Культурология Практическая работа 2 Исхаков А.А.. Практическая работа По дисциплине Культурология
Скачать 28.43 Kb.
|
Практическая работа По дисциплине «Культурология» Выполнил: Исхаков А.А. 1. Тип культуры – это сходство, общность, то, что объединяет культурные единицы в одно множество культур и отличает это множество культур от других. Построение некой системы культур - есть типология культуры как качественно-содержательная характеристика определённых форм бытования культур. А метод научного познания, с помощью которого всё многообразие культур упорядочивается, классифицируется в различные типы (множества, группы), называется типологизацией. Результатом типологизации является типология, под которой понимается система выделенных типовых моделей культур. В работе «Россия и Европа» Н.Я. Данилевский (1822-1885) обосновал существование так называемых культурно-исторических типов, которые, подобно живым организмам, находятся в непрерывной борьбе друг с другом и окружающей средой; проходят естественные стадии возмужания, старения и неизбежной гибели. Типология культуры О. Шпенглера. (1880-1936). В книге «Закат Европы» он выстраивает свою типологию культуры на признании изолированности всех культур и сходстве лишь логики их изменения, по которой каждая индивидуальная культура неожиданно рождается, расцветает и умирает. Типология культуры А. Тойнби (1889-1975). Он автор 12-томной работы «Исследование истории». А. Тойбни видел историю как существование «локальных цивилизаций», своеобразных независимых миров. Его типология включает 21 цивилизацию, причем сегодня остались существовать семь: 1) западная, 2) православная, 3) индуистская, 4) китайская, 5) дальневосточная (Корея и Япония), 6) иранская, 7) арабская. Каждая цивилизация, подобно живому организму, проходит стадии возникновения (генезиса), роста, зрелости и увядания. Наиболее важны в жизни цивилизации политика, культура и экономика. 2. В чем заключается своеобразие этнических культур? Характерными особенностями этнической культуры являются опора на традицию и четкое следование принятым жизненным образцам в области поведения, мышления и т.д. Таким образом, проявляется стремление к консервации и культивированию устоявшихся традиций. В этнической культуре формируется особенный психологический склад этноса, который можно определить как специфический способ отношения к окружающей действительности и формирование отношения к ней через призму сложившихся традиций, ценностей, модели и стереотипов поведения. Они проявляются по-разному. Это может быть отражено в этническом характере и этническом темпераменте. Они не всегда зависят от психофизиологических особенностей конкретного человека, но являются культурно опосредованными и устойчивыми. Константность этого набора параметров обусловлена разными факторами. 3. Как проявляют себя в жизни общества субкультуры, в частности молодежные? Молодежная субкультура – это культура лиц молодого возраста, объединенных общностью стиля жизни, норм, ценностей, моделей поведения в обществе и стереотипов Молодежную субкультуру определяют как систему смыслов, стилей жизни, средств выражения, которая помогает молодым людям адаптироваться к взрослой жизни. При этом молодежная субкультура значительно способствует социализации индивидов, когда с этим не может справиться семья, школа, государство. Переходный период от детства к зрелости – крайне сложное время для подростка. Молодые люди сталкиваются с множеством трудностей, преодолеть которые они не способны в силу малого жизненного опыта. Но при этом просить взрослых о помощи подростки не станут из духа противоречия. Поэтому они объединяются со сверстниками, которые имеют похожие проблемы и придерживаются схожих ценностей и идеалов. И такие объединения формируют молодежные субкультуры, в рамках которых возникает собственная культура. Основные преимущества субкультуры для подростков: позволяет удовлетворить потребность в общении, которое так необходимо молодому человеку в тот или иной период времени; помогает выработать коммуникативные навыки, что повышает авторитет подростка в глазах сверстников; оказывает психологическую помощь в виде поддержки со стороны членов субкультуры; способствует адаптации к будущим трудностям взрослой жизни. 4. Назовите особенности межкультурной коммуникации. Каковы ее виды? Межкультурная коммуникация характеризуется тем, что ее участники при прямом контакте используют специальные языковые варианты и дискурсивные стратегии, отличные от тех, которыми они пользуются при общении внутри одной и той же культуры. В зависимости от сочетания различных способов, приемов и стилей общения в коммуникативистике принято выделять три основных вида межкультурной коммуникации: вербальную, невербальную и паравербальную. 5. Как в особенностях общения выражены различия между людьми и социальными группами? Отношения между людьми в процессе общения друг с другом являются не только содержанием их взаимоотношений, но и их социальными отношениями. Социальные отношения людей есть продукт их действительных отношений друг к другу. Именно личное, индивидуальное отношение индивидов друг к другу, их взаимное отношение в качестве индивидов создало — и повседневно воссоздает — существующие социальные отношения. Но каков масштаб тех социальных отношений, которые порождаются самим процессом межличностного общения и взаимодействия индивидов? Если это общение лицом к лицу, то не порождает ли оно лишь отношения симпатии и антипатии в масштабах микросреды, которые, в свою очередь, надо качественно отличать от социальных отношений макросреды? Общение, на наш взгляд, включает в себя элемент не только отношений симпатии или антипатии в масштабах малой группы, но и тот или иной компонент социальных отношений — экономических, политических или идеологических, поскольку они имеют свою социально-психологическую сторону и проявляются в более или менее опосредованном контакте между людьми. Конечно, между понятиями общения и социального отношения есть некоторые различия. Они могут быть сведены к следующему. Прежде всего эти различия можно рассматривать как различия очень близких, но тем не менее не совпадающих между собой аспектов структуры социальной психологии. С этой точки зрения общение включает в себя отношение, которое выступает в форме взаимоотношения людей. Однако взаимоотношения могут выходить за рамки их межличностных отношений, поскольку за этим стоят не личные симпатии или антипатии, а различные и нередко даже противоположные социальные функции или роли, представителями которых являются люди. 6. Как связаны между собой экология природы и экология культуры? Экологическая культура - это способ соединения человека с природой на основе более глубокого ее познания и понимания. Важными признаками экологической культуры на производстве и в быту являются ресурсосбережение, малоотходность, а в идеале - безотходность производственных процессов, степень использования возобновимых источников энергии (гидравлической, ветровой, солнечной и т. д.). Формирование экологической культуры предполагает перестройку мировоззрения, создание новой системы ценностей, отказ от потребительского подхода к природе, формирование у человека умения соизмерять свои потребности с возможностями природы. Необходим отказ от прежнего антропоцентризма, который проявлялся в ориентации культуры исключительно на человека и его потребности. Он возник в период античности в классическую эпоху. Стал основным признаком европейской культуры в эпоху Возрождения. Человек в то время рассматривался как центр мироздания. Если воспевалась красота природы, то прежде всего природы самого человека, его тела, облика, речи, движений. Антропоцентризм сыграл важную роль в развитии культуры, предпринимательства и деловой активности. Он способствовал раскрытию творческих способностей человека, укреплял его веру в себя. В широком смысле слова природа - это все существующее, весь мир в многообразии его форм. В узком смысле слова природа - это совокупность естественных условий существования человеческого общества. При рассмотрении нашей темы мы будем исходить из второго, более узкого и более употребительного понятия природы. Посмотрим, как соотносятся культура и природа, чем они отличаются и как взаимосвязаны? 7. Чем отличаются подходы к культуре З. Фрейда и К.Г. Юнга? Фрейдизм часто используется и для объяснения других проявлений цивилизации: спорта, где либидо трансформируется в рекорды; политики, где половая энергия находит выход в революционном действии, характерном прежде всего для молодежи, и т.п. Актами коллективной сублимации можно считать, например, выступления «новых левых» во Франции в 1968 г., Кубинскую и Сандинистскую революции, проведенные людьми в возрасте 20 – 30 лет, и т.п. В западной прессе немало писалось и о том, что современные политические экстремисты – лица, обычно лишенные нормальной семейной жизни, – реализуют свое либидо в актах террора. Одним словом, извечные конфликты психики отдельных людей, имеющие биологическую основу, «преломляясь на общественный экран», становятся, по мнению Фрейда, главной причиной и содержанием самых разных сторон культуры – морали, искусства, религии, государства, права и т.п. Конечно, культурологические концепции Фрейда, по мнению многих ученых, выглядят слишком прямолинейными и чрезмерно «сексуализированными». Так, его крупнейший последователь – швейцарский психолог и теоретик культуры Карл Густав Юнг (1875 – 1961), критикуя фрейдовский «пансексуализм», в работе «Метаморфозы и символы «либидо» (1912) трактует понятие либидо как психическую энергию вообще. Юнг считал, что в психике человека помимо индивидуального бессознательного, на котором построен весь психоанализ Фрейда, существует и более глубокий слой – «коллективное бессознательное», являющееся отражением опыта прежних поколений, запечатленного в структурах мозга. Этот опыт сохраняется в так называемых культурных архетипах – изначальных представлениях о мире, лежащих в основе общечеловеческой психики и находящих свое выражение в мифах, верованиях, сновидениях, произведениях литературы и искусства и многих других областях духовной жизни человека. «Архетипическая матрица», формирующая деятельность фантазии и творческого мышления, лежит у истоков повторяющихся мотивов человеческих мифов, сказок, нравов и обычаев, вечных тем и образов мировой культуры. 8. Кто автор четырехтомного труда «Социокультурная динамика»? Что главное в трактовке культуры этим автором? Культуролог Э. Тайлор (1832–1917). Он считал, что культура –это сумма всех видов человеческой деятельности, включающая знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи, язык. а также способности навыки, усвоенные человеком. 9. Назовите первостепенные истоки и корни русской культуры. Истоки русской культуры уходят своими корнями в глубокую древность. Задолго до принятия Киевской Русью христианства, восточные славяне возводили не только избы, но и языческие храмы-капища. Украшали их вырубленными из дерева и камня божествами – Перуном, Сварогом, Велесом. Умели мастерски изготавливать красивые украшения из бронзы и даже золота. Византия сыграла огромную роль в развитии древнерусской культуры. Если быть точным, то правильнее будет говорить именно о влиянии византийской культуры на русскую, а не их взаимодействии. У Византии Русь позаимствовала свой государственный герб – двуглавый орёл, взирающий на Запад и Восток. Оттуда же на Русь пришла идея о неразделимости Церкви и царства. Именно из Византии в Древнюю Русь пришло строительство величественных по размерам и изящных по красоте каменных зданий с использованием сводчатых и купольных перекрытий. Огромным было также влияние византийской художественной культуры. Наиболее сильно оно сказалось в архитектуре, мозаике, фреске, иконописи, а также в прикладном искусстве - в ювелирном деле и обработке камня. В живописи византийское влияние было более продолжительным. Наиболее ярко оно проявилось в фреске и особенно в иконографии. 10. Какие кризисные явления в культуре современной России и почему Вы бы отнесли к наиболее серьезным и тревожным? Кризисные явления в современной российской культуре обусловлены кризисом постиндустриального общества. Во-первых, культура XX – начала XXI веков охватывает не только сферу духовного, но в большей степени материального производства. Разрыв между гуманитарной и научной культурой может привести человечество к гибели. Во-вторых, техногенная цивилизация помогла современному человеку ощутить своё господство над природой, но лишила при этом радости от гармоничного сосуществования с ней. В-третьих, роковая роль техники в жизни человека состоит в том, что формируется безликая псевдокультура, происходит утрата нравственных ценностей, омассовление искусства. В-четвёртых, ситуация нарушения культурной целостности, вызванная нестабильным общественно-политическим развитием (мировые войны, тоталитарные режимы, фашистская экспансия, международный терроризм, экономические депрессии, экологические потрясения и др.), привела к ситуации отчуждения человека от различных форм человеческой деятельности и её результатов. Отчуждение связано с бессилием личности перед внешними силами жизни. В-пятых, созданный человеком огромный мир культуры (государство, общество, языки, науки, искусство, технологии) грозит ухудшить саму человеческую сущность. Путь к преодолению кризиса – диалог культур, предполагающий не только гуманитарные контакты больших культур, но и приобщение отдельно взятой личности к духовному миру этих культурных образований. |