Главная страница
Навигация по странице:

  • Содержание и его форма Эти категории являются дальнейшей конкретизацией сущности и явления. Содержание

  • Философский смысл категории движения.

  • Понятие мировоззрения-3. Понятие мировоззрения, его структура и функция. Мировоззрение и философия


    Скачать 160.64 Kb.
    НазваниеПонятие мировоззрения, его структура и функция. Мировоззрение и философия
    Дата17.02.2019
    Размер160.64 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаПонятие мировоззрения-3.docx
    ТипДокументы
    #67894
    страница6 из 6
    1   2   3   4   5   6

    Философские категории «форма и содержание», «сущность и явление».

    Явление и сущность. Это категории, которые определяют различные ступени познания, каждый из которых отражает реальный уровень глубины постижения объекта. Сущность вещей – нечто лежащее за пределами непосредственных восприятий. Сущность – это главное, основное, определяющее в предмете, это существенные свойства, связи, противоречия и тенденции развития объекта. Язык образовал слово "сущность" из сущего, а реальный смысл сущности проще выражается понятием "существенное", что значит важное, главное, определяющее, необходимое, закономерное. Любой закон окружающего нас мира выражает существенную связь между явлениями. Законы науки – суть отражения этих существенных связей.

    Явление – это внешнее обнаружение сущности, форма ее проявления. В отличие от сущности, которая скрыта от взора человека, явление лежит на поверхности вещей. Но явление не может существовать без того, что в нем является, т.е. без его сущности.

    Взаимосвязь между сущностью и явлением проявляется в том, что:

    а) сущность и явление неразрывно связаны между собой: явление не может существовать без того, что в нем есть, то есть без сущности. В сущности нет ничего, что не проявлялось бы так или иначе;

    б) единство сущности и явления не означает, что они совпадают, тождественны. Сущность всегда скрыта за явлением.

    в) явление более динамичное, изменчивое, чем сущность, а сущность стойка, менее переменная. Она сохраняет себя во всех изменениях. Но, будучи устойчивой относительно явления, сущность не остается абсолютно непоколебимой;

    г) явление более богатое, чем сущность. Оно имеет в себе не только выявление внутреннего содержания, существенных связей объекта, но и любые случайные отношения, особенные черты этого объекта.

    Специфической формой взаимоотношения сущности и явления, фиксирующей их противоречивое между собой, есть видимость. Это одностороннее неадекватное отображение нашими ощущениями проявления сущности вещей, точнее, определенных сторон сущности. Цель научного познания и состоит в том, чтобы за видимостью раскрыть сущность вещей.

    Содержание и его форма

    Эти категории являются дальнейшей конкретизацией сущности и явления. Содержание - это совокупность элементов, сторон, свойств, связей и тенденций, составляющих данный предмет, процесс, явление.

    Каждый, кто был на заводе, знает, что перед сбором машины всегда есть все детали, все ее"содержания". Но можно ли сказать, что перед нами машина? Будут ли детали правильно собраны или им будет предоставлена соответствующая форма? Содержание всегда должно быть оформлено - иначе его нет, как нет машины, хотя рядом лежит куча всего того, из чего она делается. Следовательно, предмету, явлению присущи не только содержание, но и форма. Форма - это способ организации предметов и процессов, которые составляют содержание. Другими словами, форма вещи - это организация устойчивых внутренних портков между элементами, что позволяет ей выступать как единое целое и выполнять все присущие ей функции.

    Взаимодействие между содержанием и формой проявляется в том, что:

    1) содержание и форма находятся в тесной взаимосвязи. Ни при каких реальных условий, нигде и никогда не существует неоформленного содержания и бессодержательной формы. Попытка отделить форму от содержания, приписать форме самостоятельное значение ведет к формализму (от formalis - который касается формы));

    2) Содержание всегда первично. Форма всегда изменяется вследствие трансформации содержания, ее меняет не какая-то внешняя сила, а именно содержание формирует себя. Так, развитие науки, открытия новых законов, объективных истин требует и новых соответствующих представлений, формул, теорий, которые оформляют содержание этих новых законов;

    3) единство формы и содержания предполагает относительную самостоятельность, активную роль формы. Относительная самостоятельность формы проявляется: а) в отставании формы от развития содержания. Содержание никогда не остается на одном уровне. Оно изменяется. Форма также не остается неизменной. Однако сравнительно с содержанием она более устойчива. Форма, в отличие от содержания, выступает как более консервативная сторона явления. Она неизбежно отстает от своего содержания. Форма или способствует пересозданию содержания, или тормозит его. Конечно, если форма соответствует движению содержания, она создает условия для ускоренного развития. А если возникают противоречия между ними - содержание не может должным образом развиваться, ему мешает старая форма. Поэтому рано или поздно наступает момент разрешения противоречий. Согласно новому содержанию создается новая форма. Итак, противоречие между содержанием и формой является одним из источников изменений предметов и явлений, превращение их в другие предметы и явления.

    1. Философский смысл категории движения.

    Философское и естественнонаучное содержание категории «движение» различны. В философии движение – это изменение вообще: от перемещения в пространстве до человеческого мышления.

    Вслед за вопросом, что есть мир, бытие, возникает вопрос о том, как они существуют. Присуще ли им движение (изменение), или они неподвижны. Это вопрос о способах существования мира и бытия. У Парменида, например, бытие неподвижно. Движение, изменение, которое мы воспринимаем, - нечто кажущееся, лишь видимость, обман наших органов чувств. Знание истины дает разум, а он говорит, что бытие неподвижно.

    В плане признания или непризнания движения и покоя в истории философии реализовались все четыре логически допустимые возможности:

    1. Признание реальности только движения и отрицание реальности покоя (Кратил з Афин).

    2. Защищая и обосновывая представления Парменида о едином и неподвижном Бытии, Зенон Элейский апориями «Дихотомия», «Стрела», «Ахилл» доказывал иллюзорность движения и реальность только покоя.

    3. В древнеиндийской философской школе мадхьямиков отрицается реальность и покоя, и движения, поскольку признается, что все – ничто, существует только шунья, т.е. пустота.

    4. Большинство философов признавали реальность и движения, и покоя. При этом признаются два основных типа движения. Первый тип – это изменение, связанное с сохранением устойчивости предмета, его качества, т.е. изменение количественное. Второй тип – это изменение качественного состояния предмета или явления. Изменение понимается как утрата предметом, явлением, процессом некоторых своих свойств и приобретение других.

    Движение рассматривают в качестве атрибута материи, которое отражает любые взаимодействия и изменения состояний предметов, явлений и их свойств.

    В Новое время складывается механистический взгляд на движение.

    В XIX в. в связи с открытиями в области физики (закон сохранения и превращения энергии) возникает ряд научных парадоксов. Теория энергетизма(Оствальд).Теория “тепловой смерти Вселенной”(Р. Клаузис, У. Томпсон).

    Ф. Энгельс в “Диалектике природы” и “Анти-Дюринге” показал, что материя без движения также немыслима, как и движение без материи. Движение есть изменение вообще.

    В XXв. складывается понятие движения как:

    • атрибутивного (неотъемлемого и имманентного) свойства бытия;

    • как всякого изменения вообще (видоизменение, превращение, колебание, взаимопревращение, становление, трансформация);

    • как способа существования материальных предметов и процессов.

    Виды движения: а) объективное (существующее независимо от восприятия человека), б) перцептуальное (воспринимаемое органами чувств), в) концептуальное (теоретически воспроизводимое и интерпретируемое).

    Два типа движения:

    1) с сохранением качества системы (устойчивость) - движение электронов и атомов, перемещение в пространстве и пр.;

    2) с изменением качества системы (изменчивость) - развитие.

    Основные формы движения.

    Ф. Энгельс выделил пять основных форм движения. Это - 1) механическая, 2) физическая, 3) химическая, 4) биологическая, 5) социальная. Б. Кедров кроме общих форм движения материи (механическое, электромагнитное, тепловое, гравитационное, кибернетическое), выделяет и частные формы. В классе ядерно-физических взаимодействий находятся:

    взаимодействие элементарных частиц и полей;

    ядерная форма движения:

    субатомная форма движения.

    Разрыв высших и низших форм движения недопустим, как и сведение более высокой формы движения к более низкой (редукционизм).


    Наиболее сложная форма изменений – это развитие. Развитие определяется как особый тип изменений, представляющих собой развертывание возможностей, скрытых в предшествующих качественных состояниях, и появление новых качественных состояний. Т.е., развитие – это не просто качественные, но еще и необратимые и внутренне обусловленные изменения.
    1   2   3   4   5   6


    написать администратору сайта