Главная страница
Навигация по странице:

  • ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ «КОРРЕКТОР»

  • гиперактиавность, практические. Практические рекомендации, игры и упражнения в основных направлениях коррекционной работы с детьми с сдвг и гиперактивностью


    Скачать 469.7 Kb.
    НазваниеПрактические рекомендации, игры и упражнения в основных направлениях коррекционной работы с детьми с сдвг и гиперактивностью
    Анкоргиперактиавность, практические
    Дата15.05.2023
    Размер469.7 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаprakticheskie_rekomendatsii_igry_i_uprazhneniya_dlya_detey_s_sdv.docx
    ТипДокументы
    #1132737
    страница1 из 4
      1   2   3   4

    Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

    Средняя общеобразовательная школа № 164 Красногвардейского района

    Санкт-Петербурга.

    Практические рекомендации, игры и упражнения в основных направлениях коррекционной работы с детьми с СДВГ и гиперактивностью.


    Воспитатель гпд: Тихонова С.Б.

    Санкт-Петербург

    2020 г.

    Слово гиперактивность в дословном переводе обозначает повышенную деятельность. В медицинском термине — это повышенный уровень двигательной активности в школе и дома.

    Гиперактивность (СДВГ)-медицинский диагноз, который вправе поставить только врач на основе диагностики, заключений методистов.

    Обычно родители гиперактивных детей уже наслышаны от воспитателей и учителей об особенностях своего чада. Тем не менее не будет лишним еще раз описать портрет такого ребенка.

    Итак, гиперактивный ребенок постоянно активен, импульсивен, его движения могут быть хаотичными. Он постоянно ерзает на стуле, много говорит, часто не доводит начатое дело, забывает о поручениях, ненавидит скучные и длинные задания и не в состоянии их выполнить. Ему трудно быть последовательным и долго удерживать внимание на чем -то одном. Он перебивает собеседников в разговоре, отвечает не дослушав. Не способен долго контролировать свое поведение и подчинять его правилам.

    Если этот портрет вам знаком, значит, вы имеете дело с гиперактивным ребенком и вам хорошо известны все трудности, с которыми сталкиваются при его воспитании взрослые. Но сам ребенок едва ли не больше страдает от своих особенностей. Ведь в основе синдрома гиперактивности, как правило лежит минимальная мозговая дисфункция. Поэтому нельзя относиться к таким детям как к непослушным, капризным, упрямым. Они просто не могут контролировать некоторые свои проявления. СДВГ представляет большую социальную проблему, так как встречается у достаточно большого количества детей в популяции и ведет к значительным нарушениям социальной адаптации. Например, известно, что дети и подростки, страдающие СДВГ, входят в группу риска по развитию алкоголизма и наркомании. По мнению большинства отечественных и зарубежных исследователей, данное заболевание встречается у 5-10% детей в популяции. СДВГ в 4-5раз чаще встречается у мальчиков. В происхождении СДВГ играют роль генетические механизмы, неблагоприятные факторы во время беременности и родов.

    В дошкольном возрасте основное проявление СДВГ- гиперактивность.

    В тяжелых случаях избыточная двигательная активность принимает характер расторможенности.

    Возникновение основных жалоб при СДВГ относится к младшему школьному возрасту. В этом возрасте проявляется проблема с сохранением внимания или способностью продолжать выполнение задания до победного конца. После поступления ребенка в школу проблемы возрастают. Описанные выше признаки часто сочетаются с тиками, головными болями, страхами.

    Безусловным фактором улучшения выступает создание позитивной модели отношения к ребенку.

    -Дети с СДВГ не восприимчивы к выговорам и наказанию, но зато очень хорошо реагируют на похвалу. Есть хорошая рекомендация об отсутствии поощрения, а не наказания: то есть не «кнут и пряник», а «пряник и отсутствие пряника». О физических наказаниях не может быть и речи! В качестве «пряника» могут выступать походы в кафе, дозированные компьютерные игры, просмотр телепередач и т. д.

    Важно понимать и педагогам, и родителям, что в сложившейся ситуации ребенок не виноват. Кроме этого, комплекс вины не должен сформироваться и у родителей.

    -Очень важен и физический контакт с ребенком. Обнять его в трудной ситуации, прижать к себе. Это дает положительный выраженный эффект, а вот постоянные окрики, одергивания и ограничения, наоборот вызывают пропасть между родителями и их детьми.

    -Организация всей жизни должна действовать на ребенка успокаивающе. Вместе следует составлять распорядок, режим дня, следуя которому надо в обязательном порядке проявлять одновременно гибкость и упорство.

    Чтобы помощь нашим гиперактивным детям была эффективной, лучше браться за нее «всем миром». Это значит, что каждый специалист, работающий с ребенком, может внести свой вклад. Так, невропатолог назначит медикаментозную поддержку, воспитатели и учителя могут позаботиться о том, чтобы адаптировать предъявляемые требования под возможности ребенка, применять правильные методы в поощрении и пресечении каких-то поведенческих проявлений. Но помимо вышеперечисленного у ребёнка необходимо формировать и тренировать навыки управления своим вниманием и поведением. Именно в этом лучше всего может помочь игра!

    Значение различных игр для интеллектуального, творческого, эмоционального развития ребенка невозможно переоценить. Ребёнок развивается в игре, он усваивает социальные роли, снимает стресс, связанный с адаптацией к новой ситуации или новым условиям, проявляет все те способности, которые в нем заложены.

    Игры также являются прекрасной коррекционной методикой, направленной на развитие дефицитных функций детей с отклонениями в развитии, детей с СДВГ. А это-низкая способность концентрировать внимание, слабая оперативная память, неспособность тормозить себя и не отвлекаться, плохой самоконтроль, трудности планирования и предсказания результатов той или иной деятельности.

    Но прежде, чем перейти к описанию игр, оговорим правила, которые родитель, воспитатель или учитель должен соблюдать как в игре, так и в обычной жизни при общении с гиперактивным ребенком.

    ПРАВИЛО 1. Не ожидайте всего и сразу. Чтобы помочь ребенку с СДВГ развиваться и успешно обучаться, необходимо помнить о невозможности постановки комплексной задачи в самом начале. Гиперактивный ребенок без должной тренировки не может одновременно внимательно слушать, спокойно сидеть на стуле и сдерживать свои импульсы. Начинать надо с тренировки только одной функции (например, только внимания, при этом вы должны быть терпимы к ерзанью на стуле, перебиранию всех предметов на столе в процессе работы). Помните, что если вы одергиваете ребенка, то его усилия тут же переключаются на контроль своих действий, а сконцентрироваться на задании ему уже будет трудно. Удерживая несколько условий в голове, ребёнок может не выполнить ни одного из них, быстро истощиться и начать переживать свою неудачу. Например, если цель игры-внимательно следить за действиями партнеров и быстро на эти действия реагировать, то можно не обращать внимание на несдержанность и постоянные перемещения в пространстве.

    Если в задачу игры входит тренировка сдержанности, то концентрировать внимание на чем-то необязательно.

    Проведя работу по развитию одной функции и получив положительные результаты, можно переходить к тренировке сразу двух функций. Например, через игру можно тренировать внимание и контроль импульсивности или внимание и контроль двигательной активности.

    Когда у гиперактивного ребенка появляется опыт участия в коллективных играх на развитие сразу двух функций, только тогда можно начинать заниматься с ним более сложными игровыми формами, предполагающими развитие и совершенствование сразу всех важных функций в одной и той же игре.

    Только через продолжительное время ваших совместных усилий можно начинать требовать не только внимания, но и общепринятого поведения во время ваших игровых, а главное- коллективных занятий.

    ПРАВИЛО 2. Предупреждайте переутомление и перевозбуждение ребенка: вовремя переключайте его на другие виды игр и занятий, но не слишком часто. Важно также соблюдать режим дня, обеспечить полноценный сон и спокойную обстановку.

    ПРАВИЛО 3. Так как гиперактивному ребенку сложно контролировать себя, то он нуждается во внешнем контроле. Очень важно, чтобы взрослые при выставлении внешних рамок из «можно» и «нельзя» были последовательны. Также необходимо учитывать, что ребенок не способен долго ждать, поэтому все наказания и поощрения должны проявляться вовремя. Пусть это будет доброе слово, сувенирчик, условный знак-жетон, наклейка, печатка (сумму которых вы обменяете на что-то приятное), но их передача ребенку должна явиться достаточно быстрым проявлением вашего одобрения его действий.

    ПРАВИЛО 4. Гиперактивные дети не слишком уверены в своих силах, но они хотят участвовать во всех играх и мероприятиях. Если ребенок почувствует, что его неудача не вызывает отторжения, он будет пробовать свои силы снова и снова, сначала делая то, что у него получается легче всего, потом все остальное.

    В игре или в коллективной работе такому ребенку тяжело дожидаться своей очереди и считаться с интересами других. Поэтому лучше всего включать таких детей в игру поэтапно, начиная с индивидуальной работы, переходя к играм в маленькой группе, в итоге переходить к коллективным играм, так как индивидуальные особенности таких детей мешают им сосредоточиться на том, что предлагает им взрослый, если рядом есть его сверстники. Кроме того, невыдержанность ребенка и его неумение придерживаться правил групповой игры могут провоцировать конфликты среди играющих.

    ПРАВИЛО 5. Используемые в вашей коррекционной работе игры должны быть направлены в следующих направлениях:

    -игры на развитие внимания;

    -игры и упражнения для снятия мышечного и эмоционального напряжения (релаксации);

    -игры, развивающие навыки волевой регуляции(управления);

    -игры, способствующие закреплению умения общаться.

    Все они будут рассмотрены ниже.

    ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ

    «КОРРЕКТОР»

    Эту игру дети обычно любят за то, что она дает им возможность почувствовать себя взрослыми и важными. Для начала нужно объяснить им смысл непонятного слова «корректор». Вспомните с ребёнком его любимые книги и детские журналы. Встречал ли он где-нибудь ошибки, опечатки? Конечно нет, если речь идет о хорошем издательстве. А ведь авторы тоже могут допускать ошибки. То же занимается их исправлением и не пропускает в печать разные» очепятки»? Этот важный человек и есть корректор. Предложите ребенку сначала поработать младшим, а затем и старшим корректором.

    Возьмите старую книгу или журнал, где есть большие тексты. Договоритесь с ребенком о том, какая буква сегодня будет условно «неправильной», то есть какую букву он будет вычеркивать. Затем фрагмент текста или засеките время работы (не более десяти минут). Когда пройдет это время или будет проверен весь выбранный отрывок, проверьте текст сами. Если действительно все ошибки найдены, то выдается премия (например, в виде сладостей).

    Если же вашим корректором были допущены пропуски или ошибки, то тоже не огорчайтесь-есть в чем совершенствоваться! Возьмите листок в клеточку и начертите на нем систему координат. Вверх по вертикальной оси отложите столько клеточек, сколько ошибок допустил ребенок. Когда будете проводить эту игру повторно, то на этом же чертеже правее отложите следующее количество ошибок. Соедините полученные точки. Если кривая поползла вниз, значит, ваш ребенок работает более внимательно, чем раньше. Порадуйтесь вместе этому событию!

    ПРИМЕЧАНИЕ:

    Описанную игру желательно проводить с невнимательными детьми систематически. Тогда она станет эффективным инструментом, способным исправить этот недостаток. Если же ваш ребенок уже без труда справляется с заданием, то можно предложить его усложнить следующим способами. Во-первых, можно предложить корректору вычеркивать не одну букву, а три, причем разными способами. Так, например, Букву «М» надо вычеркивать, букву «К» надо подчеркивать и т. п. Во-вторых, можно вносить шумовые помехи, которые будут отвлекать ребенка от работы над заданием. То есть в отведенное для «корректуры» время вы вместо того, чтобы хранить молчание и помогать ребенку сосредоточиться, будете играть роль «вредного» родителя: шуметь, шуршать, рассказывать разные истории, ронять предметы, включать и выключать телефон и выполнять прочие действия в стиле старухи Шапокляк.

    «УЧИТЕЛЬ»

    Эта игра наверняка понравится тем, кто уже учится в школе, особенно в начальных классах. В этом возрасте дети легко отождествляют себя с учителем и с удовольствием побудут на его месте.

    А вот нам, наоборот, придется прикинутся или представить себя нерадивым школьником и подготовиться к уроку, списав несколько предложений из книги. При этом мы должны допустить в своем тексте несколько ошибок. Лучше не делать орфографических или пунктуационных ошибок, ведь ребенок может не знать некоторых правил. Зато можно допускать пропуски букв, изменения окончаний, несогласованность слов в лице и падеже. Пусть ребенок войдет в роль учителя и проверит вашу работу. Типичные задания можно применять по пройденным темам по любым предметам в начальной школе. Игра с успехом проходит во время досуга в группах продленного дня. Поверьте, когда все ошибки будут найдены и ребенок может самостоятельно поставить вам оценку за такое списывание или решение примеров, он с нескрываемой и неподдельной радостью поставит вам ДВОЙКУ в ваш воображаемый дневник! А может еще и не полениться создать собственноручно вам –ваш же дневник! И попробуйте только забыть принести его в школу-вызовет родителей!!!

    ПРИМЕЧАНИЕ: если у вас неразборчивый почерк, то лучше напечатать текст с ошибками или написать печатными буквами, в зависимости от возраста ребенка.

    «ПОСЛЕДНИЙ ИЗ МОГИКАН»

    Эту игру хорошо проводить после рассказа об индейцах, а еще лучше после того, как ребенок посмотрел фильм или прочитал книгу. Обсудите основные характеристики образа жизни этого племени: близость к природе, умение слышать и видеть все, что происходит вокруг. Особенно внимательными должны быть те, кто отправился на охоту или те, которые «откопали топор войны». От того, заметят ли они вовремя различные шумы, может зависеть их благополучие.

    Со школьниками, особенно посещающими группу продленного дня, полезно провести знакомство с игрой Клауса-Юргена Вреде «Каркассон. Охотники и собиратели.»

    Теперь, когда игровая мотивация создана, предлагаем ребенку побыть таким индейцем, охотником или собирателем. Пусть он закрывает глаза и постарается сначала услышать все речевые и неречевые звуки в комнате и за ее пределами. После он должен рассказать о происхождении звуков, что они означают, их последовательность.

    При отработке зрительного внимания ребенок должен вспомнить, сначала, что попадалось на его пути. Описать месторасположение и в этой же последовательности самостоятельно воспроизвести звуки, которые его сопровождали.

    ПРИМЕЧАНИЕ: чтобы было интереснее, можно специально организовать некоторые шумы и звуки. Постучать различными предметами по столу, по различным предметам в классе, включите мелодию на телефоне, откройте кран с водой и т. п.

    «ТОЛЬКО ОБ ОДНОМ»

    Эта игра может показаться скучноватой на взгляд взрослых. Однако дети ее почему-то очень любят.

    Предложите ребёнку выбрать одну любую игрушку. Теперь объясните правила. В этой игре можно говорить только об одном-о выбранной игрушке. Причём говорит только тот, у кого игрушка в руках. Сказать надо одно предложение, описывающее эту игрушку в целом или какие-то ее детали. После этого следует передать ее другому игроку. Тогда он скажет свое предложение об этом же предмете. Обратите внимание, что нельзя повторять уже сказанные ответы или делать отвлеченные высказывания. Так фразы типа: «У меня у брата такая же…» - будут караться штрафом, штрафным баллом. А игрок, набравший три таких балла, считается проигравшим! Сюда же начисляются штрафы за повторение сказанного и в ответ не в свою очередь.

    ПРИМЕЧАНИЕ: лучше ограничивать время этой игры. Например, если по истечении десяти минут никто из участников не набрал три штрафных балла, то выигрывают оба. Постепенно эту игру можно усложнить, выбирая в качестве ее объекта не игрушку, а более простые предметы, у которых не так уж много признаков. Если в результате вы сможете описывать достаточно долго предметы типа карандаша, то смело считайте, что достигли со своим ребенком определенных высот!

    «ЛОВИ-НЕ ЛОВИ»

    Правила игры похожи на всем известный способ играть в «Съедобное-несъедобное». Только условие, когда ребенок ловит мяч, а когда нет, может меняться в каждом конце игры. Например, сейчас вы договариваетесь с ним, что, если водящий бросает мяч. Произнося слов, относящееся к растениям. То игрок его ловит. Если же слово не является растением, то –отбивает мяч. Количество выбираемых условий игры зависит от вашей фантазии. Если она вдруг иссякнет, предложите ребенку самому выбрать условие игры, то есть категорию слов. Которые будет ловить. Дети порой, предлагают совершенно гениальные, творческие идеи!

    ПРИМЕЧАНИЕ: как вы, наверное, заметили. Эта игра развивает не только внимание, но и способность к обобщению, а также скорость обработки услышанной информации. Поэтому в целях интеллектуального развития ребенка постарайтесь, чтобы категории этих обобщаемых понятий были разнообразны и затрагивали разные сферы, а не ограничивались бытовыми и часто используемыми словами.

    «ДРЕССИРОВАННАЯ МУХА».

    Для этой игры вам понадобится лист бумаги. Который необходимо расчертить на 16 клеток (квадрат из четырех клеток по вертикали и четырех по горизонтали). Изображение мухи можно сделать самим на отдельном маленьком листке или взять пуговку (игровую фишку), которая будет просто символизировать это насекомое.

    Поместите вашу «муху» на какую-либо клетку игрового поля. Теперь ей вы будете приказывать, на сколько клеточек и в каком направлении нужно перемещаться. Ребёнок должен мысленно представить себе эти передвижения. После того, как вы отдали мухе несколько приказаний (например, одна клеточка вверх, две влево и т. д.), попросите показать то место, где теперь должна быть хорошо дрессированная муха. Если место указано верно, то передвиньте муху на соответствующую клеточку. Продолжайте быть «повелителем» мух.

    ПРИМЕЧАНИЯ: если, следя за мысленным взором за движениями мухи, ваш ребенок увидит. Что она выполняя ваши инструкции. Выползла за пределы клеточного поля, то пусть он немедленно даст вам об этом знать. Договоритесь, каким образом он может это сделать: кому-то достаточно встать с места или поднять руку, а кто-то предпочитает более выразительные действия: например, вскрикнуть или подпрыгнуть. Что помогает снять напряжение и усталость от пристального внимания.

    «Я ВЕСЬ ВО ВНИМАНИИ».

    В этой игре вашему ребенку понадобится все его актерское мастерство, дарование, а вам – изобретательность. Можно ввести участников в игру с помощью представления. Действия которого происходит на кинопробах. Юным актерам предлагают изобразить человека, который «весь во внимании», то есть полностью поглощен своими мыслями и чувствами, поэтому он совершенно не замечает того, что происходит вокруг него, Подскажите начинающему актеру, что получится лучше сосредоточится, если он представит, что смотрит очень интересный фильм или читает книгу. Но этим роль не ограничивается. У начинающей звезды экрана есть конкуренты. Они будут всячески мешать ему хорошо сыграть ему свою роль. Для этого они (то есть опять-таки вы в такой «вредной» роли) могут рассказывать анекдоты. Веселые страшилки, обращаться к актеру за помощью, пытаться удивить его, чтобы привлечь к себе внимание. Единственное, чего они не имеют права делать, — это дотрагиваться до актера. Но и у актера есть ограничения в правах: он не может закрывать глаза и уши.

    После того, как режиссер (то есть вы или другой участник) скажет:» Стоп!», все участники перестают играть. Можно даже взять интервью у начинающего актера, пусть он расскажет. Как ему удавалось быть внимательным и не обращать внимание на помехи.

    ПРИМЕЧАНИЕ: Конечно. Эта игра будет еще веселее, если вы подключите к ней несколько детей. Правда, надо будет следить за порядком, чтобы «конкуренты не переусердствовали в стремлении отвлечь «актера». Также участие взрослого может помочь показать детям неожиданные и интересные ходы, которые они могут использовать. Если вы заметите, что попытки отвлечь актера ограничиваются криками и кривлянием, то подскажите игрокам более оригинальные способы. Так можно сообщать личные новости («Папа приехал! У тебя зазвонил телефон! Тебя зовут в …»), показывать новую игру, делать вид, что все рассматривают что-нибудь интересное и т. п.

    «ЗОРКИЙ ГЛАЗ».

    Для того чтобы стать победителем в этой игре, ребенку надо быть очень внимательным и уметь не отвлекаться на посторонние предметы.

    Выберите маленькую игрушку или предмет, который ребенку предстоит найти. Дайте ему возможность запомнить. Что это такое, особенно если это новая вещь в доме. Попросите его выйти из комнаты, когда он выполнит эту просьбу. Поставьте выбранный предмет на доступном взгляду месте, но так. Чтобы тот не сразу бросался в глаза. В этой игре нельзя прятать предметы в ящики стола, за шкаф и тому подобные места. Предмет должен стоять так. Чтобы играющий мог его обнаружить. Не дотрагиваясь до предметов в комнате, а просто внимательно их рассматривая.

    ПРИМЕЧАНИЕ: Ребенок, обязательно достоин похвалы. Если не получилось с первого раза, то можно попросить описать спрятанный предмет. Спросить куда бы он определил его, в зависимости от логики. Можно даже сказать детям о том, что они родились в племени индейцев, их, возможно называли гордым именем Зоркий Глаз. Предметы со временем, следует подбирать все меньше по величине и неприметнее.

    «ВОЛШЕБНОЕ ЧИСЛО».

    С этой игрой могут справиться дети, умеющие хорошо считать и делить в уме, то есть не младше третьего класса.

    Необходимо несколько участников игры. Они будут считать по кругу от одного до тридцати. Чтобы сосредоточить внимание на том, кто должен отвечать, можно перекидывать мяч. Каждый игрок должен просто называть число следующее за те, которое назвал предыдущий участник. Но если это число содержит цифру три или делится без остатка, то произносить его нельзя. В этом случае надо сказать какое-то волшебное заклинание (например, «квазимадра») и перекинуть мяч следующему игроку.

    Сложность игры заключается в том, чтобы не сбиться со счета, продолжая четко называть числа, даже после того. Как предыдущий игрок произнес «заклинание», а не число.

    ПРИМЕЧАНИЕ: «Волшебным» в этой игре можно сделать любое число, но начинать лучше с трех. Так как это действительно волшебное число всех русских сказок (что можно и нужно обсудить с детьми).

    «ПИШУЩАЯ МАШИНКА».

    В эту игру имеет смысл играть, если у вас есть дети. Умеющие читать. Пусть они представят себя клавишами печатной машинки или компьютерной клавиатуры и «напечатают» то предложение. Которое вы им скажете. Участники игры должны по очереди вставать и называть по одной букве(звуку). Им придется быть очень внимательными. Чтобы не ошибиться в выборе буквы и не пропустить свою очередь.

    Когда «печатаемое» слово заканчивается, все «клавиши» должны встать. Когда нужен знак препинания, то все топают ногой. А в конце предложения точку обозначают хлопком в ладоши.

    Клавиши, которые неверно печатают, будут отправляться в мастерскую, то есть дети. Сделавшие по три ошибки. Будут выходить из игры. Оставшиеся напротив, считаются победителями. На таких детей-клавиш можно и гарантию давать, не боясь разориться на ремонте!

    ПРИМЕЧАНИЕ: если игроки разного возраста, то фразу для печати лучше давать такую, с которой справится даже самый младший из них. Тогда все играющие будут в равных условиях и не проиграют только потому, что еще не учили в школе тех или иных правил русского языка.

    «ВСЕ НАОБОРОТ».

    Эта игра наверняка понравится маленьким упрямцам, которые любят все, наоборот. Попробуйте «легализовать» их страсть перечить. Взрослый в этой игре будет ведущим. Должен демонстрировать самые разные движения, а ребенок должен выполнять движения, только совершенно противоположные тем, что ему показывают. Так, если взрослый поднял руку. Ребенку следует –опустить, если подпрыгнул-следует присесть и т. п.

    ПРИМЕЧАНИЕ: как вы, наверное, заметили, от игрока потребуется не только желание перечить, но и умение быстро мыслить, подбирая противоположное движение. Обратите внимание ребенка на то, что противоположное — это не просто другое, а в чем-то похожее. Но различающееся по направлению. Дополнить эту игру можно периодическими высказываниями ведущего, к которым игрок будет подбирать антонимы. Например, ведущий скажет» «мокрый», игрок тут же должен ответить «сухой» (можно использовать слова разных частей речи, у которых есть противоположные по смыслу: (быстро-медленно. Свет-тьма и т. д.).

    «ВОЛШЕБНОЕ СЛОВО».

    Дети обычно любят эту игру, так как в ней взрослый оказывается в положении ребенка, которого приучают быть вежливым.

    Спросите у ребенка, какие он знает «волшебные» слова и почему они так называются. Если он уже достаточно овладел этикетными нормами. То сможет ответить. Что без этих слов просьбы могут выглядеть как грубый приказ, поэтому людям не захочется их выполнять. «Волшебные» слова показывают уважение к человеку и располагают его к говорящему. Сейчас в роли такого говорящего, пытающего добиться исполнения своих желаний. Будете выступать вы. А ребенок будет внимательным собеседником, чувствительным к тому, сказали ли вы слово «пожалуйста». Если во фразе вы его произносите (например, говорите: «Подними, пожалуйста мусор!»), то ребенок выполняет вашу просьбу. Если вы просто говорите свою просьбу (например, «Хлопни три раза в ладоши!»), то ребенок, приучающий вас к вежливости, ни за что не должен выполнять это действие.

    ПРИМЕЧАНИЕ: Эта игра развивает не только внимание, но и способность детей к произвольностям (выполнению действий не импульсивно просто потому, что сейчас этого хочется, а в связи с определенными правилами и целями). Эта важная характеристика считается многими психологами одной из ведущих при определении того, готов ли ребенок к обучению в школе.

    «ПОСЛЕДНИЙ ШТРИХ».

    Если вашему ребенку нравится рисовать, а вы любите что-то делать вместе с ним, то эта игра доставит удовольствие вам обоим.

    Возьмите лист бумаги и карандаш. Попросите ребенка нарисовать любой предмет, или целую картину. Когда рисунок будет готов, попросите его отвернуться, а сами тем временем внесите в рисунок «последние штрихи», то есть дорисуйте какие-то незначительные мелкие детали к уже нарисованным или изобразите что-то новое. После этого ребенок может повернуться. Пусть, посмотрев на свое художественное творчество, скажет, что изменилось? Если он был внимателен, то он выиграл. Теперь пришло время меняться ролями.

    ПРИМЕЧАНИЕ: Эта игра практически универсальна-она может применяться для развития концентрации внимания на деталях у детей любого возраста. При этом мы сами контролируем и регулируем сложность самого рисунка и степень «заметности» вносимых в него изменений. Хорошо привлекать к игре несколько детей, это поддержит игровой азарт и добавит здоровой конкуренции. В старшем возрасте хорошо использовать абстрактные узоры, различные росписи, символы. Дети, также по очереди или группами рисовать на школьной доске, особенно в группах продленного дня.

    «ГВАЛТ».

    Один из участников (по желанию) становится водящим и выходит за дверь. Группа выбирает какую-либо фразу из известного стихотворения или известной всем песни, которую распределяют так: каждому участнику по одному слову. Затем выходит водящий, и игроки все одновременно, хором, начинают громко повторять каждый свое слово. Водящий должен догадаться, что это за песня, собрав ее по словечку.

    ПРИМЕЧАНИЕ: желательно, чтобы до того, как войдет водящий, каждый ребенок повторил вслух доставшееся ему слово.

    КОМПЬЮТЕРНЫЕ ИГРЫ.

    СДВГ в большей степени говорит о проблемах с вниманием. Синдромальная работа заключается в том, что ребенку дается интересная с точки зрения психолога-педагога произвольная деятельность. Которая, конечно же подбирается с учетом предпочтений ребенка. В результате этой деятельности возникает постпроизвольное внимание — это когда человек сначала делает усилия, а потом ему становится интересно, и он уже поддерживает уровень активного внимания без напряжения.

    Именно на постпроизвольном внимании(заинтересованном) формируется увлечение гиперактивных детей компьютерными играми. Несмотря на все нарекания различных специалистов в адрес сидения за компьютером, компьютерные игры имеют много положительных сторон:

    -ограниченное пространство дисплея компьютера позволяет организовать внимание гиперактивного ребенка. Он может утомиться быстрее, но не отвлечься!

    -компьютерные игры и упражнения — это достаточно азартная деятельность, что очень хорошо соответствует эмоциональным характеристикам ребенка.

    -в случае неудачи, ребенок может повторить всю игру или этап игры, и сравнив свои результаты с предыдущими, убедиться в том, что теперь у него получается лучше.

    -компьютер — это очень визуально и наглядно, что дает возможность лучше усваивать любой материал.

    Выбираем игры полезные для ребенка с СДВГ, а именно на развитие внимания, а заодно и памяти, мышления, восприятия. Это, как пример, могут быть:

    • «Найди предмет», в которых нужно найти заданные предметы среди других;

    • «Запомни и повтори», в которых на короткое время показываются предметы или фигуры, а затем закрываются. Надо найти среди других картинок те, что были показаны в начале;

    • «Собери 3 в ряд», в которых надо собрать в ряд одинаковые фигурки из многих других на поле.

    • «Тетрис», в которых надо собрать определённую конструкцию из геометрических фигур;

    • «Раскраски», в которых надо раскрасить картинку по заданному правилу.

    Если ограничивать время нахождения за компьютером, то можно использовать компьютерные ресурсы для развития дефицитарных функций.

    Главное -не запрещать, а тщательнее подбирать и выбирать игры для ребенка и дозировать время игры!!

    ИГРЫ ДЛЯ РЕЛАКСАЦИИ.

    Самый простой и надежный способ научить детей расслабляться — это обучить их чередованию сильного напряжения мышц и следующего за ним расслабления. Поэтому эта и последующие игры помогут нам это сделать в игровой форме.

    Есть также такие разновидности «сидячих игр», как игры за партами. Они разработаны для того, чтобы снять мышечное напряжение, переключить внимание ребенка. Дать им возможность отдохнуть от трудной интеллектуальной деятельности. Их еще называют

    ИГРЫ ЗА ПАРТАМИ.

    Педагоги могут успешно использовать пальчиковые игры. Их очень много в различных книжных изданиях, начиная с младенческого возраста.

    Чтобы игра за партами не превратилась в постоянное развлечение для учащихся. Учитель четко формулирует правило начинать и заканчивать игру по определенному сигналу.

    «Эхо».

    Дети отвечают на звуки ведущего дружным эхом. Например, на хлопок воспитателя участники группы отвечают дружными хлопками. Ведущий может подавать другие сигналы: серию хлопков в определенном ритме, постукивание по столу, стене, коленям, притопывание и т. д. Упражнение может выполняться в подгруппе (4-5 человек) или со всей группой детей. При выполнении небольшими подгруппами одна подгруппа оценивает слаженность действия другой.

    «Групповой рисунок».

    Дети сидят за большим столом. У каждого ребенка лист бумага и набор цветных карандашей. По первому сигналу воспитателя дети начинают рисовать какой-либо сюжет. По следующему сигналу все участники одновременно передают свои рисунки сидящему слева, при этом получая справа начатый соседом рисунок. Ребенку необходимо продолжить рисунок до очередного сигнала воспитателя.

    «Эстафета».

    Дети по одному встают и садятся друг за другом в едином ритме, так, чтобы, как только сел предыдущий, встает следующий. Нельзя подталкивать друг друга, обращаться к другому с советами, иначе ведущий остановит эстафету.

    Варианты: можно вставать через одного человека, одновременно по одному с каждого края, или вставание заменить передачей хлопков.

    «Встать по пальцам».

    Все дети сидят. Воспитатель поднимает несколько пальцев на одной или обеих руках, считая вслух до трех. Должно встать столько детей, сколько было показано пальцев. Вариант: дети разбиваются на небольшие подгруппы и соревнуются на скорость реакции и правильность выполнения задания.

    Для гиперактивного ребенка подобные игры — это очень хорошая разрядка во время уроков. После таких физминуток и разминающих игр. Он снова готов сосредотачиваться и выполнять учебные задания.

    «ПРИКОСНОВЕНИЕ».

    Эта игра помогает снять напряжение, расслабиться, повысить тактильную восприимчивость.

    Подготовьте предметы, сделанные из различных материалов. Это могут быть кусочки меха, ваты. Деревянные предметы, что-нибудь пупырчатое, холодное или теплое и т. п. Выкладываем их на стол перед ребенком. Можно предложить сначала рассмотреть их, а потом предложить с закрытыми глазами догадаться. Каким предметом дотронутся до его руки.

    ПРИМЕЧАНИЕ: Прикосновение могут быть к щеке, колену и т. п. Только, в любом случае наши касания должны быть неторопливыми, спокойными, приятными и ласковыми.

    «МОРСКИЕ ВОЛНЫ».

    Эта игра учит детей переключать внимание с одного вида деятельности на другой, способствует снятию напряжению.

    Дается любой сигнал ведущим, в данной игре «капитаном» корабля-классу; «Штиль!». Все дети в классе замирают. По сигналу «Волны!»- дети за партами по очереди встают за первыми партами. Через 2-3 секунды поднимаются те, кто сидит за вторыми партами и т. д. Как только очередь доходит до последних рядов, они встают и все вместе хлопают в ладоши, после чего дети, вставшие первыми. Садятся и т. д. Потом все действия повторяются в ускоренном режиме. Заканчивать игры надо только спокойными действиями.

    Примечание: проводите аналогичные игры, в зависимости от вашей фантазии. Например: «Гол!»,» Журавлиный клин»,» Листопад», «Снегопад».
      1   2   3   4


    написать администратору сайта