гиперактиавность, практические. Практические рекомендации, игры и упражнения в основных направлениях коррекционной работы с детьми с сдвг и гиперактивностью
Скачать 469.7 Kb.
|
«Насос и мяч».Вспоминаем, как накачивают сдувшееся колесо, воздушные шарики и какие изменения происходят в момент их сдувания или прокола. Предлагаем войти вместе с детьми в этот образ. Итак, сначала мы стоим с опущенной вниз головой, вяло опущенными руками, согнутыми в ногах коленями (то есть надо добиться эффекта «не надутости» мяча) Взрослый, тем временем собирается исправлять это положение и начинает воспроизводить движения насоса .По мере их увеличения интенсивности «мяч» становится все более накаченным. Когда у ребенка максимально будут надуты щеки, с напряжением подняты и соединены руки над головой и живот тоже надут, то можно сделать вид, что вы не довольны своей работой или перестарались. Тогда, изображаем выдергивание шланга из насоса. Когда вы это сделаете, «мяч» может сдуться и даже упасть на пол. ПРИМЕЧАНИЕ: всегда показывать детям пример, как правильно воспроизводить дыхательные упражнения, работая диафрагмой. До этой игры можно поучить детей упражнению, как качать игрушку у себя на животике, лежа на полу, коврике. Покажите, как вы будете напрягаться и расслабляться, находясь в роли насоса и мяча, заодно и сами отдохнете. Всегда заканчивать игру на стадии расслабления!!! «Солдат и тряпичная кукла».Эта игра работает по такому же принципу, как и предыдущая. Итак, предложите ребенку представить, что он солдат. Вспомните вместе, как надо стоять на плацу- вытянувшись в струнку и замерев, затаив дыхание. Изобразите «военного» при слове «солдат». После того, как ребенок простоит в такой напряженной позе, надо произнести другую команду-«тряпичная кукла». Выполняя ее, ребенок максимально расслабляется, наклоняется вперед так, чтобы руки болтались, будто веревочки. Проговариваем, что все тело мягкое, податливое как пластилин. Затем, опять смена ролей. ПРИМЕЧАНИЕ: можно включать другие команды, например «Смирно-Вольно», «Стужа-Жара» и т. п. Завершение игры на стадии расслабления. «ЛОВИМ КОМАРОВ». (снежинки, листики и т. п.). Скажите детям: «Давайте представим. Вспомним, как летом в открытую форточку могут налететь комары или мухи, а зимой, как на улице мы любим снежинки ловить! По команде «Начали!» вы будете ловить комаров. Показываете в разных темпах хаотичные движения в воздухе, сжимая и разжимая при этом кулаки. То поочередно, то одновременно. Каждый из детей выбирает свой ритм и темпе, но не задевая тех. кто находится рядом. По команде «Стой» вы садитесь так:(на свое усмотрение), по команде: «Стоп!»-остаетесь в своем положении, по команде: «Устали!»- опускаете расслабленные руки вниз, встряхиваете несколько раз кистями. Если сидите- то одновременно встряхиваете ногами и руками. А потом – снова за работу! ПРИМЕЧАНИЕ: эта игра снимаете мышечное напряжение с кистей рук, дает возможность гиперактивным детям подвигаться в свободном ритме и темпе. «ШАЛТАЙ- БОЛТАЙ». Персонаж этой игры понравиться гиперактивному ребенку и станет одним из любимых. Так как их поведение во многом схоже. До начала игры необходимо познакомить детей с главным героем С. Маршака, просмотреть мультфильм. Под чтение стихотворения ребенок будет изображать Шалдая-Болтая. Надо будет поворачивать туловище вправо и влево свободно болтая расслабленными руками., при этом еще можно слегка крутить еще и головой. При произнесении последней строчки из стихотворения; Шалтай-Болтай свалился во сне- ребенок должен резко наклонить тело вперед и вниз, перестав болтать руками и расслабиться. Для иллюстрации стихотворения можно позволить упасть, но только соблюдая меры предосторожности (лучше с родителями). ПРИМЕЧАНИЕ: Чередование быстрых, энергичных движений с расслаблением и покоем очень полезно для гиперактивного ребенка, так как в этой игре он получает определенное удовольствие от расслабленного падения на пол, а значит от покоя. Чтобы добиться максимального расслабления, необходимо повторить игру несколько раз. Чтобы она стала еще интереснее, попробуйте почитать стихотворение в разном темпе, а дети будут соответственно ускорять или замедлять свои движения. «Неваляшка». Дети стоят в кругу с вытянутыми руками, плотно прижавшись плечами друг к другу. Один участник, находящийся в центре круга, изображает куклу- неваляшку. Он расслабился и покачивается из стороны в сторону. Дети в кругу руками поддерживают его. ИГРЫ, РАЗВИВАЮЩИЕ ВОЛЕВУЮ РЕГУЛЯЦИЮ. Часто гиперактивный ребенок выбирает шумные игры. Это естественно, ведь ему трудно сдерживать себя и оставаться на одном месте. Поэтому вполне логично подбирать для него подвижные игры. Подвижные игры, по правилам не только развивают определенные качества, они также приучают гиперактивного ребенка к дисциплине, к подчинению своей деятельности, определенной цели. Игры с очень четкими правилами способствует развитию внимания. В подвижных играх ребенок с СДВГ также развивается эмоционально. Он учится контролировать свое поведение, учится терпеть и ждать, откладывать желаемое на потом. Все эти качества потом пригодятся ему в общении со сверстниками и взрослыми. В подвижных играх развивается мышление. Ведь он все время должен удерживать в голове несколько компонентов ситуации и оперировать ими мысленно. Ребёнок также учится подмечать детали. Если он чего-то не учтет или забудет, он может проиграть. Подвижные игры развивают ребенка физически, тренируют его ловкость, гибкость, учат избегать травматических ситуаций. Наконец, если у ребенка начинает получаться играть с другими детьми, это повышает его самооценку и авторитет в глазах других детей. “Расставь посты” Цель: развитие навыков волевой регуляции, способности концентрировать внимание на определенном сигнале. Дети маршируют под музыку друг за другом. Впереди идет командир, который выбирает направление движения. Как только командир хлопнет в ладоши, идущий последним ребенок должен немедленно остановиться. Все остальные продолжают маршировать и слушать команды. Таким образом, командир расставляет всех детей в задуманном им порядке (в линейку, по кругу, по углам и т. д.). Чтобы слышать команды, дети должны передвигаться бесшумно. «СКАЛОЛАЗЫ». Цель: концентрация внимания, контроль импульсивных движений. Участники должны пройти вдоль свободной стены, прислоняясь к ней раз за разом минимум тремя конечностями по команде. Кто оторвал или передвинул одновременно две конечности, считается «сорвавшимся» и возвращается на старт. Побеждает та команда, первая всем составом добравшаяся до противоположного угла. Уровень сложности можно выбирать как самостоятельно, так и доверить капитану команды. ПРИМЕЧАНИЕ: очень важно перед игрой рассказать об этой дисциплине, которая вошла в число олимпийских видов спорта. Скалолазание — это не только индивидуальная работа. Здесь вы работаете в команде! Расскажите, что перед соревнованиями по этому виду спорта, прежде чем лезть наверх. Спортсмены подолгу стоят возле стенки и мысленно ее изучают, делая замахи руками в воздухе и передвигая ногами, но в полнейшей тишине! Таким образом они «читают» трассу, т. е. заранее продумывают куда поставить ногу или руку. Обязательно отработайте воображаемые движения на подъем вместе с детьми перед началом командной игры! Установка: «Сначала подумай, как ты это сделаешь!» После отработанной и уже, поверьте, полюбившейся детям игры «Скалолазы», можно приступать к освоению особенно популярной западной игры сейчас, в наше время под названием «ТВИСТЕР». Семейную игру создали еще в 60-е годы прошлого столетия в США. В этой игре развивается инициатива и самостоятельность, уверенность и настойчивость. Дети приручаются согласовывать свои действия и соблюдать определенные правила. Игра прекрасно помогает компенсировать недостаток движения. Развивает координацию, реакцию и чувство равновесия, а также внимательность и саморегулирование волевых реакций. Ее можно свободно приобрести в магазинах, но если смастерить эту игру совместно с детьми, то озорному позитиву не будет и конца. Для этого берем отрез полиэтиленовой или пищевой пленки, размер ее может быть различными наклеиваем на нее из самоклеящейся пленки вырезанные круги четырех цветов. На пластмассовые кубики наклеиваем квадраты соответствующих цветов с надписями (правая рука, правая нога, левая нога, любая рука, любая нога). Кубик можно сделать один по такому принципу: Выбираем ведущего или водящего, который бросает кубик и называет игрока, который будет выполнять движения по определенным инструкциям (на какой цвет и какую часть тела ему надо поставить). Все игроки на скорость выполняют это задание. Если все круги этого цвета заняты, ведущий бросает кубик еще раз. Принятую позу надои сохранять до объявления следующего хода. Игрок, потерявший равновесие, выбывает из игры. ПРИМЕЧАНИЕ: игра прекрасно переходит в семейную, что способствует сплочению взаимоотношений между всеми членами семьи. При как нельзя лучше способствует произвольности (умения играть по правилам, выполнять инструкции; игровой деятельности навыков общения и партнерства, пространственного ориентирования, общему физическому развитию, сенсомоторной координации. «СКАМЬЯ ЗАПАСНЫХ». Цель: контроль импульсов и двигательной активности. Выбывший из какой- либо игры, должен сидеть на стуле до ее окончания. Если он встанет или будет вертеться. На всю команду налагается штрафное очко или засчитывается поражение. ПРИМЕЧАНИЕ: игра хороша тем, что ее можно использовать, как метод саморегуляции и ответственности пере коллективом, в любой игровой и даже учебной деятельности. «Кто быстрее займет место». Дети сидят на стульях по кругу. Ведущий стоит в центре и подаст различные команды: «Меняются местами девочки», «Меняются местами мальчики», «Меняются местами Тани», «Меняются местами девочки в юбочках» и т. п.). Во время смены мест ведущий старается занять чье-то место. Оставшийся без места становится ведущим. Упражнение выполняется в подгруппах по 10-12 человек. «Воробьи - вороны». Играющие делятся на 2 команды, которые становятся друг против друга. Одна команда называется «Воробьи», а другая – «Вороны». Та команда, которую называет ведущий, ловит, другая - ловит и убегает до определенной черты, на 2-3 шага сзади стоящей команды. Ведущий говорит медленно: «Во-о-оро-о-о.…». И в это - момент готовы и убегать, и ловить обе команды. Именно этот момент противоречивой готовности и важен в упражнении. Ведущий заканчивает паузу: «ну!». «Вороны» бросаются ловить убегающих за черту «Воробьев». Сигналы подаются то для «воробьев», то для «ворон». В конце игры подводится итог выигрышам каждой команды. Как вы знаете. Гиперактивным детям трудно регулировать не только движения, но и речь- они часто говорят на повышенных тонах, сбивчиво, порой невнятно. Для этого. Как пример можно проводить следующие игры. «МОЛЧУ-ШЕПЧУ-КРИЧУ». Цель: развитие наблюдательности, умения действовать по правилам. Контроль двигательной активности. Эта игра развивает способность осознанно регулировать громкость своих высказываний, стимулируя ребенка говорить то тихо, то громко, то вовсе молчать. Выбирать одно из этих действий ему предстоит, ориентируясь на тот знак, который вы ему показываете. Заранее договоритесь о них. Например, когда вы прикладываете палец к губам, то ребенок должен говорить шепотом и передвигаться очень медленно. Если вы положили ладони на глаза, то ребенок вовсе должен замолчать и не двигаться. А когда вы подняли руки наверх, то можно разговаривать громко, кричать, бегать. Второй вариант игры при работе с символами, при их изготовлении также задействуйте детей для развития их мелкой моторики. Из разноцветного картона надо вырезать три силуэта ладоней: красный, синий, зеленый. Это-сигналы. Когда ведущий поднимает синюю ладонь-«молчалка»-дети должны замереть на месте или лечь на пол, или сесть за парты. Если-зеленую ладонь-«шепталка»-можно тихо двигаться и шептаться. Если поднялась красная ладонь «кричалка»- можно бегать, громко разговаривать. ПРИМЕЧАНИЕ: эту игру лучше заканчивать на этапе «молчу» или «шепчу», «молчалками». Чтобы снизить игровое возбуждение при переходе к другим занятиям. «ЧАС ТИШИНЫ» и «ЧАС ПРАЗДНИКА». Эта игра дает возможность детям в награду за приложенные усилия воли сбросить накопившееся напряжение таким способом, каким ему нравиться, а взрослому – управлять его поведением и получать, иногда такой желанный подарок при общении с детьми, в виде «часа тишины». Важно договориться с детьми, что когда они занимаются какими-то важными делами (или вам необходимо спокойно поработать), то в вашем доме будет «час тишины». В это время дети могут спокойно читать, рисовать, играть, слушать плеер или делать домашние задания, но только очень-очень тихо. Зато потом наступит «час праздника или час можно», когда им будет позволено делать все. Что угодно в пределах разумного. Пообещайте детям их не одергивать, если только их поведение не будет опасным для здоровья и их самих. ПРИМЕЧАНИЕ: Описанные игровые часы можно чередовать в заданных на ваше усмотрение часовых критериях. «ГОВОРИ» или «ГОВОРИ ПО СИГНАЛУ». ЦЕЛЬ: развитие умения контролировать импульсивные действия. Сейчас вы будете просто общаться с ребёнком, задавая любые вопросы. Но отвечать он вам должен не сразу, а только когда увидит условный знак, сигнал. Например, сложенные в замок ладони или поглаживание по волосам. Если же вы задали свой вопрос, но не сделали оговоренное действие, ребенок должен молчать, как будто не к нему обращаются, даже если ответ вертится у него на языке. Второй вариант — это когда вы говорите детям следующее: «Ребята, сейчас я буду задавать вам вопросы простые и сложные. Но отвечать на них можно будет только тогда, когда я дам команду: «Говори!» Давайте потренируемся: «Какое частное чисел 81 и 9?» и т. п. ПРИМЕЧАНИЕ: во время этой игры-беседы можно достигать дополнительные цели в зависимости от характера задаваемых вопросов. Так. С интересом расспрашивая ребенка о его желаниях, предпочтениях, привязанностях, вы повышаете его самооценку, помогаете обратить внимание на свое «я». Задавая вопросы по содержанию пройденной в школе программы, вы параллельно с развитием волевой регуляции закрепляете определенные задания. «Игра с мячом». Дети стоят в кругу. В центре - ведущий, у него в руках мяч. Бросая мяч кому-то, ведущий задает вопрос (например: «Какое сейчас время года?» и др.). Тот, кому бросили мяч, отвечает на вопрос и возвращает мяч ведущему. Вариант: бросающий мяч называет какое-либо существительное, ловящий - глагол («птица» - «летает», «рыба» -«плавает», «змея» - «ползает». «ЗАМРИ». В этой игре ребенку необходимо быть внимательным и суметь преодолеть двигательный автоматизм, контролируя свои действия. Игра однотипна с «Море волнуется…». Включите какую-нибудь танцевальную музыку. Пока она звучит, ребенок может прыгать, кружиться, танцевать в свободном режиме. Но как только мелодия закончится или вы выключили звук. Игрок должен остановиться и замереть в той позе, в которой его застала тишина. ПРИМЕЧАНИЕ: в такую игру весело играть на детских праздниках. Воспользуйтесь этим, чтобы потренировать детей и одновременно создать атмосферу раскованности, так как дети часто стесняются танцевать по -серьезному, а вы предлагаете это в игре, как бы в шутку. Можно ввести и соревновательный мотив: те, кто не успел застыть после окончания музыки, выбывают на скамейку запасных или подвергаются шуточным наказаниям, (например, воспроизвести голос кого-нибудь животного). «ЗАПРЕЩЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ». Цель: игра с четкими правилами организует, дисциплинирует, сплачивает играющих развивает быстроту реакции и вызывает здоровый интерес. Дети стоят лицом к ведущему. Под музыку с началом каждого такта они повторяют движения, которые им показывают. Затем выбирается одно движение, которое нельзя будет выполнять. Тот, кто был невнимателен- на «скамейку запасных». Вместо показа движений можно произносить вслух цифры. Участники хором повторяют все цифры, слова, кроме запрещенных. Когда они их услышат, то должны будут на запрещенную цифру- хлопнуть в ладоши. Ана запрещенное слово, например, -поднять правую ногу. «Пожалуйста!» Все участники игры вместе с ведущим становятся в круг. Ведущий показывает разные движения (физкультурные, танцевальные, шуточные), играющие должны их повторять лишь в том случае, если он к показу добавит слово «пожалуйста». Кто ошибается, выбывает из игры. «Четыре стихии». Дети сидят по кругу. Ведущий договаривается с ними: если будет произнесено слово «земля», все должны опустить руки вниз, если слово «вода» - вытянуть руки вперед, «воздух» - поднять руки вверх, «огонь» - произвести вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах. Кто ошибается, считается проигравшим. «Зеваки». Дети идут по кругу, держась за руки. По сигналу ведущего останавливаются, делают четыре хлопка, поворачиваются кругом и продолжают движение. Направление меняется после каждого сигнала. Не выполнивший правильно задание выходит из игры. «Слушай хлопки». Дети идут по кругу. Когда ведущий хлопнет в ладоши один раз, дети должны остановиться и принять позу «аиста» (стоять на одной ноге, руки в стороны). Если ведущий хлопнет два раза, играющие должны принять позу «Лягушки» (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между ногами на полу). На три хлопка играющие возобновляют ходьбу. «Руки - ноги». Дети стоят врассыпную. Они выполняют простые движения под команду воспитателя: по одному хлопку поднимают руки, по двум — встают. Если руки уже подняты, а звучит один хлопок, то их нужно опустить, а если дети уже стоят, то по двум хлопкам, они должны сесть. Воспитатель может менять последовательность и темп хлопков. |