Главная страница
Навигация по странице:

  • Скептицизм Субъекта и объекта познания

  • Субъект познания

  • Объект познания

  • Практика №5. Познание как философская проблема. Подготовил Беркит Агадил Группа Втипо 222


    Скачать 1.32 Mb.
    НазваниеПознание как философская проблема. Подготовил Беркит Агадил Группа Втипо 222
    Дата24.11.2022
    Размер1.32 Mb.
    Формат файлаpptx
    Имя файлаПрактика №5.pptx
    ТипДокументы
    #810257

    Познание как философская проблема.

    Подготовил Беркит Агадил Группа Втипо 22-2

    Познание

    • Познание – это целенаправленный процесс взаимодействия с окружающей реальностью, результатом которого является выявление новых свойств и качеств изучаемого объекта.
    • Познание представляет собой один из эволюционных механизмов адаптации, приспособления к миру и присуще не только человеку.

    Гносеология как раздел философии

    •  Однако вопросы познания впервые были четко сформулированы как самостоятельные и само ценностные именно в философии. Эти вопросы. и составляют такую область философии как гносеология.
    • Одним из главных вопросов гносеологии является вопрос о познаваемости мира. Он был сформулирован еще античными авторами, тогда же сложились и основные походы к его решению:
    • Познавательный оптимизм.

    Агностицизм

    Скептицизм

    Познавательный оптимизм основывается на убеждении в безграничности познавательной способности человека. Хотя мир огромен и сложен, последовательно подходя к процессу его изучения человек способен в конечном итоге познать все явления окружающей реальности, выявить и описать, и проникнуть в сущность всех объектов, процессов, закономерностей, определяющих существование вселенной. Сторонники познавательного оптимизма признают, что в настоящее время знание человека о мире далеко от своей завершенности, но видят в этом не причину для разочарования в познании, но напротив, мотивацию к его дальнейшему изучению, рассматривая познание как одну из величайших ценностей человечества.

    Познавательный оптимизм

    Агностицизм

    • Агностицизм или познавательный пессимизм напротив отрицает способность человека познать мир. Различными философами приводятся разные аргументы – мир нельзя познать в принципе, человеческие представления о мире никогда не будут соответствовать реальности, каждый человек строит свой образ мира, каждый из которых не эквивалентен другому и самому миру и т.д.
    • Позиция скептицизма не отрицает возможности познания мира, однако ставит под сомнение истинность тех знаний, а также методов, которые существуют для этого. Крайним выражением скептицизма является релятивизм, предполагающий полную относительность всех знаний, убеждений, законов и т.д. Скептики упирают на субъективный характер познания, и стремление человеческого мышления упорядочивать представления о мире, приводить их в систему, которое может основываться не на реальном существовании системности, но быть свойством самой мозговой деятельности, в то время как реальный мир может не соответствовать нашим представлениям о нем. Наиболее ярко позицию скептиков сформулировал Протагор в своих выск5азываниях – «человек есть мера всех вещей», «о всякой вещи можно высказать два противоположных суждения, каждое из которых будет одинаково истинным».

    Скептицизм

    Субъекта и объекта познания

    • В том случае, когда мы рассматриваем процесс научного познания как целостную системную конструкцию, в качестве основных элементов выступают субъект и объект познания.

    Субъект познания – это определенный носитель материалистической или предметно-практической деятельности и, следовательно, познания, основной источник активной познавательной деятельности, который направлен на познавательный предмет.

    Объект познания это противоположное субъекту, определенный предмет познания. Именно на объект познания направлена практическая познавательная деятельность –субъекта познания.

    (Объект познания – это все, что может человек познать.) 

    Диалектика субъекта и объекта познания

    • Диалектико-материалистическая философия радикально расширила и углубила эту проблему. Она непосредственно соединила ее с общественно-исторической практикой. Обосновала, что субъектом познания является не изолированный индивид, а человек как общественное, конкретно-историческое существо (коллектив, общество, человечество), которая овладела произведенные формы познавательной деятельности (язык, категории и т.п.). Объектом познания есть независимая от человека действительность, которая дается познанию не в форме созерцания первозданной природы, а в форме практического взаимодействия с очеловеченными и олюднюванимы фрагментами природы, на которые направляется деятельность человека. Объектом познания может быть и сам человек и его субъективный мир.

    Чувственная и рациональная ступени познания


    Само по себе чувственное познание представлено тремя процессами, которые позволяют создать образ объекта окружающей реальности:

    ощущением,

    восприятием,

    представлением.

    Чувственная

    Рациональное познание

    • Рациональное познание базируется на чувственном и невозможно без наличия у субъекта чувственного опыта, однако выходит далеко за его пределы и способно заменять собой данные чувственного восприятия.
    • Элементарными формами рационального познания выступают понятие, суждение и умозаключение. Понятие представляет обобщенный образ объекта, в котором отражены его существенные свойства, суждение – утверждение о наличии или отсутствии у объекта определённых качеств, а умозаключение – вывод из посылок-суждений.

    Истины и заблуждения в гносеологии

    • Термин «истина» в гносеологии употребляют, чтобы охарактеризовать не какие-либо вещи, предметы, явления, а знания об этих предметах.
    • Некоторые трактовки истины:

    • Истиной называют соответствие знаний действительности;

      Истина – это одно из свойств само согласованности знаний;

      Истина – это полезность и эффективность знания;

      Истина – это соглашение.

    Существование феномена заблуждения в познании является важным компонентом для развития знания. Заблуждение возникает, развивается, выявляется и преодолевается в рамках относительной истины как этап движения к истине абсолютной и определяется как непреднамеренное несоответствие объекту представлений субъекта, либо как абсолютизация отдельных моментов знания или объекта, обусловленных в каждый конкретный исторический момент ограниченностью практики и знания.

    Почти все люди в своей жизни так или иначе выступают в роли субъектов познания. Для того, чтобы человек смог разобраться в огромном количестве информации, обрушивающейся на него каждый день, систематизировать, обобщать и использовать ее в дальнейшем, ему желательно знать хотя бы элементарные основы гносеологии. Для ученых, занимающихся научными изысканиями, это должно быть обязательным требованием, поскольку они должны знать путь к истинному знанию, отличать его от ложного и т.д. Думаю, гносеология может облегчить жизнь не одному человеку, поскольку учит нас правильно познавать окружающий нас мир.

    Заключение


    написать администратору сайта