античка. Ответы по античке. Понятие о мифе. Эволюция мифологических представлений, как движение от хаоса к космосу. Олимпийская мифология
Скачать 0.69 Mb.
|
Авторская концепция национального характера в поэме Основная концепция «Энеиды» заключена во вступительных стихах: «пою брань и мужа, который... был много кидаем по землям и по морю... и многое претерпел на войне» Из этой формулировки античный читатель уже видел намерение автора объединить тематику обеих гомеровских поэм. Эней – «беглец по воле рока» ссылка на «рок» служит не только оправданием для бегства Энея из Трои, но и указывает на движущую силу поэмы, на силу, которая приведет к тому, что Эней «… город построив, В Лаций богов перенес, где возникло племя латинян, Города Альбы отцы и стены высокого Рима». Саму поэму как художественное произведение отличает четкая планировка, композиция. Поэма состоит из отдельных эпизодов, каждый из которых представляет собой внутренне законченную песнь и в то же время входит составной частью в общую композицию. Поэма Вергилия и похожа, и в то же время совершенно отличается от поэм Гомера. Кстати сказать, античное понимание литературного соперничества с образцом именно в этом и состояло, чтобы, сохранив внешнюю похожесть, создать нечто принципиально новое. Авторское осмысление римской истории в поэме Исторической основой появления «Энеиды» был грандиозный рост Римской республики и в дальнейшем Римской империи, рост, повелительно требовавший для себя как исторического, так и идеологического обоснования. Но одних исторических фактов в подобных случаях бывает мало. Тут всегда на помощь приходит мифология, роль которой в том и заключается, чтобы обычную историю превращать в чудо. Таким мифологическим обоснованием всей римской истории явилась та концепция, которую использовал Вергилий в своей поэме. Он не был ее изобретателем, а только некоторого рода реформатором, а главное, ее талантливейшим выразителем. Вергилий хотел в самой торжественной форме прославить империю Августа; и Август действительно выходит у него наследником древних римских царей и имеет своей прародительницей Венеру. В «Энеиде» (VI книге) Анхис, отец Энея, показывает пришедшему к нему в подземный мир Энею всех славных потомков, которые будут управлять Римом, царей и общественно-политических деятелей. И заканчивает он свою речь словами, в которых противопоставляет греческому искусству и науке чисто римское искусство - военное, политическое и юридическое: Смогут другие создать изваянья живые из бронзы Или обличья мужей повторить из мрамора лучше, Тяжбы лучше вести и движения неба искусней Вычислят иль назовут восходящие звезды, — не спорю: Римлянин! Ты научись народами править державно! — В этом искусство твое! — налагать условия мира, Милость к покорным являть и смирять войною надменных! Эти слова, как и многое другое у Вергилия, свидетельствуют о том, что «Энеида» является не просто похвалой Августу и обоснованием его империи, но и произведением патриотическим и глубоко национальным. Конечно, не существует никакого патриотизма без всякой социально-политической идеологии; и эта идеология в данном случае есть прославление империи Августа. Тем не менее, прославление это дается в «Энеиде» в настолько обобщенном виде, что относится уже ко всей римской истории и ко всему римскому народу. Август является только самым ярким представителем и выразителем всего римского народа. Обобщим основные идеи и особенности произведения. - Главный герой – римский дух. Эней как сам Рим - Энею предназначено основать римское государство - Римляне – это избранный народ, которому предназначено править миром - Поэма направлена в будущее. - Драматизм ( а у Гомера спокойно-повествовательный тон) - Осуществление сложного замысла создания мифологической поэмы с исторической перспективой. - Судьба, рок – главная сила, управляющая событиями. Боги – возвышенные и мудрые. - Эней – как идеальный римлянин, но есть трагизм человека, который должен подчиниться року. Он выбирает долг, а не любовь Дидоны, после чего царица кончает жизнь самоубийством. (мечом , подаренным Энеем) - Поэма не закончена (в 19 году Вергилий умирает, не отредактировав поэму до конца) Вопрос #43. Основные направления древнегреческой прозы. Относится к V веку до н.э., когда появляется потребность в новых концепциях, жажда обоснований и следствий. Поток делится на направления: Историческая проза. Геродот Геликарнасский (480 до н.э.-430 до н.э.). Главный труд: «Музы»(9 томов). Главная тема: греко-персидские войны. Своеобразие в том, что он рассказывал не только о греках, но и о персах.(для того времени это было новым, т.к. обычно авторы рассказывали о «своих», но не о противниках) Этнографический материал. Первым оставил материал о скифах (в т.ч. царе Дарии).Материал стал источником для последующих произведений, особенно баллад, например «Журавли» Ивика- хоровая лирическая баллада. Фукидид (ок. 460-370г.до н.э.) Главный труд: «История (Пелопонесской войны)». Главная тема: Пелопонесская война(Афины-Спарта). Своеобразиев достоверности(сам воевал на стороне Афин).Изображал политическую жизнь, выступления полководцев. Нередко использует прием «удвоения»(речей). Повествование показывает развитие событий. Ксенофонт (430-354 г.до н.э.) Главный труд: «Киропедия», «Анабасис». Главная тема: Киропедия- описывает конец Пелопонесской войны(с 411 года);Анабасис- поход вглубь страны(автобиографичное, от 3его лица). Своеобразиев острой критичности ума автора, отсутствии эгоистичности. Философская проза. Гераклит (544—483 гг. до н. э) Главный труд: «О природе». Своеобразие: дал представление об «аристосе»- высокой добродетели. Платон (428 или 427 до н. э. — 348 или 347 до н. э.)и Аристотель(384 до н. э. — 322 до н. э.). Определяющие фигуры. Представители материалистической линии в философии. Своеобразие: Платон считал, что мир материальный - это проекция мира идей. Идея высшая –высокий ум, благо, мысль. Способствовал кризису политический элегии. Роль Платона была определяющей в подготовке человека к принятию монотеизма. В его произведениях было отражение высших сущностей государства и законов, наклонность к умозрительности, рациональности. Считал, что искусство должно быть ограничено. Платон был не только теоретиком, но и практиком. Воспитанник Сократа. Аристотель - последователь Платона. Аристотель был первым мыслителем, создавшим всестороннюю систему философии, охватившую все сферы человеческого развития — социологию, философию, политику, логику, физику. Его взгляды на онтологию имели серьёзное влияние на последующее развитие человеческой мысли. Метафизическое учение Аристотеля было принято Фомой Аквинским и развито схоластическим методом. Мимесис - подражание жизни. (термин введен Платоном) Катарсис – очищение через страдание(термин введен Аристотелем) Ораторская Сократ (ок. 469 г. до н. э. — 399 г. до н. э.) Выступил против релятивизма и скепсиса софистов. Хотя Сократ и перенял у софистов их иронию, ставящую под сомнение очевидные истины, однако не считал, будто бы все равно, во что верить, каким правилам следовать, и будто все мнения и суждения одинаково истинны или одинаково ложны. Своим девизом он избрал фразу "Познай себя". Когда к Сократу кто-нибудь просился в ученики, он отказывал, говоря, что учить мог бы тот, кто уверен, что обладает знаниями, а он, Сократ, только в том и уверен, что ничего не знает (то есть знает, что его мнение не есть знание). Однако отказываясь быть "учителем", Сократ не отказывался от беседы: мол, хоть я и не обладаю знаниями, может быть, благодаря обсуждению интересующей нас проблемы мы оба сможем понимать обсуждаемый предмет лучше, чем раньше. Сократ трактатов не сочинял: он не претендовал на изложение истины. Не учил, не вещал, не увековечивал свои мысли в трактатах - он беседовал, чтобы лучше понимать. Лисий (ок. 445 г.— 380 г. до н. э) Характерные черты стиля: изложение его просто, логично и выразительно, фразы кратки и построены симметрично, ораторские приёмы изысканны и изящны. Лисий заложил основу жанра судебной речи, создав своеобразный эталон стиля, композиции и самой аргументации — последующие поколения ораторов во многом ему следовали. Особенно велики его заслуги в создании литературного языка аттической прозы. Мы не найдем у него ни архаизмов, ни запутанных оборотов; последующие критики признавали, что никто впоследствии не превзошёл Лисия в чистоте аттической речи. Живым и наглядным делает рассказ автора обрисовка характера — причем не только характера изображаемых лиц, но и характера говорящего лица . Демосфен (384 г. до н. э.— 322 г. до н. э.) Характерные черты стиля: простота слога, сжатость и значительность содержания, строгая логика доказательства, риторические вопросы-все это было заимствовано Демосфеном у Исея(известного афинского мастера красноречия, у которого он учился). С детства Демосфен обладал слабым голосом, к тому же он картавил. Речи Демосфена называют «зеркалом характера». Он не был ритором, не любил придуманных украшений, но действовал на слушателей силой убеждения, логикой, строгим развитием мысли, употреблял доводы и примеры. В приготовлении к речам проводил он нередко целые ночи. Язык его величествен, но прост, серьёзен и приятен, сжат, но вместе с тем удивительно плавен. Он достигал успеха не стремлением к эффектам, но нравственной силой, благородством мысли, любовью к родине, её чести, её славе и её прошлому. Обличительные речи Демосфена были едкими и желчными, за что, по сообщению Плутарха, современники прозвали оратора аргом («змея»). Число речей Демосфена, известных в древности, было 65. (Из них сохранилась 61, но в том числе несколько, принадлежность которых Демосфену сомнительна). Вопрос #44. Поэты-неотерики и Катулл. Поэты НЕОТЕРИКИ - кружок римских поэтов, слож-ся в сер I в. до н. э. (от греч. “более молодые”). В св тв-ве ориентировались на греч лит-ру эпохи эллинизма. Следуя александрийским поэтам, разрабатывали малые жанры: эпиллий, эпиграмму, элегию, исп-ли редкие мифы. сознательно противопоставив их эпосу и драме. Внесли в рим поэзию изобр-е интимных чувств. В усл разложения республики , кризиса рим общ-ва -усиление субъективизма, уход в сферу интимных переживаний. протест против складыв-ся цезарианства, полемизировали с поэтами, представителями жанра большой эпической поэмы. интерес к форме поэтич пр-й. боролись за простоту и изящество лит языка, за осв его от архаических слов и внесли в рим. Поэзию много новых стихотворных размеров. приемы александрийской поэзии — ученые сравнения, географические названия, непривычный ритм и размеры стихов (галиямбы), сведение сюжетного центра в конец стиха и т.п. Самым выдающимся среди неотериков был Около 87-54 гг. до н. э. Гай Валерий Катулл - римс лирик. Его творчество насчитывает 116 стихов. Тв-во разв-сь в период ожест гражданск войны в Риме, распада республиканского строя и ст воен диктатуры Родина поэта - город Верона в Цизальпинской Галлии. Лиричстихи и ямбы К. небольшие по объему. Более развесистые в жанре эпилия (эпилий — «небольшая поэма»). - «эллинистические стихи», наследование александрийских поэтов — небольшой эпос в честь свадьбы Пелея и Фетиды, К. создал лир, отражающ разн настроения поэта. 1.стихи, связанные с глубокой и трагической любовью К. к Клодии, сестре трибуна Клодия Пульхра, кот поэт назвал Лесбией. сближая ее с лесбиянкой Сапфо. В этих интимных стих-ях и радость взаимной любви, и муки ревности поэта, и его презрение к изменявшей ему, и отчаяние после разрыва. Катулл умоляет богов, чтобы Лесбия снова полюбила его, хотя чудесно понимает, что это невозможно. Всего два глагола определяют суть его любви — «жить» и «любить». Кат. написаны два стихотворения о воробье Лесбии. Впоследствии Овидий в подражание этим стихотворениям написал элегию "На смерть попугая". 2. ряд памфлетов на будущего диктатора Юлия Цезаря и его любимцев, а также на разных бездарных стихоплетов. шутливый и игривый лад. Бранные стихи Катулла отличаются набором обозленных и нередко грубых выражений, не всегда оправданных, но всегда страстных и глубоко личных 3 шутливые стихотворения к друзьям - Лицинию, Фабуллу, Флавию, Цецилию. В этих стихотворениях отражены и лит интересы поэта, и тепл дружеские беседы, с весельем пирушек. Представление о дружбе в лирике К. самобытное, связано с лит традициями Цицерона, Плавта и Теренция. К., строя свой идеал дружбы по модели,переориентировал человека из общественного на индивидуальное, из государственного на личное и интимное. На всю последующ римс лирику (Тибулла, Проперция), а также на Зап- Евр. К. большое влияние Высоко ценили Катулла Байрон и Гете. Пушкин со всем блеском своего гения перевел на русский язык одно из его стихотворений . Пример лирики Любовь и ненависть кипят в душе моей. Быть может: "Почему?" - ты спросишь. Я не знаю, Но силу этих двух страстей В себе я чувствую и сердцем всем страдаю. Перевод Ф.Е. Корша Вопрос #45. «Лягушки» Аристофана. Греческая трагедия в зеркале комедии. В творчестве Аристофана «древняя» аттическая комедия достигла высшего завершения. Для нас он остается единственным представителем этого рода поэзии и родоначальником всего направления комической поэзии в мировой литературе. Ф. Энгельс называл его «отцом комедии». О жизни Аристофана мы знаем очень мало. Родился он в деме Кидафине приблизительно в 445 г. Предполагают, судя по его замечанию в «Ахарнянах» (653 и схолии), что он был клерухом — афинским колонистом на острове Эгине. Одна сохранившаяся надпись начала IV в. упоминает его имя как члена Совета пятисот в составе пританов (дежурных) филы Пандиониды. Аристофан выступал иногда в качестве актера. Он, например, играл роль Пафлагонца-Клеона во «Всадниках». Время смерти Аристофана можно отнести приблизительно к 385 г. Аристофан написал свыше 40 комедий, а до нас дошло одиннадцать. Свои литературные взгляды лучше всего он выразил в комедии «Лягушки», в сцене спора Эсхила с Эврипидом. Оба поэта, по его пониманию, признают одинаковый принцип, который формулируется в словах Эсхила: «Малых детей наставляет учитель, а взрослых людей поэты» (1054 сл.). На вопрос Эсхила: «За что следует восхищаться поэтом?» — Эврипид отвечает: «За искусство его и за наставления, — за то, что мы (т. е. поэты) делаем лучшими людей в государстве» (1008 — 1010). В другом месте той же комедии хор говорит: «Священный хор по справедливости должен давать государству добрые советы и наставления» (686 сл.). Таким образом, театр признается школой для взрослых.. Поэзия должна сообщать гражданам бодрость и воинственный дух, и героями его поэзии были Патроклы и Тевкры с львиной душой (1042). Он исходит из возвышенных представлений. «Поэт должен, — говорит он, — безнравственные вещи скрывать, не выводить их и не изображать в театре. Мы должны говорить только о нравственных вещах» (1053 — 1056). Эврипида он представляет грубым натуралистом и вкладывает в его уста такое объяснение: «Я выводил обыденные вещи, которые у нас в обиходе и которые с нами неразлучны, так что по ним меня можно бы проверить: зрителям все это знакомо, и они могли бы изобличить мое искусство» (959—961). Аристофан считает этот натурализм вредным, вносящим нравственное разложение. «Каких только бед не причинил он!» — говорит про Эврипида Эсхил. Особенно нападает он на Эврипида за то, что он первый стал изображать любовную страсть. В этих рассуждениях Аристофан отражает споры о реализме в искусстве, которые велись среди его современников. Ясно, что Эврипид и Аристофан — представители двух различных лагерей. Находя свой идеал в лице Эсхила, Аристофан развенчивает Эврипида. Аристофан называет Эврипида «собирателем пустой болтовни, творцом нищих, сшивателем лохмотьев» («Лягушки», 840 сл.). Аристофан критикует Эврипида и за преобладание в его трагедиях рассудочности, обилие замысловатых, ученых слов, видя в этом вульгарность. «Вот сейчас, — говорит хор в «Лягушках», —завертится его ловкий, болтливый язык, оттачивающий слова, будет говорить тончайшие вещи, напрягая с величайшим трудом свои легкие» (825 — 829). Признавая первенство в поэзии за Эсхилом, второе место Аристофан отдает Софоклу. В знак этого Эсхил, уходя из загробного мира, оставляет его своим заместителем. Однако высокая оценка Эсхила не мешает Аристофану указать и некоторые его недостатки. Он отмечает натянутость молчания действующего лица в течение целой сцены, например в прологе «Прикованного Прометея», в не дошедшей до нас «Ниобе», чрезмерную высокопарность и тяжеловесность речи, пристрастие к страшным и чудовищным образам и словам и т. д. (911 — 945). Он «первый из греков нагромоздил величавые слова и ввел красивую шумиху трагической речи» (1004 сл.), — так характеризует его хор. «Не скажет он слова ясно», — говорит про него Эврипид (927). Протестуя против пошлостей, он предупреждает: «кто в этом находит смешное, тот от моих шуток не получит удовольствия» («Облака», 560). Аристофан неоднократно говорит о благопристойности своих комедий («Облака», 537 — 544; «Лягушки», 1 —15, 358). Могучим оружием Аристофана как комического поэта является смех. В. Г. Белинский определял сущность комедии как «противоречие явлений жизни с сущностью и назначением жизни»14. Это противоречие и вызывает смех. Как настоящий поэт, Аристофан умеет свою мысль представить образно. Качество литературных произведений измеряется по весу, словно товар, продаваемый на рынке. Эсхил и Эврипид кладут на весы свои стихи, причем простые и легкие слова Эврипида перевешиваются высокопарными, тяжеловесными выражениями Эсхила. Поэт не стесняет себя рамками естественности и правдоподобия. Чем невероятнее его изображение, тем более комичное впечатление оно производит. Пользуясь формами народной сказки, поэт изображает всевозможные превращения и сквозь смех высказывает со всей резкостью горькую истину. Получается комическое соединение реального с фантастическим и даже прямо сказочным. Фантастичность всего действия дополняется той легкостью, с какой действие переносится из одного места в другое. Это нарушение театральной иллюзии составляет особый прием комического поэта — типичную буффонаду. В «Лягушках» Дионис, напуганный ужасами загробного мира, обращается к жрецу, сидящему во время представления в первом ряду зрительских мест: «О жрец, защити меня, чтобы мне быть твоим собутыльником!» (297). Его пытают как раба, а Эврипид, возмущенный отказом жреца взять поэта на землю, называет его самым мерзким из людей (1472). Одними из сильнейших средств комического действия у Аристофана являются шарж, преувеличение и карикатура, т. е. доведение отдельных черт подлинной действительности до смешного и даже нелепого вида посредством нарочитого и одностороннего преувеличения. В результате такого приема вся жизнь в изображении Аристофана приобретает странный и нелепый характер с такими же нелепыми, нереальными действующими лицами, которые не подчиняются обычным правилам логики. Билет #46. Философские идеи эпикурейцев и стоиков и их отражение в римской литературе. |