Главная страница
Навигация по странице:

  • Основные принципы драматургии досуга

  • Драматургические формы досуга Инсценировка как драматургическая форма. Инсценировка

  • Обозрение как драматургическая форма

  • Литературно-музыкальная композиция

  • Сценарий – основное произведение драматургии досуга

  • Драматургия досуга. Понятие и отличительные особенности драматургии досуга. Понятие и отличительные особенности драматургии досуга


    Скачать 125.38 Kb.
    НазваниеПонятие и отличительные особенности драматургии досуга
    АнкорДраматургия досуга
    Дата09.10.2022
    Размер125.38 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаПонятие и отличительные особенности драматургии досуга.docx
    ТипДокументы
    #723573
    страница1 из 4
      1   2   3   4

    1. Понятие и отличительные особенности драматургии досуга


    Драматургия досуга – это художественное осмысление явлений действительности, жизни конкретных людей, отдельных социальных групп, трудовых коллективов, общества в целом.

    Отличительные особенности драматургии досуга:

      1. Актуальность. Событием в драматургии досуга всегда является то, что представляет существенный интерес для человека или группы людей в данный момент, в исторический период.

      2. Принципиальная ориентация на непосредственное участие зрителей в проводимых мероприятиях путем вовлечения их в действие с помощью различных приемов (пение, шествия, возложения венков, игры, танцы, и другие действия-акции, в том числе в условиях игры: действия в заданных условиях, предлагаемых обстоятельствах), равно как и в подготовку и организацию этих мероприятий (написание сценариев, решение организационных вопросов и т.д.)

      1. Документальность. Драматургия досуга построена на конкретных, реальных событиях и фактах. Фактический, документальный материал необходим драматургии досуга, т. к. он близок и понятен, актуален, доступен, что позволяет конкретнее воздействовать на чувства и мысли человека – зрителя, слушателя. Такой материал отражает и общие процессы жизни общества, страны.

      2. Синтетичность. В драматургии досуга соединяются в единое целое события и факты реальной, конкретной жизни и различные произведения искусства или их фрагменты, научные и технические достижения и др., т. е. самые разнообразные выразительные, изобразительные, технические средства. (Драматургия досуга – синтез жизни, литературы, искусства, науки и техники).

      1. Гражданственность. К драматургу (сценаристу, режиссеру) полностью применимы слова выдающегося режиссера XX в. Г. А. Товстоногова: «Человек, наделенный природой самыми блестящими способностями к режиссуре, бесплоден, если он не знает жизни, если он не чувствует себя гражданином, если желание что-то утвердить, против чего-то возразить не является его внутренней потребностью».

    Основные принципы драматургии досуга:

    1. Образное решение используемого документального материала путем театрализации, что превращает произведение драматургии досуга в художественное произведение. Не рассказ Ведущего о юбиляре, а художественное «изложение – показ» его жизни с использованием средств художественной (театральной) выразительности.

    2. Гармоничное соотношение документального или фактического материала с материалами (фактами) искусства. Существуют разные варианты этого соотношения:

    • документальный и художественный материалы синтезируются, создавая нечто новое;

    • художественный материал предваряет или «продолжает» документальный материал;

    • художественный материал идет вторым планом (выступление Ветерана войны на фоне кинокадров);

    • документальный материал идет вторым планом, создавая эмоциональный фон действия.

    Преобладание того или иного вида материалов определяет в значительной степени содержание и форму произведения драматургии досуга, участие зрителя в развитии и организации действия. Например, если в основе содержания – подлинные факты биографии конкретного человека – это вечер-портрет. Если в содержании – стихи, песни, кинокадры о войне, есть основание говорить о литературно-музыкальной композиции.

    1. Строгий отбор и анализ документальных фактов. Такой подход дает возможность ярче, конкретнее, результативнее воздействовать на аудиторию, яснее выразить свою мысль.

      1. Драматургические формы досуга


    Инсценировка как драматургическая форма.

    Инсценировка (лат. – in на + scena сцена):

    • переработка повествовательного (прозаического или поэтического) текста для театра. Имеет форму пьесы с логично построенным действием. Может быть выполнена самим автором произведения или другим человеком-сценаристом, режиссером. Инсценировки романов Л. Толстого, Ф. Достоевского, А. Пушкина и др. авторов для театра и кино;

    • массовые зрелища, воспроизводящие эпизоды исторических событий (взятие Зимнего дворца, Действо о III Интернационале) и др. в 20-30-е годы прошлого века в России носили название инсценировок;

    • обработка для сцены материала, имеющего общественное значение. «Инсценированные газеты», политсуды, литсуды над Врангелем, над Е. Онегиным и т. д. (30-е годы XX в.);

    • обработка для сцены событий сегодняшнего дня, фактов жизни конкретных людей – по публикациям в газетах, журналах, рассказам очевидцев, документам и др., используемые в сценариях различных мероприятий.

    Инсценировки могут быть созданы и из нескольких произведений или их фрагментов, связанных между собой по смыслу или содержанию в зависимости от целей и задач.

    Иногда инсценировки носят иллюстративный характер. В них авторская идея, логика и последовательность излагаемых событий сохраняется почти неизменной и тогда в тексте записывается: «инсценировка по….», или «инсценировка повести, рассказа, басни» такого-то автора.

      • других случаях мы имеем дело с авторской интерпретацией – собственным творческим осмыслением первоисточника. Тогда в тексте записывается: «инсценировка по мотивам…»

    Необходимо отметить, что инсценировки могут быть использованы для представления на сцене как самостоятельно (тогда это будет спектакль) или как отдельный номер в концертной программе, или в сценарии в качестве отдельного номера, самостоятельного эпизода, или фрагмента эпизода в целях доказательства, подтверждения мысли этого эпизода, идеи сценария и т.д.

    Обозрение как драматургическая форма

    Обозрение:

    • драматическое, обычно эстрадное, произведение из отдельных, внешне связанных номеров, преимущественно на злободневные темы;

    • вид представления, составленного из выступлений различных жанров, связанных между собой общей темой.

    В переводе на французский язык - ревю (revue).

    Ревю возникло во Франции в первой трети XVIII в. Впервые это понятие было использовано актером-драматургом М. Романьези в пьесе «Revue des Theatres», постановку которой он осуществил в Париже в 1728 г. Первые ревю в шутливо-пародийном тоне показывали явления литературно-художественной жизни (revue Litteraire et artistique). Затем этот жанр уступил место злободневно-публицистическому обозрению, смело откликавшемуся на события эпохи французской революции.

    Постепенно обозрение превращается в каркас для более или менее связной демонстрации зрелищных картин. Так возникло большое постановочное ревю (grande revue a spectacle) – развлекательное зрелище, характеризующееся отрицанием осмысленного сюжетного действия, сведением к минимуму фабульной основы сценария, и состояло из быстро сменяющихся феерических картин, насыщенных эстрадно-цирковыми аттракционами.

    Обозрение, как и всякое драматическое действие, требует подчинения всего происходящего на сцене сюжету. Основа же эстрадного представления – законченный, отделанный во всех деталях номер. И это главное противоречие, возникающее при создании обозрения.

    Сценарий обозрения состоит из отдельных эпизодов, объединенных сквозной темой и действующими лицами, участвующими в них. В сценарий вводятся вставные номера эстрадного характера (песенки, куплеты, танцы), цирковые номера. Отдельные номера связаны сюжетным ходом, позволяющим по мере его развития все время «менять» место действия. Главные действующие лица обозначенные, как правило, условно – Ходок, Обозреватель, Кочегар, иногда имели конкретные имена: Эйнштейн, лейтенант Мелехов и другие – своеобразные Конферансье в этих обозрениях.

    В 60 – 90-е годы прошлого века эта драматургическая форма активно использовалась коллективами агитбригад. Многие сценарии «бичевали» тогдашние недостатки жизни, быта, производства.
    Композиция (от лат. – сложение, состав; складывать, составлять; сочинение, составление, примирение):

    метод (способ мышления), с помощью которого создается драматургическое произведение (синоним – структура), который указывает, что части, составляющие «систему», организованы согласно определенному порядку, который производит впечатление целого;

    сочетание литературных, музыкальных произведений или их частей, объединенных общей темой, сюжетом;

    драматургическое произведение, построенное на синтезе разнообразных материалов (художественных, документальных и др.), объединенных общей темой, исполняемое со сцены.

    Композиция как драматургическая форма имеет несколько жанровых разновидностей. Самой распространенной формой считается литературно-музыкальная композиция.

    Литературно-музыкальная композиция – сценическое представление, созданное по произведениям литературы и музыки, исполняемое одним или несколькими людьми – синтетическими артистами, умеющими читать, петь, танцевать. Таково широко распространенное определение.

    Отличительные особенности этой формы представлений заключены в самом определении – литературно-музыкальная композиция:

    Литературная – это значит, что в основе сценарного текста лежит художественная, публицистическая, научная, мемуарная литература, а также документальный материал, что делает представление более актуальным, созвучным сегодняшнему дню.

    Музыкальная – это означает, что музыка в ней не только выразительное средство, но действенная часть сценария и представления, каждого ее эпизода

    Композиция – означает составление, построение материалов сценария в определенном порядке в соответствии с законами построения любого произведения.

    Еще одна особенность этой формы заключается в том, что, как правило, зрительская аудитория не включается в ее действие, оставаясь просто зрителем.

    Таким образом, можно сказать, что в самом общем понимании литературно-музыкальная композиция – это драматургическая форма, в которой могут быть органически соединены: литературно-художественные произведения – проза, поэзия и т. д.; документальные материалы: архивные документы, конкретные факты, события, письма, мемуары, вспоминания (свидетельства очевидцев) и т. п., а также музыкальные и другие произведения искусства или их фрагменты, объединенные одной темой с тем, чтобы целенаправленно и продуктивно воздействовать на сознание и чувства людей.

    Другая жанровая разновидность литературно-музыкальной композиции – поэтическая композиция. Сценарий ее целиком состоит из поэтических текстов одного или нескольких авторов на одну или несколько тем. По форме сценического воплощения приближается к театрализованному представлению.

    Основные способы создания сценариев литературно-музыкальной композиции:

    Монтаж – составление, комбинирование общего текста из тематически объединенных текстов различных произведений с помощью различных приемов. Такое «комбинирование» разнообразных материалов дает возможность «рождения» нового смысла старым, известным материалам и фактам. Это означает, что монтаж как способ создания сценария композиции – это творческий процесс, а не только технический прием сборки текстов на заданную тему. Отсюда и появилось еще одно определение понятия «композиция» – «литмонтаж»

    Компиляция – способ создания сценария литературно-музыкальной композиции, построенный на заимствовании, составлении текста сценария из фрагментов других сценариев (готовых, чужих работ).

    Еще одно распространенное понятие – литмонтаж, широко используемое в практике многих учреждений сферы культуры, образования. Под этим понятием рассматривается тематическая подборка стихотворных текстов разных авторов или собственного сочинения и исполняемая несколькими чтецами, выстроенными на сцене в один ряд. Это так называемые приветствия, посвященные различным профессиональным праздникам и другим событиям, в том числе и личного характера на торжественных собраниях, конференциях, юбилеях и т.д.

    Композиция в досуговой практике может быть самостоятельным мероприятием (спектаклем, представлением) или его составляющей частью, предваряющей основное (например, диспут можно начать композицией на его тему) или завершающей частью того же мероприятия.

    В досуговой практике используется еще одна драматургичес-кая форма – сценарный план.

    Сценарный план:

    • сюжетная схема будущего мероприятия без ее детальной проработки;

    • подробный перечень различных выступлений, концертных номеров, зафиксированных в определенной драматургической последовательности.

    Сценарный план помогает определить содержание будущего мероприятия, последовательность его развития и т. д. Им пользуются при написании сценария, чтобы постоянно контролировать себя.

    Сценарный план может служить одной из форм документа, фиксирующего основное содержание будущего мероприятия. Он может быть представлен «заказчику» в качестве творческой заявки на подготовку будущего мероприятия. По утвержденному оргкомитетом или худсоветом, или «заказчиком» сценарному плану ведется работа над всем сценарием.


      1. Сценарий – основное произведение драматургии досуга

    Сценарий (итал., фран. – scenario, англ. – scenario, screenplay, нем. – szenarium) является основной и весьма распространенной драматургической формой.

    В широком смысле сценарий – это:

    1. Литературное произведение, предназначенное для воплощения с помощью средств киноискусства и телевидения, либо являющееся планом массового мероприятия, например, юбилейных торжеств.

    2. Заранее намеченный план подробный план реализации какого-либо замысла

    Развиваясь, как литературная форма, сценарий использует принципы художественной прозы, поэзии и драматургии. Являет собой словесный прообраз фильма, предвосхищение его образов. Помимо литературного сценария имеется режиссерский или постановочный сценарий – детальный творческий план, содержащий точную разбивку на кадры с указанием планов, музыкального и изобразительного решения и др. Режиссерский сценарий в значительной степени определяет жанр, ритм, стиль и атмосферу будущего кинопроизведения – фильма.

    В балете сценарий – подробное изложение сюжета с описанием всех танцевальных номеров и мимических сцен, а так-же основа для сочинения композитором музыки и создания балетмейстером спектакля.

    В опере сценарий – драматургический план или либретто.

    Литературно-драматическое произведение, предназначенное для экранизации, включает детальное описание действия с текстом персонажей.

    В досуговой практике существует несколько толкований этого понятия. Так, в театральной энциклопедии сказано:

    «Сценарий:

    1 – сюжетная схема, по которой создается спектакль театре импровизации. Такой сценарий представляет собой краткое изложение содержания пьесы (без диалогов и монологов). В нем определены главные моменты действия, указаны выходы персонажей на сцену, обозначены вставные номера, буфонные сцены, песни и пр. Диалоги и монологи создаются актерами во время репетиций такого представления. Сценарий опирается на уже выработанные приемы построения сценического действия, на существование постоянных, неизменных в своих чертах образов-масок (например, Ведущий сегодня – А.С.). На сценариях строились представления различных видов народного театра, развивавшихся на основе устного народного творчества;

    2 – заранее подготовленный детальный план чего-либо (мероприятия, представления и пр.).

    Среди других определений необходимо выделить следующие:

    • синтетический процесс планирования комплексного (педагогического, идеологического, информационного, художественно-эстетического и т.д.) воздействия на объект воспитания (О. Марков);

    • описание действенно-событийной линии с развернутыми и подробными постановочными ремарками (А. Силин);

    • особым образом организованный разнородный материал (стихи, публицистика, информация, музыка, факты жизни реальных людей, села, города, улицы, пантомима, плакат и т. д.), цель которого – вовлечение зрителя в действие с заранее рассчитанным результатом (Г. Литвинцева);

    • подробная литературно-художественно-техническая разработка содержания какого-либо мероприятия (праздника, вечера, утренника и др.); изложение в строгой последовательности и взаимосвязи всего, что будет происходить; раскрытие темы в следующих друг за другом элементах действия; показ авторских переходов, связок, мостиков от одной части действия к другой; определение примерного содержания всех публицистических выступлений; введение в действие художественного материала (произведений искусства); указание средств активизации и вовлечения зрителей в действие; описание оформления и оборудования всех мест действия, технической оснащенности и т. д. (Д. Генкин).

    «Разногласия» в толковании понятия «сценарий», заключаются, как представляется, в том, что одни авторы, давая определение этому понятию , пытаются дать ему теоретическое определение (О. Марков и Г. Литвинцева). Другие авторы (А. Силин, Д. Генкин) выступают одновременно в качестве сценариста и режиссера, так как в сценарии, по их мнению, должно присутствовать не только «что», но и «как». Такая трактовка, на наш взгляд, приближает понятие «сценарий» к понятию «режиссерский сценарий» или «режиссерская разработка», в которой в определенной мере раскрываются режиссерские приемы постановки.

    Сценарий досугового мероприятия – это драматургическая разработка содержания будущего мероприятия, построенного, прежде всего, на реальных событиях и фактах, а также на активном участии (соучастии) зрителей в действии будущего мероприятия, зафиксированная в форме диалогов и монологов его героев и разнообразных ремарок автора-сценариста.

    Как драматургическая форма такой сценарий – это литературная запись художественно осмысленного знаменательного отрезка реальной (не вымышленной) жизни, (общественно или лично значимого события) отдельного человека или трудового коллектива, социальной группы общества.

    Каковы же особенности сценария, отличающие его как драматургическую форму?

    Отмечая отличительные особенности сценария, В.Н. Гагин, в частности, выделяет следующее: «Сценарий как литературно-сценическая форма обладает рядом особенностей.

    Во-первых, его характеризует описательность. Для клубного сценария принципиальное значение имеет авторская ремарка, т.е. многочисленные пояснения и уточнения, которыми сценарист и предваряет, и сопровождает развитие действия.

    Во-вторых, можно говорить о своеобразии и относительной самостоятельности сценария как литературно-сценической формы. Относительная самостоятельность проявляется в том, что наряду с оригинальными, в сценарии широко используются и компилятивные фрагменты, но непременно подобранные, смонтированные и драматургически выстроенные автором. При этом компиляция не теряет своего авторства (о чем свидетельствует обязательная сноска в тексте сценария)

    Все это в полной мере может быть отнесено и к сценарию любого досугового мероприятия.
      1   2   3   4


    написать администратору сайта