Главная страница

КНИЖКА ЗВУКОРЕЖИССУРА МУЛЬТИМЕДИА. Понятие звукорежиссура в рамках мультимедиа


Скачать 15.95 Mb.
НазваниеПонятие звукорежиссура в рамках мультимедиа
АнкорКНИЖКА ЗВУКОРЕЖИССУРА МУЛЬТИМЕДИА.doc
Дата27.03.2017
Размер15.95 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаКНИЖКА ЗВУКОРЕЖИССУРА МУЛЬТИМЕДИА.doc
ТипРеферат
#4245
страница1 из 6
  1   2   3   4   5   6





СОДЕРЖАНИЕ.



  1. Понятие «звукорежиссура» в рамках мультимедиа.

    1. Введение.

    2. Краткая история звукозаписи.




  1. Физика звука.

    1. Частота звука.

    2. Строение слухового аппарата.

    3. Звуковой диапазон частот. Виды звуков.

    4. Тембр. Обертона на примере струны.

    5. Формы звуковых колебаний. Синтез.

    6. Динамический диапазон слуха.

    7. Пространство и звук.

    8. Звук в закрытом помещении.




  1. Звукопередача.

    1. Основные понятия.

    2. Преобразование звуковых волн в электрический ток.

    3. Амплитудно-частотная характеристика (АЧХ).

    4. Нелинейные искажения.

    5. Помехи в тракте звукопередачи.

    6. Динамический диапазон передачи.




  1. Микрофоны.

    1. Основные технические характеристики.

    2. Классификация микрофонов.

    3. Стереофония.




  1. Устройства обработки звукового сигнала.

    1. Микшерный пульт.

    2. Автоматические регуляторы динамики (громкости).

    3. Частотная коррекция.

    4. Пространственная обработка. Ревербератор.

    5. Аналого-цифровое преобразование (АЦП).




  1. Звукорежиссура как вид художественного творчества.

    1. Основные понятия звукорежиссуры.

    2. Звуковое решение аудиовизуальной программы.

    3. Звуковая экспликация.

    4. Синхронная запись шумов и голосов.

    5. Музыка в аудиовизуальной программе.

    6. Шумы в аудиовизуальной программе.




  1. Практическая звукорежиссура.

    1. Оценка качества фонограмм.

      1. Субъективная оценка качества фонограммы.

      2. Объективный контроль качества звукозаписи.

    2. Монтаж фонограмм.

    3. Передача речи совместно с музыкой и шумами.


1.Понятие «звукорежиссура» в рамках мультимедиа.

1.1. Введение.

Вряд ли есть необходимость говорить о роли звука в нашей жизни. Безусловно, он важен! Психологи до сих пор не могут сойтись во мнении, что важнее зрение или слух. Мы с вами изучаем понятие «звукорежиссура» в рамках «мультимедиа». Что такое мультимедиа?

Мультимедиа (лат. Multum + Medium) — одновременное использование различных форм представления информации и ее обработки в едином объекте-контейнере.

Аудио-визуальная программа (кино, телевидение, веб-вещание) это программы «мультимедиа». Мы с вами изучим понятие «звука» и «звукорежиссуры» в этих рамках.

Звукорежиссер – творческий, технический исполнитель (руководитель) процесса записи, воспроизведения, усиления, звука.

По сути в этой современной формулировке собраны все звенья и тракты работы со звуком. Раньше это старались поделить по профессиям: звукотехник, звукоинженер, звукооператор, звукооформитель. Современность продиктовала новые требования и в понятие «звукорежиссёр» вложили эти все специальности. Однако в отраслях, где применима звукорежиссура (кино, телевидение, культурно-массовые залы, клубы) есть своё специфическое разделение труда.

Звукорежиссер должен четко представлять свои обязанности, следить за техническим, культурным, конъюнктурным развитием в своей и смежных областях.

Наиболее востребованные качества для профессиональной деятельности звукорежиссера следует отметить:

- музыкальную подготовку (желательно абсолютный музыкальный слух);

- техническое образование (инженер в области электроники, акустики...);

- навыки психолога (коммуникативность обязательно потребуется при работе с людьми).

Естественно, мы не будем углубляться в тонкости познания профессии, мы рассмотрим лишь основу, что бы вы, как дизайнеры имели возможность найти общий язык со звукорежиссером, что повлияет на скорость, качество общей работы и ваших грандиозных проектов.

Дизайнер мультимедийных программ обязан знать основу звукопроизводства, уметь объяснить задачи, сформулировать концепцию для производства звука.

Как известно, что бы идти вперёд, надо знать откуда пришел, потому, что можно случайно пойти назад.

1. 2. Краткая история звукозаписи.

Механическая звукозапись.

24 декабря 1877 года началась эпоха звукозаписи. Изобретатель, физик Томас Алва Эдисон запатентовал первый прибор звукозаписи – фонограф.



Валик не прижился ввиду главного недостатка – его было очень трудно копировать и тиражировать. В 1887 году Эмиль Берлинер запатентовал принцип записи на диск. Копии можно было делать потоковым производством с основной матрицы (клеше).



Этот принцип не потерял актуальности по сей день. Таким образом, на свет появился граммофон:



1887 год – отпечатана первая граммофонная пластинка (грампластинка). Очень хрупкий и не надёжный материал.

1896 год – придумали материал, который оказался более прочным и прослужил основой для грамзаписи до 1945 года.

1897 год – Запущена первая фабрика грамзаписи.

В 1907 году французская фирма «Патэ» разработала и пустила в массовое производство «патефоны», которые отличались меньшими габаритами.



В 50-х годах на смену патефону пришел электропроигрыватель. В это же время был разработан новый материал для пластинок «винилит» и «полихлорвинил», известный нам как «винил». Отличаясь эластичностью, мелкой структурой материала, большей износостойкостью винил зарекомендовал себя и почти не изменился до сегодняшних дней.

В то же время скорость проигрывания снизилась с 78 об./мин. До

33 1/3. Так же долгое время были актуальны пластинки со скоростью 45 об./мин.

Оптическая звукозапись. Имея в распоряжении грамзапись и кинопленку, киноиндустрия не могла не произвести попыток соединить их воедино. Что интересно, желание превратить кино из немого в звуковое, не останавливало разработчиков ни перед чем. Кинопленка сопровождалась грампластинками, которые должны были работать совершенно синхронно с кинопленкой. Пластинки бились, изнашивались.

Оптическая звукозапись на кинопленку.

Эпоха немого кино закончилась, тогда когда в 1926 году был разработан метод оптической записи, что позволяло копировать и тиражировать кинопленку в достаточно больших объемах.



Разработанный принцип преобразования звука в изменяющийся световой поток стал краеугольным камнем в оптической звукозаписи. Преобразованный в световой поток звук фиксировался на светочувствительной поверхности плёнки, образовывая дорожки которые стало возможным считывать обратным путём.

Первый звуковой фильм «Певец джаза» 1927 год.

Магнитная звукозапись.

Возможность преобразования акустических колебаний в электромагнитные была доказана Оберлином Смитом (Oberlin Smith), изложившим принцип магнитной записи на стальную проволоку в 1888 году. Здесь также не обошлось без Томаса Эдисона, ибо на эксперименты с магнитной записью Смита вдохновило посещение знаменитой лаборатории Эдисона.

Но только в 1896 году датский инженер Вальдемар Поульсен (Valdemar Poulsen) сумел создать работоспособное устройство, названное телеграфон. В качестве носителя выступала стальная проволока. Патент на телеграфон был выдан Поульсену в 1898 году.



Основополагающий принцип аналоговой записи звука путем намагничивания носителя с тех пор остался неизменным. На записывающую головку, вдоль которой на постоянной скорости проходит носитель (позднее им стала более удобная лента), подается сигнал с усилителя, в итоге носитель намагничивается в соответствии со звуковым сигналом. При воспроизведении носитель проходит уже вдоль воспроизводящей головки, индуцируя в ней слабый электрический сигнал, который, усиливаясь, поступает в динамик.

Магнитная пленка была запатентована в Германии Фрицем Пфлеймером (Fritz Pfleumer) в середине 20-х годов прошлого века. Поначалу лента изготавливалась на бумажной основе, а впоследствии - на полимерной. В середине 30-х годов ХХ века немецкая фирма BASF наладила серийный выпуск магнитофонной ленты, создававшейся из порошка карбонильного железа либо из магнетита на диацетатной основе.

Бобинные магнитофоны стали использоваться с 30-х годов прошлого века. В конце 50-х появились картриджи, но все же наибольшую популярность снискали компактные и удобные кассетные магнитофоны. Первый "кассетник" был создан голландской фирмой Philips в 1961 году. Пиком развития магнитофонов стоит считать появление плееров Sony марки "Walkman" в 1979 году. Эти маленькие устройства без возможности записи произвели фурор, ибо теперь любимую музыку можно было слушать на ходу, занимаясь спортом и т.п. Кроме того, человек с плеером не мешал окружающим, ибо слушал аудиозаписи в наушниках. Позднее появились плееры с возможностью записи.

Стремительное развитие в конце 70-х годов ХХ века компьютерных технологий привело к появлению возможности хранения и считывания любой информации в цифровом виде с соответствующих носителей. И здесь развитие уже цифровой аудиозаписи пошло двумя путями. Вначале появился и получил широчайшее распространение компакт-диск. Позднее, с появлением вместительных жестких дисков, в массы пошли программы-плееры, которые воспроизводили сжатые аудиозаписи. В итоге, развитие флэш-технологий в начале ХХI века привело к тому, что уже компакт-диски (имеется в виду формат Audio-CD) оказались под угрозой забвения, как это произошло с пластинками и кассетами.

Однако вернемся в 1979 год, когда компании Philips и Sony "сообразили" на двоих производство лазерных дисков. Sony, кстати, привнесла свой метод кодирования сигнала - PCM (Pulse Code Modulation) который использовался в цифровых магнитофонах. Последние обозначались аббревиатурой DAT (Digital Audio Tape) и применялись для профессиональной студийной звукозаписи. Массовое производство компакт-дисков стартовало в 1982 году в ФРГ.

Постепенно оптические диски перестают быть исключительно носителями аудиозаписей. Появляются CD-ROM, а затем CD-R и CD-RW, где уже можно было хранить любую цифровую информацию. На CD-R ее можно было записывать однократно, а на CD-RW - записывать и многократно перезаписывать с помощью соответствующих приводов.

Информация на компакт-диске записывается в виде спиральной дорожки из "питов" (углублений), выдавленных на поликарбонатной подложке. Считывание/запись данных осуществляется с помощью лазерного луча.

2.Физика звука.

2.1. Частота звука.

Мы сталкиваемся со звуком каждый день. По сути, наши уши ни когда не слышали тишины, потому как в естественных условиях её практически не существует (примеры тишины и источников громких звуков). Однако, что такое звук?

Звук – это колебательный процесс, возникающий в воздухе (или другой упругой среде) под действием каких либо колеблющихся предметов.

Источниками звука могут быть, например, голосовые связки человека, струны музыкальных инструментов или любой другой вибрирующий предмет, заставляющий колебаться окружающие его частицы. При этом плотность воздуха (или другой среды) начинает то увеличиваться, то уменьшаться в соответствии с этими колебаниями. Воздух является упругой средой и оказывает некоторое обратное сопротивление колебательному процессу, именно таким образом происходит сжатие и разряжение воздушного пространства.



Звуки образованные синусоидальными сигналами называются простыми, «чистыми», к ним можно отнести камертон и флейту. Звуки других инструментов (голосов, шумов) имеют более сложные по форме колебания и могут содержать в себе целое созвучие простых тонов.

Однако чтоб понять принцип воздействия звука на наши слуховые ощущения достаточно рассмотреть элементарный звук. Его можно описать графиком изменения во времени давления воздуха в определенной точке. При этом в фазу сжатия среды принято называть положительной, а фазу разряжения – отрицательной.

Распределяясь в стороны со скоростью

340 м/сек. звуковые колебания образуют звуковую волну.

Эта волна воздействует на барабанную перепонку уха, приводит её в движение, которые передаются далее по внутреннему уху, вызывая слуховые ощущения.

Звук ограничен рамками пространства – стенами, преградами. Воздух состоит из частиц, которые тоже являются преградой на пути следования звука. Энергия, передаваемая этими частицами со временем угасает, таким образом, ограничивая пространство в котором звучит тот или иной объект. Чтобы достичь наибольшего пространства звучания необходима бо́льшая энергия его источника. Таким образом появляется некое «звуковое поле» звучания того или иного источника (гром, комар)

Звуковое поле – это область распределения звуковых волн.

Полный цикл изменения звукового давления называется периодом. Количество этих периодов в одну секунду определяет частоту звука, которая измеряется в Герцах (Гц).



Другими словами это наименьшее расстояние между точками с одинаковыми фазами колебания, длину которого можно измерить в метрах на условной оси распределения звука.

В акустике, принято считать длины волн в метрах, это необходимая норма для произведения ряда расчетов. Чтобы определить длину волны (λ) необходимо знать её частоту (f) и скорость распределения звука (с).



Формула длины звуковой волны: ,(м.)

(пример применения значений длин волн, λ=340/100=3,4 м.)

Понятие о длине звуковой волны поможет в дальнейшем объяснить закономерности интерференции (сложении) и дифракции (распределении) звуковых волн в пространстве, помещении студий залов и т.д. Так же необходимо понимать каким размером должен обладать источник звука, что бы создавать, достаточное для восприятия, звуковое давление.

Однако стоит помнить том, что звук в воздушной среде совершенно отличается от звука в воде, в разряженном воздухе. Частицы окружающего пространства передают энергию, строго подчиняясь законам физики. Чем плотнее среда, тем лучше происходит передача звука, чем разреженней пространство, тем меньше передается энергия. Например, в вакууме звук не распространяется, в воде передается со скоростью 1485 м/сек., а в твердых телах скорость звука составляет 2000—6500 м/с.

Источники звука.

Наиболее простым источником звука является камертоннебольшой источник точно и ясно издающий звук определённой высоты. Его усы, колеблясь, в пространстве вызывают простые, синусоидальные колебания. Обычно частота издаваемого камертоном звука 440 Гц, что соответствует ноте «ля» первой октавы.

Струна – весьма распространенный источник звука, однако следует учесть, что звук изданный струной почти не слышим нашими ушами, это объясняется её толщиной. Плоскость струны настолько мала, что колебаний воздушной среды не достаточно, чтобы возникло возбуждение барабанной перепонки и слуховых ощущений. Для того что бы звук струны был слышим необходим значительный по размерам резонатор, который предоставляет струне большую плоскость, тем самым усиливая громкость звучания. Частота звука струны определяется её длиной, это её собственная частота возбуждения. При наличии механизмов и устройств, способных сократить струну (лады на гитаре, кулачки в арфе) на определенный отрезок, появляется возможность изменить частоту её возбуждения (примеры).

2.2. Строение слухового аппарата.



Ухо – это не только ушная раковина, которое называется внешним ухом, но и сложный механизм, который состоит из среднего и внутреннего ушей.

Ухо состоит из трёх частей – наружного, среднего и внутреннего.

Наружное ухо состоит из ушной раковины и наружного слухового прохода, а заканчивается оно барабанной перепонкой. Наружное ухо – это рупор, труба конической формы для концентрации энергии звуковых колебаний с целью усиления звука.

Среднее ухо содержит в себе три слуховые косточки – молоточек, наковальню и стремечко. Это самые маленькие косточки человека, каждая из них весит доли грамма. Звуковые волны, пройдя по слуховому проходу, вызывают колебания барабанной перепонки, далее передаются по цепочке слуховых косточек. Здесь звук усиливается в 20 раз.

Внутреннее ухо представляет собой спираль, названную из за сходства, улиткой. В улитке находятся волосковые клетки (названы так, потому что оканчиваются волосками), которые соединены с волокнами слухового нерва. Основная часть улитки заполнена жидкостью (лимфой). Звуковые волны вызывают колебания этой жидкости, что приводит к раздражению волосковых клеток. В них возникают электрические импульсы, которые далее по слуховому нерву движутся к головному мозгу. И лишь в слуховых центрах воспринимаются как звуки.
  1   2   3   4   5   6


написать администратору сайта