Главная страница

Ильин. Понятие силы и права. Вскоре уезжает в командировку во Францию и Германию, где изучает новые течения европейской философии. Спустя 8 лет Ильин защищает диссертацию по теме Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека. За огромный проделанный труд ему дали степень доктора и магистра


Скачать 23.21 Kb.
НазваниеПонятие силы и права. Вскоре уезжает в командировку во Францию и Германию, где изучает новые течения европейской философии. Спустя 8 лет Ильин защищает диссертацию по теме Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека. За огромный проделанный труд ему дали степень доктора и магистра
Дата24.05.2018
Размер23.21 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаИльин.docx
ТипДокументы
#44811

2 слайд


Ильин Иван Александрович (1882–1954), русский философ и правовед. Родился в Москве 16 (28) марта 1882. В 1906 окончил юридический факультет Московского университета и был оставлен при университете для подготовки к профессорскому званию.

Иван Ильин появился на свет в семье дворян. Отец мальчика Александр был крестником самого императора Александра II. Иван Ильин не был единственным ребенком в семье. У него было три брата. Каждый из них пытался отыскать свой путь в жизни, но в итоге все они поступали на юридический факультет и шли по стопам отца.

Знакомиться с грамотой он начал в 5-й Московской гимназии, где проучился ровно 5 лет. После этого в свои стены его приняла 1-я Московская гимназия, которую он в 1901 году окончил с золотой медалью. Мальчик получил классическое образование, которое включало в себя знание таких языков, как греческий, церковнославянский, латинский, немецкий, а также французский. Известно, что Иван Ильин во время обучения питал особый интерес к философии, но после окончания гимназии поступил в Московский университет на юридический факультет. Уже в 1906 году он становится выпускником университета и получает диплом 1-й степени. Ему предлагают остаться, чтобы попробовать себя в качестве преподавателя. В скором времени И. Ильин начинает читать лекции. Через три года становится приват-доцентом.

После начала преподавательской деятельности Иван смог больше времени уделять тому, что его действительно интересовало, – философии. В 1910 году присоединяется к Московскому психологическому обществу. Он пишет научную работу на тему «Понятие силы и права». Вскоре уезжает в командировку во Францию и Германию, где изучает новые течения европейской философии. Спустя 8 лет Ильин защищает диссертацию по теме «Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека». За огромный проделанный труд ему дали степень доктора и магистра государственных наук.

Иван Ильин – философ, который не боялся высказывать свои взгляды. Его официальными оппонентами были два профессора – Е. Трубецкой и П. Новгородцев. Политические взгляды героя нашей статьи были довольно радикальны во время Первой русской революции. К 1906 году он остепенился и ушел с головой в научную деятельность.

Осенью 1922 года его высылают из России по личному приказу В. И. Ленина на «Философском пароходе». Последний состоял исключительно из видных, но неугодных власти экономистов, историков и философов. Местом ссылки стал город Штеттин, который на то время принадлежал Германии, но на сегодняшний день эта территория относится к владениям Польши. Он устраивается работать в Русский научных институт (Берлин) и остается тут на несколько лет. К 1930 году государственное финансирование учебного заведения прекратилось, и Ильину пришлось искать иные способы заработка. Он принимал активное участие в антикоммунистических митингах и публиковался в кругах «политического протестантизма». С 1920-х годов Ильин становится одним из ключевых идеологов Белого движения. С 1927 по 1930 год он работает издателем и редактором «Русского колокола». В 1934 году теряет работу.

В 1934 году, с приходом к власти фашистов, Ильин был исключен из Русского Научного Института, ему было запрещено заниматься преподавательской деятельностью. Выдающийся философ и публицист оказался без средств к существованию. В 1938 году Ильин переезжает в Швейцарию, где живет и занимается изданием своих работ. В 1954 году Ивана Александровича Ильина не стало. Похоронен он в Цолликоне, недалеко от Цюриха.

3 слайд

И. Ильин считал, что западные страны стремятся расчленить Россию, и утверждал, что для них она – не более чем рынок сбыта. Он считал, что мировое закулисье не переносит своеобразие русского народа и делает всё для того, чтобы разобщить народ. Ильин предположил, что после того, как большевики потеряют власть, перед страной откроется два пути: возможность воссоединиться под началом властного лидера или же полный хаос, который будет поддерживаться западными лидерами. Второй вариант означал для России гибель – ненависть, недоверие, шовинизм, экономический крах. Философ призывал людей одуматься и не губить самих себя, ведь русские – это великий народ, сила которого в единстве.

4 слайд

Ильин Иван Александрович, книги которого по сей день являются кладезем мудрости для многих видных деятелей, много писал о фашизме. Он считал, что единственная заслуга Гитлера в том, что он остановил процесс большевизации в своей стране, чем оказал всей Европе огромную услугу. Философ делал акцент на том, что в своё время фашизм принес больше пользы, чем вреда. Он укреплял национальные чувства народа, без которых невозможно сплотиться, и искал справедливые пути реформирования социально-политической системы общества. Ильин Иван Александрович, философия которого была неугодна властям, открыто писал о том, что большевизм – это опасность, а демократия – тупик. Народ может возродиться под началом диктатора, который будет мягко, но уверенно подходить к решению проблем, и особое внимание уделять социальному вопросу. Тем не менее Ильин указывал и на ряд ошибок в фашизме. Главная из них – это противопоставление себя христианству, то есть основе русского общества. «Аксиомы религиозного опыта» .

5 слайд

После Октябрьской революции, которую сам Иван Александрович называл "переворотом", включился в идейную борьбу против Советской власти, что и послужило причиной его неоднократных арестов. В сентябре 1922 года Ильин был арестован ВЧК и приговорён к смертной казни, которая была заменена высылкой из России.

Книга "О сопротивлении злу силою" (1925).

  • Основная тема книги - проблема борьбы со злом.

  • Эта проблема является центральной и наиболее трудной для христианской этики.

  • Особую остроту и сложность ей придает внутренняя противоречивость: утверждение в качестве высших этических ценностей заповедей любви и добра, которые необходимо положить в основу всего нравственного поведения человека, с одновременным признанием присутствия в мире сил зла и насилия.

  • Он считает, что применение силы не оправдывается, не возводится в ранг добродетели, но вместе с тем считается вполне допустимым в определенных условиях и обстоятельствах, когда все другие средства исчерпаны или вообще не могут быть применены.

  • С точки зрения Ильина, отношение к злу - это прежде всего проблема нравственного выбора личности, ее нравственного долга.

  • Но чтобы долг был исполнен, он должен быть понят, т. е. жизненная ситуация, в которой оказался человек, должна быть осознана.

  • Наложение вечных моральных заповедей на конкретные жизненные ситуации не происходит автоматически.

  • Одна и та же заповедь вечной любви - "Положи жизнь за други своя" - может быть понята с равным основанием и как благословение крайнего непротивления, и как призыв к активному и даже вооруженному вмешательству.

  • Поэтому Ильин не предписывает в качестве обязательного сопротивление злу силою, не навязывает какого-либо одного типа поведения при встрече с моральным злом.

  • Основной особенностью развития нашего государства И.А.Ильин считал трагизм русской истории как в решении внешнеполитических, так и внутриполитических – социальных, духовно-нравственных и религиозных проблем.

  • Решая эти задачи, правители и народ России из века в век заботились не о том, как лучше устроиться и легче прожить, а лишь о том, чтобы вообще как-нибудь продержаться, выйти из беды, одолеть очередную опасность и не развязать губительную смуту.

  • Благодаря этому русские научились искусству побеждать; отступая, не сгорать в земном пожарище; погибая, восставать из пепла; жить в лишениях и на руинах возводить новое хозяйство; духовно обновляться в беде и смятении; не терять мужества при распаде; трезво смотреть на вещи в страданиях. Эта суровая школа привила им выносливость и национальную.

  • Ильин считал, что наше Отечество – "есть живой, духовно и исторически сложившийся организм, который из всякого распада вновь восстановится таинственной, древней силой своего духовного бытия".

  • "Русская идея" – "есть нечто живое, простое и творческое. Россия жива ею во все свои дни, во всех своих великих людях".

  • "Русская идея" должна выражать наше историческое своеобразие и призвание, формулировать историческую задачу и духовный путь – то, что мы должны беречь и растить в себе, воспитывать в детях и в грядущих поколениях.

  • "Россия — не человеческая пыль и не хаос. Она есть прежде всего великий народ, не промотавший своих сил и не отчаявшийся в своем призвании. Этот народ изголодался по свободному порядку, по мирному труду, по собственности и по национальной культуре. Не хороните же его преждевременно! "

6 слайд

1). Православное вероучение об обществе и государстве. В основе концепции Ильина лежит православное вероучение и идеалистическое понимание человека, государства и права. С его точки зрения, подлинными основами социальных институтов (государства, права и др.), культуры в целом является человеческий дух, объединяющий в себе искусство, науку, философию, нравственность, право при ведущей роли религии.

Основными формами государства Ильин считает монархию (неограниченную и конституционную) и республику (демократическую, аристократическую, олигархическую). Он старался перевести анализ форм государства из формально-юридической сферы в религиозную и нравственную. В монархии он выделяет «иррационально-интуитивные» и «мистические черты. Религиозное единство монарха и народа определяет такую важную черту монархического правосознания, как семейственность, патриархальность. Монархическая государственность является для Ильина органическим целым, которое в духовном и эмоциональном порыве способно решать великие задачи.

В монархии господствует авторитет лучших: на высшей ступени стоит монарх, обладающий превосходными во всех отношениях качествами; подданные обладают достоинством и честью, добровольно подчиняются свободно признанному монарху на основе любви, доверия, верности, дисциплины и субординации.

Республиканское правосознание, согласно Ильину, по всем основным позициям противоположно монархическому. В республике преобладает утилитарно-рассудочное восприятие власти; государство, политика, право считаются делом человеческих рук, а не Божьего провидения. Государственная власть понимается как воля народа, имеет безличный характер и растворяется в коллективе, а само государство представляет собой некий конгломерат, механическое соединение лиц. Психология республиканца предполагает культ независимости, личного успеха, карьеры, отвержение авторитетов и критическое восприятие власти. Одним из основных принципов организации республики является недоверие к власти, необходимость установления контроля над ней. Демократический механизм избрания приводит к власти «несамостоятельных, угодливых и уклончивых нырял», никому не угрожающих своим превосходством. Республиканское правосознание приводит к процессу автономизации и федерализации, ведущего к распаду государства и анархии.

2). Анализ политических режимов (тоталитаризма, авторитаризма, демократии). Установление советской власти в России, фашистского строя в Италии и национал-социалистического в Германии побудили Ильина проанализировать эти явления и назвать их тоталитарными. По Ильину тоталитарные режимы могут быть как левыми (коммунистическим), так и правыми (фашистскими). Если коммунистические диктатуры он полностью отвергает, то в фашистских диктатурах находит положительные черты – в основе экономического, политического и культурного строительства там лежит поддержка и защита национального интереса. Недостатки фашизма – безрелигиозность, культ партийной монополии, экстремизм, национализм и шовинизм.

Отвергая тоталитаризм, скептически относясь к демократии, Ильин отдает предпочтение авторитарному режиму. Современным демократиям присуща тенденция сближения с социализмом, что в перспективе может закончиться установлением тоталитарного коммунистического государства. Авторитарный режим предпочтительнее тем, что он устанавливает власть лучших людей, наделяет представительные органы лишь совещательным правом. При авторитарном строе правящая аристократическая элита, твердой рукой ведущая народ по пути свободы и права, является надежной гарантией против наступления тоталитаризма.


написать администратору сайта