Семинар по истории. Семинар. Повесть временных лет, как исторический источник
Скачать 53.6 Kb.
|
Книжное дело. После принятия христианства быстро развивается книгописание. Книги писались на пергамене (пергамен или пергамент – специально обработанные телячьи или бараньи кожи). Особый геометричный почерк назывался «уставное письмо». Книги украшались орнаментированными заставками и заглавными буквами, с которых начиналась глава. Эти буквы писались красной краской – киноварью(«красная строка»). Книги помещались в деревянные переплёты, обтянутые кожей. Большинство книг домонгольского периода погибло в результате междоусобиц, нашествия Батыя и многочисленных пожаров. До нас дошло около 150 книг. Самая древняя – Остроми́рово евáнгелие, написанное в 1057 г. для новгородского посадника Остромира, а также Изборники 1073 и 1076 гг. (сборники нравоучительных статей) и Мстиславово евáнгелие 1115 г. Некоторые историки считают древнейшей книгой манускрипт, найденный в 2000 г. в Новгороде, датируемый не позже 1010 г. Он представляет собой деревянные вощёные дощечки, исписанные религиозными псалмами. Просвещение. Киево-Печерский монастырь являлся учебным заведением по подготовке духовенства. Здесь изучалось богословие, греческий язык, церковная литература. Князь Владимир повелел «собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное». Ярослав Мудрый также способствовал распространению образования. «И любил Ярослав церковные уставы, …и книги любил, читая их часто и ночью и днём. И собрал писцов многих, и переводили они с греческого на славянский язык. И написали они книг множество… [Ярослав] засеял книжными словесами сердца верующих людей, а мы пожинаем, учение принимая книжное». Ярослав создал школу для 300 детей. В богатых семьях обучали грамоте не только мальчиков, но и девочек. Сестра Владимира Мономаха Янка (Анна, † 1113) устроила школу для девушек при монастыре в Киеве. Учителями были священнослужители. При Софийском соборе Киева существовала библиотека. Дочь Ярослава Мудрого Анна, королева Франции, превосходила образованностью французский двор. Анна сетовала отцу из Парижа: «В какую варварскую страну ты меня послал, здесь жилища мрачны, церкви безобразны и нравы ужасны». Летописание. Летопись – историческое повествование, в котором запись событий велась по годам (летам). Самым ранним является Киевский летописный свод 996–997 гг. Летописи велись и в других городах. Позднее они вошли в летописный свод «Повесть временных лет» (ПВЛ) монаха Киево-Печерского монастыря Нестора (1056–1114). Свод Нестора является пятой по счёту древнерусской летописью. Летописи часто писались и переписывались в угоду князю. Известны летописи Псковская, Новгородская, «Ипатьевская» (найдена в Ипатьевском монастыре под Костромой) и «Лаврентьевская» (автор – монах Лаврентий, писал для суздальско-нижегородского князя). Летописи являются, наряду с данными археологии, главными источниками сведений об исторических событиях в Древней Руси. Литература. Большинство литературных произведений XI – нач. XII в. сохранились не в оригинале, а в составе других произведений: «Поучение Владимира Мономаха» 1117 г. В «Поучении» создан образ идеального мужественного князя, заботливого по отношению к подданным, радеющего о единстве и благополучии Руси. Мономах призывает сыновей следовать его примеру. «Слово о законе и благодати» митрополита Илариона (ХI в.) – по форме это проповедь, содержащая нравственную оценку правителя, а также идею независимого от Византии развития Руси. «Устав» князя Ярослава Мудрого – нормы церковной юрисдикции, связанные с семейным и брачным правом, укреплением христианской нравственности. Церковный судебник выступал за моногамию, против языческого многожёнства, запрещал умыкание невест, защищал честь девушек, наказывал родителей за принуждение детей к вступлению в брак, давал женщинам возможность защиты своих прав в суде. «Хождение Даниила в Святые места» (в Палестину, 1113 г.). Жития – жизнеописания святых («Сказание о Борисе и Глебе»). Апóкрифы – произведения, не вошедшие в библейский канон («Сказание, как сотворил Бог Адама»). Архитектура. С принятием христианства начинается строительство первых деревянных храмов (Софийский собор 989 г. в Новгороде). Известны имена древних мастеров – Миронг и Ждан-Никола (XI в.). С кон. Х в. под влиянием Византии возникает каменное церковное древнерусское зодчество. На Руси утвердился византийский крестово-купольный стиль, или крестово-купольная система – система перекрытия церкви, при которой в центре находится купол, опирающийся на четыре столба-колонны, а к центральному пространству примыкают крестообразно расположенные своды. Такой вариант постройки называется вписанный крест. Храмы имели абси́ды (апсиды) – полукруглые алтарные выступы с восточной стороны, нéфы – пространства, ограниченные колоннами, лопатки – плоские вертикальные выступы стен, закомáры – полукруглые завершения стен, хóры - балкон в западной части церкви, предназначенный для привилегированных лиц. Здания возводились из плинфы (от греч. plinthos – кирпич) – плоского византийского кирпича. В Киеве были построены каменные сооружения: Десятинная церковь (на содержание шла 10-я часть доходов князя), 13-купольный Софийский собор (1037–1051 гг.), Золотые ворота. В 1051 г. был основан Киево-Печерский монастырь. Спасо-Преображенский собор в г. Чернигове (1033–1036 гг.) – древнейший из сохранившихся до наших дней соборов Киевской Руси. В Новгороде и Полоцке построены кирпичные Софийские соборы. Живопись. Виды живописи: -фреска – техника живописи водяными красками по сырой штукатурке (изображения семьи Ярослава Мудрого, сцен охоты, музыкантов-скоморохов в Софийском соборе Киева); -мозаика – изображение из цветных камней или смальты – цветного стекла (Богоматерь-Оранта («Нерушимая стена») и Христос-Пантократор(Вседержитель) в Софийском соборе Киева). Мозаика собора имеет 130 оттенков. -и́конопись – (от греч. «эйкон» – изображение, образ) – живопись масляными красками по дереву. Иконописцы применяли византийскую технику плоского изображения ликов. Иконы помещались на иконостасе, прикрепляясь к продольным балкам (тяблам), в 5 рядов. К живописи относятся книжные миниатюры (древнейшие – в Остромировом Евангелии 1056–1057 гг.). Художники, как правило, не подписывали свои работы. Поэтому большинство произведений анонимны. До нас дошли фрески иконописца Али́мпия, или Алипия (?–1114),про которого современники говорили, что он «иконы писать хитр бе (был) зело». Любимым цветом мастера был красный. Музыка, певческое творчество. В «Слове о полку Игореве» упоминается сказитель-певец Боян, который «напускал» свои пальцы на живые струны, и они «сами князьям славу рокотали». На фресках Софийского собора мы видим изображение музыкантов, играющих на деревянных духовых и струнных инструментах – лютне и гуслях. Из летописей известен певец Митус из Галича. |