Главная страница
Навигация по странице:

  • Тип продукта

  • Филимоновская народная игрушка

  • Феофанова проект. Пояснительная записка Чем дальше в будущее входим, Тем больше прошлым дорожим. И в старом красоту находим, Хоть новому принадлежим


    Скачать 120.5 Kb.
    НазваниеПояснительная записка Чем дальше в будущее входим, Тем больше прошлым дорожим. И в старом красоту находим, Хоть новому принадлежим
    Дата26.05.2021
    Размер120.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаФеофанова проект.doc
    ТипПояснительная записка
    #210279


    Пояснительная записка
    «Чем дальше в будущее входим,

    Тем больше прошлым дорожим.

    И в старом красоту находим,

    Хоть новому принадлежим»

    Вадим Шафнер

    Актуальность исследования. Народ, нация сохраняют себя благодаря собственной системе воспитания. Из всех национальных традиций важнейшими являются воспитательные, в конечном счете, они определяют духовный облик народа, его менталитет - образ морали и поведения. Ядром отечественных, в том числе народных педагогических традиций, несомненно, являются игры и игрушки, корнями которых выступает древнеязыческая религия предков русского народа. Игрушка - неизменный спутник ребенка с первых дней рождения. Ее специально создает взрослый в воспитательных целях, чтоб подготовить малыша к вхождению в общественные отношения. Хорошая игрушка побуждает ребенка к размышлениям, ставит перед ним различные игровые задачи. А это способствует развитию познавательных процессов.

    Современную эпоху по праву называют эпохой этнического возрождения. Усиление роли культуры во всех сферах общественной жизни, включая образование, диктует необходимость сохранения и познания личностью своей культуры. Между тем следует учитывать, что ребенок в современном социуме взаимодействует с разными культурами. Эта ситуация требует от него понимания и уважения особенностей культуры других людей. Только личность, способная к освоению национальных культур и диалогу культур, может раскрыть для себя общечеловеческие и общекультурные ценности. В связи с этим особые требования предъявляются к этнокультурному воспитанию детей, приобщению их "к культурным образцам, к культурным сокровищам, которые есть в и в глобальной цивилизации, и в нашей российской культуре" (А.Г. Асмолов [2: с.2]).

    Тысячелетиями воспитывали ребенка, вводили его в мир культуры народные игрушки. Игрушкам каждого народа свойственны свои педагогические, художественные и технические традиции. Но, как справедливо указывал один из первых отечественных исследователей детской игры Е.А. Покровский, игрушки были первыми средствами воспитания, давали первый толчок дальнейшему направлению характера, склада ума. Именно народная игрушка полна традициями национального русского искусства, приспособлена к игре как главному проявлению духовной жизни ребенка.

    В последние годы в дошкольных учреждениях возрос интерес к произведениям народной культуры, в том числе и народной игрушке. Между тем в воспитательно-образовательной работе современного детского сада мало реализуется воспитательный потенциал народной игрушки. Чаще всего народные игрушки используются для познавательного развития детей, украшения интерьера, обогащения предметной среды. На занятиях предметы народно-декоративной культуры предлагаются в качестве образца, которому ребенок должен следовать в своей художественной деятельности. Не восполняется пробел в воспитании ребенка с помощью народной игрушки и в современной семье. В семье преобладают игрушки, отражающие современные реалии (технические, образные в виде героев мультфильмов, кукол Барби и их вариаций), с помощью которых решается узкий спектр воспитательно-образовательных задач.

    Для этого педагогу надо знать, как использовать игрушку в качестве средства психолого-педагогической работы.

    Тип продукта – практико-ориентированный

    Продукт – методический сборник загадок, стихов, игр, конспектов НОД для ознакомления детей дошкольного возраста с русской народной игрушкой.

    Цель – разработка методического сборника загадок, стихов, игр, конспектов НОД для ознакомления детей дошкольного возраста с русской народной игрушкой.

    Задачи:

    1. изучить методическую литературу про русскую народную игрушку;

    2. собрать методический сборник загадок, стихов, игр, конспектов НОД для ознакомления детей дошкольного возраста с русской народной игрушкой


    Игрушки имели большое значение на Руси. Первоначально фигурки птиц, животных, человека имели ритуальное значение и носили обобщенный характер. Глиняные игрушки очень часто были свистульками. По древним поверьям шум и свист защищали хозяина и общину от злых духов, в то же время свист имитировал голоса птиц. Образ птицы встречается практически во всех старинных народных промыслах, так как птица являлась символом солнца. Вырезанные из дерева, слепленные из глины фигурки, имели обобщенный, собирательный образ. Изображения животных и птиц просуществовали века, хотя впоследствии утрачивалось их ритуальное значение, изменялась пластика предназначение. Игрушки стали готовить к жизни, способствовали физическому и духовному развитию детей. Игрушки берегли, передавали по наследству. Русская игрушка, в отличие от игрушек Африки, Америки, Ближнего Востока, всегда добра, она веселила и радовала ребенка (медведь несет подарок человеку или помогает ему в труде (богородская игрушка), скоморох восседает на корове или свинье (сусанинская, каргопольская, дымковская игрушки)). Не свойственно национальной игрушке и техническое оснащение, за исключением Сергиев посадской игрушки, испытавшей влияние западных образцов. Первыми игрушками младенца были жужжалки, колокольчики, бумажные мячики. Потом ребенок получал свистульки, куклы, лошадок и т. д.

    В летописях, относящихся к XII веку, содержится первое упоминание об игрушечном промысле в Новгороде. Расцвет игрушечного промысла относится к XVI-XVII вв. В этот период получили развитие народная деревянная и гончарные игрушки. Центрами гончарных промыслов стали село Дымково, Гжель, Тула и др. В Нижегородской области изготавливали игрушки из древесины. Городецкие изделия, знаменитая матрешка, забытый ныне Федосеевский промысел своеобразны по содержанию и художественному стилю.

    Игрушки имели большое значение еще на Руси и уже тогда люди стали понимать нужность этого предмета для ребенка и облегчения жизни родителя. Игрушки стали готовить к жизни, способствовали физическому и духовному развитию детей. Игрушки берегли, передавали по наследству. Русская игрушка, всегда добра, она веселила и радовала ребенка (медведь несет подарок человеку или помогает ему в труде (богородская игрушка), скоморох восседает на корове или свинье (сусанинская, каргопольская, дымковская игрушки)). Народная игрушка не просто предмет, а она несет определенный смысл, характер и помощь в развитии ребенка. Именно народная игрушка полна традициями национального русского искусства, приспособлена к игре как главному проявлению духовной жизни ребенка.

    Виды народных игрушек

    Современного ребенка очень трудно удивить игрушкой, ведь на прилавках магазинов можно найти все, что только душе угодно. Но если внимательно присмотреться ко всем этим пластмассовым куклам, плюшевым зверятам, роботам-трансформерам, можно увидеть, что не всегда эти игрушки несут в себе нужный для ребенка посыл, а скорее обладают агрессивной направленностью, которая может навредить его психике. Из-за этого детям бывает очень сложно понять такие понятия как "добро" и "зло", отличить хороших персонажей от плохих. А ведь предназначение игрушки состоит в том, чтобы ребенок, играя с ней, познавал мир красоты, добра, развивал свое воображение и фантазию. Поэтому так важно с самого раннего детства познакомить малышей с народными игрушками.

    Традиционные народные игрушки сегодня являются частью современного ремесленного искусства, а ведь еще наши дедушки и бабушки использовали их в своих играх. Поэтому если вам посчастливиться найти в магазине глиняную или деревянную игрушку - смело покупайте ее для своего ребенка. Лучше, если игрушка будет гремящей или свистящей, иметь обтекаемую форму, изображать знакомый малышу сказочный персонаж и приятную красочную роспись. Не расстраивайтесь, если выбранная вами игрушка не сразу понравится вашему ребенку, продолжайте экспериментировать и вместе вы найдете нужную и понравившуюся малышу игрушку.

    Народные игрушки всегда таят в себе что-то необычное, например, историю своего создания или образа, который она воплощает. Существуют самые разнообразные виды народных игрушек.

    Дымковская глиняная игрушка является одним из самых популярных народных промыслов Вятского края. Изначально ее мастерили в виде свистулек, а сегодня мастера создают целые композиции по историческим или сказочным сюжетам. В орнаменте росписи преобладают яркие выразительные цвета, а все мельчайшие детали тщательно прописаны.

    Филимоновская народная игрушка "родилась" в Тульской области в деревушке под названием Филимоново. Все игрушки сделаны в виде свистулек, а в галерее образов присутствуют барыня, всадник, конь и олень. Каждая игрушка имеет свой определенный цвет и отличительные черты. Например, в образе барыне обязательно присутствие высокой юбки-колокола, а у офицера - шпаги и коня. Большое внимание мастера уделяют общему виду игрушки, тогда как лица фигурок практически не раскрашиваются, а лишь обозначаются те места, где находятся глаза, нос и рот. Кстати, с 19 века в Туле стали изготавливать декоративные статуэтки, по большей части женского пола, вобравшие в себя многие черты городской культуры.

    Незаслуженно забытые всеми матрешки, которые сегодня покупаются как сувениры, являются, по сути, полифункциональными куклами. Сначала ребенок просто складывает и раскладывает фигурки, знакомясь с формами, размерами матрешек и их цветами. Затем он учится складывать их в правильном порядке, развивая у себя логическое мышление и усидчивость. И, наконец, повзрослев, ребенок начинает ценить эту игрушку как память о прошедшем детстве. Именно поэтому ценность народных игрушек очень велика, и, прежде всего, с точки зрения воспитания. Ведь игрушка отражает мир человека, его природное окружение и внутренний мир. Эти игрушки одновременно и развлекают, и дарят положительный настрой, прививают любовь к Родине, ее истории, помогают лучше узнать уклад жизни.

    По материалу, из которого изготовлена игрушка, ее можно разделить на несколько видов:

    - глиняная (каргопольская, дымковская, филимоновская, хлудневская, абашевская ит. д.);

    - деревянная (богородская, Сергиевская, полховмайданская, крутецкая, федосеевская игрушка, выполненная с помощью топора, архангельские птицы из щепы и проч.);

    - волжские игрушки из лозы (санки, погремушки, корзиночки и т. д.). Центром данного промысла считается старинный город Кинешма.

    - Пензенские. Тамбовские, Калужские соломенные игрушки (куклы, птицы);

    - берестяные изделия (берестяные мячи, дудки и проч.);

    - вятские изделия из еловых шишек и мха;

    - тряпичные игрушки (выполнялись повсеместно);

    - "съедобные игрушки" из подкрашенного сахара;

    - плавающие восковые игрушки;

    - пекарские изделия (имели ритуальный смысл: их скармливали скоту или давали детям);

    - северные игрушки из кости и рога.

    Производство игрушек из жести и олова не получило в России такого развития, как в Германии и во Франции. Заслуживает внимания лишь жестяная игрушка из Нижнего Новгорода.

    По содержанию игрушки можно подразделить на народные дидактические, игрушки-забавы игрушки для подвижных игр.

    Но важно не только просто купить русские народные игрушки и отдать их ребенку, необходимо рассказать ему их историю, а также придумать с малышом несколько историй, в которые он сможет играть с вами или со своими друзьями.

    Методические рекомендации по использованию народной игрушки при проведении занятий

    Проводя занятия по ознакомлению дошкольников с народной игрушкой, воспитатель может решать целый комплекс задач:

    - образовательные (знакомство с историей создания народной игрушки, изучение особенностей изготовления, символики, орнамента, закрепление понимания взаимосвязи декоративно-прикладного искусства и русского фольклора);

    - развивающие (развитие мелкой моторики рук, внимания, мышления, восприятия, памяти, творческих способностей);

    - воспитательные (воспитание бережного отношения к игрушке, труду народных мастеров и т. д.).

    Приобщение дошкольников к декоративно-прикладному искусству осуществляется с учетом их психофизических особенностей. Введение в мир красочных образов можно начинать со средней группы дошкольных образовательных учреждений. В данной группе занятия целесообразно проводить, опираясь на эмоционально-чувственную основу восприятия материала: начинать занятия с сюрпризных моментов, художественного слова, музыкальных образов. Знакомство детей старшего дошкольного возраста с народной игрушкой строиться на познавательно-аналитическом уровне, обязательно с сохранением эмоционально-образного, чувственного начала.

    Следует отметить роль народной игрушки в процессе обучения дошкольников практически всем видам детской деятельности. Следует отметить, что народная игрушка полностью соответствует педагогическим требованиям и может служить средством гармоничного развития дошкольника. Эстетичность оформления, художественная выразительность, оптимальное сочетание формы, цвета и величины, динамичность ряда игрушек развивают художественный вкус, творческие способности, побуждают к действиям в игре. Игрушка может использоваться как на занятиях, так и самостоятельной деятельности дошкольника. Воспитатели отмечают, что дети выбирают народную игрушку из других для игры. Установлено, что гармоничное соотношение размеров тела и головы, укороченный овал лица, пухлые нос и щеки вызывают у ребенка покровительное отношение и нежные чувства.

    Стоит отметить, что народная игрушка полностью соответствует педагогическим требованиям и может служить средством гармоничного развития дошкольника. Эстетичность оформления, художественная выразительность, оптимальное сочетание формы, цвета и величины, динамичность ряда игрушек развивают художественный вкус, творческие способности, побуждают к действиям в игре. Игрушка может использоваться как на занятиях, так и самостоятельной деятельности дошкольника. Воспитатели отмечают, что дети выбирают народную игрушку из обычных для игры. Установлено, что гармоничное соотношение размеров тела и головы, укороченный овал лица, пухлые нос и щеки вызывают у ребенка покровительное отношение и нежные чувства.

    Образы народного творчества способствуют развитию эстетического восприятия дошкольников. Общение детей с произведениями народного творчества, очень важно для художественного развития дошкольников, они становятся соучастниками народных творцов, изучают средства выразительности и декоративности цветовых и пластических решений. Проведение занятия по декоративному рисованию на примере народной игрушки способствует развитию умения декоративно работать с цветом, так как выразительность художественного образа достигается в большинстве своем обобщением деталей, цветовых пятен. На занятиях по изобразительной деятельности дети могут усвоить навыки росписи матрешки, выполнить задание по пластилинографии на основе знакомства с народным узором, расписать дымковскую барышню, коня, познакомиться с ярким и в тоже время гармоничным узором филимоновской игрушки. При всем многообразии народная игрушка обладает рядом качеств: условность изображения, лаконизм формы и главное выразительность образа, достигаемые умелым выявлением и подчеркиванием отдельных признаков натуры. В лепке эти обобщенные способы передачи объемной формы помогают детям просто и лаконично, используя лишь главные признаки передавать образ предмета.

    В системе работы с дошкольниками используется сочетание различных типов занятий, и процесс обучения соответственно предусматривает начальное ознакомление детей со способами изображения, вариативные упражнения в их применении и, наконец, творческое решение детьми изобразительной задачи. Системе задач соответствует и система методов и приемов обучения. Взаимосвязь с общевоспитательной работой не исключает, а предполагает включение в нее предварительной работы с детьми. Целью такой работы является формирование у детей представлений и наглядных образов. Задача воспитателя это не подготовка мастеров хохломской, дымковской или филимоновской росписи, а приобщение их к истокам народного искусства (Грибовская А.А.).

    Народная игрушка может использоваться в процессе трудового воспитания дошкольников. В.А. Сухомлинский, изучая особенности детской психологии, пришел к выводу о том, что понятия вреда и пользы вещей, поступков отношений воспринимается лишь как производное от понятий красиво, приятно, радостно. Поэтому в трудовом воспитании он старался дать испытать детям эмоции радости, красоты, труда, прежде, чем удовольствие тот пользы. Рассматривая игрушки, необходимо обращать внимание на мастерство, трудоемкость процесса создания произведений народного искусства. Методика работы с детьми следует двум основным принципам - развивать творческие способности и склонности дошкольников, их фантазию и воображение и в тоже время последовательно и настойчиво подводить детей к пониманию того, что творчество - это увлекательный и вместе с тем кропотливый и настойчивый труд. На этих занятиях мы формируем у старших дошкольников интерес к порученному делу, умение доводить начатую работу до конца, умение работать в коллективе, взаимопомощь. На занятиях по ручному труду дошкольники могут научиться изготавливать куклу из ткани. Древняя народная традиция делать куклы отражает историю, традиции, характерные черты народа, его верования и обычаи. Дошкольники могут принять участие в подборе ткани для куклы в соответствии с народными традициями. Начинать работу с детьми можно с изготовления куклы-закрутки. Изготавливают основу-скалку, перевязывают основу нитками на уровне шеи и талии, подол юбки изготавливают из ситца, волосы из чулочного трикотажа. Далее на занятиях можно познакомить детей с такими разновидностями народной куклы как "бабочка", зернушка, кукла-берестушка, кудельница, конусная кукла, кукла десятиручка, "неразлучники", материнская молитва. С детьми можно проводить занятия по изготовлению куклы в местном народном костюме. Знакомя детей с местным народным творчеством, воспитатель ставит задачу опосредованно показать непрерывную связь поколений и связь традиций народа с искусством изготовления костюма. Также дети могут украшать декором костюм куклы. Выполняя народную куклу типичную для Ярославского края, необходимо знакомить дошкольников с семантикой вышивки (косым крестом, зубчатой линией, птицей и т. д.), цветом исполнения вышивки: сочетанием белого, красного, а так же синего, зеленого и желтого. Старших дошкольников знакомят с любимыми видами ткачества Ярославского края - бранного и выборного, украшением головных уборов бисерной понизью, украшением шеи и груди узорными полосами из бисера. На занятиях дети могут изготовить элементы народного костюма для себя и своих кукол. Очевидно, что такие занятия способствуют развитию тактильной и зрительной чувствительности.

    Особой задачей в предшкольный период является необходимость умственного развития дошкольников. Умственное развитие происходит успешнее, если обучение строиться не только на доступном уровне развития ребенка, но и на механизмах познания, которые еще не созрели, но могут уже функционировать. Известно, что у дошкольников преобладает конкретно образное мышление, но также в этот период у них развивается абстрактные формы мышления, следовательно, можно строить процесс обучения на созревающих механизмах абстрактного мышления. Например, дети могут представить работу мастериц-родоначальниц промысла, обстановку, быт крестьянской избы, перенестись на гулянье народного праздника Свистунья. Помочь детям в таком абстрактном путешествии поможет речь "квазисубъекта" (записанная на магнитофонную пленку речь как бы народной мастерицы - родоначальницы промысла). В результате происходит активизация мышления дошкольников, аналитического восприятия, образного мышления, мотивации деятельности. В процессе изучения народных игрушек, дети учатся находить верное решение проблемы, выделяют существенные признаки, при повторном наблюдении идет сравнение, выделение качеств и затем обобщение по признакам.

    Изучение народной игрушки способствует решению задач сенсорного воспитания. Отточенность форм, особая обработка поверхности может способствовать формированию представлений о сенсорных эталонах у детей. Обследование осуществляется разными способами: зрительное обследование, ощупывание, движение руки по предмету и вычленение общих форм. Ребенку предлагается способ обследования предмета, который будет иметь эффект сформированные представления будут полезны для чувственного познания. В зависимости от цели и задач работы ребенок будет обследовать предмет по-разному. Например, при рисовании дымковской куклы важно обращать внимание на контур изображения, определяем основные части, форму, цвет. Так как изображение плоскостное, то следует рассматривать форму в фас. Если же стоит задача выполнить пластическое изображение игрушки в лепке, то мы учим вычленять крупные формы, обращать внимание на соединения частей, а цвет и детали не обследовать. При обучении дошкольников необходимо обращать внимание на то, что сенсорный опыт не связанный с речью оторван от мыслительной деятельности, следовательно, необходимо использовать указания и вопросы. Формирование целостного образа включает в себя ряд компонентов: общая форма, части предмета, их пространственное расположение, динамичность, озвученность и т. д.

    Необходимо отметить, что народная игрушка пока еще недостаточно используется как средство для развития речи, а ведь она содержит богатый материал для формирования умения создавать собственные связные высказывания, служит средством для развития коммуникативно-речевых навыков и умений. С детьми можно создавать описательные рассказы по дымковской, филимоновской игрушке, матрешке, развивать навыки творческого рассказывания, развивать умение придерживаться выбранной сюжетной линии в творческом рассказывании. На занятии активизируются лексические средства, необходимые для описания игрушки. Обращаем внимание на внешний вид, позы, характер, лицо, костюм, личные впечатления (оценочное отношение к предмету описания). После анализа задается вопрос: "За что мы любим народную игрушку?" В своих высказываниях дети отмечают, что игрушка им нравится, она красивая, добрая как в сказке, у нее интересное лицо и т. д. Закрепляется материал разучиванием стихов и потешек о дымковской игрушке, матрешке и т. д.

    Развитие речи тесно связано с формированием у дошкольников представлений об окружающем. А ведь игрушка дает для этого богатейший материал. Современные дети оторваны от земли, им не знаком крестьянский быт, игрушки же содействуют развитию познавательной сферы ребенка. Повседневная жизнь русских крестьян отражена, в частности и в федосеевской игрушке (лихие тройки, упряжки, мельницы ит. д.). В народной игрушке очень часто отражена красота народных орнаментов, художественно отображена жизнь животных и птиц (фигурки из кости и рога).

    На занятиях по формированию элементарных математических представлений народная игрушка так же может быть представлена более широко. При прохождении, например, темы "количество и счет" эстетические особенности силуэтов народных игрушек могут способствовать активизации детей на занятии.

    Таким образом, можно отметить, что методика работы с народной игрушкой может вестись в двух направлениях:

    - общевоспитательная работа по материалам декоративно-прикладного искусства;

    - специальное обучение детей соответствующей деятельности.

    Учитывая многообразие задач обучения, народные игрушки следует использовать более широко в педагогическом процессе дошкольных учреждений. Их подбор должен соотноситься с возрастными особенностями ребенка и содействовать физическому, нравственному, эстетическому и трудовому воспитанию дошкольников.

    Эффективность педагогического воздействия зависит от уровня подготовленности педагога (эрудиции, практических умений и навыков), от создания специальных условий в дошкольном учреждении.

    Вывод:

    Русские народные игрушки отражают в интегральном виде особенности этнической и традиционной педагогической культуры. Благодаря этому они обладают уникальным воспитательно-развивающим потенциалом. Реализовать этот потенциал в системе дошкольного образования возможно, если обеспечить:

    • ориентацию его на формирование у детей этнической идентичности и национального самосознания;

    • создание образовательной предметно-игровой среды с использованием народных игрушек и учетом этнорегиональных характеристик;

    • включение народных игрушек в повседневный быт и разнообразные виды детской деятельности;

    • разработку и обогащение игровых форм взаимодействия с игрушками;

    • моделирование игрушек по народным мотивам;

    • формирование профессиональной готовности педагогов к включению самобытной народной игрушки в образовательный процесс.

    В сборнике предусмотрено использование различных методов и приемов, чередование различных видов деятельности (загадывание загадок, рассматривание картин, беседы с детьми, рассказы педагога, игра, ручной труд, рисование), предусмотрены творческие задания в различных видах деятельности. Прослеживается вариативность форм: организации детей (коллективная, подгрупповая, индивидуальная) и проведения занятий (посиделки, беседы, вечера загадок, сказок). Представленные материалы позволяют педагогу видеть систему работы в целом, при необходимости (с учетом уровня развития детей, способностей и интересов каждого ребенка, творческих возможностей и мастерства педагога) менять структуру занятия, например обогащая, заменяя или упуская одну-две из его частей, сохраняя при этом логическую стройность всего занятия. Насыщенность материала в занятии и дополнительный дидактический материал (игры, стихи, загадки) позволяют педагогу выбрать необходимое содержание для занятия, то есть перестроить занятие для проявления максимального своего и детского творчества, с учетом выбранных приоритетов и задач. Дополнительный материал предоставляет педагогу право выбора: использовать новую загадку для детей или загадать несколько загадок об одном и том же и предложить отгадать, доказать свое мнение, сравнить; обыграть знакомую песню или спеть новую и вызвать к ней интерес.


    Список литературы


    1. "Игра дошкольника" (под редакцией С.Л. Новосёловой) Москва "Просвещение" 1989.

    2. . Локуциевская Г. Техническая игрушка // Дошкольное воспитание, 1972. №5. - 18-23 с.

    3. . Флерина Е.А. Игра и игрушка. М., 1973

    4. Аркин Е.А. Из истории игрушки // Дошкольное воспитание, 1995, №3. - 8-15 с.

    5. Батурина Е. Игрушки в семье // Дошкольное воспитание, 1974, №9. - 82 -85 с.

    6. Бениаминова М.В. Воспитание детей. - М.: Медицина, 1981, 90 - 107 с.

    7. Возвращение к истокам: народное искусство и детское творчество. Учебно-методическое пособие/ под. ред. Шпикаловой Т.Я., Поровской Г.А.- М.: Гумонит, Владос, 2003 г..

    8. Воспитание детей в игре / под ред. Менджерицкой Д.В. - М.: Просвещение, 1979. - 27-36 с.

    9. Горностаева Л. Игрушки в детском саду // Дошкольное воспитание, 1973, №2. - 20-24 с.

    10. Дошкольная педагогика / под ред. Логиновой В.И., Саморуковой П.Г. - М.: Просвещение, 1983. - 146 - 157 с.

    11. Зворыгина Е.В. Первые сюжетные игры малышей: Пособие для воспитателей детского сада. - М.: Просвещение, 1988. - 50-69 с.

    12. Игрушки и пособия для детского сада / под ред. Изгаршевой В.М. - М.: Просвещение, 1987. - 6-13 с.

    13. Крупская Н.К. Об игрушках для дошколят. - Пед. соч., т. 6.

    14. Материалы и оборудование для детского сада: Пособие для воспитателей и заведующих / Под ред. Т.Н. Дороновой и Н.А. Коротковой. М., ЗАО "Элти-Кудиц", 2003. - 160 с.

    15. Мебель-игрушка - оборудование для детского сада. С.Л. Новоселова, А.А. Овчинников, Н.Т. Гринявичене

    16. Менджерицкая Д.В. "Воспитателю о детской игре" /Под ред. Т.А. Марковой Москва "Просвещение" 1982.

    17. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре: Пособие для воспитателя детского сада / под ред. Марковой Т.А. - М.: Просвещение, 1982. - 18-25 - с.

    18. Менджерицкая Д.В. Флёрина об игре и игрушке // Дошкольное воспитание, 1969, №3. - 15-24.

    19. Мухина В.С. Игрушка как средство психического развития ребенка // Вопросы психологии, 1988, №2. - 123-128 с.

    20. Новоселова С., Локуциевская Г., Кожухова Н. Для самых маленьких // Дошкольное воспитание, 1978, №6. - 90-99 с.

    21. Основы эстетического воспитания / под. ред. М.А. Кушвеава. - М., 2005. 24. Педагогический словарь под редакцией Б.М. Бим - Бад. - М.: Большая российская энциклопедия. Просвещение, 2003. - 312 с.

    22. Павлова Л. Какие игрушки предпочитают малыши // Дошкольное воспитание, 1997, №12. - 86-89 с.

    23. Педагогические требования к игрушкам. С.Л. Новоселова, Г.Г. Локуциевская, Е.В. Зворыгина.

    24. Торшилова Е.М. Шалун, или мир дому твоему: Эстетическое воспитание школьников / Е.М. Торшилова // Дошкольное воспитание. - 2001.-№9.

    25. Урунтаева Г.А. Роль игрушки в психическом развитии ребенка. Дошкольная психология: Учебное пособие для учащихся средних педагогических учебных заведений. - 2-е изд. М.: Академия, 1997. - 81-85 с.

    26. Усова А.П. "Роль игры в воспитании детей" Под редакцией А.В. Запорожца. Москва "Просвещение" 1976.


    написать администратору сайта