Реферат. Реферат Гусевой Е.В. Группа 3-ИИЭиГО-20ИИЭГО-311. Последователи классической школы. Экономические концепции ранних критиков капитализма Студента 3 курса
Скачать 0.84 Mb.
|
Экономические концепции ранних критиков капитализма: социалисты-рикардианцы, социалисты-утописты, С.Сисмонди.Утопический социализм достиг своих наибольших высот в трудах таких мыслителей, как Фурье, Оуэн, Сен-Симон. Анри Сен-Симон (1760-1825) был французским мыслителем и социологом. Считается одним из наиболее известных социалистов-утопистов. Историческая концепция Сен-Симона в основном носила идеалистический характер. Сен-Симоном была предложена концептуальная модель исторического процесса, в котором идеи правят миром, а разум выступает в качестве основной движущей силы для смены различных форм общества. Сен-Симон хотел предложить новую промышленно-индустриальную систему. Мыслитель будущее общество представлял в виде сложной мастерской, в которой развитие земледелия, производства, коммерции дадут возможность обществу достичь всех поставленных целей. Единственно разумная цель для общества, согласно Сен-Симону - это так называемое «производство полезных вещей». Сен-Симон утверждал, что физически люди наиболее счастливы лишь в той стране, где они имеют лучшие жилища, лучше питаются, способны себя обеспечить как предметами первой необходимости, так и предметами роскоши. По отношению к счастью людей в моральном смысле, то Сен-Симон считал, что оно будет полнее при более высоком умственном развитии людей. Для этого, как он полагал, человек должен быть способен ценить произведения искусства, знать законы природы - и тогда среди людей будет царить взаимная благожелательность. Следовательно, согласно убеждениям Сен-Симона, основной целью будущего общественного строя должно стать всестороннее удовлетворение человеческих потребностей (как материальных, так и духовных), а также всестороннее и полное развитие каждого человека. Основными средствами для достижения данной цели мыслитель считал развитие наук, ремесел и искусств. Утопист различает воздействие человека на вещи, а также воздействие человека на человека. Воздействие человека на природу и все материальное мыслитель считает наиболее полезным видом труда. По отношению к взаимодействию людей, то согласно, Сен-Симону, оно является вредным само по себе, поскольку он считал его связанным с бесполезными затратами человеческих сил. Воздействие человека на человека полезно лишь в том случае, когда оно в определенной мере приводит к усилению его воздействия на природу. Значительное место в трудах Сен-Симона принадлежит критике капитализма. Самыми основными недостатками капиталистического строя Сен-Симон считал конкуренцию, бедственное положение рабочего класса и основной массы народа в целом. Рабочих, торговцев и капиталистов Сен-Симон объединял в один класс, который именовал «индустриалами». Духовенство, чиновников, а также дворянство мыслитель считал бесполезными, называя «бесплодными». Будущую социально-экономическую систему Сен-Симон видел промышленно-научной. Также одним из наиболее смелых утверждений Сен-Симона было то, что он считал, что якобы конкуренцию сменит организация производства, а также труд всех для блага всех. Следующей заметной фигурой утопического социализма можно считать француза Шарля Фурье, (1772-1837). Он предложил периодизацию стадий общественного развития, в основе которой им было возложено производственный процесс. Фурье различал классифицировал трудовую деятельность на следующие виды: - Домоводческую; - Земледельческую; - Промышленную; - Торговую; - Просвещенческую; - Изучение и применение наук и изящных искусств. Из всех видов трудовой деятельности Фурье наиболее продуктивным и важным считал земледелие, отводя второстепенную роль промышленности. Он был убежден что следует «свести к минимуму промышленный труд, машинизм, крупную фабричную промышленность». Впрочем, Шарль Фурье достаточно терпимо относился к капитализму, однако презирал «индустриализм». Он считал, что именно в будущем обществе необходим «возврат к земле», а также преобладающая роль сельскохозяйственного производства. «Привлекательный труд» выступает в качестве основы системы будущего общества по Фурье. Мыслитель был убежден, что в обществе, в котором он живет труд является чем-то вроде проклятия, поскольку человек просто вынужден работать под влиянием трёх стимулов: принуждение, нищета, интерес. Фурье мечтал о том, чтобы человек работал в свое удовольствие, идя на работу, как на праздник. Мыслитель полагал, что это вполне возможно в случае, если каждому будет обеспечен минимум средств для существования. Труд, при этом, должен утратить принудительный характер. Для этого необходимо, чтобы каждый мог выбирать себе работу согласно интересам и способностям. Также он считал целесообразным, если труд слегка разнообразится соревнованиями, а также будет производиться в приятной обстановке. Роберт Оуэн (1771-1858) полагал что устройство коммунистических поселений будет неэффективным до тех пор, пока в корне не поменяются нравы людей. По его словам “важнее влиять на людей духовным путем, чем менять сразу практические условия их жизни”. Оуэн предпринял попытку создать коммунистическое поселение в Америке, которое, впрочем, обанкротилось в 1825г. Р. Оуэн, выступая с критикой капитализма, охарактеризовал в качестве «неразумной системы». Сам строй он характеризовал как разобщённый, хаотический и противоречивый, порождающий бедность, а также распри, невежество и войны. Таким образом, Оуэн считал капитализм враждебным интересам трудящихся антинародным строем. «Частная собственность, - как писал Оуэн, - была и есть причина бесчисленных преступлений и бедствий, испытываемых человеком... она причиняет неисчислимый вред низшим, средним и высшим классам». Оуэн был убеждён в непременной смене в будущем капитализма новым обществом. Переход же к новому обществу он считал целесообразным посредством просвещения и законодательных мер. Мыслитель был уверен, что для того, чтобы сменить в корне экономическую среду, то следует, прежде всего, уничтожить прибыль. Стремление к прибыли, как считал Оуэн является главным злом, которое и привело к упадку человеческого рода. Оуэн считал, что прибыль - это синоним несправедливости, поскольку именно она является плюсом к цене продукта. Таким образом утопист считал, что товары должны продаваться по той цене, по какой они стоили. экономический капитализм взгляд |