Практическая работа Древнерусское государство. Практическая работа Древнерусское государство
Скачать 24.69 Kb.
|
Практическая работа Древнерусское государство Заполните таблицу. Укажите даты событий. Укажите последовательность событий, записав ответ в виде цифр без пробелов и знаков препинания.
Заполните таблицу. (В правом столбце указано минимальное количество фактов, которые надо знать)
Дайте определение понятий: 1. барщина, 2. вервь, 3. волхв, 4. вотчина, 5. закуп, 6. зернь, 7. идол, 8. капище, 9. митрополит, 10. мозаика, 11. оброк, 12. рядович, 13. скань, 14. фреска, 15. холоп. Определите, о каких событиях идёт речь в отрывках из «Повести временных лет». Заполните таблицу. «И повелел своим воинам сделать колёса и поставить на колёса корабли. И с попутным ветром подняли они паруса и пошли по полю к городу. Греки же, увидев это, испугались и сказали через послов: «Не губи города, дадим тебе дани какой захочешь». И остановил воинов, и вынесли ему пищу и вино, но не принял его, так как было оно отравлено… И приказал дать дани на две тысячи кораблей: по двенадцати гривен на человека, а было в каждом корабле по сорок мужей». «… Отпустил дружину свою домой, а сам с малой частью дружины вернулся, желая большего богатства. древляне же, услышав, что идёт снова, держали совет с князем своим Малом: «Если повадится волк к овцам, то вынесет всё стадо, пока не убьют его; так и этот: если не убьём его, то всех нас погубит». И послали к нему, говоря: «Зачем идёшь опять? Забрал уже всю дань». И не послушал их…» «И послали со словами: «Ты, князь, ищешь чужой земли и о ней заботишься, а свою покинул, А нас чуть было не взяли печенеги и мать твою и детей твоих. Если не придёшь и не защитишь нас, то возьмут-таки нас. неужели не жаль тебе своей отчины, старой матери, детей своих?»» «И поставил кумиры на холме за теремным двором: деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами, затем Хороса, Даждьбога, Симаргла и Мокошь. И приносили им жертвы, называя их богами, и приводили к ним своих сыновей и дочерей, а жертвы эти шли бесам и оскверняли землю жертвоприношениями своими. И осквернялась кровью земля Русская и холм тот». «…Повелел опрокинуть идолы – одних изрубить, а других сжечь. Перуна же приказал привязать к хвосту коня и волочить его… к Ручью и приставил двенадцать мужей колотить его жезлами. Делалось это не потому, что дерево что-нибудь чувствует, но для поругания беса, который обманывал людей в этом образе, - чтобы принял он возмездие от людей». «Учила его мать принять крещение, но он не думал прислушаться к этому; но если кто собирался креститься, то не запрещал, а только насмехался, говоря: «Как мне одному принять иную веру? А дружина моя станет насмехаться». Она же сказала ему: «Если ты крестишься, то и все сделают то же». «И было видно страшное чудо. Русские же, увидев пламень, бросались в воду морскую, стремясь спастись – и так оставшиеся возвратились домой. И придя в землю свою, поведали – каждый своим – о происшедшем и о ладейном огне. «будто молнию небесную, - говорили они, - имели у себя греки и, пуская её, пожгли нас; оттого и не одолели их». «Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». И пошли за море к варягам…» «Когда он вырос и возмужал, стал он собирать много воинов храбрых, и быстрым был, словно пардус (барс), и много воевал. В походах же не возил за собою ни возов, ни котлов, не варил мяса, но, тонко нарезав конину, ли зверину, или говядину и зажарив на углях, так ел; не имел он шатра, но спал, постилая потник с седлом в головах, - такими же были и все остальные его воины. И посылал в иные земли со словами: «Хочу на вас идти». И пошёл на Оку и на Волгу, и встретил вятичей…» «А было печенегов без числа. Он выступил из города и исполчил дружину, и поставил варягов посередине, а на правой стороне – киевлян, а на левом – новгородцев; и стал пред гадом печенеги пошли на приступ и схватились на месте, где стоит ныне святая София, митрополия русская: было здесь тогда поле вне града. И была сеча жестокая… И побежали печенеги врассыпную, и не знали, куда бежать, одни, убегая, тонули в Сетомли, иные же в других реках, а остаток их бегает где-то и до сего дня».
Прочитайте отрывок из работы историка Б.А. Рыбакова. О каком «эпизоде» во взаимоотношениях варягов и славян здесь упоминается? Охарактеризуйте взгляды этого учёного-историка одним словом. Кем были его оппоненты, можно ли понять из отрывка, что они утверждали? «Варяги появились в Восточной Европе, когда государство уже сложилось. Сфера реального проникновения отрядов варягов-шведов в славяно-финские земли ограничена тремя северными озерами: Чудским, Ильменем и Белоозером. Столкновения с местным населением происходили с переменным успехом… Единственный раз за всё средневековье предводителю варяжского отряда совместно с северными славянами удалось обманным путём, прикинувшись хозяином купеческого каравана, захватить на некоторое время власть в Киеве… Никакого потомства на Руси этот мнимый основатель государства не оставил». 6. Анализ исторических документов. Прочитайте внимательно документы и ответьте на вопросы к ним. Документы № 1 и 2. О крещении Руси 1. Из «Повести временных лет»: о крещении Руси Ходили к болгарам [волжским], смотрели, как они молятся в храме, именуемом мечетью, стоят там распоясанные; сделав поклон, сядет и глядит туда и сюда, как безумный, и нет в них веселья, только печаль и смрад великий. Не добр закон их. И пришли мы к немцам, и видели в храмах их различную службу, но красоты не видели никакой. И пришли мы в греческую землю, и ввели нас туда, где служат они богу своему, и не знали — на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой и не знаем, как и рассказать об этом. Знаем мы только, что пребывает там бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех других странах. <...> В 988 году. Пошел Владимир с воинами на Корсунь, город греческий, и заперлись корсуняне в городе. И остановился Владимир на другой стороне города у залива на расстоянии полета стрелы от города... Изнемогали в городе люди, и сказал Владимир горожанам: «Если не сдадитесь, буду стоять больше 3 лет».,. По совету корсунянинаАнастаса Владимир перекрыл воду, которая шла по трубе в город. Владимир, услыхав это, взглянул на небо и сказал: «Если это сбудется, крещусь сам». Тотчас велел копать поперек труб и перехватил воду. Люди изнемогли от жажды и сдались... Владимир потребовал от императоров Византии выдать за него замуж их сестру Анну, согласившись принять христианство. ...Епископ Корсунский с попами царицы объявил о крещении и крестил Владимира. Дружина его видела это, и многие крестились... После крещения привели царицу к венцу. Одни, не тающие истины, говорят, что Владимир крестился в Киеве, другие — в Василеве, третьи же иначе говорят... Владимир пришел в Киев; тотчас велел ниспровергнуть кумиры — одни изрубить, а другие предать огню. А Перуна повелел привязать к хвосту коня и стащить с горы по Боричеву въезду в ручей [Почайну] и приставил 12 мужей толкать Перуна шестами... Когда влекли Перуна по ручью к Днепру, верующие люди оплакивали его... После этого Владимир послал по всему городу со словами: «Кого не окажется завтра на реке, богатого ли, убогого ли, нищего или раба, тот идет против меня». Владимир повелел строить церкви и ставить в тех местах, где стояли кумиры. Церковь св. Василия поставил на холме, где стоял кумир Перуна и другие церкви, где приносили жертвы князь и люди. И начал Владимир ставить по городам церкви и, попов, а людей заставлял креститься по всем городам и селам. И стал брать у нарочитых [знатных] людей их детей и отдавать их в книжное учение... 2. Из церковного устава князя Владимира Святославича (996 г.) Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Вот я, князь великий Василий, называемый Владимир, сын Святослава, внук Игоря и блаженной Ольги, воспринял святое крещенье от греческих царей Константина и Василия и Фотия патриарха и взял первого митрополита Михаила на Киев и на всю Русь, который крестил всю землю Русскую. И за тем, годами минувшими, создал церковь святую Богородицы и дал десятину к ней по всей земле Русского княжения и от всякого суда десятый грош, а из торга десятую неделю и из домов на всякий год десятое всякого стада и всякого имущества. И после того посмотрел в греческий Номоканон и нашел в нем, что не подобает этих судов судить и тяжб князю и боярам его, ни его судьям. И посоветовался я со своей княгиней Анной и со своими детьми и дал святой Богородице и митрополиту и всем епископам... А кто посягнет на мое пожалование, с тем будет мне суд перед Богом, а митрополиту проклинать его [церковным] собором... А вот митрополичьи люди церковные: игумен, игуменья, поп, попадья, попович, чернец, черница, дьякон, жена дьякона, просвирница, пономарь, вдова, калика, сторонник, задушный человек, прикладник, хромец, слепец, дьяк и все причетники церковные. Если кто [из них] совершит преступление, то судить тех митрополиту и епископам, кроме мирян Вопросы и задания к документам 1 и 2: Сформулируйте причины принятия христианства. Расскажите о крещении киевлян. Выскажите свое отношение к выбранным Владимиром методам. Объясните, чем было вызвано такое внимание князя к церковным делам. Какую обязанность населения по отношению к церкви ввел князь? Могло ли это нововведение повлиять на положение различных слоев общества Киевской Руси, сказаться на процессе принятия христианства крестьянами, горожанами |