Главная страница
Навигация по странице:

  • Культура как философская проблема. Культура и цивилизация. Роль ценностей в жизни общества

  • Культурология, ее предмет и метод

  • Сущность и основные модели культуры в системе культурологическог. Понятие культуры относится к


    Скачать 449.9 Kb.
    НазваниеПонятие культуры относится к
    Дата05.11.2021
    Размер449.9 Kb.
    Формат файлаpptx
    Имя файлаСущность и основные модели культуры в системе культурологическог.pptx
    ТипДокументы
    #264083

    Сущность и основные модели культуры в системе культурологического знания

    Культура как философская проблема. Культура и цивилизация. Роль ценностей в жизни общества

    • Понятие культуры относится к числу фундаментальных в совре­менном обществознании. Одного универсального определения культуры еще не существует. Обладая множеством смысловых оттенков (культура поведения, физическая культура и т.д.), понятие культуры насчитывает уже более 2000 определений. Мы можем точно утверждать лишь то, что культура – это феномен, которого нет в природе, это все, что создано человеком, «вторая природа». Культура включает в себя духовные и материальные достижения человечества: язык, обычаи, идеи, верования, традиции, науку, искусство, право, изобретения, технологи и т.д.
    • Культурология тесно связана со всеми гуманитарными науками, но с некоторыми связана особенно тесно: историей, философией, социологией, культурной антропологией, этнографией, психиатрией, психологией, социологией, экономической теорией, лингвистикой.
    • Так, у  культурологии  много общего с философией, особенно с той ее ветвью, которая основным вопросом философии считает не первичность духа или материи, а смысл человеческой жизни. Философия и культурология ставят и пытаются решать сходные проблемы.
    •  Связь  культурологии с социологией обнаруживается прежде всего в том, что социология «поставляет материал», который культурология осмысливает. Это различные модели поведения человека в обществе, разные межличностные взаимоотношения, характеристики общественных структур и т.п. Кроме того, изучение быта, как одной из важнейших культурных структур, невозможно без данных конкретной социологии.
    • Примерно то же можно сказать и о связях культурологии с политологией. Культурология очень нуждается в сведениях о типах государственных структур, типах и свойствах разных политических режимов, способах политического управления обществом.
    • Во многих точках соприкасаются такие науки, как культурология и психология, поскольку обе изучают человека в основном со стороны его внутреннего мира. Используемая в психологии тестовая методика может быть с успехом применена и в культурологии.
    • Существенно важную помощь  культурологии  оказывает такая наука, как этнография. В ней  культурология  также находит материал для теоретических выводов: описание жизни различных обществ, находящихся на разных ступенях развития, их быта, нравов, обычаев и т.п. В частности, такая важная культурологическая задача, как изучение национального культурного менталитета, не может быть решена без этнографических исследований и материалов.
    • Далее отметим  связь   культурологии  с эстетикой, общим искусствознаниемлитературоведением. Произведения искусства и особенно литературы имеют важнейшее значение для  культурологии, поскольку не только «выдают» культурологические модели, но и пытаются их осмысливать, осваивать. Дисциплины  обрабатывают материал искусства, дают интерпретацию произведениям и отдельным художественным образам, облегчая тем самым работу культуролога. С  другой  стороны, культурологический взгляд на то или иное произведение искусства зачастую позволяет дать ему новую, оригинальную интерпретацию, уточнить смысл, а иногда и совершенно по-новому «прочитать» классическое творение.
    • И наконец,  связи   культурологии  с историей. Культурологу необходимо быть в той или иной мере историком, чтобы свободно обращаться с разными историческими типами культур, сопоставлять их между собой, чтобы выявить как общекультурные, вневременные закономерности, так и характер культурного менталитета в ту или иную эпоху. Кроме того, исторические данные помогают построить теорию возникновения и развития культуры, выявить законы ее исторического развития.

    Культурология, ее предмет и метод

    • В науке обозначился все увеличивающийся интерес к культурологии. Н. С. Злобин отмечает, что в самых разных областях социального знания и научных дисциплинах «вычленяются специфически культурологические направления, исследующие разные (а иной раз и одни и те же) аспекты культурной жизни » . Но дальнейшее развитие исследовательской мысли и в этой области «возможно лишь на базе общей теоретической концепции, выступающей в качестве интегративной методологической основы, объединяющей все многообразие аспектов изучения культуры в целостную систему». Методологически целесообразен обратный ход-от предмета и метода к объекту. Итак, начать, вероятно, нужно с обсуждения предмета и метода культурологии.

    Предмет культурологии.

    • В культурологию до сих пор вносят вклад разные дисциплины: антропология, социология, психология, история, педагогика.
    • Рассмотрим для примера антропологию и социологию, оказывающие на культурологию наибольшее влияние.
    • Антропология в одном из своих главных направлений занимается сравнительным изучением общества и человека. Понятие «культура» в антропологии выражает по меньшей мере три момента: культурное становление (просвещение) общества и человека (первичное значение слова «культура»-возделывание, культивирование)'; совокупность (целостность) общественных и человеческих обычаев, традиций, привычек, учреждений и т. п.; естественная целостность (система), противостоящая другим культурным целостностям. Теоретики культуры подчеркивают эмпирический характер антропологических представлений (они «описательны» и «перечислительны»). Вместе с тем они отмечают, что «социальная антропология» тяготеет к социологии и заимствует из нее основные схемы и методы. Остальная часть антропологии, иногда называемая «культурной антропологией», тяготеет к психологии и истории. Ориентация на столь разные дисциплины, естественно, ведет к столкновению установок и ценностей в самой антропологии, а также к различным трактовкам культуры. Действительно, несмотря на почти вековое развитие, социология по-прежнему ориентируется на идеал положительной, естественной науки, противопоставляя научное мышление философскому (социологическую науку - социальному философствованию). Эта установка явно или неявно смыкается с ориентацией на практическое, квазиинженерное использование социологических знаний. Идеал же антропологии, особенно культурной, иной, он ближе к гуманитарной науке.

    Собственно слово "культура" возникает в древнеримскую эпоху.

    • Этимологически слово "культура" восходит к латинскому colere, означавшему "возделывание, обработка", в более поздней форме которого - cultus - появляется новое значение "почитание". В русских словах и словосочетаниях "культивация", "сельскохозяйственная культура" первое значение сохранилось до сих пор. А смысл "почитание" просматривается в современном слове "культ". Новое, расширенное понимание слова "культура" встречается у римского оратора и философа Цицерона, который видел в термине "культура" смысл cultura animi, т.е. "возделывание, воспитание души".

    Трактовка  понятия «культура» Цицероном.

    • Цицерон (106-43 гг. до н. э.) , говоря о "культуре", "возделывании", имел в виду не материальное отношение, как до него Марк Порций Катон (234-149 гг. до н. э.) , а духовное, идеальное. Для Цицерона философия и составляла культуру духа и ума. Отсюда идёт представление о культуре "в широком и узком смысле слова". Культура "в широком смысле слова" часто применяется для характеристики и материальных и духовных отношений людей. Культура "в узком смысле" характеризует духовную сторону жизни общества и человека, то, что задается "воспитанием", "образованием", "обучением".

    Арабо-мусульманская философия в контексте исламской средневековой культуры

    • Социокультурный и духовный контекст арабо-мусульманской философии. Исламская культура и формирование основных направлений философии. Рационалистическая традиция в исламском мире культуры. Фундаментальные идеи и принципы "Фалсафа". Энциклопедизм, универсализм арабоязычного перипатетизма: Аль-Кинди, аль-Фараби, ибн Сина, Ибн Рушд. Вклад корифеев рационалистической традиции в разработку наиболее важных мировоззренческих вопросов.
    • Концепция знания в "Коране". "Коран" и рациональное богословие. Исламская модель мира. Место человека и основные максимы его жизнеустройства.
    • Место и роль суфизма в исламской культуре. Учение о мире, Боге и человеке в суфизме. Суфийская практика духовного восхождения и совершенствования. Основные духовные ценности суфизма. Символизм и мистическая практика суфизма. Вклад ибн Араби, аль Газали в развитие философии суфизма. Суфизм и Омар Хайям. Символика и мистицизм иранского суфизма.
    • Становление тюркоязычной философии. Философия Юсуфа Баласугуни. Благодатное знание. Проблемы этики, политики. Философские искания А,Йугинаки. Философские искания Махмуда Кашгари. Основополагающие идеи и принципы суфийского учения Ходжа Ахмета Яссауи. Влияние суфизма на духовную культуру стран Востока и Запада.


    написать администратору сайта