Главная страница
Навигация по странице:

  • «МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

  • ВЫПОЛНЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ СОЦИОЛОГИЯ МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ

  • 1. Раскройте идеи Э. Тоффлера.

  • 2. Раскройте особенности манипуляции в сфере массовых коммуникаций в концепции Б. Бэгдикян.

  • 3. Раскройте понятие массовой коммуникации в теории информационного общества.

  • 4. Дайте характеристику товарного восприятия медиаконтента в концепции Д. Смайта.

  • 5. Раскройте функции массовых коммуникаций.

  • Социология массовых коммуникаций. СОЦИОЛОГИЯ МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ. Практических заданий по дисциплине социология массовых коммуникаций


    Скачать 29.33 Kb.
    НазваниеПрактических заданий по дисциплине социология массовых коммуникаций
    АнкорСоциология массовых коммуникаций
    Дата21.01.2023
    Размер29.33 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаСОЦИОЛОГИЯ МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ.docx
    ТипДокументы
    #897369

    Автономная некоммерческая организация высшего образования

    «МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


    Кафедра общегуманитарных наук и массовых коммуникаций
    Форма обучения: заочная/очно-заочная



    ВЫПОЛНЕНИЕ

    ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

    ПО ДИСЦИПЛИНЕ

    СОЦИОЛОГИЯ МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ


    Группа ММ20Р191
    Студент
    К.А. Рой


    МОСКВА 2021

    Задание 1.
    Ответьте на вопросы:

    1. Раскройте идеи Э. Тоффлера.

    2. Раскройте особенности манипуляции в сфере массовых

    коммуникаций в концепции Б. Бэгдикян.

    3. Раскройте понятие массовой коммуникации в теории

    информационного общества.

    4. Дайте характеристику товарного восприятия медиаконтента в

    концепции Д. Смайта.

    5. Раскройте функции массовых коммуникаций.
    Ответы:
    1. Раскройте идеи Э. Тоффлера.
    Одним из наиболее ярких представителей футурологии есть американский социолог Д. Тоффлер. Тоффлер констатирует наличие кризисных явлений в индустриальной системе. Эти явления связаны с тем, что индустриальный мир вступает в новую стадию исторического развития, стадию технологической цивилизации, которая уже не подлежит правилам индустриализма. Этот переход будет периодом переворотов, он будет сопровождаться падениями, экономическими катастрофами, военными конфликтами. И не случайно Тоффлер называет свой труд «Будущий шок» (1970).
    Элвин Тоффлер сформулировал 10 признаков постиндустриального общества: «Новые факторы производства: знания безграничны. Неосязаемая стоимость. Индивидуализация производства и потребления: непрерывный поток модификаций товаров и услуг. Рост значения квалификации и специализации. Постоянные инновации. Разукрупнение, мобильные корпорации, команды. Отказ от пирамидальных структур и переход к сетевым. Интеграционные процессы на региональном и мировом уровне. Формирование глобальных инфраструктур и коммуникационных магистралей. Каждый следующий отрезок времени стоит дороже, чем предыдущий».
    Элвин Тоффлер считал, что на смену заводскому пролетариату, должен придти интеллектуальный работник, который не является придатком машины. Наоборот - он независим и изобретателен. В 1990 году вёл в научный обиход новый термин: Когнитариат / Cognitariat, образованный от латинского «cogito» - мыслю.


    2. Раскройте особенности манипуляции в сфере массовых

    коммуникаций в концепции Б. Бэгдикян.
    В концепции Бэгдикян содержание массмедиа используется для конструирования аудитории, где рекламодатели платят СМИ за доступ к этой аудитории. Это связанно со спецификой подачи информации в условиях сформировавшейся в США информационной монополии 50 крупнейших корпораций, иных крупных видов индустрии и банковского сектора, объединенных общими финансовыми интересами, что приводит к увеличению удельного веса рекламы и выхолащиванию идейного содержания новостей, так как в данной ситуации доходы зависят не от идейных соображений, а от количества коммерчески выгодных “информационных товаров”, начиненных рекламными сообщениями.
    Учёный даёт понять, что в данных условиях новости, подвергаемые массмедиа псевдо “доктрине объективности” и нейтральности в целях охвата наибольшей аудитории для рекламодателей, теряют всю объективность, становятся всё более консервативными, неподлинно нейтральными.
    В итоге профессор отмечает, что становящиеся “стерильными”, безыдейными и стереотипными СМИ, прибегают к “впрыскиванию” сенсационных сообщений, содержащих шокирующие сведения о разного рода актах насилия и преступлений, сексомании и порнографии, нигилизма и прочего, чтобы таким способом привлекать внимание аудитории.
    3. Раскройте понятие массовой коммуникации в теории

    информационного общества.
    Коммуникация представляет собой одну из базовых составляющих общества современности. Статус организации, фирмы, страны в сегодня определяется также ее положением в информационном пространстве. Массовая коммуникация – представляет собой процесс распространения информации (знаний, правовых и моральных норм, духовных ценностей и т.п.) при помощи технических средств (телевидение, пресса, компьютерная техника, радио и др.) на рассредоточенные, численно большие аудитории. Основные параметры, которые отличают массовую коммуникацию от групповой, - количественные параметры. По причине значительного количественного превосходства (увеличение отдельных коммуникативных каналов, актов, участников и т.д.) формируется новая качественная сущность, у коммуникации возникают новые возможности, формируется потребность в особых средствах (тиражирование, передача информации на расстояние, скорость и т.п.).

    Любая коммуникация состоит, как минимум, из четырех элементов: коммуникатора, комуниканта, канала коммуникации и сообщения. Цель коммуникации - передача социальной информации от коммуникатора коммуниканту для изменения его поведения, установок, знаний и мнений. Термин «коммуникация» происходит от лат. communicatio - делать общим, связывать, общаться. Французский антрополог Клод Леви-Стросс в книге «Структурная антропология» доказывал, что на основе генетической наследственности людей и законов родства, а также брачных правил формируются родственная коммуникация (обмен женщинами, инициация подростков, знаки родства); экономическая (обмен имуществом, товарами, услугами); лингвистическая (обмен сообщениями).
    В общекультурном контексте «коммуникация» интерпретируется в значениях:
    • передачи чего-либо в пространстве, путей сообщения - например, дорога, авиалиния и т.п.;

    • формы связи - сигнальной, электромагнитной, световой, звуковой, или средств - речи, письма, радио, ТВ, телеграфа-телефона-факса, чертежей, книг, инструкций, светофоров и т.д.;

    • межличностного общения, основанного на стремлении к взаимопониманию или на простом взаимоинформировании;

    • массовой коммуникации как процессов обмена информацией посредством общедоступных технических средств массовой информации (СМИ = печать, электронные средства, кино, Интернет).
    4. Дайте характеристику товарного восприятия медиаконтента в

    концепции Д. Смайта.
    Сутью, самым сердцем капитализма является стремление к максимизации прибыли. В условиях рыночной медиаэкономики это стремление осуществимо только при наличии процесса максимизации аудитории. Видный американский исследователь Д. Смайт одним из первых заявил в конце 1970-х годов о том, что товаром (commodity) СМИ выступает аудитория. По его мнению, массмедиа создаются тогда, когда медиакомпании производят, конструируют и «доставляют» аудиторию рекламодателям. Содержание СМИ в связи с этим становится способом привлечь аудиторию, следовательно, работа по созданию аудитории (audience labor) есть главный продукт СМИ. Политическая экономия Д. Смайта связывает в неразрывную триаду СМИ, аудиторию и рекламодателей.
    Д. Смайт вводит концепцию «товара» применительно к аудитории. По существу, он заложил теоретические обоснования для медиаэкономикс. Экономика СМИ «встраивается» в рыночную экономику, не только и не столько создавая специфические идеологические продукты для внедрения их в сознание аудитории, сколько выстраивая массовые и специализированные аудитории для рекламодателей. Процесс превращения аудитории в товар, придания ей свойств товара, произведенного для купли-продажи, т.е. процесс коммодификации аудитории (от англ, commodity – товар, произведенный для реализации), включает медиаиндустрию в капиталистическую рыночную экономику.
    5. Раскройте функции массовых коммуникаций.
    Для чего нужны массовые коммуникации? В современном обществе массовые коммуникации выполняют разнообразные функции, которые можно разделить на следующие группы:
    • социальные – функции, касающиеся информационного обеспечения жизни общества;

    • социально-психологические – влияние массовых коммуникаций на жизнь больших групп и общение индивидов;

    • общепсихологические – удовлетворение потребностей отдельных людей.


    1. Социальные функции: для чего нужны массовые коммуникации обществу? Как мы уже говорили, массовые коммуникации возникли в первую очередь как средство информирования больших масс людей. До появления массовых коммуникаций информация распространялась в основном по межличностным каналам, при этом требовалось достаточно большое время для ее распространения, в течение которого информация могла устареть; кроме того, информация при передаче по межличностным каналам претерпевает определенные изменения, что проявляется в феномене распространения слухов или так называемом эффекте "испорченного телефона". Таким образом, скорость и точность передачи информации по межличностным каналам довольно низка.




    1. Социально-психологические функции: для чего нужны массовые коммуникации группам? Социально-психологичекие функции массовых коммуникаций включают в себя удовлетворение потребностей различных социальных групп, в первую очередь в управлении своими членами. Кроме того, к социально-психологическим функциям относят обычно удовлетворение социально-психологических потребностей отдельного индивида (потребностей в общении, принадлежности к социальной группе).



    1. Общепсихологические функции: для чего нужны массовые коммуникации личности? Непосредственным пользователем продукции СМК является отдельный человек. Для чего же нужны массовые коммуникации отдельному индивиду, какие индивидуальные потребности они удовлетворяют?


    Можно выделить следующие функции массовых коммуникаций с точки зрения удовлетворения потребностей индивида:
    1) утилитарная функция – заключается в удовлетворении потребности человека в решении конкретных практических задач. Для этой цели служат специальные публикации и передачи с различной практической направленностью, например: передачи о ремонте, о даче и садоводстве, множество передач посвящено кулинарии, есть передачи для автомобилистов – перечислять можно до бесконечности;

    2) функция эмоциональной разрядки или релаксации заключается в удовлетворении потребности человека в снятии эмоционального напряжения. Множество публикаций и передач развлекательного характера удовлетворяют данную потребность в снятии напряжения. Однако в последнее время все чаще обсуждается проблема медиазависимости, выражающаяся в том, что человек, привыкая снимать напряжение с помощью СМК, уже не может без этого обходиться и становится зависимым.

    Задачи:
    № 1. Одним из наиболее ярких примеров технологического

    детерминизма являются работы канадского социолога, культуролога и

    публициста Г. М. Маклюэна (1911–1980), получившие сенсационную

    известность в 60-е годы. Г. М. Маклюэн предполагал, что содержание каждой культурной эпохи связано с доминированием определенной

    коммуникационной технологии, которые он рассматривал в качестве

    ведущего фактора культурной эволюции. Смена исторических эпох, по его мнению, определяется переворотами в развитии культуры, когда на первый план в жизни общества выдвигается новое «средство общения», которое, будучи своеобразным продолжением сознания человека, оказывает на него всестороннее обратное влияние. Поэтому каждая инновация в средствах коммуникации существенно трансформирует сложившееся ранее восприятие человеком реальности.
    Назовите исходный пункт его концепции. Раскройте какие этапы

    развития цивилизации он выделяет и почему.
    Ответ:
    Основа концепции Маклюэна заключалась в том, что все прогрессивные этапы в развитии общества он причинно

    обусловливает развитием технических средств информационных связей.

    «Средство есть сообщение» — главный тезис концепции Маклюэна, считавшего, что восприятие аудиторией как самой информации, гак и действительности, описываемой ею, зависит от того, каким средством или по какому (с технической точки зрения) каналу передана информация. Каждое средство информации, используя только ему одному присущий специфический язык и методы актуализации информации, формирует тем самым и сам ее характер, который соответственно влияет на восприятие мира. Из этого автор делает вывод о том, что технические средства коммуникации играют определяющую роль в формировании мыслей человека, ибо они структурируют его опыт и определяют его мнение об окружающем мире.
    Средства коммуникации развиваются, меняется их температура и влияние на общество. Маклюэн выделяет три основных исторических этапа: устный, племенной период, период письменности и печатной технологии и эпоха электричества.
    Племенной мир в чистом в виде – это мир без письменности, мир, который формируется устным общением как особенным средством коммуникации. Звук – вот что играет в нем ключевую роль. Это означает, что пространство, в котором живет племя – это, прежде всего, пространство акустическое. Для Маклюэна очень важно то, что звук принципиально отличается от зрительного образа. Он вездесущ, настигает нас, где бы мы ни находись. От него невозможно «отвести взгляд». Поэтому акустическое пространство – это пространство максимально заполненное, сплошное. Из-за этой вездесущности звука племенной человек живет, находясь будто бы в постоянной связи со всем миром. Он ощущает себя оголенным нервом, реагирующим на любой раздражитель. «Магически звучащий мир симультанных отношений» – так Маклюэн характеризует устную, племенную вселенную. Этот мир, конечно, «холоден» – его пространство не структурировано, а жизнь в нем подчиняется неписаным правилам. Обратная сторона этой вовлеченности – постоянное существование в мире страха, в мире выживания
    Маклюэн считает, что направление человеческой истории зависит от характера медиа, используемых людьми. Медиа – это, разумеется, не только СМИ. По сути, это любой посредник между человеком и внешней средой или другими людьми. Бутылка, стихотворение, стул, каталог мебели, машина, диафильм – все это в равной степени является средством коммуникации. Почему же их развитие видится Маклюэну настолько важным? Дело в том, что, как он утверждает, любое средство коммуникации – это вынос вовне и расширение некой функции человеческого организма. Колесо, к примеру – это вынесение вовне функции ноги, а стул – функции ягодиц. Человек в теории Маклюэна оказывается чем-то вроде спрута. Постоянного расползающегося, расширяющего свой организм, стремящегося проникнуть во все уголки внешнего мира и приспособить их под свои нужды.
    Эти расширения организма – не просто нейтральные инструменты. Они формируют мир, в котором мы живем.
    №3. В основе теории известного американского социолога-публициста,

    философа и футуролога Элвина Тоффлера — автора одной из самых

    известных футурологических концепций информационного общества. В развитии человечества он выделяет три «волны»: аграрную (до XVIII в.), индустриальную (до 1955 г.) и супериндустриальную — период, в котором ведущая роль переходит к электронным средствам связи, оказывающим свое воздействие на все сферы общества, образ жизни и сознание людей.
    Раскройте характеристики всех трех «волн». Покажите возрастает ли

    роль массовых коммуникаций на третьем этапе.
    Ответ:


    Для удобства Тоффлер описывает хаос человеческой истории моделью трёх волн. Более точным было бы назвать эти «волны» квантовыми скачками на уровне энергетической когерентности. Для возникновения Первой Волны, по словам Тоффлера, потребовались тысячелетия, но она в конце концов позволила большей части человечества перейти от племенного этапа (простых приматов, занимающихся охотой-собирательством) к этапу развитых аграрно-феодальных цивилизаций. Вторая Волна произошла гораздо быстрее - за несколько столетий она перевела почти всё человечество от аграрно-феодально-сельской экономики к индустриально-рыночной городской. Третья Волна, как утверждает Тоффлер, продолжает набирать силу и достигнет кульминации всего через несколько десятилетий. Назовём ёе «информационным взрывом», «постиндустриальной экономикой».
    Скорость каждой волны в десять раз выше скорости предыдущей; кроме того, каждая новая волна более тотальна - в том смысле, что она изменяет больше людей, изменяет их более полно, а заодно трансформирует нашу концепцию человеческой природы и человеческого общества. Волны, описанные Тоффлером, можно рассматривать как квантовые состояния, энергетический уровень и измерения реальности каждого из которых выше, чем в предыдущем состоянии, и совершенно от него не зависят.
    Третья волна является одновременно и высокотехнологичной, и антииндустриальной цивилизацией. Третья волна несет с собой присущий ей новый строй жизни, основанный на разнообразных возобновляемых источниках энергии; на методах производства, делающих ненужными большинство фабричных сборочных конвейеров; на новых ненуклеарных семьях; на новой структуре, которую можно бы назвать «электронным коттеджем»; на радикально измененных школах и объединениях будущего. Возникающая цивилизация ведет за пределы стандартизации, синхронизации и централизации, за пределы стремлений к накоплению энергии, денег или власти. В новой цивилизации уменьшится роль национального государства, произойдет рост полуавтономных экономик постимпериалистического мира. Это будет цивилизация со своим собственным представлением о мире, со своими собственными способами использования времени, пространства, логики и причинности. Цивилизация Третьей волны начинает стирать исторически сложившийся разрыв между производителем и потребителем, порождая особую экономику завтрашнего дня, сочетающую в себе оба действующих фактора, - «prosumer» economics (от «producer» - производитель

    - и «consumer» - потребитель)



    написать администратору сайта