Главная страница

история. Постмодернизм и информационные технологии


Скачать 490.99 Kb.
НазваниеПостмодернизм и информационные технологии
Дата14.05.2022
Размер490.99 Kb.
Формат файлаpptx
Имя файлаистория.pptx
ТипДокументы
#528685

Постмодернизм и информационные технологии

Определение

Постмодернизм - термин, обозначающий структурно сходные явления в мировой общественной жизни и культуре второй половины XX — начала XXI вв. Постмодернизм - совокупное обозначение наметившихся в последние 25 — 30 лет в культурном развитии и самосознании населения развитых стран Запада. Постмодернизм представляет собой относительно недавнее явление. Он является, прежде всего, культурой постиндустриального, информационного общества. В той или иной мере постмодернизм проявляется во всех сферах общественной жизни, включая экономику и политику. Наиболее ярко постмодернизм проявил себя в культуре и искусстве. Зарождение постмодерна — это 60 — 70-е гг. XX в., связано и логически вытекает из процессов модернизма как реакции на кризис его идей, а гак же на так называемую смерть супероснований: Бога (Ницше); идеи Р. Барга о необходимости семиотической интерпретации социокультурных процессов человека.

История

Впервые термин «постмодернизм» появляется в период Первой мировой войны в работе Р. Панвица «Кризис европейской культуры» (1914).

В 1934 году в своей книге «Антология испанской и латиноамериканской поэзии» литературовед Ф. де Онис применяет его для обозначения реакции на модернизм. Однако в эстетике термин «постмодернизм» не приживается. В 1947 году Арнольд Тойнби в книге «Постижение истории» придает постмодернизму культурологический смысл: постмодернизм символизирует конец западного господства в религии и культуре. Популярность термин «постмодернизм» обрел благодаря Чарльзу Дженксу. По мнению Ч. Дженкса постмодернизм означал отход от экстремизма и нигилизма неоавангарда, частичный возврат к традициям, акцент на коммуникативную роль архитектуры. Впоследствии происходит расширение содержания этого понятия с первоначально узкого определения новых тенденций в американской архитектуре и нового течения во французской философии (Ж. Деррида, Ж. - Ф. Лиотар) до определения, охватывающего начавшиеся в 60 - 70-е годы XX в. процессы во всех областях культуры, включая феминистское и ангирасистское движения.

Основные черты и особенности культуры постмодернизма

В культурно-эстетическом плане постмодернизм выступает как освоение опыта художественного авангарда. Постмодернизм полностью стирает грань между самостоятельными сферами духовной культуры и уровнями сознания - между «научным» и «обыденным» сознанием, «высоким искусством» и «китчем». Постмодернистская установка по отношению к культуре возникает как результат нарушения «чистоты» такого феномена, как искусство. Условием его возможности выступает изначальное обращение, восходящее к созидающему началу (субъекту), оригинальному творческому деянию. Если же эти условия нарушены, то существование искусства в его прежних (классических или модернистских) формах оказывается под вопросом. При этом стратегия постмодернизма состоит не в утверждении деструкции в противовес творчеству, манипуляции игры с цитатами - серьезному созиданию, а в дистанцировании от самих оппозиций «разрушение - созидание», «серьезность - игра».

Культура конца XX столетия, постмодерна, характеризуется следующими чертами:

  • Плюрализм и фрагментарность культуры
  • Вытеснение реальности системой фантомов сознания, стирающих различие реального и воображаемого, замыкающихся на самих себе копий без оригиналов
  • Театрализация сегодняшней социально-политической и духовной жизни
  • Поиск новых форм достижения социальной и культурной идентичности
  • Неопределенность, открытость, незавершенность, стирание пространственных и временных границ
  • Массовая культура
  • Традиционно культура существовала на двух уровнях: «высоком», элитарном, связанным с профессиональной деятельностью в религиозной сфере, философии, науке, искусстве; «низшем», повседневном, общедоступном, фольклорном

Постмодернизм в искусстве

В настоящее время уже можно говорить о постмодернизме как о сложившемся стиле искусства со своими типологическими признаками:

  • Использование готовых форм
  • Маргинальность
  • Ирония
  • Синтетичность как типологический признак
  • Сплав старого, прежнего, уже бывшего в употреблении, использованного в новом маргинальном контексте
  • В настоящее время постмодернизм рассматривается как новый художественный стиль, отличающийся от авангарда возвратом к красоте вторичной реальности, повествовательности, обращением к сюжету, мелодии, гармонии вторичных форм. Принято считать, что в постмодерне нет ничего нового, это культура без собственного содержания, и потому использующая как строительный материал все предшествующие наработки.

Видеоискусство

Популярным видом художественного творчества в постмодернизме стал видеоарт (компьютерная графика и видеоклипы). По мнению Бэк Нам Чжуна – основоположника видеоарта – электронные средства коммуникации обращены только к разуму, они перегружают мозг человека информацией, между ними создается конфликт. Его разрешение видится через внесение эстетических начал в телекоммуникации.


написать администратору сайта