Вопросы к экзамену по римскому праву. римка. Понятие римского частного права. Отличие iusprivatum от iuspublicum
Скачать 266.64 Kb.
|
Понятие римского частного права. Отличие iusprivatum от iuspublicum. РЧП – совокупность норм римского права, которые регулировали отношения между частными лицами на всей его территории. Частное право регулировало брачно-семейные отношения (порядок заключения и расторжения брака, личные неимущественные и имущественные отношения между мужем и женой, родителями и детьми, положение главы семьи); отношения, связанные с собственностью и другими правами на вещи (владение, право на чужую вещь); обязательственные права; наследственные отношения и вопросы защиты частных прав. Римское право состоит из публичного права и частного права. Публичное право (ius pudlicum) выражает и защищает интересы государства, регулирует отношения между государством и частными лицами. Нормы публичного права являются обязательными, отдельными лицами они изменены быть не могут. Частное право (ius privatum) выражает и защищает интересы отдельных частных лиц. Нормы частного права могут быть изменены соглашением между частными лицами.Частное право содержало нормы, регулирующие отношения как между физическими, так и между юридическими лицами. Частное право включало в себя уполномочивающие и диспозитивные нормы. Уполномочивающие нормы предоставляли частным лицам возможность отказаться от указанного в законе поведения и самим определить, как поступить в конкретном случае. Так, лицу предоставлялась возможность решить, то ли защищать свое нарушенное право собственности, то ли нет; предъявлять либо не предъявлять иск. Диспозитивные (условно-обязательные) нормы действовали тогда, когда лицо не воспользовалось предоставленным ему правом. Например, если умерший не оставил после себя завещание, государство заполняло этот пробел. С помощью диспозитивной нормы оно определяло, кому и как переходит имущество умершего (наступало наследование по закону). Исторические системы римского частного права: iuscivile, iusgentium, iusnaturale. Система римского права - это определенный порядок группировки (расположения) правовых норм частного римского права. В теории выделяют две системы группировки правовых норм: пандектная (вещное право, обязательственное, семейное, наследственное); институционн – отсутствует общая часть. Римское частное право было представлено тремя ветвями, которые появились в различное время. Первую составляли нормы квиритского (цивильного) права (ius Quiritium), формирование и развитие которого приходится на VI в. - середину III в. до н. э. Нормы древнейшего права регулировали отношения исключительно между квиритами - римскими гражданами. Расширение торговли, развитие сельского хозяйства, ремесел, частных имущественных отношений, в целом рабовладельческой системы хозяйства вызвали дальнейшее развитие частного права. Нормы квиритского права уже не в состоянии были регулировать развитые торгово-денежные отношения. Жизнь настоятельно требовала привести старые нормы в соответствие с новыми условиями и потребностями общества. Вот почему рядом с квиритским правом появилось преторское право (ius Praetorium), как вторая ветвь частного права. Она выросла из эдиктов магистратов, в особенности преторских эдиктов. В ходе судебной деятельности преторы не отменяли и не изменяли нормы квиритского права, а лишь придавали нормам старых законов новое значение (лишали силы то или иное положение цивильного права). Осуществляя защиту новых отношений, преторы сделали шаг. С помощью эдиктов они стали заполнять пробелы цивильного права. Позднее преторские эдикты стали включать формулы, которые были направлены на изменение норм цивильного права, преторский эдикт указывал пути для признания новых отношений. Представляя средства защиты вопреки цивильному праву или в дополнение его, эдикт претора создавали новые формы права Нормы преторского права, так же как и нормы квиритского права, регулировали отношения между римскими гражданами. Однако в отличие от последних эти нормы были освобождены от формализма, религиозной обрядности и символики. Основой преторского права являлись принципы доброй совести, справедливости, гуманности, рационалистическое учение о естественном праве (ius naturale). В соответствии с естественным правом все люди равны и рождаются свободными. Непосредственно из принципа справедливости выводилось равенство римских граждан перед законом. Принцип гуманизма означал уважительное отношение к личности. Торговый обмен между Римом и другими территориями Римского государства требовал создания правовых норм, приемлемых для совершения сделок с участием иностранцев. В республиканский период в силу этого появилась еще одна система частного права - "право народов" (ius gentium). Эта система впитала в себя институты римского права и нормы права Греции, Египта и некоторых других государств. В отличие от квиритского и преторского права нормы "права народов" регулировали отношения между римскими гражданами и перегринами, а также между перегринами на территории Римского государства. Это право по сравнению с римским правом древнейшего периода отличалось простотой, отсутствием формальностей и гибкостью. Исканное римское частное право и "право народов" длительное время дополняли друг друга. При этом существенным было влияние "права народов" на квиритское право, и последнее стало терять свои специфические черты. Постепенно происходило сближение всех трех систем права. Если в начале III в. н. э. Еще сохранялись некоторые различия между ними, то уже к середине IV в. все три системы образовали единое римское частное право. Роль римского частного права в истории права. Значение римского права определяется его огромным влиянием не только на последующее развитие права, но и на развитие культуры в целом. Римское право характеризуется непревзойденной по точности разработкой всех существенных правовых отношений простых товаровладельцев (покупатель и продавец, кредитор и должник, договор, обязательство и т.д.). римское право, отличающееся четкостью определений, вообще хорошей юридической техникой, может помочь современному юристу в приобретении навыков четко отграничивать и формулировать юридические категории. Овладение же юридической техникой необходимо и для законотворческой работы, и для правильного применения закона. Законы должны излагаться не только понятным для всякого языком, но, кроме того, так, чтобы редакция закона, его текст вполне соответствовали тому, что законодатель хотел выразить. Необходимо, чтобы формулировки закона охватили все те отношения, которые законодатель желал урегулировать, но в то же время, чтобы редакция закона не давала повода применяь его к таким отношениям, на которые законодатель не имел в виду распространять его действие. Закон есть общая норма, а общее должно охватить все богатство отдельного. Реализация всех этих требований, предъявляемых законодателю, предполагает владение высокой юридической техникой. Равным образом и применяющий закон, делающий из общих норм выводы для отдельных конкретных случаев жизни, также должен обладать развитой юридической техникой. Юристу, применяющему закон, необходимо уметь проанализировать и общую норму закона, и фактический состав конкретного жизненного случая и в конечном итоге сделать правильный вывод. Римское право, отличающееся точностью и чеканностью формулировок, представляет собой блестящий образец такого подхода. После Юстиниана жизнь римского права разделилась на восточную ветвь и западную. Восточная ветвь после издания Юстиниановского свода развивалась довольно интенсивно, но со временем прекратила свое развитие. Всеобщее признание РП в Европе, его возрождение, официально вводится в 12 веке, законом Лотаря II. Начиная с XII в. происходит и захватывает большинство государств Западной Европы один из важнейших исторических процессов всей эпохи феодализма — рецепция римского права. Рецепция (от лат. receptio — принятие) разъясняется как восстановление действия (отбор, заимствование, переработка и усвоение) того нормативного, идейно-теоретического содержания римского права, которое оказалось пригодным для регулирования новых отношений более высокой ступени общественного развития. Рецепция римского права — не единичное событие, нечто одноактовое, а сложный, многоступенчатый процесс. Главными деятелями в деле привития римского права были те социальные элементы, которые были живее заинтересованы в политическом и экономическом прогрессе—королевская власть, интеллигенция, но прежде всего—торговое сословие и города. Роль римского частного права в истории правовых учений. Возрождение римского права в началось с 11 в. Возникла Болонская юридическая школа. Эта школа в лице знаменитого правоведа Ирнерия положила начало течению глоссаторов. Глоссаторы занимались изучением Свода Юстиниана. Продолжателями научно-практической рецепции римского права 13-14 в. стали комментаторы, или постглоссаторы (Бартол, Бальдо и др.). Постглоссаторы стремились воспроизвести дух римского права, создавая конструкции, прямо неизвестные римскому праву. Приспосабливая римское право к практическим нуждам своего времени, они существенно деформировали римское право. Научное значение работ постглоссаторов невелико. К 16 в. было сформировано современное римское право, или пандектное право. Оно стало ведущим элементом юридической науки и практики в Италии, Франции, Германии. В это же время проявился особый интерес к античному наследию, ученые стали изучать первоисточники, восстанавливают первоначальный текст Свода Юстиниана. Благодаря значению, которое наука и практика придавали римскому праву, под его влиянием были созданы - Кодекс Наполеона и Германское гражданское уложение. Таким образом, возрождение римского права в Западной Европе в качестве самостоятельной области культуры и практики началось в 11 в. Практическое изучение и освоение римских источников и, в частности, Свода Юстиниана глоссаторами и постглоссаторами положило начало европейской юриспруденции. Обычай как источник римского права. Развитие римских норм поведения проходило в 2 этапа: До возникновения государства Образование государства Обычай – это правило поведения, сложившееся вследствие его фактического применения в течение длительного времени и признаваемое государством и качестве общеобязательного правила. Самым древним неписаным источником права Рима было обычное право как совокупность правовых обычаев. Нормы обычного права включали обычаи предков; обычную практику; обычаи жрецов; обычаи, сложившиеся в практике магистратов. Обычаи в течение длительного времени играли существенную роль в регулировании разнообразных общественных отношений. Даже в эпоху принципата за правовыми обычаями признавалась такая же сила, как и за законами. Обычное право являлось единственным источником права до принятия первых письменных законов). Закон как источник римского права. 451–450 гг. до н. э. была сделана запись обычаев, получившая название Законов XII таблиц. Правовые нормы содержащиеся в законах, носят как правило общий характер и по сути являются записью существовавших обычаев. Закрепляли вопросы регулирования: процессуального права, обязательственного, семейного, наследственного,уголовного, публичного, религиозного права. Принят был закон, отменивший долговое рабство и убийство должника за неуплату долга. Потом появился закон Аквилия (об ответственности за уничтожение и повреждение чужих вещей). Позднее был принят ряд других законов. Законы: Плебесциты – решения собраний плебеев объединялись и становились обязательными для всего народа. Сенатусконсульты – постановления Сената магистратам, которые приводили их в действие Императорские конституции – постановления императоров имеющие силу и форму законов (империя) Принятие закона проходило 3 стадии: Законодательная инициатива Вынесение на голосование народному собранию Принятый законопроект поступал в Сенат для его одобрения. В зависимости от санкции законы подразделялись на: Законы совершенного вида – юридический акт ничтожен Законы менее совершенного вида – не объявляет юридический акт ничтожным, но устанавливает наказание – штраф Законы не совершенного вида – не предусмотрены санкцией. Конституции императоров и их виды. Кодификации конституций до Юстиниана. Виды конституций. Конституции императоров – постановления императоров имеющие силу и форму законов. Административные распоряжения – Эдикты; Мандаты Толкование действий законов – Декреты; Рескрипты В эпоху принципата издавались конституции в четырех основных формах: а) эдикты — общие распоряжения б) декреты — решения по судебным делам в) рескрипты — ответы на поступавшие к императорам вопросы г) мандаты — инструкции чиновникам по административным и судебным вопросам. Основной формой закона является императорский эдикт. Многочисленность и разбросанность императорских конституций вызвали потребность их объединения. Оно назначено было служить символом единства права, при политическом разделении государственного аппарата. Инициатива по кодификации конституций, однако, не была взята на себя правительством. Кодификация была произведена частными лицами. Кодекс Грегориана. В подлинном виде этот кодекс но сохранился, но в значительной части вошел в ряд других памятников.Оригинальной системы составитель не выработал и из 19 книг, на которые распадается этот кодекс, в 13 книгах следовал системе преторского эдикта последней редакции. В 14-й и следующих книгах трактовались уголовное право и процесс. Принятое к практическому применению собрание Грегориана пользовалось официальным признанием и авторитетом в последующие два века, пока его не отменил Кодекс Юстиниана. Кодекс Гермогениана.Он трижды пересматривался составителем, который подверг большинство конституций тщательной редакции. Всего было собрано 120 конституций, разделенных по содержанию на 69 титулов, без объединения в книги. Кодекс Феодосии 2.Первым официальным собранием конституций был. Правительство, имело широкие кодификационные планы — опубликовать сборник императорских конституций со включением произведений классиков. Обширность программы затормозила это предприятие, и в конце концов были собраны только императорские конституции. Кодекс Феодосия сохранился в многочисленных рукописях и переиздавался как в средние века, так и в новое время. Кодекс распадается на 16 книг, разделенных по предметным титулам. В кодексе Феодосия получили отражение изменения, которые произошли в государственной и частно-правовой сфере рабовладельческого государства. Эдикты магистратов. Право цивильное и право преторское. Преторское право – совокупность правовых норм выработанных практикой преторов– это то, что ввели преторы для содействия цивильному праву или для его дополнения, или исправления в целях полезных для общества. Первоначально, претор своей деятельностью помогал применению цивильного права, регулируя общественные отношения. Затем, претор стал исправлять пробелы в цивильном праве. В эпоху принципата подчиненные сенату преторы потеряли всякую инициативу. Свои решения они принимали под влиянием императора и постановлений сената. Эдикты магистратов – обязательные правила должностных лиц – магистратов изложенных и разработанных в программе магистрата при вступлении его на должность и лежащие в основе их деятельности. Эдикт издавался новым магистратом и объявлял о том, какие правила будут лежать в основе его деятельности, в каких случаях будут даваться иски, в каких — нет.Разовый эдикт издавался по поводу решения какого-либо конкретного дела и по другим незапланированным поводам. В дальнейшем эдикты стали приниматься в письменной форме. Они действовали только в период управления издавшего их магистрата, и следующий магистрат мог отменить или продлить их. Позже эдикты были объявлены вечными и неизменными. Эдикты принимались: 1) преторами. Преторы были как городскими, ведавшими гражданской юрисдикцией в отношениях между римскими гражданами, так и перегринскими, ведавшими гражданской юрисдикцией по спорам между перегринами, а также между римскими гражданами и перегринами; 2) правителями провинций; 3) курульными эдилами, ведавшими гражданской юрисдикцией по торговым делам В процессе взаимодействия эти два вида права все теснее сближались между собой и начиная с классического периода стали сливаться в единую систему права. Таким образом, различие цивильного и преторского права просуществовало вплоть до Юстиниана. Значение римской юриспруденции для формирования и развития римского права. Одна из важнейших особенностей римского права состоит в том, что деятельность юристов, их ответы и суждения являлись самостоятельным источником права. В начале V в. н.э., когда правотворческая деятельность юристов пришла в упадок, Законом о цитировании 426 г. судам разрешалось ссылаться в качестве обязательных на мнения только пяти наиболее современных и известных юристов: Папиниана, Павла, Ульпиана, Модестина и Гая. В VI в. Юстиниан, осуществляя свою знаменитую кодификацию, увековечил мнения юристов в своих Дигестах. |