Главная страница
Навигация по странице:

  • «МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

  • ВЫПОЛНЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ Социология

  • 1 Социальная динамика или концепция общественного прогресса О.Конта.

  • 2 Классическая теория эволюционизма и общественного прогресса Г.Спенсера.

  • 3.Психолого-эволюционистские концепции общественного развития.

  • Социология ММУ. социология. Практическая работа 1 Социальная динамика или концепция общественного прогресса О. Конта


    Скачать 20.5 Kb.
    НазваниеПрактическая работа 1 Социальная динамика или концепция общественного прогресса О. Конта
    АнкорСоциология ММУ
    Дата25.11.2022
    Размер20.5 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файласоциология.docx
    ТипПрактическая работа
    #811751

    Автономная некоммерческая организация высшего образования

    «МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


    Кафедра общегуманитарных наук и массовых коммуникаций


    Форма обучения: заочная



    ВЫПОЛНЕНИЕ

    ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

    ПО ДИСЦИПЛИНЕ

    Социология
    Группа 21Л173
    Студент
    И.О. Фамилия


    МОСКВА 2021

    Практическая работа

    1 Социальная динамика или концепция общественного прогресса О.Конта.

    Понятие социальной динамики и статики разрабатывал О. Конт в теории общественного прогресса, в основе которой должна лежать, согласно её автору, история человеческого духа. Социальная динамика — это сфера изучения законов эволюции общественных форм, последовательной смены систем и структур, детерминированной естественными, природно-климатическими факторами, экономическими условиями и духовно-нравственными усилиями субъектов человеческой деятельности. К социальной статике О. Конт относил социальный порядок и устойчивые социальные системы и структуры, локализованные во времени и пространстве, скреплённые чувством солидарности, общественным договором, общими интересами, морально-нравственными, правовыми и идеолого-политическими нормами.

    К такого рода структурам, считал О. Конт, относится семья, социальная группа, класс, организация, нация, государство. Социальная динамика должна приводить к прогрессу в развитии общества. Конт выделял первичные и вторичные факторы, влияющие на социальный прогресс. Первичным Конт считал духовное, умственное развитие. Вторичными факторами он считал расу, климат, прирост населения, среднюю продолжительность жизни.

    Действие вторичных, по О.Конту, только замедляет или ускоряет прогресс общества, который должен совершаться по определённым законам и его стадии не могут быть изменены. Конт разделял прогресс по определённым сферам: материальная, в которой происходит внешнее улучшение жизни; физическая, при которой должно происходить улучшение человеческой природы; интеллектуальная, где развивается интеллект и развивается переход от религиозного мировоззрения к научному; моральная, при которой происходит развитие чувства коллективности. О. Конт придавал существенное значение интеллектуальной и моральной сферам. Социальная динамика предполагает действие закона трех стадий, который говорит о том, что 3 стадии развития человеческого мышления сходны с тремя стадиями развития истории.

    2 Классическая теория эволюционизма и общественного прогресса Г.Спенсера.

    В отличие от О. Конта, утверждавшего, что позитивная наука может влиять на политику, Г. Спенсер отстаивал идею естественной социально-экономической эволюции, не допуская вмешательства государства в общественные процессы. Суть органической теории Г. Спенсера заключается в том, что он проводит аналогию между социальными и биологическими организмами, а отдельные части общества (семью, государство, торговлю и т.д.) сопоставляет с частями организма (сердцем, кровообращением, мозгом, нервной системой), каждая из которых влияет на функционирование организма в целом. Эволюцию Спенсер рассматривает как высший закон всего сущего. Общество у него, подобно биологическим организмам, развивается от низших форм к высшим по естественным законам, которые носят объективный характер.

    Любое высокоорганизованное общество состоит из трех главных подсистем: поддерживающей (производство), распределительной (пути сообщения, транспорт, торговля) и регулятивной (управление). Г. Спенсер первым стал разрабатывать системный подход к анализу общества, определяя последнее как особую реальность, возникшую в результате взаимодействия индивидов. В исследованиях он сочетал структурно-функциональный и эволюционный методы. Он ввел в социологию ряд категорий: «социальная структура», «социальная функция», «социальный институт», «социальная дифференциация и интеграция». Эти категории до сих пор сохраняют свое значение.

    Двумя полюсами эволюции общества английский социолог признавал военный и промышленный тип устройства общества. Отличительные особенности первого – военные конфликты и истребление или порабощение побежденного. Во втором преобладает промышленная конкуренция, где побеждает «сильнейший» – наиболее усердный, способный, интеллектуальный, высокоморальный. Такая борьба благо для всего общества, так как в результате возрастает его интеллектуальный и моральный уровень. Эволюция общества идет по направлению от первого ко второму типу устройства общества. В той мере, в какой закон выживания «сильнейшего» реализует себя в общественной динамике, общество приближается к промышленному типу. При этом социальные революции рассматривались Спенсером как болезнь общества, а социалистическое переустройство – как противное органическому единству социальной системы эволюционному процессу, основанному на выживаемости наиболее приспособленных и одаренных.

    3.Психолого-эволюционистские концепции общественного развития.

    Психологический эволюционизм представляет собой течение социологической мысли конца XIX начала ХХ в., представители которого рассматривали процесс развития общества как часть космической эволюции, имеющей направленный характер, как переход от простых этапов к сложным на основе развития сознательного начала, т.е. разумного управления социальным процессами. При этом .каждый новый этап вбирает в себя лучшие достижения предшествующего благодаря организованной психической деятельности человека. Наиболее крупные представители психологического эволюционизма- американские социологи Лестер Уорд  и Франклин Гиддингс.

    Главные его работы  Уорда – «динамическая социология», «Психические факторы цивилизации»  «Чистая социология», «Прикладная социология». Подход Уорда к пониманию социальной эволюции состоит в том, что необходимо видеть в эволюционном процессе природное, спонтанное развитие, названное им генезисом, и осознанные, целенаправленные действия человека в обществе, приводящие к его развитию, что было названо американским социологом телезисом. Генезис и телезис в социологии Уорда выступают как две составные и взаимосвязанные части эволюционного процесса.

    • Общий вывод, который следует из рассмотрения социологической концепции Уорда, состоит в выявлении двух взаимосвязанных позиций, подчеркивающих характерные особенности его учения. Это психологизация социальных процессов плюс утопизм социальных преобразований.

    • Фрнклин Гиддингс, так же как и Л. Уорд, является одним из основателей американской социологии и крупнейший представитель ее психологического направления. Главный труд периода, когда он развивал идеи психологического эволюционизма, был написан в 1896 г. и получил назваиие «Принципы социологии». В соответствии с идеями Гиддингса социология -это наука, которая стремится понять общество в целом и объяснить его посредством космических законов и причин. Подводя. краткий итог рассмотрению психологическом эволюционизма в социологии (идеи Уорда, Гиддингса), следует отметить, что их влияние на по следующее развитие социологической мысли не было слишком значительны и сохранилось в целом в рамках концепции эволюционизма. 


    написать администратору сайта