Рабочая программа Мультстудия. Мультстудия ДОП. Пояснительная записка. Рабочая программа внеурочной деятельности Мультстудия разработана на основе следующих документов
Скачать 164.5 Kb.
|
I. Пояснительная записка. Рабочая программа внеурочной деятельности «Мультстудия» разработана на основе следующих документов: 1. Основная образовательная программа основного общего образования МОКУ «Вознесеновская СОШ им.И.В.Гермашева» 2. Устава МОКУ «Вознесеновская СОШ им.И.В.Гермашева» 3. План внеурочной деятельности МОКУ «Вознесеновская СОШ им.И.В.Гермашева» 4. Положение о рабочей программе МОКУ «Вознесеновская СОШ им.И.В.Гермашева» В мире современных технологий компьютерная анимация становится все популярнее. Сегодня мультипликация уже перестала быть просто впечатляющим зрелищем, которое можно лишь воспринимать со всё большего числа окружающих человека экранов. Она – элемент "новой грамотности". Все большее число учащихся проявляют желание творить свою виртуальную реальность, используя различные компьютерные технологии. По мере компьютеризации нашей жизни, по мере наполнения школ современной техникой, всё больше и больше появляется людей, осознающих образовательные и просто коммуникационные возможности новых технологий и их большую доступность. И эти технологические изменения приводят постепенно к изменениям в самих наших представлениях о том, что такое грамотный человек. Понятие грамотности во всё большей степени включает в себя, кроме традиционных чтения и письма, ещё и умение набирать текст на клавиатуре, записывать звук, создавать цифровую фотографию и видео, работать с электронными документами. Мультипликация, безусловно, один из активных элементов в этом ряду мультимедийных возможностей. Потребность в этой "новой грамотности" порождает новые образовательные запросы – грамоте надо учить и учиться. По счастью, для освоения мультипликации в школе есть добротная основа. Наша задача – помочь включиться в процесс освоения этой новой мультимедийной грамотности. Как показывает опыт уже многих школ, учителя и ученики могут сами делать для себя мультфильмы как в качестве развлечения, так и в качестве учебных пособий. А некоторые хотя и не могут пока, но хотят это делать. И эти общий интерес и желание – тоже добрая основа для освоения мультипликационной грамотности. Данная программа предназначена не только для знакомства с компьютером как техническим инструментом, но, в первую очередь, как с инструментом для самовыражения. На занятиях дети смогут сочетать свои умения рисовать, лепить из пластилина, сочинять веселые и поучительные истории и умения использовать компьютерные технологии для творчества. Внеурочная деятельность «Мультстудия» предназначена для работы с детьми, которые хотят не просто играть или набирать текст на компьютере, а желающими реализовать свои творческие способности, утвердиться в каком-либо деле. Выполняя практические задания, учащиеся развиваются, создают сами творческие проекты. В процессе создания творческих работ учащиеся смогут освоить работу с дополнительным оборудованием: сканером, микрофоном; научатся быстро ориентироваться в системе, приложениях и программах, научатся работать с цифровыми фото и видеокамерами. Работая над мультимедийными проектами и представляя их, используя видеопроектор и интерактивную доску, дети освоят новейшие технологии. Основное направление программы – художественно-эстетическое. Программа нацелена на создание короткометражных мультфильмов с помощью видеоредактора Pinnacle Studio 16 с использованием разных видов анимации: пластилиновая, кукольная, бумажная, песочная и т. д. Актуальность программы заключается в реализации системно-деятельностного подхода на практике, что позволяет сформировать ИКТ - компетентности, которые являются фундаментом для формирования универсальных учебных действий. Тем самым позволяет раскрыть особенности каждого учащегося, даёт почувствовать себя более успешными. Программа осуществляет освоение умений работать с информацией (сбор, получение, преобразование, создание новых объектов) и использовать инструменты ИКТ (текстовый и графические редакторы, видеоредакторы и др.). Программа позволяет осуществить проектный подход к занятиям, а также объединить на одном уроке различные школьные дисциплины: рисование, музыку, математику, информатику, технологию, литературу, окружающий мир. Процесс создания творческих работ воспитывает у учащихся усидчивость и развивает их творческий поиск. Подталкивает на создание работ воспитывающего характера, создание проектов, которые можно использовать для проведения классных часов, внеклассных мероприятий и т.д., учит детей обсуждать проекты, работать в коллективе (прислушиваться к мнению товарищей, отстаивать свое мнение), учит находить и использовать в своей работе необходимую информацию. Мультипликация – это групповой творческий процесс. Как и во взрослой команде мультипликаторов, дети пробуют разные функции: режиссёра, оператора, сценариста, художника-мультипликатора и т.д. В ходе работы происходит распределение функций и ролей между участниками в соответствии с теми работами, которые необходимо выполнить, а именно: написание текста сценария, выбор музыки, озвучивание. Качественная подготовка литературно-художественной части является залогом успешности будущей работы, поэтому при планировании данной деятельности выделено достаточно времени на разработку предварительного сценария и подготовку художественного оформления. Завершается данная работа просмотром и обсуждением готовых результатов, что является необходимым шагом к созданию новых работ. Мотивация и ценность для ребёнка: Важной особенностью программы является её мотивационная направленность на любимый всеми детьми жанр киноискусства - мультфильмы: дети ещё не умеют говорить, читать, но уже с удовольствием их смотрят. И естественным становится желание детей самим создать мультфильм, узнать о том, как создаются любимые мультфильмы, познакомься с именами известных мультипликаторов, научиться самим делать анимацию. Ребятасмогут удовлетворить собственные эстетические предпочтения в ходе подбора изображений и музыкального сопровождения. Обучающиеся получат возможность проще, интереснее, убедительнее, увлекательнее сообщить (показать и рассказать) что-то другому, возможность свободно оперировать своей коллекцией видеоизображений в соответствии с образовательной задачей, участвовать в увлекательной работе по созданию коротких видеосюжетов. Мотивационную роль играет возможность освоения любимого детского жанра видеопродукции, возможность попробовать себя в разных ролях: кукольника, декоратора, режиссёра, оператора, актёра, озвучивающего персонажи, и т.д. Ребята смогут освоить привлекательную технологию компьютерной анимации и получат возможность её самостоятельного использования для решения творческих задач, как предметных, так и личных. Цель: Создание благоприятного пространства, расширяющего возможности для самореализации личности и способствующего успешному развитию творческого потенциала каждого ребенка в процессе выполнения творческой проектной деятельности группового характера по созданию мультфильмов. Воспитание интереса обучающихся к познавательной, информационной и коммуникационной деятельности в процессе изучения компьютерных технологий, возможностей фотосъёмки, видеосъёмки, мультипликации. Формирование конструкторских и исследовательских навыков активного творчества с использованием современных технологий. Развитие навыков планирования деятельности в процессе выполнения творческого проекта. Формирование художественной, информационной культуры и эстетического чувства, художественного вкуса и творческого воображения обучающихся. Формирование первоначальных представлений о профессиях связанных с мультипликацией, в которых информационные технологии играют ведущую роль. Задачи: Образовательные: ознакомиться со способами организации и поиска информации об истории анимации и мультипликации, способах создания анимации и профессиях, связанных с мультипликацией; овладеть умением работать с различными видами информации (в том числе текстовой, графической, звуковой, видеоинформацией) в процессе формирования навыков работы с цифровым фотоаппаратом и видеокамерой; освоить инструментальные компьютерные среды для работы с информацией разного вида (текстами, изображениями, анимированными изображениями, сочетаниями различных видов информации в одном информационном объекте); создать завершенные групповые творческие проекты с использованием освоенных инструментальных компьютерных сред (создать мини-мультфильм, видеоклип, анимационную работу и т.п.). Развивающие: воспитать ценностные основы информационной культуры, уважительного отношения к авторским правам; практически применить сотрудничество в коллективной информационной деятельности; развивать интеллектуальные, коммуникативные способностей личности; воспитать позитивное восприятие компьютера как помощника в учёбе, как инструмента творчества, самовыражения и развития; формировать понимания необходимости оценки и самооценки выполненной работы по предложенным критериям; сформировать широкую мотивационную основу творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы. Воспитательные: воспитать у ребят установки на позитивную социальную деятельность в информационном обществе; воспитать у детей стремления выразить свои творческие способности в мультипликации, фото и видеосъёмке; воспитать самостоятельность при выполнении заданий; воспитать аккуратности и собранности при работе с техникой. Принципы обучения Обучение по данной программе направлено на цели всестороннего развития личности, на формирование не только знаний и умений, но и определенных нравственных и эстетических качеств, которые служат основой выбора жизненных идеалов и социального поведения, что соответствует принципу развивающего и воспитывающего обучения. В соответствии с принципом научности содержание программы знакомит учащихся с объективными научными фактами, теориями, законами, отражает современное состояние наук. Процесс обучения по данной программе стимулирует учеников использовать полученные знания в решении практических задач, анализировать и преобразовывать окружающую действительность, вырабатывая собственные взгляды по принципу связи обучения с практикой. Принцип систематичности и последовательности предполагает преподавание и усвоение знаний по программе внеурочной деятельности в определенном порядке, системе, логичности построения содержания, а также процесса обучения. В соответствии с принципом доступности программа учитывает особенности развития учащихся, материал анализируется с точки зрения их возможностей и такой организации обучения, чтобы они не испытывали интеллектуальных, моральных, физических перегрузок. Принцип наглядности применяется в целесообразном привлечении органов чувств к восприятию и переработке учебного материала. В процессе обучения детям даётся возможность наблюдать, практически работать над созданием творческого проекта. В процессе реализации данной программы ярко выражен принцип сознательности и активности учащихся в обучении согласно которому обучение эффективно тогда, когда ученики проявляют познавательную активность, являются субъектами деятельности. Это выражается в том, что учащиеся осознают цели учения, планируют и организуют свою работу, умеют себя проверить, проявляют интерес к знаниям, ставят проблемы и умеют искать их решения. Основной опор идёт на интересы учащихся и одновременное формирование мотивов учения, среди которых на первом месте – познавательные интересы, профессиональные склонности. Стимулируются коллективные формы работы, взаимодействие учеников в процессе обучения. В соответствии с принципом прочности результатов обучения формируется позитивное отношение, интерес к изучаемому материалу. Данная программа внеурочной деятельности предполагает использование самых разнообразных формы организации обучения в соответствии с принципом рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм и способов учебной работы. Данная программа рассчитана на 1 год, 68 учебных часа и предназначена для учащихся 5-6 классов. Занятия проходят 2 раза в неделю. II. Ожидаемые результаты реализации программы Личностные: у обучающегося будут сформированы: широкая мотивационная основа творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; ориентация на понимание причин успеха в создании мультфильма; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи; Обучающийся получит возможность для формирования выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения и адекватного понимания причин успешности/ неуспешности учебной деятельности. Метапредметные: Регулятивные: обучающийся научится принимать и сохранять учебную задачу, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации в сотрудничестве с учителем; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; получит возможность научиться самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале. Коммуникативные: обучающийся научится договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; получит возможность научиться учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей. Познавательные: обучающийся научится осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием Internet, освоит навыки неписьменного повествования языком компьютерной анимации и мультипликации; получит возможность научиться осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты. Предметные: обучающийся научится осуществлять под руководством учителя элементарную проектную деятельность в малых группах: разрабатывать замысел мультфильма, искать пути его реализации, воплощать его в продукте, демонстрировать готовый продукт; определять последовательность выполнения действий; приобретёт навыки создания анимационных объектов в подходящей для среднего школьного возраста компьютерной программе; создавать собственный текст сценария; создавать видеоцепочки как сообщение в сочетании с собственной речью; приобретёт навыки покадровой съёмки и монтажа кадров с заданной длительностью, освоит операции редактирования видеоряда: разделение видеофрагмента, удаление видеофрагмента, наложение титров, спецэффектов, голосового и музыкального сопровождения; получит возможность научиться создавать иллюстрации, диафильмы и видеоролики по содержанию произведения. Универсальные учебные действия: В результате изучения данной темы:
План анализа результатов: Степень активности учащихся в группах. Уровень знаний, умений, показанных учащимися в работе. Рекомендации к совершенствованию. Оценивание работы каждого с помощью учащихся, выполняющих функции главных редакторов. Формы организации занятий: виртуальная экскурсия с использованием презентации и видеоурока «В мире мультипликации», просмотр мультфильмов с обсуждением, беседы, демонстрация-объяснение, практические занятия (компьютерный практикум), фото и видеосъёмки на природе или персонажей с декорацией, проект, презентация, ТКД, церемония. Формы подведения итогов: презентация и защита готовых групповых проектов. Итог программы – групповой проект «Мультфильм». III. Содержание программы «Мультстудия» Всё о мультипликации (4 ч.) Вводная тема: «Путешествие в мир мультипликации». Вводная беседа о правилах поведения в кабинете информатики. Инструктаж по технике безопасности. Гимнастика для глаз и рук. Немного об истории анимации. Все об анимации: кто рисует мультики - человек или компьютер? Компьютерная анимация. Основные способы создания компьютерной анимации: покадровая рисованная анимация, конструирование анимации, программирование анимации. Примеры программ для создания анимации. Парад мультпрофессий: какие именно специалисты трудятся над созданием мультфильмов. Фотография и видеосъёмка (9 ч.) Работа с фотоаппаратом и видеокамерой: знакомство с цифровым фотоаппаратом и видеокамерой; технические особенности фотоаппарата и видеокамеры, их возможности, функции. Особенности фотографии, создание различных изображений. Копирование фотографий на ПК. Особенности видеосъёмки, видеосъёмка сюжетов. Копирование видеофайлов на ПК. Работа в киностудии Pinnacle Studio 16 (16 ч.) Работа в видеоредакторе: открытие созданных файлов в киностудии; раскадровка имеющихся файлов-кадров, их повторение в циклическом порядке; установление временных рамок воспроизведения; наложение звука, титры, запись и сохранение клипа. Воспроизведение. Создание и презентация групповых и индивидуальных творческих проектов (44 ч.) Работа над созданием проектов-мультфильмов: Обсуждение и выбор темы проекта. Проработка сюжета. Разработка сценария. Создание набросков-планов на бумаге. Проработка образов и изготовление персонажей. Создание декораций. Подбор освещения, компоновка кадра. Организация фиксации. Процесс съемки. Обсуждение фотографий с художественной и смысловой точек зрения, создание коллекции фотографий к проекту. Видеосъёмка сюжетов для групповых и индивидуальных проектов. Отсмотр материала. Формирование фильма из последовательности кадров. Открытие созданных файлов; раскадровка имеющихся файлов-кадров, их повторение в циклическом порядке. Монтаж фото и видео материалов по сценарному плану. Установление временных рамок воспроизведения. Аудиозапись рассказа, соответствующего видеоряду. Создание заставок, титров, звукового и музыкального сопровождения. Формирование проигрываемого видео-файла. Работа над созданием проектов – мультфильмов. Защита проектной работы. Обсуждение готовых работ, размещение в информационной среде (в том числе участие в различных конкурсах). Тематический план
V. Поурочное планирование
Оборудование и программное обеспечение 1 Графическая станция с монитором (2 шт) 2 Графический планшет А4 (1 шт) 3 Графический планшет А6 (5 шт) 4 МФУ (1 шт) 5 3D-принтер (1 шт) 6 3D-сканер (1 шт) 7 Фотоаппарат со сменной оптикой и ручными настройками ( 1 шт) 8 Полупрофессиональная видеокамера с возможностью мониторинга звука и ручными установками (1 шт) 9 Проектор поортативный и экран (1 шт) 10 Доска магнитная-маркерная поворотная (1 шт) 11 Штатив (1 шт) 12 Комплект осветительного оборудования (1 комплект) 13 Операционная система Windows 7 14 Видеоредактор киностудия Pinnacle Studio 16 15 Микрофон (1 шт) 16 Графический редактор Paint. 17 OpenOffice 18 Нецифровые инструменты для двухмерного и трёхмерного моделирования (бумага, краски и кисти, пластилин, различные мелкие объекты – шишки, катушки, пуговицы, кубики, конструктор LEGO и др.)
Тематика проектов: «Здоровый образ жизни» «Мир моей мечты» «Безопасная дорога» «Мир глазами ребёнка» «Путешествие по Калмыкии» «Ограниченные возможности здоровья» «Бродячий дружок» «Огню на ёлку хода нет!» «Экологическая» «Хобби» «Событие, мероприятие» |