Понятие о философии
Скачать 6.56 Mb.
|
Глава 4. Философия эпохи Возрождения К 14 веку мировоззрение Средних веков оказывается в глубоком кризисе. Схоластическая философия вырождается в бесплодные и бесконечные споры, оторванные от реальности. Именно с этим периодом связывают смысл слова «схоластика» как абстрактного пустого рассуждения. Христианское мировоззрение значительно деформируется, на практике подчеркивая порочность человека, постоянную опасность оказаться во власти демонических сил. Демоны и их предводитель Сатана только и ждут, чтобы воспользоваться человеческой слабостью и овладеть его душой. Если человеку не повезло, и он попал в сети темных сил, то лучше такого человека сжечь на костре – физическими страданиями он скорее очистит свою душу и освободится от зла. По всей Европе в Средние века пылают костры, на которых сжигают еретиков. Некоторые деревни в это время практически лишились женского населения, т.к. многих женщин казнили по обвинению в колдовстве. На деле западное христианство стало проповедовать, что земной мир лежит во власти Сатаны, и Богу остается торжествовать лишь в небольшой сфере загробного мира. Мир материальный был провозглашен источником зла и искушения. Нужно было поскорее прожить земную жизнь, отбиваясь от темных сил, чтобы сохранить душу и наконец начать подлинную жизнь после смерти. Так религия мира и любви все более являла себя как культ смерти и ненависти. И все это происходило на фоне падения нравов самих священников. Многие римские папы открыто преследовали больше политические цели, чем духовные и религиозные. Монастыри наживались на сборах и торговле. Дело дошло до продажи прощений (индульгенций) за грехи. Многие священослужители были подвержены чревоугодию и пьянству, погрязли в разврате, были равнодушны к страданиям других, лицемерели и обирали мирян. Так не могло долго продолжаться, и вот к 14-15 векам возникает протест против старого мира и его философии, рождается новое умонастроение и новая эпоха. Нововведения затрагивают все сферы жизни. Люди словно просыпаются от страшного кошмара средневековья и жаждут свободы, счастья и новой надежды. Это время получает название «возрождение» («ренессанс», по-французски), т.к. передовые люди этой эпохи стремятся вернуться к идеалам и ценностям античной культуры, возродить и воплотить их в своей жизни. Но это конечно не буквальный возврат к античности. История не поворачивает вспять, и в эпоху Возрождения возникает новый этап истории, для которого античность является лишь образцом для творческого развития. § 1. Общая характеристика эпохи Возрождения Во-первых, следует отметить, что основным принципом ренессансного мировоззрения является принцип пантеизма (пан – все, теос – бог, так что «пантеизм» означает «бог везде», «бог во всем»). В Средние века, как уже отмечалось, главным мировоззренческим принципом был теизм, в рамках которого очень сильная была составляющая дуализма Бога и Мира – Бог сотворил Мир и Сам принадлежит некоторой трансцендентной реальности, лежащей вне Мира. Усиление такого дуализма Бога и Мира в конечном итоге и сказалось в полном отрыве Бога от сотворенного бытия и представлении последнего как находящегося во власти внебожественных сил. Реакцией на такой дуалистический теизм и оказывается возрожденческий пантеизм, в котором подчеркивается единство Бога и Мира, и Бог как бы возвращается в Мир, освящая и оправдывая его своим присутствием. Свет возвращается в сотворенное бытие, оно начинает рассматриваться как не противопоставленное Богу, но как выражение самого Бога. Следует заметить, что теизм-дуализм и пантеизм-монизм – это не два несовместимых принципа в составе полного христианского логоса. В силу антиномистической природы Бога, как высшего Абсолютного начала, Бог не может быть вне Мира, и не может совпасть с Миром. Скорее, природа Бога антиномична в том, что в его отношениях с Миром некоторым дополнительным образом соединяется и выхождение за границы сотворенного бытия, и совпадение с ним. Такое единство теизма и пантеизма обычно называют панентеизмом (от греч. pan en theo — все в Боге). Бог лежит не отдельно от Мира, но и не совпадает с ним. Бог скорее превышающе охватывает Мир, содержа его в себе как свою неполную часть, превышая границы Мира, – отсюда формула «все в Боге». Исторически сложилось так, что полный пенентеистический христианский логос не смог удержать свою полноту и расщепился во времени на свою дуалистически- теистическую составляющую, в которой все более подчеркивался момент отличия Бога от Мира, и в ответ на это в эпоху Возрождения возникает реакция компенсации в лице пантеистической составляющей, в которой усилен момент тождества Бога и Мира. Отсюда можно понять не только момент противопоставления, но и линию преемственности в развитии ренессансного мировоззрения и философии в отношении к таковым Средних веков. Эпоха Возрождения пытается восполнить недопроявленные составляющие все того же христианского логоса, но подобный временной разрыв приводит к потере равновесия и для философии этого времени. Начав с подчеркивания единства Бога и Мира, эпоха Возрождения затем все более усиливает значимость Мира, как бы получив и все более наращивая центробежный импульс, полученный ею отталкиванием от средневековой абсолютизации теизма. В итоге складывается такая линия эволюции в отношениях Бога и Мира: Античный пантеизм → Средневековый теизм → Возрожденческий пантеизм → → Новоевропейский деизм → Модернистский атеизм Средневековый логос развивается как замысел панентеизма, призванного на основе достижений поздней античности восполнить пантеизм теизмом, но исторически христианство не справляется с такой полнотой синтеза и все более движется к крайностям дуалистического теизма, которые затем начинают компенсироваться монизмом- пантеизмом эпохи Возрождения. Однако и последняя не удерживает равновесия-полноты и начинает все более двигаться к материализму-атеизму современности, проходя здесь вновь период дуалистического деизма эпохи Нового времени и Просвещения. Деизм похож на теизм, но отличается от него тем, что определяет вмешательство Бога в Мир только моментом сотворения. В последующем Бог уже не вмешивается в ход сотворенного бытия, поскольку его творение представляет собой совершенную машину, которая работает полностью самостоятельно и нуждается только в создании и запуске. Слияние Бога и мира приводит к отказу от догмата творения и принятию Миром божественных атрибутов – в первую очередь бесконечности. Бог вечен и бесконечен. Если Мир равен Богу, то и Мир оказывается вечным и бесконечным. Поскольку Бог творит, постольку и Мир теперь находится в постоянном творческом преобразовании и развитии. Слияние Бога с Миром в эпоху Возрождения выражается также в том, что Бог проникает и уподобляет себе все части мира, а не только Мир в целом. В том числе и Человек оказывается малым богом, который со-творит Богу большому. В христианстве так же было представление о создании человека по образу и подобию Бога, но усиление теизма все более подчеркивало греховную природу человека и нарушение в нем бого-образности и бого-подобия. Эпоха Возрождения вновь принимает божественную природу человека, оправдывая и возвышая человека. Свет как бы возвращается в материальный мир, который все более рассматривается как сияющий божественными определениями и требующий своего развития. Так формируются основания светской культуры – направленной на посюстороннюю реальность, ее совершенствование и преобразование. Особенно ярко это сказалось в искусстве эпохи Возрождения – в гениальных картинах Леонардо да Винчи, Рафаэля, в титанических скульптурных образах Микельанджело. Рис 58. Леонардо да Винчи (1452 - 1519). Если в Средние века художник хотел передать женский образ, он мог это сделать только в рамках религиозных канонов, избрав для этого образы Богородицы или Марии Магдалины и т.д. В таких образах женское начало можно было изображать только очень символично, подчеркивая аскетическую духовность и затушевывая все земное- человеческое. Во времена эпохи Возрождения мы видим обращение художников к светским женским образам, когда, наоборот, даже религиозные темы передавались средствами земной женской красоты – вспомним хотя бы «Мадонну с цветком» или «Мадонну Литту» Леонардо. Рис. 59. Мадонна Литта. Статус Человека в мировой иерархии бытия все более повышается. Вначале являясь одним из потенциально совершенных микрокосмов, Человек постепенно начинает занимать все более высокое место в бытии. Верхняя половина иерархической лестницы надчеловеческих существ постепенно сходит на нет, и Человек оказывается существом высшего порядка, вершиной бытия. Так постепенно складывается философия обожествления человека – вначале гуманизм, а затем антропоцентризм, делающий Человека заместителем Бога. Положительным моментом такой центрации на человеке оказывается возрождение концепции Личности - свободной, творческой и универсальной. Являясь малым богом, Человек должен развивать в себе божественные потенции. Бог обладает свободной волей, он постоянно творит, и он есть высшее единство-синтез бытия. Эти же атрибуты должен развить в себе и человек. Он должен быть свободен от авторитетов, развивать собственное мышление, творить и преображать окружающий его мир и быть универсально образованным. Такой человек и есть Личность. Рис.60. Данте Алигьери (1265 - 1321). В работах великих гуманистов этого времени – Франческо Петрарки, Данте Алигьери, Лоренцо Валла, Эразма Роттердамского – закладываются основы нового учения о личности. Рис. 61. Франческо Петрарка (1304 - 1374). Если ранее человек должен был поскорее прожить земную жизнь, спасаясь от искушений и грехов, и ясно, что при таком отношении было не до исправления мира, то в эпоху Возрождения формируется активно-преобразующее отношение к физическому миру. Мир развивается и еще может быть несовершенным, и предназначение человека состоит в улучшении и совершенствовании мира. В том числе – что было практически невозможным в Средние века – можно улучшать и формы общественной жизни. Общество подчинается тем же естественным законам, что и другие сферы природы. Эти законы можно постичь и на их основе попытаться улучшить сложившийся общественный порядок. В это время творят такие известные социальные философы, как Гуго Гроций и Томас Мор, выдвигающие идеи естественного права и преобразования общественной жизни на принципах разума. В своих произведениях Николо Макиавелли закладывает принципы политики как светской науки. Рис.62. Николо Макиавелли (1469 - 1572). Среди видов откровения на первый план все более выходит естественное откровение – постижение божественной замысла через формы природы. Так постепенно Библия являет себя как Книга Природы – Природа есть книга, написанная божественным языком, и следует читать ее силами человеческого разума. Философия все более обретает себя как натурфилософия – философия Природы. Рис. 63. Иоганн Кеплер (1571 - 1630). Эпоха Возрождения – это время развития нововевропейской рациональности, которая позднее даст начало мировой науке. В это время творят такие великие ученые, как Николай Коперник, сформулировавший принципы гелиоцентрической картины мира, проводит свои опыты Галилео Галилей, сформулировавший закон свободного падения тел и закон движения тел по инерции. Иоганн Кеплер открывает законы обращения планет по эллипсам вокруг Солнца. Рис.64. Галилео Галилей. Наконец, эпоха Возрождения – время великой религиозной реформы. Основатели протестантизма – Мартин Лютер и Жан Кальвин – критикуют крайности ортодоксального христианства и призывают вернуться к ранним формам апостольской веры, удалив между человеком и Богом паратизирущих посредников. Ожесточенные религиозные войны наконец завершаются формированием протестантизма как новой ветви христианской религии, способной более открыто ужиться с грядущей новой эпохой. Философия Возрождения не носит достаточно выраженного самостоятельного характера. Она еще находится в поиске новых форм, во многом возвращаясь к традициям античности, особенно в лице неоплатонизма. Гений Джордано Бруно смело утверждает идею бесконечной Вселенной, безграничной в пространстве и вечной во времени. Рис.65. Джордано Бруно (1548 - 1600). У бесконечности нет центра или любая точка будет ее центром. Вселенная населена бесконечным множеством миров, среди которых наша Земля – лишь песчинка в огромном живом Космосе. Вселенная охвачена творческим развитием, и части ее подобны целому, представляя собой малые миры – микрокосмы. Ниже мы несколько более подробно коснемся философских идей Николая Кузанского. § 2. Философия Николая Кузанского Ниже мы вкратце остановимся на онтологии и гносеологии Николая Кузанского (Nicolaus Cusanus) (настоящее имя - Николай Кребс (Krebs), годы жизни: 1401-1464) – одного из наиболее самостоятельных и ярких представителей философии Возрождения. Его аксиология принципиально не отличается от общих аксиологических принципов христианской философии. Рис.66. Николай Кузанский. Главная идея Николая Кузанского – обоснование бытия Бога, которое он проводит, активно привлекая математическую символику. Математика играет для него роль своего рода метафорического языка, способного символически намекнуть на сверхразумную природу Бога. 1. Онтология. Мир – совокупность вещей, и каждая вещь имеет свой максимум и минимум. Максимум – это некоторый эталон вещи, наиболее сильный предел ее бытия, совокупность совершенств принципа данной вещи. Наоборот, минимум – предельное онтологическое ослабление вещи. Например, для человека максимумом является некоторый его идеал, предел всех его возможностей и совершенств, который конечно никогда реально недостижим, но к нему всегда можно пытаться все более и более приближаться. Например, идеальное здоровье – некоторый максимум, смерть – это минимум бытия человеческого организма. Так и каждая вещь определена в пределах некоторого спектра между своим максимумом и минимумом. Уже здесь мы видим явные математические конструкции. В этом случае Бога можно представить как максимум всех максимумов – бесконечность бытия. Бог настолько велик и непостижим, что он совпадает и с минимумом всех минимумов, проявляя себя не просто как предельный максимум, но как абсолютный максимум. В отношениях с частями бытия Бог проявляет себя трояко. Во-первых, Его можно представить как сложение (complicatio) всех частей бытия. С этой точки зрения, Бог есть бесконечная сумма всех частей бытия. И ясно, что тогда Бог больше любой из этих частей. Во-вторых, каждая вещь есть проявление (explicatio) Бога, т.е. через вещь Бог проявляет себя как некоторой своей гранью. В-третьих, Бог есть стяжение (contractio) всех вещей в данной вещи, или, что то же, - все части стяженно присутствуют внутри каждой части, образуя самоподобную голографическую природу бытия. Отсюда возникает образ бытия, в котором – все во всем, все проникает во все. В любой вещи свернуты все прочие вещи, например, линия или любая другая фигура – это всегда части тела, и через потенцию тела в линии потенциально даны все иные фигуры. 2. Гносеология. Кузанский выделяет два вида человеческого познания – познание конечного и познание бесконечного. В основе первого вида познания лежит пропорциональное отношение двух конечных, поскольку человек – также конечное существо. И этот вид познания не представляет собой принципиальной трудности. Для второго вида познания такой пропорции нет, и здесь необходим особый метод познания, который Николай Кузанский называет ученое незнание (docta ignorantia). В основе метода ученого незнания лежит бесконечная последовательность конечных приближений бесконечного, и у этой последовательности есть предел, в котором совпадают все те противоположности (coincidentia oppositorum), которые противопоставлены в конечном бытии. Поэтому мы должны отказаться от законов формальной логики, в частности, от закона противоречия, выражая природу бесконечного начала. Кузанский иллюстрирует идею совпадения противоположностей в бесконечном пределе на различных примерах, наиболее известным из которых является пример с множеством окружностей все большего радиуса, которые пересекаются все в одной точке, в которой имеют одну касательную линию (см. рис.67). Рис.67. Прямая как предел окружностей с бесконечно растущим радиусом. В пределе бесконечно большого радиуса дуга окружности вблизи точки касания совпадет с прямой, т.е. прямое и непрямое сольются воедино, представляя геометрический пример совпадения противоположностей. Бог – это бесконечное, и познание Бога требует некоторого подобного метода бесконечного предельного приближения к природе Бога, в котором используется последовательность конечных символов Бога, являющихся противоположностями в нашем мире, но совпадающих в пределе. Такой предел намекает на бесконечную природу Бога, и метод такого познания должен быть некоторой новой логикой, использующей методы предельных последовательностей смыслов. Николай Кузанский считается одним из творцов идеи предельного процесса и последующего метода пределов, развитого в математическом анализе. По степени приближения к антиномической природе бесконечного можно выделить три основные ступени познания: 1) чувственное познание, способное выразить только единичное, 2) рациональное познание, опирающееся на всеобщие универсальные законы в рамках принципов формальной логики. 3) высшей формой познания выступает для Николая Кузанского интеллектуальное познание (или интеллектуальная интуиция), в котором возможно антиномическое интуитивное схватывание принципа совпадения противоположностей. § 3. Натурфилософская картина мира В этом заключительном параграфе мы вкратце суммируем основные идеи философии эпохи Возрождения в рамках некоторой более целостной натурфилософской картины мира. 1. Онтология. Высшее начало – это Мир, Природа. Мир и Бог суть одно. Мир бесконечен в пространстве и времени, будучи наполнен бесконечным множеством малых миров – галактик, звездных систем, планет. Мир – это Макрокосм, малые миры – микрокосмы. Каждый микрокосм воспроизводит в себе Макрокосм как в пространстве, так и во времени, вплоть до мельчайших атомов (монад). Все части Макрокосма связаны друг с другом и проникают друг друга. Мир непрерывно развивается, переходя от низшего к высшему. В нем действуют неизменные законы развития, сочетаясь с творческой свободой, непредсказуемым появлением новых форм. Каждый малый мир также проходит свой путь развития, являющийся частью общей творческой эволюции. Мир – это единый живой организм со своей Мировой Душой. Все части Мира – его органы. 2. Гносеология. Истина – это Мир, знание о котором получается путем познания Природы (примат естественного откровения). Можно выделить три основных вида познания: 1) чувственное, 2) рациональное, 3) интутивное. Чувственное познание есть познание внешних материальных проявлений Мира, как бы Тела Мира. В рациональном познании постигается внутренняя сущность Мира, система его законов и принципов, своего рода Душа Мира. Наконец, интуитивное познание позволяет проникнуть в самые глубины бытия Макрокосма, в его духо-бытие. Кроме того, процесс познания – единство экспериментальной индукции и математической дедукции. Процесс познания бесконечен и кумулятивен, он идет от более частного к более общей относительной истине, бесконечно стремясь к абсолютной истине. 3. Аксиология. Человек – это Микрокосм. Как и Макрокосм, он должен стремиться к реализации своей потенциальной универсальности (синтез науки и искусства), быть творческой и свободной личностью, преображать мир вокруг себя, интересоваться в первую очередь светской жизнью, быть социально и политически активным. Человек, максимально выразивший в себе эти черты, есть Личность. Все люди от природы наделены одинаковыми правами. Государство – результат общественного договора народа и правящей власти. Обе стороны договора должны соблюдать свои обязанности во имя целого. Совершенное государство – это союз (братство) свободных и равных личностей. Церковь должна быть отделена от государства; само государство должно быть правовым, т.е. предполагать разделение ветвей власти и верховенство закона. Общественное благо состоит в достижении счастья для максимального числа людей. История – прогресс общества, достижение все более совершенных форм общественной жизни. |