Главная страница

доклад. философия. Практическое и нравственное значение при аксиологическом изучении права


Скачать 17.13 Kb.
НазваниеПрактическое и нравственное значение при аксиологическом изучении права
Анкордоклад
Дата15.10.2021
Размер17.13 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлафилософия.docx
ТипДокументы
#248333

Практическое и нравственное значение при аксиологическом изучении права.

Аксиологическое изучение права имеет важное практическое и нравственное значение. Такое изучение позволяет обратить внимание на духовные аспекты права, отражаемые им идеалы. Без ценностного подхода невозможно выявить предназначение права в общечеловеческом, социальном и культурном развитии, понять его специфическую природу.

Так в философии права образуется определенное теоретическое направление — правовая аксиологии. Она, в свою очередь, опирается на понятия общей аксиологии, на теоретические положения о ценностях вообще.

Возникновение юридическо-аксиологического подхода связано с появлением естественно-правовых воззрений, с различием права естественного и права позитивного.

Статус ценностей в праве могут приобрести различные факты и явления материального и идеального характера: материальные предметы и блага, общественные отношения, человеческие поступки, волевые феномены (мотивы, побуждения), идеи, идеалы, цели, социальные институты. Они являются правовыми ценностями постольку, поскольку лежат в основе права и правопорядка, они выступают в качестве идеального обоснования норм права, закрепляются и охраняются правовыми нормами, составляют цель права и его институтов. Немецкие философы Иммануил Кант и Иоганн Готлиб Фихте полагали, что идеал это есть высшая, конечная цель на пути постепенного «нравственного самоусовершенствования», на пути постепенного осознания «достоинства человека как высшего и единственного принципа «идеального» законодательства. По утверждению Канта, право представляет собой цель общества, находящегося в гражданском состоянии. Право выступает для людей в качестве высшего принципа, из которого должны исходить все максимы, касающиеся общества.

В то же время ошибочно было бы отождествлять общественный идеал с идеалом правовым, так же как ошибочно считать, что идеал духовной жизни перекрывается идеей права. Право является лишь моментом духовного отношения к миру, но не охватывает его целиком. Правовой идеал является лишь составной частью идеала общественного и идеала духовной жизни, в состав которого входят истина, добро, красота.

В.В. Лазарев, отмечает, что в отличие от правоприменителя, отыскивающего волю законодателя (волю нормодателя; волю, выраженную в надлежаще изданных нормативных актах), ученый и законодатель за рамками правоприменительной деятельности отыскивают волю социальных общностей (народа, классов, политических объединений и т.д.). При этом они могут объявить волю, выраженную в действующем законе, неправовой закон они интерпретируют с точки зрения права.

Интересной и актуальной является идея В.В. Сорокина о том, что предметом толкования права является дух права, требующий установления применительно к конкретной ситуации правового спора.

Рассмотрение аксиологического подхода к объекту толкования правовых норм поможет улучшить процессы законодательной, правоприменительной и интерпретационной деятельности, реализовывать их в соответствии с содержанием основных ценностей современного общества. Разработка аксиологических подходов к объекту толкования права позволит достигнуть гармонии между духом и буквой правовых норм, а на этой основе найти в процессе правотворчества наилучшее регулирование общественных отношений с точки зрения необходимого баланса публичных и частных интересов. Решение этих задач позволит преобразовать интерпретационную деятельность всех субъектов права, повысить их уровень правосознания и правовой культуры, максимально обеспечить реализацию требований законности в правотворческой, правоприменительной, интерпретационной и иной юридической практике, усовершенствовать функционирование правовой системы в целом.

Философская мысль всегда обращалась к рассмотрению права сквозь призму нравственности. Отечественные мыслители, такие как И. Ильин, Н. Бердяев, П. Новгородцев, Л. Петражицкий, Б. Чичерин, Н. Алексеев и другие, заявляли, что нравственность, справедливость и свобода является разумным началом права. Например, русский специалист в области философии права П. Новгородцев в предисловии к сборнику «Проблемы идеализма» говорил, что современное отношение к философской науке объясняется прежде всего потребностями нравственного сознания – о должном, о нравственном идеале. «Мы ищем абсолютных заповедей и принципов – в этом именно и состоит сущность нравственных исканий, - а нам отвечают указанием на то, что все в мире относительно, все условно». Его слова как бы подводят общий итог русской мысли в области философии права.

Крупный русский специалист в области философии права Н. Алексеев выводит свою концепцию правового нравственного идеала. В то же время он утверждает, что современный правовой кризис обусловлен утопичной попыткой создания абсолютно совершенного государства исключительно посредством права. «Но с точки зрения внутренней логики идей вера в скорейшее и окончательное осуществление общественного совершенства покоилась на недостаточном понимании того, что такое общественный, политический и правовой идеал. И такое же непонимание лежало в основе столь свойственной новейшему западному человечеству веры в универсальную, всеспасающую и всеисцеляющую общественную миссию права». Это не отрицание права, а, скорее, отрицание его абсолютизации, ведущее к правовому бессилию и государственному неустройству. Правовой нравственный идеал - это отнюдь не стремление к достижению совершенного социального бытия, а стремление к постепенному улучшению общественного устройства.

Если право не будет соответствовать своей глубинной нравственной сущности, то это в первую очередь отразится на том положении, что назначение государства – служение обществу и конкретно личности – не сможет реализоваться. Отрыв права от нравственно-моральных норм неизбежно приведет к политико-государственному произволу и правовому хаосу.


написать администратору сайта