Главная страница
Навигация по странице:

  • Основные понятия просодической стороны речи

  • Просодическая сторона речи

  • Ритмические единицы могут быть разделены на три группы

  • Мелкие ритмические единицы

  • 6.Элементарная единица просодии

  • 9.Брадилалия Среди различных речевых расстройств отдельную группу образуют нарушения темпа и ритма речи. Брадилалия

  • Симптомы брадилалии Речевая симптоматика

  • 11.Этапы коррекции брадилалии

  • Пракич.1-2 НТРСР Кешфединова Л.ЗСДО(Л0-18. Практическая работа 12 Студентки 5 курса зсдо(Л)18


    Скачать 93.25 Kb.
    НазваниеПрактическая работа 12 Студентки 5 курса зсдо(Л)18
    Дата20.10.2022
    Размер93.25 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаПракич.1-2 НТРСР Кешфединова Л.ЗСДО(Л0-18.docx
    ТипПрактическая работа
    #743945

    Практическая работа 1-2

    Студентки 5 курса ЗСДО(Л)-18

    Кешфединовой Лили
    1.Просодическая сторона речи.

    Устная речь характеризуется многими физическими параметрами. Наряду с её содержательной стороной большое значение для восприятия слушателем имеет просодическая сторона речи. Просодия, по мнению Н.И. Жинкина, является наивысшим уровнем развития языка.

    Просодическое оформление текста подчинено семантико-синтаксической задаче речевого высказывания. Оно включает совокупность целого ряда показателей, таких как психофизиологические, ситуационные, потребностно-мотивационные и экстралингвистические. Этот комплекс в конечном итоге и определяет акустико-артикуляционные характеристики просодии в целом. Основной составляющей просодии является интонация. Через интонацию выявляется смысл речи и ее подтекст. Она представляет собой одну из важнейших сторон устной речи.

    Отдельные характеристики просодии объединяются и координируются между собой темпо-ритмической организацией речевого потока.

    Темп речи принято определять как скорость протекания речи во времени или как число звуковых единиц, произносимых в единицу времени. Звуковой единицей могут быть звук, слог и слово. Темп речи может также определяться как скорость артикуляции и измеряться числом звуковых единиц, произносимых в единицу времени. У взрослого темп речи в спокойном состоянии варьируется от 90 до 175 слогов в минуту.

    В практике выделяют три основных вида темпа: нормальный, быстрый и медленный. Темп у одного и того же человека может как стабильным, так и изменяющимся. Стабильный темп речи может реализовываться только на коротких отрезках сообщения.

    Темп играет значительную роль в передаче эмоционально-модальной информации. Резкие отклонения темпа речи от средних величин — как ускорение, так и замедление — мешают восприятию смысловой стороны высказывания.

    Основные понятия просодической стороны речи


    Эти просодические компоненты определяют выразительность, разборчивость речи, ее эмоциональное воздействие в процессе коммуникации, несут определенную семантическую нагрузку.

    Просодическая сторона речи – это неотъемлемая часть речи. Она представляет собой единство взаимосвязанных компонентов. Состояние просодической стороны речи имеет значительное влияние на разборчивость, внятность и эмоциональный рисунок речи человека.

    Дикция – четкое, внятное выразительное произношение слов.

    Пауза – знак, прерывающий звучание на определенный отрезок времени (в речи, музыке).

    Интонация – мелодический оборот, имеющий выразительное значение.

    Ударение – акцент, выделение тех или иных единиц в речи с помощью фонетических средств.

    Мимика – (греч.) искусство путем жестов, поз и различных выражений лица, это язык инстинкта и телодвижений, являющихся, отголоском известного настроения, аффекта и вообще психической работы.

    Мелодика речи – совокупность тональных средств, характерных для данного языка; модуляция высоты, тона при произнесении фразы.

    Ритм речи – упорядоченность звукового, словесного и синтаксического состава речи, определенная ее смысловым значением.

    Темп речи – скорость протекания речи во времени, ее ускорение или замедление, обусловливающее степень ее артикуляторной и слуховой напряженности.

    Тембр голоса – окраска, качество звука.
    Речевое дыхание – дыхание в процессе речи. Речевое дыхание непосредственно сопровождает процесс порождения речи, являясь основой голосообразования, формирования звуков, мелодики. Речевое дыхание отличается от обычного дыхания: более быстрым вдохом и замедленным выдохом значительным увеличением дыхательного объема преимущественно ротовым типом дыхания максимальным расхождением голосовых складок на вдохе и сближением их почти до соприкосновения на выдохе.

    Логическое ударение – интонационное средство; выделение какого-либо слова в предложении интонацией, слова произносятся более членораздельно, длительно, громко.
    2.Тон голоса

    Тон голоса – это эмоциональная окраска голоса.

    Он задается разными методами: смена громкости, темпа, высоты.
    Тон, как и интонация, фонация и ударение, относится к супрасегментным, или просодическим, признакам. Носителями тона чаще всего являются гласные, но встречаются языки, где в этой роли могут выступать и согласные, чаще всего сонанты.
    Тоновым, или тональным, называется язык, в котором каждый слог произносится с определённым тоном. Разновидностью тоновых языков являются также языки с музыкальным ударением, в которых один или несколько слогов в слове являются выделенными, и разные типы выделения противопоставляются тоновыми признаками.
    Тоновые противопоставления могут сочетаться с фонационными (таковы многие языки Юго-Восточной Азии).
    Тон может взаимодействовать с другими гортанными, или ларингальными, признаками (англ. laryngeal features), то есть свойствами речевого сигнала, определяемыми особенностями движения гортани. Это в первую очередь фонация и голос. Так, низкий тон обычно связан со звонкостью, а высокий, напротив, с глухостью согласных (причём имплозивные согласные, будучи фонетически звонкими, обычно в этом отношении ведут себя подобно глухим). Во многих языках банту (к примеру, зулу) высокий тон после звонких согласных реализуется как резко восходящий (иначе говоря, участок гласного непосредственно после звонкого согласного произносится с низким тоном). В северных диалектах языка кхму противопоставляются высокий и низкий тон, а в восточных те же слоги различаются глухостью и звонкостью начального согласного, а тоновых противопоставлений не обнаруживается.
    Существует несколько объяснений этого феномена. Согласно одному из них, такое взаимодействие связано с разностью давления воздуха в под- и надгортанной области. При произнесении глухих согласных после размыкания связок воздух уходит наверх с большей скоростью, что благодаря эффекту Бернулли приводит к ускорению протекания воздуха через голосовые связки и более быстрому их колебанию. Однако экспериментальные исследования показывают, что в действительности при произнесении звонких и глухих согласных скорость прохода воздуха через гортань отличается незначительно и не должна оказывать столь серьёзного влияния на частоту основного тона. Другая гипотеза связывает различия в воздействии звонкости на тон с разностью в напряжении голосовых связок при произнесении звонких и глухих согласных (здесь также существует два мнения: этот эффект можно связывать с натяжением связок в горизонтальной или вертикальной плоскости). Отмечено также, что придыхательная фонация (breathy voice) приводит к понижению частоты основного тона (например, в хинди и — исторически — в пенджаби), а имплозивные согласные повышают основной тон.
    Кеннет Пайк ввёл различение языков с контурными и регистровыми (ровными) тонами. Регистровые тоны характерны, например, для многих языков Африки, но встречаются они и в других регионах. Весьма распространены системы с двумя тоновыми уровнями: высоким и низким. Нередки и трёхуровневые системы. Максимальное число тоновых уровней, засвидетельствованное в языках мира, — 5; такие системы есть в языках манде и мяо-яо (так, пять ровных тонов описано для языка чёрных мяо). В качестве примера трехчленной регистровой системы можно привести каренский язык (Мьянма): [tə́] 'один', [tə̀] 'муравей', [tə] 'ложка'.
    Регистровым тонам противопоставляются контурные, то есть такие, где частота тона меняется в ходе произнесения гласного. Обычно в качестве примера приводят китайский язык, различающий высокий ровный, восходящий, нисходяще-восходящий и резко нисходящий тоны (а также «нейтральный»). В рамках одного языка несколько контурных тонов могут сочетаться с регистровыми (как в том же китайском или тайском). Такие «смешанные» системы встречаются достаточно часто, что заставляет некоторых учёных рассматривать регистровые тоны как частный случай контурных. Например, в рамках автосегментной фонологии нисходящий тон рассматривается как реализация на одном гласном двух тональных элементов: H и L — а ровный высокий — как реализация последовательности HH.
    Регистровые и контурные противопоставления могут совмещаться с не тоновыми признаками, например с фонацией. Так, во вьетнамском языке выделяют шесть «тонов», то есть типов слогов:
    • высокий ровный (ma 'призрак');
    • нисходящий плавный: падение тона со среднего на низкий уровень (mà 'который');
    • нисходяще-восходящий: падение со среднего на низкий и подъём до высокого; долгота гласного, придыхательная фонация (mã 'лошадь');
    • восходяще-нисходящий: в среднем регистре; может сопровождаться гортанной смычкой на тональном переломе (mả 'могила');
    • восходящий: в высоком регистре, часто сопровождается гортанной смычкой (má 'мама');
    • резко нисходящий: быстрое падение с высокого на низкий, ларингализация, часто краткость гласного (mạ 'рисовый побег').
    В других языках движение тона может сочетаться с придыхательной фонацией, фарингализацией и другими просодическими явлениями. Известны системы с очень большим числом подобных противопоставлений: так, в лунмо и цзунди (семья мяо-яо) засвидетельствованы 12 типов слогов.
    Иногда корреляция тоновых и нетоновых признаков настолько близка, что не вполне ясно, какой признак является смыслоразличительным. Так, например, считается, что в мон-кхмерских языках тоны отсутствуют, а фонетические различия по частоте основного тона связаны с фонационными противопоставлениями. В то же время во многих традиционно тоновых языках (например, бирманском) каждый тон влечёт определённый тип фонации.

    Интонация представляет собой сложное явление, которое включает в себя несколько акустических компонентов. Это тон голоса, его тембр, интенсивность или сила звучания голоса, пауза и логическое ударение, темп речи. Все эти компоненты участвуют в членении и организации речевого потока в соответствии со смыслом передаваемого сообщения.

    Акустическими коррелятами интонационных характеристик являются изменения интенсивности и частоты основного тона голоса, а также длительности отдельных фонетических элементов. Тон голоса формируется при прохождении воздуха через глотку, голосовые складки, полости рта и носа.

    Дополнительной артикуляционно-акустической окраской голоса является тембр (“цвет голоса”). Если тон голоса может быть общим для многих людей, то тембр голоса является таким же индивидуальным, как отпечатки пальцев.

    Частота колебаний голосовых связок обусловливает высоту основного тона. Наряду с основным тоном в гортани образуются и добавочные тоны, или обертоны, количество и сила звучания которых зависят от особенностей строения гортани, а также от величины и формы резонаторных полостей надставной трубы (глотки, полости рта, носовой полости). Определенное сочетание обертонов и обусловливает индивидуальную «окраску» голоса, или тембр, наличие которого позволяет узнавать людей по голосу.

    3.Ритм речи

    Ритм речи – один из сложнейших видов ритмической активности организма. С лингвистической точки зрения он представляет собой временную структуру, образуемую акцентами, паузами, членением на отрезки, их группировкой, соотношениями по длительности и т. п. (Л.В. Златоустова, Г.Н. Иванова-Лукьянова, Т.В. Поплавская). Ритм любого живого организма является одним из его врожденных свойств, и в своей основе имеет устойчивую моторную природу. Согласно мнению М.Н. Ливанова, выработка навыка, как устойчивого двигательного условного рефлекса, облегчается при действии ритмического раздражителя, в то время как аритмичная стимуляция затрудняет его формирование. Движение служит главным средством взаимодействия человека с окружающей средой. Ритмическая характеристика затрагивает все уровни осуществления движения по временному признаку и общему рисунку. Главенствующим звеном движения выступает координация, обеспечивающая плавность, соразмерность и точность выполнения движения. К наивысшему кортикальному уровню координации и организации движений относится речедвигательный акт. (Н.А. Бернштейн). В современной психологии одним из аспектов изучения природы ритма является вопрос его восприятия как компонента времени и отражения в движении. В связи с этим подробно изучается «музыкальный ритм», или «чувство ритма», поскольку большинство научных исследователей отмечают моторную природу восприятия музыки. (Е.В. Назайкинский, Б.М. Теплов и др.). Отсюда и возникновение педагогических методик, направленных на формирование пластичности и плавности движений благодаря ритмичной музыке. Речевой ритм объединяет и упорядочивает биологические и психические элементы речи, способствует адекватному восприятию речевого потока, а также способом его организации. Речь ритмична во всех своих показателях – от акустических и артикуляционных составляющих до внутри речевого программирования высказывания. (А.М. Антипова, В.А. Пищальникова, В.В. Потапов, G. Kоhlеr и др.). Таким образом, важным составляющим речевого высказывания является физическая плавность речи, которая связывается исследователями с понятием синтагмы, объединенной интонационным и смысловым значением. Многими научными исследователями интонация рассматривается как одно из главных фонетических характеристик оформления высказывания в совокупности просодических компонентов, принимающих участие в организации и членении потока речи с осмыслением передаваемых сообщений. Все эти компоненты рассматриваются через звуковую оболочку речи, ее звучание, материальность в воплощении смысла и содержания высказываний, они являются взаимосвязанными и сосуществующими.

    Ритм речи (от греч. rhythmos – размеренность, стройность) – это регулярное повторение сходных и соизмеримых речевых единиц, выполняющее структурирующую, текстообрующую и экспрессивно-эмоциональную функции. Ритм представляет собой регулярное чередование однотипных явлений: ударных и безударных слогов, моментов молчания и говорения, восходящих и нисходящих интонаций и равномерность следования друг за другом логических ударений.

    Темп речи во многом определяет своеобразие другого параметра речи — ритма. Ритм речи представляет собой звуковую организацию речи при помощи чередования ударных и безударных слогов. Темп и ритм находятся в сложной взаимосвязи и взаимозависимости.

    Различают ряд компонентов ритма. Основным свойством речевого ритма является регулярность. Метрические признаки ритма составляют его “скелет”, что отражено в метрических схемах (количество и порядок ударных и безударных слогов). Различают еще и неметрические признаки ритма, которые входят в понятие мелодики речи.

    Если ритм складывается из простых ритмических структур, то его принято называть простым. Если в ритмическую группу входят два и более ударных слога, то такая ритмическая группа называется сложной и ритм, в основе которого лежит подобная группа, называется сложным или групповым .

    Ученые объясняют явление ритма с физиологической и психологической точки зрения. Речевой ритм, по мнению Н.И. Жинкина, представляющий собой чередование ударных и безударных слогов, играет важную роль в организации двигательно-моторного стереотипа речи.

    Н.В. Черемисина-Ениколопова в качестве физиологической основы речевого ритма рассматривает ритм дыхания. Как элемент формы речи, выполняющей коммуникативную функцию, ритм управляется интеллектуально. Н.В. Черемисина-Ениколопова отмечает, что для речевого ритма характерна иерархичность, которую можно представить следующим образом: слоговой, словесный и синтагменный ритм. Автор отмечает, что слоговой ритм имеет физиологическую основу, так как каждому слогу в идеале соответствует толчок выдыхаемого воздуха. Но он не имеет смысловой основы, за исключением односложных слов. В последнем случае речь уже будет идти не о слоговом ритме, а о словесном. Словесный ритм, наоборот, обусловлен интеллектуально, но не имеет физиологической базы. В роли основного речевого ритма, обусловленного и физиологически и интеллектуально, выступает синтагменный ритм. Ритм дыхания только во взаимодействии с интеллектуальным фактором определяет и регулирует ритм разговорной речи, который у различных людей будет разным. Он будет зависеть от особенностей ритмов дыхания, возраста, пола, положения тела, температуры тела, физического и психического состояния говорящего .

    Представителем психологического направления можно считать Г. Зейдлера, по мнению которого чувство является тем фактором, который определяет ритмическую организацию речи, ведь ритм отражает чувственный мир человека . Следовательно, ритм - это категория, зависящая от физиологических и психологически особенностей говорящего человека.

    Рассматривая ритм в качестве компонента интонации, И.Г. Торсуева, Е.А. Брызгунова, С.М. Гадуйчук подчеркивают его связь с другими ее компонентами, особенно мелодикой, ударением и темпом. Канвой для ритмической структуры является фразовое ударение, т.е. выделенность определенных слов в синтагме, которая происходит за счет высотных, динамических и временны х изменений .

    Таким образом, важные характеристики просодии – это темп и ритм речи. 

    Ритм является компонентом, имеющим отношение к распределению движений во времени. Ритмичные движения легче усваиваются. Ритмичность движений облегчает их автоматизацию, что имеет огромное значение для коррекционной работы.

    Ритм находится в сложной взаимосвязи и взаимозависимости с темпом. Темп представляет собой, с одной стороны, степень скорости, быстроты движений, а с другой, определенную частоту повторения равномерно выполняемых многократных движений, например, шагов при ходьбе, беге.
    4.Компоненты ритма
    Различают ряд компонентов ритма. Основным свойством речевого ритма является регулярность. Метрические признаки ритма составляют его “скелет”, что отражено в метрических схемах (количество и порядок ударных и безударных слогов). Различают еще и не метрические признаки ритма, которые входят в понятие мелодики речи.

    Ритм — последовательное чередование звуков различной высоты и длительности. По мнению К.В. Тарасовой, чувство ритма имеет три основных компонента:

    1) темпа — способность к восприятию и воспроизведению темпа следования опорных звуков;

    2) метра — способность к восприятию и воспроизведению акцентированных и неакцентированных звуков;

    3) ритмического рисунка — способность к восприятию и воспроизведению отношений длительности звуков и пауз.

    Для того чтобы развить чувство ритма у человека, необходимо научить его воспринимать, правильно координировать движения с воспринятой на слух музыкой или ритмическим рисунком. Для этого необходима сохранность двигательного аппарата или его отдельных частей.

    В практике выделяют три основных вида темпа: нормальный, быстрый и медленный. Темп у одного и того же человека может быть как стабильным, так и изменяющимся. Стабильный темп речи может реализовываться только на коротких отрезках сообщения.

    Темп играет значительную роль в передаче эмоционально-модальной информации. Резкие отклонения темпа речи от средних величин -- как ускорение, так и замедление -- мешают восприятию смысловой стороны высказывания.

    Темп речи во многом определяет своеобразие другого параметра речи -- ритма. Ритм речи представляет собой звуковую организацию речи при помощи чередования ударных и безударных слогов. Темп и ритм находятся в сложной взаимосвязи и взаимозависимости.

    У ритма отмечают ряд компонентов. Одним из главных признаков речевого ритма является регулярность. Различают метрические и неметрические свойства ритма. Метрические характеризуются порядком и количеством ударных и безударных слогов, а неметрические параметры входят в понятие мелодики речи. Ритм – это отражение порядка и последовательности на биологическом уровне, основа живой и неживой системы, потому и свойства, наряду с особенностями ритма исследуются в различных научных областях
    Ритмические единицы могут быть разделены на три группы:
    Крупные ритмические единицы (синтагма, фраза, ступень, сверхфразовое единство, строка, строфа) являются смысловыми и, помимо организующей функции, выполняют смыслообразующую роль в тексте.
    Мелкие ритмические единицы (звук, слог) являются элементами строевого порядка.
    Ритмическая группа является как бы связующей между упомянутыми выше разрядами ритмических единиц. Она часто совпадает со словом или словосочетанием.
    Н.В. Черемисина-Ениколопова указывает на наличие ритмомелодики в речи, которая представляет собой членение речи в соответствии с определенными интонационными и ритмическими моделями. Автор объясняет это тем, что существует тесная связь мелодики с ритмом, причем не только с ритмом слова, но и с ритмической организацией синтагмы и предложения.
    Гвоздев А.Н. отмечал, что ритм речи (от греч. rhythmos – размеренность, стройность) – это регулярное повторение сходных и соизмеримых речевых единиц, выполняющее структурирующую, текстообрующую и экспрессивно эмоциональную функции.
    Ритм представляет собой регулярное чередование однотипных явлений: ударных и безударных слогов, моментов молчания и говорения, восходящих и нисходящих интонаций и равномерность следования друг за другом логических ударений.
    Ритм – это воспринимаемая периодичность речи или чередование каких-либо элементов, происходящих с определенной последовательностью. Ж. Марузо отмечает, что ритм может быть однородным, правильным или равномерным, если повторение происходит через равные промежутки, и сложным, если ритм имеет вариации.
    Ритм может быть простым и сложным. Основой ритмической группы является ударный слог. Если группа содержит один ударный слог, то его можно назвать простой. Следовательно, если ритм складывается из простых ритмических структур, то его принято называть простым. Если в ритмическую группу входят два и более ударных слога, то такая ритмическая группа называется сложной и ритм, в основе которого лежит подобная группа, называется сложным или групповым.

    5.Темпо-ритмическая организация устной речи.

    Темпо-ритмическая организация речи - это контролируемая говорящим динамическая система, представляющая собой совокупность свойств речевого потока, которая характеризуется устойчивым ритмом в чередовании слогов во время речевого выдоха и свободно варьируемым темпом, адекватным возрастной норме.

    Темпо-ритмическая организация устной речи является тем стержнем, который объединяет и координирует все составляющие устной речи, включая лексико-грамматическое структурирование, артикуляторно- дыхательную программу и весь комплекс просодических характеристик.

    Объединяет и координирует все процессы, затрагивающие устную речь, включая лексико-грамматическое структурирование, артикуляторно-дыхательную программу и комплекс просодических характеристик. В процессе программирования и формирования мысли, а затем и ее вербализации происходит темпо-ритмо-интонационное членение речи. Подобному действию поддаются все этапы построения высказывания, включая намерение говорящего (интенция), лексико-синтаксическое структурирование, а также моторно-дыхательную ритмизацию речевого потока (артикуляция и дыхание). Акустическими коррелятами интонационных характеристик являются часто сменяющаяся частота и сила основного тона голоса, изменение длительности некоторых фонетических элементов. При прохождении воздуха через глотку, голосовые складки, 6 полости рта и носа, формируется тон голоса. Дополнительным артикуляционно-акустическим компонентом голоса является тембр. В отличие от тона голоса, общего для множества людей, тембр у каждого человека свой. Темпо-ритмическая организация речевого потока представляется взаимодействием и совокуплением отдельных характеристик просодики. Отличительную роль в структуре темпо-ритмической организации речи играет ритм, отражающийся в чередовании ударных и безударных слогов. При помощи ритма передается характер речевой информации, ее модальность и эмоциональность. Темп и ритм находятся в тесной взаимосвязи и взаимодополняемости.. Организм каждого человека представлен совокупностью гигантского количества ритмических циклов (дыхания, ритмы биения сердца, работы мозга, синтеза белка и др.), которые согласованно взаимодействуют между собой. Правильность осуществления подобных процессов влияет на здоровье любого организма, которое, вследствие, оказывается в прямой зависимости от согласованности данной работы. По мнению Н.И. Жинкина, речевой ритм представляется чередованиями ударных и безударных слогов, а также осуществляет важную роль в организации двигательно-моторных стереотипов речи. Темпо-ритмическая организация устной речи координирует все вышеперечисленные процессы. Акустические компоненты в процессе речевого онтогенеза со временем оформляются и становятся устойчивыми и индивидуальными.
    6.Элементарная единица просодии

    В роли элементарной единицы просодии выступает синтагма, т.е. отрезок высказывания, объединенный интонационным и смысловым значением. Она имеет физиологическую целостность и отграниченность и выступает как ритмический период устной речи. Синтагма связана со смыслом, а значит с синтаксисом и интонацией. В прозе синтагма в среднем включает 2-4 слова, а в стихе — 2-3 слова. Она произносится на одном речевом выдохе и представляет единый артикуляционный комплекс.

    Синтагму, произносимую на одном речевом выдохе, без пауз в процессе беспрерывной артикуляции, можно связывать с понятием плавности речи. Другими словами, плавная речь характеризуется единым артикуляционным комплексом произнесения синтагмы на одном речевом выдохе как считала Е.А.Дьякова.

    В нормальной речи плавность органически сочетается с паузами, которые являются необходимым компонентом речевого высказывания. Их длительность и характер распределения в речевом потоке во многом определяют ритмико-мелодическую сторону интонации.

    В синтагме можно выделить следующие структурные элементы: 

    предшкала (предударное начало синтагмы), шкала, завершение, зашкала (безударные слоги после завершения в конце синтагмы)

    Синтагма является ритмико-мелодической единицей слитной речи, грамматически оформленной и выражающей в пределах более сложного целого (предложения) относительно законченную мысль. Синтагма может быть равна части предложения или всему предложению. Синтагмы отделяются друг от друга паузами. Каждой синтагме свойственна своя мелодика – последовательное изменение высоты голосового тона на ударных и безударных слогах. С помощью мелодики (основного тона) реализуется как объединение, так и членение высказывания. Всякая синтагма как интонационная единица состоит из трех основных компонентов: без­ударной части, с которой начинается движение тона; шкалы, составляющей основную часть синтагмы, содержащей комп­лекс ударных и безударных слогов, объединенных интонацион­ным рисунком; и завершения, замыкающегося обычно, но не всегда, паузой.

    Различают три типа интона­ционной синтагмы в зависимости от характера движения тона, определяющего мелодический рисунок синтагмы: синтагмы с понижающейся шкалой, синтагмы с повышающейся шкалой и синтагмы с ровной шкалой.При объединении нескольких синтагм во фразу усиливается синтагматическое ударение в последней синтагме, и оно становится фразовым. Различение синтагматического и фразового ударений связано с различением сегментных единиц, выделяемых ими. По своим физическим характеристикам эти два типа ударений совпадают.

    В английском и русском языках фразовое ударение понимается по-разному: фразовое ударение в русском языке реализуется в зоне последнего ударного слога фразы, а в английском оно распределяется на основании лексико-синтаксического деления слов на служебные и значимые.
    7.Пауза

    Необходимым компонентом речевого высказывания выступают паузы, которые расценивают как прекращение голосоподачи на некоторое время. В нормальной речи плавность органически сочетается с паузами, однако, длительность и характер их распределения в речевом потоке во многом отражают ритмико-мелодическую сторону интонации. В процессе устного высказывания возникает необходимость осуществить вдох для удовлетворения дыхательной потребности и для поддержания подсвязочного давления в процессе речи. Данный процесс происходит в момент так называемых “дыхательных пауз”, частота и длительность которых зависит от общего темпа речи и границ синтагм. Эти паузы несут на себе также и смысловую нагрузку, так как распределяют текст на различные по смыслу отрезки. Продолжительность этих пауз составляет в среднем 0,5-1,5 сек. В отличие от чтения, паузы в контекстной устной речи образуются как на границах синтагм, так и внутри них. Такие паузы называются паузами хезитации и их продолжительность весьма различна. Длительность пауз отражает и характеризует мыслительную активность говорящего в процессе внутреннеречевого планирования высказывания.

    При этом акустическим коррелятом паузы является падение интенсивности голоса до нуля, а физиологическим - перерыв в работе артикуляционных органов. Самые короткие паузы связаны с особенностями произношения смычных согласных. Они характеризуются отсутствием голоса на тот период, пока органы артикуляции находятся в сомкнутом состоянии перед “взрывом”. В среднем они длятся около 0,1 сек.

    Паузы являются неотъемлемым компонентом речи. Их длительность и характер распределения в речевом потоке во многом определяют ритмикомелодическую сторону интонации. Возникновение пауз связано с рядом причин. Самые короткие из них являются составной частью речевого потока и вызываются особенностями произношения смычных согласных, т. е. отсутствием звука в те моменты, когда органы артикуляции находятся в сомкнутом состоянии.

    Паузы, обусловленные лингвистической конструкцией текста, т. е. лингвистические паузы, возникают на границах смысловых групп: между синтагмами и предложениями. Исследования, проведенные на материале английского языка, обнаруживают, что в процессе чтения длительность лингвистических пауз на границах синтагм не превышает 0,75 с, а между предложениями варьирует от 0,5 с до 1,5 с . Во время этих пауз может осуществляться так называемый "речевой " вдох, место которого определено структурными границами текста . Лингвистические паузы возникают как при чтении, так и в ходе устного спонтанного высказывания.

    Электрофизиологические исследования А. Н. Соколова показывают что паузы, возникающие в процессе речи, в большинстве случаев означают наличие речемыслительного процесса, совершаемого в ходе порождения высказывания,

    Таким образом, представляется возможным рассматривать время пауз, возникающих в спонтанной речи, как время мыслительной деятельности, а время звучащей речи - как время моторной реализации этой деятельности.

    Из логопедической практики известно, что при заикании, наряду с нарушением интонационной стороны речи, нарушается ее ритм, и потому работа над паузами составляет важную часть любой коррекционной программы. Считается, что обучение заикающихся речевым паузам может быть полезно для них с разных точек зрения. Так, паузу связывают с необходимостью сделать речевой вдох или осуществить релаксацию в процессе речевого акта, а также с возможностью привлечь внимание собеседника особой интонацией.

    Однако до настоящего времени отсутствуют какие-либо экспериментальные исследования, которые позволили бы сравнить процесс паузирования в норме и при заикании. Знание закономерности паузирования позволит выявить и некоторые новые теоретические аспекты механизмов этой речевой патологии. Это важно, кроме всего прочего, для разработки коррекционных методик обучения заикающихся плавной речи.

    В настоящей работе проведен сравнительный анализ количества, длительности и локализации пауз, возникающих при чтении текста и монологическом высказывании у лиц с нормальной речью и заикающихся. Задача состояла в изучении особенностей речевого паузирования в норме и у заикающихся и выяснении связи пауз с проявлением судорог в мышцах речевого аппарата. Для ее решения определялась частота появления пауз, их длительность и место в речевом потоке, а также фиксировалось наличие судорожных проявлений в процессе чтения и монологического высказывания.

    8.Паузы хезитации

    Помимо лингвистических пауз, для спонтанной речи характерны паузы "нерешительности ", или хезитации. В отличие от лингвистических пауз, они располагаются не только на границах синтагм и предложений, но и внутри них, а также имеют большую продолжительность и могут сопровождаться нефонологическими вокальными образованиями.

    Экспериментальные исследования показывают, что паузы хезитации имеют чрезвычайно широкие пределы варьирования и отражают тот аспект речи, который является наименее автоматизированным. Отмечена высокая закономерность появления пауз хезитации перед словами, которые обладают высокой информативностью или низкой предсказуемостью в данном контексте. Обнаружена связь между длительностью пауз и степенью трудности речевой задачи. Исследования позволяют сделать вывод о том, что во время пауз хезитации осуществляется планирование высказывания, при этом длительность пауз зависит от степени затруднений, связанных с выбором языковых единиц .

    Их продолжительность очень вариабельна. Эти паузы получили название пауз хезитации. Существует несколько гипотез относительно пауз хезитации. Считается, что эти паузы характеризуют период напряженной умственной деятельности, связанной с решением мыслительной задачи (“что сказать?”), а также с осуществлением планирования высказывания на лексико-грамматическом уровне, т.е. длительность пауз отражает мыслительную активность говорящего в процессе внутреннеречевого планирования высказывания.

    Все акустические характеристики устной речи постепенно оформляются в процессе речевого онтогенеза и становятся достаточно стабильными и индивидуальными у взрослого человека.

    Термин «пауза хезитации» появился во второй половине XX века. В литературе встречаются и другие определения: «пауза нерешительности», «пауза размышления», «пауза обдумывания», которые так и не получили широкого распространения.

    Паузы хезитации могут быть незаполненными и заполненными. Незаполненная пауза хезитации образует перерыв в звучании. К заполненным же паузам хезитации можно отнести вокализации ([э-э], [м-м], [гм]); затяжки звуков («ходил в кино-о на-а выходных»); пустые вводные слова, выражения, местоимения, наречия, которые часто называют словами-паразитами или пустыми словами («так сказать», «значит», «ну», «это», «вот», «этот», «как бы», «как-то», «там» и др.); вставные фразы говорящего – метатекстовые комментарии, обращенные к адресату или самому себе, обеспечивающие непрерывный контакт с собеседником («как вы знаете», «видите ли», «понимаешь» и др.); непреднамеренные повторы, в том числе частичный повтор («я хотела ла»), полный повтор слова («он купил купил новый блокнот»), и даже повтор целого словосочетания («это было на летних каникулах на летних каникулах в деревне»); невербальные паузы колебания — покашливания, вздохи, смех, цоканье языком; самопрерывания, в том числе  рестарты – повторные начала («общ.. общение с начальником»,) и фальстарты – неудачные начала («не афиш.. с глазу на глаз поговорить»); незаконченные высказывания, в которых смысл, необходимый для коммуникации, невозможно извлечь ни из контекста, ни из ситуации, ни из фоновых знаний говорящих.

    Общепризнанным сейчас считается тот факт, что паузы хезитации возникают в случае наличия у говорящего определенных сложностей в планировании текущего высказывания – чем больше этих сложностей, тем более вероятно появление паузы хезитации и тем больше ее продолжительность. Однако отношение к паузам хезитации у лингвистов неоднозначное.

    По мнению первого паузолога С.У. Коннора, паузы могут сказать о человеке не меньше, чем его слова. Обычная продолжительность пауз — от одной пятой, до целой секунды, а в разговоре на них уходит 40—50% времени.


    9.Брадилалия
    Среди различных речевых расстройств отдельную группу образуют нарушения темпа и ритма речи.

    Брадилалия - патологически замедленный темп речи. Термин произошел от греческих слов brabus - медленный, lalia  речь. Синонимы: Brabyphrasia (брадифразия), Brabyarthria (брадиартрия), Brabylogia (брадилогия). По мнению некоторых авторов, в патогенезе брадилалии большое значение имеет патологическое усиление тормозного процесса, который доминирует над процессом возбуждения.

    Брадилалия может быть самостоятельным нарушением темпа речи, а также наблюдаться в клинике некоторых форм психических заболеваний: при олигофрении, в неврологической клинике у больных с последствиями менингоэнцефалита, при дистрофических, органических заболеваниях центральной нервной системы, травмах, опухолях головного мозга и т. д. В этих случаях она сочетается с брадикинезией (замедленностью всех движений) астенизацией, общей заторможенностью, вялостью, слабостью и пр. Как самостоятельное нарушение брадилалия встречается чаще всего у лиц флегматичных, медлительных, вялых. Сходные с брадилалией особенности речи наблюдаются у жителей северных стран, где они являются обычной формой речи.

    Речевая характеристика (симптоматика) брадилалии многообразна: замедленность темпа внешней (экспрессивной) и внутренней речи, замедленность процессов чтения и письма, монотонность голоса, интер- и интравербальное замедление (удлинение пауз между словами или замедленное, растянутое произношение звуков речи и удлинение пауз между звуками слова). Звуки и слова сменяют друг друга менее быстро, чем при нормальных условиях, хотя образуются правильно. Если слоги разделяются между собой короткими паузами, то речь становится скандированной. Может нарушаться артикулирование звуков, но не расстраивается координация слогов или слов.

    При брадилалии голос монотонный, теряет модуляцию, сохраняет постоянно одну и ту же высоту, иногда появляется носовой оттенок. Музыкальный акцент меняется и при произношении отдельных слогов, высота голоса колеблется кверху или книзу. Дети с брадилалией произносят фразу с паузами между словами, растягивая слоги на гласных звуках, смазывая артикуляцию. Такая речь неэстетична и мешает общению с окружающими, так как вызывает у них напряжение и истощение внимания, неприятные ощущения и утомление. Указанные выше симптомы наблюдаются в различных формах самостоятельной речи: в диалоге, пересказе по картинке и по серии картин, пересказе текста, рассказе на заданную тему, чтении. Зрительное восприятие текста не способствует нормализации темпа речи при чтении. Дети произносят слова правильно, но медленно. Также медленно они записывают слова и тем более фразы. Неречевая симптоматика при брадилалии выражается в нарушениях общей моторики, тонкой моторики рук, пальцев, мимических мышц лица. Движения замедленные, вялые, недостаточно координированные, неполные по объему, наблюдается моторная неловкость. Лицо амимичное. Отмечаются особенности и психической деятельности: замедленность и расстройства восприятия, внимания, памяти, мышления. Сосредоточившись на одном предмете, дети с трудом переключаются на другой. Воспринимая инструкцию, выполняют ее не сразу, а после нескольких повторений. Наблюдается склонность к стереотипиям, персеверациям, нарушениям ориентировки. При слабой выраженности брадилалии указанные речевые и неречевые симптомы самими детьми не замечаются. В более тяжелых случаях появляется осознание нарушения речи и связанные с ним психологические переживания.
    10.Этиология брадилалии

    В этиологии брадилалии выделяют биологические и психологические факторы. В некоторых наблюдениях брадилалия носит семейный характер и наследуется из поколения в поколение. Основные причины:

    Перинатальное поражения ЦНС: алкогольный синдром плода, резус-конфликт, родовые травмы и др.,

    Неврологические заболевания. Брадилалия может сопровождать течение болезни Паркинсона и симптоматического паркинсонизма, опухолей головного мозга, черепно-мозговых травм, менингитов и энцефалитов, депрессии. Иногда брадифразия становится следствием общей астенизации, перенесенных интоксикаций и т. п.

    Психические нарушения (олигофрения и др.). В этих случаях брадилалия сочетается с симптомами основного заболевания, а также брадикинезией (медленным темпом движений), общей заторможенностью.

    Психо-социальные факторы. К ним относятся неправильное воспитание речи ребенка, подражание замедленной речи окружающих. Как самостоятельное нарушение речи, не связанное с патологическими причинами, брадилалия встречается у людей с флегматическим темпераментом. Замедленный темп речи, сходный с брадилалией, встречается у северных народов, у которых он является нормой речи.

    Патогенез брадилалии, по мнению большинства исследователей, связан с нарушением нейродинамики, патологическим преобладанием тормозных процессов, доминирующих над процессами возбуждения.

    Симптомы брадилалии

    Речевая симптоматика

    Речевой статус пациента с брадилалией характеризуется замедлением темпа как внешней (экспрессивной, произносительной), так и внутренней (импрессивной, мысленной, «про себя») речи; замедленностью процессов письма и чтения. При произнесении слов и фраз отмечается увеличение пауз между словами (интервербальное замедление) и между звуками внутри слова (интравербальное, внутрисловесное замедление), растягивание гласных звуков, скандированность речи.

    Звукопроизношение и слоговая структура при брадилалии, как правило, не нарушаются: слова произносятся очень медленно, но правильно. Речевое замедление проявляется во всех видах самостоятельной речи: монологе, диалоге, пересказе, рассказе. Также в медленном темпе пациенты читают и записывают слова и фразы; опора на зрительное восприятие не приводит к нормализации темпа речи.

    Голос у пациента с брадилалией теряет свою модулированность, становится монотонным, невыразительным, фиксированным на одной и той же высоте; иногда при фонации появляется назальный оттенок (ринофония). Медлительная, невыразительная речь вызывает раздражение и нетерпение окружающих, препятствует осуществлению общения, поэтому пациенты с брадилалией замыкаются в себе и стараются вообще не говорить.

    Неречевая симптоматика

    Неречевые проявления брадилалии представлены, прежде всего, нарушениями общей и мелкой моторики, мимических движений. Обращает внимание общая заторможенность и вялость, неуклюжесть, недостаточная координированность движений, амимичность лица. У лиц с брадилалией замедляется протекание психических процессов: мышления, памяти, внимания, восприятия. Пациенты долго включаются в какой-либо вид деятельности, а, сосредоточившись на нем, с трудом переключаются на другое занятие. К выполнению инструкции приступают только после повторного предъявления задания. Лица с брадилалией склонны к застреванию, бесцельному повторению движений, персеверациям.

    При легкой степени выраженности брадилалии речевые и неречевые проявления не вызывают ощутимого дискомфорта. В тяжелых случаях пациенты осознают свой дефект, что приводит к связанным с ним психологическим переживаниям.

    11.Этапы коррекции брадилалии

    При устранении брадилалии логопедические приемы направлены на воспитание более быстрых и четких речевых движений в процессе речи; убыстренных речевых реакций; темпа внутренней речи; темпов письма и чтения; выразительных форм сценического чтения и драматизированной речи и т. д.; правильной просодической стороны речи: темпа, ритма, мелодики, паузации, ударения.

    При выраженной брадикинезии необходимо в первую очередь нормализовать общую моторику: координацию, целенаправленность, ритм общих движений в более ускоренном темпе, формировать ручной праксис; развивать слуховое, зрительное внимание, более быстрый темп переключения внимания с объекта на объект, восприятие и воспроизведение ритмов и т. д. По мере нормализации моторики включать речевой материал. Все виды коррекционной работы основываются на различных речевых упражнениях.

    Основные упражнения: произношение речевого материала различной сложности (слогов, слов, коротких фраз, скороговорок и т. п.), чтение (сопряженное с логопедом, затем самостоятельное) под отбиваемый рукой такт, под метроном с постепенным ускорением темпа говорения и чтения; слушание и воспроизведение речевого материала, записанного на диктофон в ускоренном темпе; запись слогов, слов и т. п. с предварительным четким проговариванием под такт, подаваемый логопедом, а затем самим ребенком; работа над воображением при действии внешних раздражителей различного ритма, темпа для убыстрения его во внутренней речи; заучивание и воспроизведение диалогов с акцентом на речевых особенностях разных персонажей самим пациентом в паре с логопедом, затем с товарищем по группе; выработка сценического поведения в соответствии с содержанием драматизации.

    Нормализации темпа речи при брадилалии способствуют также занятия по логопедической ритмике. Подвижные игры: несюжетные и сюжетные. Несюжетные игры типа перебежек, ловушек, пятнашек, игры-эстафеты, игры с предметами, с элементами спортивных соревнований и т. п. Сюжетные подвижные игры отражают в условной форме жизненные или сказочные эпизоды и способствуют отработке речи в диалогах, драматизациях. В результате 6-12-месячной работы речь становится значительно четче и быстрее. Однако и после курса занятий необходимо сравнительно долгое наблюдение над детьми, страдающими брадилалией и особенно брадикинезией. Рекомендуются: самостоятельные занятия, постоянный контроль за темпом речи, консультативные занятия у логопеда, катамнестические исследования.

    Библиографическая ссылка на статью:
    Белицкая А.А. О роли хезитационных пауз в спонтанной речи // Филология и литературоведение. 2014. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://philology.snauka.ru/2014/02/697
    Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина


    Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской


    написать администратору сайта