Главная страница

Контрольная работа. Потребности, мотивы и направленность личности в общении


Скачать 58.74 Kb.
НазваниеПотребности, мотивы и направленность личности в общении
Дата22.04.2023
Размер58.74 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаКонтрольная работа.docx
ТипКонтрольная работа
#1081136


Контрольная работа

На тему: Потребности, мотивы и направленность личности в общении.

Содержание:


Введение

3

  1. Потребности и мотивы личности в общении

5

  1. Направленность личности: формирования, формы и виды

13

Заключение

20

Список литературы

22


Введение

Актуальность темы работы следует из того, что направленность личности в общении отражает мотивы ее поведения и деятельности, общий жизненный замысел, соотношение целей и средств их достижения, ее ценностные ориентации. Ценностное отношение, как и ценность, объективно само по себе и одновременно субъективно, так как существует в сознании субъекта.

Без направленности не обойтись при анализе мыслительной деятельности и внимания. В.В. Богословский отмечал: «Направленность личности - это система побуждений, определяющая избирательность отношений и активность человека».

Впервые слово «мотивация» употребил А. Шопенгауэр в статье «Четыре принципа достаточной причины» (1900-1910). Затем этот термин прочно вошел в психологический обиход для объяснения причин поведения человека и животных.

В настоящее время, мотивация как психическое явление трактуется по-разному. В первом случае — как совокупность факторов, поддерживающих и направляющих, то есть определяющих поведение (К. Мадсен, Ж. Годфруа), во втором случае — как совокупность мотивов (К. К. Платонов), в третьем — как побуждение, вызывающее активность организма и определяющее ее направленность.

Поскольку проблема потребностей, мотивов и направленности личности в общении весьма актуальна сегодня, целью нашей контрольной работы является раскрытие сущности потребностно-мотивационной сферы личности в общении.

Целью работы является изучение потребностей, мотивов и направленности личности в общении.

Объект - изучение потребностей личности.

Предмет - мотивы и направленность личности в общении.

В соответствии поставленной целью определено решение следующих задач:

- изучить потребности личности в общении;

- рассмотреть направленность личности в общении;

- проанализировать мотивы личности в общении;

Поставленная цель, задачи определили структуру работы. Работа состоит из введения, основной части, заключения, списка литературы.

1.Потребности и мотивы личности в общении

Общение - одно из важнейших явлений человека, поскольку порождает такие феномены, как обмен информацией, восприятие людьми друг друга, руководство и лидерство, сплоченность и конфликтность, симпатия и антипатия и т.д.

Общение непосредственно связано с деятельностью и рассматривается в двух планах: как аспект совместной деятельности и как ее продукт (В. Слободчиков, Е. Исаев). Вместе с тем деятельность посредством общения не просто организуется, но и обогащается, в ней возникают новые связи и отношения между людьми. По мнению Г. Андреевой, такое широкое понимание связи общения и деятельности соответствует пониманию самого общения как важного условия присвоения индивидом достижений исторического развития человечества, будь то на микроуровне, в непосредственном окружении, или на макроуровне, во всей системе социальных связей.8

Понятие «общение» толкуется в психологической литературе по-разному: как особый вид деятельности; как специфическая социальная форма информационной связи; как форма взаимодействия субъектов; как самостоятельная и сведенная к деятельности категория; как процесс межличностного взаимодействия; как обмен мыслями, чувствами и переживаниями; как существенный аспект человеческой деятельности; как реальность человеческих отношений, что предполагает любые формы совместной деятельности людей; как универсальная реальность бытия человека, порождается и поддерживается различными формами человеческих отношений.

Любой вид или форма человеческой деятельности (игра, руководство, воспитание) проявляются через общение и наоборот. И даже общение с самим собой происходит таким образом, что человек мысленно продолжает разговор с партнером, с которым недавно общался.

То есть индивид действует так, будто принадлежит к какому-то сообществу: он заранее обдумывает сценарий разговора, предусматривает возможные аргументы и контраргументы участников общения, тактические приемы убеждения, возможные типы контактов и т.д.

Потребность - это динамическая сила, исходящая от организма. Удовлетворение потребности предполагает взаимодействие с социальными ситуациями и их преобразование в целях достижения адаптации; в то же время и сами ситуации, и потребности других людей могут выступать и как побуждение (потребность), и как препятствие (давление).

Цель любой деятельности человека - это удовлетворение потребностей. Человек работает, чтобы обеспечить себе питание, одежду, отдых, развлечения. Человек, не имеющий потребностей - мертвый человек.15

Эволюция превращает существо с низким уровнем развития в высокоорганизованное. Основным признаком этого превращения является появление на определенном этапе высших потребностей.

Потребности не остаются неизменными, они меняются и совершенствуются в зависимости от роста общей культуры человека, его знаний о действительности и отношений к ней.

Потребности обнаруживаются в мотивах, влечениях, желаниях и прочем, побуждающих человека к деятельности и становящихся формой проявления потребности. Если в потребности деятельность по существу зависима от ее предметно-общественного содержания, то в мотивах эта зависимость проявляется как собственная активность субъекта. Поэтому раскрываемая в поведении личности система мотивов богаче признаками и более подвижна, чем потребность, составляющая ее сущность. Воспитание потребностей - одна из центральных задач формирования личности.

Как известно, термин «мотив» толкуется разными психологами по-разному. В нашем случае понятие мотива тесно связано с понятием потребности. А.Н. Леонтьев пишет об этом так: «В самом потребностном состоянии субъекта предмет, который способен удовлетворить потребность, жестко не записан. До своего первого удовлетворения потребность «не знает» своего предмета, он еще должен быть обнаружен. Только в результате такого обнаружения потребность приобретает свою предметность, а воспринимаемый (представляемый, мыслимый) предмет - свою побудительную и направляющую деятельность функцию, т. е. становится мотивом». Таким образом, мотив деятельности совпадает с ее предметом. Следовательно, для каждого участника взаимодействия мотивом общения служит другой человек, его партнер по общению.6

В случае коммуникации с взрослым мотивом общения, побуждающим ребенка обратиться к взрослому, совершить инициативный акт общения, или ответить ему, совершить реактивное действие, является сам взрослый человек. Но окружающие очень сложны и разнообразны. Кроме того, они постоянно изменяются под влиянием различных событий и обстоятельств. В разные периоды детства ребенок способен увидеть в своем партнере лишь часть его действительных качеств. Взрослея, ребенок постигает других людей в их все более существенных и глубоких свойствах. Параллельно изменяется и то в партнере, что мотивирует социальные акты детей на различных ступенях дошкольного детства. Так возникают разные категории мотивов общения и происходит развитие каждой из них.17

Очень важно учитывать тот факт, что в процессе общения активны все участники взаимодействия. Следовательно, если между ребенком и взрослым разворачивается общение, то не только взрослый оказывается мотивом социального поведения ребенка: ребенок тоже обязательно становится объектом - а значит, и мотивом - деятельности общения у взрослого человека. Эти два мотива принадлежат разным людям: один - ребенку, а другой - его партнеру, но они функционируют в едином взаимодействии этих людей и поэтому взаимно обусловливают друг друга. Изучая мотивы общения детей с взрослыми и сверстниками, мы столкнулись с переплетением их встречных мотивов, настолько тесным, что в большинстве случаев разделить их можно только путем сложного анализа. Мы постоянно вынуждены говорить не только о том, что привлекает ребенка в партнере, но и о том, что он получает от него, становясь мотивом (объектом) активной коммуникативной деятельности последнего.

Анализируя результаты экспериментальных работ, ученые пришли к выводу, что мотивы, побуждающие ребенка вступать в общение с взрослыми, связаны с тремя его главными потребностями:

1) потребность во впечатлениях,

2) потребность в активной деятельности,

3) потребность в признании и поддержке.

Общение с взрослым составляет лишь часть более широкого взаимодействия ребенка и взрослого, в основе которого лежат указанные нужды детей.8

Основополагающий для марксистской теории личности тезис о том, что отдельные индивиды таковы, какова их практическая деятельность, органически взаимосвязан с положением о том, что эти индивиды развиваются и формируются в практическом общении, благодаря различным взаимоотношениям и взаимодействиям друг с другом. Общение, как деятельность вообще, не только способ бытия развивающейся личности, но и один из важнейших способов освоения человеческой жизни.

Проблема общения в связи с его детерминирующим влиянием на процесс развития и формирования личности может быть рассмотрена в двух аспектах.

С одной стороны, общение - материально-практическое взаимодействие между индивидами и в этом значении вплетено «в язык реальной жизни». Люди с необходимостью вступают - и не могут не вступать - в определенные отношения друг с другом уже в силу общественного способа своего существования, в котором любое отношение индивида как личности, в том числе и к самому себе, опосредовано его отношением к другому человеку.

Общение - компонент, атрибут деятельности как специфически человеческой формы активности. Сама деятельность содержит в себе объективную необходимость общения между индивидами в форме «обмена» (К. Маркс) способностями, знаниями, опытом, результатами деятельности и т. д. Будучи непосредственно вплетенным в различные виды деятельности в качестве их существенного и обязательного момента, общение необходимо включено в процесс детерминации развития личности как субъекта деятельности. Таким образом, реализация принципа деятельности, сформулированного в советской психологии, применительно к развитию личности предполагает анализ детерминирующего влияния на личность субъект-субъектных отношений.14

При таком анализе учитывается тот факт, что общественно-исторический опыт человечества реально представлен не только предметно - в орудиях труда, в памятниках культуры и искусства и т. д., но и субъективно - в живом опыте реально существующих индивидов. В свою очередь, развитие личности в деятельности предстает как присвоение ею своей общественной сущности, заключенной не только в предметах и способах оперирования с ними, но и в опыте живых людей. Деятельность служит той всеобщей формой бытия человека, посредством которой присваивает свою общественную сущность одновременно и предметно, через взаимодействие с предметным миром, и субъектно, т. е. через взаимодействие с другими индивидами в процессе производства «совокупного» (К. Маркс) общественного продукта.9

Проблема общения выступает в психологии еще в одном аспекте. Он связан с тем, что общение как межличностное взаимодействие выступает содержанием одной из фундаментальных человеческих потребностей - потребности человека в личности другого индивида.

Духовные потребности, к которым, кроме потребности в общении и трудовой деятельности, относятся также нравственные, эстетические, познавательные и другие, выражают основные тенденции развития личности, представляя внутренний потенциал ее целостного самоосуществления. При таком понимании процесс развития личности раскрывается не как совокупность пассивных изменений в структуре ее психологической организации под влиянием внешних воздействий, а как активный процесс самоорганизации и самодетерминации, где сама личность выступает деятельным, творческим началом этих изменений.

Потребность человека в общении, предметом которой выступает личность другого человека в качестве ему подобного, но обладающего богатством собственной субъективности реализуется прежде всего как межличностное взаимодействие. В процессе этого взаимодействия происходит обмен идеями, мыслями, чувствами, размышлениями, переживаниями, интересами, настроениями, чертами характера и т. д., т. е. всем тем, что выступает достоянием внутреннего мира общающихся индивидов и определяет богатство их субъективного опыта.7

В межличностном взаимодействии устанавливается «диалогическая» связь равноправных партнеров, в которой нет поляризаций сторон в том смысле, что один «производит», а другой «потребляет». Это всегда двустороннее, взаимное обогащение, поскольку, делясь своими чувствами, мыслями, знаниями с другими, «отдавая» себя другим, человек сам становится духовно богаче, достигает более высоких уровней нравственной и психологической зрелости. Со всей наглядностью и очевидностью эта закономерность выступает в чувствах любви, дружбы, товарищества, которые представляют наиболее глубокие и индивидуализированные формы проявления потребности человека в другом человеке.

В процессе удовлетворения потребности в общении через специфические механизмы идентификации, сопереживания, чувствования, синхронизации, внушения, подражания и т. д. возникает возможность, оставаясь в рамках своего «Я», как бы шагнуть в субъективный мир другого человека, приобщиться к общечеловеческому опыту (например, в процессе «потребления» произведений искусства, литературы). Вот почему в потребности общения содержится ключ к пониманию того, как осуществляется переход человека, носителя индивидуальной субъективности, индивидуальной сущности, в человека, носителя общественной сущности, и наоборот.

Экспериментальные исследования различных аспектов возникновения и развития потребности в общении на разных стадиях онтогенеза, и прежде всего на ранних его этапах, убедительно показывают огромную роль потребности в общении в общем прогрессе личности - в развитии важнейших личностных структур и форм поведения.1

Прежде всего, отмечается чрезвычайно раннее проявление этой потребности в онтогенезе человека, когда ни о каких других формах духовных потребностей не может быть и речи. Хотя потребность в общении нельзя считать врожденной, трудно отрицать наличие некоторых ее предпосылок. Не вызывает сомнений, например, факт избирательного отношения новорожденных к воздействиям, исходящим непосредственно от человека, главным образом звуковым (человеческий голос) и зрительным (человеческое лицо). Можно предполагать, что ребенок рождается с определенной предрасположенностью к восприятию чисто человеческих раздражителей, прежде всего речевых. Есть основание допустить, что уже в дородовой период обеспечивается некоторая психологическая подготовленность будущего младенца к человеческой среде обитания - к совместной жизни с другими индивидами, поскольку для новорожденного мир сразу же выступает как мир человека и человеческих отношений.

Разумеется, для развития и формирования потребности в общении, как, впрочем, и других психологических образований личности растущего ребенка, решающее значение приобретает система его практических действий с окружающими взрослыми людьми. И хотя в генезисе потребности в общении активно проявляют себя врожденные предпосылки, она возникает и формируется на основе и благодаря практическим действиям, деловой активности младенца, организуемой и направляемой со стороны взрослого.3

Тем самым можно сказать что, общение само по себе непосредственно связано с деятельностью и рассматривается в двух планах: как аспект совместной деятельности и как ее продукт. Любой вид или форма человеческой деятельности проявляются через общение и наоборот. Потребность - это динамическая сила, исходящая от организма. Удовлетворение потребности предполагает взаимодействие с социальными ситуациями и их преобразование в целях достижения адаптации, а целью любой деятельности человека - это удовлетворение потребностей.

Очень важно учитывать тот факт, что в процессе общения активны все участники взаимодействия.

Потребность человека в общении, предметом которой выступает личность другого человека в качестве ему подобного, но обладающего богатством собственной субъективности реализуется прежде всего как межличностное взаимодействие.

В процессе этого взаимодействия происходит обмен идеями, мыслями, чувствами, размышлениями, переживаниями, интересами, настроениями, чертами характера.

2. Направленность личности: формирования, формы и виды.

Направленность - важнейшее свойство личности, в котором выражается динамика развития человека как социального и духовного существа, главные тенденции его поведения.

Направленность личности - ведущее психологическое свойство личности, в котором представлены система ее побуждений к жизни и деятельности.

Как бы ни различались трактовки личности в психологии, практически все исследователи считают, что ведущим компонентом структуры личности, ее системообразующей характеристикой является направленность личности. Именно в этом свойстве выражаются цели, во имя которых действует личность, ее мотивы, ее субъективные отношения к различным сторонам действительности.11

Направленность оказывает организующее влияние не только на компоненты структуры личности (например, на проявление темперамента или на развитие способностей), но и на психические состояния (например, преодоление стресса) и всю область протекания психических процессов.

Направленность воплощается в различных формах - ценностных ориентациях, симпатиях или антипатиях, вкусах, склонностях, привязанностях и проявляется в различных сферах жизнедеятельности человека: профессиональной, семейной, политической и т.д. Именно в направленности выражаются цели, во имя которых действует личность, ее мотивы, ее субъективные отношения к различным сторонам действительности, т.е. вся система се характеристик.20

В общем плане направленность личности в психологии определяют как систему устойчивых потребностей, интересов, идеалов, т.е. всего того, чего хочет человек. Направленность задает главные тенденции поведения. Человек с ярко выраженной позитивной направленностью обладает трудолюбием, целеустремленностью, высокой социальной активностью.

Несмотря на различие трактовок личности во всех подходах выделяется ее направленность в качестве ведущей характеристики. В разных концепциях эта характеристика раскрыта по-разному: как «динамическая тенденция» (С.Л. Рубинштейн), «смыслообразующий мотив» (А.Н. Леонтьев), «доминирующее отношение» (В.Н. Мясищев), «основная жизненная направленность» (Б.Г. Ананьев), «динамическая организация сущностных сил человека» (А.С. Прангишвили). Таким образом, направленность выступает как обобщенное свойство личности, которое определяет ее психологический склад.16

Совокупность устойчивых мотивов, которые ориентируют деятельность личности деятельность и являются относительно независимыми от данных ситуаций, называются направленностью личности человека. Она всегда социально обусловлена и формируется посредством воспитания.

Направленность - это установки, ставшие свойствами личности.

В направленность включаются несколько связанных форм, это:

- влечение - наиболее примитивная биологическая форма направленности;

- желание - осознанная потребность и влечение к чему-либо определенному;

- стремление - возникает при включении в структуру желания волевого компонента;

- интерес - познавательная форма направленности на предметы;

- склонность - возникает при включении в интерес волевого компонента;

- идеал - есть конкретизируемая в образе или представлении предметная цель склонности;

- мировоззрение - система этических, эстетических, философских, естественнонаучных и других взглядов на окружающий мир;

- убеждение - высшая форма направленности - это система мотивов личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением.18

Основная роль направленности личности принадлежит осознанным мотивам. А функция мотива состоит в том, чтобы придавать направленность производимой деятельности. Недостаточно лишь запустить деятельность и постоянно «подпитывать». Ее необходимо вести, реализовывать. Еще одна функция мотива является смыслообразованием, благодаря которому понятие мотива выходит на личностный уровень. Смысл - это ответ на вопрос: зачем? Для чего нужен личности предмет ее потребности и деятельности? Человек является существом ориентированным на смысл. Если нет убедительного личностного смысла, то мотив как побудитель не сработает. Деятельности не будет и останется нереализованный мотив.

Выделяют три основных вида направленности личности: личная, коллективистическая и деловая.

Личная направленность - создается преобладанием мотивов собственного благополучия, стремлением к личному первенству, престижу. Такой человек чаще всего бывает, занят самим собой, своими чувствами и переживаниями и мало реагирует, на потребности окружающих его людей: игнорирует интересы сотрудников или работу, которую должен выполнять. В работе видит, прежде всего, возможность удовлетворить свои притязания вне зависимости от интересов других сотрудников.12

Направленность на взаимные действия - имеет место тогда, когда поступки человека определяется потребностью в общении, стремлением поддерживать хорошие отношения с товарищами по работе, учебе. Такой человек проявляет интерес к совместной деятельности, хотя может и не способствовать успешному выполнению задания, нередко его действия даже затрудняют выполнение групповой задачи и его фактическая помощь может быть минимальной.

Деловая направленность - отражает преобладание мотивов порождаемых самой деятельностью, увлечение процессом деятельности, бескорыстное стремление к познанию, овладению новыми навыками и умениями. Обычно такой человек стремится к сотрудничеству и добивается наибольшей продуктивности группы, а поэтому старается доказать точку зрения, которую считает полезной для выполнения поставленной задачи.

Направленность личности в общении рассматривается автором методики как совокупность более или менее осознанных личностных смысловых установок и ценностных ориентаций в сфере межличностного общения, как индивидуальная «коммуникативная парадигма», включающая представление о смысле общения, его средствах, желательных и допустимым способах поведения и т.п. Коммуникативная направленность предполагает определенное отношение к партнеру и одновременно к себе, определенный способ включения собственной личности во взаимодействие с другими. Она проявляется в форме готовности к восприятию воздействий партнера, с одной стороны, а также к определенным образом направленному коммуникативному поведению по отношению к нему, с другой стороны.2

Можно говорить о существовании различных видов (типов) направленности личности в общении. С.Л. Братченко выделяет и описывает следующие шесть видов НЛО:

1. Диалогическая направленность - ориентация на равноправное общение, основанное на взаимном уважении и доверии, ориентация на взаимопонимание, взаимную открытость и коммуникативное сотрудничество, стремление к взаимному самовыражению, развитию. Наиболее существенной особенностью данной направленности является конгруэнтность (соответствие, подобие) человека, которая определяет более ясную коммуникацию, отсутствие необходимости защищать себя, а, следовательно, большую свободу для слушания чужой позиции, для понимания партнера. Необходимым условием диалогического общения выступает высокая степень доверия личности к себе и к партнеру; такое общение детерминируется не столько снаружи (целью, условиями, ситуацией, стереотипами), сколько изнутри (индивидуальностью, настроением человека, его отношением к партнеру).

Ответы, иллюстрирующие специфику данного вида направленности: «Мне нравится такое общение, когда собеседники относятся друг к другу с пониманием и уважением», «Доверять собеседнику необходимо, чтобы мы могли общаться искренне», «Я стараюсь занять позицию в общении, которая отвечает интересам обеих сторон и основана на взаимном уважении».11

2. Авторитарная направленность - ориентация на доминирование в общении, стремление подавить личность партнера, подчинить его себе. Такая направленность сопряжена с «коммуникативной агрессивностью» и коммуникативной ригидностью человека, с когнитивным эгоцентризмом, отсутствием уважения к чужой точке зрения. При этом она, как правило, сочетается с «требованием» быть понятым (а точнее - требованием согласия с собственной позицией, требованием поддержки и безоговорочного принятия). Человек, у которого преобладает данный вид направленности, ориентирован прежде всего на себя и свои интересы, предпочитая стереотипное «общение-функционирование».

Ответы, характеризующие данную направленность: «Я ожидаю от собеседника понимания, согласия, поддержки», «Если в общении назревает конфликт, я твердо буду стоять на своем», «Доверие собеседника ко мне поможет мне лучше раскрыть себя».

3. Манипулятивная направленность - ориентация на использование партнера и всего общения в собственных целях для получения разного рода выгоды; отношение к партнеру как к средству, объекту своих манипуляций. При такой ориентации человек стремится понять («вычислить») собеседника, чтобы получить нужную информацию. Любые качества партнера приобретают для человека значимость постольку, поскольку они пригодны «для дела» и могут быть использованы для достижения цели. При этом сам человек, как правило, остается «закрытым», скрывает свои истинные цели и чувства или же использует определенные способы самоподачи, ориентированные на то, чтобы продемонстрировать качества и особенности, которые могут быть выгодными в данной ситуации и принести успех при взаимодействии с данным конкретным партнером. Таким образом, личность, для которой характерна данная направленность в общении, склонна рассматривать любую ситуацию как «целевую» и для достижения цели способна манипулировать не только партнером, но и собой.19

Манипулятивная направленность предполагает ориентацию человека на развитие и даже на творчество в общении, но одностороннюю - только для себя за счет другого.

Типичные примеры ответов, характеризующие данную направленность: «Доверять собеседнику можно, чтобы достичь цели», «Мне нравится такое общение, когда собеседник полностью раскрылся, а я нет», «Если в общении назревает конфликт, то мои действия зависят от силы соперника», «Если я считаю, что собеседник не прав, то посмотрю, как будут развиваться события».

4. Альтероцентристская направленность - добровольная «центрация» на партнере, ориентация на его цели, потребности, чувства и т.п., бескорыстное жертвование своими собственными интересами и игнорирование своих целей. Данная направленность сопряжена с тем, что принято называть альтруизмом, со стремлением человека понять запросы другого, максимально удовлетворить их, с готовностью помочь, оказать поддержку, способствовать развитию и благополучию партнера, не ожидая ничего взамен, а нередко даже в ущерб своему собственному развитию и благополучию.

Специфика данной направленности может быть пояснена следующими типичными примерами ответов: «В общении я стараюсь занять позицию друга, который сочувствует и помогает», «Считаю правильным, если собеседник ожидает от меня, что я не брошу его в трудную минуту».

5. Конформная направленность - отказ от равноправия в общении в пользу партнера, ориентация на подчинение силе авторитета, на «объектную» позицию для себя, на некритическое согласие и избегание противодействия. Человек, обладающий данной направленностью в общении, склонен к подражанию, к реактивному взаимодействию. Он, как правило, легко внушаем, готов «подстроиться» под партнера, отказаться от собственной точки зрения. Ему свойственна готовность к компромиссам, желание любыми способами избежать конфликтов и столкновений, уйти от «борьбы».7

6. Индифферентная направленность - доминирование ориентации на решение сугубо деловых вопросов, на деловую коммуникацию и предметное взаимодействие, «уход» от общения как такового. При такой направленности и партнер как личность, и само общение со всеми его проблемами по существу игнорируются.4

Тем самым можно сказать что, направленность личности – это ведущее психологическое свойство личности, в котором представлены система ее побуждений к жизни и деятельности.

Основной ролью направленности личности является принадлежность осознанным мотивам. Функцией мотива состоит в том, чтобы придавать направленность производимой деятельности. Недостаточно лишь запустить деятельность и постоянно «подпитывать». Ее необходимо вести, реализовывать.

Заключение

«По своим психологическим характеристикам многие из внутренних побуждений личности, - пишет российский психолог И.А. Джидарьян, - могут быть определены как самостоятельные потребности - потребность в самоутверждении, в уважении, взаимопонимании, в высоком престиже и т. д., тем не менее каждая из них отчетливо обнаруживает свою общность с потребностью в общении как потребностью человека в другом человеке. Самосознание личности, в своих развитых формах, выступающее как потребность человека в самом себе - в самопознании, самооценке, самовыражении, в самоподдержке, в самоконтроле за своим поведением и поступками и т. д., имеет своим основанием более широкую потребность в общении, потребность человека в другом человеке».

В результате общения происходят определенные контакты, межличностные отношения, осуществляется объединение (или размежевания) людей, вырабатываются правила и нормы поведения. Успешность любых контактов зависит от налаживания взаимопонимания между партнерами по общению. В реальных межличностных контактах раскрывается весь спектр качеств личности, ее коммуникативный потенциал, социальная значимость, оказываются человеческие симпатии и антипатии, любовь и дружба, совместимость и несовместимость, привлекательность и вражда. В связи с этим чрезвычайно важно знать те взаимоотношения, которые сложились между членами контактной группы, ведь от них, в конечном итоге, зависит вся система общения отдельной личности, развитие ее коммуникативного потенциала, средства, используемые в процессе взаимодействия.

Потребность человека в общении обусловлена общественным способом его жизнедеятельности и необходимостью взаимодействовать с другими людьми. Наблюдение за детьми, которые первые годы своей жизни провели среди животных и не имели возможности общаться с себе подобными, свидетельствуют о многочисленных нарушениях в их развитии как психическом и физическом, так и социальном. Общение, таким образом, становится основным условием выживания человека и обеспечивает реализацию функций обучения, воспитания и развития индивида.

Проведенный анализ раскрывает огромные возможности потребности в общении с точки зрения развития и формирования зрелой личности. Важно подчеркнуть, что процессами межличностного общения затрагиваются прежде всего побудительные, установочные, мотивационные, эмоциональные сферы личности общающихся индивидов, т. е. наиболее значимые и глубокие структуры личности, формирование которых какими-либо другими способами и средствами представляет значительные трудности или даже вообще не может быть достигнуто. В этом смысле общение выполняет в целостном развитии личности уникальную и ничем другим невосполнимую роль.

Итак, социализация человека не возможна без его потребности в общении. В процессе социализации человек приобретает ценностные ориентиры, позволяющие ему сравнивать себя с другими людьми, учитывать их установки и оценки, взаимодействовать, проявлять собственное «Я» и пр.


Список литературы:

  1. Авереченко Л.К.Психология управления. - М.: «Инфра-М», 2011. - 147с.

  2. Дружинин В.Н.Психология. - СПб.: «Питер», 2012. - 672 с.

  3. Зарецкая Е.Н.Деловое общение. - М.: «Дело», 2012. - 695 с.

  4. Зверинцев А.Б.Коммуникационный менеджмент. - СПб.: «СОЮЗ», 2007. - 286 с.

  5. Зиглер Д.Теория личности. - СПб.: «Питер», 2007. - 607 с.

  6. Кузин Ф.Ю.Культура делового общения. - М.: «Инфра-М», 2010. - 319с.

  7. Куликов Л.В.Психология личности в трудах отечественных психологов. - СПб.: «Питер», 2009. - 464 с.

  8. Леонтьев А.Н.Мотивы и эмоции. - М.: «Наука», 2008. - 208 с.

  9. Маклаков А.Общая психология. - СПб.: «Питер», 2011. - 592 с.

  10. Маслоу А.Мотивация и личность. - СПб.: «Питер», 2009. - 352 с.

  11. Немов Р.С.Социальная психология. - СПб.: «Питер», 2008. - 432 с.

  12. Попов А.Л.Психология. - М.: «Флинта», 2011. - 491 с.

  13. Райгородский Д.Я.Психология руководства. - Самара: «Бахрах - М», 2011. - 768 с.

  14. Руденко А.М.Управленческая психология. - Ростов н/Д: «Феникс», 2010. - 345 с.

  15. Тертель А.Л.Психология. Курс лекций. - М.: «Проспект», 2006. - 246 с.

  16. Хансейкер Ф.Л.Тренинг делового общения. - М.: «Вильямс», 2007. - 455с.

  17. Чалдини Р.Психология влияния. - СПб.: «Питер», 2011. - 286 с.

  18. Шарипов Ф.В.Психологические основы менеджмента. - М.: « Владос - Пресс», 2008. - 293 с.

  19. Шейнов В.П.Психологическое влияние. - Минск: «Харвест», 2007. - 800с.

  20. Шибутани Т.Социальная психология. - М.: «Инфра - М», 2012. - 538 с.




88 Леонтьев А.Н. Мотивы и эмоции. - Москва.: «Наука», 2008. - c.103

1515 Тертель А.Л. Психология. Курс лекций. - Москва.: «Проспект», 2006 г., c.73

66 Кузин Ф.Ю. Культура делового общения. - Москва.: «Инфра-М», 2010 г., c.99

1717 Чалдини Р. Психология влияния. - СПб.: «Питер», 2011 г., c.123

88 Маслоу А. Мотивация и личность. - СПб.: «Питер», 2009 г., c.167

1414 Руденко А.М. Управленческая психология. - Ростов н/Д: «Феникс», 2010 г., c.147

99 Маклаков А. Общая психология. - СПб.: «Питер», 2011 г., c.401

77 Куликов Л.В. Психология личности в трудах отечественных психологов. - СПб.: «Питер», 2009 г., c.39

11 Авереченко Л.К. Психология управления. - Москва: «Инфра-М», 2011 г., c.23

33 Зарецкая Е.Н. Деловое общение. - Москва: «Дело», 2012 г., c.483

1111 Немов Р.С. Социальная психология. - СПб.: «Питер», 2008 г., c.391

2020 Шибутани Т. Социальная психология. - Москва: «Инфра - М», 2012 г., c.59

1616 Хансейкер Ф.Л. Тренинг делового общения. - Москва: «Вильямс», 2007 г., c.369

1818 Шарипов Ф.В. Психологические основы менеджмента. - Москва: « Владос - Пресс», 2008 г., c.133

1212 Попов А.Л. Психология. - М.: «Флинта», 2011 г., c.302

22 Дружинин В.Н. Психология. - СПб.: «Питер», 2012 г., c.123

1111 Немов Р.С. Социальная психология. - СПб.: «Питер», 2008 г., c.381

1919 Шейнов В.П. Психологическое влияние. - Минск: «Харвест», 2007 г., c.746

77 Куликов Л.В. Психология личности в трудах отечественных психологов. - СПб.: «Питер», 2009 г., c.423

44 Зверинцев А.Б. Коммуникационный менеджмент. - СПб.: «СОЮЗ», 2007 г., c.65


написать администратору сайта