Главная страница

Проблема агрессивности психологические и социальные аспекты. Проблема агрессивности психологические и социальные аспекты28. Понятие и виды агрессивности Общий обзор подходов к определению понятия агрессивности


Скачать 134.68 Kb.
НазваниеПонятие и виды агрессивности Общий обзор подходов к определению понятия агрессивности
АнкорПроблема агрессивности психологические и социальные аспекты
Дата04.09.2022
Размер134.68 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаПроблема агрессивности психологические и социальные аспекты28.05.docx
ТипРеферат
#660979
страница10 из 10
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Приложение 1

Игры для снятия агрессивности
"Рубка дров".

Цель: помочь детям переключиться на активную деятельность после долгой сидячей работы, почувствовать свою накопившеюся агрессивную энергию и "истратить ее во время игры.

Скажите следующие: "Кто из вас хоть раз рубил дрова или видел, как это делают взрослые? Покажите, как нужно держать топор. В каком положении должны находиться руки и ноги? Встаньте так, чтобы вокруг осталось немного свободного места. Будем рубить дрова. Поставьте кусок бревна на пень, поднимите топор над головой и с силой опустите его. Можно даже вскрикнуть “Ха! ”".

Для проведения этой игры можно разбиться на пары и, попадая в определенный ритм, ударять по одной чурке по очереди.

Обучение навыкам распознавания и контроля негативных эмоций.

"Зайчики"

Цель: дать ребенку возможность испытать разнообразные мышечные ощущения, научить задерживать внимание на этих ощущениях, различать и сравнивать их. Взрослый просит детей представить себя веселыми зайчиками в цирке, играющими на воображаемых барабанах. Ведущий описывает характер физических действий - силу, темп, резкость - и направляет внимание детей на осознание и сравнение возникающих мышечных и эмоциональных ощущений.

Например, ведущий говорит: “Как сильно зайчики стучат на барабанах! А вы чувствуете, как напряжены у них лапки? Ощущаете, какие лапки твердые, не гнутся!

Как палочки! Чувствуете, как напряглись у вас мышцы в кулачках, ручках, даже в плечиках?! А вот лицо нет! Лицо улыбается, свободное, расслабленное. И животик расслаблен. Дышит. А кулачки напряженно стучат!. А что еще расслаблено? Давайте еще попробуем постучать, но уже медленнее, чтобы уловить все ощущения”.

"Знакомство со сказочными персонажами".

Цель: учить дифференцировать эмоциональный мир человека по мимике, жестам, пантомимике.

В гости к детям приходят два волшебника: добрый и злой. Они совершают разные поступки. В качестве игровых атрибутов можно использовать рисунки с изображением доброго и злого выражения лица волшебников. Дети определяют, какой волшебник добрый, а какой злой.

"Эмоции героев".

Цель: выработка умений подбирать эмоции к соответствующим ситуациям.

Взрослый читает детям сказку. Ребенку заранее выдаются маленькие карточки с изображениями различных эмоциональных состояний. В процессе чтения ребенок откладывает на парте несколько карточек, которые, на его взгляд, отражают эмоциональное состояние героев в различных ситуациях. По окончании чтения каждый ребенок объясняет, в какой ситуации и почему ему кажется, что герой был весел, грустен, подавлен…

В эту игру лучше играть либо индивидуально, либо в малой подгруппе. Текст сказки не должен быть очень большим, должен соответствовать объему внимания и памяти детей определенной возрастной группы.

"Угадай чувство".

Цель: ознакомление с эмоциями и чувствами и выработка умений выражать их адекватно ситуации.

Для проведения упражнения необходимо заранее подготовить карточки с изображениями или названиями чувств (радость, огорчение, обида, вдохновение, благодарность и тому подобное).

Участникам раздаются эти карточки. Они знакомятся с ними, не показывая окружающим. Каждому нужно изобразить памятник тому чувству, которое написано на карточке. Задача группы - отгадать, какое чувство хотел изобразить выступающий. После завершения этой части работы группа рассаживается в круг и пытается объяснить, что значат эти чувства, в каких жизненных ситуациях они могут возникнуть.

Если чье-то сообщение о своих чувствах вызвало желание рассказать о жизненной ситуации, когда эти чувства испытывались, не нужно этому мешать.

Формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию.

"Глаза в глаза".

Цель: развивать в детях чувство эмпатии, настроить на спокойный лад.

Дети в парах держаться за руки и, смотря друг на друга, молча, пытаются передать разные состояния: "я грущу", "я рассержен", "не хочу не с кем разговаривать", "мне весело" и так далее.

После игры необходимо обсудить с детьми, какие состояния передавались, какие из них было легко отгадать, а какие трудно.

"Жужа".

Цель: учить детей быть менее обидчивыми, дать им уникальную возможность посмотреть на себя глазами окружающих, побыть на месте того, кого они сами обижают, не задумываясь об этом.

"Жужа" сидит на стуле с полотенцем в руках. Все остальные бегают вокруг нее, строят рожицы, дразнят, дотрагиваются до нее. "Жужа" терпит, но когда ей все это надоедает, она вскакивает и начинает гоняться за обидчиками, стараясь поймать того, кто обидел ее больше всех, он и будет "Жужей".

Взрослый должен следить, чтобы "дразнилки" не были слишком обидными.

"Слепой танец"

Цель: развитие навыков самоконтроля, укрепление доверия к другим людям, снятие страхов.

Танец парный. Один из партнеров будет "слепым", ему завязывают глаза. Другой остается "зрячим" и сможет водить "слепого". Партнеры берутся за руки и танцуют друг с другом под легкую музыку (2-3 минуты), после чего меняются ролями.

После выполнения упражнения обязательно обсуждение:

Чувствовали ли вы себя уверенно со своим партнером, когда у вас были завязаны глаза?

Как больше понравилось танцевать - с открытыми глазами или закрытыми? Почему?

"Доброе животное".

Цель: способствовать сплочению детского коллектива, научить детей понимать чувства других, оказывать поддержку и сопереживать.

Ведущий тихим таинственным голосом говорит: "Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы - одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит! А теперь подышим вместе! На вдох - делаем шаг вперед, на выдох - шаг назад. А теперь на вдох делаем 2 шага вперед, на выдох - 2 шага назад. Вдох - 2 шага вперед. Выдох - 2 шага назад. Так не только дышит животное, так же четко и ровно бьется его большое доброе сердце. Стук - шаг вперед, стук - шаг назад и т.д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе".

Все предложенные игры способствуют снижению детской агрессивности, их могут использовать не только педагоги, но и родители.

Родители могут также воспользоваться следующими играми, которые очень просто организовать дома.

Кукла "Бобо" - кукла предназначена для вымещения агрессивности. Это чехол, набитый ватой или песком. Ребенок может бить эту куклу, вымещая на ней накопившуюся агрессивность.

Очень полезны для снятия агрессивности игры с водой, песком, глиной.

Из глины можно слепить фигурку своего обидчика (а можно даже нацарапать чем-то острым его имя), разбить, смять ее, расплющить между ладошками, а затем при желании восстановить. Причем именно то, что ребенок по собственному желанию может уничтожать и восстанавливать свое произведение, и привлекает детей больше всего.

Игра с песком, как и с глиной, тоже очень нравится ребятам. Рассердившись на кого-либо, ребенок может закопать фигурку, символизирующую врага, глубоко в песок, попрыгать на этом месте, налить туда воды, прикрыть кубиками, палками. С этой целью дети часто используют маленькие игрушки из "Киндер-сюрпризов". Причем иногда они сначала помещают фигурку в капсулу и, только после этого закапывают.

Закапывая-раскапывая игрушки, работая с сыпучим песком, ребенок постепенно успокаивается. Таким образом, мир восстанавливается.

О психотерапевтических свойствах воды написано много хороших книг, и каждый взрослый, вероятно, умеет использовать воду в целях снятия агрессивности и излишнего напряжения детей. Вот несколько примеров игр с водой, которые придумали сами дети.

1. Одним каучуковым шариком сбивать другие шарики, плавающие на воде.

2. Сдувать из дудочки кораблик.

3. Сначала топить, а затем наблюдать, как “выпрыгивает” из воды легкая пластмассовая фигурка.

4. Струей воды сбивать легкие игрушки, находящиеся в воде (для этого можно использовать бутылочки из-под шампуня, наполненные водой).

Хорошо снимает напряжение лепка из глины. Работа с пластилином дает возможность сместить "энергию кулака".

Учите детей снимать напряжение через направленную игру: догонялки, прыгалки, зарядку… дети с удовольствием играют в такие игры со взрослыми. Эти занятия снимают агрессивное напряжение и дают положительные эмоции ребенку.

Также детям очень нравятся игры, направленные на расслабление, снятие напряжения

"Снеговик".

Родитель и ребенок превращаются в снеговиков: встают, разводят руки в стороны, надувают щеки и в течение 10 секунд удерживают заданную позу.

Взрослый говорит: "А теперь выглянуло солнышко, его жаркие лучи коснулись снеговика, и он начал таять". Играющие постепенно расслабляются, опускают руки, приседают на корточки и ложатся на пол.

"Буратино".

Родитель говорит текст и выполняет движения вместе с ребенком:

"Представьте, что вы превратились в куклу Буратино. Встаньте прямо и замрите в позе куклы. Все тело стало твердым, как у Буратино.

Напрягите плечи, руки, пальцы, представьте, что они деревянные.

Напрягите ноги и колени, пройдитесь так, словно тело стало деревянным.

Напрягите лицо и шею. Наморщите лоб, сожмите челюсти.

А теперь из кукол превращаемся в людей, расслабляемся и размякаем".


1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


написать администратору сайта