.д. и т.д.

    Оценивая личность ведущего (автора, диктора) в структуре массовых мероприятий, особо отметим, что функции его чрезвычайно разнообразны: он определяет тему мероприятия, обозначает обстоятельства, при которых совершается действие, комментирует происходящее, привлекает внимание зрителя к тем или иным повествуемым событиям или конкретным фактам и т.д.

    Жанровая окраска самой речи ведущего весьма разнообразна: от задушевного, лирического, проникновенного разговора с аудиторией до публицистически острого выступления.

    Линия сценического поведения ведущего (автора, диктора) определяется и характером проводимого мероприятия. Если в тематических вечерах, он выступает как комментатор тех или иных событий, то, скажем, на вечере-викторине ведущий – хозяин программы. От него зависит не только настроение всего зала, но и ритм подготовленной программы. Разумеется, для такой роли необходим человек, который обладает высокой эрудицией, чувством юмора, сценическим обаянием.

    Но главным же героем в драматургии досуга остается реальный человек. Он общается с другими людьми, пришедшими на мероприятие, рассказывает о себе или о других, живущих рядом с ним или работающих вместе, сидящих в зале или на сцене, делится секретами своего профессионального мастерства, участвует в играх, конкурсах, поет, танцует, и т. д. Иными словами, главный герой в сценарии и мероприятии– это мы с вами.

    Необходимые условия участия реального человека в действии мероприятия, которые позволят ему с максимальной достоверностью, без нервозности и т.п. раскрыть себя:

    • он обязательно должен быть участником или очевидцем представляемых событий;

    • он не должен играть самого себя, а должен действовать от своего имени в предложенных ему обстоятельствах;

    • для него должно быть разработано соответствующее действие, в котором он должен участвовать;

    • его участие, как правило, должно предваряться художественным материалом или им заканчиваться.

    Эти условия оказываются особенно важными в тематических вечерах, вечерах-портретах и др., то есть в таких мероприятиях, содержание которых построено, прежде всего, на активном участии участников или очевидцев тех или иных событий, хорошо известных в данной местности, с использованием большого количества документальных материалов.

      1. Театрализация и иллюстрирование

    Иллюстрация (лат. – освещение, наглядное изображение) – объяснение с помощью наглядных примеров. Иллюстрировать – значит приводить наглядные примеры для пояснения или доказательства своей мысли.

    «Зерно» иллюстрирования – художественное комментирование тех или иных фактов, событий, документов. Способ существования этого приема предельно прост: подобранный художественно-иллюстративный материал (фрагменты стихов, песен, кинофильмов и т.п.) монтируется «встык» к соответствующим тезисам лекции, беседы , выступления участника или очевидца события -героя сценария. Задача этого приема – дать определенный психологический и художественно-образный настрой восприятию содержания массового мероприятия, дополнить это восприятие своеобразным художественным комментарием.

    Иллюстрация может предшествовать тому или иному тезису (а он и несет основную информацию, основное содержание) либо заключать его. В первом случае иллюстративный материал служит для подготовки восприятия, во втором – для усиления его эмоционального звучания. Но и в том, и в другом случае иллюстративный материал способствует организации определенного образного блока сценария, эти блоки и создают своеобразный характер того или иного мероприятия

    Театрализация – это особым образом организованная, художественно оформленная деятельность массы – героев и участников слета, праздника, церемониала, шествия, тематического вечера. Такая социально обусловленная и сценарно организованная деятельность масс представляет собой основу любой театрализованной формы и составляет самую суть театрализации.

    Смысл театрализации – в создании какой-либо игровой ситуации (или ситуаций), с помощью которой (или которых) может быть организовано единое сценическое «сквозное действие». Оно призвано не только объединить, но и подчинить единому замыслу использование всех компонентов мероприятия: выступления очевидцев событий, фрагменты поэзии, прозы, документалистики, музыки и пр. При этом должны быть также созданы условия для активного соучастия в нем всех присутствующих. Именно театрализация позволяет превратить зрителя-слушателя, зрителя-наблюдателя в зрителя-участника. Именно зритель-участник и становится, таким образом, активной действенной фигурой организованного в рамках … мероприятия коммуникативного процесса.

    Сутью театрализации как творческого метода является художественное осмысление реальных событий в жизни страны, конкретного коллектива или даже отдельной личности, при котором эти события воплощаются в яркой образной форме, содержащей их художественную интерпретацию

    Театрализация:

    • специфический художественно-педагогический метод организации действия зрительской аудитории в том или ином мероприятии;

    • синтез драматургической обработки жизненного материала, реального художественно оформленного действия масс и коллективной театрализованной игры.

    Театрализация чаще всего применяется для значимых событий города, страны, общности людей. В эти дни сильнее становится тяга к художественному осмыслению этих событий, к символической, обобщающей образности, к организации деятельности масс по законам драматургии. Значительное место театрализации отводится в мероприятиях для детей.

    Основные функции театрализации:

    • организация содержания сценария и мероприятия. Основными средствами являются сценарный ход и монтаж, «цементирующие» все материалы сценария в единое целое;

    • организация реального действия людей в мероприятии;

    • переключение человека из посетителя в участника мероприятия;

    • активизация, вовлечение людей в действие мероприятия;

    • эмоциональное воздействие на аудиторию;

    • создание атмосферы мероприятия.

    Основными видами театрализованной организации действия большинства досуговых мероприятий являются торжество, обряд, ритуал, карнавал, игра.

    Торжество:

    • большое празднество в ознаменование какого-нибудь события;

    • чувство радости, удовлетворения по какому-нибудь случаю;

    • празднество, народное, вселюдное празднование какого-либо события;

    • торжествовать – праздновать, чтить пышным обрядом, пирами, игрищамиврагом, вручения государственных наград, юбилея города и т.д. (официальные «действа»). Семейное торжество: день рождения, бракосочетание и т. п.

    Торжество всегда отличается публичным моментом единения людей, предполагает настроение радости и веселья, эмоционального переживания, вызванного слиянием личного и общего. Основными формами проявления такого единения являются, в первую очередь, митинги, шествия, демонстрации и другие массовые акции. Иногда элементы митингов, демонстраций, выступления глав областных или городских организаций и т.п. включаются в ткань театрализованных представлений.

    Обряд – совокупность установленных обычаем условных и символических действий, связанных с религиозными представлениями или бытом. Является составной частью традиций. Обряд – определенным образом выстроенная цепь символических, как правило, групповых или массовых действий, предназначенных для того, чтобы в наглядно-образной форме отметить события общественной или личной жизни. Следует отметить, что обряды с древних времен сопровождали жизнь человека и за свою длительную историю претерпели существенные изменения, качественно трансформировались и по форме, и по содержанию. Часть из них не изменилась до настоящего времени. Критерием для выделения исторических типов обрядов служит тот образ жизни, который они отражают, выражают или символизируют.

    Вот что пишет по этому поводу В. Новаторов: «Все бытующие в наши дни обряды можно разделить на светские и религиозные.

    Среди светских можно назвать следующие гражданские обряды. Это торжественная регистрация брака, наречение имени новорожденному, посвящения в профессию, в студенты и т.п. Повсеместно устраиваются … торжественные проводы – на пенсию, в армию… Практикуются торжественные приемы – в скауты, в члены общественных добровольных формирований, коллективов, кружков, клубов. До настоящего времени практикуются торжественные вручения – паспорта, аттестата, диплома об окончании учебного заведения, государственной награды… Устраиваются чествования – ветеранов войны и труда, юбиляров, победителей спартакиад, олимпиад т.п те, и другие обряды существенно украшают нашу жизнь, вносят в нее большой социальный смысл и нравственное звучание».

    Обрядовое действие «вызывается» событием личного характера, касается конкретного человека и в то же время всегда носит общественный характер. Например, свадебный обряд – целый комплекс определенных традиционных действий.

    Среди большого количества форм обрядовых действий можно, например, назвать торжественные клятвы, одевание лент, вручение удостоверений и т.д.

    Собственно понятие «обрядность» означает систему различных обрядов.

    Традиция (лат. – передача) – элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени. Первоначально это слово означало «предание». Предание, как и традиция, всегда изустно. Традиция передается либо через практическую имитацию (повторение каких-либо действий), либо через фольклор. Адекватность (лат. – соответствие, точность) передачи достигается многократными повторами, системами символических текстов (мифология) и действий (ритуал). В качестве традиций сегодня выступают определенные общественные уст-новления, нормы поведения, ценности, идеи, обряды, общественные установления, вкусы, взгляды и т.д.

    По сфере распространения традиции могут действовать во всем обществе или только в отдельной области общественной жизни, характеризовать отдельные группы людей, семьи, но очень редко или почти никогда отдельных индивидов.

    Традиция выполняет ряд культурных функций:

    • устанавливает преемственность культуры;

    • служит каналом хранения и передачи информации и ценностей от поколения к поколению; выступает механизмом социализации и инкультурации (процесс усвоения традиций, обычаев, ценностей и норм родной культуры; изучение и передача ее от одного поколения к другому);

    • выполняет селективную функцию отбора подобающих образцов поведения и ценностей.

    Традиции касаются всех сторон общественного сознания, общественной жизни, сферы производства, политики, науки, литературы, морали.

    Обычай – общепринятый порядок, традиционно установившиеся правила общественного поведения (то, как принято, заведено), часть традиций. Воспринятая из прошлого форма социальной регуляции деятельности и отношений людей, которая воспроизводится в определенном обществе или социальной группе и является привычной для его членов. Термин может отождествляться с терминами «традиция», «обряд», «ритуал», «нравы», «привычки». Однако традиция относится к более широкому кругу явлений и к более дифференцированным формам регуляции деятельности. Обряд и ритуал – формализованное поведение или действие, имеющее прежде всего символическое значение, лишенное непосредственной целесообразности, но способствующие упрочению связей либо между постоянными членами группы, либо во взаимодействии между группами.

    Обычай играет важную роль в воспитании, способствуя при-общению к культуре ребенка или же взрослого человека к инокультурной среде. Включение в культурную деятельность в данном случае сводится к знакомству с определенными образцами; суть поведения не объясняют, а просто знакомят с обычаем, который выполняет функцию обязательного для исполнения образца поведения.

    В обычаи, в основном, входят: быт, право, мораль, религия, семейные отношения

    Церемония (лат. – благоговение, культовый обряд) – установленный торжественный официальный акт, при проведении которого установлен определенный порядок совершения чего-либо – церемониал. Это последовательность действий, имеющих символическое значение и посвященных отмечанию (празднованию) каких-либо событий или дат. Функция этих действий – подчеркнуть особую ценность отмечаемых событий для отдельной группы или общества в целом. Церемония может быть частью обряда. Например, в свадебном обряде церемонией можно назвать акт р-гистрации бракосочетания. Понятие «обряд» распространяется на все события жизни, а «церемония» – на наиболее торжественные, официальные (церемония встречи главы государства, вручения дипломов, открытия фестиваля и т.п.). Яркий пример важной для общества церемонии – коронование.

    Церемониал – официально принятый распорядок церемонии (например, торжественный прием, возложение венков и т.д.).

    Ритуал (лат. – обрядовый): выработанный исторически или установленный административно порядок совершении чего-либо, например, венчание – брачный ритуал у христиан; в торжественных случаях то же, что и церемониал; установленный порядок, последовательность действий при проведении обряда или церемонии.

    Другими словами, ритуал – это официально принятый, традиционно закрепленный, повторяющийся из года в год определенный порядок действий в тех или иных ситуациях, событиях (например, вынос знамен, зажжение огня и др.).

    Карнавал (фран., итал. мясо + прощай, от лат – праздник мяса) – вид народного праздника с уличными шествиями, театрализованными играми, маскарадами и другими коллективными действиями. Появился в Италии в XIII в. В отличие от первых трех типов действия масс карнавал предполагает всеобщее массовое участие людей в этом действе. другие действа как виды театрализованной организации действия имеют в досуговой практике важное значение и могут представлять собой как самостоятельные формы мероприятий, так и быть важными составляющими других, более масштабных форм досуговых мероприятий.

    Игра – забава, развлечение, состязание, соревнование; способ познания; профессиональная деятельность.

    Театрализация и различные формы мероприятий Театрализация и спектакли, представления – представляют собой синтез документов, реальных фактов и событий и «фактов искусства».

    Театрализация и трудовая деятельность

    Это своеобразный театрализованный трудовой календарь – праздники посвящения в профессию, начала трудовой деятельности, трудовой биографии, даты коллективов, заводов, чествования победителей, членов семейных трудовых династий, конкурсы, вечера-портреты, тематические вечера, корпоративные праздники и другие формы.

    Театрализация и даты Красного календаря

    23 февраля, 8 марта, 9 мая и другие даты (см. календарь года). Тематические вечера, вечера-портреты, вечера-конкурсы, шествия, парады и т.д.

    Театрализация и быт (семья, жизнь человека)

    Свадьбы, юбилеи, дни рождения, вечера чествования, вечера молодых, многодетных семей, День матери, День пожилых людей другие формы (возможны конкурсы на лучшее подворье, дело-вые игры по экономике семьи, воспитанию детей и т. п.)

    Театрализация и дети

    Как правило, все детские мероприятия тесно связаны с театрализацией. День знаний, утренники, Книжкина неделя, неделя музыки, игровые программы и другие формы – в них всегда присутствуют какие-либо персонажи, которые вместе с детьми путешествуют, «играют» в урок и т. д. Детям практически в каждом мероприятии «задаются» определенные условия поведения, которые побуждают их к активному действию, в том числе и оформительскими средствами (расстановка мебели, реквизит, костюмы или их детали и т.п.).


      1. Игра

    Игра– это:

    • свободная деятельность, лишенная прямого утилитарного интереса, протекающая по законам красоты, родственная художественному творчеству;

    • форма деятельности в условных ситуациях, направленной на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий;

    • особый вид общественной практики, в котором воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности, подчинение которым обеспечивает познание и усвоение предметной и социальной действительности, интеллектуальное, эмоциональное и нравственное развитие личности;

    • ориентировочная деятельность, в которой складывается и совершенствуется управление поведением;

    • один из видов деятельности, форма развития специфических типов поведения, форма познания мира, получения знаний, формирования навыков и социальных потребностей;

    • способ воздействия на человека, форма общения, прием активизации зрительской аудитории, средство развлечения и отдыха и т.д.

    • процессе игры человек удовлетворяет целый ряд потребностей как общественного существа, прежде всего потребность самовыражении и самоутверждении.

    Игра удовлетворяет так-же познавательные, коммуникативные, эстетические, рекреативные, гедонистические потребности человека. Она имеет воспитательное значение, знакомит человека с культурными ценностями. Ей присуща своеобразная мотивация. Включение в игру не диктуется ни практической деятельностью (достижение материальных целей, хотя существуют и такие игры), ни общественными обязанностями. Она – источник радости и удовольствия для человека.

    Структура игры предполагает достижение цели посредством преодоления определенных трудностей. В ней есть свои правила поведения, свои задачи и роли, которые принимают на себя «игроки». У игры есть свое содержание: в ходе игры человек совершает разнообразные умственные операции и производит практические действия. Она имеет результаты и цели – эмоциональная разрядка, снятие усталости, приобретение умений и навыков, знаний и пр. важен и непосредственный результат: «выигрыш» и «проигрыш». Неуспех при этом необязательно грозит человеку тяжелыми последствиями. В этом смысле игра, по существу, «беспроигрышна».

    В структуру игры детей входят: роли, взятые на себя играющими, игровые действия как средство реализации этих ролей, игровое употребление предметов, в котором происходит замещение реальных предметов на игровые, условные, реальные отношения между играющими. Единицей игры и в то же время центральным моментом, объединяющим все ее аспекты, является роль (образ; род, характер и степень участия в чем-нибудь).

    Сюжетом игры предстает воспроизводимая в ней область действительности.

    Характерной особенностью игры является ее двуплановость, присущая и драматическому искусству, элементы которого сохраняются в любой коллективной игре. С одной стороны, играющий выполняет реальную деятельность, осуществление которой требует действий, связанных с решением вполне конкретных, часто нестандартных задач; с другой стороны – целый ряд моментов этой деятельности носит условный характер, позволяющий отвлечься от реальной ситуации.

    В основе любой игры лежит сознательное преобразование реальной ситуации в воображаемую. Игровое занятие немыслимо без некоторого отвлечения от действительности, без фантазии и символики.

    Игра – школа общения. По мере взросления детей ролевая игра переходит в условную игру с правилами, затем в спорт, в «деловые игры» и в художественное творчество.

    Ю. Борев пишет: «Игра и искусство связаны между собой потому, что сама игра – явление эстетическое. Искусство обладает игровым началом, оно отражает мир, в том числе и мир игры (игровой элемент обрядов, праздников, карнавалов, спорта, цирка). В искусстве игровое начало проявляется в перевоплощении. В игре как и в искусстве совмещаются противоположности: действительное и вымышленное, условное и безусловное, творческая свобода и ограничивающие ее правила и «язык искусства». Игровой аспект искусства обусловливает психологическую подготовку к творческой деятельности (эвристическая функция искусства), разряжает психическую напряженность, является средством развлечения, отдыха, источником эстетического наслаждения».

    Основные функции игры в драматургии досуга:

    • компенсаторные функции – снятие физического и психического напряжения, повышение общего тонуса, приобретение чувства раскованности, свободы, непосредственности;

    • воспитательные функции – развитие чувства коллективизма, смелости, инициативы, дисциплинированности, решительности, творчества в разрешении игровых ситуаций; стимулирование общественной активности, воспитание морально-этических качеств, развитие и совершенствование физических движений;

    • познавательные функции – развитие познавательной активности, обогащение знаний новой информацией;

    • гедонистические функции – переживание неизведанных ранее, необычных ощущений, формирование оптимистического, жизнерадостного восприятия действительности.


    Игра в драматургии досуга занимает значительное место и выступает как:

    • экспозиция всего мероприятия – введение в атмосферу;

    • основной сценарный ход. Отсюда и появляются различные сказочные, литературные, исторические, фантастические и другие персонажи. С их помощью, приняв условия игры, зритель становится участником мероприятия. Такие «возбудители действия» были широко распространены в старинных народных уличных действиях, например, в балаганных представлениях на Руси в лице «балконных», «масляничных» раешников, зазывал, затейников;

    • способ «подготовки» человека к восприятию, включению его в действие мероприятия, возможность для его «переключения»;

    • средство активизации аудитории;

    • форма культурных развлечений с элементами интеллектуальных занятий, организованного отдыха;

    • средство межличностного общения;

    • способ проявления человеком своих возможностей и способностей и т.д.


    Все игры, которые мы проводим на различных мероприятиях, должны быть подробно описаны в сценарии. В нем должны быть зафиксированы цели игры, условия ее проведения, процесс проведения, и, что особенно важно, подведение итогов игры.
    8. Инсценирование (драматизация)
    Один из простых способов использования произведений литературы – чтение со сцены в их «первозданном» виде, что часто происходит в практике: сценарист включает в сценарий то или иное литературное произведение, которое затем в мероприятии исполняет либо чтец, либо кто-то из участников мероприятия (зрителей). Как правило, это поэтические тексты – отдельные стихотворения, их фрагменты или фрагменты из поэм (например, главы). Художественная проза звучит в досуговых мероприятиях гораздо реже, исключения составляют литературные вечера, посвященные творчеству писателей и т.п.

    Иногда текст того или иного произведения разбивается на двух-трех исполнителей, реже на большее число (исключение составляет исполнение литературных или поэтических композиций).

    Технология этого процесса может быть представлена следующим образом. Литературный текст читается по ролям. В процессе чтения «убираются» «лишние» тексты, в основном описательные, с таким расчетом, чтобы получилось полноценное сценическое действие, имеющее свое композиционное построение. А затем уже можно записать переработанный текст, и, таким образом, у нас должна получиться некое другое произведение, отличное от прозаического, которое носит название инсценировка. Сравнив эти два текста, мы обнаружим, что из него исчезли некоторые описательные тексты, а например, прямая речь героев рассказа осталась полностью, что дает нам основание называть это произведение инсценировкой, правда, в упрощенном варианте. Этот пример – только подступы к инсценированию, он не отражает процесса инсценирования в полном объеме.

    Инсценирование – это творческий процесс, который означает:

    • придание литературному произведению или документально-му материалу драматургической формы;

    • перевод литературного произведения или документального материала в диалогическую форму, на язык действия.

    Драматизация:

    • перевод прозаического произведения на язык драматургии и театра;

    • переделывание какого-либо повествовательного произведения, текста, исторических, документальных и других мате-риалов в диалогическую форму – в действие через речь.

    Драматизация как переделывание, «перевод» направлена на текстовую структуру: создание диалогов, драматического напряжения и конфликтов между персонажами, динамику действия, раскрытие основной мысли.

    Значит, основной смысл драматизации (инсценирования) заключается в уподоблении прозаического или поэтического произведения драматическому. Это означает, что результатом «перевода» какого-либо литературного произведения должна стать другая литературная форма. И такой формой становится пьеса со всеми ее атрибутами (форма записи, архитектоника и композиционное построение), получившаяся на основе выбранного нами литературного первоисточника.

    В существующей практике понятия «драматизация» и «инсценирование» «разделены» между собой.

    Сущность этих двух понятий, как представляется, одна: драматургическая обработка какого-либо письменного текста, художественное осмысление факта или события жизни, содержания архивных материалов и документов и т.д. и т.п.

    Известны в практике профессионального искусства образцы инсценированных музыкальных произведений («Зримая песня» – спектакль Г. Товстоногова), и сюжетов картин («ожившие картины»), и скульптуры. В этой связи можно вспомнить известного российского балетмейстера Б. Эйхмана, «оживившего» некоторые скульптуры Родена, создав на их темы великолепные хореографические миниатюры.

    Содержанием инсценировок может стать и местный материал – факты из жизни трудового коллектива, рассказы о реальных людях, документы, раскрывающие события минувших лет и сегодняшних дней.

    Некоторые принципы инсценирования литературного произведения:

    • Сохранение авторской идеи и основных сюжетно-композиционных и жанровых признаков.

    • Замена выразительных средств литературы на выразительные средства театра (повествование, описание и другие средства литературы заменяются действиями, светом, шумами, звуками и т. п.). Это так называемый «параллельный ряд» – замена описатель-ного ряда зримым рядом:

    • Диалоги и монологи идут почти без изменений.

    • Описания мыслей, чувств, действий, поступков заменяют-ся средствами театра: действиями, подтекстами актеров, мизансценами, декорациями, костюмами, гримом, светом, шумами и т. д. Помните, все, о чем литература рассказывает, театр – показывает!

    Внесение изменений в литературное произведение:

    • описание можно опустить совсем;

    • 1   2   3   4


    написать администратору сайта