Главная страница

КНИЖКА ЗВУКОРЕЖИССУРА МУЛЬТИМЕДИА. Понятие звукорежиссура в рамках мультимедиа


Скачать 15.95 Mb.
НазваниеПонятие звукорежиссура в рамках мультимедиа
АнкорКНИЖКА ЗВУКОРЕЖИССУРА МУЛЬТИМЕДИА.doc
Дата27.03.2017
Размер15.95 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаКНИЖКА ЗВУКОРЕЖИССУРА МУЛЬТИМЕДИА.doc
ТипРеферат
#4245
страница4 из 6
1   2   3   4   5   6

Основным виновником появления гармонических, нелинейных искажений является перегруз входа усилителя. Поэтому чаще всего оборудование снабжено индикацией или световым сигналом с пометкой «перегруз», или «CLIP».
Пример выдержки из паспорта спецификации для усилителей CROWN CTs:




3.5. Помехи в тракте звукопередачи.
Наиболее важная проблема звукозаписи и звукопередачи это шумы, возникающие в тракте. Избавиться от этих шумов невозможно, но их можно пресечь, используя аппаратуру соответствующего класса и качества, где в трактах присутствуют малошумящие элементы.

Однако не только в шумах заключены проблемы, существует ряд электромагнитных наводок, радиоволн, ненадежность разъемов, низкое качество кабелей, что может привести так же к нежелательным результатам.

Помехи по своему характеру и происхождению делятся на фон, шум, импульсные помехи (трески, щелчки), различного характера внешние наводки.


1. Фон чаще всего возникает вследствие частоты электрического напряжения, это низкая частота 50 или 100 Гц. Возникает по причине плохой фильтрации электропитания или вследствие электромагнитных наводок на узлы и схемы. Для этого схемы, провода подвергают металлическому экранированию с обязательным заземлением.
2. Шум, шип, менее устранимая часть помех. Возникает вследствие трения магнитной ленты о головку, возникает в тракте усиления в транзисторах. Это почти весь спектр слышимых звуков собраных в единый, непрерывный шум.
3. Импульсные помехи возникают вследствие ненадежных соединений, статических разрядок, наиболее выраженные трески заметны при воспроизведении грампластинок.
В оценке качества звукового оборудования применяют термин:
ОТНОШЕНИЕ СИГНАЛ/ШУМ(ОСШ) – который измеряется в дБ, и говорит о громкости шума относительно полезного сигнала.

В современной звукозаписи помехи – неизбежная составляющая всего процесса звукопередачи. Помимо перечисленных выше шумов встречаются шумы в радиосистемах (передатчик-приемник), шумы различных приборов и устройств (гитарные процессоры).

Важным фактором при работе с аппаратурой учитывать то что избавиться от неизбежных шумов сложно, поэтому в зависимости от поставленной задачи необходимо учитывать фактор цены, которая часто напрямую влияет на качество оборудования и содержащихся в ней элементов. Так же минимизировать проникновение помех и шумов можно качеством кабелей и разъемов.
3.6. Динамический диапазон передачи.
Как и у наших ушей, у всей звуковой аппаратуры есть некая пропускная способность. Помимо нелинейности АЧХ, помимо частотного ограничения, по горизонтальной оси, существует громкостная зависимость того или иного тракта звукопередачи.

Динамическим диапазоном передачи называют выраженное в децибелах отношение максимально допустимого в передаче уровня сигнала к минимально допустимому.

Максимальным считается тот уровень, при котором не возникают нелинейные искажения и звук передается максимально эффективно. А минимальным принято считать тот уровень, который превышает хотя бы в 2 раза (6 дБ) уровень шума.



Такой динамический диапазон близок к нашему динамическому диапазону, что является важным критерием в оценке качества данного тракта. В реальности не вся аппаратура обладает аналогичными характеристиками. Случается дд = 60 дБ (оптическая запись), 95 дБ (грамзапись)...

4.Микрофоны.
4.1. Основные технические характеристики.
Микрофон – приемник звука, преобразователь звуковых колебаний в электрические.

Существует множество способов преобразования звуковой энергии, в электрическую, но любой микрофон можно описать определенным набором технических параметров, позволяющих судить о качестве, а главное области применения того или иного преобразователя.

Чувствительность – один из наиболее важных параметров, она характеризуется отношением звуковой энергии к электрическому сигналу на выходе микрофона.

Т.е. какое количество электрической энергии будет создавать микрофон под определенным звуковым давлением.

Микрофоны обладают частотной характеристикой (АЧХ), где наиболее важным является её неравномерность.

На микрофон подают частоту в 1 кГц и принимают эту громкость за «0» и от нее рассчитывают неравномерность, как в положительную, так и в отрицательную сторону.



Способность микрофона реагировать на звуки находящиеся в разных точках пространства называется - характеристикой направленности. Исчисления ведут в полярной системе координат. В качестве опорного направления (0 – 180о) используют ось микрофона, а вдоль линий определяющих направление прихода звуковой энергии ставят точки положения которых пропорциональны чувствительности в этом направлении.

Микрофоны принято подразделять по диаграммам направленности на три группы: ненаправленные, двусторонненаправленные, односторонненаправленные.

Микрофоном с ненаправленной характеристикой называют такой микрофон, чувствительность которого одинакова на всех направлениях вокруг него. Иногда к нему применяют термин «шарик» или «сфера», это означает что, чувствительность вокруг него одинакова во всех направлениях.

Конечно, это не идеальная сфера, она ей быть не может, потому, как микрофон оказывает экранирующее действие по отношению к разным частотам. Подразумевается то что на низких частотах это действительно сфера, на средних это нечто похожее на овал, на высоких любая другая форма.

Двусторонненаправленные микрофоны – имеют одинаковую чувствительность с фронтальной и тыловой сторон, а в поперечном направлении чувствительность равна нулю.

За схожесть диаграммы направленности с цифрой «8», к микрофонам с такой характеристикой применяют термин «восьмерка».


Односторонненаправленные микрофоны воспринимают звуковые колебания, приходящие лишь с фронтальной стороны. Диаграмма направленности схожа с геометрической фигурой «кардиоидой», поэтому и микрофоны называют кардиоидными.


Различные характеристики направленностей микрофонов – результат конструкторских ухищрений, их суть заложена в положении чувствительного элемента относительно корпуса.


Диаграмма направленности – одна из наиболее важных эксплуатационных характеристик микрофона. Важно подобрать для каждого конкретного случая микрофон с нужной характеристикой.
Например, микрофон со сферической диаграммой направленности применяют для записи синхронных шумов, чтоб захватить как можно шире звуки, находящиеся в разных точках пространства, или например группу разговаривающих собеседников за столом...

«Восьмерка» подойдет для записи диалога двух человек, или некого музыкального дуэта, где участники находятся друг напротив друга.

Кардиоидные микрофоны применяются при записи индивидуальных источников таким образом, что бы звуки других источников проникали как можно меньше. Например, голос, инструмент солиста и оркестр озвучиваются разными микрофонами, не «проникая» в чужой микрофон.

4.2. Классификация микрофонов.
По способу преобразования акустической энергии в электрическую, микрофоны разделяются на несколько основных типов:

Динамические микрофоны – микрофоны, в которых применяется принцип электромагнитной индукции, возникновение электродвижущей силы (ЭДС) при движении проводника в постоянном магнитном поле.

Движение мембраны и катушки в поле постоянного магнита генерирует переменный электрический ток.

Применение: Динамические микрофоны используют на близких расстояниях от источника звука от 1 см. до 50 см. На этом расстоянии микрофон наиболее эффективно передаёт нюансы сохраняя естественность звучания источника. Эти микрофоны подходят для динамического вокала, ярких, громких музыкальных инструментов (труба, тромбон, туба, контрабас...), где необходимо снять «динамику», яркость инструмента на близком расстоянии.

Так же в разновидность динамических микрофонов входят «ленточные» микрофоны, однако их почти не используют ввиду их особенной хрупкости.
Конденсаторные микрофоны – они же электростатические, построены на принципе изменение ёмкости под действием звукового давления. Работают с дополнительным «фантомным» питанием, в основном 48 В.

Совершено иной принцип преобразования звуковой энергии в электрический ток.



Звуковая энергия меняет емкость, которая в свою очередь, принимая электрический ток, преобразует изменение ёмкостей в переменный ток, аналогичный звуковым колебаниям. Конденсаторные микрофоны обладают большей чувствительностью по сравнению с динамическими микрофонами, обладают более ровной частотной характеристикой, имеют возможность быть комбинированными в плане диаграмм направленности. Однако, наибольшая чувствительность неизбежна связана с большей хрупкостью, поэтому с конденсаторными микрофонами следует обращаться с большей осторожностью.

Применение: Чаще всего микрофон используют на больших расстояниях от источника звука 20 см. – 20 м. Они хорошо подходят для «съема», шумов, голоса, струнных и т.д., где необходимо передать наибольшую индивидуальность, характерность звучания на достаточно большом расстоянии.
Электромагнитные приемники звука – по сути, тоже разновидность динамического микрофона, где в поле постоянного магнита и статичной катушки движется некий металлический элемент, якорь. Данный вид приемников звука используется в электрогитарах, где якорем являются железные струны.
Угольный микрофон – так же можно отнести к разряду динамических, хотя для его эффективной работы требуется электрический ток, как для коненсаторных микрофонов. Принцип его работы заключен в изменении сопротивления под действием звуковой энергии.
Конденсаторные и динамические микрофоны могут иметь любую диаграмму направленности. В зависимости от назначения могут обладать уникальной АЧХ, динамическим диапазоном. Все данные о том или ином микрофоне фиксируются, отображаются в сопутствующем паспорте.
4.3. Стереофония.
В современной звукозаписи, радио, телевидении применяется принцип стереофонии.

Стереофони́я (от слов «стереорос» — твёрдый, пространственный и «фон» — звук) — запись, передача или воспроизведение звука, при которых сохраняется аудиальная информация о расположении источников, посредством раскладки звука через два (и более) независимых аудиоканала.

Основным отличием стереофонического звучания от монофонического можно отметить:

- Локализация инструментов в пространстве (по панораме и удаленности);

- Хорошую разборчивость отдельных инструментов (прозрачность);

- Более естественную передачу акустической обстановки (естественной реверберации, отражений звука, фазовых соотношений)

В современной звукозаписи в основном применяют двуканальную стереофонию, принцип которой построен на воспроизведении аудиопрограммы (фонограммы) из двух источников звука, наушников.

Если рассмотреть основные понятия, то для реализации двуканальной стереофонии необходимо два источника звука, два усилителя, два микрофона расположеных независимо но параллельно Система АВ.

В этом случае фактическое расположение источников (И1, И2) звука будет близко к кажущемуся (КИ1, КИ2) расположению. Звук от источника 1 будет приходить на оба микрофона с одинаковой амплитудой (громкостью), и равнозначно по фазе. Звук от источника 2 будет быстрее приходить к левому микрофону и будет восприниматься как более громкий в этом канале звукопередачи. Поэтому кажущиеся источники при прослушивании будут приблизительно соответствовать фактическому расположению.

Таким же образом, при наличии большего количества источников, звуки которых приходят к микрофонам с разных точек, слушатель получит близкую к этому звучанию панорамную «картину». Помимо локализации по панораме при стереофоническом звучании, будет определяться удаленность источников звука, и сохраняться пространственность.
Для полноценной звукозаписи современные студии и концертные залы используют поли (много) микрофонную систему, где к каждой группе инструментов применяют свой, индивидуальный микрофон. Для реализации данного вида записи потребуется устройство – Микшерный пульт, который располагает множеством входов и несколькими выходами достаточными, чтобы создать стереофоническую «картину».

К преимуществам полимикрофонной записи можно отнести ряд недостатков двумикрофонной записи, а так же ряд возможностей: минимизация проникновения посторонних звуков, большие возможности баланса (на микшерном пульте есть регулятор панорамы, позволяющий «расположить» монофонический источник в любой точке записи) как по панораме, так и по динамике.

Однако, к недостаткам можно отнести сложный процесс настройки и плоскость, «сухость» звучания ввиду того что естественная реверберация будит минимальна.

Для реализации стереофонического звучания требуется очень высокие параметры тракта звукопередачи, особенное требования для сохранения фазовости, ввиду необходимости преобразовывать стереофонию в моно, а при не верной фазировки могут появиться нежелательные интерференции, которые могут привести к искажению тембра.

Так же важно отметить, что современная киноиндустрия реализует стереофонию на 5, 7, 9 каналов звучания. Лидером в этой области признана лаборатория Dolby.


5. Устройства обработки звукового сигнала.
5.1. Микшерный пульт.
Микшерный пульт – это прибор, инструмент звукорежиссера, выполняющий функции усиления напряжения сигналов звуковой частоты, регулировки, смешивания в нужных соотношениях сигналов от различных источников: микрофонов, проигрывателей, линий и т.д. При формировании музыкальных, художественных программ используется одновременно несколько источников, что ведет к использованию микшерного пульта при записи или живом сведении.

Конструктивно МП могут варьироваться, однако они все сходны по своему назначению.



На вход (INPUT) МП подается сигнал. В зависимости от уровня источника, сигнал либо остается без изменений, либо усиливается до необходимого уровня регулятором GAIN (например для микрофонов). Далее сигнал подвергается коррекции (EQ) по частоте (тембру). После того как произведена частотная коррекция сигнал панаромируется (PAN) и подается на выход (MAIN OUT) МП и дополнительный выход (AUX).

Регуляторами выходного уровня каналов обеспечивается микширование, регулирование динамического баланса между этими каналами в зависимости от поставленных задач.

В микшерных пультах регуляторы реализованы в двух типах «роторные», крутящиеся и «ползунковые», они призваны обеспечить удобство в работе и отличаются конструктивно но по сути выполняют аналогичные функции.

Коррекция частот необходима для осуществления частотного баланса. Близкие по тембру источники звука не должны маскировать друг друга, для этого и предусмотрен корректор частот (эквалайзер).

Дополнительный выход - это регулируемый суммарный выход источников для дополнительных нужд (мониторинга, реверберации), который может работать как синхронно с регуляторами выхода, так и независимо от них.

В МП так же предусмотрена система панорамирования сигнала для стереофонии, где один источник может «расположиться» в нужном месте в пространстве стереофонии (строго в центре, строго слева...)

Суммарный сигнал на выходе это и есть конечная цель микширования множества источников.

Далее, по каналу передачи суммарный сигнал можно усилить и воспроизвести через громкоговоритель или отправить этот сигнал на записывающее устройство.
Микшерный пульт - это один из главных инструментов звукорежиссера!

5.2. Автоматические регуляторы динамики (громкости).
Автоматические регуляторы работают по принципу изменения коэффициента усиления в зависимости от уровня подаваемого сигнала. Звукорежиссуре известны несколько типов автоматических регуляторов:

- ограничитель (лимитер);

- сжиматель (компрессор);

- расширитель уровня (экспандер).
При отсутствии процесса динамической обработки входной сигнал равен выходному, остаётся без изменений.


Ограничитель (лимитер) - работает как простой усилитель, пока входной сигнал не превысит по уровню установленный предел. Как только сигнал становится больше, установленной нормы коэффициент передачи начинает уменьшаться пропорционально росту. Благодаря этому выходной уровень не может превысить установленных величин.

1   2   3   4   5   6


написать администратору сайта