Главная страница

КОМПЛЕКС ДЫХАТЕЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ.. физра. Практическое 1


Скачать 470 Kb.
НазваниеПрактическое 1
АнкорКОМПЛЕКС ДЫХАТЕЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ
Дата25.08.2022
Размер470 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлафизра.doc
ТипДокументы
#653478
страница5 из 7
1   2   3   4   5   6   7

1Подвижные игры на развитие координационных способностей


  • Для развития координационных способностей человека можно использовать подвижные игры. О том, сколько существует подвижных игр, вообще никто не знает. С моей точки зрения к играм развивающим координационные способности можно отнести: "рывок за мячом", "наступление", "гонка с выбыванием", "догнать-обогнать", "пионербол", "пятняшки" и еще многие др. Рассмотрим некоторые из них:

  • Рывок за мячом

  • Играющие делятся на 2 равные (по числу игроков) команды, которые выстраиваются в шеренгу на одной стороне площадки. Каждая команда рассчитывается по порядку номеров. Перед командами проводится стартовая черта. Руководитель с мячом в руках встает между командами. Называя любой номер, руководитель бросает мяч вперед как можно дальше. Игроки, имеющие этот номер, бегут к мячу. Кто раньше коснется мяча рукой, тот приносит команде очко. После этого мяч возвращается руководителю, который снова бросает его, называя новый номер, и т.д. Играют установленное время.

  • Команда, набравшая больше очков, считается победительницей.

  • Начинать бег можно с высокого или низкого старта (по договоренности). Если 2 игрока коснулись мяча одновременно, каждая команда получает по очку.

  • Догнать-обогнать

  • Играют до 20 человек. Участники располагаются на беговой дорожке на одинаковой дистанции друг от друга. По сигналу все начинают бег. Задача каждого - не дать догнать себя тому, кто бежит сзади, и в то же время коснуться рукой впереди бегущего. Запятнанные игроки выбывают из борьбы и идут в середину бегового круга. Остальные продолжают гонку. Игру можно закончить, когда на беговой дорожке останутся 3 самых выносливых спортсмена. Можно выявить и единоличного победителя.

  • Если игра проводится в зале, то недалеко от его углов устанавливают поворотные стойки, которые можно обегать только с внешней стороны. Число участников - до 10 человек. В этой игре юноши и девушки соревнуются отдельно.

  • Наступление

  • Две команды, равные по числу игроков, выстраиваются за лицевыми линиями на противоположных сторонах площадки лицом к середине. По указанию руководителя игроки одной команды принимают положение высокого (или низкого) старта, а игроки второй команды, взявшись Зв руки, идут вперед, соблюдая равнение. Когда до стоящих на старте остается 2-3 шага, руководитель дает свисток. "Наступавшие" расцепляют руки и бегом устремляются за линию своего "дома". Игроки другой команды преследуют их, стараясь осалить. После подсчета осаленных "наступление" ведет другая команда. После 3-4 перебежек подсчитывается общее число пойманных, и объявляются лучшие спринтеры.

  • Правила: Действовать без сигнала запрещается. Каждый игрок может салить любых игроков противоположной команды, но только до линии "дома".

  • Гонка с выбыванием

  • С помощью флажков размечается круг диаметром У-12 ми на нем проводится линия старта-финиша. По сигналу все участники игры одновременно начинают бег по внешней стороне круга против часовой стрелки. После каждого круга (или 2 кругов) из игры выбывает участник, который последним пересек контрольную линию старта.

  • Постепенно менее выносливые выбывают. Победителем объявляется тот, кто остается лидером, т.е. самый выносливый и быстрый игрок. По усмотрению руководителя, участники могут бежать с набивным мячом, надевать пояса с отягощением, рюкзаки с грузом. Гонку можно проводить по прямой линии - туда и обратно. Участник, прибежавший к линии старта последним, выбывает из игры.

  • Русская лапта

  • На Руси издавна играли в лапту. "Эта народная игра",-- отмечал большой любитель и знаток спорта писатель А.И. Куприн,-- одна из самых интересных и полезных игр. В лапте нужна находчивость глубокое дыхание, внимательность, изворотливость, быстрый бег, меткий глаз твердость удара руки и вечная уверенность в том, что тебя не победят. Трусам и лентяям в этой игре нет места. Я усердно рекомендую эту родную русскую игру..."

  • Есть различные варианты игры в лапту. Кстати сказать, знаменитый бейсбол, который приобрел огромную популярность в различных странах мира, как и крикет, особенно любимый в Англии, Австралии, Новой Зеландии и Канаде,-- игры "лаптового" типа.

  • Расскажем о так называемом спортивном варианте русской лапты. Площадка -- это прямоугольник длиной 60--80 и шириной 30--35 м. На одном конце -- так называемая линия "города", площадь подачи бьющего (справа и слева -- квадратики -- место для игрока, подбрасывающего мяч). На противоположной стороне площадки -- линия "дома".

  • Мяч для игры (его диаметр 6--7 см, вес 60--70 г) резиновый. Можно воспользоваться и теннисным мячом. Бита, или, как ее еще называют, лапта (отсюда и название игры), деревянная, ее длина не более 1,2 м, диаметр до 5 см.

  • Состязаются две команды, в каждой из них от 5 до 12 игроков. Но чаще всего их 6. По жребию одна из команд становится бьющей и занимает линию "города". Их соперники -- это водящие -- рассредоточиваются по всему полю.

  • Игра начинается с того, что бьющий становится в центр площади подачи. Партнер подбрасывает мяч, и бьющий сильно направляет его битой в поле. Можно даже за линию "дома", но не за боковую линию. Мяч летит, а бьющим стремительно мчится к линии "дома". Успеть добежать до этого рубежа, пока мяч не пойман соперниками, и вернуться в "город". Так, чтобы не осалили пойманным мячом. Успешная пробежка именуется полной и дает команде одно очко.

  • Каждая партия (а их обычно пять) продолжается до тех пор, пока бьющая команда не получит три штрафных очка (такие очки засчитываются за осаливание игроков бьющей команды), в ней не Останется ни одного игрока с правом на удар или же все игроки этой команды сделают полные пробежки.

  • Победителем объявляется команда, игроки которой за 60 мин матча сделают наибольшее количество полных успешных перебежек.

  • Пионербол

  • В эту игру играют на волейбольной площадке, командами. Каждая команда состоит из 7-9 человек, которые располагаются на своих сторонах площадки в три ряда. У тех игроков, которые стоят во втором ряду, -- по мячу.

  • Правила игры Игра начинается по свистку судьи, и играющие перебрасывают мячи через сетку на площадку противника. Мячи, которые перелетели через сетку, ловят или поднимают, и стараются побыстрее перебросить на противоположную сторону.

  • В тот момент, когда на одной стороне площадки одновременно окажутся два мяча (в руках у игроков или на земле), судья останавливает игру и противник получает 1 очко. Команда получает 1 очко и в том случае, когда противник перебросит мяч под сеткой или пошлет его за пределы площадки. Игра продолжается или до 15 очков, или на время -- 5 минут каждый период. Третий период команды играют в том случае, если в первых двух победили разные команды.

  • В случае, когда мяч заденет сетку или играющий при подаче попадает в нее, подачу повторяют, но очков никто не получает.

  • Когда команда выигрывает очко, игроки меняются местами на своей половине площадки: первый ряд становится третьим, второй -- первым, третий -- вторым.



    2) Для развития координационных способностей в физическом воспитании и спорте используются следующие методы:
    Стандартно-повторного упражнения;
    Вариативного упражнения;
    Игровой;
    Соревновательный.
    При разучивании новых достаточно сложных двигательных действий применяют стандартно-повторный метод, так как овладеть такими движениями можно только после большого количества их повторений в относительно стандартных условиях.
    Метод вариативного упражнения со многими его разновидностями имеет более широкое применение. Его подразделяют на два подметода – со строгой и нестрогой регламентацией вариативности действий и условий выполнения. К первому относятся следующие разновидности методических приемов:
    - строго заданное варьирование отдельных характеристик или всего освоенного двигательного действия (изменение силовых параметров, например прыжки в длину или вверх с места в полную силу, в пол силы; изменение скорости по предварительному заданию и внезапному сигналу темпа движений и пр.);
    - изменение исходных и конечных положений (бег из положения приседа, упора лежа; выполнение упражнений с мячом из исходного положения: стоя, сидя, в приседе; варьирование конечных положений – бросок мяча вверх из исходного положения стоя – ловля сидя и наоборот);
    - изменение способов выполнения действия (бег лицом вперед, спиной, боком по направлению движения, прыжки в длину или глубину, стоя спиной или боком по направлению прыжка и т.п.);
    - «зеркальное» выполнение упражнений (смена толчковой и маховой ноги в прыжках в высоту и длину с разбега, метание спортивных снарядов «неведущей» рукой и т.п.);
    - выполнение освоенных двигательных действий после воздействия на вестибулярный аппарат (например, упражнения в равновесии сразу после вращений, кувырков);
    - выполнение упражнений с исключением зрительного контроля – в специальных очках или с закрытыми глазами (например, упражнения в равновесии, ведение мяча и броски в кольцо).
    Методические приемы не строго регламентированного варьирования связаны с использованием необычных условий естественной среды (бег, передвижение на лыжах по пересеченной местности), преодоление произвольными способами полосы препятствий, отработка индивидуальных и групповых атакующих технико-тактических действий в условиях не строго регламентированного взаимодействия партнеров.
    Эффективным методом воспитания координационных способностей является игровой метод с дополнительными заданиями и без них, предусматривающий выполнение упражнений либо в ограниченное время, либо в определенных условиях, либо определенными двигательными действиями и т.п. Соревновательный метод используется лишь в тех случаях, когда занимающиеся достаточно физически и координационно подготовлены в предлагаемом для состязания упражнении. Его нельзя применять в случае, если занимающиеся еще недостаточно готовы к выполнению координационных упражнений. Игровой метод без дополнительных заданий характеризуется тем, что возникающие двигательные задачи занимающийся должен решать самостоятельно, опираясь на собственный анализ сложившейся ситуации.
    Для стимулирования процесса совершенствования способности поддерживать равновесие целесообразно использовать соответствующие методические приемы .
    Необходимо отметить, что упражнение на равновесие следует включать во все части урока. Их целесообразно чередовать другими упражнениями, чтобы развитие статокинетической устойчивости осуществлялось наряду с развитием всех остальных способностей.

    3) 1) Челночный бег (3 x 10 м) в исходном положении лицом вперед.

    Оборудование: секундомеры, фиксирующие десятые доли секунды; ровные дорожки длиной 30 и 10 м, ограниченные двумя параллельными чертами; за каждой чертой - два полукруга радиусом 50 см с центром на черте; 2 набивных мяча массой 2 кг; регистрационный стол и стул.

    Процедура тестирования. По команде «На старт!» испытуемый становится в положение высокого старта у стартовой черты. Когда он приготовился, следует команда «Марш!». Испытуемый бежит 30 м с предельно высокой скоростью. Учитель следит, чтобы учащийся не снижал темп бега перед финишем.

    После отдыха он с максимальной скоростью пробегает три раза по 10 м. По команде «На старт!» испытуемый становится в положение высокого старта за стартовой чертой с любой стороны от набивного мяча. Когда он приготовится, следует команда «Марш!». Испытуемый пробегает 10 м до другой черты, обегает с любой стороны набивной мяч, лежащий в полукруге, возвращается назад, снова обегает набивной мяч, лежащий в полукруге.

    2) Метание теннисного мяча на дальность (из положения ноги врозь).

    Оборудование: теннисные мячи, полоса метания с разметкой, позволяющей легко измерить дальность метания с точностью до 0,1 м.

    Процедура тестирования. Испытуемый принимает исходное положение - сед ноги врозь, мяч в одной руке, другая свободно опущена. По команде «Можно» учащийся выполняет метание из-за головы (ведущей, а затем не ведущей рукой), сидя лицом по направлению метания.

    Результат - расстояние, которое пролетает мяч от линии пересечения таза испытуемого до точки ближнего касания мяча.

    Общие указания и замечания. Испытуемый должен бросать мяч под углом около 45°. Для метания каждой рукой предоставляется по три попытки. В протокол включаются лучшие результаты метания мяча ведущей (Sx) рукой и не ведущей (S2) рукой. Дальность метания для ведущей и не ведущей руки определяется отдельно.

    Sx и S2 характеризуют абсолютные показатели КС в баллистических движениях с установкой «на силу».

    3) Метание теннисного мяча на точность попадания.

    Оборудование: теннисные мячи; горизонтальная переносная мишень в виде деревянного щита (резиновой дорожки) размером 2x2 м с разметкой и полосами метания, которые позволяют измерить точность метания мяча с ошибкой 0,05 м.

    Процедура тестирования. Из исходного положения - сед ноги врозь по команде «Можно» испытуемый последовательно выполняет 10 зачетных попыток (метаний) теннисного мяча способом из-за головы в горизонтальную мишень.

    Результат - точность метания, которая оценивается по средней арифметической (из 10 попыток) величине отклонения бросков мяча в горизонтальную мишень (ошибка в сантиметрах с точностью до 5 см).

    Общие указания и замечания. Мишень устанавливается в одном месте (если тест проводится в спортивном зале, то мишень желательно расположить в конце одной из его сторон). Мишень должна быть хорошо видна испытуемому. В центре мишени устанавливается деревянный брусок высотой 10-15 см, являющийся ориентиром для попадания. От центра бруска определяется расстояние в 50% от максимальной дальности метания индивидуально для каждого испытуемого и отдельно для его ведущей и не ведущей руки. После этого указывается отметка, на которой учащийся принимает исходное положение для метания на точность. Все испытуемые выполняют броски на точность сначала ведущей, а затем не ведущей рукой.

    4) Ведение мяча рукой в беге с изменением направления движения.

    Оборудование: секундомер, фиксирующий десятые доли секунды; футбольный и баскетбольный мячи; ровная дорожка длиной 10 м, ограниченная двумя параллельными чертами; 3 вертикальные стойки. По прямой линии бега проводят 3 круга диаметром 0,8 м. Центры кругов расположены друг от друга на расстоянии 2,5 м, куда устанавливают вертикальные стойки. Расстояние от линии старта до центра первой стойки и от линии финиша до центра третьей стойки также 2,5 м.

    Процедура тестирования. По команде «На старт!» испытуемый становится в положение высокого старта за стартовой чертой с мячом в руках. Когда он приготовился, следует команда «Марш!». Задача испытуемого, ведя мяч только одной рукой, последовательно обежать вокруг каждой из трех стоек и финишировать, стремясь выполнить задание за наименьшее время.

    Результат - время, которое испытуемый покажет при пересечении им финишной черты. Отдельно определяется время для ведущей руки (Т4) и для не ведущей руки (Т5). Т4 и Т5 характеризуют абсолютные показатели КС, проявляемые в спортивно-игровых двигательных действиях.

    Общие указания и замечания. Испытуемый выполняет задания сначала ведущей рукой, затем после отдыха - не ведущей. В третьей попытке снова - ведущей, а в четвертой - не ведущей рукой. Учитывается лучшая попытка для ведущей и не ведущей руки.

    При обводке стойки учащийся должен пробегать как можно ближе к краю круга. Если при ведении он теряет контроль над мячом, который отлетает на расстояние больше чем 1 м от начерченного вокруг стойки круга, то ему предоставляется повторная попытка.

    Школьники 7-9 лет выполняют задание футбольным мячом, а 10-17 лет - баскетбольным. Мяч должен иметь хороший отскок. Площадка (пол) должна быть ровной. При проведении этого теста целесообразно выполнить две попытки без мяча (один раз, обегая стойки только с правой стороны, другой раз - с левой). Время обегания стоек с ведущей (чаще правой) стороны - Т6, а с не ведущей (левой) - Т7. Это ненамного увеличивает время проведения теста, но позволяет получить учителю ценную информацию о степени развития КС в спортивно-игровых действиях. Это относительные показатели КС: Т4 - Т6 и Т5 - Т7.

    Данное контрольное упражнение (ведение мяча) можно выполнять также ведущей (Т8) и не ведущей ногой (Т9) или ведя мяч клюшкой (Т10 и Ти). Относительные показатели КС определяются разностью: Т8 - Т6 и Т9 - Т7, Т10 ? Тб и Тп - Тг. Это дает учителю дополнительную информацию не только о степени развития скрытых и явных показателей КС, проявляемых в спортивно-игровых двигательных действиях, но и одновременно об уровне техники владения мячом ведущими и не ведущими (верхними и нижними) конечностями. (14)

    - прыжки в длину с места из и.п. спиной и бо­ком (правым, левым) к месту приземления; опре­деляют также частное от деления длины прыжка из и.п. спиной вперед к длине прыжка из и.п. лицом вперед; чем ближе это число к единице, тем выше координационные способности применительно к прыжковым упражнениям;

    - подскоки из и.п. стоя на возвышении (напри­мер, на скамейке высотой 50 см и шириной 20 см) и на полу; вычисляют разность высот подскоков из этих и.п.;

    - три кувырка вперед из и.п. о.с. на время вы­полнения; определяют также точное время выпол­нения этого же теста с установкой сделать кувырки в два раза медленнее, учитывают допущенные при этом ошибки; для подготовленных детей, например юных акробатов, предусмотрены также три кувырка назад с подсчетом разницы во времени выполне­ния этих заданий;

    II. Тесты для оценки специфических координационных способностей

    Тесты для оценки способности к кинестетическому дифференцированию.

    А) Бросок мяча в цель, стоя спиной к цели (П. Хиртц).

    Оборудование: измерительная лента, 6 теннисных мячей, 1 гимнастический обруч, 1 медицинбол массой 1 кг, 1 мат.

    Процедура тестирования. Испытуемый стоит за линией броска, спиной к направлению броска. Ему необходимо, бросая мяч над головой или над плечом, попасть в цель, находящуюся на расстоянии 2 м. После объяснения и демонстрации следует одна пробная и 5 зачетных попыток.

    Результат - попадание в цель оценивается очками: в мат - 1 очко; в гимнастический обруч - 2 очка; между обручем и медицинболом - 3 очка; в медицинбол - 4 очка.

    Общие указания и замечания. В старших классах можно ввести более широкий набор целей. Учащиеся-помощники должны регистрировать попадания, очки и приносить мячи. Во время броска испытуемый не имеет права поворачиваться. Это можно делать только после броска, чтобы узнать результат своей попытки.

    Б) Прыжки вниз на разметку (П. Хиртц).

    Оборудование: ящик для прыжков высотой 90 см, один мат для прыжков, измерительная лента, мел.

    Процедура тестирования. Испытуемый стоит на ящике высотой 90 см. На мате, на расстоянии 1 м от ящика мелом отмечена черта. Ученик, прыгнув вниз, должен приземлиться пятками за этой чертой. После объяснения и показа ученику предоставляется 2 зачетные попытки.

    Результат - расстояние со средним отклонением (в сантиметрах) из двух попыток.

    Общие указания и замечания. Этот тест рекомендуется для применения в младших классах. В старших классах его необходимо усложнить: увеличить высоту ящика до 110 см и расстояние от ящика до линии приземления на 10-50 см.

    В) Прыжки в длину с места с минимальным увеличением их длины (А.М. Шлемин, К.В. Ким).

    Оборудование: измерительная лента, мел.

    Процедура тестирования. Испытуемый сначала выполняет 3 попытки в полную силу. Затем определяется длина прыжка, равная 50% от его максимального результата. После этого ученик должен выполнить серию прыжков с места в диапазоне от 50% плюс 30 см с минимальным увеличением их длины в каждой последующей попытке по сравнению с предыдущей. Если ученик выполнил прыжок меньше предыдущего или повторил его, то ему дается еще одна попытка. При второй ошибке испытание прекращается. Упражнение выполняется без зрительного контроля.

    Результат - количество выполненных прыжков с увеличением их длины.

    Г) Дифференцирование силы прыжка (К. Майнель, Г. Шнабель).

    Оборудование: прыжковая платформа.

    Процедура тестирования. Испытуемому после максимального прыжка вверх без помощи рук следует выполнить 10 прыжков без помощи рук с усилением 2/3 от максимальной высоты прыжка. После каждого прыжка сообщается усилие, затраченное испытуемым в сравнении с заданным в 2/3 силы от максимальной высоты прыжка.

    Результат - средняя арифметическая ошибка при воспроизведении усилия, равного 2/3 от максимальной высоты прыжка.

    Д) Точное катание мяча рукой (Р. Юнг, модификация А.В. Вишнякова).

    Оборудование: две гимнастические скамейки, измерительная лента, набивной мяч массой 1 кг.

    Процедура тестирования. Две гимнастические скамейки стоят параллельно друг другу на расстоянии 10 см. Испытуемый должен толкнуть мяч рукой с такой силой, чтобы он докатился до линии, находящейся в 3 м от начала гимнастической скамейки. Ученику даются две пробные, и пять зачетных попыток для каждой руки. После каждой попытки следует точная информация о показанном результате.

    Результат - среднее отклонение (в сантиметрах) из 5 попыток. Определяется также разность между показателями ведущей и не ведущей руки.

    Вариант. Кроме набивного мяча можно использовать еще волейбольный и баскетбольный мячи. Задание в этом случае следует выполнять последовательно: вначале набивным мячом, затем баскетбольным и волейбольным (всего 10-15 зачетных попыток для каждой руки).

    Результат - среднее отклонение (в сантиметрах) из 10-15 зачетных попыток.

    Е) Точное катание мяча ногой. Испытуемый выполняет то же задание, что и в предыдущем тесте, но ведущей и не ведущей ногой.
    Практическое 6

    1) Цель: Пропаганда  и формирование здорового образа жизни.
    1   2   3   4   5   6   7


  • написать администратору сайта