Главная страница
Навигация по странице:

  • 10. Этапы работы над сценарием

  • 11. Драматургия досуга и реклама Реклама

  • Драматургия досуга. Понятие и отличительные особенности драматургии досуга. Понятие и отличительные особенности драматургии досуга


    Скачать 125.38 Kb.
    НазваниеПонятие и отличительные особенности драматургии досуга
    АнкорДраматургия досуга
    Дата09.10.2022
    Размер125.38 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаПонятие и отличительные особенности драматургии досуга.docx
    ТипДокументы
    #723573
    страница4 из 4
    1   2   3   4
    часть его превратить в ремарку;

  • часть может быть передана «лицу от автора» или «лицу от театра» либо «голосу за сценой» и т.п.;

  • часть текста может превратиться в прямую речь персонажей (монологи, в том числе и «озвученные» внутренние, и диалоги); из всего сюжета может быть выделена какая-то его часть (например, линия Наташи Ростовой из «войны и мира» Л. Толстого)

  • может быть сокращено число действующих лиц

  • действие концентрируется в смысле времени и места (перенос мест действия и смещение времени действия)

  • замена текста пантомимой, хореографией, музыкой и другими выразительными средствами не только театра, но и других видов искусства.

    Конечно, это только лишь некоторые моменты, отражающие процесс драматизации (инсценирования). Учитывая, что результатом процесса (формой записи инсценированного произведения) становится пьеса, таким же образом можно инсценировать и реальное событие, факт и другие материалы.
    9. Монтаж
    Рассмотрение структуры любого сценария без выхода в мир смежных искусств не дает верного представления о его особенностях. Ни одно искусство не развивалось и не развивается изолированно. Если начать анализировать сценарий с точки зрения его структуры, мы обнаружим в нем элементы многих видов искусств, их выразительные средства. Но взаимоотношения этих выразительных средств не сводятся в сценарии к простому сложению. Новое качество дает их синтез. Средства идейно-эмоционального воздействия: «факты жизни» и «факты искусства» лишь очерчивают границы своего искусства и вне метода обобщения не имеют решающего значения.

    Таким обобщающим методом является монтаж.

    В драматургии театрализованных представлений 20 - 30-х годов XX в. использовалось такое свойство монтажа, как столкновение, являющееся главным правилом построения сценария.

    Монтажный метод по определению теоретиков того времени означал составление отдельных кусков из разных материалов в одно целое произведение. А материалом могли служить стихи, рассказы статьи, извещения из газет, постановления, приказы и т.д.

    Монтаж был одним из способов сблизить весьма отдаленные и не встречающиеся в обычной жизни предметы и человеческие судьбы. Это была образная, наглядная попытка выявления связей, соединяющих самые изолированные события, факты в единое целое.

    Сопоставление – исходная операция нашего мышления. Мы производим постоянно в процессе познания себя и окружающего мира. Ею пользуются, естественно, и художник, и режиссер, и писатель, и сценарист. Таким образом, монтаж как сопоставление, соотнесение фактов, человеческих судеб, различных связей между ними становится операцией художественной мысли.

    В работе над сценариями чаще всего идут по пути конструирования образной темы из материалов действительности монтажным методом. Термин «метод» в данном случае заимствован из философии и по своему первоначальному и исходному значению предполагает принцип мышления, целенаправленную мысль.

    Монтаж как художественное средство воздействия на воспринимающее сознание зрителя или читателя опирается на самую суть человеческого мышления, на тот факт, что человек по своей природе, по всему опыту своей жизни, является «монтажером» вечным и постоянным.

    «Сущностью монтажа как всеобщего метода искусства, – пишет Д. Аль, – является подсказ воспринимающему сознанию (читателя, зрителя, участника массового представления) … неожиданной ассоциации – связи разнородных или далеко отстоящих друг от друга явлений, … что принято называть «третий смысл».

    Итак, понятие «монтаж» (с фр. – сборка, соединение) означает:

    • драматургическую форму, где фрагменты текста и сценические фрагменты смонтированы в виде последовательности самостоятельных единиц (эпизодов, номеров и т. д.)

    • способ создания сценария, способ объединения разнородных материалов в единое целое.

    Таким образом, можно, как представляется, определить понятие «монтаж» как способ целенаправленного воздействия на зрителя, слушателя путем сопоставления, столкновения, сравнения разнородных материалов, фактов, текстов и т.п.

    Функции художественного монтажа.

    Различные авторы по-разному «отвечают» на этот вопрос. Н-пример, Д. Катышева в книге «Литературный монтаж» определяет две функции монтажа: изобразительную и образно-смысловую. «Уже Шекспиру, – пишет она, – была известна изобразительная сила монтажа. Например, в своих комедиях великий драматург нередко использовал параллельно развивающиеся две интриги, множество сходных тем и эпизодов. Их сочетания, пересечения, сопоставления еще контрастнее высветляли основную мысль.

    В комедии «Много шума из ничего» он строит параллельный монтаж отношений двух любовных пар. Сцены как будто «сталкиваются лбами», «передразнивают» друг друга. Сходство оборачивается взаимоисключением. Из синтеза сопоставляемых интриг, эпизодов, тем и мотивов формируется существо главного события комедии – возвращение к личности, освободившейся от всего ложного, надуманного, когда каждый, обретая себя, открывает подлинное в другом, близком, единственном.

    Писатели, драматурги, кинорежиссеры использовали способность монтажа игнорировать длительные описания.

    Картина целого приобретает большую изобразительную силу, динамику, смысловую емкость, когда она строится путем высвечивания в «кадрах» наиболее броских, характерных деталей. Такого рода принципы «монтажной экспозиции» встречаются в литературе, например, у Ч. Диккенса в «Оливере Твисте» при описании города. …в строении первого экспозиционного акта… трагедии-притчи «Сегодня еще зайдет солнце над Атлантидой». Монтаж в этих случаях выполнил, – пишет Д. Катышева – не только чисто изобразительную функцию, но образно-смысловую».

    Монтаж как сопоставление отдаленных на первый взгляд друг от друга двух явлений, фактов, предметов обычно приводит к рождению третьего смысла. Например, разные по смыслу представления «человек» и «чемодан», поставленные рядом, рождают третье, новое представление – это «пассажир», «человек, отправившийся в дорогу». Другой пример: «кладбище» «женщина в черном» – «вдова». Так, в фильме С. Эйзенштейна «Стачка» демонстрируется процесс рождения монтажного образа: в одном из эпизодов возникают сцены массового зверского избиения и расстрела бастующих рабочих, в другом – городская бойня, куда приводят бить скот. Сближение эпизодов средствами кино-монтажа рождает художественное обобщение, метафору «человеческой бойни».

    О. Марков выделяет следующие функции и свойства художественного монтажа. Он пишет, что: «Монтаж выступает как анализ фактов жизни и фактов искусства;

    • синтез фактов жизни и фактов искусства;

    • конфликт фактов жизни и фактов искусства;

    • средство воплощения сюжета;

    • средство выражения авторской позиции;

    • драматургический метод организации материала сценария;

    • средство художественной выразительности;

    • форма организации зрительского восприятия;

    • способ ритмической организации эпизодов;

    • форма изменения сценического времени (в сторону его сокращения, остановки или замедления)».


    Монтаж в сценарии мероприятия позволяет организовать, сблизить, последовательно выстроить, соединить весьма отдаленные факты и эпизоды так, чтобы они рождали нечто принципиально новое или неожиданное. Используемые фрагменты могут сливаться в полифоническом звучании, контрастировать, противостоять друг другу.

    Практика знает немало приемов монтажа. Особо выделим два, наиболее часто встречаемые: конструктивный и ассоциативный или, по выражению В. Яхонтова, «монтаж взрыва».

    Конструктивным приемом монтажа следует назвать процесс соединения различных фрагментов в логической или хронологической последовательности с учетом равнозначной соразмеренности их по времени звучания. При таком монтаже важно, чтобы каждый фрагмент продолжал основную мысль предыдущего и не повторял ее (ни по содержанию, ни по форме).

    Ассоциативный прием монтажа – это сочетание фрагментов, построенное на их внутреннем столкновении и контрасте. Такой прием монтажа имеет преимущество перед монтажом конструктивным. Собственные мысли автора сценария, его гражданской и нравственной позиции и особенно его ассоциации становятся той основой, которая приводит к созданию произведения драматургически законченного, публицистически острого. И если каждый из фрагментов несет свой определенный смысл, то соединенные воедино, синтезированные в соответствии с замыслом, они обретают новое значение и звучание. Можно привести такие известные, ставшие уже классическими примеры из искусства кино: Трупы убитых – черепа первобытных людей музее в фильме «Обыкновенный фашизм» М. Ромма. Залпы броненосца «Потемкин»– скульптурные львы, поднимающие головы и встающие на задние лапы в фильме С. Эйзенштейна и другие.

    Среди других широко распространенных приемов монтажа известны:

    • последовательный – предполагает хронологическое построение материалов, связанных единой темой, излагающий события в их естественном течении;

    • параллельный – предполагает одновременное развитие действия в разных местах, на киноэкранах, площадках и т. д.;

    • контрастный – позволяет максимально активизировать аудиторию. Именно в контрастном столкновении разнородных материалов выявляется смысл, рождается образность, раскрывается идейный смысл сценария;

    • реминисцентный (возвращающий к прошлому, напоминающий)– основной рассказ прерывается обращением к прошлому;

    • слово Ведущего – самый известный и «популярный» прием монтажа, но, как мы уже с вами говорили, словом Ведущего не следует злоупотреблять.

    Монтаж как технический прием обеспечивает непрерывность действия. Для него характерны: прерывность, дробление, столкновение сцен, синкопированный (с греч. – смещение), т. е. рваный ритм.

    Монтаж эпизодов и блоков образует сложную систему, взаимодействие в которой рождает конечный идейно-художественный эффект. «Из открывающихся окон, выглядывающих из них людей, скачущей кавалерии, сигналов, бегущих мальчишек, воды, хлынувшей через взорванную плотину, равномерного шага пехоты, – писал Л. Кулешов, – можно смонтировать и праздник, скажем, постройки электростанции, и занятие неприятелем мирного города».

    Исходя из вышесказанного, следует вывод, что любой эпизод сценария, его блок или часть создается методом монтажа различных структурных единиц информации (самых разнообразных жанров искусства и документальных материалов) с целью создания общего целого (сценария), имеющего заранее сформулированную цель воздействия на зрительскую аудиторию.

    Таким образом, монтаж – распространенный метод создания сценария, важное средство, «инструмент» создания целостного действия сценарной практике известны еще и такие понятия (и в какой-то степени способы создания сценария) как компиляция, кол-лаж, компоновка.

    Компиляция (лат. – ограбление) – соединение результатов чужих исследований, мыслей, без самостоятельной обработки источников; сама работа, выполненная таким образом.

    В сценарной практике компиляция – один из распространенных способов создания сценария, состоящего из соединения в новое единое целое (сценарий) эпизодов, отдельных блоков из других, уже готовых сценариев с использованием местных фактов, событий, документальных материалов на заданную тему.

    Коллаж. Термин заимствован из изоискусства (с фр. – наклеивание) и имеет несколько значений:

    • сочетание двух разнородных элементов или материалов или же произведений искусства и реальных предметов. Все свойства коллажа в пластических искусствах проявляются в литературе и в театральном искусстве. Вместо органичности и цельности произведения драматург прибегает к сочетанию фрагментов, разнообразных текстов: газетные статьи, другие пьесы, звукозапись и т.д. Даже если элементы (фрагменты) противостоят друг другу тематическим содержанием, они всегда корректируются исследованием на тему художественного восприятия зрителя, от которого зависит успех коллажа;

    • (в литературе и искусстве) – построение, внутренняя структура произведения (подбор, группировка и последовательность выразительных и изобразительных приемов, организующих идейно-художественное целое);

    • художественно-композиционый прием, предполагающий включение в произведение чужеродного материала. Так, в литературе XX века в роман или поэму авторы стали включать газетные сообщения, исторические документы, авторитетные высказывания, соединяя их с основным художественным текстом произведения путем композиционного «склеивания».

    Такое сочетание фрагментов разнообразных текстов (поэтических, прозаических, драматических, исторических, архивных, документальных, мемуарных и др.), записанное в форме пьесы, можно считать композицией Компоновка (лат. – составление) – составление из отдельных частей единого целого, группирование по какому-либо признаку. В нашем случае компоновка – способ создания эпизодов сценария, его блоков и самого сценария из различных художественных и документальных произведений и материалов путем их подбора и соединения.

    Главным критерием создания сценариев этими различными методами остаются: тематическая направленность используемых в сценарии материалов и цель образно-эмоционального и педагогического воздействия
    10. Этапы работы над сценарием
    Специалисты предлагают различные методики, алгоритмы работы над сценариями. Например, Л. Волкова в своей книге предлагает следующую цепочку «размышлений», раскрывающую процесс создания замысла сценария:

    «Организаторы (штат клубного учреждения, активисты) – аудитория (возраст, состав и т.д.) – цель и задачи (тема и идея) – средства выразительности – форма будущего мероприятия – его название – содержание – оформление – Ведущий мероприятия – реклама – ожидаемые результаты».

    Только ответив на эти вопросы, по ее мнению, можно начинать работу над сценарием, а затем и над подготовкой мероприятия, и в какой-то степени она права. Без ответов на эти вопросы мы с вами не сумеем ответить на один только, но главный вопрос: «Что мы задумываем?». А дальше последует другой: «С какой целью?» Это обязательно!

    Продолжим дальше так: «Где? → Когда? → Для кого? → С кем? → В какие сроки? → На какие средства?».

    Как представляется, это основные вопросы на этапе создания замысла будущего мероприятия. На этом уровне у нас с вами может возникнуть первоначальный сценарный план, который в процессе работы постепенно перерастет в сценарий. Сценарный план для нас – некая путеводная звезда, которая будет сопровождать нас в дальнейшем процессе: в поисково-исследовательской работе: сборе материалов для сценария, встречах с будущими героями нашего будущего мероприятия и т.д

    Таким образом, выстраивается следующая схема процесса работы над сценарием (см. схему 6).
    Схема 6.




    11. Драматургия досуга и реклама
    Реклама (лат. – кричать, выкрикивать) – оповещение населения о лицах, товарах и услугах с целью создания их популярности и, соответственно, покупательского спроса

    Основные формы и виды рекламы:

    • коммерческая реклама – применяется с целью извлечения прибыли; под эту категорию подпадает большинство рекламы, которая встречается в СМИ. Такой рекламой пользуются и многие частные досуговые учреждения

    • некоммерческая (социальная) реклама – ее, в частности, используют многие учреждения культуры, не ставящие целью извлечение прибыли из своей деятельности, но пытаются привлечь к своей деятельности внимание большого количества людей.

    • Реклама в СМИ. В газетах дается, как правило, рекламное текстовое объявление, иногда с каким-либо графическим изображением (логотип учреждения, символическая эмблема мероприятия, например, фигура Деда Мороза и т.д.). На радио – звуковая реклама (монтаж текста, музыки, шумов и звуков). На ТВ – бегущая строка (на Владимирском ТВ объем такой рекламы – не более 14 слов), видеоролик или видеоклип в форме анонса, фрагмента будущего мероприятия (концерта, спектакля и т.д.), беседа с руководителем, постановщиком и др.

    • наружная реклама (растяжки, плакаты, щиты и пр.)

    • адресная (почтовая) реклама – рассылка рекламной продукции через услуги учреждений связи

    • личная реклама (телефонный звонок, личная доставка приглашения)

    • другие формы виды и информирования людей о мероприятиях учреждения культуры


    Основной целью досуговой рекламы является побуждение потребителя (зрителя, слушателя) к «получению» культурной услуги (к посещению мероприятия). Это означает, что она рассчитана на формирование у человека желания пойти, посмотреть, послушать, поучаствовать.

    В досуговой практике возможны и формы информирования зрительской аудитории о предстоящем мероприятии, например, анонсы.

    Анонс (фр.) – предварительное объявление о предстоящих гастролях, спектаклях, публикациях, соревнованиях, съездах и других мероприятиях (в том числе и о досуговых).

    Анонсы, в отличие от рекламы, даются задолго до дня проведения мероприятия и содержат самую необходимую информацию предварительного характера, типа «Готовится к постановке…», «Скоро состоятся гастроли такого-то коллектива…» и т.д.

    В процессе разработки анонсов в зависимости от того, на каком информационном канале (пресса, радио, ТВ) размещается реклама, возможно использование видео-фрагментов репетиций, видеокадры прежних работ, фотоматериалы, фонограммы, публикации и другие материалы. Разумеется, текстовая разработка анонса не исключается.

    Еще одним видом информации является презентация. Это уже более сложная форма взаимодействия работников учреждения культуры с населением и относится к PR-акции, а в целом, к PR-деятельности любой организации, фирмы, компании.

    Презентация (лат. – предъявление, представление) представляет собой заранее задуманное и организованное мероприятие, главная задача которого – представление публике чего-либо нового, например, сборника стихов студентов колледжа, новогодней программы для детей микрорайона и т.д. Главная цель презентации – распространение необходимой информации, а также формирование общественного мнения о «новом», формирование потребительского спроса на культурную услугу. В этом смысле и анонс, так же как и презентация, дает возможность выявить интерес людей к готовящемуся, например, мероприятию. Кроме того, эти акции позволяют привлечь внимание к готовящимся мероприятиям и потенциальных спонсоров, что в нынешних «рыночных» условиях является весьма важным обстоятельством.

    Технология разработки рекламы

    Начиная работу над рекламной продукцией, мы с вами должны знать, что вся реклама, в принципе, «отвечает» на следующие вопросы:

    что? (название и форма мероприятия, краткое содержание и др. информация);

    где? (место проведения: ДК, городская площадь, берег реки, стадион, парк и т.д.) когда? (день и время начала мероприятия);

    кто? (организаторы мероприятия: ДК, творческий коллектив, отдельный исполнитель, адрес, номера телефонов, маршрут проезда и т.д.);

    на каких условиях? (на платной или бесплатной основе; стоимость билета или творческое задание: спеть песню, ответить на вопрос, отгадать загадку и т.п.).

    В ее разработке, кроме сценариста, необходимо привлекать и режиссера, и художника, оформляющего готовящееся мероприятие, так как, кроме текста, реклама может содержать и какие-либо изображения, которые сделают рекламу более привлекательной. А это, в свою очередь, может привести к большей посещаемости мероприятий, что является одной из задач деятельности учреждения культуры. Главная же работа художника (дизайнера) заключается в том, что бы выстроит композиционно и текст, и изображение.
    И еще один важный вопрос. Размещение рекламы в СМИ, изготовление рекламных щитов, растяжек и пр. потребует финансовых затрат, поэтому в смете расходов на подготовку мероприятия необходимо «заложить» нужную сумму.
    1   2   3   4


  • написать администратору сайта