Социокультурная динамика. Понятие социокультурных изменений. Концепция модернизации
Скачать 0.52 Mb.
|
Тест: 1. Как усилия отсталых или слаборазвитых обществ, направленные на то, чтобы догнать более развитые страны, модернизация понимается в А) Эволюционистских теориях, Б) Волновых теориях 2. В рамках эволюционизма модернизация рассматривается как процесс А) Локальный, Б) Глобальный, В) Масштаб изменений не имеет значения 3. Рост политической и социально-экономической роли городов называется А) Глобализацией, Б) Индустриализацией, В) Вестернизацией, Г) Урбанизацией 4. В соответствии с концепцией Э. Де Вре такие факторы, как отвращение к риску, преемственность поколений, почитание традиций, порицание индивидуальных устремлений, противоречащих общественным, ксенофобия относятся к числу А) Катализаторов модернизационных изменений, Б) Ингибиторов модернизационных изменений 5. Перечислите основные проблемы, с которыми сталкиваются «традиционные общества», оказавшиеся втянутыми в модернизационный процесс. 6. Открытое противодействие модернизации обозначается понятием А) Контрмодернизация, Б) Сверхмодернизация, В) Антимодернизация Г) Ложная модернизация 7. Перечислите критерии информационного общества 8. Какого рода структуры коммуникаций будут, по прогнозам, играть ведущую роль в постиндустриальном обществе? А) Горизонтальные, Б) Вертикальные 9. Теорию сетевых коммуникаций связывают с именем А) Э.Гидденса, Б) М. Кастельса, В) А.Щюца, Г) Дж.Нэсбита 10. Объяснение радикального изменения ценностей в современном обществе Р.Инглхарт основывает на гипотезе А) недостатка, Б) самоактуализации, В) социализации, Г) депривации 1. А; 2. Б; 3. Г; 4. Б; 5. ухудшение здоровья населения, неблагоприятные изменения демографической ситуации, длительная экономическая, социальная и психологическая дезадаптация, обострение межкультурных противоречий и рост напряженности во взаимодействии представителей традиционных культур и модернизированных обществ; 6. В; 7. Технологический критерий, экономический критерий, структура занятости населения, пространственный критерий, критерий информационной насыщенности культурной среды; 8. А; 9. Б; 10. А, В. 1 Штомпка П. Социология социальных изменений. М., 1996 2 Ермаханова С.А. Теория модернизации: история и современность, 2006 3 Гидденс Э. Социология. М., 2005 4 Милграм С. Человек в большом городе. Спб., 2000. 5 Осипова О.А. Американская социология о традициях в странах Востока. М.: Наука, 1985. 6 Рукавишников В.О. Социологические аспекты модернизации России и других посткоммунистических обществ // Социс №1, 1995 с. 35 7 Ермаханова С.А. Теория модернизации: история и современность, 2006 8 De Vries E. Man in rapid social change. L., 1961 9 Селищев А.С., Селищев Н.А. Китайская экономика в XXI веке. СПб.: Питер, 2004. 10 Dressler W.W. Hypertension and Culture Change: Acculturation and Disease in the West Indies. N. Y.: Redgrave Publishing Company. 1982. 11 Chance N.A. Acculturation, self-identification, and personality adjustment // Amer. Anthropology. 1965. Vol.67. P.372-393; Dressler W.W. Hypertension and Culture Change: Acculturation and Disease in the West Indies. N. Y.: Redgrave Publishing Company. 1982; Graves T.D. Acculturation, access, and alcohol in a tri-ethnic community // Amer. Anthropology. 1967. Vol.69. P.306-321. 12 Квашнин Ю.Н. Сравнительные социально-демографические характеристики народов Западной Сибири (ненцы, ханты, сибирские татары). // Этнодемографический сборник. Народы Севера России. –М.: ИЭА РАН, 2000.-169с. Сс. 5-76 13 Неотрадиционализм на Российском Севере. М.: Наука, 1994; Пивнева Е.А. Заболеваемость и смертность как индикаторы здоровья коренных народов Севера (по материалам Березовского района Ханты-Мансийского автономного округа) // Этнодемографический сборник. Народы Севера России. –М.: ИЭА РАН, 2000.-169с. Сс.93-132 14 Парк Р.Э. Культурный конфликт и маргинальный человек //Социальные и гуманитарные науки: РЖ. Серия 10. Социология. –М.: ИНИОН РАН, 1998. -№2. –Сс.172-175. 15 Павлов С.М. Психологические особенности детей коренных малочисленных народов Севера (на материале исследования младших школьников ханты, лесных ненцев). Дисс…к.п.н. М.: МПГУ, 2001; Хайруллина Н.Г. Социологическая диагностика этнокультурной ситуации в северном регионе. Дисс….д.с.н. Тюмень, 2001. 16 Фаис О.Д. Модернизация в Сардинии и этнокультурные трансформации. М.: Изд-во РУДН, 2003. 17 Маслоу А. Психология бытия. М.: «Refl-book», Киев: «Вакслер», 1997; Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М.: Прогресс, 1996. 18 Бурьков С.М. Проблемы социальной адаптации личности на примере коренных народов Севера. Автореф.дисс…к.ф.н. Свердловск, 1990. 19 Мид М. Культура и мир детства. М.: Наука, 1988. 20 Головнев А.В. Говорящие культуры: традиции самодийцев и угров. Екатеринбург: УрОРАН, 1995, с.576. 21 Гемуев И.Н., Сагалаев А.М., Соловьев А.И. Легенды и были таежного края. Новосибирск: Наука, 1989. 22 Чеснов Я.В. Лекции по исторической этнологии. М.: Гардарика, 1998,с.89. 23 Алексеев В.П. Очерки экологии человека. М.: Наука. 1993. 24 Волдина Т.В. Родильная и погребально-поминальная обрядность казымских хантов // Этнография народов Западной Сибири. Сибирский этнографический сборник. Вып.10. / Отв.ред. Д.А.Функ, А.П.Зенько. М.: Ин-т этнологии и антропологии РАН, 2000. С.190-199. 25Мид М. Культура и мир детства. М.: Наука, 1988; Бутинов Н.А. Детство в условиях общинно-родового строя // Этнография детства. Традиционные методы воспитания детей у народов Австралии, Океании и Индонезии. / Под ред. Н.А.Бутинова, И.С.Кона. М.: Наука, Восточная литература, 1992. С.56-84. 26 Зенько А.П. Представления о человеке в традиционном представлении обских угров // Этнография народов Западной Сибири. Сибирский этнографический сборник. Вып.10. / Отв.ред. Д.А.Функ, А.П.Зенько. М.: Ин-т этнологии и антропологии РАН, 2000. С.169-177; Соколова З.П. Наследственные или предковые имена у обских угров и связанные с ними обычаи // Советская этнография. 1975, №5. С.42-52. 27 Мид М. Культура и мир детства. М.: Наука, 1988, с. 342. 28 Кукушкин В.С., Столяренко Л.Д. Этнопедагогика и этнопсихология. Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. 29 Арсеньев В.К. Дерсу Узала. Сквозь тайгу. М.: Наука, 1972. 30 Чеснов Я.В. Лекции по исторической этнологии. М.: Гардарика, 1998. 31 Немов Р.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 2кн. Кн.2. Психология образования. М.: Просвещение: Владос, 1994. 32 Inkeles A., Smith D.H. Becoming modern. Cambridge, MA: Harvard University Press. 1974. 33 Зенько А.П. Представления о человеке в традиционном представлении обских угров // Этнография народов Западной Сибири. Сибирский этнографический сборник. Вып.10. / Отв.ред. Д.А.Функ, А.П.Зенько. М.: Ин-т этнологии и антропологии РАН, 2000. С.169-177. 34 Кулемзин В.М., Лукина Н.В. Знакомьтесь: ханты. Новосибирск: Наука, 1992, с.17. 35 Лебедева Н.М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию. М.: Ключ-С, 1999. 36 Бурьков С.М. Проблемы социальной адаптации личности на примере коренных народов Севера. Автореф.дисс…к.ф.н. Свердловск, 1990, с.17. 37 Инглхарт Р. Постмодерн: меняющиеся ценности и изменяющиеся общества // Политические исследования. 1997. № 4. С. 6-32. 38 Критерии описываются с опорой на работу: Уэбстер Ф. Теории информационного общества. М.: Аспект Пресс, 2004. 39 Ведущий футуролог Э.Тоффлер особенно настойчиво и последовательно опиравшийся именно на технологический критерий, представлял мир как постепенно формирующийся в результате трех волн технологических инноваций. Первой была сельскохозяйственная революция, второй – промышленная, третья – информационная революция, надвигающаяся на нас как высокий прилив, который невозможно остановить. 40 Naisbitt J. (1984), Megatrends: Ten New Directions Transforming our Lives. Futura. P.28. 41 Уэбстер Ф. Теории информационного общества. М.: Аспект Пресс, 2004, с. 21. 42 Perkin H. (1989) The Rise of Professional Society: Britain since 1880. Routledge, 1990. P.2. 43 Baudrillard J. (1983) In the Shadow of the Silent Majorities, or, The End of the Social and Other Essays. N.Y.: Semiotext. 44 Уэбстер Ф. Теории информационного общества. М.: Аспект Пресс, 2004, с. 29. 45 Ионин Л.Г. Социология культуры. М.: ГУ-ВШЭ, 2004, С.390. 46 Значительное место глобализационным процессам уделяется в подходе к социокультурной динамике представителей школы регулирования (А.Липиц, М.Альетта). В их работах глобализация рассматривается как основной фактор, приведший к постепенному угасанию эпохи фордизма (ее основными чертами были: массовое производство, массовое потребление, ведущая роль национальных государств) и переходу к новой эпохе – постфордизму, определяющей характеристикой которого стала гибкость (в производстве, потреблении, в организации социальных отношений и т.п.). 47 Dicken, P. (1992), Global Shift: The Internalization of Economic Activity, с.5. 48 Castells, M. (1996). The Information Age: Economy, Society and Culture. Oxford: Blackwell. 49 Андерссон О., Андерссон Д. (ред.) Ворота в глобальную экономику. М., 2001. 50 Данная модель кажется вполне адекватной существующей реальности в силу нескольких соображений. Во-первых, в связи с крайне неравномерным распределением по поверхности нашей планеты экономической активности. Во-вторых, территории с высоким уровнем экономической активности все более интенсивно взаимодействуют поверх национальных границ, особенно в сфере финансов и экономики знаний, чему немало способствует развитие компьютерных технологий и технологий связи, также весьма неравномерное в географическом плане. В-третьих, при сравнении территорий со сверхвысоким уровнем экономической активности сразу же бросается в глаза, что профиль этой активности во всех случаях определяют трансакционная экономика (предоставление различного рода высокоспециализированных финансовых и менеджериальных услуг), экономика знаний (деятельность в области образования, науки и исследовательских разработок), а также транспортная инфраструктура и инфраструктура связи, обеспечивающие быструю передачу больших потоков информации и высокую способность к медиации человеческих контактов (вокзалы, аэропорты, гостиницы, конференц-залы и т.д.). Кроме того, именно на этих территориях сосредоточено производство смыслов и образцов текстов (в семиотическом смысле), тиражирующихся в глобальном масштабе (центры кинопромышленности, информационные агентства, редакции глобальных телекомпаний, высокая мода, издательская индустрия, глобальная реклама и глобальный пиар, шоу-бизнес). 51 Сергеев В.М., Кузьмин А.С., Нечаев В.Д., Алексеенкова Е.С. Доверие и пространственное взаимодействие социальных сетей//http://www.politstudies.ru/fulltext/2007/2/2.htm 52 Castells, M. (1996). The Rise of the Network Society. Vol. 1 of The Information Age: Economy, Society and Culture. Oxford: Blackwell, cc.437-464. 53 Цит. по Розин В.М. Искусство и личность в ситуации перехода и социальной трансформации. //Искусство в контексте цивилизационной идентичности. Т.2. М.: Государственный институт искусствознания, 2006, сс.3-20, с.8. 54 Розин В.М. Искусство и личность в ситуации перехода и социальной трансформации. //Искусство в контексте цивилизационной идентичности. Т.2. М.: Государственный институт искусствознания, 2006, сс.3-20, с.13. 55 Хайдеггер М. Вопрос о технике // Мартин Хайдеггер. Время и бытие: Статьи и выступления. М., 1993 56 Розин В.М. Искусство и личность в ситуации перехода и социальной трансформации. //Искусство в контексте цивилизационной идентичности. Т.2. М.: Государственный институт искусствознания, 2006, сс.3-20, с.13. 57 Липовецки Ж. Эра пустоты. Эссе о современном индивидуализме. М., 2001, с. 171. 58 Костина А.В. Массовая культура как феномен постиндустриального общества. М.: КомКнига, 2006, с.27. 59 Hicks J. (1981) Wealth and Welfare. Oxford, p. 138. 60 Липовецки Ж. Эра пустоты. Эссе о современном индивидуализме. М., 2001. С.43-45. 61 Иноземцев В.Л. Современное постиндустриальное обществ: природа, противоречия, перспективы. С.42 62 Иноземцев В.Л. Современное постиндустриальное обществ: природа, противоречия, перспективы. С.94. 63Андреенкова А.В. Материалистические/постматериалистические ценности в России // Социологические исследования. 1994. № 11. С. 73-81. 64 Цветаева Н.Н. Ценности в биографическом дискурсе: от романтизма к прагматизму, 2005 //http://www.ecsocman.edu.ru/images/pubs/2006/ 65 Цветаева Н.Н. Биографические нарративы советской эпохи // Социологический журнал, № 1-2, 2000, http://knowledge.isras.ru/sj/ 66 Козлова Н.Н. Упрощение – знак эпохи! // Социологические исследования. 1990. № 7. С. 11-21. 67 Л.Г. Ионин рассматривает культурную инсценировку как один из возможных механизмов социокультурных трансформаций. В ситуации, когда у подавляющего большинства населения утрачена идентификация, следовательно, утрачено и более или менее осознанное представление о собственных интересах, процесс идентификации индивидов в новых социокультурных условиях «не начинается формированием социального интереса, а им завершается, не завершается предметной и поведенческой презентацией, а начинается с нее» (Ионин, 2004, с.277). 68 Майерс Д. Социальная психология. СПб, 1997. 69 Зоркая Н., Дюк Н.М. Ценности и установки российской молодежи // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2003, № 4 (66), сс.66-77. 70 См, например, Ольшанский Д.В. Психология терроризма. – СПб.: Питер, 2002; Терроризм – угроза человечеству в XXI веке. М.: Ин-т востоковедения РАН, «Крафт+», 2003. 71 Ионин Л.Г. Социология культуры. М.: ГУ-ВШЭ, 2004, С.393. |