Главная страница
Навигация по странице:

  • Закрепление изученного материала

  • Подведение итогов урока Домашнее задание

  • Дополнительный материал В доме афинянина

  • Организационный момент Актуализация опорных знаний учащихся по теме «В городе богини Афины»

  • Переход к изучению новой темы

  • Изучение новой темы (работа по группам)

  • Условия работы групп (написать на доске).

  • Заполнение таблицы в тетради всеми учащимися на протяже­нии всего (второго) урока по итогам выступления групп.

  • Направления культуры Достижения Значение для мировой культуры

  • КАРТОЧКА-ЗАДАНИЕ для группы № 1 Школа

  • V. Закрепление изученного материала Беседа с учащимися

  • Проверка заполнения таблицы учащимися класса, оценка их деятельности (можно собрать тетради тех, кто не успел выступить на уроке).

  • Дополнительный материал В афинской школе

  • Поурочные_разработки_к_учебникам_а._А._Вигасина,_Г._И._Годера,_И. Поурочные разработки к учебникам а. А. Вигасина, Г. И. Годера, И. С. Свенцицкой и ф. А. Михайловского подробные поурочные планы содержат весь необходимый материал для проведения полноценных уроков по истории Древнего мира в 5 класс


    Скачать 2.75 Mb.
    НазваниеПоурочные разработки к учебникам а. А. Вигасина, Г. И. Годера, И. С. Свенцицкой и ф. А. Михайловского подробные поурочные планы содержат весь необходимый материал для проведения полноценных уроков по истории Древнего мира в 5 класс
    Дата15.05.2022
    Размер2.75 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаПоурочные_разработки_к_учебникам_а._А._Вигасина,_Г._И._Годера,_И.doc
    ТипУчебник
    #531258
    страница28 из 49
    1   ...   24   25   26   27   28   29   30   31   ...   49

    ВАРИАНТ 2. ИГРОВОЙ УРОК

    Для проведения игрового урока учителю следует заранее сооб­щить ученикам об игре, ее правилах, и попросить их подготовить­ся к игре, предварительно прочитав параграф. Учащиеся должны подготовить экскурсию по Афинам - рассказать о ее достопри­мечательностях, образе жизни афинян. В начале урока учитель должен выбрать 3-4 учеников, которые будут «экскурсоводами». Весь остальной класс должен задавать, по возможности, каверзные вопросы. Учитель может вмешиваться в ход обсуждения. Это за­дание рассчитано на 25-30 минут. В итоге учитель должен поста­вить оценку пять «экскурсоводам» в случае их хорошей готовности и ученикам, активно задававшим вопросы.

        1. Закрепление изученного материала

    Беседа по вопросам.

    • За что афиняне любили свой город? (Для многих из них этот город был местом рождения, родиной.)

    • Какими постройками и статуями гордились? (Они гордились своей агорой, статуей богини Афины, которая была распо­ложена на вершине Акрополя, храмом богини победы Ники, храмом богини Афины - Парфеноном.)

    • Почему гончарное производство в Древней Греции играло большую роль в жизни людей, нежели в наши дни. (Сегодня людям известны другие, более удобные материалы для изго­товления посуды, например пластмасса, фарфор.)

      1. Подведение итогов урока

    Домашнее задание: прочитать § 37 Вигасина или § 34 Михайлов­ского; вспомнить, в составе какой группы был каждый ученик, так как следующий урок - работа по группам.

    Дополнительный материал

    В доме афинянина

    Если бы мы могли чудом перенестись в город древних греков, на­пример в Афины, многое бы нас и удивило, и разочаровало. Мы увиде­ли бы кривые, пыльные, замусоренные улицы, большей частью столь узкие, что по ним лишь с трудом могла проехать одна повозка; невзрач­ные с виду, сложенные из сырцового кирпича и булыжника дома. Вто­рые этажи и балконы в этих домах выступали над первыми. Деревянные лестницы со вторых этажей часто спускались прямо на улицу и мешали прохожим. Комнаты в домах были тесными, темными, с земляными полами. Окна прорубались далеко не во всех помещениях и напоми­нали узкие щели, стекол в них не было, и прикрывались они ставнями. Многие дома не имели дворов, и тогда двери из комнат открывались прямо на улицу. Печей не было, и зимою греки спасались от холода переносными жаровнями. В таких домах жило большинство городского населения. А в центре города красовались великолепные храмы, пор­тики, гимнасии и другие здания общественного значения.

    Во второй половине V в. до н. э. повсюду в Элладе славился милет­ский архитектор Гипподам. Он первым стал выравнивать дома в одну линию, разбивать улицы и площади по продуманному плану. Но его идеи можно было применять только при строительстве новых кварталов или новых городов. Городские жители, пользуясь мягкостью климата, большую часть своего времени проводили вне дома, под открытым небом. Вот почему даже дома состоятельных и именитых афинских граждан отличались скромностью и простотой.

    На фасадной стороне дома, выходившей на улицу, не было никаких украшений. В стене с небольшими окошками открывался вход в дом. Вхо­дящий должен был постучать висевшим у притолоки молотком в дверь или громко закричать «оге!». Тогда раб-привратник открывал дверь.

    Через небольшие сени входивший попадал во внутренний двор. Этот окруженный галереей с колоннами двор был центром дома. Сюда выходили двери из парадных и жилых комнат, комнат для гостей, кла­довых и других помещений. Посередине двора, а часто и по его углам, возвышались жертвенники богам.

    На противоположной от входа стороне двора широкая дверь вела в мужскую половину - главную комнату дома. Оштукатуренные стены этого зала, как и других парадных комнат, были украшены стенной живописью, бронзовыми и даже золотыми пластинками художест­венной работы. В этом зале собиралась вся семья, принимали гостей, устраивали пиры.

    Мужской зал соединялся дверью с женской половиной дома - ги­некеем. На этой половине дома жила хозяйка дома со своими детьми. Здесь она занималась разными хозяйственными делами. Правом входа в гинекей пользовались только члены семьи и домашние рабы. Посто­ронние сюда не допускались.

    За гинекеем находился небольшой садик. Приятно было посидеть в нем в жаркие дни в тени деревьев.

    Ряд других помещений в богатых домах отводился под пекарню, баню, кухню. Для рабов отводились особые помещения.

    Именно таким был дом именитого афинского гражданина Аполло­ния. Предстоящим праздником были заняты мысли этого человека.

    К вечеру стали собираться гости. Хозяин дома, одетый в празднич­ную одежду, с венком из душистого сельдерея на голове, встречал гос­тей у входных дверей. Все это были мужчины, потому что женщины по афинским обычаям на пирах не присутствовали. Рабы помогали гостям снимать обувь, мыли им ноги и натирали их душистым маслом. После этого хозяин провожал гостей в мужскую залу, убранную для пира.

    Когда все гости заняли свои места, рабы подали им воду, чтобы они могли вымыть руки и приступить к еде. Вилки и ножи не были тогда в употреблении, и ели пальцами. Для возбуждения аппетита подавали закуски, затем рыбные и мясные блюда. После этого подавали вино и десерт - свежие фрукты, сыр, всякого рода сладкие и соленые пече­нья. Каждый гость пил только глоток чистого вина, остальное вино тут же на глазах гостей смешивали с водой и разливали по чашам.

    Древняя Греция. Книга для чтения. JL, 1958.

    С. 236-243.

    Уроки 43-44. Культура Древней Греции

    Цели: изучить особенности древнегреческого воспитания и об­разования, познакомить учащихся с развитием греческой науки и те­атра, показать, что греческая культура была в основе своей единой, хотя развивалась в условиях независимых полисов; продолжить формирование умений работать с учебной и дополнительной лите­ратурой самостоятельно, составлять связный рассказ; воспитывать чувство прекрасного, чувство уважения к тем людям, которые соз­дали шедевры мировой культуры.

    Оборудование: карта «Древняя Греция в V в. до н. э.», картина «Греческий театр».

    Информация для учителя

    Эти уроки можно провести, организовав деятельность детей по группам (подробно о методике организации групповой дея­тельности учащихся см. урок № 14-15). Проверку домашнего за­дания можно провести быстро, с помощью фронтальной беседы. Карточки-задания, подготовку по ним можно организовать заранее, а на уроках только слушать выступления учащихся. Поскольку на этих уроках оценки получат практически все дети, то домашнее задание можно дать по объему небольшое.

    Ход уроков

        1. Организационный момент

        2. Актуализация опорных знаний учащихся по теме

    «В городе богини Афины»

    Фронтальная беседа по вопросам.

    • Какие три главных района города Афины описаны в учебни­ке? (Район Керамик, агора, Акрополь.)

    • Что называется агорой? (Главная площадь Афин.)

    • Что такое Акрополь? (Холм с крутыми склонами, где на вер­шине стояли статуя Афины и ее храм.)

    • Как выглядел портик? (Это была крыша, которую поддер­живали колонны.)

    • Дайте определение понятию «культура». (Это достижения людей в разных областях человеческой жизни.)

      1. Переход к изучению новой темы

    Мы с вами уже познакомились с культурой древних египтян, жителей Двуречья, Китая, Индии. Кое-что мы знаем уже о культуре древних греков. Например, как проходили Олимпийские игры, что ценили греки (из мифов, поэм «Илиада» и «Одиссея»), какая система воспитания существовала в Спарте. Однако многое нам еще о куль­туре греков предстоит узнать. Ведь понятие «культура» объединяет самые, казалось бы, разные вещи и явления: прекрасную статую, ка­менный топор и то, как человек ведет себя в повседневной жизни.

    • Продолжим знакомство с культурой древних греков.

    1. Изучение новой темы (работа по группам)

    Для работы у каждой группы есть учебник, дополнительная литература и карточка-задание.

      1. Условия работы групп (написать на доске).

    а) Консультанты получают карточку-задание.

    б) Работа с литературой - 25 минут.

    в) Время на шум (обсуждение, составление рассказа) - 10 минут.

    г) Выступления групп - 5-7 минут (на втором уроке).

      1. Заполнение таблицы в тетради всеми учащимися на протяже­нии всего (второго) урока по итогам выступления групп.


    Направления культуры

    Достижения

    Значение для мировой культуры

    1. Афинская школа

    2. Афинские палестры

    3. Афинские гимнасии

    4. Театр

    5. Скульптура, архитектура

    6. Быт









    3. Работа по карточкам.

    КАРТОЧКА-ЗАДАНИЕ для группы

    1 Школа

    Внимательно изучите литературу, которая указана ниже (распреде­лите между собой работу над материалом):

    • Учебник Вигасина, пп. 1 и 2 § 38, или Михайловского, пп. 1 и 2 § 33. -Древняя Греция. Энциклопедия для школьников. М., 2001. С. 62-63.

    • Пич С., Миллард Э. Греки. М., 1994. С. 52-53.

    Подготовьте небольшой рассказ по теме: «Чему учили и как воспитывали детей в Древней Греции».








    V. Закрепление изученного материала

    1. Беседа с учащимися.

    - Какой вклад в развитие культуры народов всего мира внесли древние греки? Ответы:

    а)Древние греки усовершенствовали финикийский алфавит, придумали гласные звуки, а от их алфавита произошли все алфавиты в мире.

    б)Они придумали Олимпийские игры и театр.

    в) Их скульптуры изображали красоту человеческого тела.

    г) Они придумали своеобразную систему воспитания и обу­чения молодых людей.

    2. Проверка заполнения таблицы учащимися класса, оценка их деятельности (можно собрать тетради тех, кто не успел выступить на уроке).

    VI. Подведение итогов уроков

    Домашнее задание: сравнить обучение в современной школе и в афинской, что тебе нравится, а что нет и почему; вспом­нить, кто заложил своими реформами основы демократии в Афинах.

    Дополнительный материал

    В афинской школе

    Вообще детей не слишком баловали: купали в холодной воде, за­ставляли выходить легко одетыми, и даже в самые холодные дни, чтобы они стали крепкими и закаленными. Однако их совсем не приучали к ра­боте. Ведь у родителей были рабы, которые должны были услуживать во всем и взрослым, и детям, и малыш с раннего возраста привыкал смотреть с презрением на труд, считая, что неприлично работать ему, сыну свободного гражданина. С детства внушали ему, что трудиться должен раб, а его задача - развивать свой ум и укреплять тело, чтобы быть достойным членом Народного собрания, государственным дея­телем, храбрым воином, полководцем.

    Девочек в школу не отдавали. Ведь афинские женщины не участ­вовали ни в выборах, на в Народном собрании, ни в судах. Все, что от них требовалось, это быть скромными, покорными женами и достой­ными хозяйками. Чем реже показывались они на людях, тем больше гордился ими отец и муж. А для такой жизни вполне достаточно было обучить их дома ткать шерсть, печь хлеб да присматривать за рабынями.

    Школу, которую посещали мальчики, держал учитель, которому родители платили за обучение детей. Афиняне, как и все рабовла­дельцы, презирали всякого, кто работал за плату, и потому учителя не пользовались большим уважением в обществе. Когда о каком-нибудь человеке долго не было вестей, знакомые говорили: он, верно, или умер, или сделался учителем. Этим они хотели сказать, что пропавший ведет слишком жалкую жизнь, чтобы подать о себе весть друзьям.

    Небогатые афиняне не могли содержать в школе сыновей в течение девяти лет, как это делали состоятельные родители. Беднякам при­ходилось усваивать разве только грамоту, а потом они возвращались домой, чтобы научиться у своих отцов обрабатывать поле, ухаживать за скотом или перенимали их ремесло. Мальчики же из состоятельных семей учились в музыкальных школах до 16 лет.

    Когда молодые афиняне достигали 18 лет, они кончали учение в школах и гимнасиях и шли на военную службу, становились эфеба­ми. Эфеб - это юноша. Отныне мальчик считался совершеннолетним. Теперь его имя вносилось в списки из родного округа - дема. Это была важная и торжественная церемония, потому что внесенный в списки становился полноправным гражданином, мог участвовать в Народном собрании, управлять своим имуществом и, когда достигнет определен­ного возраста, занять любую государственную должность.

    Эфебы должны были провести два года в афинских крепостях - Мунихии и Акте, обучаясь военному делу и неся гарнизонную службу. В свободное время они посещали театры и палестры, частные дома и общественные партии, где философы, ученые и ораторы вели бе­седы и поучали желающих. Особенно много слушателей собирали учителя мудрости - софисты. Молодежи нравились смелые мысли, которые проповедовали они, их умение говорит красноречиво и убе­дительно.

    Проучившись некоторое время у какого-нибудь известного софиста, богатый молодой афинянин считал, что его образование закончено.

    Древняя Греция. Книга для чтения. Л., 1958.

    С. 254-260.

    Урок 45. Афинская демократия при Перикле

    Цели: углубить знания учащихся об античной демократии, рас­сказать о расцвете демократии в правление Перикла; продолжить формирование умений работать с текстом учебника и исторически­ми документами, обобщать отдельные события и формулировать несложные выводы.

    Оборудование: карта «Древняя Греция в V в. до н. э.».

    Ход урока
      1. 1   ...   24   25   26   27   28   29   30   31   ...   49


    написать администратору сайта