Понятие о философии
Скачать 6.56 Mb.
|
Глава 10. Русская философия О русской философии можно говорить в двух основных смыслах. С одной стороны, речь может идти о разного рода философских моментах в рамках нефилософских видов деятельности – морали, искусства, религии и т.д. В этом смысле начало русской философии можно возводить к древности и средневековью, находя философские аспекты в славянской мифологии, средневековых нравственно-религиозных текстах и т.д. С другой стороны, о русской философии можно говорить как о профессиональной деятельности, связанной с появлением людей, которые занимались только философией в рамках самостоятельной профессии. В таком смысле русская философия могла возникнуть достаточно поздно – только после возникновения первых высших учебных заведений, особенно после возникновения в 1755 г. первого российского университета, основанного М.В.Ломоносовым в Москве. Начиная лишь с этого времени появляется возможность создания отдельных курсов философии, затем кафедр и работающих на них профессиональных философов. В таком более узком смысле русская философия возникает лишь в 18 веке и обнаруживает рядом с собою уже очень развитые традиции западной и восточной философии. Вот почему с момента своего зарождения перед русской философией одним из основных оказывается вопрос о своем месте в составе мировой философии, и здесь вскоре появляются два крайних направления – западники и славянофилы. § 1. Западники и славянофилы Западники (Петр Яковлевич Чаадаев, Виссарион Григорьевич Белинский, Александр Иванович Герцен и др.) полагали, что русская философия и русская культура вообще находятся еще на ранних стадиях своего развития, и мы прежде должны учиться у Запада, чтобы достичь самостоятельности. Рис.123. Петр Яковлевич Чаадаев (1794-1856). Западники в большей мере были сторонниками формационного подхода в истории, полагая, что есть единая для всех народов мировая история с универсальными законами, и различие культур – это по преимуществу различие по уровню развития. Поэтому у всех народов есть практически только один путь развития – достижение все более высокого уровня науки, искусства, экономики и т.д. Славянофилы (Алексей Степанович Хомяков, Иван Васильевич Киреевский, братья Аксаковы и др.) были сторонниками оригинального пути развития России, русской культуры и философии. Рис.124. Иван Васильевич Киреевский (1806 - 1856). Они полагали, что Россия – особая страна, для которой уготован не похожий на другие путь развития. Россия должна обрести свою самобытность, и в этом состоит ее подлинное развитие. Славянофилы были в большей мере сторонниками цивилизационного подхода в философии истории (см. выше о философии О.Шпенглера), принимая, что каждая культура и нация самобытны, проходят свои малые истории, и законы одной культуры не годятся для развития другой. Каждая культура должна обрести свою самобытность и развивать ее. Не случайно, что среди сторонников славянофильства мы находим и одного из основоположников цивилизационного подхода в истории Николая Яковлевича Данилевского, который называл отдельные целостности мировой истории культурно-историческими типами, выделяя четыре основные составляющие каждого типа - религию, культуру (науку, искусство, технику), политику и общественно- экономический уклад. Рис.125. Николай Яковлевич Данилевский (1822 - 1885). Самобытность русской культуры славянофилы связывали с тремя основными составляющими русской культуры – это православие в области религиозной жизни, монархия в политическом устройстве страны и соборность (общинность, коллективный уклад) народной жизни. § 2. Русская философия всеединства Полярности западничества и славянофильства проходят через всю историю русской философии, в том числе и современные мыслители часто делятся между собою в отношении к этим крайностям. Поэтому столь важно было возникновение в истории русской философии интегрального направления, которое получило название русская философия всеединства. Основателем его был выдающийся русский философ Владимир Сергеевич Соловьев. Одна из наиболее ярких черт философии Соловьева – учение о Божественной Софии, которая представлялась философу как «вечная женственность» - женская ипостась природы Божества. София являлась Соловьеву в мистических озарениях, и ей посвящены стихотворения философа. Рис.126. Владимир Сергеевич Соловьев (1853 - 1900). Среди последователей Владимира Соловьева можно назвать таких замечательных русских философов, как братья Евгений и Сергей Николаевич Трубецкие, Сергей Николаевич Булгаков, Павел Александрович Флоренский, отчасти Николай Александрович Бердяев, Лев Платонович Карсавин, Николай Онуфриевич Лосский, Семен Людвигович Франк, Алексей Федорович Лосев и др. О русской философии всеединства можно говорить с четырех основных точек зрения – как о 1) философии интегральной, 2) опирающейся на идеи витализма, 3) философии диалектической и 4) реалистичной. Рассмотрим вкратце эти основные стороны философии всеединства. Во-первых, русская философия всеединства может быть отнесена к философии интегральной. В общем случае можно говорить о двух основных видах мышления и мыслителях. Первый тип мыслителей склонен выбирать из нескольких альтернатив какую-то одну, наиболее подходящую для решения той или иной задачи. Второй тип мыслителей тяготеет к тому, чтобы собирать разные альтернативы в нечто целое, синтезируя их в новую систему, где учитываются положительные стороны каждой из альтернатив и преодолеваются их крайности. Итак, есть два пути – выбирать и собирать. В соответствии с ними возникают и два типа философствования. В первом, который можно называть неравновесным, выделяется какая-то крайность и она доводится до предела, а ее алтернативы отрбрасываются. Например, считают, что есть только материя и ничего больше. Или есть только сознание и ничего, кроме сознания. Второй тип философствования пытается синтезировать разные альтернативы и может быть назван равновесным философствованием – здесь каждая альтернатива уравновешивается своим дополнением до некоторого единства (вспомним о философии Гегеля, где тезис уравновешивался антитезисом до синтеза). Например, предлагается такое решение, что есть и материя, и сознание, и это две стороны более высокого бытия, которое условно можно было бы назвать, например, «материя-сознание». Мы должны иметь в виду, что русская философия всеединства относится к равновесному типу философских систем, и на каждое начало здесь ищется его восполнение в составе высшего единства, которое называется «всеединство» - единство всего. Например, эта философия не выбирает альтернативы западничества и славянофильства, но пытается синтезировать их в единую интегральную концепцию. Этим синтезом по сути предполагается третья концепция истории, которая синтезирует цивилизационный и формационный подходы. Утверждается многоуровневость истории – на более нижележащих уровнях история выражает себя отдельными малыми историями (культурами, культурно-историческими типами, цивилизациями и т.д.), и здесь правы славянофилы, а на более высоком уровне продолжает существовать единая мировая история с более универсальными законами, и здесь правы западники. Поэтому одно не противоречит другому – России необходимо и сохранять свою самобытность, и в то же время через ее формы выражать универсальные общечеловеческие ценности – добро, истину и красоту. Во-вторых, русская философия всеединства может быть отнесена к направлению философского витализма. Слово «витализм» происходит от латинского vita (жизнь) и означет «учение о жизни». Но, в отличие от биологии, которая выступает сегодня как наука о жизни, живых организмах, витализм есть философская система, которая утверждает, что в конечном итоге все является живым, все формы бытия суть разные степени и формы жизни, так что феномен жизни понимается в этом случае очень фундаментально, совпадая с самим бытием. Быть значит жить, быть живым. В связи с этим и феномен жизни должен пониматься гораздо более универсально – не только как земные формы живых организмов (растения, животные и человек), но гораздо более широко. В конечном итоге живое понимается в этом случае как сущность, обладающая собственным внутренним миром и своим телом. Тело находится во внешнем мире, а внутренний мир лежит вне внешнего мира, в особой области реальности (см. ниже главу о философии бытия). Живое существо есть связь своего внутреннего мира и тела. Тела могут быть самые разные, и эти тела могут быть частями разных внешних миров, но во всех мирах живые существа пытаются достичь одной задачи – развиться и обогатить себя опытом жизни в данном мире, чтобы усилить себя, сделать более интегральным видом бытия. Русская философия всеединства принимает и развивает философию витализма, тесно соединяя ее с философией синтеза и интеграции. В-третьих, следует отметить ярко выраженный диалектический характер русской философии всеединства. В истории философии, как уже отмечалось ранее, существовали две основные традиции философской логики – формальная и диалектическая. В рамках формальной логики принимаются законы тождества и непротиворечия, согласно которым правильное мышление должно быть непротиворечивым. Противоречие – это когда что-то утверждается и отрицается. Например, говорится, что существует женатый холостяк, в то время как холостяк – это неженатый мужчина. Получается женатый неженатый мужчина, что и представляет собой противоречие. Это конечно ошибка. Формальная логика вполне резонно требует, чтобы такие ошибки были исключены из правильного мышления. Но диалектическая логика полагает, что есть еще другой вид противоречий, который не является ошибками (такие противоречия называют диалектическими или антиномиями), и формальная логика вместе с противоречиями-ошибками пытается исключить и диалектические противоречия. Но в чем отличие диалектических противоречий от противоречий-ошибок? Это трудная проблема, которую диалектическая логика до сих пор не смогла решить. В том числе русская философия всеединства пыталась разрешить эту проблему, поскольку также верила в существование диалектических противоречий и постоянно использовала их в своих рассуждениях. Например, диалектическим противоречием является утверждение, что Бог познаваем и непознаваем. Такое противоречие в самом деле кажется существенно отличающимся от противоречия «женатого холостяка». Но в чем состоит это отличие? И как указать общий признак таких диалектических противоречий, чтобы отличить их от формально-логических противоречий? Это все очень непростые вопросы, на которые до сих пор нет вполне удовлетворительных ответов. Не смогли дать приемлемый ответ на этот вопрос и представители русской философии всеединства. Но все же они предложили множество размышлений по этому поводу, которые могли бы помочь найти нужный ответ. В частности, такие философы, как Павел Флоренский, Семен Франк видели возможности построения теории диалектических противоречий, опираясь на идеи Николая Кузанского о выражении природы Бога через понятие предела и предельной последовательности. Здесь имеется в виду математическое понятие предела lim n →∞ a n = a, когда существует бесконечная последовательность чисел a n , стремящаяся к некоторому числу а, когда n стремится к бесконечности. Такой последовательностью является, например, последовательность 1, ½, 1/3, ¼,…, которую можно выразить общей формулой 1/n. При стремлении n к бесконечности эта последовательность имеет пределом ноль 0. Возможно, диалектические противоречия – это также пределы некоторых предельных последовательностей мыслей, так что диалектическая логика предстает в этом случае как логика оперирования с предельными последовательностями мыслей. Нечто подобное пытались выразить представители русской философии всеединства, пытаясь более строго представить идеи диалектической логики. Это очень интересная идея, которая требует своего дальнейшего развития. Как бы то ни было, русская философия всеединства ставит задачу использования и развития диалектической логики, поскольку природа мирового всеединства оказывается диалектической, выходящей за границы выражения средств формальной логики. Наконец, в метафизике русской философии всеединства развивались идеи теофании. Греческий термин «теофания» означает «богоявление», и в более широком смысле он может пониматься как процесс выражения в материи сверхматериального начала. Представители русской философии всеединства прекрасно понимали, что высшие синтезы бытия, например, идеи истины, добра и красоты, не могут себя реализовать в нашем физическом мире без искажений и ослаблений, и потому вместе с идеальными первообразами нашего материального мира следует всегда иметь в виду возможность сильного их искажения в материи. Только так может быть построено более реалистичное мировоззрение, применимое к пониманию окружающих нас процессов. В то же время процесс воплощения не только ослабляет идеальное бытие, но и делает его более реалистичным, способным облечься в материальную среду воплощения, и в таком процессе идеи усиливают себя, проходя через горнило материального воплощения. В этом можно видеть не только негативный, но и положительный смысл теофании. В итоге в основе русской философии всеединства лежат четыре основных идеи – это идеи синтеза (всеединства), живого существа, антиномии и теофании. Метод этой философской традиции состоит в использовании основных идей и их взаимодействия. В каждой области исследования представители русской философии всеединства пытаются синтезировать имеющийся там разрозненный материал, представить его как выражение активности разного рода живых существ, как пронизанный диалектическими противоречиями и теофанически организованный в материальной среде нашего физического мира. § 3. Русский космизм Русский космизм – направление в истории русской философской мысли конца 19 - начала 20 в., связанное с именами таких мыслителей, как Николай Федорович Федоров (1828 - 1903), Константин Эдуардович Циолковский (1857 - 1935), Александр Леонидович Чижевский (1897 - 1964), Владимир Иванович Вернадский (1863 - 1945). Основная идея русского космизма состоит в понимании человека как органической части Космоса, находящейся в постоянном взаимодействии со всей Вселенной и во многом способного быть понятым, только исходя из своего места в составе космического целого. В то же время, в отличие от античного космоцентризма, русский космизм во многом опирается в своих идеях на современные и будущие достижения науки, в нем гораздо больше сциентизма – философии науки, в которой место науки находится в центре преобразований самого бытия человека, общества и природы. В определенной степени можно утверждать, что русский космизм – это более натурфилософская версия философии всеединства, в которой мировое всеединство понимается более практично и деятельно – как задача научного преобразования Космоса новым человеком. Рис. 127. Николай Федорович Федоров. В главной работе Николая Федорова «Общее дело» утверждается та оригинальная идея, что есть лишь единственное общее дело у всех людей, по поводу которого они все могут договориться и согласитья, независимо от разности своих национальностей, социальных статусов, культурной принадлежности и т.д. Это дело борьбы со смертью, обретения бессмертия, причем, не только для живущих, но и для всех наших предков, которые уже умерли. Федоров говорит о необходимости воскресения всех умерших в их физических телах, но, в отличие от христианской идеи воскрешения мертвых, Федоров уповает в решении этой задачи на науку будущего, которая должна будет достичь настолько развитого состояния, что она сможет вплоть до отдельных атомов в точности восстановить тела всех ранее умерших людей и тем самым вернуть их к новой жизни. Рис.128. Константин Эдуардович Циолковский. Константин Эдуардович Циолковский также ставил перед собою задачу выхода человека на новый уровень своего существования, когда человек сможет не только победить закон смерти, но и преодолеть границы своего монопланетарного существования, выйти за границы земной сферы обитания, преодолеть границы планеты и заселить другие планеты, построить города в космическом пространстве, достичь других звезд и открыть там новые миры, населенные разумными существами. Иными словами, человек должен войти в космическую фазу своего существования, используя достижения науки и техники. Именно для решения этой задачи Циолковский разрабатывал идею новых способов передвижения в безвоздушном космическом пространстве, открыв принцип реактивного движения. Идеи Циолковского вдохновили Сергея Павловича Королева и в конечном итоге реализовали себя в глобальном космическом проекте Советского Союза, запуске первого космического спутника и полете в космос первого человека Земли. Александру Леонидовичу Чижевскому принадлежит идея тесной связи земной жизни с процессами окружающего Космоса, особенно с солнечной активностью. Рис.129. Александр Леонидович Чижевский. В своей книге «Земное эхо солнечных бурь» он приводит статистику эпидемий и циклов солнечной активности и показывает высокую корреляцию между этими видами процессов, научно и практично обосновывая связь земных и космических событий. Владимир Иванович Вернадский создал учение о биосфере и ее переходе в ноосферу. Жизнь на Земле он предлагает рассматривает в совокупности, как планетарное «живое вещество», которое обладает геологическим масштабом и образует особую геологическую оболочку – биосферу. Рис.130. Владимир Иванович Вернадский. Жизнь в таком представлении поднимается от уровня отдельных организмов и их сообществ до геологической силы, которая является необходимой частью общепланетной жизни, активно взаимодействуя с другими оболочками Земли и изменяя лик всей нашей планеты. Биосфера находится в постоянном необратимом развитии, порождая все более сложные формы жизни, в конечном итоге – человеческий разум. Человек начинает свое формирование как один из биологических видов, затем все более заполняет собой биосферу и постепенно формирует новую оболочку земли – ноосферу, сферу разума, в которой разум становится новой геологической силой, влияющей на эволюцию Земли и в конечном итоге Космоса. В будущем, полагал Вернадский, человек сможет оторваться от обычной формы телесности, которая привязывает его к Земле, обрести новые телесные формы, в частности автотрофность – способность получать энергию прямо из света, и стать гражданином всего Космоса. |