ПЗ_Этнопсихология. Практические задания по дисциплине этнопсихология
Скачать 78.58 Kb.
|
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ЭТНОПСИХОЛОГИЯ Группа Вл19П191 Студент М.В. Дмитриева Москва 2022 Доклад №1 Предмет, методологическое значение этнопсихологии. Этническая психология – это относительно новая, но сложная сфера науки, развивающаяся из многих сфер: психология, социология, философия, история, культурология и этнология, этнография. Все эти сферы с разных сторон изучают национальные особенности психики человека и групп людей. Социология и культурология находят идентичные ниши и принципы коммуникации, стараются показать общие направления, правила взаимодействия и культурных связей у различных этносов. Философия - анализирует социальную и психологическую неповторимость наций и определяет самобытность её влияния на взаимосвязь, как внутри, так и между наций в их общении. Этнография – это наука, которая описывает различные аспекты жизнедеятельности этносов, а этнология обобщает. Этнология изучает традиции, поведение, привычки и вкусы представителей различных этносов. Исследование всего этого не могло не соприкасаться с психологией народов, описывать её. Этнология и социология исследуют социокультурные феномены - духовность, воспитание, религию, толерантность, политику, науку, образование, язык, этику, привычки. Социальная психология изучает закономерность поведения людей и социальных групп, обусловленную общественными отношениями. На стыке всех этих наук возникла новая область знания – этнопсихология. Главной задачей, которой является изучение этнических особенностей общественной группы, психики и поведения людей, обусловленные их этнической общностью. К изучению этнопсихологических феноменов, психология и остальные науки подходят по-разному. Этнография раньше всех начала изучать национальные особенности, но основывалось изучение на социологических и культурных знаниях, а не психологии индивидуального и коллективного сознания людей, следовательно, нельзя правильно рассматривать процессы создания, работы, выражение и содержание психологической сущности. Психология собирает в своих суждениях и исследованиях то, что получено в областях других наук. Особенность работы психологических проявлений, должна изучать именно психология по принципу психологических законов. Социология и этнография, как науки, лишь дополняют знания о происхождении, обстоятельствах возникновения и развития этих явлений. Этническая психология формируется во взаимодействии с другими науками для изучения проявлений отношений, поведения, взаимосвязи людей в этнических сообществах. Этнология и социология показывают психологам ценности, потребности, чувства, традиции, привычки, устои, нравы различных этносов, описывают влияние национально-психологических характеристик людей в социальной и культурной жизни. История, как наука помогает психологам точно толковать исторические факты, находить источники образования психологических особенностей этнических групп, верно определять строение, работу и изменение психики людей в разные исторические эпохи их развития. Многие науки без исследований психолог не могут правильно объяснить некоторые явления. Политология при участии психологов точнее описывает особенность развития политики в национальных регионах, которая в большинстве своем зависит от национально-психологических процессов этносов, проживающих в них. Педагогике психология помогает найти основу воспитательных мероприятий, которая складывается из особенностей национального опыта. В настоящее время из конкретных наук выделились прикладные отрасли знаний, ориентированные на изучение национальной специфики многочисленных социальных явлений и процессов, без анализа результатов исследований которых не может обойтись этническая психология. Вместе с тем эти отрасли знаний отличаются своим предметом и соответственно спецификой исследований. Так, научная дисциплина, сложившаяся на стыке социологии и этнографии; занимается изучением социальных явлений, происходящих в различных этнических общностях. Некоторые ее представители, считают, что она должна исследовать национальное сознание и самосознание, этнопсихологические особенности людей, проявляющиеся в национальных отношениях, межличностном социальном взаимодействии, общении и поведении, т.е. охватывать большую часть предмета этнической психологии. На самом же деле очень часто представители этой науки не видят четкой грани между понятиями «социальное» и «психологическое» и не стремятся объяснить их соответственно социологическими и психологическими закономерностями, как правило, смешивая их. Этнокультурология— отрасль культурологической науки в качестве определяющего фактора этнопсихологических характеристик народов считает влияние культурной среды. Культура начинается с того, что на поведение людей накладываются ограничения, так как целостность культурной среды предполагает выработку единых правил поведения, наличие общей национальной памяти, единой картины мира у представителей одного этноса. В процессе исторического развития каждый народ создает собственную однородную систему культурных ценностей, которые используются его членами для выражения своего этнического сознания. Культурная антропология — отрасль науки, возникшая на стыке культурологии и этнографии, занимается изучением человека как представителя различных культур, национальных общностей. Она исследует индивида как члена определенной этнической группы, рассматривая последнюю как часть целого — конкретной культуры, понимаемой как образ жизни, присущий тому или иному народу, обществу. Этнопедагогика— отрасль педагогической науки, которая занимается: исследованием своеобразия целей, задач, методов, приемов и способов воспитания и обучения, традиционных для конкретных народов; сравнительным изучением специфики обучения и воспитания у различных народов; анализом влияния национальной психологии на обучение и воспитание представителей тех или иных этнических общностей; учетом закономерностей этого процесса в организации и осуществлении педагогического и обучающего воздействия. Этнопедагогика тесно связана с этнической психологией. Но их нельзя отождествлять, как это иногда делается. Этнопсихолингвистика— отрасль лингвистической науки, которая в качестве главного фактора формирования психики этноса рассматривает влияние языка и мышления, которые накапливают и отражают исторический опыт. По мнению ее представителей, любой язык тесно связан с этническими, правовыми, религиозными формами общественного сознания, которые несут в себе значительную этническую нагрузку. Кроме того, считается, что в функциональном плане структура языка определяет и структуру мышления представителей конкретной национальной общности, а специфическая функция речи влияет на своеобразие развития их психических процессов. Предметом этнопсихологии как самостоятельной отрасли знаний является изучение своеобразия проявления и функционирования психики представителей различных этнических общностей. Эта наука формировалась под влиянием различных взглядов на ее содержание и главные феномены, которые она должна исследовать. Этнопсихология — это наука, изучающая закономерности развития и проявления национально-психологических особенностей людей как представителей конкретных этнических общностей и отличающих их друг от друга. Она в свою очередь является отраслью социальной психологии и базируется на исследованиях, осуществляемых не только учеными-психологами, но и социологами, этнографами, философами. Национально-психологические особенности людей — реально существующие, активно функционирующие и четко осознаваемые исследователями явления общественного сознания, имеющие свои специфически свойства, своеобразные механизмы проявления и оказывающие большое воздействие на поведение и деятельность людей. Этническая психология и ученые, ее представляющие, занимаются прикладными исследованиями, которые в зависимости от того, кто их осуществляет, могут быть двух видов. Во-первых, психологи занимаются изучением собственно национально-психологических особенностей людей как представителей конкретных этнических общностей, независимо от того врожденные или приобретенные они в ходе социализации индивида, а также закономерностей их проявления и работы. Национально-психологические особенности формируются и в филогенезе, и в онтогенезе, а значит, имеют самую непосредственную связь и с общим развитием психики человека. Общий перечень возможных направлений исследований этнической психологии именно психологами должен отражать и традиционную психологическую рубрикацию, включая в себя как эмоционально-волевые явления, психологическое своеобразие групповых форм взаимодействия и поведения людей, так и национально специфические потребности, интересы, ценностные ориентации. Во-вторых, социологи и этнографы проводят, главным образом, этнокультурные исследования. Только познание реальной специфики и закономерностей развития национальной психики помогает определить те методы и использовать те методики, с помощью которых она может эффективно изучаться. Обычно различают три уровня методологии: общую, специальную и частную. Общая методология обеспечивает наиболее правильные и точные представления о наиболее общих законах развития объективного мира, его своеобразии и составляющих компонентах, а также месте и роли в нем тех явлений, которые изучает этническая психология. Специальная методология, или методология самой этнической психологии, позволяет последней формулировать свои собственные законы и закономерности, относящиеся к своеобразию формирования, развития и функционирования тех феноменов, которые она исследует. Специальной методологией этнической психологии выступают методологические принципы психологической науки в целом, которыми она должна руководствоваться при анализе национально-психологических феноменов. Вот почему для того, чтобы правильно осмыслить конкретный этнопсихологический феномен, необходимо понять специфические причины и условия, его породившие. Методологический принцип единства сознания и деятельности вооружает этнопсихологию правильным пониманием сущности проявления этнопсихологических феноменов в зависимости от закономерностей того или иного вида деятельности, в которую вовлечен представитель национальной общности. С одной стороны, очевидно, что общие закономерности конкретной деятельности рождают сходство в проявлении психологии субъектов ее осуществления. С другой, — национальное самосознание, будучи по своему происхождению своеобразным у каждого народа, вносит такое же отличие и в элементы, формы и результаты самой деятельности. Принцип личностного подхода требует при изучении любых национально-психологических особенностей учитывать, что их носителем всегда выступает, во-первых, конкретная личность и, во-вторых, представитель определенной этнической общности с характерными для них чувствами, мыслями, переживаниями и т.д. Следовательно, нужно постоянно помнить: в психологии каждого человека присутствует и личностно, и национально особенное, проявляющиеся в единстве и противоречивости своего сочетания. Так же у этнической психологии присутствуют свои собственные методологические принципы, например, принцип гносеологического подхода к анализу национально-психологических особенностей людей, который ориентирует на тщательное изучение и сопоставление социально-исторического своеобразия процессов развития одной нации или народа в отличие от других, учит видеть проявление специфического в их психологии как результат закономерного сочетания воздействия известных экономических, политических, социальных, культурных и психологических факторов. Кроме того, необходимо принимать во внимание и принцип учета этнологических факторов. При осмыслении материальной жизни и материального бытия людей важно руководствоваться демографическими и статистическими закономерностями, которым они подчиняются в своем развитии, влияя тем самым и на психологию человека. Следует помнить и о принципе относительности всех психологических характеристик наций, равноправии и взаимоуважении их представителей в вопросах духовного развития каждого этноса, который ориентирует ученых на достаточно осторожное обращение с результатами своих исследований, предполагает отказ от противопоставления и абсолютизации конкретных черт этнической психики конкретных народов. Наконец, частная методология этнической психологии представляет собой совокупность методов, способов, приемов, методик и техник исследования конкретной наукой различных явлений, которые составляют предмет и объект ее анализа. Доклад №2 Предупреждение этнических конфликтов Возможности и способы урегулирования конфликтов зависят от множества факторов: • Ширина их разрастания • Занимаемая территория • Тип населения и субъекта вовлечённого в конфликт • Длительность развития конфликта Объединение сил участвующих в конфликте. Поддерживать участников, склонных к компромиссам. Отделить радикальные группы и их сторонников. Устранить факторы, которые могут привести к объединению членом конфликтующей стороны Применение санкций – от символических до военных. Необходимо принять во внимание, что санкции могут работать на усиление и ожесточение конфликта. Вооруженное вмешательство возможно, если конфликт принял форму вооруженных столкновений, имеют место массовые нарушения прав человека. Перерыв конфликта. Возможна смена эмоционального фона конфликта, снижение эмоционального накала, ослабление консолидация сил в обществе. Оптимизация переговорного процесса. Разделить глобальную цель на ряд последовательных задач, кдля решения совместно от простого к сложному. Предупреждение конфликтов – сумма усилий, направленная на не допущение событий, приводящих к конфликтам. Роль социологов в предупреждении и урегулировании конфликтов между этническими группами Задача этносоциологов при урегулировании конфликтов: обнаружение и проверка идеи о причинах конфликта, расценивание движущих сил конфликта, многочисленность участия групп при разных вариантах развития событий, оценка последствий принимаемых решений. Социологи нередко принимали участие в переговорных процессах. Для предупреждения конфликтов важно проводятся различные исследования о влиянии этнического фактора на социально-политическую жизнь общества, групп. Имеются данные об изменении в статусе этносов, о представительстве национальностей в престижных слоях, о темпах социальной мобильности титульных национальностей. Имеются материалы о ценностных ориентациях, жизненных ценностях этнических групп. Всё это позволяет судить о возможном конфликте. В мировой истории довольно много примеров противостояний и конфликтов на национальной и религиозной почве. Можно вспомнить о противоборстве протестантов и католиков в Северной Ирландии, арабов и израильтян в Палестине, религиозно-этнических войнах на территории бывшей Югославии. Во времена развала СССР конфликты межэтнического и религиозного характера стали принимать форму открытого вооруженного противостояния на территориях бывших республик Советского Союза: Средняя Азия, Приднестровье, Закавказье и Северный Кавказ, война в Чечне. Иногда конфликты приводили к вынужденной миграции населения, вплоть до угрозы вымирания целого народа. Частично это присутствовало в межнациональных конфликтах, происходивших на Северном Кавказе. В национальном, этническом, религиозном и геополитическом отношениях Северный Кавказ самый сложный регион России. Занимают его территории более ста народов, Второе по многообразию этнического состава и религиозных конфессий уникальное место занимает Дагестан. Народ Дагестана имеет ценнейший тысячелетний опыт совместного проживания и согласованного решения проблем, возникающих в различных сферах жизни. Наиболее ярко это видно на примере столицы республики, где представители всех национальностей живут, работают, учатся, отдыхают, объединенные общей психологией, культурой и укладом жизни. Однако в последние 15 лет Дагестан, и столиц республики пережили обострение межнациональных отношений и угрозу раскола общества по этническому и религиозному принципу. Конфликты бывают межобщинные, межплеменные, межэтнические, этнонациональные и межнациональные. Часто основное воздействие на характер конфликта оказывают и причины религиозного порядка. В Дагестане имели место вооруженные столкновения, когда сельские общины раскалывались по религиозному принципу на два противоборствующих лагеря. Конфликты - это особый способ проявления проблем и противоречий в сфере национальных отношений на уровне территорий, регионов, государств и группы государств. На формирование и разрешение межнациональных конфликтов свое влияние оказывают долговременные факторы и причины, а также случайные обстоятельства, объективные условия, с одной стороны, сознание и поведение людей – с другой. Не всегда проблемы в межнациональных отношениях принимают характер открытого конфликта или противостояния. В большинстве всё зависит от особенностей политического и социально-экономического развития страны и региона.В последние годы от диктатуры одной партии мы перешли к демократии и многопартийности. Теперь стало возможным реальное осуществление политических, гражданских и религиозных свобод. Возник интерес к своей истории, национальной культуре и традициям. Но на почве политического, экономического и морального кризиса появились проблемы в национальных отношениях. Так возник национализм, этнический сепаратизм и религиозный экстремизм. Жестокость, вседозволенность, агрессивность, демонстрация силы и шантаж становились инструментами политики и политиканов. Национальный и религиозный факторы превращались в мощное средство политической борьбы. Для отдельных политиков спекуляции на указанную тему являлись главным средством политического выживания. Национальные движения стали частью политической жизни Дагестана и встали на место, организаций гражданского общества и политических партий. Более того, в условиях ослабления и паралича власти отдельные лидеры этих движений и криминальные авторитеты брали на себя функции параллельного правосудия. Любой конфликт мог перевестись на межнациональную почву. Молодёжь не находила применения своим умениям. Безработица, особенно в сельской местности, зашкаливала. В таких условиях часть молодежи привлекалась в различные движения, фронты, группировки, действовавшие под прикрытием националистических и религиозных лозунгов. Другая часть молодежи оказалась во власти нездоровых потребностей, подрывая свое физическое и психологическое здоровье. Агрессивные и сплоченные группы были самыми адаптированными к тем условиям. Стали проявлять себя религиозно-общинные группировки и кланово-общинные формирования, которые играли все более заметную роль в нацдвижениях, фронтах и всякого рода разборках в борьбе за власть, доходные места, контроль над финансовыми потоками. Общинная круговая порука в условиях Дагестана помогала избежать ответственности за совершенные преступления. Это касалось и вооруженных формирований, действовавших под эгидой нацдвижений и так называемых джамаатских общинных формирований, вступавших в открытое противостояние к законным властям. Захват государственных чиновников в заложники, убийство милиционеров, угрозы распустить парламент. Власть часто шла на уступки в целях недопущения кровопролития. Но политика уступок и умиротворения лидеров нацдвижений и общинных формирований долго продолжаться не могла. Она завершилась захватом Дома Правительства и Кадарским кризисом. Главными факторами негативно влияющих на развитие национальных отношений являются: • проблемы государственно-правового статуса народов, • проблемы национально-территориального устройства и изменения статуса территорий, проблемы, связанные с хозяйственным использованием равнины и других территорий, приводящие к изменению этнического состава и ущемлению экономических, политических интересов компактно проживающего населения, • проблемы языкового и культурного развития народов. • проблемы сохранения ареала обитания и промыслов уникальных этносов. • проблемы социально-экономического неравенства регионов и территорий. • проблемы защиты прав и интересов русскоязычного населения. • проблемы неконтролируемой миграции и ущемления прав этнических кавказцев в регионах России и оттока русскоязычного населения из республик Северного Кавказа. • проблемы политического статуса народов и представительства национальных кадров в руководящих органах регионального и федерального уровня. • проблемы, порожденные перекосами и ошибками в проведении национальной политики в центре и на местах в прошлом и настоящем. • проблемы переоценки национально-религиозной исключительности и роли духовно-культурного наследия отдельных народов в истории региона и страны. • проблемы, порожденные проникновением тоталитарных и экстремистских сект в религиозную среду и политизацией религии. • проблемы, спровоцированные борьбой национальных элит за власть (внутренние межклановые конфликты в Чечне и межэтнические в Карачаево-Черкесии). Всё это может привести к соответствующим межэтническим и межнациональным конфликтам. В Дагестане удалось перевести решение межнациональных проблем в русло конституционного демократического процесса, для обеспечения реального равноправия народов во всех сферах жизни. В эволюции чеченского кризиса религиозный вопрос имел чрезвычайно большое значение. Общеполитические цели идентифицировались с целями построения исламского государства на Северном Кавказе на основе шариата. Как и агрессия международных террористов и религиозных экстремистов на территорию Дагестана тоже обосновывалась целями освобождения мусульман от государства неверных. Эти цели не были и не могли быть достигнуты, потому что в Дагестане не было и нет внутренних базовых предпосылок для разжигания религиозно-этнического конфликта антирусской направленности В отношениях между центром и национальными регионами России сохраняются исторически доставшиеся от царизма и большевизма перекосы, перегибы. Историческая память народов не может предать забвению то, что было хорошего, и то, что было плохого в этих отношениях. Можно выпятить и то и другое. Список использованной литературы: Крысько В.Г. К 85 Этнопсихология и межнациональные отношения. Курс лекций / В.Г. Крысько.— М.: Издательство «Экзамен», 2002. - 448с Крысько В. Г. К85 Этническая психология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2002.-320с. Интернет источник Этнопсихология. Тема 5. Национально-психологические особенности представителей различных народов России (nspu.ru) |