4.Постклассический период. Постклассический период (IV v вв.)
Скачать 28.12 Kb.
|
Постклассический период (IV - V вв.) 19.Доминат как политический контекст нового периода римского гражданского права; реформы Диоклетиана.20.Реформы Константина; утверждение христианства, раздвоение Империи на Западную и Восточную; падение Империи на Западе.21.Постклассический "вульгаризм" и юридические памятники эпохи. Основные понятия: доминат, тетрархия, колоны (coloni), декурионы (decuriones), часть Империи (pars imperil), императорская конституция (constitutio), вульгаризм, юридическая (учебная) школа, профессора (praeceptores). 19. Хронологически этот период ограничен концом классического и началом правления Юстиниана. Такая периодизация отражает традиционно негативное отношение к этой эпохе, определяемой по контрасту с предшествующим расцветом и последующим синтезом. Пять десятилетий общего кризиса римского общества во второй половине III в. вряд ли вообще поддаются включению в рамки какого-либо периода, каждый из которых, несомненно, обладает своей исторической ценностью. Эпоха позднего Рима отмечена глубокими политическими (становление домината), культурными (утверждение христианства) и правовыми переменами, которые на многие столетия определили облик Европы. В 284 г. иллирийские легионы возвели на трон Диоклетиана. Император не ограничился утверждением единоличной власти, но реформировал всю систему управления Империей, пригласив сначала лично преданного ему полководца Максимиана взять на себя руководство западными провинциями, а затем назначив двух правителей провинций помощниками себе (Галерия) и Максимиану (Констанция Хлора). Диоклетиан и Максимиан именовались августами, а усыновленные ими помощники - цезарями. Было установлено, что по смерти августа ему наследует соответствующий цезарь, который назначает себе (и усыновляет) нового цезаря. Lex de imperio был упразднен, и монархия сбросила республиканские одежды. Эта система правления четырех - тетрархия - означала не разделение Империи (высшую власть сохранял Диоклетиан), но децентрализацию управления. Последовала административная реформа, в результате которой возникли объединения уменьшенных в размерах провинций - диоцезы, возглавляемые викариями, подчиненными префекту претория. Были созданы новые бюрократические институты, а консулат и претура потеряли прежнее значение. Диоклетиан ввел новую систему налогообложения, проведя тщательную регистрацию податных возможностей всех территорий. Он положил начало формированию профессиональных каст, предписав, чтобы дети военнослужащих посвящали себя ремеслу отцов, прикрепив к земле наследственных арендаторов - колонов (coloni), что стало настоящим крепостным правом при Феодосии в конце IV в., а также установив наследственное членство в муниципальных советах - куриях, члены которых (декурионы, decuriones) отвечали всем своим имуществом за сбор налогов, ожидаемых от области. Его финансовая политика была неудачна, не имели успеха и гонения на христиан, возобновленные в 303 г. после периода терпимости (по императорскому эдикту, принятому в Никомедии, церкви закрывались, их имущество конфисковывалось, тексты Священного писания подлежали уничтожению). В 305 г. Диоклетиан отказался от престола и принудил к этому Максимиана на Западе. Констанций Хлор относился к христианам с симпатией, а на Востоке Галерий, накануне смерти, издает эдикт о терпимости (311 г.). В 306 г. после смерти Констанция его сын Константин был провозглашен войсками августом, власть которого утверждается на Западе с военной: победой над сыном Максимиана Максенцием в 312 г. 20. В 313 г. Константин издает Миланский эдикт, который ставит христианство в равное положение с другими вероисповеданиями и возвращает церквам конфискованное имущество. Победа над восточным августом Лицинием в 324 г. распространяет власть Константина и христианофильские настроения на всю Империю. В отличие от Диоклетиана Константин не видел в христианстве угрозы государственности. Напротив, активно вмешиваясь в вопросы церковного строительства и возглавив борьбу с ересями (именно Константин созывает в 325 г. Никейский собор, утвердивший православный догмат единосущности Отца и Сына), он ставит христианскую церковь в подчиненное положение по отношению к императорской власти даже идеологически114 . В 380 г. Феодосии Великий издает в Милане эдикт, повелевающий подданным принять христианство в никенианской форме. В 391 г. он закрывает языческие храмы и начинает гонения на отступников. Константин проводит успешную финансовую реформу, совершенствует налогообложение, разделяет административную и военную власть (отнимая последнюю у префектов претория), еще более усиливает армию и переносит столицу в Византии, названный впоследствии его именем. При его сыне Констанции в Константинополе, как в Риме, начинают выбирать консулов, по именам которых называют год. В новую столицу стекались лучшие административные кадры, тогда как на Западе дела пошли хуже и финансовый крах стал неизбежным. Раздвоение Империи получает еще более явный характер после смерти Феодосия Великого в 395 г., когда спор двух partes imperil из-за диоцезов Дакии и Македонии приводит к тому, что вестготы Алариха, признанные Феодосием союзниками Империи, захватывают и грабят Рим (410 г.). Восстановление политического сотрудничества в 425 г. при возведении на западный трон Валентиниана III, не спасает pars Occidentis от вторжений вандалов Гензериха, подчинивших в 439 г. Африку, и гуннов Атиллы, разоривших в 451 - 452 гг. Галлию и северную Италию. В 455 г. вандалы захватили Сардинию и оттуда совершили грабительский набег на Рим. Практика союзов с варварами и приглашения их на римскую службу привела к тому, что в 476 г. в результате политического конфликта знаки императорской власти были отняты у юного узурпатора по имени Ромул (которого традиционно считают последним императором, стремясь подчеркнуть иронию истории) варварским вождем Одоакром и отосланы в Константинополь императору Зенону, у которого Одоакр испрашивал для себя управление Италией. Законный - признаваемый Зеноном - император Юлий Непот умер в 480 г. Вскоре Италия - все, что оставалось к этому времени от западной части Империи, - была освобождена руками остготов Теодориха. Одоакр, запершийся в Равенне, убит в 493 г. В Риме, где все это время по-прежнему продолжались выборы консулов, а административную власть отправлял praefectus urbi, Теодорих стал высшим военачальником, сохранив титул rex. Отвоевав часть Галлии, он тем самым распространил на нее юрисдикцию римского префекта претория. Юго-западная часть Галлии и Испания в конце V в. составили территорию королевства вестготов, юго-восточная Галлия - бургундов, Галлия к северу от Луары - франков Хлодвига. 21. Правовое развитие эпохи отвечает усилению бюрократизма, феодализации государства и упадку автономии личности. Со времен Константина, когда основной формой позитивного права становится императорская конституция (constitutio - установление) в форме эдикта (нормы общего действия - lex generalis)115, резко падает качество работы канцелярии, юридическая и языковая форма законов отныне заметно уступает классическим образцам. Снижение уровня научной разработки права и подготовки практикующих чиновников получило название постклассического вульгаризма. Юристы этой эпохи не обладают интеллектуальной самостоятельностью: слишком велик авторитет научного наследия их предшественников. Подчиняясь общей установке эпохи на стабилизацию и унификацию позитивного права, они предпочитали вносить изменения в те немногие труды классиков, которые продолжали служить учебной литературой, одновременно сокращая их в объеме. Иногда из-под их пера выходили компиляции, составленные из разных трудов классического автора, также подвергшихся переработке. В начале IV в. на основе элементарной работы Ульпиана в одной книге "Regulae" был составлен еще более краткий учебник116, дошедший в качестве приложения к принятому в 506 г. кодексу вестготского короля Алариха II (lex Romana Wisigothorum117, или Breviarium Alarici), который в средние века сохранял силу в Испании. Список титулов в начале этой компиляции предваряют слова: "Incipiunt tituli ex corpore Ulpiani" ("Начинаются главы из собрания сочинений Ульпиана"), - которые указывают в качестве источника хрестоматию (corpus) выдержек из разных сочинений Ульпиана. Порядок изложения совпадает с "Институциями" Гая, но это не означает, что хрестоматия была составлена на этой основе: скорее, "Институции" самого Ульпиана (в 2 книгах) уже следовали этому образцу. Фрагмент под титулом "De testamentis" ("О завещаниях") представлен в Дигестах и имеет параллель в Институциях Юстиниана (Ulp., Reg., 20,6 = D. 22,5,17; I. 2,10,8), при составлении которых, видимо, использовалось одноименное сочинение классика. Рукопись не содержит изложение обязательств и исков, обрываясь в конце раздела о наследовании118 . Значительно большим авторитетом пользовалась переработка элементарного сочинения Павла "Sententiae" в 5 книгах, текст которой также дошел в приложении к Breviarium. Сопоставление этой рукописи с фрагментами из "Сентенций" в Дигестах, Collatio, Consultatio, Fragmenta Vaticana, lex Romana Burgundiorum показало, что после сокращения и обновления в конце III в. работа существовала в разных редакциях на Западе и на Востоке, причем первая была дополнена ссылками на императорские конституции IV - V вв., тогда как вторая перерабатывалась с учетом практики. Краткость и ясность работы были оценены в конституции Константина 327 г. (С. Th. 1,4,2), которая наделяла "Сентенции" нормативной силой, а также в Законе о цитировании 426 г. (С. Тh. 1,4,3). В то же время сама необходимость в подтверждении аутентичности "Сентенций" и официальной поддержке их авторитета говорит о сомнениях среди специалистов. Имеющийся в нашем распоряжении гибрид позволяет, однако, судить и о классическом субстрате - сочинении Павла, составленном в 207 - 212 гг. по образцу "Digesta", - и о позднейших новациях, отраженных в изменениях, внесенных в текст эпитомы в постклассический период. О своеобразной переработке "Институций" Гая свидетельствует Epitome Gaii, приложенная к Breviarium. Вестготы использовали эпитому, которая обнимала три первые книги "Институций", причем две последние были объединены в одну книгу. Отсутствие четвертой книги соответствует отмене классического процесса и говорит о практической ориентации автора сокращения. Существование качественных хрестоматий из произведений поздних классических авторов отражено в двух коллекциях: Fragmenta Vaticana и Collatio legum Mosaicarum et Romanarum. Палимпсест (IV в.) первой был обнаружен в 1821 г. в Ватиканской библиотеке. Текст содержит фрагменты сочинений Папиниана, Павла и Ульпиана, а также конституции 312 - 318 гг. Две более поздние конституции - 330 г. и 372 г. (FV, 248 и 37), видимо, добавлены позднее. Частичное (вероятно, поспешное) избавление названий фрагментов конституций (inscriptiones) от имени противника Константина Лициния соответствует приказу Константина (damnatio memoriae) 324 г. и указывает на дату публикации. Тексты классиков сохранены вполне добро- совестно, тексты конституций, в отличие от позднейших официальных кодексов, приведены в полном виде. "Сопоставление законов Моисея и Римлян", называемое также "Lex Dei", дошло в трех рукописях IX - X вв., ни одна из которых не содержит полный текст собрания. Произведение делилось на титулы, каждый из которых начинался с изложения нормы еврейского права ("Moyses dick..."), за которым следовали тексты римских юристов или императорских конституций. Сопоставление - крайне низкого уровня - опиралось на превосходную хрестоматию, составленную в начале правления Константина (конституция 390 г. - Coll., 5,3,1 - позднее добавление). Датировка самой Collatio спорна. Дошедшие части работы обнимают в основном материю уголовного права, хотя несколько титулов: Coll., 10, De deposito (о договоре поклажи); 16, De legitima successione (о наследовании по закону), - относятся к гражданскому праву. Начиная с конца IV в. в юридических школах получает развитие классицистическая тенденция в отношении к праву. В моду входят ссылки на признанные авторитеты классического периода, стиль признанных мастеров, дискуссии по правовым проблемам. Этому направлению, однако, чужд исторический подход к классическому наследию, напротив, профессора (praeceptores) юридических школ в Берите (Бейруте), Константинополе, Александрии, Риме стремятся установить некий канон, который они воспринимали как наивысшее выражение правовой науки. Практические соображения заставляли praeceptores сосредочить внимание на трудах юристов Северовской эпохи и "Институциях" Гая. Считалось, что, только овладев классическим наследием, юрист может обращаться к императорским конституциям. Подготовка начиналась с изучения элементарных работ (прежде всего, Гая), на втором году обучения изучался эдикт (видимо, на основе комментария Ульпиана), затем - труды Папиниана. Лишь на четвертом году обучения обращались к практическим вопросам, но изучали их самостоятельно, без лекций - по проблемным работам Павла. Наконец, на пятом году брались за конституции под руководством индивидуальных наставников, но опять-таки без общих лекций. Профессора избегали комментировать конституции и действующее право, предпочитая растолковывать студентам вышедшие из употребления классические нормы, лишь частично адаптированные к условиям современности. До нас дошли некоторые образцы классицизирующей литературы этого периода. Палимпсест с неполной рукописью лемматического комментария V в. к "Институциям" Гая был обнаружен в библиотеке города Отан (древний Augustodunum) в 1898 г. Комментарий, называемый теперь Fragmenta Augustodunensia, охватывал все четыре книги "Институций" и обращался к студентам-юристам одной из западных юридических школ. Примечательно сохранение интереса к процессу per formulas, совершенно вышедшему из употребления в то время. Сходным тоном профессорских наставлений пронизана авторская компиляция V в., составленная в Галлии. Ее издание в 1577 г. осуществил Куяций в Париже, назвав произведение "Consultatio veteris cuiusdam iurisconsulti" ("Консультация одного древнего юрисконсульта"). Рукопись была позже утрачена, и издание Куяция остается единственным источником этого сочинения. Автор называл практическую проблему, о которой его спрашивал ученик, излагал свой взгляд, цитируя в подтверждение Pauli Sententiae и конституции из кодексов Грегория, Гермогениана и Феодосия. Источниковедческий анализ позволил установить, что работа, составленная в конце V в., была дополнена в начале VI в. Первоначально она была адресована студенту последнего года обучения, впоследствии использовалась в судебной практике. На Востоке (видимо, в школе Берита) в это же время был составлен комментарий на греческом языке к "Ad Sabinum" Ульпиана, от которого дошли незначительные фрагменты, относящиеся к 35 - 38-й книгам. В работе часты ссылки на других классиков, а также на кодексы императорских конституций, включая кодекс Феодосия. Три текста Ульпиана имеют соответствия в Дигестах Юстиниана. Во всех трех усматривают интерполяции, которые, таким образом, оказываются доюстиниановского происхождения. Интерес к институтам ius civile указывает на учебный характер этого труда. К этому роду сочинений принадлежит и т. н. Сирийско-римская книга законов (Libri Syro-Romani, или Leges saeculares), которая дошла в нескольких версиях: сирийской, арабской и армянской, что восполняет утраченный греческий подлинник. Этот оригинальный труд V в., в основном посвященный вопросам наследственного права, использует материалы как древнего ius civile, так и ius novum - конституции и сенатские постановления 476 - 477 гг., но совершенно игнорирует институты ius honorarium. Сочинение, составленное в дидактических целях, имело также практическое применение и поэтому пользовалось столь широкой известностью. В отношении сирийской версии предполагается, что она была составлена в VIII в. для применения к христианам, которые обладали в мусульманской стране судебной автономией. Издания постклассических компиляций обычно публикуют вместе с изданиями фрагментов классических авторов, дошедших помимо компиляции Юстиниана: Brans С. С. Fontes iuris Romani antiqui. Vol. 2, 7-е изд. под ред. Gradenwitz О.: Tuebingen, 1909; Cirard P. F. Textes de droit romain, 6-е изд. под ред. Senn F.: Paris, 1937; Fontes iuris Romani anteiustiniani [Riccobono S., Baviera G., Ferrini C., Furlani G., Arangio-Ruiz V.]. Vol. 2. Auctores; 2-е изд. под ред. Baviera J. (Libri Syro-Romani под ред. Furlani J.): Florentiae, 1968. От постклассического периода до нас дошли значительные фрагменты (большая часть в Кодексе Алариха 506 г.) собрания конституций христианских императоров, подготовленного в 429 - 438 гг. по инициативе императора Феодосия II (Codex Theodosianus). Кодекс Феодосия остается основным источником по частному праву эпохи. В средние века он действовал на юге Франции (куда не проникла юстиниановская кодификация), определив тем самым существенное отличие этой части, располагавшей писаным правом (droit ecrit), от северной Франции, где правовая система основывалась на франкских обычаях (coutumes). Его образцовую реконструкцию осуществил Т. Моммзен: |