Главная страница
Навигация по странице:

  • Кафедра

  • Москва 2022 г. Оглавление

  • Глава I . Понятие права 1.1.Основные направления учения о праве

  • Юридическая

  • курсовая на тему понятие права. 2ПОНЯТИЕ права. Понятие права


    Скачать 51.34 Kb.
    НазваниеПонятие права
    Анкоркурсовая на тему понятие права
    Дата09.07.2022
    Размер51.34 Kb.
    Формат файлаodt
    Имя файла2ПОНЯТИЕ права.odt
    ТипКурсовая
    #627498
    страница1 из 3
      1   2   3

    МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ 

    ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

    «ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПО ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВУ»

    Юридический факультет

    Кафедра: Государственного права

    Дисциплина: «Теория государства и права»

    КУРСОВАЯ РАБОТА

    На тему:

    Понятие права

    Автор работы:

    Студент группы 11-ЮВ

    Очно-заочной формы обучения

    Одинцов Максим

    Руководитель работы:

    Старший преподаватель

    кафедры государственного права

    Григорьев Дмитрий Викторович

    Москва 2022 г.

    Оглавление

    Введение…………………………………………………………….3

    Глава I. Понятие права……………………………………………

    1.1Основные направления учения о праве……………………5

    1.2Понятие права…………………………………………………11

    Глава II. Признаки права…………………………………….…..

    2.1Характеристика признаков права...……………………….12

    2.2Форма права………………………………………………..18

    Глава III. Сущность права……………………………………….

    3.1Принципы права…………………………………………...20

      3.2Функции права……………………………………………..23

    Заключение…………………………………………………………..28

    Библиография…………………………………………...………..29

    Введение

    Право - одно из самых сложных общественных явлений. Поиск правопонимания ведется многие века, и это вполне объяснимо. В правопонимании отражаются представления людей об обществе, о его критериях и духовных ценностях. И поскольку развивается человеческое общество, изменяются условия жизни людей, их представления и идеалы, постольку меняются и будут меняться представления о праве. Право настолько уникальный, сложный и общественно необходимый феномен, что на протяжении всего времени его существования научный интерес к нему не только не исчезает, но и возрастает. Вопросы правопонимания принадлежат к числу "вечных" уже потому, что человек на каждом из витков своего индивидуального и общественного развития открывает в праве новые качества, новые аспекты соотношения его с другими явлениями и сферами жизнедеятельности социума. Понятие права - основная категория правоведения, ведь в зависимости от того, как мы определим понятие права, будут зависеть и другие правовые категории, а также отраслевые понятия юридических наук. Тема права актуальна и в наше время, так как является основой практической юриспруденции, знание теории права развивает юридическое мышление. Право является системой норм, санкционированной государством, обязательной для исполнения всеми членами общества, оно закрепляет отношение собственности, регламентирует порядок деятельности представительных органов, органов государственного управления, определяет меры борьбы с преступлениями и правонарушениями. А существование многочисленных концепций и дискуссия по этому вопросу - признак и отражение не только зрелого правоведения, но и развитого правосознания гражданского общества, стройной системы законов и других источников права, обширной и стабильной судебной и иной юридической практики. Именно этим обуславливается актуальность выбранной мной темы. Целью данной работы является рассмотрение основных подходов в определении и понимании права.

    Цель курсовой работы - выяснить, что такое право, какие существуют взгляды на понимание права, какова сущность права, а также, рассказать, какими признаками обладает право и какие у него функции.

    Глава I. Понятие права

    1.1.Основные направления учения о праве
    Среди множества научных взглядов на право, начиная с древности и до новейшего времени, особенно привлекает внимание ряд исторически сложившихся основных направлений учения о праве, оказавших заметное влияние на развитие правовой мысли, познание и объяснение права как особенного целостного явления духовной жизни общества.

    Остановимся на характеристике таких наиболее известных теорий, как естественно-правовая, историческая, психологическая, нормативистская, социологическая и марксистская.

    Естественно-правовая теория. Идея естественного права возникла еще в Древней Греции и Древнем Риме и связана с именами Сократа, Аристотеля, греческих и римских стоиков, Цицерона, Ульпиана и других римских юристов. В эпоху Средневековья она получила развитие в богословских сочинениях Фомы Аквинского. Однако, как одно из основных направлений правопонимания и самостоятельной научной школы, естественно – правовая доктрина сложилась в период разложения феодализма, подготовки и проведения буржуазных революций 17-18 веков. Ее виднейшие представители: Гроций, Т. Гоббс, Дж. Локк, Вольтер, Ш. Монтескье, Ж.Ж. Руссо, А. Н. Радищев и др.

    Естественно-правовая школа в своих воззрениях исходила из существования двух систем права – естественного и позитивного. Позитивная (положительная), - это официально признанное, действующее в том или ином государстве право, получающее выражение в законах и иных правовых актах государственной власти, в том числе санкционируемых ею обычаях.

    В отличие от позитивного естественное проистекает из природы человека, человеческого разума, всеобщих нравственных принципов. Поэтому оно разумно и справедливо, не скованно границами отдельных государств, распространяется на все времена и народы.

    Оно вечно и неизменно, как вечны и неизменны природа и разум человека. Основные нравственные и правовые идеи и принципы, обосновываемые данной теорией в качестве естественных законов, - это прирожденные неотчуждаемые права человека: свобода, равенство, семья, собственность, безопасность, сопротивление гнету и др. Их охрана должна быть целью любого политического союза, в первую очередь, государства.

    Поэтому позитивное право, противоречащее требованиям естественного, должно быть заменено (вместе со всеми отжившими отношениями и устаревшими политическими учреждениями) на такое положительное право, которое бы основывалось на естественных законах, способствовало реализации идей и принципов естественного права. Только в этом случае позитивное право может рассматриваться, как разумное и справедливое.

    Естественно-правовая теория сыграла прогрессивную роль в борьбе с феодализмом, идеологически способствовало переходу общества к более высокой, капиталистической ступени развития. Но демократический потенциал естественной школы права этим не был исчерпан. С особой силой он проявился во второй половине прошлого столетия, став теоретическим фундаментом всеобщей борьбы за права человека во всем мире.

    Вместе с тем следует иметь в виду, что само естественное право как нравственные и правовые идеи, принципы, идеалы, требования не является правом в юридическом смысле, а представляет собой мораль, правосознание, демократические устремления, т.е. ближайшую и необходимую предпосылку права. Важную роль в претворении идеалов естественного права принадлежит основанному на нем позитивному или собственно юридическому праву.

    Историческая школа права сложилась в первой трети IXX века в Германии, оставшейся раздробленной феодальной страной со слабой, лишенной боевого духа буржуазией. Эта школа, наиболее крупными представителями которой были Густав Гуро, Савиньи, Пухта, явилось выражением реакции на идею естественной школы права и потерпевшей поражение Великой французской революции.

    Историческая школа права отрицала возможность существования единого для всех народов права, исходила из того, что у германского, как и всякого другого народа, есть свое, свойственное ему право, не похожее на право какой-либо другой страны и определяемое исторически присущим ему народным духом. Право каждого народа и есть проявление этого народного духа, выражающее «общее сознание», «общее убеждение» народа. Оно результат исторического процесса. Передаваясь как бы «с молоком матери», от поколения к поколению, право саморазвивается и постепенно складывается подобно языку и нравам.

    Мнения о том, что решающая роль в образовании права принадлежит регулированию сверху объявилось «юридическим суеверием». Формирование права сравнивалось с правилами игры, которые устанавливаются постепенно на основе сложившейся практики. Соответственно закон – не только единственный, но и не основной в ряду источников права. На первое место сторонники исторической школы права выдвигали обычаи, поскольку многие не знали предписаний закона, но каждому известен фактически сложившийся распорядок жизни. При этом всякий институт, например рабство в античном мире, если он исторически сложился и стал привычным, оправдан, поскольку он не существует.

    С этих позиций историческая школа права отстаивала действовавшее в Германии право, закрепляемые им устаревшие феодально-крепостнические институты, резко выступало против любых его изменений и новых веяний в частности против предложений о создании жизненно необходимого общегерманского гражданского кодекса. «Характеризуя историческую школу права, Маркс писал, что она «подлость сегодняшнего дня оправдывает подлостью вчерашнего… объявляет мятежным всякий крик крепостных против кнута, если только этот кнут – старый, унаследованный, исторический кнут…»1.

    Вместе с тем как положительную сторону рассматриваемой школы следует отметить, что она привлекла внимание к необходимости изучения истории права, его источников, и сама накопила связанный с этим обширный материал, особенно по истории римского права, хотя, к сожалению, не во всем смогла должным образом им распорядиться.

    Историческая школа права оказала известное воздействие на последующее развитие правовой мысли, особенно на психологическую и социологическую теории.

    Психологическая теория права, пронизанная психологизмом и рационализмом, получает распространение в начале XX века в Германии (Г.Ф. Кнапп) и Франции (Г. Тард).

    «Наиболее основательно и оригинально эта теория была разработана в дореволюционной России Л. И. Петражицким. Суть его концепции в том, что он различает позитивное право, официально действующее в государстве, интуитивное право, истоки которого коренятся в психике людей и складываются из того, что они их группы и объединения переживают как право. Позитивное право, выражаемое в законах и других актах, мало доступно гражданам, чьи представления и иллюзии об этом официальном праве Петражицкий называет фантазмами.

    Иное дело интуитивное право, с которым человек в своих отношениях с другими людьми сталкивается на каждом шагу. Среди различных психологических состояний людей на первый план выдвигаются эмоции – импульсивные переживания, побуждающие человека совершать определенное действие. Такие эмоции Петражицкий подразделяет на две группы:

    1. императивные или нравственные эмоции;

    2. императивно-атрибутивные, или правовые эмоции

    Императивная эмоция предполагает одностороннее переживание лицом обязанности совершить то или иное действие в отношении другого лица, однако оно не сопровождается переживанием другой стороной права потребовать выполнения данной обязанности. Например, переживание прохожего обязанности подать милостыню нищему. Это личное дело прохожего. В свою очередь нищий не переживает при этом права потребовать от прохожего выполнения этой обязанности».1

    Императивно-атрибутивная – двусторонняя эмоция, при которой переживание одним лицом обязанности по отношению к другому лицу сочетается с переживанием последним права потребовать выполнения данной обязанности. Например, отношения должника и кредитора, продавца и покупателя, портного и заказчика и т.д.

    Из таких двусторонних императивно – атрибутивных эмоций и складывается интуитивное, психическое право, которому, по мнению Петражицкого, принадлежит первостепенное место в регулировании имущественных, семейных, наследственных и других отношений, постоянно возникающих в жизни людей.

    При этом ученый исходит из того, что сколько людей, столько может быть интуитивных прав. Не трудно заметить, что Петражицкий под правом понимает правосознание и правоотношения. Значительный интерес представляет его рассуждения, по сути о субъективных правах и юридических обязанностях. Однако главное в его учении – попытка перенести проблему права из области социальной жизни в сферу человеческой психики.

    Идеи Л.И. Петражицкого получили развитие в работах представителей скандинавской школы права, социологической теории и некоторых других современных направлений учения о праве

    Нормативистская (абстрактно-нормативная) теория права берет свое начало от «категорического императива» И. Канта как общеобязательного требования чистой воли, независимой от каких-либо внешних явлений. Под воздействием философии Канта она выступала в IXX веке, как либерально-нормативная теория, использующая идеи естественной школы права и выводившая право из нравственности, способствовало упрочению законности и ограничению судейского усмотрения, выдвинула идею правового государства в смысле самоограничения власти законом (П.Н Новгородцев, Е.Н. Трубецкой и др.)

    В период с IXX в. - второму десятилетию XX в. господствовала концепция Г. Кельзена , которая понимала право в чистом виде и рассматривала его в отрыве от экономики, политики и иных форм ,определяющих взаимоотношения между обществом и государством.

    «Возражая против теории естественного права, Кельзен утверждал, что никакого иного, кроме опирающегося на государство права не существует, обязательность правовых норм проистекает не из нравственности, а из государственного авторитета. Однако, казалось бы, вопреки этому само государство не выводит из права, понимая под государством не учреждение властвования, а организацию и воплощение правопорядка. Поскольку право, по его мнению, также есть порядок должного поведения, фактически он приходит к отождествлению государства и права».1

    Суть своих взглядов Кельзен выразил в сформулированном им «каучуковом» определении права, согласно которому оно есть «совокупность норм абстрактного долженствования».

    Социологическая теория права. Предтечей этой теории явилось «школа свободного права», представители которой (Эрлих и др.) выступали за «живое право народа», основанной не на законе, а на свободном усмотрении судей.

    Социологическая школа права — направление в современной теории права. Формирование началось на исходе XIX в., когда социология выделилась в самостоятельную отрасль знаний и ее методы получили распространение в общественных дисциплинах.

    Социологическая школа права. Данная школа возникает во второй половине XIXв. Родоначальниками её считаются Р. Иеринг, Л. Дюги, Е. Эрлих, Р. Паунд, О. Холмс. В дореволюционной России сторонниками этой школы были С. А. Муромцев, Н. К. Раненкамф; в советский период идеи школы разделяли П. И. Стучка, Е. Б. Пашуканис, С. Ф. Кечекьян, А. А. Пионтковский, А. К. Стальгевич и др.

    Сущность социологической теории заключается в том, что её центральное понятие – это правопритязание, имеющее определенный интерес, обеспечить который можно средствами права. Получается, что право представляет собой совокупность действительных общественных отношений по поводу интересов отдельных субъектов права.

    Несмотря на различные модификации, общее во взглядах юристов- «социологов» на право состоит в том, что все они так или иначе понимают под ним совокупность «правовых» отношений, возникающих и существующих независимо от норм; сложившийся в жизни «социальный порядок» или «правопорядок», а в конечном счете «фактический образ деятельности правительства, судов и других государственных органов и его должностных лиц».

    Не трудно заметить, что подобное понимание права, с одной стороны, приближает его к реальной жизни, юридической практике, на что ссылаются представители социологической школы права, а с другой – теоретически обосновывает и оправдывает административный и судебный произвол.

    Марксистская теория права. В отличие от рассмотренных выше учений, основанных на различных течениях философского идеализма, марксистская теория права, как и учение марксизма в целом, зиждется на материалистической философии.

    Согласно взглядам К. Маркса и Ф.Энгельса, право рассматривается, как часть, надстройки над экономическим базисом общества. Будучи обусловлено материальными условиями жизни, оно оказывает на них обратное воздействие. Главное в праве основоположники марксизма видели в его классовой сущности. В «Манифесте Коммунистической партии» они утверждали, что буржуазное право (и вместе с тем право вообще) есть возведенная в закон воля господствующего в данном обществе класса. Объясняя механизм образования права, Маркс и Энгельс писали: «Помимо того, что господствующие при данных отношениях индивиды должны конституировать свою силу в виде государства, они должны придать своей воле, обусловленной этими определенными отношениями, всеобщее выражение в виде государственной воли, в виде закона – выражение, содержание которого всегда дается отношениями этого класса…»1.

    Для марксистской теории характерно рассмотрение права в тесной связи с государством, которое не только формирует, но и поддерживает право в процессе его реализации.

    Марксистская теория права, несомненно, оказала существенное влияние на развитие материалистического понимания права. Вместе с тем апологетическое отношение к данной теории как единственно верной и непогрешимой должно быть преодолено. Сама история, реальные события обнаружили ошибки, слабые места этого учения, несоответствие отдельных его положений действительности. Однако столь же неверным был бы и поворот к другой крайности, к признанию этого учения изначально ложным во всех его оценках. Многие выводы марксистского учения о праве, как и о государстве, и в современных условиях сохраняют свое значение.

    1.2. Понятие права

    Нет единого подхода в понимании, что такое право.

    Социологическая трактовка права рассматривает право как совокупность общеобязательных для исполнения норм, определяющих социальные отношения, установленные группой для принадлежащих к ней индивидов в любой момент времени. Плюсы:) учитываются социальные отношения, влияющие на формирование права;) правоформируется и познается в сравнении.

    Юридическая трактовка права — это совокупность правил поведения, определяющих границы свободы, равенства людей в реализации и защите их интересов, регулирующих борьбу и согласование свободных воль в их отношениях друг с другом, закрепленных в законе или ином официальном акте, исполнение которого обеспечивается принудительной силой государства.

    Право есть система общеобязательных, формально-определенных норм, которые выражают государственную волю общества, ее общечеловеческий и классовый характер; издаются или санкционируются государством и охраняются от нарушений, наряду с мерами воспитания и убеждения, возможностью государственного принуждения; являются властным официальным регулятором общественных отношений.

    Право, существующее в реальной жизни, необходимо рассматривать с учетом конкретизации его государственно-волевого, нормативного и властно-регулятивного признаков применительно к определенной ступени исторического развития и особенностям той или иной страны.

    Данное понятие отличается от других понятий, по следующим характерным признакам :

    1. понятие права включает в себя не только нормы, но и другие правовые явления: правосознание, правоотношения, субъективные права, акты применения права и т.д. различие в подходах отдельных авторов лишь в том, какой набор правовых (а иногда и не правовых) явлений они понимают под правом.

    2. признание приоритета в его структуре за правоотношениями, противопоставляемыми нормам права; представление о правоотношении как центральном звене, своего рода стержня права (и всей правовой системы). Право рассматривается как особое свойство самих общественных отношений.

    3. социологический подход – указание на необходимость рассмотрения широкого понимания права в действии. Утверждается, что право следует понимать не как «застывшую совокупность норм, а как деятельность» субъектов правоотношений, «правовую деятельность», «фактический правопорядок» и т. д.

    4. такой подход ориентирует на различие права и закона (законодательства) в отличие от нормативной концепции, якобы отождествляющий их.



      1   2   3


    написать администратору сайта