Главная страница

КНИЖКА ЗВУКОРЕЖИССУРА МУЛЬТИМЕДИА. Понятие звукорежиссура в рамках мультимедиа


Скачать 15.95 Mb.
НазваниеПонятие звукорежиссура в рамках мультимедиа
АнкорКНИЖКА ЗВУКОРЕЖИССУРА МУЛЬТИМЕДИА.doc
Дата27.03.2017
Размер15.95 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаКНИЖКА ЗВУКОРЕЖИССУРА МУЛЬТИМЕДИА.doc
ТипРеферат
#4245
страница6 из 6
1   2   3   4   5   6


Если микрофон не должен попадать в кадр, существуют два основных варианта его расположения:

- он может быть замаскирован в декорациях в кадре;

- микрофон устанавливается вне кадра.

1.2.1. Маскируемые микрофоны. При маскировке микрофона в элементах интерьера необходимо учесть, что средства маскировки могут оказывать заметное влияние на их звучание.

1.2.2. Подвесные микрофоны. Чтобы расположить микрофон как можно ближе к артисту и в то же время вне кадра, его можно подвесить сверху. Простейший способ — подвеска микрофона на журавле. Достоинство этого метода в простоте установки оптимального положения микрофона.

Звукорежиссеру стоит позаботиться, чтобы ориентация и угол наклона микрофона могли меняться в зависимости от требований мизансцены, не мешали движению камер и не создавали теней от источников света.

1.2.3. Микрофоны граничного слоя (PZM-микрофоны). PZM-микрофоны имеют максимально ровную АЧХ. Тембр такого микрофона практически независим от угла прихода звукового сигнала. При записи ТВ- и кинозвука больше подходят для кадров общего плана. Такой микрофон легко маскируется (например, за настольной лампой) и идеально подходит для записи голоса актера, сидящего за столом, для записи пения, музыки в сильно заглушенных помещениях, при записи интервью и бесед за круглым столом.

2. Движущийся источник звука в кадре,

2.1. Микрофон в кадре.

Допускается применение ручного микрофона с ветрозащитой круговой или кардиоидной направленности. Гарнитуры, используемые в телепроизводстве (запись в телестудии) по большей части имеют круговую направленность.

2.1.1. Радиомикрофоны. Главное их преимущество — возможность обойтись без микрофонного кабеля. Три основных варианта исполнения:

- ручной (handheld), в котором в одно целое объединены микрофонная головка, передатчик, антенна и автономный источник питания;

- радиопетличка, представляющая собой обычную «петличку», подключенную к карманному или поясному передатчику;

- наголовный (headset) микрофон/гарнитура, закрепляемая на голове артиста специальным зажимом, также подключаемая к передатчику.

2.2. Микрофоны не могут находиться в кадре.

2.2.1. Скрытые индивидуальные микрофоны. Они могут использоваться совместно с радиопередатчиками, но основная проблема заключается в их полной маскировке: микрофоны можно разместить под одеждой или в ее складках.

2.2.2. Многомикрофонная техника. Запись движущихся источников звука можно произвести с помощью нескольких неподвижных микрофонов, подвешенных над съемочной площадкой, при этом звукорежиссер работает фейдерами в соответствии с движением артистов. Данный метод дает хорошие результаты, если действие ограничено по площади, а актеры говорят в строго установленных направлениях.

2.2.3. Узконаправленные микрофоны вне кадра. Когда требуется записать источник, находящийся на значительном расстоянии либо в сложных акустических условиях (помещение с сильной реверберацией, высокий уровень внешнего шума или сильный ветер, при съемке на берегу моря), стоит использовать остронаправленный микрофон — «пушку» с соответствующей ветрозащитой. «Классикой жанра» стали микрофоны-«пушки» на штативах-удочках, а умение микрофонных операторов манипулировать ими стало предметом особой гордости съемочных бригад.

6.5. Музыка в аудиовизуальной программе.

Музыка в аудиовизуальной программе – выразительное средство усиливающее, выражающее образы, задает темпоритм, атмоферу, которая раскрывает зрителю-слушателю внутренние образы сюжета и героев.

Музыка может выполнять множество функций:

- художественная – это конкретное средство для достижения определенного эмоционального ощущения у слушателя.

- расширение пространства – сообщение о том чего нет на экране. Например музыка конкретного временного периода, местности.

- погружение в личное – музыка позволяет подслушать мысли героя, услышать внутренний монолог.

- сопоставление нескольких музыкальных тем создает впечатление контраста, пошаговости, придает другой смысл изображению.

- противопоставление, когда музыка кардинально отличается от изображения.

- лейтмотив – музыка, создающая канву для всего фильма, на которую ложатся разные сцены или выделяется отдельный образ. Герой может быть наделен лейтмотивом и «появляться» именно в виде музыки. Иногда лейтмотив может быть в разных стилевых вариациях (лиричный, яркий, романтичный, нейтральный).

Музыка в кино и телефильмах может быть реалистичной (в кадре) — звучат только те инструменты, которые зритель видит на экране, — и условной, закадровой.

Она может быть прозаической — усиливающей художественную роль изображения — или поэтической — выражающей настроение героя. Музыка выступает согласованно, в сопоставлении и противопоставлении с изобразительным рядом, объединяясь с речью и шумами создает звукозрительный образ.

Контрапункт – одновременное сочетание двух или более самостоятельных тем в музыке, а в звукозрительном образе противопоставление или сопоставление звука и изображения.

6.6. Шумы в аудиовизуальной программе.
Шумы, помимо иллюстрации звуковой предметности кадра, выполняют сюжетно-драматургическую функцию, активно уча­ствуя в формировании атмосферы фильма.

Шумы делятся на виды:

- внутрикадровые (синхронные) - шумы, которые сопровождают видимое в кадре движение;

- закадровые (несинхронные) - шумы, источник которых находится вне кадра;

- фоновые - второплановые шумы, не требующие синхронно­сти.
Закадровые и фоновые шумы характеризуются протяженностью звучания, в зависимости от драматургии являются сильным выразительным, художественным средством.
Характеристики всех шумов складываются из нескольких понятий:

- Тембр — характерная окраска звука, позволяющая отличить друг от друга два однотипных шума (конский топот по булыжной мостовой или по деревянно­му мосту).

- Ритм — периодическое чередование звуков по дли­тельности звучания и пауз (стук колес на стыках рельс).

- Темп — скорость, с которой чередуются звуки (быстро и медлен­но идущий поезд).

Функции шумов разнообразны. Шумы могут указать время и место действия, в некоторых случаях более кон­кретны и образны, чем музыка (вой ветра, шум дождя, моря, колокольный звон и т. п.). С их помощью режиссер может создать звуковой подтекст кадра, более тонко обрисовать харак­тер действующего лица. Шумы могут восприниматься «ушами» героев на экране, т.е. мы слышим, так как слышат действующие лица.

Пространство воспринимается как реаль­ность в том случае, если оно обладает звучанием. Отсутствие некоторых видов шумов так же способно выполнять образную функцию, является сильнейшим драматургическим элементом.

Шумы отвечают за создание атмосферы внутри кадра. Атмосфера, наряду с другими выразительными средствами, способствует созданию целостного образа фильма.
Так же как и музыкальный лейтмотив в кино может существовать шумовой лейтмотив, лейтобраз, лейттема.

Шумы, подвергнувшись частотной, пространственной, временной (эхо) и проч. обработке, могут создать атмосферу фантастики, миража, сна, ассоциаций и т.д. Так же в образный звукоряд можно внести понятие «музыкальный шум», «шумо-музыка».

Синтезирование шумов сильно раскрывает, раскрепощает возможности звукорежиссера, позволяет создать уникальные шумовые фактуры.

7. Практическая звукорежиссура.
7.1. Оценка качества фонограмм.
7.1.1. Субъективная оценка качества фонограммы.

Субъективная оценка – способность оценить качество записи, опираясь на комплекс слуховых ощущений, возникающих в процессе прослушивания звукового материала.

Качество оценки находится в прямой зависимости от качества воспроизводимой аппаратуры. Прослушивание фонограмм должно проводиться в специальном, отвечающем установленным акустическим нормам помещении. Уровень прослушивания фонограмм не должен превышать 90 дБ.

Субъективная оценка осуществляется по следующим параметрам:


  1. Пространственное впечатление – параметр переданной в записи акустической обстановки зала, студии, времени и характера реверберации.

  2. Прозрачность (англ. Difnition) – определяется как раздельное восприятие каждого из звуковых компонентов, прослушивание всех линий партитуры, разборчивость речи, четкость дикции. Зависит от мастерства звукорежиссера.

  3. Музыкальный баланс – смысловая уравновешенность громкости звучания отдельных групп инструментов, солистов в общей картине.

  4. Тембр (Sound color) – специфическая окраска звука, благодаря которой, звуки одной и той же высоты и интенсивности, можно отличить друг от друга. При передаче звука необходимо сохранить естественность тембров.

  5. Стереофонический эффект (стереовпечатление) – ощущение пространственного распределения, локализация элементов звукового изображения в определенных точках стереопространства.

  6. Художественное качество (исполнение) – суммарная оценка качества исполнения. Например: стиль, особенность жанра, исполнительская техника, интонация, артикуляция.

  7. Техника приема звука. Оценка технического качества звучания. Наличие помех, нелинейных и АЧХ искажений, детонаций, ухудшающих общее восприятие.

  8. Инструментовка (аранжировка) – оценка музыкальной целостности и состоятельности произведения.

  9. Помехи – шумы в студии и за ее пределами:

- электрические наводки, фон;

- импульсные помехи, треск, цифровые выпадения;

10. Динамический диапазон – параметр интенсивности ощущения звучания в пределах, зависящих от технических условий.
7.1.2. Объективный контроль качества звукозаписи.
Для объективного контроля качества звукозаписи потребуются специальные приборы или их компьютерные аналоги. Любая двуканальная, стереофоническая фонограмма должна соответствовать определенным нормам и стандартам качества:

- уровень громкости;

- спектральный состав;

- стереофоническое представление.
а) Измерение уровня громкости фонограммы принято оценивать по двум принципам:

- квазипиковый измеритель (абр. PPM) – измеритель значения уровня звукового сигнала с высокой точностью времени срабатывания .

- измеритель средних значений (VU, волюметр) – прибор отображающий средние (огибающие) значения звукового сигнала.
б) Контроль совместимости стереосигнала.

Коррелометр – прибор, который отображает разность (корреляцию) фаз между двумя каналами.

Беспорядочное движение стрелки вокруг и около нуля «0» характерно для идеального, с точки зрения соотношения фаз, сигнала. Отклонение в сторону (-) свидетельствует о наличии в стереосигнале противофазных компонентов. Отклонение в сторону (+) говорит о наличии моносигнала.
в) Стереогониометр - прибор, наглядно показывающий соотношение фаз в выходном стереосигнале.

Если сигнал - моно, то на экране будет просто вертикальная линия. Если – стереоканалы находятся в противофазе, то линия будет горизонтальной. Если в стереопаре сигнал от моноисточника, но сдвинут по панораме влево - то верхний край вертикальной линии будет отклонён влево, если смещен вправо - то отклонится вправо.
Хорошему стереосигналу, с "правильной" панорамой будет соответствовать более-менее равномерная засветка всей рабочей площади экрана, в противном случае экранное изображение будет сжато по вертикали, если же много противофазных составляющих - то картинка тоже будет сжата, но уже по горизонтали.
г) Спектроанализатор – прибор для измерения относительного распределения энергии звуковых колебаний в полосе слышимых частот. Отображает обертоновый, гармонический состав:

При правильном соотношении с учетом «кривых равной громкости» показания прибора должны стремиться к ровной горизонтали.

7.2. Монтаж фонограмм.
При монтаже важно учитывать совместимость монтируемых фрагментов по формальным характеристикам:

- темповым;

- динамическим;

- звуковысотным (тембровым).

При физическом способе монтажа (магнитная пленка) две ленты совмещались и разрезались под углом в

45*.

Механический (деструктивный) монтаж ограничен в своих возможностях, чаще всего ведет к потере качества. Современный монтаж происходит посредствам персонального компьютера, где аудиоматериал не подвергается безвозвратной деструкции. Исходные аудиофайлы остаются неизменны.

Наглядно, внутри компьютера звуковые файлы выглядят в виде изображения аналогового процесса, что облегчает монтаж.


Этого изображения достаточно, что бы можно было совершить монтаж не только на слух, но и ориентируясь на звуковое отображение.

Запись звуковых файлов производится в память компьютера и позволяет, не меняя исходного файла менять его структуру в оперативной памяти. Файл может располагаться в любой точке временного звукового пространства, копироваться бесконечное количество раз, подвергаться любой обработке.

Стыки.
Кроме редких случаев, звуковые файлы не должны начинаться и заканчиваться резко, поэтому для начал и окончаний применяется функция FADE «фейд» (fade in и fade out).


Файл, обработанный функциями плавного подъема (IN) и затухания (OUT) выглядит следующим образом.


Виды фейдинга:

Для разных художественных задач применяются различные виды кроссфейдинга.

7.3. Передача речи совместно с музыкой и шумами.
Передача речи в аудиовизуальной программе – задача, требующая особенного внимания при которой необходимо сохранить атмосферу, интонации, тембр, индивидуальные особенности.

В документальном, неигровом кино сохранение особенностей речи является важной задачей. Частотная, тембровая, динамическая коррекция должна быть очень аккуратной, чтобы кадр не потерял документальности.

В игровом, постановочном кино речь – одно из важнейших выразительных средств. Четкость, разборчивость, музыкальность, интонационные и тембровые особенности реплик, монологов, диалогов в кадре направлены на максимальное раскрытие художественного образа.

Голос за кадром – передает мысли, чувства, настроение, поэтому для записи голоса за кадром следует привлекать диктора или актера с поставленным голосом, четкой дикцией, богатым тембром, произношение и интонационную убедительность.

Разборчивость речи можно определить как - отношение количества услышанного текста к количеству переданного текста (измеряется в процентах).

Недостаточная четкость может быть по ряду причин:

- фонетическая не проработанность речи, перенасыщенность звуковой партитуры шумами, музыкой с маскирующим эффектом;

- голосовые особенности диктора, актера (дикция, скороговорка, акцент);

- неудачная запись и/или монтаж (работа звукорежиссера)

- низкие качественные параметры тракта звукопередачи (помещение, излишний шум на природе, нелинейные искажения…)


1   2   3   4   5   6


написать администратору сайта