Межкультурная коммуникация на отправку. Практических заданий по дисциплине основы межкультурной коммуникации
Скачать 37.83 Kb.
|
ВЫПОЛНЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ Основы межкультурной коммуникации Группа Студент МОСКВА 2023 Практическое занятие 1 Культурно-антропологические основы межкультурной коммуникации. На основе информации, полученной из текста, заполните таблицу: Стадии инкультурации:
3.Представьте в виде схем три способа передачи культурной информации. Практическое занятие 2. Типология и классификация культур. 3. Что представляет собой культура с точки зрения ученых? Ядром любой культуры являются идеи и особенно ценности, передающиеся при помощи традиций. С точки зрения ученых, культура представляет собой сложный феномен, который включает в себя как материальные и социальные явления, так и различные формы индивидуального поведения и организованной деятельности. Наблюдать культуру возможно в виде различий в человеческом поведении и в различных типах деятельности, ритуалах, традициях. При этом нельзя увидеть культуру целиком, можно только наблюдать ее отдельные явления. 4. Что такое этническая и локальная культура? Долгое совместное проживание групп людей на одной территории, их коллективная хозяйственная деятельность, защита территории формируют у них общее мировоззрение, стиль жизни, манеру общения, кулинарные традиции и т. д. В итоге формируется этническая культура данного народа, которая основана на наборе определенных правил, принятых в процессе коллективного существования людей. Культура усваивается только через обучение. Она существует только в виде множества культур разных эпох и регионов, а внутри этих эпох – в виде культур отдельных стран и народов. Такие культуры принято называть локальными и этническими культурами. Таким образом, человеческая культура состоит из различных локальных культур, носителями которых являются народы. Каждый народ представляет собой отдельный этнос. Этносы существуют как устойчивые общности людей. Самыми важными факторами, объединяющими людей в этносы, являются общность территории и общность языка. Практическое занятие 3. Культурная идентичность. 1.Что такое ценности и какое место они занимают в процессе межкультурной коммуникации? Осмысливая мир, человек решает для себя, что для него важно в жизни, а что нет, без чего он может обойтись, а без чего нет. В результате этого формируется его ценностное отношение к миру. Каждый объект действительности получает свою оценку, на основании которой складывается соответствующее к нему отношение. Ценность – это не вещь, а отношение к вещи, явлению, событию, процессу. Ценности имеют огромное значение в любой культуре, т. к. определяют отношения человека с природой, социумом, ближайшим окружением и самим собой. Принято говорить о системе ценностей, т. к. в человеческом сознании существует одновременно множество ценностей, связанных между собой. В каждой культуре складывается своя система ценностей. 6.Что представляют собой нравы, обычаи, традиции, обряды, право, мораль? Одним из первых регуляторов человеческого поведения стали нравы. Нравы – это моральные оценки как собственного поведения, так и поведения других людей. Наказание за нарушение нравов может быть разным – от неодобрительных взглядов до смертной казни, но наиболее распространенным наказанием в этом случае является устное порицание. Другим видом культурных норм являются обычаи – общепринятые образцы действий, предписывающие правила поведения для представителей одной культуры. Обычаи сильно влияют на частную жизнь людей. Они регулируют взаимоотношения с близкими и дальними родственниками, со знакомыми и соседями, публичное поведение человека за пределами собственного дома, бытовой этикет со знакомыми и незнакомыми людьми и др. В каждой культуре формируется своя система обычаев. Тот или иной обычай всегда связан с определённой ситуацией, поэтому характер и основные черты обычаев соответствуют образу жизни общества и его социально-сословной структуре. По этой причине одинаковые, на первый взгляд, обычаи в разных культурах приобретают совершенно разное содержание. Особый вид культурных норм представляют собой традиции, которые являются совокупностью образцов социального поведения, сложившимися формами социальной организации и коммуникации. В настоящее время назначением традиций является регуляция межличностных и межгрупповых отношений, а также передача социального опыта от поколения к поколению. Нормы, составляющие традицию, должны выполняться автоматически. В основе традиции лежит убеждение человека в том, что так поступали предки, так принято. Обряд является разновидностью традиции, он представляет собой массовое выражение религиозной или бытовой традиции. Главной отличительной чертой обряда является массовость, поэтому влияние обрядов относится ко всем носителям данной культуры. Как правило, обряды сопровождают важные моменты человеческой жизни, связанные с рождением, свадьбой, вступлением в новую сферу деятельности, переходом в другую возрастную группу, смертью. Наиболее известными и распространёнными являются религиозные обряды, особенно связанные с использованием пищи. Наряду с традициями и обычаями неотъемлемой частью культуры любого народа является право. Право представляет собой систему обязательных правил поведения, определённых государством и выраженных в конкретных нормах, совместный договор людей о правилах поведения. Эти правила являются общеобязательными для всех, а их исполнение контролируется государством. Они достаточно сильно отличаются у разных народов. В основе этих отличий лежит, как правило, различное понимание справедливости. Наиболее важным и значимым регулятором поведения отдельного человека и отношений между людьми является мораль, задача которой регулировать обыденные отношения людей, их ценностные ориентации, интерпретации различных явлений культуры, правила человеческого поведения и т. п. Практическое занятие 4. Языковая личность в межкультурной коммуникации. 3.В чем суть гипотезы Сепира-Уорфа? Большое значение для понимания связи языка и культуры имеет лингвистическая гипотеза Сэпира-Уорфа. С точки зрения этих учёных, язык – это не просто инструмент для воспроизведения мыслей, он сам формирует наши мысли. Так, сравнивая структуру английского языка и языка индейского племени хопи, Б. Уорф показал, что по-разному говорящие люди по-разному смотрят на мир: например, английскому предложению «Он остался на десять дней» в языке хопи соответствует предложение «Он остался до одиннадцатого дня». Гипотеза Сэпира-Уорфа основана на том, что язык является базой той картины мира, которая складывается у каждого человека. Ведь любой предмет или явление становятся доступными для человека только тогда, когда им даётся название. Предмет или явление, не имеющие названия, для людей просто не существуют. Когда человек дает название какому-либо предмету или явлению, он вводит новый элемент в уже существующую картину мира. Язык не просто отображает мир, он строит идеальный мир в сознании человека, он создаёт вторую реальность, с которой человек встречается раньше, чем с предметами реальной действительности. Человек видит мир так, как он говорит. Поэтому люди, говорящие на разных языках, видят мир по-разному. Если какой-то объект действительности объясняется языковой системой из нескольких понятий, то это означает, что он имеет большое значение для людей данной культуры. У теории Сэпира–Уорффа есть как последователи, так и противники. С точки зрения противников, различия в картинах мира разных народов существуют, но они не так велики, именно поэтому представители разных народов могут общаться друг с другом. Между языком и реальным миром стоит человек, носитель языка и культуры. Именно он воспринимает и осмысливает реальный мир в понятиях, суждениях и умозаключениях, которые уже можно передать другим людям. Таким образом, связь между реальным миром и языком осуществляет мышление. Язык не является простым зеркалом, отражающим все окружающее. Он призма, через которую смотрят на мир и которая в каждой культуре своя. Язык, мышление и культура – это практически единое целое, они не могут функционировать друг без друга. Поэтому окружающий человека мир можно представить в трех формах: реальный мир, культурная (понятийная) картина мира, языковая картина мира. 2.Как бы вы объяснили своим друзьям, не занимающимся гуманитарными науками, содержание термина «картина мира»? У всех людей есть собственный опыт и опыт предыдущих поколений, нечто почти осязаемое, то что всем понятно. И этот опыт включает в себя множество событий, публичных и личных, на результаты которых мы опираемся. Наш язык, во многом строился на опыте прошлых поколений, отдельные слава и фразеологизмы. Но так же есть и заимствованные слова, которые говорят, что в нашей культуре не было до этого ничего похожего, либо не отражало точную суть какого-то предмета, либо действия. Люди привнёсшие их в нашу культуру, изучали иностранный язык и понимали, то что другой этнос видит мир, через свою картину мира. Используя слова из других языков, мы расширяем собственную картину мира, а иногда даже замещаем более удобной для нас, что уже подлежит отдельному обсуждению. В итоге у нас есть свои традиции, которым нам нужно следовать, чтобы почтить историю и наших предков. Несмотря на новые или более удобные слова и праздники из других культур. Это очень важно чтобы сохранить нашу Русскую культуру. Помимо этого есть так же и другие нюансы, которые дополняют наше суждение, и сливаются воедино в нашу культуру через которую нам видна картина мира. |