Главная страница
Навигация по странице:

  • «Разведчик и командир».

  • «Кто больше соберет игрушек».

  • ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТИ ЭФФЕКТИВНО ВЗАИМОДЕЙСТВОВАТЬ В ОБЩЕНИИ. «Созвучные слова».

  • «ВООБРАЖАЕМОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ»

  • Игры на коллективное доверие, внимание, расслабление и создание положительного настроения.

  • гиперактиавность, практические. Практические рекомендации, игры и упражнения в основных направлениях коррекционной работы с детьми с сдвг и гиперактивностью


    Скачать 469.7 Kb.
    НазваниеПрактические рекомендации, игры и упражнения в основных направлениях коррекционной работы с детьми с сдвг и гиперактивностью
    Анкоргиперактиавность, практические
    Дата15.05.2023
    Размер469.7 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаprakticheskie_rekomendatsii_igry_i_uprazhneniya_dlya_detey_s_sdv.docx
    ТипДокументы
    #1132737
    страница4 из 4
    1   2   3   4

    «Кого назвали, тот ловит мяч».

    Дети образуют круг, стоя друг от друга на расстоянии вытянутых в сторону рук. В центр круга становится водящий, у его ног лежит мяч. Водящий выполняет ряд движений (повороты, приседания, прыжки и др.), дети повторяют их. Внезапно водящий называет имя одного из игроков и бросает ему мяч. Тот, чье имя назвали, должен ловить мяч, а остальные дети разбегаются по площадке. Ребенок, поймавший мяч, становится водящим. Если названный ребенок не поймал мяч, игра повторяются сначала.

    «Разведчик и командир».

    В комнате расставлены стулья в произвольном порядке. Один ребенок (разведчик) идет через комнату, обходя стулья с любой стороны, а другой ребенок (командир), запомнив дорогу, должен провести отряд тем же путем. В ходе игры дети меняются ролями. Выигрывает тот, кто сможет точно выполнить свое задание.

    «Ходить след в след».

    Задание заключается в подстраивании к партнеру, идущему впереди. Ставить ногу можно только в освободившийся «след». Так идет вся цепочка. Можно придумать, что идем через болото, грязь или через ручей по камням. Идущему сзади нельзя наступать на пятки впереди идущего, а дожидаться, когда «след» освободится полностью. Упражнение может выполнять только небольшая группа участников другие дети следят за точностью выполнения. Выигрывает тот, кто ни разу не упал в «болото» или «лужу».

    «Кто больше соберет игрушек».

    Воспитатель создает игровое поле - обширное пространство с разбросанными мелкими предметами. Дети разбиваются по три человека и берутся за руки так, чтобы стоящий в середине держал одного партнера за правую руку, а другого — за левую. По сигналу воспитателя дети должны собрать как можно больше предметов двумя свободными руками в тройке. Ребенок, стоящий в середине и держащий партнеров за руки, может помогать ногами. В ходе игры дети меняются местами. Тройка, разорвавшая руки, выбывает из игры. В конце игры подсчитывается количество собранных игрушек. Побеждает та команда, которая собрала наибольшее число предметов.

    «Сделай фигуру».

    Дети держат в руках стулья. По команде ведущего («Круг», «Квадрат», «Овал», «Прямоугольник», «Треугольник») дети выстраивают стулья в виде заданной фигуры. После этого ведущий исправляет ошибки. Усложнение: можно ограничить время на построение фигуры (1-3 минуты).

    «Слепец и поводырь».

    Дети в парах: один «слепец», другой – «поводырь», он водит «слепца» по комнате, помогает избежать столкновений с другими парами, дает соответствующие пояснения относительно их передвижения. В процессе игры дети меняются ролями.

    «Удержать листок».

    Дети стоят в парах, им предлагается удерживать листок бумаги - лбами без помощи рук, передвигаясь по групповой комнате. Побеждает та пара, которая более длительное время удерживает листок.

    ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТИ ЭФФЕКТИВНО ВЗАИМОДЕЙСТВОВАТЬ В ОБЩЕНИИ.

    «Созвучные слова».

    Дети стоят в кругу, поочередно бросая друг другу мяч. Ребенок, бросивший мяч первым, произносит какое-либо слово, например «мяч». Тот, кто ловит, отвечает созвучным словом (например, «грач») и перебрасывает третьему и т. д. Если ребенок не успел подобрать слово, он выбывает из игры.

    «ХОРОШИЙ ВРАЧ»

    Предложите ребенку подумать, как должен поступать хороший врач в следующих ситуациях:

    - К врачу на прием пришла мама с малышком, который очень боится укола и плачет.

    (Вариант решения: врач должен поговорить с мальчиком, угостить его конфетой, рассказать сказку, а затем уже сделать укол.);

    - К врачу пришел старик, который не согласен с тем, как врач его лечит.

    (Вариант решения: врач должен внимательно выслушать его, спокойно высказать свое мнение, а затем показать книги по медицине, которые подтверждают правильность выбранного лечения, и предложить ему прочесть их.);

    - Перед кабинетом врача ругаются несколько больных;

    • Медсестра часто опаздывает на работу;

    • Медсестра плохо моет медицинские инструменты.

    Пусть ребенок выберет одну ситуацию и придумает небольшую сценку-диалог, которую вы разыграете вместе.

    «НА КОРАБЛЕ»

    Это групповая игра. Поделите детей на три группы: одна - матросы, другая - капитаны, третья - пассажиры. Затем предложите каждой группе свою ситуацию. Например:

    • корабль натолкнулся на подводный камень;

    • один из пассажиров упал за борт;

    • капитан тяжело заболел;

    • у одного из пассажиров пропал ребенок.

    Каждая группа должна ответить, как следует вести себя капитану, матросу или пассажиру корабля, чтобы на корабле не возникло паники.

    «ДОБРАЯ СКАЗКА»

    Попросите ребенка представить, что однажды во всех сказках герои стали хорошими, совершающими добрые поступки. Пусть он выберет две известные сказки и составит из них одну таким образом, чтобы отрицательные персонажи двух сказок совершали в общей сказке только добрые поступки (например, сказку про Красную Шапочку и сказку про трех поросят). Однажды Красная Шапочка пошла к бабушке. По дороге она встретила волка, который работал лесным врачом. Волк рассказал ей, что идет в домик к поросятам, потому что они заболели гриппом.

    Красная Шапочка тоже захотела навестить поросят и пошла к ним вместе с Волком. Волк дал поросятам лесную микстуру из ягод малины и листьев мяты, и им стало лучше.

    Затем Волк предложил Красной Шапочке проводить ее к бабушке, потому что было уже темно. Бабушка очень волновалась, что Красной Шапочки долго нет. Она думала, что ее внучка заблудилась в лесу, и от волнения у нее началось сильное сердцебиение. Когда Волк и Красная Шапочка пришли, Волк дал бабушке несколько мятных таблеток, чтобы она успокоилась. Потом они вместе стали пить чай с пирожками и брусничным вареньем. На прощание бабушка подарила Волку банку вкуснейшего джема и попросила отнести в подарок трем поросятам вкусных пирожков.

    «ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИЯ»

    Эта игра будет интересной, если в ней примет участие как можно больше детей.

    Выберите того, кто будет давать ответы на вопросы «журналистов». Рядом за столом вместе с ним садится «ведущий», желательно взрослый, напротив располагаются пять - шесть «журналистов», которые задают вопросы, когда им предоставят слово. Вопросы должны касаться разных сторон жизни ребенка: школы, класса, учителей, семьи, его интересов и т. д.

    Если вопрос окажется некорректным, ребенку будет сложно на него ответить, «ведущий» имеет право отклонить его. «Журналист», перед тем как задать вопрос, должен встать и назвать газету или журнал, который он представляет. Вопросы задаются четко и в вежливой форме. Ответы должны быть ясными и полными.

    «ТЕАТР-ЭКСПРОМТ»

    В этом театре заранее известны лишь сюжет и действующие лица пьесы. Кто будет исполнять роли, текст и мизансцены, не известно никому. Спектакль создается на глазах у зрителей в процессе чтения заготовленного текста. Лучше всего выбирать короткие сказки (или отрывки из сказок), действие в которых происходит в одном месте. Получив роль, ребенок ждет, когда по сюжету ему надо будет выйти на сцену и самостоятельно (в рамках сюжета) играть свою роль. Таким образом, все присутствующие находятся в крайне напряженном состоянии: что дальше? чем закончится? что скажет герой? В этой игре актуализируются все творческие возможности детей, а сам ребенок находится в центре внимания, самостоятельно действует, ему улыбаются, он не боится быть смешным. В театре экспромта действия детей зависят от поведения участников спектакля, все учатся слушать и понимать товарищей. У ребят развиваются такие качества, как ответственность перед партнерами, коммуникабельность. Вот пример одной из пьес, которую можно разыграть в театре экспромта.

    ...Ночь. Завывает Ветер. Раскачиваются Деревья. Между ними пробирается Похититель. Он ищет конюшню, где спит Конь... Вот и конюшня. Конь спит, ему что-то снится, он слегка перебирает копытами и тоненько ржет. Недалеко от него пристроился Воробей, он дремлет, иногда открывает то один глаз, то другой. На улице, на привязи, спит Пес... Деревья раскачиваются и шумят, поэтому не слышно, как Похититель пробирается в конюшню. Вот он хватает Коня за уздечку... Воробей зачирикал тревожно... Пес залаял. Похититель уводит Коня. Пес заливается лаем... Выбежала из дома Хозяйка, заохала, закричала. Она зовет мужа... Выскочил из дома Хозяин... Похититель убегает. Хозяин ведет Коня в стойло. Пес лает и прыгает от радости... Воробей летает вокруг. Деревья шумят и раскачиваются. Ветер, завывая, летает между Деревьями... Хозяин гладит Коня, бросает ему сена... Хозяин зовет Хозяйку в дом... Все успокаивается. Пес ложится на место и засыпает. Дремлет Воробей, стоя засыпает Конь.

    «ВООБРАЖАЕМОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ»

    Начните игру так: «Сейчас мы отправимся в путешествие. Я буду описывать место, где мы окажемся, а тебе нужно представить, увидеть его мысленно и делать то, что подскажет твоя фантазия.

    Берем со стульев рюкзаки, надеваем их. Мы на поляне, на которой растут ягоды и полевые цветы. Ты можешь собирать ягоды, рвать цветы, наслаждаться красотой! Но для начала определи, какой это цветок или ягода, потому что я могу спросить об этом. Учти, что многие ягоды любят прятаться в траве, а значит, не сразу их можно увидеть. Поэтому траву нужно осторожно раздвигать руками. Ну, а теперь мы идем дальше, к лесу. По дороге нам встречается ручей. Через него перекинута доска. Переходи по доске! Не бойся! И вот мы в лесу, где много грибов и малины. Присмотрись сначала. Найди себе место, где можно будет перекусить. Здесь мы отдохнем и перекусим, а потом все уберем за собой. Сейчас я попробую угадать, что ты ешь».

    Игры на коллективное доверие, внимание, расслабление и создание положительного настроения.

    МОРЕ, СУША, НЕБО

    В этой игре детям предстоит вспомнить обитателей моря, суши, неба. Они становятся в ряд. Ведущий поворачивается лицом к ним, произносит, например: «Суша!» - и бросает мяч. Тот, кто поймает мяч, должен бросить его ведущему, назвав представителя животного мира, обитающего на суше.

    СЪЕДОБНОЕ-НЕСЪЕДОБНОЕ

    Эта игра проводится по тому же принципу, что и предыдущая. Только на этот раз, бросая мяч, ведущий говорит: «Съедобное!» или «Несъедобное!». Дети в ответ должны назвать соответствующий продукт, фрукт, овощ или предмет.

    ГРОЗА

    Дети становятся в круг. Ведущий говорит им, что перед грозой обычно очень тихо, и просит детей замереть. Затем слышатся отдаленные тихие звуки: дети, глядя на ведущего, трут ладошку о ладошку. Звуки постепенно усиливаются: дети хлопают в ладоши, вначале тихо, потом громче. Вот уже слышна гроза: дети топают ногами. Гроза в разгаре: дети громко топают ногами и хлопают в ладоши. Но вот гроза затихает: все действия повторяются, но уже в обратном порядке.

    УХОДЯЩИЙ ПОЕЗД

    Ведущий начинает игру со слов: «Представьте, что мы находимся в купе поезда, который сейчас тронется. Мы смотрим в окно и видим, что провожающие нас родители машут нам рукой. Давайте помашем и мы им. (Дети машут рукой.) Вот поезд тронулся, колеса крутятся. Давайте ногами изобразим, как это происходит. (Дети двигают по полу поочередно то правой, то левой ногой, продолжая махать рукой.) Нам принесли чай, давайте свободной рукой размешаем в чашке сахар». (Дети выполняю! предыдущие движения, добавляя к ним круговые, имитирующие размешивание сахара в стакане с чаем.).

    ВОПРОС СОСЕДУ

    Все садятся в круг, ведущий становится в центре. Он подходит к любому игроку и задает вопрос, например: «Как тебя зовут?», «Где ты живешь?» и т. д. Отвечать должен не тот, кого спрашивают, а его сосед слева. Если ответит тот, кого ведущий спрашивал, он должен отдать фант. После игры фанты разыгрывают.

    НА КУСОЧКИ

    Одной рукой, правой или левой, ребенку необходимо по условию игры разорвать газету на мелкие кусочки, рука при этом вытянута вперед. Свободной рукой помогать нельзя. У кого кусочки будут мельче, тот и выиграл.

    ДЕРЕВЯННЫЕ КУКЛЫ

    Ведущий начинает игру со слов: «Все мы видели деревянных кукол-марионеток, которые управляются ниточками. Если натяжение ниточки слабеет, то руки, голова, корпус, ноги куклы опускаются вниз. А теперь станьте в исходное положение: выпрямите спину, руки и голову поднимите вверх.

    На счет «раз» резко опустите голову вниз, «два» - руки от локтя опускаются, «три» - руки полностью расслаблены, «четыре» - нагнитесь вперед, голова и руки расслаблены, «пять» - опуститесь на четвереньки. Теперь ниточки будут натягиваться в обратном порядке, а куклы выпрямляться. Не путайте очередность!»

    ЦВЕТА

    Игроки становятся в круг. Ведущий командует: «Коснитесь чего-нибудь желтого. Раз, два, три». Игроки как можно быстрее стараться взяться за одежду, предмет этого цвета раньше остальных участников. Кто не успел - выбывает из игры. Ведущий снова повторяет команду, но уже с новым цветом. Побеждает оставшийся игрок.

    НА БОЛОТЕ

    Двум участникам дают по два листа бумаги. Они должны пройти через «болото» по «кочкам» - листам бумаги. Нужно положить лист на пол, стать на него двумя ногами, а другой лист положить впереди себя. Переступить на другой лист, обернуться, взять снова первый лист и положить впереди себя. Кто первым придет к финишу - тот победил.

    САМЫЙ ВНИМАТЕЛЬНЫЙ

    Играют три-четыре человека. Ведущий начинает игру так: «Расскажу я вам рассказ в полтора десятка фраз. Лишь скажу я: «Цифра «три» - приз немедленно бери. Однажды щуку мы поймали, распотрошили, а внутри рыбешек мелких увидали, и не одну, а целых... семь. Когда стихи запомнить хочешь, их не зубри - до поздней ночи. Возьми и на ночь повтори разок-другой, а лучше... десять. Мечтает парень закаленный стать олимпийским чемпионом. Смотри, на старте не хитри, а жди команду: раз, два... марш! Однажды поезд на вокзале мне три часа пришлось прождать... (если не успевают взять приз, его забирает ведущий). Ну что ж, друзья, вы приз не брали, когда была возможность брать».

    ВЕРНИ УКРАДЕННОЕ

    Начинается игра со слов ведущего-ребенка: «Сорокам нравятся яркие, блестящие предметы. Если предмет небольшого размера, сорока может унести его в свое гнездо. Представьте, что от сильного ветра сорочье гнездо упало на землю. Вы нашли в нем различные предметы, которые принадлежали вашим знакомым. Нужно вернуть украденные вещи хозяину».

    Дети становятся в шеренгу лицом к ведущему. На ладони у каждого лежит небольшой предмет (пуговица, карандаш, булавка и т. д.). Время экспозиции - 10 секунд. Затем все предметы кладут в «гнездо» (шапку). Задача ведущего - запомнить, кому принадлежал «украденный» предмет, и, достав его из «гнезда», вернуть хозяину.

    В заключении, хочется напомнить, что игры подходят не только детям младшего возраста. Это совершенно не так!

    Через них и с их помощью более старшие школьники и взрослые, имеющие сложности концентрации внимания и контроля импульсивности, могут совершенствовать эти качества, параллельно развивая многие психологические и личностные черты.

    Игры также являются прекрасной коррекционной методикой, направленной на развитие дефицитарных функций детей с отклонениями в развитии, детей с СДВГ. А это-низкая способность концентрировать внимание, слабая оперативная память, неспособность тормозить себя и не отвлекаться, плохой самоконтроль, трудности планирования и предсказания результатов той или иной деятельности.

    Когда дело касается игры, возраст не является ограничением!

    Уважаемым родителям таких гиперактивных деток, хочется напомнить, что многие из вас готовы усадить ребенка на весь вечер за стол, потому что задали много уроков. Но ни один из них не способен высидеть более 45 минут. Помните, что ваша задача – не выучить всю школьную программу за один год, а создать, также как и педагогам у ребенка рефлекс, связывающий учебу и удовольствие. Никто не знает его лучше вас!

    Так найдите то, что доставляет ему настоящую радость. Не уход от реальности, а именно радость. Не заставляйте непоседу неподвижно сидеть, делая уроки. Пусть он каждые 10-15 минут попрыгает. А вовремя этих прыжков изучает таблицу умножения или повторит пройденный материал. Если в это время он счастлив, то через 3-4 недели домашние занятия для него станут удовольствием. Постепенно уменьшайте время на физические упражнения и добавляйте спокойные занятия. Но не перегибайте палку. Помните, что результатом должно быть удовольствие от учебы.

    Пробуйте, вспоминайте правила общения с детьми, предлагаемые в начале статьи, экспериментируйте, советуйтесь со специалистами. Не травмируйте сознание ни себе ни малышу заведомым штампом, предупреждением окружающих людей.

    При кропотливой, а главное целенаправленной и последовательной коррекционной работе с детьми с СДВГ всегда будет только положительный результат! Надеюсь, что приведенные советы и разнообразные игры помогут быстрее достичь желаемого результата.

    В завершение приведу цитату Януш Корчака:

    « Если вы умеете диагностировать радость ребенка, интенсивность его радости, то вы должны были заметить, что величайшей радостью становиться- счастье преодоленной трудности, достижение цели, открытой тайны, радость победы и счастье самостоятельности, овладения и обладания…»

    Литература

    1. Не кричите на детей! Как разрешать конфликты с детьми и делать так, чтобы они вас слушали /Даниэле Новара; Пер. с итал.-2-е изд.-М.: Альпина Паблишер, 2017.-275 с.

    2. Навыки ребенка: как решать детские проблемы с помощью игры/ Бен Фурман; Пер. с англ.-М.: Альпина нон- фикшн, 2013.-2020 с.

    3. Дети-другие: пер. с нем./М.Монтессори; вступ. и закл. ст., коммент. К.Е.Сумнительный. -М.: Карапуз- Дидактика,2007.-336 с.: ил.-(педагогика детства).

    4.Психологическая коррекция детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью/Габдракипова В.И.,Э.Г.Эйдемиллер.-М.:Перспектива, 2014.-44 с.

    5. Тренинг общения с ребенком (период раннего детства). / Лютова Е. К., Монина Г.Б.- СПБ: изд. «Речь», 2006,-176 с.
    1   2   3   4


    написать администратору сайта