Философия Практическая. Практическая 1. Практическая 1 Философия в эпоху Возрождения
Скачать 21.83 Kb.
|
Практическая №1 Философия в эпоху Возрождения. В 15 веке на смену средневековью пришла эпоха европейского Ренессанса (Возрождение), повлекшая за собой культурный расцвет и изменение взглядов на окружающий мир. Философия эпохи Возрождения развивалась под влиянием общеевропейского увлечения классическим гуманизмом, возникшим в XIV веке (Флоренция). Гуманисты считали, что изучение античных произведений поможет современному (для них) познанию и совершенствованию социальной природы человека. Распространению гуманистических идей среди философов в XV веке послужила организация Платоновской академии в Кареджи (1462 год). Этапы философии эпохи Возрождения Гуманистический этап — середина 14 века – 1-я половина 15 века. Характеризуется переходом к антропоцентризму от теоцентризма. Неоплатонический этап – 2-я половина 15 века – 1-я половина 16 века. Характеризуется изменением мировоззренческих взглядов. Натурфилософский этап – 2-я половина 16 века – 1-я половина 17 века. Характеризуется попытками внести изменения в картину мира. Перечислим основные черты философии эпохи Возрождения: Антропоцентризм: основные философские вопросы касаются человека. Он отделяется от божественного начала и рассматривается как самостоятельная система. Человек должен познать и развить себя, определить свои цели, в достижении которых нужно опираться на личные способности; Антирелигиозность: критикуются официальные католические утверждения; философия приобретает гражданский (светский), а не церковный характер. Центром всего больше не является Бог или космос; Интерес к античности: использовались идеи того времени; утверждения, содержащиеся в античных произведениях, составляли основу гуманизма. В философии Возрождения чаще всего выделяют такие главные направления: Гелиоцентризм: распространялась идея о том, что Земля вращается вокруг Солнца, а не наоборот, как было принято считать ранее. Такое мнение противоречило религиозному, опирающемуся на выдержки из Библии; Гуманизм: утверждалась высшая ценность человеческой жизни, право людей на свободное выражение своих взглядов, самостоятельный выбор жизненных ценностей; Неоплатонизм: представляет собой сложную теорию с мистическим уклоном о ступенчатой структуре Бытия, в которой мышлению отводится особая роль. С его помощью можно познать себя и окружающую действительность. Душа же позволяет соприкоснуться с непознанным высшим началом. Бог и Вселенная являются единым целым, а человек представлен как уменьшенная версия Вселенной; Секуляризм: уверенность в том, что религиозные представления и их проявления не должны зависеть от воли правителей и регулироваться правовыми нормами. Сюда относится свобода вероисповедания, право на атеизм (неверие или отрицание существования Бога). Деятельность же людей должна основываться на фактах, а не религиозных представлениях. Известные философы Возрождения: Марсилио Фичино (астролог, священник). Представитель платонизма. Переводил и комментировал античные богословские тексты; написал трактат, в котором объяснял платоновские идеи с точки зрения христианства. Николай Кузанский (теолог, ученый). Представитель пантеизма. В трактатах размышлял о месте человека в мире, бесконечности Бога и его проявлений (одно из которых природа). Занимался математикой, астрономией. Утверждал, что Вселенная безгранична, а Земля вращается вокруг Солнца. Мишель Монтень (писатель). Представитель скептицизма. Автор книги «Опыты», в которой проанализировал человеческие эмоции. Противник социального неравенства. Николай Коперник (астроном, математик, механик). Представитель гелиоцентризма. Ввел в Польше новую монетную систему, построил гидравлическую машину, боролся с чумной эпидемией. Главный труд «О вращении небесных тел», в котором обосновал новую модель мира. Джордано Бруно (монах, поэт). Представитель пантеизма и эзотеризма. Увлекался чтением неканонических текстов, сомневался в некоторых церковных «чудесах», за что был признан еретиком и сожжен. Трактаты о бесконечности Вселенной и множестве миров, расширил модель Коперника. Галилео Галилей (физик, механик, астроном, математик). Представитель гелиоцентризма. Впервые использовал телескоп для наблюдения за космическими объектами. Основатель экспериментальной физики. Данте Алигьери, автор «Божественной комедии», поэт и мыслитель, сделал именно человека главным действующим лицом, центральной фигурой повествования. Петрарка в своих сонетах призывал всех в своей стране исцелиться от злобы и забыть о вражде среди горожан. Боккаччо очень резко критиковал церковных служителей, которые ничего не делали для просвещения, а только богатели, обличал дворян, неспособных к созиданию, и выдвигал на первое место разум человека и намерение получить от жизни как можно больше радости и удовольствия. Эразм Роттердамский в своих глубоко христианских философских трудах показывал, что гуманизм должен быть основой всего и старая идеология феодализма ничего не может дать человеку. Леонардо да Винчи внес значительный вклад в развитие гуманизма в своих произведениях и научных трудах. Философия была наполнена признанием права человека на счастье, свое самоопределение и возможности для своего развития. Человек стал важнее всего, в том числе и государства, как такового. Свобода высказываний против бессмысленной религиозной схоластики и доминирования церкви во всех сферах. Литература и философия все больше внимания уделяют ценности человека. Новые тенденции в культуре и философии стали все больше проникать в европейские государства и постепенно стали основой всей философии в то время. Наиболее характерными чертами этой эпохи можно назвать полное отрицание бесполезных книжных споров, которые ни к чему не приводят, а только запутывают человеческий разум. Помимо этого, в философии все больше доминировали идеи естественнонаучного познания мира и человека. Упор делался на труды философов античных времен, которые предпочитали материализм. Философия постепенно стала выдвигать человека, как главную движущую силу и основу всего окружающего мира. |