Главная страница

Понятие и сущность аккультурации


Скачать 34.07 Kb.
НазваниеПонятие и сущность аккультурации
Дата12.03.2023
Размер34.07 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаPolikulturnoe_obrazovanie.docx
ТипДокументы
#982004

Оглавление

Введение 2

1. Понятие и сущность аккультурации 3

2. Культурный шок в освоении чужой культуры 6

3. Виды и результаты аккультурации 10

Заключение 12

Список используемых источников 13



Введение


В современном обществе идет активный процесс социокультурных изменений, что является результатом взаимодействия традиционной, национальной и современной культуры. Процессы глобализации охватывают все сферы общественной жизни, постепенно изменяя систему взаимоотношений стран и народов мира. Интеграция и сотрудничество приобретают все большее значение в политике и экономике, бизнес становится все более глобальным, происходит взаимопроникновение культур, миграционные потоки затрагивают практически все страны мира. Это приводит к общественно-экономическим преобразованиям, модернизации общества, которые становятся основой социально-культурного развития различных стран. В связи с процессами глобализации и интенсивной миграции исследования различных проблем межкультурного взаимодействия и диалога культур приобретают в последнее время всё большее значение и становятся весьма актуальными.

Цель настоящей работы заключается в анализе форм аккультурации и моделей освоения чужой культуры. В соответствии с поставленной целью в работе решаются следующие конкретные задачи:

  • изучить литературу по теме исследования;

  • определить сущность и дать понятие аккультурации;

  • рассмотреть формы аккультурации и факторы, влияющие на нее;

  • рассмотреть аккультурацию как процесс освоения чужой культуры.

Структурно работа состоит из введения, трех параграфов, заключения и списка литературы.

1. Понятие и сущность аккультурации


Существенным компонентом общения между народами являются культурные контакты. Взаимодействуя, культуры не только дополняют друг друга, но и вступают в сложные отношения друг с другом, при этом каждая из них обнаруживает свою самобытность и специфику, а также заимствуют друг у друга их лучшие продукты. Изменения, вызванные этими заимствованиями, вынуждают людей данной культуры также приспосабливаться к ним, осваивая и используя новые элементы в своей жизни. аккультурация народ общение

Адаптация к иной культуре, к новым культурным условиям требуется туристам, бизнесменам, ученым и другим категориям населения, на непродолжительное время выезжающим за рубеж и вступающим при этом в контакт с чужой культурой. Также вынуждены приспосабливаться к новым для себя условиям те, кто живет в чужой стране длительное время - иностранные студенты, персонал иностранных компаний, миссионеры, администраторы, дипломаты. А такая категория как эмигранты и беженцы, которые переехали в другую страну навсегда, должны не просто приспособиться, но стать полноценными членами нового общества и культуры [4,c.53].

В результате этого достаточно сложного процесса человек в большей или меньшей степени достигает совместимости с новой культурной средой. Людям, временно проживающим в чужой стране, (например, находящимся в командировке, иностранным студентам) не требуется полное приспособление к чужой культуре. Однако беженцам и переселенцам требуется полное включение в чужую культуру. Считается, что во всех этих случаях мы имеем дело с процессом аккультурации.

Понятие аккультурации начало использоваться в американской культурной антропологии в конце 19 в. в связи с исследованием процессов культурного изменения в племенах североамериканских индейцев. Первоначально оно применялось в узком значении и обозначало преимущественно процессы ассимиляции, происходящие в индейских племенах вследствие их соприкосновения с культурой белых американцев. В 30-е гг. ХХ в. данный термин прочно закрепился в американской антропологии, а процессы аккультурации стали одной из основных тем эмпирических исследований и теоретического анализа.

Вначале аккультурацию рассматривали как результат длительного контакта групп, представляющих разные культуры, который выражался в изменении исходных культурных моделей в обеих группах (в зависимости от удельного веса взаимодействующих групп). Считалось, что эти процессы идут автоматически, при этом культуры смешиваются, и достигается состояние культурной и этнической однородности. Разумеется, реально менее развитая культура изменяется намного больше, чем развитая. Также результат аккультурации ставился в зависимость от относительного веса (количества участников) взаимодействующих групп. Именно в рамках этих теорий возникла знаменитая концепция Соединенных Штатов Америки как плавильного котла культур, согласно которой культуры народов, приезжающих в США, смешиваются в этом котле и в результате образуется новая однородная американская культура.

Постепенно исследователи ушли от понимания аккультурации только как группового феномена и стали рассматривать ее на уровне психологии индивида. При этом появились новые представления об этом процессе, который стал пониматься как изменение ценностных ориентации, ролевого поведения, социальных установок индивида. Теперь термин «аккультурация» используется для обозначения процесса и результата взаимного влияния разных культур, при котором все или часть представителей одной культуры (реципиенты) перенимают нормы, ценности и традиции другой (у культуры-донора). Это связано с настоящим миграционным бумом, переживаемым человечеством и проявляющимся во все возрастающем обмене студентами, специалистами, а также в массовых переселениях [2,c.15].

Аккультурация – необходимый элемент межкультурного взаимодействия. К аккультурации относят контакты представителей разных культур. Результатом таких контактов становится перенятые культурные нормы и ценности. Обычно их перенимает одиночка или группа людей, попавших в чужую страну и оставшихся в ней на постоянное жительство. Обратного процесса, когда все население страны перенимает культурные нормы у приезжей группы иностранцев, практически не бывает.

Можно привести бесчисленное количество примеров аккультурации. В XIX в. Россия присоединила к своим границам много новых культурных регионов: Польшу, Кавказ, Среднюю Азию. Переселившиеся туда русские

перенимали местные обычаи и традиции, сохраняя при этом свои собственные. Но и местное население теснее познакомилось с русской культурой, многое позаимствовало из нее. Это пример аккультурации, явившейся следствием территориальных завоеваний и присоединений.

Также примером аккультурации являются пиджины (pidgins) – смешанные языки, которые создаются для того, чтобы облегчить общение представителям разных наций. Обычно они формируются в результате интенсивного торгового обмена или колонизации. В портовых городах Китая возник английский пиджин, отличающийся от настоящего английского упрощенной грамматикой и вкраплениями из других языков. Если контакты между народами становятся регулярными и продолжительными, то они обмениваются и перенимают друг у друга также одежду, пищу, музыку, танцы, инструменты, технологии и множество других обычаев и практик.

Существует большое количество определений понятия «аккультурация». «Большой Энциклопедический Словарь» дает следующее определение: «Аккультурация (англ. acculturation - от лат. ac - к и cultura -образование, развитие) - процесс взаимовлияния культур, восприятия одним народом полностью или частично культуры другого народа, в ходе которого один народ усваивает от другого ценности, нормы, модели поведения». Согласно «Социологическому словарю», «аккультурация- это процесс изменения материальной культуры, обычаев и верований, происходящий при непосредственном контакте и взаимовлиянии разных социокультурных систем».

2. Культурный шок в освоении чужой культуры


Культурный шок – это эмоциональный или физический дискомфорт у человека, вызванный попаданием в иную культурную среду, столкновением с другой культурой, незнакомым местом.

Под понятием «культурный шок» понимают эмоциональный или физический дискомфорт, процесс дезориентации личности, в том случае, когда она попадает в другую культуру. Впервые данный термин появлялся в 1960 году, первым его стал использовать американский ученый Калерво Оберг. Он определял культурный шок как момент тревоги при потери знакомых знаков, символов взаимодействия в обществе. Давно известен тот факт, что, когда личность попадает в незнакомый социум она испытывает негативные ощущения.

Сущность культурного шока заключается в конфронтации старых и новых культурных ориентиров. Старые ориентиры – это ориентиры той культуры, из которой индивид вышел, а новые ориентиры – это ориентиры культуры, в которую он вошел. Из выше сказанного можно сделать вывод, что культурный шок представляет собой столкновение двух культур в сознании определенного человека.

Для описания культурного шока ученые используют концепцию «Айсберг». Согласно этой концепции, культура состоит из двух частей, первая часть она видна на поверхности и представляет собой язык, искусство, литературу, кухню и многое другое, вторая часть – это то, что мы не видим и не можем понять на расстоянии, сюда входит восприятие красоты, подход к воспитанию детей, отношения к старшим, понятие греха, справедливости, язык тела, отношение к противоположному полу, понимание времени, правила общения, громкость и интонация речи. Вторая часть, та что лежит не на поверхности оказывает большое влияние на восприятие нами чужой культуры. С невидимой частью культуры человек сталкивается лишь, попав непосредственно в эту новую культурную среду, чаще всего попав в нее человек начинает испытывать культурный шок [1,c.104].

Некоторые ученые сравнивают культурный шок со столкновением двух таких айсбергов, то есть происходит столкновение двух невидимых частей этих айсбергов, в момент столкновения происходят основная конфронтация взглядов и мировоззрений. Попав в ситуацию культурного шока, индивид начинает с большей степенью вниманию относится к особенностям как чужой, так и своей культуры.

Основные причины культурного шока

Разные ученые выдвигают разные гипотезы относительно причин возникновения культурного шока. Ученый К. Фурнем проведя ряд исследований, выявил восемь подходов к пониманию концепции культурного шока.

Культурный шок связан с переездом в другое место, у индивида формируется реакция, которая напоминает оплакивание, то есть человек очень переживает из-за потери прежних связей. Однако переезд не всегда имеет негативные последствия, поэтому степень выраженности этой утраты в каждом отдельном случае будет разной.

Индивид, который попал в иную культурную среду связывает проявления своего культурного шока с такими явлениями как фатализм, беспомощность и внешний локус контроля.

Под культурным шоком подразумевается процесс выживания самых сильных представителей. Однако рассматривать этот вариант развития событий можно лишь субъективно, так как исследования культурного шока проводились в ретроспективе.

Основная вина накладывается на самого индивида, так как именного его ожидания не соответствуют реальной картине, в то же время нельзя сделать однозначного вывода относительно связи между степенью неудовлетворенности ожиданий и плохой адаптацией.

Одной из причин, которая приводит к проявлению культурного шока является нарушение привычного распорядка дня и неприятные ситуации. Но достаточно часто бывает и так что сам индивид становится причиной негативной ситуации или же слишком остро воспринимает происходящие события.

Еще одной причиной культурного шока можно назвать ситуацию расхождения ценностей, эти разногласия возникают из-за недопонимая, и это в дальнейшем приводит к ряду конфликтных ситуаций. Однако следует так же упомянуть, что существуют ценности, которые проще адаптировать, а есть те, которые адаптировать сложнее.

Другая причина культурного шока кроется в несовершенных навыках социализации. Те люди, у которых меньше опыта общения с другими людьми сложнее адаптируются к новым условиях.

Виной культурного шока так же может стать недостаточная поддержка со сторон социума. Но для того чтобы это заключение стало объективным находимо провести ряд исследований на этот счет, это на сегодняшний момент является практически невозможном, так как сложно количественно измерить социальную поддержку или разработать ее механизм.

Культурный шок проявляется чаще всего в ситуации, когда индивид попадает в другую страну, но он может так же иметь место быть и в ситуациях, когда человек сталкивается с изменением общественной среды в своей собственной стране. Культурный шок появляется тогда, когда индивид теряет свои привычное психологические факторы, которые помогали ему успешно функционировать в обществе и на их место приходят новые не знакомые факторы [5,c.88].

В большинстве случает человек, когда попадает в новую неизвестную культурную среду, испытывает неприятное ощущение. В сознании индивида прочно укрепилась мысль, что образ жизни, ценности, мировоззрения в его культуре являются единственно правильным. Большинство людей не понимают, что они являются представителями другой культуры и имеют другой менталитет, даже в тех случаях, когда люди понимают, что причина в поведении других людей объясняется их менталитетом, не всегда до людей доходит понимание того, что их мировоззрение не является единственно правильным. Если человек захочет выйти за пределы своей культуры и своего менталитета, только в этом случае он поймет каким образом он отличается от представителей других культур.

Каждый человек индивидуален, поэтому каждая личность по-разному будет реагировать на культурный шок, кто-то в большей степени, кто-то в меньшей. Степень влияния культурного шока на человека можно объяснить, как индивидуальными психическими характеристиками личности, так и степенью несхожести культур.

Симптомы и проявления культурного шока

Когда на человека начинает действовать культурный шок он может чувствовать напряжение, так как слишком много сил тратится на процесс психологической адаптации. Иногда человек так же испытывает чувство потери, так как в следствии переезда возможно человеку пришлось расстаться со своей семьей, друзьями, сменить место жительства или работу. Человек так же бывает досочно одинок, когда попадает в новую культуру, как следствие он может начать отрицать ее. У личности, которая находится под воздействием культурного шока может наблюдаться потеря личностной идентификации. Новые обстоятельства тревожат человека, а после того как он осознал различия своей культуры с той в которую он попал может также возникнуть чувство отвращения к ценностям новой культуры. Если человек не в состоянии справиться со сложившимися ситуациями, в этом случае у него может возникнуть ощущение беспомощности, иногда безысходности.

Человек, который испытывает культурный шок в тяжелой степени может испытывать следующие симптомы: тревожность, раздражительность, депрессию, усталость; боязнь контактов с другими людьми; психосоматические расстройства; усталость, бессонница.

3. Виды и результаты аккультурации


Взаимодействие различных культур, обмен культурными ценностями и их заимствование – естественные явления сегодняшнего дня. Этому способствует глобальная миграция населения земли и тесное международное сотрудничество.

Люди ищут лучших условий в чужих странах, неизбежно усваивая их традиции. Другие вынуждены бежать от войны. Третьи – учатся или работают в иностранном государстве. Всем им приходится адаптироваться к непривычным условиям. Но все эти примеры межкультурных отношений ведут к разным формам аккультурации.

Аккультурация в межкультурной коммуникации является важным процессом. Вовлеченные в общение индивиды из разных культур ведут себя самобытно, реагируя и действуя характерным для них образом. В зависимости от этих реакций, принятия или отрицания новых традиций, норм, правил возникают следующие формы аккультурации.

  1. Ассимиляция – принятие человеком чужих культурных ценностей, при отказе от норм родной культуры. Такой тип аккультурации характерен для людей, добровольно вливающихся в другую социальную среду, например при переезде на постоянное место жительство. При регулярном тесном взаимодействии с иными нормами и традициями, их усвоение происходит быстрее. Важно и психологическое принятие, позволяющее протекать процессу “безболезненно”.

  2. Сепарация – отрицание чужеродной культуры, при сохранении своих традиций. Примером могут служить образующиеся поселения в мегаполисах (Чайна Таун в Нью-Йорке). Отделившийся народ говорит на родном языке, пытается воссоздать привычный быт, по возможности ограничивает общение с доминирующей группой [3,c.62].

Когда сепарация является вынужденной (возникающей из-за дискриминации со стороны преобладающей группы), она становится сегрегацией. Сегрегация по национальному признаку существовала в США: афроамериканцы не допускались в школы и больницы “для белых”; индейцы жили в резервации.

  1. Маргинализация – социально-культурное явление, при котором люди не принимают новую культуру и перестают воспринимать собственные традиционные устои. Такому пограничному состоянию между двух культур подвержены иммигранты, не способные адаптироваться. Они не смогли принять новые нормы и традиции, но в силу обстоятельств, уже не отождествляют себя со своей культурой.

  2. Интеграция – межкультурное взаимодействие, которое характеризуется принятием норм и традиций как доминирующей группы, так и группы меньшинства. Этот вид аккультурации подразумевает взаимное уважение культур, обмен традициями, расширение культурных границ.

Раньше социальной тенденцией была ассимиляция малых культур доминирующими. Теперь же целью аккультурации стала интеграция.

Итогом успешной аккультурации для человека или группы должна быть адаптированность к новой социокультурной среде.

Рассматривают адаптацию в трех сферах: психологической, социальной, экономической.

Психологическая приспособленность выражается эмоциональной удовлетворенностью, психологическом здоровьем, способностью к четкой самоидентификации и культурной идентификации личности.

Социальная адаптация заключается в способности действовать в рамках местных традиций, уверенно решать бытовые вопросы, понимать эмоциональную составляющую при общении с местным населением.

Экономическая приспособленность проявляется в удовлетворенности работой, достижениями в профессиональной сфере, благосостоянии.

Заключение



Изучив, проанализировав и обобщив литературу по теме реферата, можно сказать, что вопросы аккультурации как процесса освоения чужой культуры ставят перед исследователями закономерные вопросы о подготовке человека к жизни в чужой культуре и к межкультурному взаимодействию. Как считает один из крупнейших специалистов по межкультурной коммуникации М. Беннет, для этого у человека нужно развить межкультурную чуткость – чувственное восприятие и толкование культурных различий. Людям важно осознать не сходство между собой, а различие, потому что все трудности межкультурной коммуникации проистекают именно из-за непонимания культурной разницы.

В данной работе была рассмотрена сущность аккультурации, даны ее определения. Изучив формы аккультурации и факторы, влияющие на нее, можно сделать следующие выводы: аккультурация – необходимый элемент межкультурного взаимодействия. Когда встречаются представители двух разных культур, то они, намереваясь найти общий язык, пытаются понять друг друга. Таким образом, аккультурация играет прогрессивную роль в глобальном обществе. Она предполагает обучение нормам другой культуры, знакомство с ее историческим наследием, позволяет найти эффективную технологию общения людей.

Также можно отметить тот факт, что процесс психического роста от монокультурного человека к мультикультурному, это процесс изменения, в котором новые изменения жизни объединяются с полным пониманием того, что такое культура. Мультикультурность должна стать важной человеческой и социальной ценностью, тем идеалом, к достижению которого следует стремиться.

Список используемых источников


  1. Арутюнов С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. М., 1989. – 297 с.

  2. Грушевицкая Т.Г. Основы межкультурной коммуникации; под ред. А.П. Садохина. – М.: ЮНИТИ, 2013. – 352 с.

  3. Садохин А.П. Введение в теорию межкультурной коммуникации. –М.: Высшая школа, 2015 – 310 c.

  4. Солонин Ю.Н., Каган М.С. Культурология:Учебник / Под ред. Ю. Н. Солонина, М. С. Кагана. – М.: Высшее образование, 2017. – 566 с.

  5. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Фундаментальная социология в 15 томах –ИНФРА-М, 2017 – 250 с.


написать администратору сайта