Главная страница

КНИЖКА ЗВУКОРЕЖИССУРА МУЛЬТИМЕДИА. Понятие звукорежиссура в рамках мультимедиа


Скачать 15.95 Mb.
НазваниеПонятие звукорежиссура в рамках мультимедиа
АнкорКНИЖКА ЗВУКОРЕЖИССУРА МУЛЬТИМЕДИА.doc
Дата27.03.2017
Размер15.95 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаКНИЖКА ЗВУКОРЕЖИССУРА МУЛЬТИМЕДИА.doc
ТипРеферат
#4245
страница5 из 6
1   2   3   4   5   6

Компрессор отличается от лимитера тем, что его амплитудная характеристика принципиально криволинейна. При малом входном сигнале крутизна характеристики большая (коэффициент усиления высок). С ростом входного сигнала усиление становится всё меньше, выходной сигнал тоже уменьшается (компрессируется)

Расширитель (экспандер) обладает зеркальной характеристикой по отношению к компрессору. На выходе он подавляет малые значения входного уровня и усиливает большие уровни, тем самым расширяя динамический диапазон. Экспандер применяется редко для подавления шумов, которые появляются в процессе звукопередачи.
Лимитер используют в конце тракта, что бы ограничить сигнал для избегания нелинейных искажений, перегрузок.

Компрессор, по сути громкое, делает тише, а тихое громче.
Для всех приборов динамической обработки характерны следующие регуляторы:


Основная задача выставить значение срабатывания прибора, точку Threshold. После, в зависимости от задачи указать значение коэффициента, его угол Ratio. Так же в приборах динамической обработки есть два регулятора времени срабатывания Attack, т.е. через какое время после изменения сигнала прибор начнет действовать (мс.) и значение Release – время отключения прибора после изменения сигнала. Чаще всего этот процесс автоматизируется в приборах.
Приборы динамической обработки очень важны в современной звукорежиссуре, однако их использование требует большой точности в выборе режимов. В противном случае звучание может быть непоправимо испорченным!

5.3. Частотная коррекция.
Частотный корректор – устройство, позволяющее изменять амплитудно-частотную характеристику звукового сигнала.

Включение в схему микшерного пульта фильтров различных типов дает возможность звукорежиссеру корректировать тембр звучания, как отдельных инструментов, так и оркестра в целом.

Так же управление частотной характеристикой тракта звукопередачи может помочь скрасить возможные недостатки акустики помещений звукозаписи, а так же улучшить четкость звучания отдельных инструментов, искусственно подчеркивая характерные для этих инструментов спектральные составляющие.

Фильтр высших частот (ФВЧ) – ограничивает нижнюю границу рабочего диапазона путем резкого подавления всех сигналов с частотами меньшими заданной частоты среза.


Фильтр низших частот (ФНЧ) пропускает без ослабления низшие звуковые частоты до какой-то определенной частоты, выбранной в качестве граничной.


Часто подобные фильтры выполнены с фиксированным значением частоты среза.
Параметрический эквалайзер – корректор позволяющий менять АЧХ с выбором «параметров»: частоты (f), глубины (A) и иногда, в отдельных приборах, крутизны (Q) .

Полупараметрический эквалайзер без регулятора значения (Q) но с выбором частоты (f) и с возможностью регулирования амплитуды в (+) или (-).
Графический эквалайзер – устройство на входе, которого сигнал делится на частоты, полосы (полосовые фильтры) с возможностью подъёма или ослабления каждой из полос. Далее сигнал смешивается и подается на выход.

Количество полос в графическом эквалайзере бывает октавной, полуоктавной, 1/3 октавной ширины.


Все фильтры могут быть представлены в виде отдельных блоков и имеют свои виртуальные цифровые аналоги.

5.4. Пространственная обработка. Ревербератор.
О понятии реверберация, и о её естественном происхождении в помещениях говорилось чуть выше. Любое помещение обладает собственными реверберационными характеристиками. Однако не всегда залы и студии позволяют добиться необходимых значений реверберации. Для этого стали использовать искусственную реверберацию.

Суть искусственной реверберации заключена в том, что к прямому сигналу идущему, например, от микрофона подмешивается необходимое количество его отражений, повторений.

Эхокамера – имеет отражающий характер стен с хаотично расположенными по её площади щитами, усиливающими отражения. Создает эффект естественного помещения, зала, холла.

Магнитный, ленточный ревербератор – построен на основе звукозаписывающего магнитофона и множеством воспроизводящих головок. Создает эффект многократного эха. В зависимости от скорости ленты возможны вариации времени прихода отражений.

До появления цифровой звукозаписи, для достижения различных художественных и технических задач в арсенале звукорежиссера должны быть эти приборы и условия. Однако с появлением возможностей цифровой звукозаписи все это стало возможным в одном приборе – пространственном процессоре эффектов.
Как и в естественных условиях, современные цифровые приборы ревербераторы обладают множеством характеристик: время первичных отражений, время реверберации, тембр реверберации и т.д.
Наиболее часто используемые эффекты: Холл (hall), эхо (delay), хорус (chorus), фленджер (flanger), фэйзер (faser). Отличие этих эффектов заключено во времени первичных отражений, времени реверберации, частотной коррекции или в отсутствии одного или нескольких компонентов.

5.5. Аналого-цифровое преобразование (АЦП).
АЦП – процесс замены непрерывной аналоговой прямой на последовательность импульсов с постоянной тактовой частотой. Эта последовательность отображается в двоичном коде, где «0» - отсутствие сигнала «нет», а «1» - наличие «да».

Перед процессом преобразования аналогового сигнала его необходимо ограничить по частоте. Таким образом, частоты за пределами слышимости обрезаются фильтрами ФВЧ и ФНЧ.

Наиболее распространенный способ – импульсно-кодовая модуляция (ИКМ; PCM), которая состоит из трех операций:

1. дискретизация – процесс прерывистого (дискретного) определения уровней аналогового сигнала. Непрерывный аналоговый сигнал преобразуют в поток импульсов. Частота выбирается по теореме Котельникова и равна Fd = 2 х f, где f – верхняя звуковая частота. Т.е. при частоте дискретизации 44,1 кГц, верхняя звуковая частота будет не выше 22,05 кГц.

2. Квантование – процесс деления динамического интервала звукового сигнала на уровни (зоны) пропорционально 2n, где n – разрядность квантования (для n = 16 бит = 65536 строк).

Таким образом, аналоговому сигналу, в каждый отсчет времени присваивается определенная динамическая, численная, цифровая величина.

3. Кодирование – процесс преобразования значений квантования и дискретизации в последовательность единичных и нулевых импульсов в двоичной системе.

Получившаяся группа цифр называется кодовым (цифровым) словом, представляющим значения уровня в единицу времени.


Процесс преобразования «аналог-цифра», неизбежно сопровождается искажениями сигнала, небольшими ошибками, которые особенно заметны на малых уровнях громкости звукового сигнала. Эти искажения называют – шум квантования.

При необходимости обеспечения динамического диапазона в 96 дБ необходимо число разрядов квантования – 16 бит.
С недавнего времени процесс АЦП и цифро-аналогового преобразования (ЦАП) стал осуществляться на основе сигма-делта модуляции (СДМ). В её основе заложен лишь один разряд квантования и очень высокая частота дискретизации (до 2,8 МГц). В процессе такого преобразования в цифровом коде ее амплитуда аналогового сигнала, а направление их изменений. Если амплитуда возрастает, то на выходе преобразователя будет «1», а если понижается, то «0». При этом нулевой уровень кодируется чередованием «0» и «1».
И в ИКМ и СДМ процесс ЦАП происходит в обратном порядке, при этом для полученного ступенчатого сигнала, применяется ФНЧ, который сглаживает сигнал до, почти, первоначального аналогового сигнала.

6. Звукорежиссура как вид художественного творчества.

6.1. Основные понятия звукорежиссуры.

Звукорежиссер мультмедиа в соавторстве с режиссером-постановщиком и композитором создаёт звуковую сферу аудиовизуального произведения, используя художественно-выразительные и технические средства.

Находясь как бы в стыке искусства и техники, используя выразительные приемы, технические и акустические средства звукозаписи, звукорежиссер выступает в роли соавтора аудиовизуальной программы.

Процесс создания мультимедийной программы (фильма, телепередачи) складывается из двух этапов:

- Формирование звукового решения – концептуальной модели звукового образа произведения на основе сценария, режиссерской разработки, задумки;

- Реализация данного решения средствами звукорежиссуры.

Звуковое решение, развиваясь, приобретает вид звуковой экспликации, партитуры.

Звуковая экспликация – документ для производства мультимедийной программы определяющий всю последующую работу над звуком (звуковой сценарий).

Реализация творческого - технического замысла осуществляется в несколько этапов:

- Запись синхронной речи, шумов на площадке (синхронная звукозапись);

- Проведение речевого и шумового озвучания в тонстудии (если необходимо)

- Запись оригинальной или подбор музыки;

- Подбор фонотечного материала и создание оригинальных звуковых эффектов;

- Монтаж звуковых компонентов и их сведение под единый звукозрительный образ.

Из исходного множества первичных звуковых сигналов, представляющих звучание голосов, разнообразных музыкальных и шумовых фактур, акустических, искусственных, синтезированных фонов звукорежиссер конструирует звуковое поле, обеспечивающее полноценное восприятие зрителем-слушателем информации, соответствующей зрительному образу. При этом в тракте звукопередачи происходит процесс активной творческой переработки звукорежиссером исходного материала, который подвергается динамическому, частотному, спектральному, пространственному, временному редактированию.

Участвуя в разработке концепции и реализации звуковой структуры, звукорежиссер является одним из основных фигурантов творческого коллектива, принимая участие в создании мультимедийной программы от начала и до конца. Его главная задача – наиболее полная передача всего комплекса ощущений, свойственных естественному слушанию: пространственного впечатления, прозрачности звучания, звукового и музыкального баланса, тембровой окраски и т.д.

Техника для звукорежиссера – инструмент для воплощения в жизнь своих творческих замыслов.

Известный отечественный звукорежиссер Виктор Борисович Бабушкин, всю жизнь посвятивший профессии определил её так: «Звукорежиссер – это профессионал, способный соединить и правильно скоординировать технические и художественные замыслы звукозаписи. Это человек, которого сама профессия обязывает иметь широкий кругозор. Он должен с одной стороны владеть паяльником, а с другой – иметь хорошее музыкальное, художественное и эстетическое образование».

Звукорежиссер – это специалист способный неестественными средствами добиться естественного звучания.

6.2. Звуковое решение аудиовизуальной программы.

В звуковом решении реализуется авторский замысел – основная идея фильма.

Звук в фильме должен быть не иллюстрацией, а средством созидания, воплощения в кинообразы идей и чувств автора. Если не задумывать основы звукового решения в литературном сценарии, это приведет к тому, что звук фильма не приобретет драматургических свойств, а станет лишь простым дополнением происходящего на экране.

Звуковое решение определяется жанром фильма. Принято различать три основных типа кино: художественное, документальное и мультипликационное. В каждом из них существуют те или иные жанры, определенные принципы построения сюжета, звукозриельного ряда: комедия, трагедия, мелодрама, фильм ужасов, драма, боевик, фантастика, фэнтези, документальный фильм, мультфильм и пр. Каждый из этих жанров обладает уникальным звучанием основной фактуры, речевым озвучанием, музыкой, шумами.

Не зависимо от жанра, любое звуковое решение должно основываться на характере описываемого сюжета, как фактического (в историческом, биографическом кино), так и образном, где формируется основная идея, то, что хочет сказать автор. При разработке звукового решения необходимо учитывать специфику времени, места действия, культуры, менталитета и т.д.

На стадии формирования звукового решения определяется основная канва фильма: тип повествования (закадровый голос), музыкальная и шумовая основа, синхронные и несинхронные звуковые компоненты. Звук должен быть построен на законах психологического и эмоционального восприятия зрителя-слушателя таким образом, что фильм будет восприниматься целостно, где звук дополняет, обогащает изображение и наоборот.

Звуковое решение оформляется в свободном виде, в объёме от одного предложения до самостоятельного художественного произведения с подробным описанием реализации тех или иных звукозрительных образов. На этой же стадии может быть привлечен автор музыки, который предоставляет эскизы, наброски музыкального оформления аудиовизуальной программы.

6.3. Звуковая экспликация.

Звукорежиссер появляется в составе съемочной группы в самом начале производственного процесса. Происходит это задолго до съемок, когда продюсер или режиссер фильма предлагает ознакомиться со сценарием. Часто сценарий представляет собой только литературную версию, хотя гораздо лучше начинать работу с режиссерского сценария, на основе которого звукорежиссер предоставляет звуковое решение.

После создания общей концепции будущего фильма начинается подготовительный период - ответственный этап в системе создания кинофильма. Он необходим для обеспечения художественного качества и рационального производства фильма.

Во время составления общей съемочной схемы согласовывается взаимодействие различных специалистов. Для звукорежиссера такая детальная кадровая проработка очень важна. От того, где находятся актеры и где расположена камера, зависит, каким инструментарием можно пользоваться, где и как следует расположить микрофон и пр.

Звуковая экспликация (лат. объяснение, развертывание) - уточнение и детализация всех звуковых красок, выбор для каждого эпизода (сцены) фильма наиболее выгодных условий и средств записи и реализации звука.

(или) Звуковая экспликация – составная часть постановочного сценария, определяющая всю работу по озвучиванию фильма: синхронных съемок, диалогов, специфических шумов, являющаяся руководством для предварительной и последующей записи музыки, подготовки фонотечного материала и записи естественных звуков, для монтажа звука и перезаписи.

Для удобства работы, звукорежиссер должен составить подробную звуковую экспликацию, описать как можно подробнее звуковое содержание кадра:



6.4. Микрофонная запись.

При работе на съемочной площадке, звукорежиссер должен точно знать принцип звукозаписи:

- синхронный, черновой (для дальнейшего переозвучания);

- синхронный чистовой.

1. Источник звука в кадре неподвижен.

Для записи на съемочной площадке по возможности следует использовать минимальное число микрофонов, в идеальном случае один. Суммирование звуковых сигналов от нескольких микрофонов может вызвать сложное взаимодействие прямых и отраженных звуковых волн, привести к возникновению комбинационной фильтрации и неожиданным результатам — акустической противофазе, выпадению тембра, флэнджер-эффекту и просто к исчезновению некоторых составляющих звукового спектра. Принципы звукозаписи на съемочной площадке требуют точной установки микрофонов с учетом окружающей исполнителя обстановки и в телевидении определяются, главным образом, визуальными требованиями.

1.1. Микрофон в кадре.

Если у режиссера нет возражений против появления микрофонов в кадре (в кино — это большая редкость), звукорежиссер имеет право разместить их там, где он считает нужным для достоверной передачи звуковой картины телепостановки. Ситуация усложняется если актеры импровизируют.

1.1.1. Микрофоны на стойках, подвесах. Одной из главных особенностей микрофона в кадре, является его заметность, что бы он имел неяркую окраску и матовый корпус, чтобы избежать бликов от источников освещения.

1.1.2. Микрофоны на настольных подставках. Этот вариант часто встречается при съемке пресс-конференций, спортивных комментариев, в работе радиодиджея, съемка в зале суда и пр.

1.1.3. Петличные микрофоны. Такие микрофоны незаметны в кадре, они миниатюрны и визуально эстетичны. Их легко скрыть деталями одежды — за галстуком, оборкой платья и пр. Если микрофон на груди возникает сильный подъем НЧ составляющих, для этого необходимо произвести частотную коррекцию. В театральных постановках часто прячут в волосах, париках актёров.

1.2. Микрофоны не могут находиться в кадре.
1   2   3   4   5   6


написать администратору сайта