Главная страница
Навигация по странице:

  • Кафедра философии и культурологии РЕФЕРАТ На тему: « Практическое отношение человека к миру.»

  • Тема: Практическое отношение человека к миру. Философия техники и науки.

  • Проблема субъекта и объекта познания

  • Функции практики

  • Философия техники и науки.

  • Научное и вне-научное знание. Критерии научности. Структура научного познания, его методы и формы.

  • Рост научного знания. Научные революции и смены типов рациональности.

  • реферат философия. философия реф.. Практическое отношение человека к миру


    Скачать 65.61 Kb.
    НазваниеПрактическое отношение человека к миру
    Анкорреферат философия
    Дата14.12.2019
    Размер65.61 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлафилософия реф..docx
    ТипРеферат
    #100270
    страница1 из 2
      1   2


    Министерство образования и науки

    Российской Федерации

    Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

    высшего профессионального образования

    «Уральский государственный горный университет»




    Кафедра философии и культурологии

    РЕФЕРАТ

    На тему: «Практическое отношение человека к миру.»

    Выполнил студент: Попов А.И.

    группы Г.Д.-3.7

    Проверил преподаватель: Мельник А. В

    Екатеринбург

    2018


    Екатеринбург

    2018

    Тема:

    Практическое отношение человека к миру. Философия техники и науки.

    Практические способы освоения мира. Практика и ее эволюция в истории общества. Типы практики и типы мировоззрения. Структура практики. Диалектика цели, средства и результата практической деятельности. Практика как форма коммуникации.

    Практика как чувственно-материальная деятельность

    Практика составляет основу познания: она предшествует познанию, создает материально-технические средства для общества, ставит задачи перед наукой и определяет ее направление, дает материал для обобщения, выступает критерием истины.

    Виды практики: производственная (направлена на преобразование природы и естественного бытия человека), социально-общественная (направлена на обработку людей людьми, на преобразование социального бытия), научно-экспериментальная (направлена на творческую духовную деятельность).

    Проблема субъекта и объекта познания

    Человек как субъект познания выступает носителем познавательной активности, осуществляет целенаправленную деятельность и оценивает ее результаты. Под субъектом понимается не сознание человека, а сам человек и даже человечество, которое не в меньшей мере является объективной реальностью, чем другие явления природы: животные, растения, минералы.

    Различные подходы к проблеме объекта познания: объект как сущее, объект как феномен, объект как бытие для другого. Объект познания - то, на что направлена практическая, познавательная и оценочная деятельность человека как субъекта познания. Объект - это не просто любой предмет природы, а предмет, включенный в сферу деятельности человека. Он сам по себе, как объективная реальность, существует независимо от сознания человека, и становится объектом, вступая во взаимодействие с субъектом. Только в этом смысле без субъекта нет объекта, а без объекта не может быть субъекта, поскольку последний мыслим только как активное начало, воздействующее на предметы природы.

    Таким образом, следует различать понятия "объективная реальность" и "объект". Первое охватывает все существующее независимо от нашего сознания и имеет в качестве своей противоположности сознание; второе берет только то из объективной реальности, что на данном этапе развития общества стало предметом его теоретической и практической деятельности, его противоположностью выступает субъект, превращающий явления и вещи объективной реальности в объект своего действия. Познание возникает в результате взаимодействия субъекта и объекта. Это взаимодействие носит материальный характер: и субъект и объект являются материальными системами.

    Познание и его объекты. Объект как "данность" и объект как "конструкция". Объекты материальные и идеальные. Идеализированные (абстрактные) объекты. Наблюдаемые и ненаблюдаемые объекты, виртуальный объект.

    Различие предмета и объекта познания. Роль предметов-посредников (орудия, вещи, приборы, инструменты, знаки языка, изображение) в познавательной деятельности: восприятие, мышление, коммуникация.

    Функции практики

    Основные функции практики как критерия истины. Практика - источник познания, потому что все знания вызваны к жизни главным образом ее потребностями. Практика выступает как основа познания, его движущей силой. Весь познавательный процесс обусловлен в конечном счете задачами и потребностями практики. Практика выступает опосредованно целью познания, представляет собой решающий критерий истины познания.

    Философия техники и науки.

    Философия и техника часто воспринимаются как противоположности: первая — как символ теоретического освоения мира, нечто возвышенное, отдаленное от действительности, вторая — как символ практического освоения мира, нечто приземленное. Однако в этом словосочетании заложен глубинный смысл современной европейской цивилизации и культуры, где теоретическое неразрывно связано с практическим, где философия так же важна, как и техника, а техника сама на высшей ступени своего развития немыслима без глубокого философского осознания.

    Философия техники, во - первых, исследует феномен техники в целом, во-вторых, не только ее внутреннее развитие, но и место в общественном развитии в целом, а также, в - третьих, принимает во внимание широкую историческую перспективу. Философия техники имеет отличный от технологии и технической науки объект и предмет: техника, техническая деятельность и техническое знание как феномен культуры — это объект, а развитие (общественного) технического сознания, рефлектирующего данный объект, — это предмет философии техники. Главная же задача философии техники — исследование технического отношения человека к миру, т.е. технического миропонимания.

    Таким образом, чтобы определить предмет и объект философии техники, необходимо различать техническое действие, техническое знание и техническое сознание. Результатом технического действия является артефакт, т.е. техника в виде технического устройства. Результат технического знания есть техническое действие, направленное на создание артефакта: предписание техническому действию и описание артефакта. Результат техническогосознания — выявление места и роли техники, технической деятельности и технического знания в истории и в современной культуре. Для философского анализа техники, таким образом, одинаково важное значение имеют все ее различные аспекты — предметный, деятельностный, знаниевый и рефлексивный. Техника поэтому выступает в философии техники в единстве объекта и субъекта технической деятельности, самой этой деятельности, а также технического знания и их социальной, методологической и более широко — философской рефлексии (осознания).

    Философия техники не имеет ничего общего с технократизмом и техницизмом, более того, она противостоит им и с самого своего возникновения ориентирована на гуманизацию техники. Э. Капп, например, в основание своего варианта философии техники положил принцип органопроекции и антропологический критерий. Суть их заключается в том, что содержанием науки в исследовательском процессе вообще является не что иное, как возвращающийся к себе человек. Ф. Бон в книге «О долге и добре», в специальной главе, посвященной философии техники, поставил в самую тесную связь технику и этику. Цель техники он видел в стремлении к человеческому счастью. Однако и эта цель подчиняется у него наивысшей и всеобщей цели — идее добра, составляющей предмет философской этики.

    Техника рассматривается в философии техники как неотъемлемая часть культуры. На вопрос что же собой представляет философия техники можно ответить двояким образом: во-первых, определив, что особенного изучает философия техники по сравнению с другими дисциплинами, изучающими технику, и, во-вторых, рассмотрев, что представляет собой сама техника.

    Техника (от греческого «техне» – искусство, мастерство, умение) – система искусственных органов деятельности общества, развивающаяся посредством исторического процесса опредмечивания в природном материале трудовых функций, навыков, опыта и знаний путем познания и использования сил и закономерностей природы. Техника вместе с людьми, создающими ее и приводящими в действие образует составную часть производительных сил общества и является показателем тех общественных отношений, при которых совершается труд; составляет материальный базис каждой общественной формации.

    Техника относится к сфере материальной культуры. Это обстановка нашей домашней и общественной жизни, средства общения, защиты и нападения, все орудия действия па самых различных поприщах. Так определяет технику на рубеже XIX—XX столетий П. К. Энгельмейер: «Своими приспособлениями она усилила наш слух, зрение, силу и ловкость, она сокращает расстояние и время и вообще увеличивает производительность труда. Наконец, облегчая удовлетворение потребностей, она тем самым способствует нарождению новых... Техника покорила нам пространство и время, материю и силу и сама служит той силой, которая неудержимо гонит вперед колесо прогресса». Однако, как хорошо известно, материальная культура связана с духовной культурой самыми неразрывными узами. Например, археологи именно по остаткам материальной культуры стремятся подробно восстановить культуру древних народов. В этом смысле философия техники является в значительной своей части археологией технических знании, если она обращена в прошлое (особенно в Древнем мире и в средние века, где письменная традиция в технике еще не была достаточно развита) и методологией технических знаний, если она обращена в настоящее и будущее.

    Сегодня к сфере техники относится не только использование, но и само производство научно-технических знаний. Кроме того, сам процесс применения научных знаний в инженерной практике не является таким простым, как это часто думали, и связан не только с приложением уже имеющихся, но и с получением новых знаний. Трудность применения заключается в правильном отыскании действительных условий данного случая. Условно принятое положение вещей и пренебрежение отдельными данными условиями обманывают насчет настоящей действительности. Только применение ведет к полному пониманию; оно составляет высшую ступень познания, а общее научное познание составляет только предварительную ступень к нему... Знание есть дочь применения. Для применения нужно умение исследовать и изобретательность. Таким образом, современная техника, и прежде всего техническое знание, неразрывно связаны с развитием науки. Сегодня этот тезис никому не надо доказывать. Однако в истории развития общества соотношение науки и техники постепенно менялось.

    Научное и вне-научное знание. Критерии научности. Структура научного познания, его методы и формы. Наука как феномен культуры. История самоопределения науки. Классификация наук Аристотеля, «великое восстановление наук» Ф. Бэкона. Отождествление философии и науки в Новое время (Декарт, Ньютон, Ламарк, Линней, Лаплас), противопоставление науки философии и знанию Священных Писаний (19 век – О. Конт). В итоге – рождение философии науки, социологии науки, науковедения (XX век).

    Философия науки: середина XIX века – в трудах У. Уэвелла, Д. Стюарта Милля, О. Конта и др., в XX веке – позитивистский сциентизм (Венский кружок объявляет логику и философию науки главной областью философии, а все остальное расценивают как спекулятивную метафизику). «Аристотелевская» и «галилеевская» науки (Губин, с. 828). Классическая и постклассическая науки: субъект-объектная парадигма и ее преодоление (Шаповалов).

    Наука как миф современной культуры (Фейерабенд). Тождественность степени рициональности мифа и науки (Хюбнер). «Наука как интеллектуализированная мифология» (Голосовкер, Кузнецов, с. 108-114).

    Наука – это деятельность по производству объективно-истинного знания и результат этой деятельности – систематизированное, достоверное, практически проверенное знание (Голубинцев). Поэтому не всякое знание является наукой: люди жили без всякой науки, опираясь на опытно-практическое знание (знание «как сделать»). Наука же – это знание причин, ее сущность – в достоверном обобщении фактов, нахождение закономерности за случайным развитием событий, общего знания за частными явлениями, а потому в предвидении событий, способности и возможности их контролировать. Важная особенность науки – объективность и системность, что отличает науку от обыденного знания (Голубинцев). Стандартная концепция научного знания: науки и не-науки. Паранаука и псевдонаука (Губин, с. 828).

    Критерии научности: критерии демаркации науки и не-науки (Губин, с. 828, 8 критериев научности по уч. Кохановскоко для ср. учебных заведений). Принцип верифицируемости (Венский кружок). Принцип фальсификации (К. Поппер).

    Структура научного познанияфакты – эмпирические и теоретические законы – теоретические гипотезы – гипотетико-дедуктивная модель теории (Губин, с. 828). Методы научного познания: понятие метода и методологии, классификация методов научного познания – методы специальные, общенаучные, универсальные (Алексеев, Панин, Голубинцев).

    Метод – это система принципов, приемов, правил, требований, которыми необходимо руководствоваться в процессе познания (Алексеев, Панин). Аспекты метода: предметно-содержательный, операциональный, аксиологический.

    Два общефилософских метода познания: диалектический и метафизический. Два уровня научного познания: эмпирический и теоретический.Частнонаучные методы научного познания.

    Принципы диалектического метода (Голубинцев): 1) Принцип всесторонности рассмотрения изучаемых объектов (комплексный подход в познании). Комплексность как составной элемент современного глобального мышления. 2) Принцип рассмотрения во взаимосвязи (системное познание). Проблема учета связей как важный признак диалектического метода, отличающий его в принципе от метода метафизического. Система как более сложное образование по сравнению с комплексом. 3) Принцип детерминизма, недопустимость индетерминизма в науке. Динамические и статистические закономерности. 4) Принцип изучения в развитии. Исторический и логический подходы в познании.

    Общенаучные методы эмпирического познания (Голубинцев): 1) Научное наблюдение как исходный метод эмпирического познания. Особенности наблюдения: целенаправленность, планомерность, активность. Наблюдение и описание, «описательная» стадия развития науки. По способу проведения наблюдения выделяют непосредственные (визуальное) и опосредованные (с помощью технических средств) наблюдения. Косвенные наблюдения (по видимым проявлениям на приборах – треки и т.д.). 2) Эксперимент как активное, целенаправленное и строго контролируемое воздействие исследователя на изучаемый объект. Эксперимент – сложный метод эмпирического познания, включающий наблюдения и измерения, а также имеющий собственные специфические особенности: позволяет изучать объект в «очищенном» виде, ставить объект в искусственно созданные условия, вмешиваться в изучаемый процесс, активно влияя на его протекание, и, наконец, имеет достоинство воспроизводимости. Формы экспериментов: исследовательские и проверочные, качественные и количественные. Проблема планирования эксперимента, появление новой дисциплины – математическая теория эксперимента. 3) Измерение – процесс, заключающийся в определении количественных значений тех или иных свойств, сторон изучаемого объекта, явления с помощью специальных технических устройств. Единицы измерения: основные и производные. Естественные системы единиц. Виды измерений: статические и динамические, прямые и косвенные.

    Общенаучные методы теоретического познания (Голубинцев): 1) Абстрагирование – восхождение от чувственно воспринимаемых объектов к воспроизводимым в мышлении абстрактным представлениям о них. Абстракция как результат мысленного отвлечения от несущественных свойств изучаемого объекта с одновременным выделением наиболее существенных признаков этого объекта. Абстракции отождествления и изолирующие абстракции. Абстракция не самоцель, а средство к дальнейшему восхождению к конкретному. Восхождение от абстрактного к конкретному как общая направленность научно-теоретического познания. 2) Идеализация как мысленное внесение определенные изменений в изучаемый объект в соответствии с целями исследования. Идеальный (абстрактный) объект (например, материальная точка, абсолютно черное тело). Целесообразность идеализации: для описания свойств и поведения реальных объектов, которые достаточно сложны для имеющихся средств теоретического исследования; для мысленного «очищения» объекта от тех свойств, без которых он существовать не может. Мысленный эксперимент как специфический метод теоретического познания, при котором происходит оперирование идеализированными объектами (например, мысленный эксперимент на соотношение неопределенности Гейзенберга).

    3) Формализация – особый подход в научном познании, который заключается в использовании специальной символики, позволяющей отвлечься от изучения реальных объектов, от содержания описывающих их теоретических положений и оперировать вместо этого некоторым множеством символов (знаков). Яркий пример: символика в математике (алфавит знаков формул и т.д.). Искусственные языки науки и их значение для облегчения познания (пример – математическая логика 19 века, породившая кибернетику).

    Гипотеза как форма и метод теоретического исследования. Структура гипотезы: несколько стадий – 1) ознакомление с эмпирическим материалом и попытка объяснения с помощью уже известных законов; 2) предположение о причинах необъяснимого явления, 3) оценка серьезности предположения и отбор наиболее вероятной догадки,

    4) разворачивание выдвинутого предположения и дедуктивное выведение из него эмпирически проверяемых следствий, 5) экспериментальная проверка выведенных из теории следствий. Метод математической гипотезы как важнейшая разновидность метода гипотезы (Алексеев, Панин).

    Общенаучные методы, применяемые на эмпирическом и теоретическом уровнях познания: 1) Анализ – разделение объекта, мысленно или реально, на составные части с целью их отдельного изучения. Анализ как первый этап процесса познания.

    2) Синтез – соединение воедино составных частей изучаемого объекта, расчлененных в результате анализа. 3) Индукция и дедукция (Алексеев, Панин): Индукция как прием научного мышления – мысль движется от знания частного, знания фактов к знанию общего, знанию законов. Индуктивное умозаключение как следствие индукции, не является достоверным знанием, а только «наводит» на открытие общих закономерностей. Дедукция – прием научного мышления, противоположный индукции, когда мысль идет от общего к частному (процесс логического вывода).

    4) Аналогия и моделирование. Аналогия как подобие признаков и свойств у различных в целом объектов. Сравнение как основа аналогии. Умозаключение по аналогии и его правила (Голубинцев). Выводы по аналогии: модель и оригинал. Моделирование как изучение моделируемого объекта (оригинала), базирующееся на взаимооднозначном соответствии определенной части свойств оригинала и замещающего его при исследовании объекта (модели) и включающее в себя построение модели, изучение ее и перенос полученных сведений на моделируемый объект – оригинал. Виды моделирования: амысленное (идеальное моделирование, например модель атома Резерфорда по типу Солнечной системы),

    б) физическое моделирование (используется для изучения плотин, машин, природных явлений),

    в) символическое (знаковое) моделирование (графики, схемы, номограммы и особый по важности вид знакового моделирования – математическое моделирование),

    г) численное моделирование на компьютере – важно в случаях, где не ясна физическая картина изучаемого объекта.

    Рост научного знания. Научные революции и смены типов рациональности. Рост научного знания: от факта к факту (Голубинцев). Сила науки – в опоре на факты, от чего полностью зависит ее прогрессе, который заключается в установлении новых фактов. Закономерности развития науки: 1) Главная движущая сила науки или источник ее развития – обусловленность потребностями общественно-исторической практики.

    2) Относительная самостоятельность науки.

    3) Преемственность в развитии идей, принципов, теорий, понятий науки, наука как неразрывный исторически целенаправленный процесс: каждая более высокая ступень науки возникает на основе предшествующей ступени.

    4) Постепенное развитие науки при чередовании эволюционных и революционных стадий (см. ниже).

    5) Взаимодействие и взаимосвязь всех отраслей науки, создает условие для всестороннего раскрытия сущность законов природы.

    6) Свобода критики, беспрепятственное обсуждение спорных или неясных вопросов науки, в результате чего преодолевается односторонность взглядов на объекты исследования, вырабатывается единое, наиболее адекватное воззрение.

    7) Дифференциация и интеграция научного знания.

    8) Математизация науки.

    9) Современная наука – особая сила, предопределяющая практику, из дочери производства наука превращается в его мать (Голубинцев). Также для современной науки характерно нарастание абстрактности знания.

    Классификация наук: естественные и общественные (социальные), фундаментальные и прикладные (технические), теоретические и эмпирические и т.д. Синтетические науки (теория информации, синергетика, экология).

    Научные революции и смена типов рациональности. Понятие «парадигма» и ее роль в науке. Томас Кун о структуре научных революций: периоды «нормальной науки» и периоды «кризиса» (смена парадигм). Критика концепции смены парадигм – Имре Лакатос разработал «методологию научно-исследовательских программ»Негативная и позитивная эвристика. Критерии рациональной оценки «прогресса» и «вырождения программы» по Лакатосу (Губин, с. 828).

    Глобальные революции и типы научной рациональности. Историческая смена типов научной рациональности: классическая, неклассическая, постнеклассическая наука (Степин).
      1   2


    написать администратору сайта